Скачать epub pdf 1/14 ноября 1920 года с Севастопольской пристани медленно направился в открытое море комендантский пароход «Херсонес» – это был последний корабль, покидающий город перед самым вторжением большевиков. Навсегда уезжали с Родины более 600 юнкеров во главе с генералом Ельчаниновым и генералом Стоговым – комендантом Севастополя. С причала множество людей грустно махали руками, прощаясь с ними. Пассажиры скорбными глазами смотрели на отдаляющийся берег родной земли, который уносил их человеческие надежды. Там оставалась Россия, пригвожденная к своей Голгофе. На правом берегу Севастополя среди облаков пыли уже стремительно входила в город красная конница... На палубе, среди пассажиров, стоял молодой, среднего роста архиерей с измученным, бледным лицом. – Владыка, благословите Россию! – обратился вдруг к нему кто-то из стоящих вокруг. Скрывая свое волнение, архиерей поднял руки и несколько минут торжественно, медленно благословлял отдалявшуюся землю и стоявших на берегу машущих им людей. Это был 39-летний епископ Серафим (Соболев) , который в день Покрова Божией Матери (1/14 октября), только месяц тому назад, был хиротонисан в архиерея в кафедральном соборе города Симферополя. Пасмурным, промозглым осенним днем начиналась для него скорбная эмигрантская жизнь. Не мятежи и убийства, не голод и эпидемии, бушевавшие в охваченной революционным безумием стране, вынуждали его пойти путем изгнанничества. Он хорошо понимал, что Русская Церковь находится в страшном гонении, тысячи епископов, священников и монахов гибли в тюрьмах, многие из них уже приняли мученическую смерть. Он сам слышал стоны монахов Воронежского Митрофаниева монастыря, заживо зарытых в землю. Отовсюду шли ужасающие сообщения о мученичестве собратьев по вере. Его переполненное горячей любовью ко Христу сердце было готово пострадать за Господа. Но смиренный и кроткий избранник Божий не дерзал самовольно вступить на путь мученичества, потому что всегда и во всем искал волю Божию, а не свою. Еще в самом начале кровавого мятежа в стране, о. Серафим, тогда еще архимандрит, посетил подвизавшегося в Воронежском Задонском монастыре праведного и прозорливого старца иеросхимонаха Аарона. Отец Серафим спросил его оставаться ли ему в России, где ожидала его мученическая смерть или уезжать, исполняя евангельские слова: Когда вас гонят из одного города, бегите в другой ( Матф. 10:23 ). Старец Аарон ответил: «Дай Бог Вам попасть в хорошую сторонушку». «Как мне понимать Ваши слова?» – спросил о. Серафим. «Сама жизнь тебе покажет», – ответил благодатный старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Владыка Серафим был одним из немногих истинных избранников Божиих нашего духовно обнищавшего, апостасийного времени. Именно над этим необыкновенно смиренным и удивительно скромным угодником Божиим исполнилось Божественное обетование: «Смиряяй же себе, вознесется» ( Лк. 18:14 ). И прославление его в наши дни народным почитанием есть дело не человеческое, но Божие. Архиепископ Серафим, в миру Николай Борисович Соболев, родился в Рязани. Его мать, Мария Николаевна, была женщиной глубоко верующей и усердной молитвенницей. У нее было одиннадцать детей, большинство из которых умерли в раннем возрасте. Но особенно любила она свою маленькую дочь Верочку – сущего Ангела небесного. Верочка отличалась от своих сверстников и с младенческого возраста уже обладала удивительными духовными задатками: любила Бога, часто молилась и проявляла необыкновенную доброту ко всем людям. Когда ей было три года, её старший брат Вася смертельно заболел. В семье все тяжело переживали это печальное событие. Вдруг маленькая Верочка неожиданно сказала: «Мама, дай мне попить чайку». Когда выпила чашечку чая, перевернула её, поставила на блюдечко, и в задумчивости произнесла: «Мама, Вася выздоровеет, а я заражусь и умру». Так и случилось. И когда над умирающей Верочкой горько плакали родные, трехлетная девочка нежно их успокаивала: «Зачем-же плакать?! Надо Богу молиться!», и как Ангел, тихо отошла ко Господу. Скорбь матери была беспредельной. Она горячо молила Бога даровать ей в утешение другое дитя, которое бы напоминало ей Верочку. И вот, через несколько лет, в 1881 г., родился маленький Коля, одарённый Богом редкой по чуткости и любви к людям душой. Коля тоже был непохож на сверстников. Ласковый и отзывчивый на чужую боль, мальчик обладал несвойственной детям серьезностью. Окончив духовное училище в 1900 г., он поступил в Рязанскую Духовную семинарию, после которой продолжил образование в Петербургской Духовной академии с 1904 по 1908 г. Здесь, на последнем курсе, в 1907 г., он был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь великого Саровского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

