Алексия (12 февраля 1378 г.) (Кучкин. Сергий Радонежский. С. 87–88). О времени создания Спасо-Андроникова монастыря см.: Беляев. Древние монастыри. С. 188–190. Основанию Борисоглебского монастыря, ранняя история которого тесно связана со Спасо-Каменным под Вологдой, посвящена отдельная повесть, составленная в 1-й пол. XVI в.: Повесть о Борисоглебском монастыре (около Ростова) XVI в./Сообщ. Хр. Лопарева. СПб., 1892 (ПДПИ. Вып. 86); см. также: Ключевский. Древнерусские жития. С. 280–281; Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 222–223. Предание об основании Георгиевской пустыни прп. Сергием в 1365 г. вызывает сомнения в своей правдивости, поскольку некоторые исследователи оспаривают достоверность самого путешествия радонежского игумена в Нижний Новгород с поручением от свт. Алексия (Кучкин. Дмитрий Донской. С. 119–120; подробнее см. комм. Возможно, предание возникло в то время, когда пустынь была приписана к Троице-Сергиеву монастырю (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877 [репринт: К¸льн—Вена, 1990]. Стб. 726. III. 688). В последнее время было высказано мнение о том, что речь в данном случае идет не о создании, а лишь о возобновлении существовавшего уже в сер. XIV в. монастыря, упоминаемого в духовных грамотах московских князей как «Богородица на Крутице» (Кучкин. Сергий Радонежский. С. 82–83; ср.: Беляев. Древние монастыри. С. 180–185). Предание о создании прп. Сергием второго монастыря на Дубенке имеет позднее происхождение (Кучкин. Сергий Радонежский. С. 89–90). Подробнее о прп. Сергии и начальной истории Троицкого монастыря см.: Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1892. О хронологии жития прп. Сергия и датировке в нем отдельных событий, изложенных прп. Епифанием Премудрым без прямой последовательности, см.: Кучкин. Сергий Радонежский. С. 75, 79. О ранней истории древнейших московских монастырей см.: Беляев. Древние монастыри. С. 152–215. О монастырях и монастырской жизни в Тверском княжестве XIV в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Никон Радонежский Никон Радонежский (+ 1426 ), игумен , преподобный . Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского Память 7 июля , 27 сентября , 17 ноября , в Соборах Владимирских , Московских и Радонежских святых Родился в Юрьев-Польском . Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ . Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому . Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин . Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершеннолетия он был рукоположен в сан священника . Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: " Хорошо, что ты пришел, чадо Никон " , и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре , а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+1407).

