И именно этого человека Господь призвал к апостольству чудесным образом. Тот вооружился письмами против христиан Дамаска, чтобы против них организовать такое же гонение, какое ранее организовал против иерусалимской христианской общины, и вот когда он уже приближался к Дамаску (известно место, которое связано с этим удивительным событием), Господь явился ему и спросил: " Савл, Савл, что ты гонишь Меня? " Савл, потрясенный и ослепший, спросил: " Господи, кто Ты? " И Господь сказал: " Я Иисус, Которого ты гонишь " (Деян. 9:5-6). Это явление было таким потрясением для Савла, что он полностью переродился. Он на некоторое время потерял зрение физическое, но у него открылось зрение духовное. А потом Господь прислал к нему одного из учеников для того, чтобы тот совершил над ним крещение и наставил его в основах христианской веры. И тут же, как сам апостол Павел говорит, не советуясь с плотью и кровью (Гал. 1:16), он пошел и начал проповедовать Христа распятого и воскресшего. Эта проповедь встречала недоверие в апостольской общине — никто не мог поверить, что человек, который еще вчера был гонителем христианства, вдруг стал апостолом. И когда Павел пришел в Иерусалим и пытался примкнуть к апостольской общине, его не хотели принимать, потому что не доверяли, думали, что это человек, вкравшийся для того, чтобы изнутри разрушить создающуюся Церковь. Павел, тем не менее, продолжал свои апостольские труды. Он встретился с апостолом Петром, они провели вместе пятнадцать дней. Не знаем, о чем они говорили, но можно себе представить, что апостол Петр рассказывал о Христе, а Павел как будто впитывал все эти рассказы. Но впитывал не просто для того, чтобы потом пересказывать их другим людям. Он никогда не пересказывал то, что слышал от апостолов, но всегда говорил то, что принял от самого Господа, и мы это узнаем из посланий апостола Павла. Но когда Павел слышал эти рассказы, он понимал, что Иисус Христос, явившийся ему на пути в Дамаск, — не простой человек, это Бог, ставший человеком.

http://patriarchia.ru/db/text/5471018.ht...