1. Вступление 1. Митрополит Антоний, безусловно, великая церковная личность, но должен быть понят прежде всего как пастырь. Богословие у него на втором месте и исходит из его пастырской мысли и чувства. Он стремился догматику оживить, сделать ее неотвлеченной, говорил о переложении догматов в термины «нравственного монизма», что иногда ему удавалось, а иногда и нет. У него было великое сострадательное сердце, но когда он стремился перенести эти чувства в богословие, то ему не всегда удавалось, что иногда вызывало ожесточенные возражения. Его толкование «Догмата Искупления» является причиной серьезного разногласия; с другими его мыслями если и не соглашались, то не называли ересью. 2. «Догмат Искупления» в переложении владыки митрополита Антония критиковался, но большое смущение поднялось с 1925 года, когда митрополит Евлогий [(Георгиевский)] предложил и получил одобрение Св. Синода заменить в школах катехизис митрополита Филарета [(Дроздова), святителя Московского] катехизисом митрополита Антония, содержащий новое учение об искуплении. Это вызвало негодование, которое исходило от самой выдающейся и святоотечески мыслящей иерархии заграницей, в частности – от ведущего члена Синода, иногда возглавлявшего его, а также известного своей подвижнической жизнью архиепископа Феофана Полтавского. Из-за его возражения сам митрополит Антоний потребовал не делать его катехизис официальным, и «Догмат Искупления» остался до сих пор частным мнением митрополита Антония, а не официальным учением Зарубежной Церкви – пока что. 358 На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения митрополита Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения митрополита Антония, оставаясь сами преданными и горячо любящими самого митрополита Антония, как например: Митрополит Анастасий – враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) – русский в Болгарии. [Архиепископ Феофан составил серьезное сочинение, которое было запрещено к печати Синодом, по сю пору не опубликованное полностью (с подробным обзором этого труда можно познакомиться в книге Ричарда (Фомы) Бэттса и Вячеслава Марченко «Духовник Царской Семьи, святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник», изданной Братством преп. Германа Аляскинского и Валаамским Обществом Америки в Москве). За этот труд святитель Феофан был изгнан из Синода приверженцами митр. Антония. Он уехал и тихо жил в пещерах во Франции. Его лишили даже погребения архиерейским чином. Архиепископ Серафим составил особое исследование, одобренное Болгарской Церковью.]

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Предисловие. В царской России среди православных верующих был распространен девиз: «За Веру, Царя и Отечество». Эти слова символизируют действие Отца, Сына и Святого Духа в русских православных землях и в тех странах мира, где живо русское Православие. Этот девиз также воплотился в новейшей истории в житиях трех святых русской эмиграции, новых «Трех Святителей», трех новых столпов Православия. Святитель Иона (Покровский). Слова «за Веру» были воплощены святителем Ионой Ханькоуским († 1925), первым святым русского зарубежья. Бежав вместе с другими русскими белыми эмигрантами в Китай и оставшись до конца верным всей полноте русского Православия, он в очень молодом возрасте стал епископом в Маньчжурии и вскоре основал сиротский приют, школу и столовую для бедных. Таким образом, он сочетал любовь к Литургии с практической любовью к ближнему, к чему призывает нас Евангелие: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Это действительно суть православной христианской веры. Святитель Иона проявил верность, в то время как другие предали веру. Святитель Серафим (Соболев). Слова «за Веру и Царя» воплотил поколение спустя святитель Серафим Богучарский († 1950). Он бесстрашно выражал непреходящие ценности русского Православия в своих трудах и был защитником Православия от ересей «Парижской школы» с ее обновленчеством в 1930-е годы и от экуменизма, особенно на Всеправославном Совещании 1948 года в Москве. В своем труде «Русская идеология» он задал вопрос: «какова роль царя?» И сам ответил, что царь – это воплощение нашей веры в общественных, политических и экономических делах. Все это недавно стало очень актуальным в свете событий, последовавших за встречей на Крите в 2016 году, организованной Константинопольским Патриархатом. Святитель Серафим не одно десятилетие прожил за пределами России, но никогда не шел на компромиссы в вопросах православной веры, в том числе и в последние годы своей жизни. Он проявил смелость, в то время как другие проявили трусость, поддавшись политическому давлению сильных мира сего.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/25/mi...

