Другого способа войти в свет Божественной благодати не существует. Христос – Божественный Учитель – не от Себя говорит. «Чем отличается человек совершенный от всех прочих людей?» – спрашивает преподобный Силуан Афонский . И отвечает: «Тем, что он ничего не говорит от себя». Кто от Бога говорит, говорит ради Бога, ради славы Божией. Лжеучители ищут славы себе, их ложь и их неправедность проявляется по отношению к Богу, имя Которого Они употребляют во зло, и – по отношению к человеческим душам, которые они обманывают. И мы видим вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвиняют Господа в преступлении исцеления в субботу. Они хвалятся Законом, изображают ревность по нему, но никто из них не исполняет Закона. И при этом они ищут убить Христа, якобы за нарушение Закона. Народ, слушая это, заступается за своих правителей и поносит Христа: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» После этого мы не должны удивляться, когда достойнейших людей поносит толпа. И те, кто Христовы, должны учиться у Господа не мщению, а кротости и терпению. «Не судите по наружности, – говорит Господь, – но судите судом праведным». Те, кто являет себя праведными перед людьми, могут оказаться не таковыми в очах Божиих. Не по положению и не по званию должны мы судить человека, а по верности его правде Божией, по дарам благодати Божией, действующей в нем. И мы видим, как переменчива толпа. Народ знает, сколь враждебно настроены иудейские власти против Христа. И теперь недоумевает, почему Ему позволено явно учить в храме. Может быть, Он, действительно, Мессия? И начальники удостоверились, что Он подлинно Христос? «Но мы знаем, откуда Он пришел, – рассуждают они, – Его дом – в Назарете, все знают Его родителей и родных. Нет ничего таинственного в Его родословной. А Мессия должен появиться внезапно и таинственно, и никто не будет знать, откуда Он». Людям свойственно искать Бога только в том, что чудесно и необычно. Они ни за что не хотят поверить, что Бог может присутствовать в обыденном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Есть изречение, принадлежащее светскому мыслителю, которое довольно справедливо: «Время – это люди». Действительно, что такое время? Что изменилось? Часы стали ходить быстрее или Земля стала иначе вращаться? Все изменяется только в нас, в людях. И все, что вокруг нас происходит, – это также плод человеческой деятельности, внутреннего состояния человека. Неблагоприятное время – это «неблагоприятные» люди. Если кто-то будет по своему духовному состоянию подобен Паисию (Величковскому) , значит, он уже не будет человеком XXI века. Он будет человеком апостольского века. Преподобный Силуан Афонский в ХХ веке или Софроний (Сахаров) , его ученик, стремились к Богу всей душой и достигли высокого благодатного состояния. И нам неизвинительно нерадение. Мы не можем оправдать себя тем, что в наше время никто не понимает, что человек должен быть умом непрестанно соединен с Господом. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают 385 . Если мы не оживотворяемся благодатью, Божественной энергией, которую можем получить только от Господа Иисуса Христа через непрестанное умственное прилепление к Нему, – мы засыхаем и в конечном счете сгораем. Нас начинает жечь огонь наших страстей, ибо мы оказываемся совершенно «сухими», «пригодными» для огня страстей, огня греховности и безнравственности. Тогда даже и таинства не приносят нам пользы. В одном из посланий апостол Павел говорит, что кто ест Тело Христово и пьет Кровь Христову без рассуждения, в осуждение себе ест и пьет 386 . «Без рассуждения» – значит, не подготовившись. Когда человек, будучи в грехах, не покаявшись, не исправившись, причащается, тогда это ему бывает в осуждение. Таким образом, таинство может оказаться нам во вред. Не потому что таинство само вредно, но потому что мы делаем себя недостойными его и благодать Божия нас наказывает. Лучше, конечно, чтобы Бог нас наказал в этой жизни, чем в будущей. Но еще лучше было бы, если бы Бог нас облагодатствовал, усовершил через причастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

