Чудо от иконы Божией Матери во время молитвы свт. Алексия, митр. Киевского. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. Л. 59) (1-я треть XIV в.- 5.05.1377 или 1392, г. Серпухов), прп. (пам. в Соборе Московских святых), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . Сведения о В. С. содержатся в сказании «О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове» (XVII в.), о преподобном рассказывается только в связи с основанием обители, др. биографические сведения отсутствуют. Сказание называет В. С. «пострижеником пустынным», сообщает, что он был келейником свт. Алексия , митр. Киевского и всея Руси, пользовался его уважением. Согласно сказанию, в 1360 г. во время молитвы свт. Алексию было повеление от иконы Пресв. Богородицы создать в Ее честь монастырь «в пределе града Серпухова». Святитель благословил своего келейника найти место для обители. Обходя окрестности Серпухова, в 2 верстах к юго-западу от города, в лесу за р. Нарой, у оз. Долгого, преподобный ночью услышал «звон велик и гремения сосудов, железных и медных». Избранное В. С. место не понравилось митр. Алексию, однако ночью святитель услышал голос, повелевший поставить мон-рь на этом месте. Строителем мон-ря был назначен В. С., к-рый по повелению свт. Алексия сначала заложил деревянную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а «по времени и каменную церковь состави, такожде и трапезу». В ранних списках сказания «О зачатии Владычнего монастыря» (кон. XVII - нач. XVIII в.) возведение Введенской ц. отнесено к 1367 г., в списках XIX в. и в монастырских документах того времени (клировых ведомостях, актах) - к 1360-1362 гг. (В. А. Кучкин, основываясь на том, что настоятели Владычнего мон-ря ранее XVI в. неизвестны, а также на том, что в монастырских актах XVI - 1-й пол. XVII в. В. С. не упоминается в качестве первого строителя обители, предположил, что В. С. был строителем Введенской ц., обитель же появилась позднее - Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 4 (10). С. 98-100, 104, 107).

http://pravenc.ru/text/154251.html

1607, СПГИАХМЗ). В графическом образе сохраняются основные черты внешности святого: впалые щеки, густые, зачесанные назад волосы, спадающая отдельными прядями кудрявая борода; рука со свитком приподнята; надпись: «прп(до) па(θ)нотïе боро(в)скï(и)» (дробница с образом П. в молении - ГИМ). Резное изображение П. с крестом и свитком в руках имелось на оборотной стороне золотого креста-мощевика 1698 г. из монастырской ризницы, вложенного в память кн. И. Б. Репнина его сыновьями; на лицевой стороне серебряного креста-мощевика 1639 г. (вклад кн. Н. М. Мезецкого в память брата, схим. Давида) образ П. помещался у подножия Распятия ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 78-79). В сер.- 2-й пол. XIX в. в старообрядческой среде получили распространение поясные иконы П., на к-рых пальцы его благословляющей руки сложены в двуперстие (свиток в левой руке часто развернут). Особенности облика святого на подобных изображениях - борода с обильной проседью, разделенная на 5-8 длинных веерообразных «космочков», высокий лоб с проплешинами. Иконы этого круга, выполненные в традиц. стилистике, ориентированной на древние образцы, хранятся в Малоярославецком музейно-выставочном центре им. И. А. Солдатёнкова, СГИХМ (написана в Гуслицах?), Гороховецком историко-архитектурном музее, Гос. музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, музее Пафнутиева Боровского мон-ря, в частных собраниях (напр., работа Л. М. Иванова). Вероятно, боровские мастера-старообрядцы писали также небольшие поясные или поколенные образки П. того же извода, иногда дополненные образом Спаса Нерукотворного (характерен для икон беспоповцев) или фигурами приписных святых - небесных покровителей заказчиков (3 в ЦМиАР, ЗИАХМ, частное собрание). Иконы П. хранятся в храмах Боровска и его окрестностей, напр. в боровском кафедральном соборе Благовещения