http://drevo-info.ru/articles/11655.html

К.А. Аверьянов Глава 7. Куликово поле Споры историков относительно времени прибытия Киприана в Москву. Определение точной даты этого события. Подготовка к нашествию Мамая, его начало. Благословение Сергием Радонежским великого князя на борьбу с татарами. Сомнения исследователей в реальности этого факта биографии преподобного. Выяснение точной даты данного свидания и хронологии похода Дмитрия Донского на Куликово поле. Троицкий Стихирарь – описание событий в обители в это время. Приезд великого князя в Троице-Сергиев монастырь после Куликовской битвы. Основание Успенского Шавыкинского монастыря. Вопрос о датах основания коломенского Бобренева и Николо-Угрешского монастырей Если задаться целью определить, какой год из всех слагающих XIV столетие в русской истории стал определяющим для последующих судеб страны, ответ будет, бесспорно, один – 1380-й, год Куликовской битвы. Уже из школьных учебников мы узнаем о благословении Сергием великого князя Дмитрия, походе русской рати на Дон, поединке русского и татарского богатырей Пересвета и Челубея, о внезапном ударе в тыл татарам засадного полка князя Владимира Андреевича Серпуховского и боярина Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Но за всеми живописными подробностями 1380 г. как-то ускользает другая, гораздо более важная сторона деятельности троицкого игумена – его вклад в дело укрепления единства Русской церкви, чтобы она встретила близившуюся грозу татарского нашествия единой и сплоченной, а не разделенной на две противоборствующие части. Исследователи практически не обращают на эту тему внимания, виной чему являются сложности в хронологии русского летописания. После рассказа о примирении великого князя Дмитрия с Сергием Радонежским и основании Дубенского Успенского монастыря Рогожский летописец сообщает следующее: «Тое же зимы князь великии Дмитреи Ивановичь посла игумена Феодора Симоновскаго, отца своего духовнаго, въ Киевъ по митрополита по Кипреяна, зовучи его на Москву къ собе на митрополию, а отьпустилъ его о велицемъ заговение». Несмотря на то, что великий князь ранее уже дважды изгонял митрополита из Москвы, Киприан, понимая всю важность и ответственность момента, решился ехать, и «въ четвертокъ 6 недели по Велице дни, на праздникъ Вознесениа Господня, прииде изо Царяграда на Русь пресвященныи Киприанъ на митрополию свою ис Киева на Москву. Князь же велики Дмитреи Ивановичь прия его съ великою честию и весь градъ изыде на сретение ему. И бысть въ тьи день оу князя у великаго пиръ великъ на митрополита, и радовахуся светло» 821 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В настоящее время (2004 г.) храм находится в процессе строительства. Наружная отделка храма и декор его интерьеров еще не завершены. Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» был создан по благословению Управляющего Новосибирской епархией епископа (ныне — Митрополита Новосибирского и Бердского) Тихона в 1992 году. Первоначально богослужения совершались в помещении ЖЭКа, однако вскоре, из-за увеличившегося числа прихожан, пришлось искать новое, более просторное помещение. Несколько лет, пока не было закончено строительство храма, богослужения совершались в здании бывшего детского сада, переданного Приходу (ул. Народная, 75). В 1994 году епископом Тихоном был освящен закладной камень на месте будущего храма. 19 мая 1998 года была совершена первая Литургия в нижнем храме во имя Праведного Иоанна Русского, исповедника, а 10 декабря 1998 года, в престольный праздник, — в главном храме. Храм создавался по проекту архитектора П.А. Чернобровцева. 25 июля 2000 года епископом Сергием (Соколовым) был совершен чин полного освящения храма. Главный храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение — Абалацкая», нижний храм — во имя святого Праведного Иоанна Русского, исповедника. Престол в главном храме освящен епископом Сергием (Соколовым), антиминс освящен архиепископом Тихоном (Емельяновым) 20 июня 2005 года. Антиминс в нижнем храме (во имя Праведного Иоанна Русского, исповедника) освящен епископом Сергием (Соколовым) 6 апреля 1996 года. В храме находятся чтимые святыни, иконы с частицами мощей и отдельные ковчежцы с частицами мощей угодников Божиих, святых: апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, священномученика Владимира, митрополита Киевского, святителя Филарета Московского, святителя Иннокентия Московского, святителя Иоанна Тобольского, благоверного и великого князя Александра Невского; святых отцов Киево-Печерских: священномученика Лукиана, преподобного Агапита врача, преподобного Алипия иконописца, преподобного Моисея Угрина, преподобного Иосифа многоболезненного, преподобного Феофила, Христа ради юродивого; святого праведного Иоанна Русского, исповедника.

http://sobory.ru/article/?object=04431

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное прп. Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. В нем сообщается, что за год до смерти 1-го троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них И., «рекомый Якута» (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 гг., поскольку ок. этого времени настоятелем мон-ря стал прп. Сергий (см. различные датировки поставления прп. Сергия игуменом: 1354 г.- Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 33; лето-осень 1353 г.- Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78). Возможно, И. пришел в обитель в сер.- 2-й пол. 40-х гг. XIV в. Он скончался, по-видимому, до нач. 80-х гг. XIV в., т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что И. исполнял в Троице-Сергиевом мон-ре важную должность «посолника»: по разным вопросам братия его из обители «отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися» ( Клосс. Т. 1. С. 321). Помощь Троице-Сергиев мон-рь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты, владевшей землями, на которых стоял мон-рь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, И. посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж, но и Москву. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) И. наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре в кон. XVI-XVII в. Имя И. не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция к-рого содержится в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. 43. Л. 12, нач. XVII в.). Описание облика И. не встречается в иконописных подлинниках XVIII в. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в кон. XIX в. И. почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена .

http://pravenc.ru/text/200175.html

Раба Божья, Елена 2015/05/28, 10:26:16 О, Преподобный Сергий Радонежский, услышь молитву матери , прошу тебя от всего сердца и от всей души, Помоги моей дочери рабе божьей Елене, в миру Алёне, 28 мая 2015 успешно написать сочинение по русскому языку и сдать ЕГЭ на высокие баллы! Очень прошу тебя Преподобный Сергий Радонежский помоги ей в трудную минуту, направь её мысли на верный путь, пусть темы сочинений будут для неё легкими и она быстро с уверенностью и безошибочно напишет сочинение и правильно ответит на все вопросы билета! Будь с ней и поддержи мою дочь, пусть ей попадутся легкие темы на которые она знает точные ответы и выполнит все задания легко и правильно. Пошли ей благосклонность преподавателя, здоровья, уверенности в своих знаниях, ясности ума, твёрдую память, сообразительность, физическую и Духовную Силу. С подвигни её на правильный ход мыслей при написании сочинения, направь её руку на правильное письмо. Помоги ей сдать экзамены на отлично! Преподобный Сергий Радонежский верую в тебя ,в твою силу и скорую помощь. Умоляю тебя Сергий Радонежский ПОМОГИ! Не оставь в трудный день, в трудный час, в трудную минуту! 2015/05/28, 10:26:03 Преподобный Сергий Радонежский! Молю тебя, помоги моей дочери, Рабе Божией Христине, благополучно сдать экзамен по русскому языку 28 мая 2015 года.Вразуми ее вспомнить правильные ответы, получить знакомую тему сочинения и отлично ее раскрыть.Моли Господа нашего о том, чтобы ПОСЛАЛ ЕЙ УДАЧУ, она не волновалась и отлично справилась со всеми заданиями.Помоги Христине быть внимательной и уверенной.Пусть проверяющие будут благосклонны к ней и поставят высокие баллы.Благодарю тебя, Преподобный Сергий. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь. 2015/05/28, 10:23:38 Святой Сергий Радонежский! Молю Тебя, помоги моему сыну, Рабу Божию Алексею сдать сегодня 28 мая 2018 года достойно ЕГЭ по русскому языку. Прошу Тебя не оставь Алексея в трудную минуту , будь рядом с ним . Матерь Божия не оставь моего сына Алексея ,помоги ему в трудную минуту вместе со Святым Сергием Радонежским!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы " Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице " . Конец XVII века (СПГИАХМЗ) Иаков посолник, Якут, Троицкий, Радонежский ( XIV в.), один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря , преподобный Память 23 октября (Радонеж.) и в Соборе Радонежских святых Основным источником сведений об прп. Иакове является Житие прп. Сергия Радонежского , написанное прп. Епифанием Премудрым около 1418-1419 годов. В нем сообщается, что за год до смерти первого троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них Иаков, " рекомый Якута " (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 годов, поскольку около этого времени настоятелем монастыря стал прп. Сергий Радонежский . Возможно, Иаков пришел в обитель в середине - второй половине 1340-х годов. Он скончался, по-видимому, до начала 1380-х годов, т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что Иаков исполнял в Троице-Сергиевом монастыре важную должность " посолника " : по разным вопросам братия его из обители " отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися " . Помощь Троице-Сергиев монастырь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты , владевшей землями, на которых стоял монастырь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, Иаков посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж , но и Москву. В " Описании о российских святых " (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) Иаков наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом монастыре в конце XVI-XVII веков. Имя Иакова не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого содержится в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мужского монастыря . Описание облика Иакова не встречается в иконописных подлинниках XVIII века. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в конце XIX века Иаков почитался местно . 

http://drevo-info.ru/articles/13680399.h...