За беззаконное пьянство и разврат Бог нашлёт инородцев в Россию , говорил св блаженный Иоанн Власатый. Какой будет Россия и будет ли, зависит от наших молитв и действий. Разрушение нравственности, промышленности, образования, здравоохранения, сельского хозяйства, растущая наркомания, аборты, пустеющие деревни, закрывающиеся школы – разве таким должен быть выбор? Россия выстоит и будет побеждать по вере нашей. События на Украине – наглядный и трудный урок. « Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете » (Лк. 13: 4-5). Как себе и людям помочь? Для начала – не грешить. Каждый наш грех – как выстрел им в спину. Даже самый малый грех влияет на судьбу мира , говорил наш соотечественник, преподобный Силуан Афонский. Борьба с воровством, коррупцией, враньём или другой язвой общества станет эффективной лишь тогда, когда будет проводиться не только в нравственном или правовом, но, как должно, в духовном поле, как борьба с личным грехом, с нарушением конкретных заповедей. Осознание этого, исповедь и покаяние привлекут на нашу сторону Христа Бога и с Ним, и только с Ним, в Его Церкви и её таинствами эти язвы можно исцелить. Надо стараться по совести делать то, что от нас зависит, использовать всякую возможность для свидетельства веры и своего спасения. Но жизнь по правде, а значит по Богу, всегда требует усилий, ВЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ, порой требует настоящего исповедничества. Такое свидетельство об истине, о Христе, есть миссионерство истинное. Старец Паисий как-то сказал: «Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать. Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать – легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд». Нужен духовный труд, очень искренним и удивительным примером которого является настоящий крестный ход. Здесь Бог даёт возможность видеть кто есть кто на деле, даёт возможность увидеть себя, найти единомышленников.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/13/go...

Завершим наш очерк молитвенным назиданием современного учителя кротости, преп. Силуана Афонского: «Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня. Где ты обитаешь, смиренная душа; и кто в тебе живёт; чему уподоблю тебя? Ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех. Тебе принадлежит земля кротких, по слову Господа. Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь. Тебя любят небо и земля. Тебя любят святые Апостолы, Пророки, Святители и Преподобные. Тебя любят Ангелы, Серафимы и Херувимы. Тебя смиренную любит Пречистая Матерь Господа. Тебя любит и радуется о тебе Господь» («Преп. Силуан Афонский », стр. 130). Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся Все мы заботимся о хлебе насущном, дабы поддержать наши физические силы. Но голодный думает о хлебе постоянно, всюду его ищет. Истомившийся от жажды готов что угодно променять на стакан холодный воды, готов заплатить любую цену за глоток свежей воды. Точно так же должен христианин искать небесный хлеб и воду живую, которая навсегда духовно утолит его духовную жажду. Вся жизнь человека должна состоять из искания, — алкания и жажды правды, и через это искание обретёт он праведность. Принимая крещение от Иоанна Предтечи, Христос назвал правдой исполнение Закона Божия, т.е. того, в чём заключается истина: Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ( Мф.3:15 ). В четвертой Заповеди Блаженства Христос обещает блаженства тому, кто мучительно негодует на всякую неправду (грех) и пламенно ожидает торжества истины. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавшись от грехов, жили для правды ( 1Пет.2:24 ). …Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? - наставляет Спаситель Своих последователей, — потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам ( Мф.6:31-33 ).

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

Значит, эта жажда – особой природы. «Общение выходит за пределы органической природы, оно есть духовный феномен. Выход из одиночества есть выход в Дух» ( Н. Бердяев ). У мира нет Воды Живой, которая способна ее утолить, чтобы не жаждать вовек. Поэтому нужно прийти к Источнику Живой Воды. Что значит для человека общаться с Богом? Это, во-первых, – пойти на риск взыскания Его близости, на риск предстояния; вовторых, должна произойти встреча с Богом и, наконец, должен совершиться брак души со Христом – Сыном Божьим, чтобы началась жизнь вдвоем, жизнь вечная. Когда человек осознает, что Бог является источником жизни, что без Него жизнь – не жизнь, а умирание, тогда он может принять всерьез это решение жить с Богом. Об этом говорят евангельские притчи. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то ( Мф 13:44 ). Когда душа увидит Бога, возрадуется Его милосердию и уже ничего другого не может и не хочет любить так, как полюбила Господа. Она прилепляется к Богу, как ребенок к любящей его матери, и нет такой силы на свете, которая могла бы ее оторвать от Господа. Человек отдает Богу все, чтобы всегда видеть Его, слышать Его. Он входит в такое состояние свободы, которое позволяет действовать Творцу. «Господи, Сам во мне живи, Сам говори, Сам действуй». Так умел жить и общаться с Богом преподобный Силуан Афонский , великий подвижник веры ХХ столетия. В благоговении предстоя пред Господом, он умел сходить в глубину неземной тишины, безмолвия, чтобы слышать голос Бога. «Скучает душа моя по Тебе и не может найти Тебя. Ты видишь, Господи, как влечется она и плачет, ища благодати Твоей. Ты восхотел и дал мне ее, и снова Ты восхотел и взял ее от меня. Когда я не знал ее, то и просить не мог. И как могу я просить того, чего не знаю? Но теперь молю Тебя, потому что душа моя познала Тебя, и усладилась Духом Твоим Святым, и возлюбила Тебя, Создателя своего». В общении преподобного Силуана с Богом не было воображения, которое препятствует Духу Святому войти и вселиться в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

