Скачать epub pdf 19 мая – память праведного Иова Многострадального. О нем рассказывается в ветхозаветной «Книге Иова». Среди ученых и богословов уже с древних времен идет спор, кто он – Иов Многострадальный? Историческое лицо или собирательный образ? Еврейские раввины Реш-Лакиш и Самуил бар-Нахман считали, что Иова никогда не существовало: «Он не был тварным человеком, но притчею, подобною той, какую Нафан предложил Давиду». Но подавляющее большинство еврейских и христианских богословов были уверены в реальности Иова. Первые ссылались на книгу пророка Иезекииля ( Иез. 14, 13–20 ), а вторые еще и на послание апостола Иакова ( Иак. 5, 2 ) 1 . Неизвестно, правда, где и когда он жил. В книге упоминается земля Уц, но где она находилась, остается только гадать. Может, в Сирии, а может, в Месопотамии 2 . Ну, а время его жизни очень условно относят к патриархальному периоду, чуть позднее Авраама, приблизительно в 19–18 веке до Р. Хр. Написана книга в эпоху после плена, возможно, около 400 года до Р. Хр. В ней еще чувствуется живой еврейский язык, и обсуждается учение о возмездии или Промысле Божием, о котором так много размышляли евреи в плену и позднее. Как действует Бог в мире, и являются ли несчастья в жизни человека наказанием за его грехи ? 3 . Иов твердо говорит «нет»! Его преданность Богу поразительна. Потеряв все имущество, детей и здоровье, он восклицает: «Наг вышел я из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1:21–22 ) 4 . Но вопрос, все-таки, остается! Как понимать Промысл Божий, и как вписываются в божественную педагогику, скорби, беды, болезни и смерть? Попробуем разобраться! Само слово промысл означает старание, попечение, заботу 5 . Самое краткое определение Промысла Божия дал Немезий, епископ Емесский (+ок. 400): «Промысл есть Божественное попечение о существующем» 6 . Конечно, когда мы называем Промысл Божий о мире и людях попечением, то говорим о Боге человекообразно. У нас просто нет более точных слов. А на деле, Промысл Божий совершенно свободен от беспокойства и трудов, обычных для наших забот 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Смерть и Промысл Божий Как свыкнуться с вакханалией смерти? 8 августа, 2014 Как свыкнуться с вакханалией смерти? Всё бывающее с нами попускается от Бога к лучшему устроению нашего душевного состояния для вечного спасения. Преподобный Георгий, Затворник Задонский Человек так устроен, что в детстве он не часто встречается со смертью, как бы не обращает на нее особого внимания. Обычно на ребенка смерть не производит соответствующего ее статусу впечатления. Ведь дитя есть воплощение самой жизни, оно постоянно в движении и поглощено узнаванием окружающего мира. Содержанием своей жизни ребенок отторгает от себя саму идею смерти. С возрастом же смерть всё чаще попадается человеку на его жизненном пути, и он постепенно приходит к осознанию ее некоей значимости и неизбежности, свыкается с этим. То ли это особенность нашего времени, но смерти что-то за последние годы в мире стало очень много. Притом что большая часть человечества живет уже достаточно давно мирной стабильной жизнью, есть континенты, которые просто наслаждаются благоденствием. Особенно много стало смерти насильственной, внезапной и нежданной. Если уход из жизни по старости и болезни человеком воспринимается как нечто закономерное, с чем можно смириться, то смерть внезапная, особенно насильственная, даже людей незнакомых, выглядит противоестественной и непостижимой. Погибают от пуль и снарядов дети, женщины, старики, нередко сразу целыми семьями. То в одной части света, то в другой люди – как правило, молодые – не перестают убивать друг друга: в военных конфликтах (коих немало на планете) или в криминальных разборках за сферы влияния. Падают самолеты, тонут корабли, терпят крушение поезда. В некоторых же странах происходит и вовсе неприемлемое: погибают от пуль и снарядов «безвременно» во множестве и каждый день мирные люди – дети, женщины, старики, нередко сразу целыми семьями. Никто из них не может гарантировать себе рассвет следующего дня. Смерть беспристрастно, не считаясь с планами людей на жизнь, не жалея юности и красоты, совершает жатву свою.

http://pravmir.ru/smert-i-promyisl-bozhi...