Пресв. Богородицы - редкий образ П. вполоборота вправо (1839, «изуграф» А. С. Крюк[ов?]). Возможно, в это же время Пафнутиев Боровский мон-рь заказывал партии эмалевых икон для раздачи и продажи паломникам (финифть с поясным образом П. со свитком и четками в руках - ЦМиАР). Существовали и ростовые варианты единоличной иконографии П., в частности исполненные во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских Москвы, Палеха и Мстёры. На рисунке акварелью и тушью из собрания по иконографии рус. святых кн. М. А. Оболенского (сер. XIX в., Красноярский краевой краеведческий музей) П. представлен с не характерной для него окладистой бородой, едва раздвоенной на конце, в рост, правая рука возле груди, левая - под мантией. На рубеже XIX и XX вв. получили распространение небольшие хромолитографии с фигурой преподобного на фоне пейзажа (1893; 1901, мастерская Е. И. Фесенко в Одессе, АОКМ; см. также: Леонид (Кавелин). 1907. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Серийное изготовление 100 басменных крестов с литыми накладками значительно сокращало время работы и удешевляло их стоимость. В это же время было изготовлено 30 более дорогих и трудоемких крестов (15 - с чеканными серебряными О., 15 - с гравированными). В отличие от басменных О. с идентичными литыми дробницами каждый чеканный и гравированный О. требовал высокой квалификации мастера, к тому же больше времени уходило на его изготовление ( Игошев. Серебряные и золотые напрестольные кресты//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 495-496). В результате совместной работы иконописцев-знаменщиков и серебряников постепенно формировался новый стиль О., появлялись эталоны, на к-рые ориентировались др. мастера. Сириец архидиак. Павел Алеппский в сер. XVII в. отмечал изобилие икон в О. в жилищах не только рус. бояр, но и крестьян ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 287). Элементы О. Поля О. идентичны полям иконы и образованы 4 орнаментальными тонкими металлическими полосами (парные боковые и парные горизонтальные), соединенными между собой под углом 90° или 45° и закрывающими доску с небольшими загибами полосок с 2 сторон: по краю (торцу) иконной доски и с др. стороны - по лузге. На полях О., как и на иконах, нередко изображали Деисус, избранных святых: напр., на О. Владимирской иконы Божией Матери 1-й трети XV в. в технике прочеканенной серебряной басмы - 16 поясных и ростовых фигур Деисуса и святых, разделенных розетками с плетенкой (СПГИАХМЗ). По краям полей делали гладкие или узорчатые канты, а в 1-й трети XVII в. припаивали трубочки («трубы») рядом со сканой нитью, как, напр., серебряный золоченый чеканный О. иконы «Св. царевич Димитрий», вложенной в 1607 г. царем Василием Шуйским в серпуховской Владычный мон-рь (СГИХМ). Во вкладной надписи, гравированной на крупной дробнице, закрепленной на свету, повествуется о «поставлении» образа в память о «междоусобной» битве на р. Восьме близ Серпухова 5-7 июня 1607 г. и о разгроме войска И. Болотникова. Самые мелкие детали - округлые венцы и цата украшены миниатюрным растительным узором из остроконечных листков, 4-лепестковых цветочных розеток, отростков на канфаренном фоне и круглыми кабошонами в оправках.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Е. М. Юхименко Иконография Изображения К. В. встречаются на нек-рых рисованных темперой и чернилами настенных листах, созданных в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Выговской пуст., и на произведениях, по стилистике и технике исполнения сходных с иконами. Так, «портрет» К. В. в овальном картуше сохранился в цикле поясных прямоличных изображений выговских основателей и киновиархов 1-й четв. XIX в. (СГИХМ). На К. В. охристая ряса и коричневая мантия, клобук на плечах, на голове островерхая скуфья. У него характерное лицо с морщинами на щеках и переносице, борода длинная, более узкая на конце, но незаостренная, пряди волос лежат на плечах; пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте; внизу подпись: «    ». Подобный извод воспроизводился на книжных эстампах сер.