Но мы взираем в будущее с верой и надеждой на Возлюбившего ее Господа Иисуса. В своем историческом шествии Церковь всегда вдохновлялась пророческими словами ветхозаветного евангелиста — пророка Божия Исаии, обращенными к ней — Новому Израилю — и звучащими сегодня на удивление современно и ободряюще. Прислушаемся и мы к этим словам: «Ныне же так говорит Господь: Не бойся, ибо Я искупил тебя Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя, ибо Я Господь, Бог твой, Спаситель твой. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою!» (Ис. 43:1-5). Благодарю всех за внимание и приглашаю всех к обсуждению как тех вопросов, которые я сегодня уже успел затронуть, так и иных, волнующих вас и вашу паству. Да благословит Господь наши труды — во славу Его имени и на благо Его Церкви! 1 — Письма были направлены: Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну; Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу; Святейшему Патриарху Грузинскому Илии; Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию; Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу; Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту; Блаженнейшему Архиепископу Албанскому Анастасию; Блаженнейшему Митрополиту Польскому Савве; Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу; Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону; Блаженнейшему Митрополиту Охридскому и Македонскому Стефану; Папе Римскому Франциску; Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Святитель Савва Сербский Хиландарский устав     Святитель Савва Сербский Хиландарский устав Святитель Савва     Вводная часть Письменный устав жизни в монастыре Пресвятой Богородицы Наставницы — Хиландаре, который я, грешный и смиренный монах Савва, передал вам, возлюбленные о Господе чада и братия Святитель Савва Сербский (1169-1237) — основатель Хиландарского монастыря на Афоне (XII в.); младший сын сербского государя Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного Сербского. В 17 лет удалился на Афон, отказавшись от княжества, принял там монашество; возобновил Хиландарский монастырь, пришедший к тому времени в разорение; написал для него устав и ввел там строгое общежитие. По возвращении в Сербию был настоятелем Студенецкого и др. монастырей. Когда, благодаря его ходатайствам, Сербская Церковь получила самостоятельность, стал первым архиепископом Сербским. 1. Обращение Святителя Саввы к монашествующим Богоносные и преподобные, и преблаженные Отцы наши, светила вселенной, земные Ангелы и небесные человеки, изначала научились монашескому житию из предания Святого Духа. Поэтому они были просвещены благодатию Божией и, вселив Христа в свои прекрасные души, ради чистой своей жизни показали победу над дьяволом. Будучи распаляемы многими его искушениями и одолев их, они просияли ярче солнца и убелились яснее снега, и, расправив мысленные крылья из невещественного золота, взлетели как парящие в небе орлы, чтобы совершить восхождение к Изрекшему: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7:37) от источника воды живой (Откр.21:6). И еще: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. Кто любит жену, или детей, или ниву, или имения более Меня, не достоин Меня (ср.Мф.10:37;19:27;Мк.10:29). Слушая это, надо оставить все и идти вослед Его заповедей, " взяв крест, последовать Христу и учить делом презирать вещи плотские и как пекутся о душе, вещи бессмертной " (ср.Мф.10:38; тропарь преподобным). Взыскивающие Его идут за Ним, Сказавшим: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф.11:28-29).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

Обо всех этих делах и мы, братья, услышали из Священного Писания . Да и о скольких и каких еще, которые Давиду неизвестны, поскольку были после него! Разве в дополнение к тому, что Давид слышал, мы не слышали о несравнимо больших и более чудесных делах Божия Промысла и Божия человеколюбия? Сын Божий воплотился от Пречистой Девы и жил как человек среди людей, мудрость излил, чудеса совершил, смерть умертвил, дьявола посрамил, силу дал последователям Своим. Об этом не слышал Давид, а мы слышали, ибо нам это сообщили наши духовные Отцы – апостолы и евангелисты, мученики и праведники и все по порядку святые от времен тех, дней давних, до дня нынешнего. И