1. Вступление А. Митрополит Антоний, безусловно, великая церковная личность, но должен быть понят прежде всего как пастырь. Богословие у него на втором месте и исходит из его пастырской мысли и чувства. Он стремился догматику оживить, сделать ее неотвлеченной, говорил о переложении догматов в термины «нравственного монизма«, что иногда ему удавалось, а иногда и нет. У него было великое сострадательное сердце, но когда он стремился перенести эти чувства в богословие, то ему не всегда удавалось, что иногда вызывало ожесточенные возражения. Его толкование «Догмата Искупления» является причиной серьезного разногласия; с другими его мыслями если и не соглашались, то не называли ересью. Б. «Догмат Искупления» в переложении Владыки Митрополита Антония критиковался, но большое смущение поднялось с 1925 года, когда Митрополит Евлогий предложил и получил одобрение св. Синода заменить в школах Катехизис Митр. Филарета Катехизисом Митр. Антония, содержащим новое учение об Искуплении. Это вызвало негодование, которое исходило от самой выдающийся и святоотечески мыслящей иерархии за границей, в частности, ведущего члена Синода, иногда возглавлявшего его, а также известного своей подвижнической жизнью, Архиеп. Феофана Полтавского. Из-за его возражения сам Митр. Антоний потребовал не делать его катехизис официальным, и «Догмат Искупления» остался до сих пор частным мнением Митр. Антония, а не официальным учением Зарубежной Церкви – пока что. На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения Митр. Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения Митр. Антония, оставаясь самыми преданными и горячо любящими самого Митр. Антония, как например: Митрополит Анастасий – враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) (русский в Болгарии). Архиепископ Виталий (Максименко) [Джорданвилльский. † 1960], открыто называвший учение Митр. Антония ересью. Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентинский, Савва Австралийский, и Андрей Рокландский (о. Адриан Рымаренко в миру).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/k...

А.А. Кострюков Источники Архив Архиерейского Синода РПЦЗ. Д. «Архиепископ Серафим (Соболев) ». Архив ОВЦС Московского Патриархата. Д. «Болгарская Православная Церковь », «Русская Православная Церковь Заграницей», «Сербская Православная Церковь ». Архив Русской духовной миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат). Дело 46-н. (Письма митрополиту Анастасию). Архив Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль). Фонд «Свитич». Государственный архив Российской Федерации. Ф. 1486 – Шавельский Г. И., протопресвитер. Оп. 1. Д. 8; Ф. 3696 – ВВЦУ на юго-востоке России. Оп. 1. Д. 2, 3, 25; ГАРФ. Ф. 6343 – Архиерейский Синод РПЦЗ. Оп. 1. Д.2,6,8,10,12,14,15,21–199, 222, 283; ГАРФ. Ф. 6991 – Совет по делам религий. Оп. 1. Д. 16, 132, 140, 418, 419, 731. Оп. 2. Д. 65. Оп. 7. Д. 28, 104. Архив А. Бойкикевой (Болгария) Справка из Государственного архива Рязанской области ТЦ-3459 от 23.10.2014 «Аз съм ви не само баща, но и родна майка». Кратки спомени за архиепископ Серафим//Православно слово. 2001. 4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. М.: 1994. Вениамин (Федченков) , митр. Промысл Божий в моей жизни. СПб. Сатис. 2011. Власть и Церковь в Восточной Европе 1944–1953. Документы российских архивов. Т. 1–2. М.: РОССПЭН. 2009. Воззвание митрополита Макария Московского //Вестник военного и морского духовенства. 1913, 7–8. Деяния Русского Всезарубежного Собора, состоявшегося 8–21 ноября 1921 года (21 ноября-3 декабря) в Сремских Карловцах в Королевстве С.Х. И С. Сремски Карловци: Српска манастирска штампари]а, 1922. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 8–18 июля 1948 г. Т. 2. М.: 1949. Дневник архиепископа Царицынского Дамиана 1919–1922 годов. Публ. 3. Тининой//Мир Православия. Сборник научных статей. Вып. 4. Волгоград: Волгоградский государственный университет. 2002. Древний патерик, изложенный по главам. М.: Издание Афонского Пантелеимонова монастыря. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Врачешский монастырь: монашеское возрождение в Болгарии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Никифорова Врачешский монастырь: монашеское возрождение в Болгарии «Поезжай во Врачеш, там настоящий монастырь, один из самих больших в Болгарии - 8 человек, соблюдают афонские традиции, поют древние распевы. Там похоронена старица Кассиана - стоишь в часовенке, и рядом с иконкой Богоматери Врачешской - фотография матушки, молишься им обеим. На душе легко, как в крипте у нашего батюшки Серафима». «Любите друг друга и вы придете в эти блаженства». Мать Кассиана Врачеш. Монастырь Севастийских мучеников. / На мои сетования о церковной жизни в Болгарии, отец Николай из храма свт.