Ибо после того как иудеи, народ богоизбранный, отвергли Господа и распяли Его, Господь Победитель свершил для Себя новое избрание из всех народов на земле, и так возник новый богоизбранный народ, не единого языка, но единого духа, народ святой, или Церковь Божия. Как же апостолы Христовы пошли бы ко всем народам и научили бы все народы, если бы не знали языков тех народов? Таким образом, первой силою, потребной этим первым миссионерам Евангелия, дабы они могли начать свою миссию, была возможность понимать иностранные языки и говорить на них. Люди простые, они знали лишь свой родной язык, еврейский, и больше никаких. Если бы они стали учить многие иные языки обычным путем и способом, то когда бы они их выучили? И за всю свою жизнь они не выучили бы того, чему научил их Дух Святый в одно мгновение. Ибо, взгляните, сколько разных народностей, говорящих на разных языках, собралось тогда в Иерусалиме: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне! Каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились. Они видели пред собою людей простых, с простыми манерами, просто выглядевших и одетых, и каждый слышал их говорящих его родным языком о великих делах Божиих. Как тут было не изумляться? Как не дивиться? Иные, не зная, как все сие объяснить, начали говорить: Они напились сладкого вина. Но так бывает часто: пьяным людям трезвый кажется пьяным, и безумным разумный кажется безумным. Венчанные с землею и землею опьяненные – как и могли они иначе судить о людях, исполненных Духа Святаго, о духоносцах, глаголющих, как Дух давал им провещевать? Люди рутины не любят неожиданностей и, когда неожиданности происходят, встречают их, или гневаясь, или насмехаясь. Но Дух Святый не похож на человека, насильно врывающегося в чужой дом. Он входит туда, где для Него добровольно отворяют двери дома, и где Его ожидают как самого дорогого и самого желанного Гостя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Лк. 4:1 Видите, братья, что значит быть исполненным Духом Божиим, Святым. Без Духа Божия человек наполнен заботами, что ему делать и куда держать путь. А с Духом Божиим человек освобожден от этих хлопот. Ведь тогда Сам Дух наставляет человека, куда ему идти и как поступать, и человек становится непогрешимым в своих поступках и действиях, потому что ведет его и руководствует непогрешимый Дух. Не способен человек ни прямо шествовать, ни право поступать, если не назидается всемогущим и всевидящим Духом Божиим. Кто не руководствуется Духом Божиим, Святым, тот ведом либо собственным своим духом, либо духом злым, демоническим, вследствие чего бывает немощным, озлобленным, опечаленным, гневливым и склонным к отчаянию. Не можем мы вместить [в серб, букв.: подъять. – Ред.] Духа Божия во всей полноте, как Христос Господь, но способны принять Его столько, сколько нам нужно, дабы знать, куда нам идти, что делать и как поступать. По мере чистоты сердца Дух вселяется в сердце и из сердца управляет человеком. Поэтому Церковь так часто повторяет молитву Духу Святому: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... прииди и вселися в ны . Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 февраля 1. Св. Симеон Богоприимец . В правление египетского царя Птоломея Филадельфа избран был [и] этот Симеон как один из знаменитых семидесяти [толковников], которым было вверено дело перевода Библии с еврейского языка на греческий. Симеон добросовестно исполнял свою работу, но, переводя пророка Исаию и дойдя до пророчества: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына ... – смутился, взял нож, чтобы выскоблить слово Дева и, заменив его словом «молодая женщина», перевести на греческий язык таким образом. Однако в эту минуту явился Симеону Ангел Божий и удержал его руку, объяснив ему, что это пророчество истинно и записано точно. А в том, что оно истинно и точно, добавил ему Божий вестник, удостоверится и он сам лично, ибо, по воле Божией, не умрет, пока не увидит Мессию, рожденного от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Итак, посмотрим на взаимоотношения наследственности и духовности в свете православного вероучения и достижений современной науки. Глава I. «Родословная» греха Размышляя о судьбах человеческих, святитель Николай Сербский указывает: «От Адама до наших дней в красной реке крови кроется черная струя греха. В крови кроется грех, из крови передается грех, через кровь наследуется грех от Адама до наших Диагноз горький, но правдивый. С православной точки зрения, все мы — дети Адама и Евы — являемся без вины виноватыми. Лично никто из нас в раю не согрешил, однако все мы причастны к первородному греху. Он есть нарушение божественного закона и заболевание души, отпадшей от божественной благодати. Первородный грех — это наследственная порча или, по слову преподобного Максима Исповедника, страстность, тленность и Анализируя тексты преподобного, исследователи приходят к выводу, что первородный грех есть некий врожденный механизм — склонность человека искать не Бога, а чувственное «Восточная Православная Церковь под первородным грехом всегда понимала то “семя тли”, ту наследственную порчу и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама… Зачатие и рождение — канал, по которому передается прародительская «…Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», — покаянно взывает к Богу пророк Давид ( Пс.50:7 ). А апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с преступлением Адама: «…Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). «Адам приведен был к смерти, и тогда осуждение перешло на всех людей, так как страсть переходила как бы от корня на ветви… Адам в силу положенного на него проклятья, как бы некое наследство, естественно переходящее, распространил на весь род», — учит святитель Кирилл Автор известных «Очерков православного догматического богословия», протоиерей Николай Малиновский отождествляет «наследственный грех в потомках Адама» с «греховным состоянием природы, наследственной греховной порчей». Вот почему родители могут передавать своим детям, внукам, правнукам и по цепочке поколений дальше определенные порочные склонности, телесные недостатки и предрасположенность к