свящ. И. Жилов Предисловие составителя Смерть!.. Сколько ужасного и страшного слышится в этом звук для сердца человека – грешника! Чья греховная душа не трепещет при мысли о смерти? Никто не может отрицать того, что большинство из нас – христиан смотрит на смерть, как на известного рода несчастие, как на неизбежное зло, с которым приходится считаться человеку в силу необходимости. И отсюда нисколько не удивительно, что нередко приходится наблюдать такого рода явления: чрезмерный страх и сильный трепет, обнаруживаемые умирающим при переход его в вечность; затем, громкое, раздирающее душу рыдание и безутешную скорбь, граничащую с отчаянием, с которыми, обыкновенно, провожают покойника в могилу; наконец, пышные похороны и созидание великолепных стоящих больших издержек надгробных памятников. Вот, таковы в большинстве случаев обстоятельства, сопровождающая наш переход в загробный мир. И все это ни о чем так наглядно не свидетельствует, как только о слабости нашей веры в бессмертие души, воскресение мертвых и Промысл Божий, если не сказать, прямо о неверии. Св. Иоанн Златоуст , как попечительный архипастырь, ревновавший о нравственном благе своих пасомых, в своих беседах неоднократно касался этих ненормальностей христианской жизни и со всей силою своего ораторского таланта, с глубокой основательностью и замечательной убедительностью развивал свой взгляд, на причины страха смерти и порицал греховные погребальные обычаи, укоренившиеся в жизни христиан его времени. Нам кажется, что в современное христианское общество не может быть названо чуждым страха смерти, далеким от стремления к пышности погребения и к устройству дорогих гробниц, свободным от тех пороков, которые служили предметом порицания в устах св. Златоуста. Поэтому мы и решились, выпуская в свет настоящую книжку, обратить внимание православного общества на прекрасные и вполне верные с христианской точки зрения мысли св. отца, которые разрешают насущные вопросы христианской жизни: Как смотреть христианину на смерть? Что может быть названо худой смертью в глазах христианина? Как должны быть погребаемы христиане и чем мы можем помочь умершим нашим собратиям? Святого отца нашего Иоанна Златоуста учение против страха смерти и пышных похорон

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1 . Господь претерпел за грехи наши распятие и умер на кресте. Почему же такой род смерти Господь претерпел, а не другой? – Конечно, судьбы Божии неисповедимы; но не неуместны тут и благоговейные соображения человеческие. Первая причина сему – злоба нечестивых врагов Господа, которые постарались умертвить своего Обличителя самою злейшею смертию. Но злоба врагов, сама не зная того, делала то, что устроила для спасения нашего рука Господня, рука Отца Небесного. Самое дело спасения нашего требовало крестной смерти. От древа – от древа познания добра и зла – в раю началась и разлилась смерть на весь род человеческий чрез первого Адама; от древа же – древа креста – чрез второго Адама истекает и струится жизнь на весь мир христианский. Притом нужно было Спасителю нашему снять клятву, нужно было Ему переложить ее. Как же мы подвергались клятве? По слову Божию: Проклят всяк, иже не пребудет в словесех закона ( Гал. 3:10 ), – не исполнит заповедей Господних. А как никто не мог исполнить закона во всей его целости, то все и подверглись этой клятве. Как же эту клятву перенести на Спасителя, святых Святейшего, чтобы Он, взяв ее на Себя, уничтожил ее? Особенный Промысл Божий, устрояющий наше спасение, делает вот что: изрекает закон: Проклят всяк висяй на древе ( Втор. 21:23 ). Спаситель наш Иисус Христос возносится на крест и, вися на нем, по этому закону подвергается клятве, терпит, несет эту клятву за нас, снимает ее с нас, уничтожает и избавляет нас от клятвы, быв по нас, или за нас клятвою. Посему-то и нужно было Ему умереть на дереве, вознестись на крест, висеть на нем. Умирает Господь крестною смертию, ибо нужно было для спасения нашего пролитие крови Господней, дабы не только избавить Нас от смерти вечной, но и дать нам живот вечный, да живот имамы и лишше (больше) имамы ( Ин. 10:10 ). Ибо кровь Иисуса Христа не только очищает нас от всякого греха ( 1Ин. 1:7 ), но и дарует нам, вносит в нас жизнь вечную, начало и залог вечной жизни. Ибо на пролитии крови Христовой основывается установление таинства Евхаристии, или причащения, этой бескровной жертвы, чрез которую мы не только очищаемся от грехов, но и получаем залог вечной жизни и обожаемся, делаясь причастниками Божественного естества ( 2Петр. 1:4 ). Пять язв или ран терпит Господь на кресте, как бы в очищение особенно пяти чувств наших, этих входов и исходищ греха. Прободается Господь в ребро: это новый, второй Адам, из ребра Которого, уснувшего сном смерти, творит Господь невесту Его – Церковь , юже стяжа Он кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Венец, хотя и терновый, приличествует Ему как Жениху, на кресте сочетавшемуся с Церковию Своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Он всегда старался быть ближе к народу» Интересные факты из жизни Императора Александра II Владимир Николаев   09:21 02.03.2024 213 Время на чтение 11 минут Фото: Из интернет-источников 1 марта 1881 года (старого стиля) в Санкт-Петербурге народовольцами был убит Император Всероссийский Александр II Романов. Император Александр II – один из великих реформаторов России после Петра I и Екатерины II. Господь попустил ему пройти мученическую смерть. Как злорадно зубоскалили тогда противники Царя в столице – за грехи блуда! Александр II – первый в истории России Царь и глава государства, который был публично, на глазах уличных очевидцев, в самом центре столицы, «взорван» террористами. Мистики подсчитали, что он 13-й по счету Царь из Романовых. Следовательно, дьявольская «чертова дюжина» витала над Царём всю его жизнь. А тут цыганка ему еще нагадала, что он переживет шесть покушений за свою жизнь, а вот 7-е покушение – уже не переживет. Так и оказалось! Цесаревич, 13-летний молодой Николай Александрович Романов, будущий Император Николай II, прибежавший к кровавому телу своего деда, сразу понял и свою судьбу. Как он сам вспоминал, что его, у одра в крови лежащего деда, сразу пронзило, как молния, страшное предчувствие – в будущем я тоже буду убит, как и дед! Мистика… А точнее – Промысл Божий.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/02/on...