Николя в Софии посоветовал: «Поезжай во Врачеш, там настоящий монастырь, один из самих больших в Болгарии - 8 человек (в знаменитом Рильском всего 5 – А.Н.), соблюдают афонские традиции, поют древние распевы. Там похоронена старица Кассиана - стоишь в часовенке, и рядом с иконкой Богоматери Врачешской - фотография матушки, молишься им обеим. На душе легко, как в крипте у нашего батюшки Серафима (Соболева)». В субботу после утренней службы и треб о.Николай отвез нас на автовокзал, откуда уходит автобус на Ботевград (Ловченская митрополия). Оттуда местным - до села Врачеш, а после - по горному, очищенному струями проливного дождя и наполненного свежим ароматным воздухом, ущелью пешком. «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога…» В закатных лучах мы достигли монастыря. Вечернее богослужение уже окончилось. В храме на лесах писал фрески художник, ему помогала девчушка с серьезным красивым лицом. В притворе, где сейчас временно из-за реставрационных работ в храме совершают службы, благолепие - иконочки, мерцание свечей, тканные половички на полу и на скамьях. Врачеш. Виды монастыря. Об этом монастыре вы не прочтете ни в путеводителе, ни в историческом справочнике. Спрашиваю сестер, почему. «О нас стали говорить совсем недавно. Мы всегда старались оставаться в тени.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть II.1. Война 15.01.2021 1587 Время на чтение 21 минут Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря РНЛ продолжает публикацию очерков о жизни видного архипастыря Русской Православной Церкви в ХХ веке – архиепископа Вениамина (Новицкого). Данная публикация посвящена служению владыки и его преосвященных собратьев на Украине в тяжелые и трагические годы немецкой оккупации. Борьба за Истину и благодать Святого Духа Всю историю человечества идет борьба добра со злом. В 1940-е годы, во время фашистской оккупации, эта борьба ожесточенно развернулась на Украине. Тогда зло вновь стало искусно маскироваться под добро, мастерски выступать под личиной раскольной лжецеркви, стремящейся внешне к «украинской автокефалии», а в реальности – к уничтожению Церкви. За что боролся владыка Вениамин (Новицкий) со своими преосвященными собратьями, защищая паству и церковное достояние от посягательств ложной автокефалистской иерархии? Людям современным, может быть, непонятна проблема раскола: почему борьба носит столь ожесточенный характер? Ошибочно считать, что борьба шла и идет за земное – за власть, или за храмы, или за церковное имущество. Она идет за действующую и спасающую Благодать Святого Духа в Христовой Церкви. Там, где ересь, гордыня, канонические преступления, там нет ни Святого Духа, ни спасающей благодати. Святой архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) на основе Православного Предания описал принципиальные вопросы, определяющие, за что борется в своей двухтысячелетней истории Церковь и к чему стремится наш православный народ, успешно избегавший многие столетия ересей и горделивых революционных соблазнов, но оступившийся в ХХ веке. «...За чистоту веры Господь пребывал со всем нашим народом как источник перерождающей человека внутренней благодати Св. Духа, которая снизошла на Русскую землю, как Царство Божие, вместе с крещением Святой Руси…» – пишет святитель Серафим. «Если благодать Божественного Духа есть самое величайшее для нас сокровище, то таким же сокровищем должна быть для нас и православная вера, как чуждая всяких ересей, ибо отступление от сей веры удаляет от нас Божественную благодать, получаемую нами в таинствах Церкви. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема», – говорит Апостол Павел. Как видели мы, благодати Св. Духа в качестве перерождающей и спасающей силы не могут иметь отступники от православной веры, принявшие, по словам Апостола, иное благовествование. Нельзя не отметить, что Апостолом налагается анафема вообще за принятие иного благовествования. Здесь нужно иметь в виду слова Ап. Иакова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, то тот становится виновным во всем.