- 2-й пол. XIX в. ( Филиппов И. Ф. История Выговской старообр. пуст. СПб., 1862. Вкл.). На листе 1-й трети XIX в. (ГЛМ; см.: ПЭ. Т. 8. С. 558) К. В. и инок Виталий показаны в молении на берегу р. Выг на фоне обнесенного деревянной стеной скита с часовней и поклонным крестом под сенью; в облаках - благословляющий Спаситель. К. В. изображен слева, одет в голубую рясу, короткую темную мантию и черный клобук, персты его правой руки сложены для крестного знамения. Похожий тип изображения с более панорамным пейзажем и разнообразными скитскими постройками воспроизведен на миниатюре 1908 г. работы Ф. А. Каликина (ЦМиАР). В центре одного из листов нач. XIX в. (ГМИР) между 4 портретами выговских основателей размещено круглое клеймо с молящимися на фоне скита иноками К. В. и Виталием. Образ К. В. включен также в настенную композицию родословного древа киновиархов Выгорецкого общежития. Так, на листе 1-й четв. XIX в. (ГЛМ) фронтальные изображения К. В. и инока Виталия в картушах расположены по сторонам от центрального рисунка деревянных построек скита и 2 келий на переднем плане. На некоторых лубках образы основателей помещены в верхней части древа (1-я пол. XIX в. из собрания А. П. Бахрушина - ГИМ ОПИ. Ф. 1. Ед. 126). Вероятно, образ К. В. есть и на листе «Поклонение иконе Пресв. Богородицы и панорама Выговского и Лексинского общежительств» худож. В. Тарасова (1838, ГИМ) и на близкой по рисунку гравюре (2-я четв. XIX в., ГРМ - Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 195). На аналогичной по композиции живописной картине, созданной предположительно в 70-80-х гг. XIX в. в мастерской Преображенского кладбища в Москве (поступила в ГРМ из ОЛДрП; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Рус. музея. СПб., 2008. С. 128-129. Кат. 112), К. В. написан 1-м в левой группе, в земном поклоне перед Печерской иконой Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2458717.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕДЕОН СЕРПУХОВСКОЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гедеон Серпуховской (+ 1377 / 1392 ), инок серпуховского Владычного монастыря , ученик и сподвижник прп. Варлаама Серпуховского , первого игумена и строителя обители, преподобный Память 5 мая (Москов., Греч. ) и в Соборе Московских святых Сведения о преподобном Гедеоне содержатся в сказании «О зачатии Владычнего монастыря , еже есть в Серпухове » (XVII в.). Согласно сказанию, прп. Варлаам после 13 лет управления Владычным монастырем ослеп, одновременно та же участь постигла и его ученика Гедеона. Через два года, перед смертью, прп. Варлаам прозрел, исцелил от слепоты Гедеона и предсказал ученику кончину через три недели. И хотя Гедеон считал себя еще не готовым, он, по предсказанию прп. Варлаама, через три недели после преставления своего духовного отца скончался в храме при перенесении Св. Даров во время литургии в конце мая 1377 года или в 1392 году. Преподобный Гедеон был похоронен неподалеку от прп. Варлаама, чьи останки упокоились «в паперти» церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В 1996 году над местом погребения прп. Варлаама был установлен крест, могила прп. Гедеона не сохранилась. Преподобный Гедеон упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) среди святых, почитаемых в Серпухове. Изображение Гедеона с нимбом (в рост, в монашеском одеянии и с четками, голова не покрыта, волосы и борода волнистые) вместе со свт. Алексием, митр. Московским , и прп. Варлаамом имеется на рисунке пером в сборнике начала XIX в. (СГИХМ. 7408. Л. 58 об.). Литература Использованные материалы   Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), Αποστολικς Διακονας της Εκκλησας της Ελλδος, . Редакция текста от: 07.02.2016 14:27:41 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/24652.html

   001    002   003