     В народе Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный на территории Волжско-Камского государственного биосферного природного заповедника, попросту называют Раифой. Но далеко не все знают, что это название дано ему в память о подвиге веры «преподобных Синайских и Раифских отцев, в Синае и Раифе избиенных». Далекий-далекий IV век… На монахов-подвижников нападают варвары-язычники, и братия принимает мученическую смерть. Через тринадцать столетий после зарождения Раифского монастыря на берегу Красного моря появляется Раифскаяпустынь под Казанью. А в XX кровопролитном веке и в ней происходит избиение верных сынов Церкви – уже современными варварами. Случилось это в 1930 году, день в день с тем трагическим событием в Египте – 27 января, в престольный праздник обители. И пополнился сонм наших небесных заступников: шесть насельников монастыря были прославлены в лике новомучеников и исповедников Раифских. Такая перекличка времен… Сегодняшний день знаменитого монастыря Казанской епархии вмещает в себя и живую память о его истории с пристальным взглядом в прошлое, и труды по благоукрашению храмов, территории, приведению в порядок построек монастырского комплекса. Но главное – укрепляется в нем монашеский дух. Это стало стержнем нашей беседы с наместником обители игуменом Гавриилом (Рожновым). Я решил положиться на волю Божию Отец Гавриил, хотя у Вас за плечами опыт Оптиной пустыни, ставшей Вашим отчим домом в духовном плане, наверное, было непросто в довольно молодом возрасте возглавить монастырь, который прежний наместник на протяжении многих лет поднимал из руин, притягивая, как магнит, к себе людей?      Первые полтора года было действительно трудно. Но я читал во многих интервью, опубликованных и на портале «Монастырский вестник», что практически все вновь назначенные игумены год-полтора переживают трудности становления. Происходит смена обстановки, привыкание к братии, «притирки»… У меня получилось так: в Оптиной пустыни я десять лет нес послушание помощника эконома.