И Господь ведет людей ко спасению одному Ему вéдомым путем. Он избирает Авраама и созидает Израиля. Дает этому «избранному Своему» десять Синайских заповедей, научающих основам богоугодной жизни, основам любви-милосердия и самоотдачи. Это были как бы первые ступени той лестницы, по которой человек вновь может взойти на высоту, откуда он ниспал, взойти от земли к небу и приблизиться к Богу. Но правда Божия не нашла своего целостного воплощения в любви до пришествия Спасителя. Хотя уже множество прикровенных, а иногда и довольно ясных указаний на преимущество любви в Законе Божием было дано и в ветхозаветные времена. Приверженцы духовности сумели сформулировать основной духовный смысл всех заповедей в две основные: «люби Господа» и «люби ближнего». Их и привел Иисус Христос в своем ответе на вопрос фарисея. Действительно, возлюбивший Господа вполне естественно станет исполнять все, чтобы угодить Ему: у любящего Бога не возникнет и мысли о поклонении кому-то или чему-то иному. Из любви к Богу проистекает и благоговейное почитание имени Божия, и неуклонное исполнение Его заповедей. Истинно возлюбивший Бога, безусловно, не сможет не любить ближнего. « Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? » ( 1Ин. 4:20 ). Да и не только ближнего, но и вообще все творения Божии. «Листок на ветке зеленый; и ты сорвал его без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок; жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить», – говорил преподобный Силуан Афонский . Любящий Бога и ближнего ради Бога никогда не станет убийцей, вором, клеветником, прелюбодеем, завистником, так как исполнение заповедей Божиих не будет для него проблемой. « Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его » ( 1Ин. 5:3 ). Но абсолютное исполнение Закона могло совершиться и совершилось только во Христе Иисусе. Господь наш Иисус Христос, воплотивший Собой всякую правду Божию, открыл ее для людей, сделал благодатной нормой отношений. Эта норма состоит в том, что правда Божия, носящая имя «Любовь», должна навсегда утвердиться в отношениях человека с Богом, и ближними, и со всей тварью, т.е. возродить утраченный рай.