Между В. А. и прп. Сергием существовали отношения взаимной приязни и дружелюбия. Между 1372 и 1374 гг. умерла вдова Иоанна Калиты Ульяна. Ее владения были поделены между Димитрием и В. А. Вел. князю достались 2/3 владений Ульяны, удельному князю - 1/3. В числе волостей, отошедших к В. А., оказался Радонеж, где преподобные братья Сергий и Стефан († после 1377) основали Троице-Сергиев мон-рь . Правитель Серпухова стал ктитором Троицкого мон-ря. Рассказы о посещении обители неким князем, отраженные в различных редакциях Жития прп. Сергия Радонежского, имеют в виду именно В. А. Князь сравнительно часто приезжал в мон-рь, вел длительные беседы с прп. Сергием, одаривал монастырскую братию, оставляя ей корм и припасы. По-видимому, преподобный стал духовником В. А., при посредстве к-рого с прп. Сергием познакомился и вел. кн. Димитрий, к-рый также сделал троицкого игумена своим духовным отцом. Прп. Сергий был призван на общекняжеский съезд в Переяславле Залесском в кон. 1374 г., где решались вопросы войны и мира с Ордой и была достигнута договоренность о военном союзе и совместных действиях большинства правителей Сев.-Вост. Руси в случае нападения на них Мамая. Преподобные Сергий и Никон Радонежские (слева), прп. Афанасий Высоцкий и кн. Владимир Андреевич. Миниатюра из вкладной книги серпуховского Высоцкого мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 10) Преподобные Сергий и Никон Радонежские (слева), прп. Афанасий Высоцкий и кн. Владимир Андреевич. Миниатюра из вкладной книги серпуховского Высоцкого мон-ря. 1648 г. (СИХМ. Инв. N 1673. Л. 10) Открытый разрыв с Ордой произошел раньше, чем предполагали рус. князья. В марте 1375 г. в Тверь из Москвы бежали недовольные вел. кн. Димитрием боярин И. В. Вельяминов и богатый купец Некомат, хорошо осведомленные о планах московских правителей. Тверской князь немедленно послал этих перебежчиков к Мамаю за великокняжеским ярлыком, а сам поехал договариваться с Ольгердом. 13 июля Некомат привез из Орды ярлык тверскому князю, к-рый сразу же начал войну против вел. кн. Димитрия. В Москве был объявлен сбор войск всех союзных князей, в их числе был и В. А. В кон. июля они выступили в поход. 5 авг. была осаждена Тверь, 1 сент., не выдержав осады и не дождавшись обещанной помощи от Орды и Литвы, Михаил капитулировал. Победители - московские князья Димитрий и В. А., их союзники - правители княжеств Сев.-Вост. Руси и Верховских земель, а также Вел. Новгород торжествовали победу. Тверское княжество было разорено. Согласно мирному договору, его правитель был вынужден навечно отказаться от притязаний на Владимирское великое княжество и Вел. Новгород, тверской князь был низведен до положения вассала московских князей и должен был действовать в русле московской политики. Орда и Литва на время лишились важного союзника.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Разделы портала «Азбука веры» 25 Мар 2024 Фото: Vladimir d’Ar, vladimirdar.livejournal.com В Москве нашли икону, вероятно, из снесенной Спасской часовни Кремля МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. Икона “Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским”, находящаяся в храме Василия Блаженного, может происходить из Спасской часовни Московского Кремля, сообщили в пресс-службе Государственного исторического музея. “С большой долей вероятности можно предположить, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века. Часовня находилась в ведении священников Покровского собора, которые ежедневно служили в ней молебны, заботились об украшении и поновлении святынь”, — приводятся слова генерального директора Исторического музея Алексей Левыкина. Икона XIX века “Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским” отличается значительными размерами (215×140 см) и выразительностью письма. Обстоятельства появления иконы в Покровском соборе до конца не ясны, как и других святынь, которые оказались в храме в годы антирелигиозных кампаний, возможно, это произошло после сноса часовни в 1925 году. “Многие десятилетия почитаемый образ Спасителя из часовни считался утраченным. Благодаря обретению и реставрации иконы на Спасской башне появилась возможность провести сравнительный анализ надвратного образа и иконы из часовни, которая являлась его копией (списком). Оказалось, что обе иконы имеют практически одинаковые размеры (надвратный образ – 220×150 см). Иконография иконы из часовни весьма точно повторяет надвратный образ, напоминая о чудесном видении праведным московским подвижникам”, — цитирует пресс-служба заведующую музеем “Покровский собор” Татьяну Сарачеву. По ее словам, когда летом 1521 года Москву осаждали войска крымского хана Магмет-Гирея, митрополиты Петр, Алексий, Иона и другие святые покровители Москвы покидали Кремль через Фроловские (Спасские) ворота, унося с собой икону Владимирской Богоматери и другие святыни. По преданию, вскоре после чудесного избавления Москвы над проездом Фроловских ворот Московского Кремля был выполнен образ Спасителя с припадающими к его ногам Сергием и Варлаамом, который считался чудотворным и пользовался особым народным почитанием, что стало одной из причин последовавшего в 1658 году переименования Фроловских ворот в Спасские.