это не только они нам сообщили, но и Дух Божий ежедневно являет через Церковь Святую, через благодатные Таинства, через чудеса многочисленные и бесчисленные. Вот нам повод для великой радости, но и для великого страха. Ибо нам дано много, а потому и с нас много спросится. Нам дано духовных благ больше, нежели всем тем, кто жил до Христа – больше мудрости и знаний, больше славы Божией и силы, и больше, намного больше, примеров Божией любви к человеку и человеческой любви к Богу. Так вот, богачи из богачей, спросите себя, что вы за все это дали и даете Богу. Постарайтесь, следовательно, чтобы не устыдиться на Суде Божием. Как сон, пролетают наши дни на земле, и скоро пролетят все. И скоро глас трубы Ангельской созовет все народы и всех людей на Суд Божий Страшный. Постарайтесь, чтобы не устыдиться. Ибо вы не сможете оправдаться: дескать, мы не знали, мы не имели... Вы знаете, имеете больше откровений, чем Давид и Соломон. И спросится с вас больше, чем с них. О, Сыне Божий, Великий и Чудный Господи Боже и Спасе наш, напоминай нам каждый день и каждый час о Крови Твоей Святой, пролитой за нас. Чтобы не забывали мы, Господи, и чтобы навечно осуждены не были. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 3 Ноября. Поучение о боговдохновенном сердце и языке Излилось из сердца моего слово благое... язык мой – трость скорописца ( Пс.44:2 ) Вот оно, вдохновение Духом Святым! Пророк желает говорить о Христе Господе – и сердце его наполняется силой и мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Однако, с сожалением отмечает святитель, тысячи людей, переживших длительные войны, ничему не научились, кроме дерзости и эгоизма 38 . «Многие христиане Европы и Америки, во время войны поспешавшие в церковь до начала богослужений, только бы найти место в храме, после войны стали прохладнее относиться к вере и отпадать от веры в Бога. Если же им напоминаешь об этом, они с иронией отвечают, что вера уже несовременна» 39 , – пишет святой владыка в книге «Война и Библия». Поэтому отсутствие военных действий не всегда является благом для человека. Священное Писание свидетельствует, что ненавистен Богу такой мир, когда «от малого до большого, каждый предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» ( Иер.6,13–15 ). Святой пророк Исайя возвещал, что прочный мир может быть только при благочестии народа: «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские ( Ис.48,17–18 )». В Новом Завете также не заповедуется мир во что бы то ни стало, но внушается: «Если возможно, мир имейте со всеми людьми» ( Рим.12,18 ). Святитель Николай, сравнивая войну с болезнью, говорит вместе с тем и о том, откуда берутся «бациллы войны» 40 . «Если бы наша жизнь была богоугодной, конечно же, до войны бы не доходило» 41 , – пишет святой. «Безбожный мир – колыбель войны» 42 , – заключает владыка. В своем труде «Мысли о добре и зле» святитель сравнивает войну с политической хирургией, которая намного больше превосходит политическую медицину в целом. Святой владыка с горечью пишет, что очень часто политики возлагают надежду на ампутацию, но в оперированном теле человечества вновь и вновь возникают кровотечения, которые невозможно остановить без жизни по заповедям Божиим 43 . По словам святителя Василия Великого , если бы воздержание и пост сделались законом мира, «тогда не ковали бы оружия» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

От Христа и во Христе страдание праведников получило смысл. Все тайновидцы и слуги Бога-Слова в совершенстве познали учение своего Господа о неминуемости страданий праведников в земной жизни. вот , что пишет апостол Иаков: «Сокрушайтесь , плачьте и рыдайте; смех ваш да обратиться в плач, и радость – в печаль…Вот мы ублажаем тех, которые терпели»..» ( Иак.4:9; 5:11 ) и апостол Петр: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно от различных искушений дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего хотя и огнем испытываемого золота к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите и Которого доселе не видя но веруя в Него радуетесь радостью неизреченной и преславною» ( 1Петр. 1, 6–8 » и продолжает: «..