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? Доклад архиепископа Серафима, прочитанный им в 1948 году на Московском Всеправославном Совещании, и определивший государственно-церковную политику страны в отношении экуменизма - вплоть до прихода к власти Хрущева. 01.09.2000 350 Время на чтение 29 минут С 20-х годов и до конца жизни управляющим русскими православными общинами в Болгарии был епископ, а впоследствии архиепископ Серафим (Соболев) (1881 - 1950). Он похоронен в крипте софийской церкви святителя Николая Чудотворца, в которой прослужил больше четверти века. Владыка не причислен к лику святых, но веруюущие во всем мире почитают его как святого и едут к нему со всех концов света со своими болями, скорбями и нуждами. Более того (подобного нигде не припоминаю): с оказией передают ему письма или пишут их здесь же. В комнатке рядом с гробницей стоит стол, на столе - бумага, авторучки... Опускают эти молитвенные послания в ящик, который стоит возле гробницы. Народу очень много: кто-то только что опустил свою записку, кто-то жарко благодарит за то, что был услышан... Так вот, для меня поездка в Болгарию (об этом визите в дружественную страну российской делегации подробно рассказывается в предыдущем материале) с самого начала была онаменована ожиданием встречи с архиепископом Серафимом. Перед кончиной он говорил своим духовным детям: " Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас " . Как видим, не оставил, чему свидетельством нескончаемый людской поток у гробницы, многочисленные факты чудотворений владыки, изустные и уже опубликованные рассказы о его помощи и заступничестве. Владыка Серафим был одарен от Бога даром прозорливости, которая проявлялась даже на расстоянии, ангельской чистотой и целомудрием. Его верный ученик и личный секретарь архимандрит Пантелеймон (Старицкий) вспоминал: " За свою чистоту Владыка получил от Господа дар усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Он следил за жизнью Православия и был как бы совестью ее. Где замечал он неправильность, бескомпромиссно изобличал ее, не боясь пострадать за истину. В результате появились бесценные богословские творения архиепископа Серафима " . Одно из этих творений посвящено изобличению экуменизма как опаснейшей ереси. Речь идет о докладе " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанном владыкой на Московском Всеправославном Совещании 1948 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новом и старом стиле 01.03.2001 404 Время на чтение 22 минут В N 9 " Московского журнала " за прошлый год был напечатан доклад архиепископа Серафима (Соболева) " Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? " , прочитанный им на Московском Всеправославном Совещании 1948 года. Этот доклад, как оказалось, до сих пор не утративший своей актуальности, вызвал множество живейших читательских откликов - в подавляющем большинстве одобрительных (негативно по факту публикации высказался только один человек), что побудило редакцию еще раз обратиться к бесценному богословскому наследию архиепископа Серафима и опубликовать его второй доклад на том же Совещании - " О новом и старом стиле " . Промыслительно получилось так, что предыдущий материал появился на страницах нашего журнала в год 50-летия со дня кончины незабвенного архипастыря, а нынешний пришелся на 120-летнюю годовщину со дня его рождения. Слава Богу и владыке Серафиму! Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле, действительный член Русского астрономического общества Е.Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением. " К несчастью, - заявляет он, - едва поняв устройство Александрийского канона, и поняв, может быть, далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда " . По словам Предтеченского, " если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе, так и на Древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних христианских церквах в Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли бы возможно было и все преобразование, сделанное папою Григорием XIII " 1. К этим словам Предтеченского мы должны добавить, что появление календарной реформы папы Григория XIII обусловливалось не только отсутствием должного понимания и усвоения западными пасхалистами Александрийского канона с его пасхальным вычислением и падением научности на Востоке, но главным образом их неверием в Святую Церковь, точнее в то, что в ней живет и действует Дух Святый, как источник всякой истины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010