Что же скажут нам об этом угодник Божий и Святая Церковь? Преподобный Серафим Саровский поучает: " Много есть таких, которые говорят: " Мы были у обедни, или у заутрени, или у вечерни " , – и льстят себя надеждою, что они действительно были, а в самом-то деле где скитался тогда ум их? Они телом только были в храме Божием. Должно же христианам наиболее внимать себе и стараться помнить, что перед нами Господь Сердцеведец и что мы стоим в храме, по слову пророка: Всегда видел я перед собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15,8). Кто памятует, что нужно работать Господеви со страхом и радоватися Ему с трепетом, тот внимает всему, что поется или читается во время службы, особенно же тому, что читается из Священного Евангелия, которое есть пластырь на всякий струп греховный " . Так учит о том, как должно вести себя в церкви, преподобный Серафим Саровский. Послушаем теперь, что скажет нам о том же Святая Церковь. В одном из церковных поучений Пролога говорится: " Дети и братие возлюбленные, когда придете в церковь, с великим страхом и благоговением внимайте тому, что поется во время Божественной литургии, и не разговаривайте о житейском в церкви Божией. И пред земным царем надо предстоять со страхом, чтобы не навлечь гнев его, и при земном царе бояться взглянуть друг на друга, чтобы не подвергнуться за это наказанию. Насколько же больше должно заботиться, чтобы, предстоя пред Богом в церкви, не только не разговаривать друг с другом, но и постоянно иметь ум углубленным в пение и молитву? Не нарушайте служения церковного разговором, смехом, дремотою, но слушайте и внимайте, как поется: Всякое ныне житейское отложим попечение... яко да Царя всех подымем (Литургия, Херувимская песнь). И те из вас, которые хотят получить спасение, должны особенно заботиться о чистоте душевной в час молитвы, а не прельщаться кознями диавольскими и не пускаться в пустословие " (из Пролога на 6 июня). Как видите, и угодник Божий, и Святая Церковь учат нас, чтобы мы в храме Божием наиболее были внимательны к самим себе, помнили, что перед нами Господь Сердцеведец, стояли со страхом, усердно слушали, что поется и читается во время служб, не нарушали служения церковного разговором, смехом, дремотою, не пускались в пустословие, не прельщались кознями диавольскими и заботились о чистоте душевной в час молитвы. К чему обязывает нас это учение? Конечно, к тому, чтобы мы следовали ему и вели себя в церкви так, как оно повелевает. И так и должно быть, непременно, ибо в противном случае пребывание наше в храме станет неугодным Богу и, следовательно, для нас бесполезным. Слушайте, что говорит Господь о тех, которые ходят в храм не для храма: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. 15,8-9). Из этого ясно, что и молитва таких людей неугодна Богу, и хождение их в храм пользы им не приносит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1221...

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им. Третья заповедь Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.      Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29–30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю. Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

http://pravoslavie.ru/104825.html

Был еще такой случай. Еще до того, как я был рукоположен в священники, у нас останавливался один странник, который вырезал из кипариса красивые параманные (монашеские) кресты. Мы сказали, что хотели бы и себе такие, но не параманные, а обычные. Он же ответил, что если будет на то Божия воля и ему еще доведется побывать у нас, то привезет. Он приехал к нам через два года и привез… параманные кресты, при этом сам не мог объяснить, как так вышло. Так и остались они у нас. Игумен Серафим и монахиня Серафима. Флоровский монастырь, 2007 г. Фото: Михаил Мазурин А года за два до пострига нам все вдруг начали дарить иконки преподобного Серафима Саровского, книги о нем. Куда ни посмотришь – отовсюду смотрит преподобный Серафим. И уже во время пострига слышим: «Сестра наша Серафима постригает власы главы своея…», а затем, когда после пострига сестер подвели меня: «Брат наш Серафим постригает власы главы своея…». – Авва Даниил Скитский говорил: «Я жил в общежитии и в отшельничестве. Испытав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». А вы жили и в браке, и в монашестве. «Испытав ту и другую жизнь», что бы вы могли сказать о преимуществах каждого из этих путей? – Господь – наш Промыслитель, и Он определяет, на каком месте человек может принести большую пользу. Оглядываясь на прожитую жизнь, думаю, что мне нужно было пожить и не в монашестве. В том числе послужить священником на приходе, чтобы там помочь в строительстве храма, а уже на закате лет принять монашество. Могу сказать, что семейная жизнь в наше время – дело очень сложное, требующее особой бдительности и рассуждения. К тому же брак связан с множеством житейских забот (решение квартирного вопроса, пропитание семьи и прочее). В монашестве человек свободен от этих забот и может посвятить больше времени молитве о благополучии государства и всего мира, подвигу терпения и послушания. Но не надо забывать, что каждому дано свое. Ведь и Господь сказал, что «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12).