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

Их имена заполняют значительную часть «Книги Живых», и нет им числа. Святой Иоанн Богослов пережил всех своих друзей, апостолов-евангелистов, почти на полвека и разделил с Церковью гонения первого столетия христанства . В дивном Откровении на острове Патмос он видел ангельское воинство и предстоятелей Церкви на Небесах. «И число их было их тьмы тем и тысячи тысяч» ( Откр. 5, 11 ). Число ангельских сил, конечно, превышало число человеческих душ, но и оно должно было быть огромным уже в те времена. Святой Иоанн далее говорит: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр. 6, 9–10 ). Души умерших праведников обитают рядом с Господом и говорят с Ним, а не спят в пыли земной в истлевших телах, ожидая конца света, чтобы только тогда пробудиться к жизни, как учат некоторые еретики. Процитированные здесь видения Иоанна Богослова безусловно относятся к христианам его времени, то есть до наступления следующего столения. И как было велико число их! А если перечесть все поколения христиан в течение трех столетий гонений на верующих до провозглашения императором Константином свободы Церкви? Неисчислимым стал христианский народ Царстве Небесном. Сколько крови! Сколько жертв за Христа! От первомученика Стефана и далее, сквозь столетия гонений на Церковь от иудеев, Ирода, и особенно от жестоких римских кесарей: Нерона, Декия, Диоклетиана, Максентия и многих других! Только в римских катакомбах погребены многие тысячи (некоторые полагают, что миллионы) христиан. В Никомидии в один день на молитве было сожжено 20 тысяч христиан. Но кроме сонма мучеников за Христа, великим было число и Божьих угодников, которые хоть и не приняли мученической кончины от огня и меча, но упокоились с верой и надеждой, что будут приняты в великое Царство Христа Бога нашего! И все это на протяжении пятнадцати христианских поколений, от апостолов до великих Отцов Церкви. Поистине, сие великая Жатва Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

К сожалению, политический процесс до настоящего времени не привел к облегчению участи невинных людей, и им необходима военная защита. Поэтому, когда Российская Федерация приняла ответственное решение об использовании вооруженных сил для защиты сирийского народа от произвола террористов, Русская Церковь, как и другие традиционные религиозные объединения нашей страны, поддержала это решение. Но здесь важно отметить, что участие российских войск в установлении мира на сирийской земле не может быть названо интервенцией, так как оно не нарушает суверенитет сирийского государства, по просьбе которого и оказана военная помощь, и не предусматривает насильственную смену законно избранного народом правительства. Что касается нерешительной и даже двойственной позиции христианского Запада в отношении сирийского и иных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке, то она в немалой степени объясняется тем, что современное западное общество все более удаляется от своих христианских корней и сегодня вполне заслуженно именуется постхристианским, то есть «преодолевшим» христианский этап своей истории. Процесс секуляризации привел к тому, что большинство европейцев уже не соотносят свою жизнь с Евангелием и руководствуются светскими стандартами «общества потребления». Христиане, стремящиеся следовать заповедям нашего Спасителя, стали, увы, меньшинством в некогда христианнейших государствах. — Не могли  бы Вы прокомментировать статьи в некоторых московских изданиях (например, в «Независимой газете»), в которых  говорят: «Звать в бой должны  генералы, а не служители Бога». В таких статьях критикуют не только руководство Русской Православной Церкви, но и мусульманских деятелей России, которые одобрили действия руководства страны. — Верующие в России привыкли к необоснованной и тенденциозной критике в свой адрес со страниц изданий, которые без всякого на то основания называют себя либеральными, а на самом деле не отстаивают свободу, но насильственно насаждают в общественном мнении единомыслие по всем вопросам, будь то политика, экономика, история, нравственность. Нас утешают и укрепляют слова Спасителя: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Лк. 12:32; Ин. 15:18-20).

http://patriarchia.ru/db/text/4349485.ht...

Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотреть, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I. Краткий обзор судебной практики христианской церкви Законодательную власть в христианской церкви Основатель ее передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборно осуществляли ее. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты прибрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть, в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве которого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. («Что считает за благо Дух Святой, то и мы» «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян. 15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотрит, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I Краткий обзор судебной практики христианской церкви. Законодательную власть в христианской церкви Основатель её передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборне осуществляли её. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты приобрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве кото- —557— рого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. (Что считает за благо Дух Святой, то и мы) «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как Он пощадит грешного человека?.. Если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, то как же пощадит тебя, грешный человек? Неужели ты Ему милее и ценнее миллионов ангелов и стольких народов, уничтоженных потопом, и многолюдных городов? Если ангелы низвергнуты во мрак адский, и народы уничтожены потопом, и города сожжены огнем, – на что надеешься ты греша, непрестанно греша и не отступая от греха? На милость Божию, говоришь? Но разве Бог милостивее теперь, нежели тогда был? Разве Бог меняется так, как человек? Не надейся без меры, а по мере твоих трудов ради исправления жизни пусть будет и надежда твоя. Воистину велика милость Божия, продолжительна терпеливость Божия, безгранична любовь Божия. Вот же, Бог тебя милует и любит больше, чем ты сам себя; и спасения тебе Он желает больше, чем ты сам себе. Но того, кто постоянно издевается над милостию Божией, кто постоянно насмехается над терпеливостью Божией, кто постоянно противится любви Божией, может ли Бог насильно ввести в Царство Свое и сделать такого соотечественником Ангелов и святых? О, как страшен мрак адский, и звон оков, и скрежет зубов! Там обитают те, кто издевался над милостью Божией и противился любви Божией. Неужели хочешь туда и ты, заблудшая душа? Бог не желает, чтобы ты оказался там; Ангелы печалятся из-за того, что ты направляешься туда; святые молятся, чтобы ты вернулся; Церковь приносит жертвы за тебя, чтобы ты образумился. Если все это презришь – неужели все презришь? – какой же тогда милости ожидаешь от Бога? О Господи Праведный, помоги нам благовременно вернуться с пути к мраку адскому, вразуми нас и в добре укрепи, прежде чем пошлешь Ангела, чтобы душу нашу принял. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Поучение о лжеучителях «...Как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Календарь Материалы 5 сентября 2007 г. [Встреча с Православием/Апологетика] Иеромонах Дамаскин (Кристенсен) Всегда и везде, проповедуя Евангелие, мы должны действовать и говорить с любовью. Христос сказал Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Православная Церковь обладает полнотой истины, но истина эта должна преподаваться с любовью, иначе она будет невольно искажена. Люди будут искать Бога в нас, и если они не увидят любви, они не заметят присутствия Божия, хотя мы и знаем православные догматы и цитируем Евангелие и Символ веры. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Бог, совершая спасение мира, восхотел избрать Себе соработников. До сих пор мы слышали только о призвании некоторых учеников следовать за Господом. Затем Господь избирает Двенадцать, чтобы они «с Ним были» и участвовали в Его служении. До этого они только беседовали со Христом и, сидя у Его ног, слушали Его поучения и видели Его чудеса. Они получили то, что они могли дать, научились тому, чему должны были научить других. И потому Он «начал посылать их». Они не должны всегда только учиться, накапливая знания. Хотя они еще не достигли необходимого совершенства, однако и теперь, в меру своих сил, могут послужить Господу. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Надобно, чтобы сердце пред молитвою, как и во время молитвы, было совершенно проникнуто любовью к Богу и к людям, чтобы в нем отнюдь не скрывалась вражда на Бога или на людей ни под каким видом, например под видом недовольства, ропотливости, любви к миру, ненависти, злобности, скупости, — словом, чтобы оно было чисто от болезненных струпов греховных и от тли страстей. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Духовное обновление для нас – самое главное. Вся эта архитектурная реконструкция не имела бы никакого смысла, если бы она не сопровождалась духовным возрождением. Мне кажется, что только очень крепкая монашеская братия может должным образом закончить восстановление Хиландара. Храня в памяти знаменитое высказывание святителя Николая Жичского: «Хиландар – барометр сербского народа», мы обретаем радостную надежду на то, что восстановление монастыря Хиландар будет идти в ногу с возрождением сербского народа. Новости 5 сентября 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070905

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010