http://azbyka.ru/news/v-hrame-vasilija-b...

Русская церковно-этническая общность, согреваемая лучами Радонежа, должна была перерастать политические границы (как не имеет границ Вселенская Церковь). В этом был предмет несогласия между Сергием и Дмитрием Донским и суть «смуты на русской митрополии» в 1378—1389 гг. Князь желал превращения Русской Церкви в этническую, существующую строго в пределах тогдашней Руси, собираемой вокруг Москвы. Это значило, что от древней русской митрополии должна была быть отсечена огромная территория, занятая в XIII—XIV вв. Литвой, — Литовская Русь, где уже формировались зародыши малороссийского и белорусского субэтносов. Сергий решительно восстал против этого княжьего помышления. Народ, который акцентирует свою этничность в ущерб церковности, никогда не поднимется выше собственной головы, не станет народом святых. Лишь народ-Церковь способен к мирному собиранию в себе любых этнических групп, к безболезненному прививанию новых ветвей-этносов к стволу-нации — как это происходило в XIV—XIX столетиях. К созданию цивилизационного организма, чьим политическим воплощением является империя. Русские — имперский народ, взращенный Сергием Радонежским под сенью Святой Троицы. И очень вовремя взращенный, чтобы меньше чем через век суметь перенять у погибшей Византии имперскую державность. Обширная Святая Русь пошла от маленькой Троицкой обители в радонежских лесах, обустроенной Сергием. Икона Живоначальной Троицы, установленная в монастырской церкви, стала «чертежом», по которому должна была собираться и воссоздаваться Русь. Молитвенное «взирание на святую Троицу», побеждающее «страх ненавистной розни мира сего», делалось ключом к пониманию народа-Церкви и мотиватором действий в нужном направлении. Сергий распространил по русским землям храмы во имя Св. Троицы как зримое выражение «русской идеи», русской сверхценности. Он научил русских взирать на Св. Троицу, видеть ее умнЫми, духовными очами. Научил видеть в Церкви подобие Триединства и соединил народ Церковью, создав православную цельность Руси. «Люди, вступившие в Церковь и возлюбившие друг друга, подобны Трем Лицам Пресвятой Троицы», — через века вторил Сергию архиепископ Иларион (Троицкий).

http://pravoslavie.ru/71361.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010