http://pravoslavie.ru/125923.html

иерей Борис Левшенко Раздел 4. О Боге-Спасителе О Боге-Спасителе и особенном отношении его к роду человеческому Содержание учения о Боге-Спасителе Самый первый вопрос – содержание учения о Боге Спасителе. Прошлый семестр мы завершили тем, что рассмотрели грехопадение наших прародителей и его следствия; как вошла смерть в этот мир и каким образом наш мир стал лежащим во зле. Казалось бы, Бог должен был очень разгневаться и отвергнуть народ, который от Него отвернулся, но Он остается. Промыслителем человеческого рода даже после того, как род этот уклонился от истинного пути. Совокупность всех благодатных средств, с помощью которых Господь не только поддерживает нас, но и направляет к спасению, – все это в целом и носит название домостроительства Божия, или смотрения Божия, или икономии. Есть общий Промысл Божий о мире, и мы изучали его, говорили о том, что Бог поддерживает и сохраняет бытие и силу тварей, а с другой стороны, направляет этих тварей к благам целям, а зло, которое проистекает из уклонения от добра, либо пресекает, либо направляет опять к добрым последствиям. Это общее учение о Промысле, и, казалось бы, надо думать о том, чем же выделяется здесь человек, каковы формы Промысла о нем. Тем более что грехопадение человека повлекло за собой и искажение всего мира. Следовательно, необходимо восстановление всего мира. Потому что из-за человека проклята земля, из-за человека возникли страшные искажения в природе, а природа желает быть совершенной (если мы фигурально припишем желания природе, что будет отнюдь не догматическим, а образным выражением, потому что в Откровении нигде не говорится о воле природы). Бог избирает особенные средства для того, чтобы нас поддерживать, помогать нашему исправлению, когда мы находимся в греховном состоянии – если мы сами к этому исправлению стремимся. Эти особеннейшие средства и являются предметом нашего изучения. Во- первых, надо вспомнить, что Бог Всезнающ, поэтому от Бога при творении мира не было скрыто, что человек падет. Поэтому и заранее в отношении нас (а в Боге, в Котором времени нет, предвечно) было и решение о том, каким образом спасти нас. Когда мы говорим об этом, мы говорим о Предвечном совете. Само слово “совет” как будто предполагает некоторое совещание Лиц Св. Троицы, но этого нельзя допустить, потому что у Бога мысль и воля одна. Ни о каком совещании нет речи, но это решение Пресвятой Троицы, и мы должны его какими-то словами выразить. Кроме “совета”, есть еще несколько слов, отражающих суть дела. Но остановимся пока на том, что было Предвечное решение о спасении рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

О скорбях, болезнях и их терпении Временное наслаждение есть наживка на крючке греха, от сатаны закинутая. Временное же страдание есть горькое, но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостию. «Милость Свою Господь мне послал», — говорил отец Иоанн Кронштадтский о своей болезни. Мучение и даже смерть не суть зло. Грех, неведение Бога, нерадение — вот зло, гибель души. Клевету, наказание (когда и бываю невиновен), ос­корбление, гонение, обиду, болезнь, нищету, голод, холод, заточение, труд каторжный — все терпи с благодарностью. Все обязуюсь терпеть Бога ради, оставления грехов и будущаго блаженства с радостию, благодарением. И искушению радоваться следует — и побеждать его, терпением и молитвою к Богу о помощи, благодарить Гос­пода за это искушение, видеть здесь Промысл Божий. Свои скорби, болезнь следует скрывать — будь весел пред людьми; думай: какое им дело до моих скорбей. Кто потерпит досаждения, без труда спасется. Великомученице Варваре Спаситель в ее страданиях дал обетование: «Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем». Христос — Царь наш — страдалец; Он — Царь мучеников, нищих, гонимых. И Царица — Богородица — страдалица. Потерпи — Господь терпел невинно мене ради, и что, неужели зря? Вот и ты терпи. «В терпении обретай мужество», — говорит святой Ефрем Сирин. Терпеть не будешь — бесу жертвою будешь. Терпеть надо все без исключения, принимая то, как от руки Божией. Терпи мужественно все, преодолевай себя. Бога ради неси недуги и крест. Крест свой тяжел, но, преобразясь в Крест Христов — делается легок. Сам Господь говорит об этом: иго… Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф 11, 30). Достигнешь сего, если, даже и каясь, будешь благодарить Христа; от благодарения и славословия — приходит радость. Не ропщи на тяжесть твоего креста, но многократно повторяй: слава Богу! Уповай на помощь Божию. Ведь упование… не посрамит (Рим 5, 5).