что за похвала если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдая терпите это угодно Богу…потому что и Христос пострадал за нас оставив нам пример дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:20–21 ). Разве это не совпадает со словами самого Господа: «..где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12,26 ). И если христиане терпят страдания, знают ради чего терпят и страдают с упованием: «..если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим. 2, 11–12 ). И все апостолы поторяют слово Учителя «Радуйтесь»! " «Вот, – скажет кто-то, – поднялись ныне ветры и бури, чтобы разрушить Церковь Его» – таким ответит Он Сам «Что вы так боязливы, маловерные»?» ( Мф. 8,26 ). Разве не сказал Он: «..в вихре и в буре шествие Господа» ( Наум.1,3 ) Христианские народы с первых веков христианства терпели гонения, терпят и сейчас, ибо знают не только волю Господина своего, но и Его неимерную любовь, явленную миру в Сыне Божием, Спасителе мира. Никто не пострадал на протяжении истории так, как православные народы, и особенно в 20 веке. В двух Мировых войнах, в которых палачи православия пролили столько невинной крови, что сами утонули в ней. Например Росия и Балканы. За последние 50 -ти лет неколько поколений русских прошли сквозь огонь русско-японской войны, первой революции 1905 года, октябрьской революции 1917 года, Первой Мировой войны за сестру-Сербию, Второй Мировой войны , послевоенные испытания. Прошла и все вынесла. И мы не преувеличим, сказав, что в те времена плоды жатвы Господней насчитывали сотни миллионов. Прибавим к ним многомиллионную жатву на православном Балкане за последние пятьдесят лет, сербов, греков, болгар в балканских войнах 1912–1913 годов. Прибавим и огромные мученические жертвы сербского народа в Мировых войнах мужчин, женщин, детей, священников и архиеерев, мученически погибших за Православие от рук австрийцев, немцев, римокатоликов, коммунистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Первоначально человек был зависим от природы, потом от человека, потом от греха. Первая борьба есть борьба с природой, вторая с человеком, последняя с грехом. Мы можем начать и обратным путём. Освободим себя от греха и слабости, и тогда легко нам будет освободиться от тирании людей и тирании природы. Ибо тирания греха самая худшая тирания на свете. Освобождённые братья, Сербия – ваша освободительница – призывает вас к свободной политической жизни, а Церковь Христова призывает вас к свободной душевной жизни. Политическую свободу Сербия вам завоевала, но свободу Христову каждый из вас сам должен завоевать. Мы призваны, чтобы все вместе с этих пор на полученной политической свободе построить свободу Христову, а на свободе Христовой характер и культуру этой страны. Характер и культура этой страны будет демократическими и христианскими. Демократия и христианство же требуют свободных людей, внутренне свободных людей. Поэтому, пусть вас Христос напоит Своим Духом, Который попалит в ваших душах всё рабское, всё нечистое и грешное. Пусть вы станете свободными людьми от зла в себе, и свободными трудящимися на благо этой прекрасной и многострадальной страны, чтобы вы, ставши свободными внешне, были свободными и внутри, ибо как в Сербии не будет рабов, но будут свободные люди, так и в Церкви Христовой не будет рабов, но свободные люди. Уважайте, братья, свободу, которую вам принесла Сербия. Но помните и свободу, которую Христос принёс в мир. Стойте в одной и другой свободе и славьте Бога, Который до сих пор хранил эту страну, Который и с этих пор будет её охранять, ведя её к миру, культуре и счастью. Произнесена в освобождённом Скопье. Оргия на кладбище Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. ( Откр.2:3–5 ) Кайтесь, пока располагаете днями; Кайтесь, пока не позвана Душа к Тому, Кто сотрясет небо; Кайтесь, ибо земного стана Пока время, дитя, кайтесь; Ток бежит отодвигаясь, кайтесь; Кайтесь, ибо заря найдет рано К какому месту ей всегда стремиться. Кайтесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Письмо 211. Манойло Й.: кто имеет, тому дано будет Тебя удивляют слова Спасителя:/ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет/( Мф. 13, 12 ). Разве справедливо, спрашиваешь ты, давать богатому, который уже имеет, и отнимать у бедного и то малое, что еще имеет? Так ты рассуждаешь, ведомый духом нашего сурового времени, когда материя