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» ( Иак.3:1–2 ). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский , – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог. Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение он ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И на небе и на земле Господь познается только Духом Святым, а не от науки. И дети, которые совсем не учились, познают Господа Духом Святым. Святой Иоанн Креститель, когда был еще во чреве матери, ощутил пришествие Господа. Симеон Столпник лет], Дивногорец, был семилетним мальчиком, когда явился ему Господь, и он познал Его. Преподобный Серафим был в совершенном возрасте [память 24 мая], когда Господь явился ему во время литургии. А Симеон Богоприимец был глубоким старцем, когда познал Господа, приняв Его на руки свои. Так Господь применяется к нам, чтобы больше утешить всякую душу. Любовь Господня познается не иначе, как Духом Святым; а мирная душа, которая хранит чистую совесть, из творений познает Бога, что Он создал небо и землю. Но и это - дело благодати, хотя и малой еще; а без благодати ум наш не может познавать Бога, но все влечется к земному; к богатству, к славе, к наслаждениям. Как любовь Иисуса Христа, так и страдания Его были столь велики, что мы не можем их постигнуть, потому что мало любим Господа. Но кто больше любит, тот больше может разуметь и о страданиях Господа. Есть любовь малая, есть - средняя, есть и совершенная; и чем совершеннее любовь, тем совершеннее познание. Вообще каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа; ибо как можем мы думать и рассуждать о том, чего не видели, или о чем не слышали и чего не знаем? Вот святые говорят, что они видели Бога; а есть люди, которые говорят, что Бога нет. Ясно, что они так говорят потому, что не познали Бога, но это совсем не значит, что Его нет. Святые говорят о том, что действительно видели и знают. Они не говорят о том, чего не видели. Не говорят, например, что видели лошадь, длиною с версту, или пароход, длиною десять верст, чего нет. И я думаю, что если бы Бога не было, то о Нем и помину не было бы на земле; но люди хотят жить по своей воле, и потому говорят, что Бога нет, и этим они доказывают, что Он есть. И у язычников душа чувствовала, что Бог есть, хотя они и не знали, как почитать истинного Бога. Но Дух Святой научил святых пророков, потом апостолов, потом святых отцов и епископов наших, и так истинная вера дошла до нас. И мы познали Господа Духом Святым, и когда познали, то душа утвердилась в Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И нам, грешным, для того чтобы почувствовать высоту святости, важно ощутить близость к преподобным отцам и матерям через общие немощи. Даже описание того, как лечили подвижников доктора, какие препараты им прописывали, приближает нас к святым. Таким путем мы делаем поразительное открытие: оказывается, святые были, как и мы, плоть носящие человеки, но они смогли принять крест болезни как крест Христов. Преподобный Амвросий говорил: «Жестокие телесные болезни гораздо тяжелее скорбей. Ибо в скорбях человек может находить утешение в молитве, а в тяжелой болезни телесной он подчас и этого утешения бывает лишен». Если задаться целью составления по русским святцам списка болезных страдальцев, он будет очень длинным. Но не только русские святые и не только в последние столетия истязались бо-лезнями. Еще апостол Павел писал: «…дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» ( 2Кор. 12:7-9 ). От апостольских времен и до сего дня подвижники преодолевали болезни отказом от саможаления. Святитель Феофан Затворник емко выразил большую значимость телесной немощи для православного христианина: «Где кончается саможаление, начинается спасение». Святые принимали болезни как источник смирения. Поэтому они даже радовались болезням и просили Бога не отнимать их. Исцеляя людей, сами они часто были пожизненно прикованы к постели, слепы, горбаты, хромы… Такое состояние не давало возможности надеяться на свои силы, свои подвиги. В житиях подвижников удивляет то, что и при тяжелейших недугах они не оставляли ни поста, ни молитвенного бдения, ни доброделания, ни физических трудов. Они не дорожили сей временной жизнью. И — диво дивное — Господь даровал многим таким страдальцам долголетие, а иногда и чудесную победу над болезнью. Например, преподобный Силуан Афонский долгие годы мучился страшными головными болями, но они не мешали ему молиться за весь мир.

http://azbyka.ru/fiction/rodnites-s-nebe...

И получаю ответ в душе: -Держи ум свой во аде, и не отчаивайся. С тех пор я стал так делать, и душа моя обрела покой в Боге. Душа моя от Господа учится смирению. Господь непостижимо явился мне и усладил душу мою любовью, но потом скрылся, и она теперь влечется к Нему день и ночь. Он Милостивый, Добрый Пастырь взыскал меня, овцу Свою, уже раненную волками, и разогнал их. Знает душа моя милость Господа к грешному человеку, и истину пишу пред лицом Божиим, что все мы грешные спасемся, и ни одна душа не погибнет, если покается, ибо Господь так благ по естеству, что невозможно описать этого никаким словом. Обратись ко Господу душой и скажи: «Господи, прости меня», и не думай, что Господь не простит: Его милость не может не прощать, и Он сразу прощает и освящает. Так Дух Святой учит в нашей Церкви. Господь есть любовь. «Вкусите и видите, яко благ Господь», говорит Писание (Пс. 33). Душа моя вкусила сию благость Господню, и рвется дух мой к Богу день и ночь ненасытно. Стану писать о любви Божией, сытости не знаю в этом, ибо пленяется душа моя памятью о Боге Вседержителе. От Духа Святого истекает любовь, и без этой любви никто не может разуметь о Боге, как должно. Духом Святым познается любовь Божия к нам, которую изливает Господь на Своих рабов, чтобы молились они за народ. И я не знал бы этого, если бы не научила меня благодать. Но вы не подумайте, что я в сильной благодати, или что я - в прелести. Нет. Я только познал благодать в совершенстве, а живу хуже последнего темного мужичка. Я - схимонах, но недостоин этого звания. У меня только желание спастись, подвигов же нет никаких. Но Господь дал мне вкусить благодать Святого Духа, которая учит душу знать путь Божий, ведущий в Царствие Небесное. Скорблю я, что живу нерадиво, но лучше не могу. Знаю, что я скудоумный, малограмотный и грешный, но вот, Господь любит и таких, и потому всею силою влечется душа моя работать Ему. О, какая милость Божия. Я такой мерзкий и скверный человек, а Господь так (много) любит меня. Но Он - Сама Любовь, и всех так любит, и милостиво зовет к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас». Сей покой в Духе Святом получает смиренная душа за покаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010