http://pravoslavie.ru/35322.html

Протоиерей Александр Шаргунов: «Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы!» 25.05.2023 15:00:20 «Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы!» — говорит святой Григорий Богослов. Христос с плотию Своею, сотканною из нашей плоти и всей плоти земли, взошел в небо Пресвятой Троицы. На заре своего существования человек возмечтал стать богом, устремился взойти на небо живым, но стал землею, которая распадается. Однако оттого что он искал совершенства, хотя, обманутый диаволом, пошел путем греха, разрыва с Богом, — Бог стал человеком, дал «знамения и в глубину, и в высоту», как говорит пророк Исаия (Ис. 7, 11), сошел в глубину ужаса и смерти этого мира, до дна ада, и этой безмерной любовью открыл путь в высоту. Он сошел в глубины земли, — говорит святой Ириней Лионский, — чтобы найти заблудшую овцу, то есть творение, которое Он создал, и принести Своему Отцу этого обретенного человека. На горе Елеонской апостолы видели Его восходящим в земное небо, но Он взошел в небо любви, соединяя Небо небес и земное небо.   Астрономические открытия XVII века показали, что физическое небо пусто, и это явилось соблазном для тех, кто ищет глубину и высоту вовне, в земном небе, на земле. Чего только не предпринимает мир, чтобы достигнуть счастья на земле, — тоже своего рода «земного неба»! Одна революция сменяет другую, но это всегда не более, чем переворачивание «гробов покрашенных», потому что эти усилия отделены от Неба небес. Жизнь человеческая все более погружается в смерть и разделение, однако дары и призвание Божие непреложны, как свидетельствует апостол Павел (Рим. 11, 29). После сорокадневного праздника Пасхи дана нам новая радость — тайна Вознесения, не менее важная, чем тайна Воскресения. Вознесение — завершение Воплощения. Иисус Христос прославленный — теперь одесную Бога Отца. И это значит: в Его Божественной личности присутствует все человечество, каждый из нас, в уже преображенном состоянии. Какое будущее уготовано человеку! И основания этого будущего непоколебимы. Промысл Божий, замысел Его разделить Свое существование, полноту Своей жизни с человечеством начинает осуществляться здесь, преодолевая все преграды. Что вы стоите и смотрите на небо? Перед нами — долгий и высокий путь восхождения человеческой души и человеческой истории.

http://radonezh.ru/2023/05/25/protoierey...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Лев Рыжов (1935–2002) Молю, чтоб ввек не отлучила Меня от веры во Христа Ничья в подлунном мире сила, Ничьи надменные уста. Ни тьма тюрьмы, ни меч, ни пламя, Ни высота, ни глубина, И ни учений новых знамя, Ни гром грозы, ни тишина, Ни падших духов ложь и злоба, Ни человеческая ложь, Ни страх страданий или гроба, Ни перед казнью лютой дрожь. Ни все сребро и злато мира, И ни безумных оргий шум, Ни демоническая лира, Ничей могучий, гордый ум. Ни смерть моих друзей и братии, Ни гибель близких мне святынь, Ни океан людских проклятий, Ни зной безжизненных пустынь. Ни слезы жалостного стона, Ни гнева царственная страсть, И никакой приказ закона, И никакая в мире власть. Пусть никогда, ничто не сможет Меня отринуть от Креста, От веры в чудный Промысл Божий И в милосердие Христа. (1964) Плач Богородицы у Креста Ты, Распятый, висишь пред вратами, Я, рыдая, стою у Креста, Словно ада подземное пламя Жжет мне сердце и сушит уста, Сыне Мой, Мое Сладкое Чадо, Ты угас на Кресте предо Мной, Ненаглядный Мой Свет и Отрада, Умереть Я желаю с Тобой. Как глядеть на Тебя, бездыханна! В ад сведи Свою скорбную Мать, Лишь бы Мне быть с Тобой непрестанно, Твои очи, Мой Сын, целовать. Сник главой Ты под иглами терний И не видишь, не слышишь угроз, Всюду толпы безумные черни Твое Имя клянут, Мой Христос. Не оставь Меня, Слово Господне, Стая стрел Мою душу прошла, Мое сердце, как огнь преисподней, Величайшая скорбь обожгла. (1965) Андрей Вознесенский (1933–2010) Что ж меня отдал толпе? Боже, что же я Тебе сделал? Что я не сделал Тебе? 1975 Не дай нам, Господи, сорваться! Нам слово Божие верни – в мелеющую речь славянства, в горячечную речь Чечни. Чей мальчик в маске или в каске? Он в Нальчике шел в первый класс… Обертывается эхом Кафки братоубийственный Кавказ?! Спать не дают мне безыскусные слова танкиста среди тел: «я не могу наматывать на гусеницы женщин и детей…» 1991 Молитва Спаси нас, Господи, от новых арестов. Наш Рим не варвары разбили грозные.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010