заслонила собой главное в человеческой жизни – ее смысл и цель. Если бы здесь шла речь о благах мира, то, действительно, было бы несправедливо взять у нищего и отдать богатому. Это противоречило бы другим словам Спасителя:/Просящему у тебя дай/ 376 . Противоречило бы и притче о богаче и Лазаре, которая говорит о том, что по смерти немилосердный богач оказался нищ, а убогий Лазарь богат 377 . Следовательно, здесь не может идти речь о материальном имении. Если и случается в жизни, что богач обогащается еще больше, а бедный совсем нищает, если и бывает, что последнее имение отнимается у бедного и отдается богатому, то это – символ, образ того, что происходит в духовной реальности. Истинный смысл этих слов Христа понятен из предшествующего. А предшествуют им притчи о сеятеле 378 и о свече, свет которой светит всем 379 . Истина есть свет. Кто вкусил сладость истины, как дара Божия, тот жаждет ее все больше и стремится к ней все сильнее, и ему еще приумножится, чтобы мог другим благовествовать о ней. У святой Варвары не было учителя, но она имела жажду истины и душу, готовую принять ее, поэтому Господь открыл ей богатство истины. Некоторые современные еретики, зажав в кулаке частичку Христовой истины, отбросили полноту ее, которую содержит в себе Православная Церковь . Подобно рабу, закопавшему талант, закопали они частицу истины и ревностно хранят ее от приумножения. Потому отнимется та частица у них и возвращена будет тем, у кого взяли. Они же/думают/, что имеют/всю истину/. Евангелисты иногда дополняют и объясняют друг друга, в данном случае Лука дополняет и объясняет слова Матфея:/ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь/( Лк. 8, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Под откормленным теленком следует понимать Самого Иисуса Христа, Который отдал Себя на заклание ради очищения грешников от греха. Покаялся Петр, который трижды отрекся от Господа и плакал горько в покаянии ( Мф.26:75 ). Покаялся Павел, который жестоко гнал Церковь апостольскую, покаялся, опомнился, крестился, просветился и стал великим апостолом Христа, положившим даже душу свою за Господа своего. Если бы не оставил нам благой Господь покаяние для спасения, кто бы мог спастись? Без покаяния и двенадцать апостолов не спаслись бы, что же говорить о других рабах и слугах. Поэтому, братья, примите покаяние как спасительное лекарство, которое исцеляет от всякого падения, всякой немощи, всякого колебания. И если согрешит кто-нибудь из вас, то вы, кто сильнее в вере, будьте врачами им, а не судьями, пропишите им лекарство, святое покаяние, которое оставил Господь для спасения грешников. И никто да не стыдится покаяния, ибо такой стыд – безумие, тот, кто стыдится покаянно воскликнуть Господу: «Прости, Отче!» – и людям: «Простите, братья», тот стыдится жизни вечной. А кто стыдится жизни вечной, тот стыдится Самого Господа, Дарителя и Властителя жизни вечной. Кто постыдится Господа, того и Господь постыдится на небесах в День судный пред всеми Своими святыми Ангелами. Могут ли грешники покаяться после смерти? Не могут. Только на этом свете людям дан выбор или быть рабами Христовыми, или слугами сатаны. После смерти каждый будет рядом с тем, кого избрал при жизни. Господь Иисус Христос сказал Своим рабам: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ). Слышали вы из светлейших уст и такое слово: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках ( Лк.15:7 ). Видите ли вы, как небеса радуются тому, чему радуется всякое чистое сердце и на земле! Се Господь и делами свидетельствовал эту небесную радость о кающейся грешной душе. Вот пример. Некто из фарисеев позвал Господа на трапезу ( Лк.7:36 ). И милосердный Господь принял приглашение, не заботясь о том, что Ему придется перешагнуть порог дома грешника. Хозяин позвал избранных людей, он причислял к ним и себя. Он причислял к избранным и праведным тех, кто исполнял внешние законы и кого было трудно уличить в преступлении. Этот хозяин ни за что не позволил бы, чтобы какая-нибудь грешная душа появилась в тот момент в его доме. И внешне все было благополучно, и трапеза шла обычным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Примерно через год Никола зашел в церковь в Великий Четверг и услышал, как священник зовет прихожан