http://pravoslavie.ru/4766.html

...Вероятно, года через два-три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки. Об этом - особо. Смерть праведника Один из близких учеников и почитателей батюшки о. Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне: Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит: - Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто-нибудь наблюдал таинство смерти. Так и сказал: святые. Батюшка был сам святой, - не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный. Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (+ 4 февраля 1908 г.). Святые не любили... Как он сравнивал себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: - Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал Апостол Любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Ин. 4, 17-18). Значит, и преподобный Серафим, и батюшка о. Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне о. Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: - Преподобный Серафим-то не обидится на меня. Так мы говорим лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. А в этот день творится память его ангела, преподобного Исидора Пелусиота... Значит, его святой одноименник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горния селения, батюшку в день своей небесной славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1035...

Вероятно, года через два–три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки. Об этом – особо. Смерть праведника Один из близких учеников и почитателей батюшки отца Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне. «Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит: – Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто–нибудь наблюдал таинство смерти. Так и сказал: “святые”. Батюшка был сам святой, – не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. – Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный». Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (4 февраля 1908 года). «Святые не любили ...» Как он сравнил себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: – Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! 56 . Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал апостол любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:17–18 ). Значит, и преподобный Серафим, и батюшка отец Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне отец Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: – Преподобный–то Серафим не обидится на меня. Так мы говорим лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. А в этот день творится память его Ангела, преподобного Исидора Пелусиота ... Значит, его святой одноименник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горние селения, батюшку в день своей Небесной славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И таким-то образом благодать Всесвятаго Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее. – Каким же образом, – спросил я батюшку отца Серафима, – узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого? – Это, ваше Боголюбие, очень просто, – отвечал он мне, – потому-то и Господь говорит: «Вся проста суть обретающим разум...». Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит (не надмевает), ибо не от мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение ему. Про этот разум апостол сказал, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Апостолам же Своим про недостаток этого разума Господь сказал: И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? ( Мк.4:13 ). Опять же про этот разум в Евангелии говорится об апостолах, что «Господь отверз им ум разумению Писания». Находясь в этом разуме, апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет, и, проникнутые им, и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно говорили, что их дело свято и вполне угодно Господу Богу. Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: Угодно Святому Духу и нам ( Деян.15:28 ), и только на этих основаниях и предлагали свои послания как истину непреложную, на пользу всем верным, – так святые апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божия... Так вот, ваше Боголюбие, видите ли, как это просто? Я отвечал: – Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознать истинное Его явление? Батюшка Отец Серафим отвечал: – Я уже, ваше Боголюбие, подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас... Что же вам, батюшка, надобно? – Надобно, – сказал я, – чтобы я понял это хорошенько. Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: – Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Каждый в отдельности христианин непроизвольно может избрать то или другое состояние, а должен непременно сообразоваться с полученным им от Бога дарованием, следуя, таким образом, в этом случае божественному призванию и высшему абсолютному определению. «Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» ( 1Кор. 7, 17 ) 121 . Прозорливый старец всегда сразу видел, какое «дарование от Бога» имеет обращающееся к нему лицо, и в связи с этим подавал свой совет, нередко приводивший вначале в недоумение самого спрашивающего. Так, он не благословил на принятие иночества уже немолодую девушку, с юных лет стремившуюся в монастырь, и предсказал, что она выйдет замуж. Предсказание это, вызвавшее вначале недовольство и даже обиду со стороны девушки, действительно впоследствии сбылось. Одному мальчику он предсказал даже имя его будущей жены – Серафима; в другой раз он все время называл маленькую девочку «ваше превосходительство», приводя этим в недоумение ее родителей: впоследствии, однако, она действительно вышла замуж за генерала. В других случаях преподобный Серафим прозревал в посещавших его детях предизбрание их к монашеской жизни. Родителям одного шестилетнего мальчика он предсказал, что этот сын не будет их кормильцем; когда мальчик по прошествии шести лет вновь посетил Преподобного, первые слова, которые он услышал, были: «Радость моя, тебе следует поступить в монастырь» 122 . Девушке, регулярно посещавшей его с раннего детства, он часто давал понять в иносказательной форме, что ее ждет иноческий путь, и наконец открыто заявил ее родителям: «Ей дорога в Дивеево, в мою обитель к сиротам». А ей сказал: «Тебе нет дороги, матушка, жить у родителей: тебя Божия Матерь семи лет избрала, а они держат тебя у себя» 123 . В беседах с монашествующими преподобный Серафим неоднократно замечал, что «нет лучше монашеского жития 124 , по словам Апостола: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