к причастию. «Но пусть не подходят к Чаше воры, лжецы, клятвопреступники и те, кто замарал честь невинной девушки. Лучше бы им принять в себя огонь, чем Кровь чистого и невинного Иисуса Христа», – закончил он. Услышав такие слова, Никола задрожал, как осиновый лист. Тотчас после службы он попросил священника его исповедать, что священник и сделал. Никола признался во всем и спросил, что ему делать, чтобы спастись от укоров нечистой совести, которая грызла его, как голодная львица. Священник посоветовал ему, если он действительно стыдится своего греха и боится наказания, рассказать о своем проступке во всеуслышание, через газету. Целую ночь Никола не спал, собирая всю свою храбрость, чтобы покаяться публично. На следующее утро он написал обо всем, что сделал, а именно, как бросил позорное пятно на почтенное семейство порядочного ремесленника и как солгал своему другу. В конце письма он приписал: «На суд я не пойду. Суд меня не осудит на Смерть, а я заслуживаю лишь смерти. Поэтому я сам себя приговариваю к смертной казни». И на другой день он повесился. «О, Господи, Боже Праведный, как же несчастны люди, которые не следуют Твоей святой заповеди и не обуздывают железной уздой свое грешное сердце и свой язык. Боже, помоги мне, грешному, не погрешить против истины. Умудри меня истиной Твоей, Иисусе, Сыне Божий, испепели всю ложь в сердце моем, как садовник сжигает гнезда гусениц на фруктовых деревьях в саду. Аминь». ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ Исх.20:17   Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. А это значит: Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех . Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого? Желание – это семя греха. Греховный поступок – это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Проклясть бесплодную смоковницу, так что та немедленно засохла, – поистине это дело Того, Кто обладает полнотой власти над всеми созданиями. В Евангелии об этом написано, что Господь Иисус, однажды почувствовав голод и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, сказал ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидевши это, ученики удившись и говорили: как это тотчас засохла смоковница? ( Мф.21:18–20 ). Преображение Иисуса на Фаворе свидетельствует о Господней силе и могуществе и над собственным телесным естеством, и над людьми, сотни и тысячи лет тому назад покинувшими этот мир, – как и сказал Спаситель Своим ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), или как Церковь на отпевании своих верных глаголет: «Живыми и мертвыми обладаяй, Христос, истинный Бог наш...» – то есть «Ты, властвующий над живущими и умершими». А о Преображении в Евангелии говорится, что Иисус со своими тремя учениками – Петром, Иоанном и Иаковом – взошел на высокую гору. И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. Так вещает святой Матфей ( Мф.17:2 ). А святой Марк еще сильнее акцентирует: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить ( Мк.9:3 ). И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие ( Мф.17:3 ). Кто когда-либо из людей мог сделать свое лицо блистающим как солнце и выбелить свои одежды паче снега? И кто был способен пред тремя свидетелями вызвать и представить знаменитых людей с того света, живших на земле за много веков до того? Никто и никогда. Только Он, Таинственный и Откровенный, Мессия, Повелитель природы. Ах, Феодул мой, что тогда сказать нам о грандиозных чудесах Господа Иисуса, предсмертных и посмертных? Когда страдал и умирал на кресте Тот, Чью невинную кровь евреи приняли на себя и на своих детей, – померкло солнце и тьма овладела землей с полудня до трех часов дня (с шестого по девятый час, по восточному счислению), затряслась земля, отверзлись гробы; и встали мертвые из могил, и явились в Иерусалиме; и в Соломоновом храме, оскверненном торгующими верой, плотная и тяжелая завеса-катапетасма разорвалась сама собой сверху донизу ( Мф.27:50–53 )? Без особого распоряжения вся природа возмутилась и покорилась Своему Повелителю. Ведь повиновалась она Ему не как некоему тирану и врагу, а как законному Владыке и Другу. – Как конь и вол знают своего хозяина и с радостью склоняют перед ним головы (ср.: Ис.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010