на земле?! Вон апостол Павел пишет о себе (если повторюсь, то – во славу Божий!), хотя будто о ком-то ином: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4). Таково было состояние апостола, что его нельзя было даже «пересказать», ибо для этого даже не хватало слов на языке человеческом. А оно воистину было! Об этом с несомненностью мы заключаем уже из того, что апостол Павел об этом откровении говорит: «Знаю», а чего не знает – в теле или не в теле, – говорит, не стыдясь: этого «не знаю» – большее утверждает, а меньшего не понимает! Подобным образом и преподобный нашего времени о. Серафим Саровский желал узреть обители «в Доме Отца Моего» (Ин. 14, 2) и был сподоблен этого; но когда его спрашивали о них, то он смиренно сказал: если сам батюшка (так и назвал его) апостол Павел не мог «пересказать» того, что он видел, то где же мне, убогому Серафиму, передать это? Но после он открыл это в беседе своей в лесу с Н.А. Мотовиловым. И я считаю за лучшее сделать краткие выписки оттуда. Вот они. Прибавление. О цели христианской жизни “Это было, – записал Мотовилов, – в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно крупная, густая крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближайшей пажинке своей, возле его ближней пустыньки, против речки Саровки у горы, подходящей близко к самым берегам её. Поместил он меня на пне только что срубленного им дерева, а сам стал против меня на корточках. – Господь открыл мне, – сказал великий старец, – что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чём состоит цель жизни христианской, и у многих великих особ вы о том неоднократно спрашивали. –…Но никто, – продолжают о. Серафим, – не сказал вам о том определённо. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии,

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Похоронили его на общем кладбище и на кресте сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (4 февраля 1908 г.). «Святые не любили...» Как он сравнял себя с ними! Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: – Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! 121 Да святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал апостол любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:17–18 ). Значит и преподобный Серафим, и батюшка отец Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне отец Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: «Преподобный-то Серафим не обидится на меня». Так мы говорили лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. И в этот день творится память его Ангела, преподобного Исидора Пелусиота . Значит его святой одноменник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горние селения, батюшку в день своей небесной славы. И подобные совпадения смерти совершенно не случайны. «Жития святых» отмечают их довольно часто 122 .  «Праведники и по смерти живут», – говорит слово Божие (ср.: Мф. 25:46 ; Притч. 10, 25, 30 ). Мне неизвестны чудеса блаженного батюшки, но сила одного имени его велика и по смерти. И все с тем же И.Ф.Л.. Лет восемь спустя мне снова пришлось устраивать его на новое место, на этот раз в том же городе X, где я служил тогда 123 . Мы здесь встречались часто, – не менее раза в неделю. И странно: редко было, чтобы мы не спорили и не раздражались. –  Да, я – всем лишний. Надоел всем. Жить не стоит! Брошусь в воду или под поезд. И вы – не любите меня. Келейника своего П. любите больше, чем меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Святитель Тихон Задонский : «Вера порождает радость и веселье в сердце верующего. Радость эта не о пище и питии, не о чести, не о богатстве, золоте, серебре, не о прочем, чем сыны века сего радуются, ибо эта радость плотская. Но есть радость духовная, радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойствие в совести, как учит апостол: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. Гл. 5). Ибо святое Евангелие есть радостная весть, и вера есть сердечное принятие Евангелия, поэтому приемлющие его непременно приемлют и духовную радость в сердцах, как написано о страже темничном, упоминаемом в Деяниях апостольских: «и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» ( Деян.16:34 ). Поэтому эта радость во многих местах Священного Писания предлагается верным как сладостная духовная пища, что и в Псалмах, Евангелии и апостольских посланиях заметить можно». Преподобный Серафим Саровский : «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот, я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведнике просветятся, как солнце. О если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостола Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души». Прп. Феофан Затворник : «Кто вкусил блага, принесенные Господом на землю: свет ведения, свободу от уз греха и силу на добро, исцеление ран сердца и сыновство Богу, – тот постоянно пребывает в небесной, непритворной радости.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010