Святой священномученик Киприан, епископ Карфагенский говорит: «Вне ее нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви» (т. 1, п. 3, стр.27). «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа» (т. 1, п. 47, стр. 173). Он же, как и святой Ириней, учит, что «грех разделения с Церковью не омоется и самою кровию». Святой Кирилл Иерусалимский : «Исповедание веры преподает нам ныне: во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь , чтобы ты убегал скверных еретических обществ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден и когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами господними свои вертепы, и не просто также: где церковь ? Но: где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа» (Оглас. поуч. 18-е, стр. 26). Блаженный Иероним Стридонский : «Следует твердо держаться той Церкви, которая, будучи основана Апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как, например, Маркионитах, Валентинианах, Монтенсах или Кампитах, знай, что то не Церковь Христова, а синагога антихриста» (ч. 4, стр. 92). Блаженный Августин : «Всяк отделяющийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойны похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем» 3 (Письмо 152). Хотя среди паствы Христовой временами и появились еретики: Арий, Македонии, Несторий, Север, Диоскор, Евтихий и др., которые старались посеять плевелы, но Церковь Божия, следуя учению Апостола, заповедавшему: «Измите злаго от вас самех» ( 1Кор. 5:13 ), отсекала злых и развращенных от общения с собою и таким образом оставалась единою, святою, соборною и апостольскою в течение всех веков до настоящего времени. Такою же она пребудет, по неложному обещанию ее Основателя ( Мф. 16:18 ), до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Не может быть основанием зачатый во грехе, сам творивший грехи, повсюду блуждавший и просивший совета у женщин, чужой силой творивший какие-то дела, истлевший во гробе, имя которого приводит людей в недоумение относительно пути, истины и жизни. А Магомет и Моисей зачаты во грехе, творили грехи, истлели во гробе, и их имена приводят людей в недоумение [также, букв:, двусмысленность. – Ред.] относительно пути, истины и жизни. Посему, братья, негде нам озираться по истории в поисках какого-то иного основания, помимо Господа Иисуса Христа, зачатого без греха, не сделавшего ни одного греха, не блуждавшего и не искавшего совета ни у кого, собственной Своей силой творившего грандиозные дела, во гробе не истлевшего, Чье имя не приводит людей в недоумение относительно пути, истины и жизни. Апостол не говорит, что Христос положил некое основание, но что Он Сам по Себе есть это положенное основание. Он – вся правда, потому Он и основание всякой правды. Он – вся истина, потому Он и основание всякой истины. Он – вся мудрость, потому Он и основание всякой мудрости. Он – вся сила, потому Он и основание всякой силы. Он – всё благо, потому Он и основание всякого блага. Он – вся жизнь, потому Он и основание жизни на этом и на том свете, в сем и в горнем. Господи воскресший, Ты еси основание нашего спасения и вечной жизни. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 21 апреля 1. Священномученик Ианнуарий и другие с ним . Сей святитель был епископом в Кампании Италийской. В гонение, воздвигнутое [императором] Максимианом, он был приведен на судилище и подвергнут различным мукам, которые переносил незлобиво и терпеливо. Когда ввергли его в огонь, пламя охладилось незримой росой, а мученик без всякого ущерба стоял посреди пламени, воспевая хвалу Богу. Строгали его тело железными щетками, пока не показались кости, но мученик всё это терпеливо и незлобиво переносил. Видя его истязания, его диакон Фавст и чтец Дисидерий рыдали по своему духовному отцу. Тогда связали и их, привели вместе с епископом в город Путеолы и ввергли в темницу. В том же застенке томились за дело Христово путеолские диаконы Прокул и Соссий и два простых Евтихий и Акутион. Всех семерых на следующий день бросили на растерзание зверям. Но звери их даже не коснулись. Тогда всех их усеклй мечом, а христиане Неаполя тайно перенесли тело святого Ианнуария в свой город и с честью положили в храме. До сего дня бесчисленные чудеса совершаются на гробнице этого святителя. Среди прочих чудес помнят и о том, когда одна бедная вдовица, у которой умер единственный сын, взяла из храма икону святого Ианнуария и, возложив ее на своего мертвого сына, с рыданием молилась святителю. И ее сын ожил. Святой Ианнуарий [благо]честно пострадал в 305 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

150 Башня стада в 4 верстах от Вифлеема. Равноапостольная Елена устроила здесь храм (Никифор Каллист. Церковная история. L. 8. cap. 30). Епифаний монах в «Пут­нике иерусалимском»: «На Востоке от Вифлеема построен монастырь, называемый Овечьим; здесь пастухи видели Ангела, который сказал им: “оставьте стеречь овец, – пойте радостно”». 151 Игум. Даниил: «От Самарии есть место к западу лицы вдалеке 2 версты, имя месту Севастиполь. На том месте создан городок и в том городке темница св. Иоанна Предтечи и в той темнице усечен бысть Иоанн Предтеча; ту же и гроб его есть; создана церковь на месте том во имя св. Иоанна Предтечи» (Путешествие игумена Даниила). «Мне указали, – говорит А.С. Норов , – также на гробницу Авдия. Гробницы находятся в подземной церкви, в которую входят по лестнице в 20 ступеней; дверь подземелья вы­сечена из гранитного мономета, точно так же, как и двери царских гробниц» (Там же) 152 Житие прп. Маркиана в Четьях-Минеях февр. 13. Игум. Даниил: «ту же (в Ке­сарии) есть гора вдалеке 2 версты от Кесарии; на той горе жил св. отец Маркиан, к нему же блудница прииде искусить его» (Путешествие игумена Даниила). 153 Мартиролог Усуарди на 27 янв.: «в Вифлееме Иудовом успение св. Павлы; жизнь ея, чудную по добродетелям, описал св. Иероним и засвидетельствовал, что она увенчана долгим мученичеством». По Римскому Мартирологу, кончина ее 20 янв. О годе смерти Росвейн in notis ad vitam s. Pavlae. 155 См. подр. о сочинениях его: Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви: В 3 т. СПб., 1859 (далее – Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. – Ред.). 160 Извлечение из современной записки в «Вологодские Епархиальные Ведомо­сти» (1865 г. 22). Усть-вымьский священник Евтихий (в 1717 г.) писал к секретарю Вологодского архиерейского дома: «Пишем тебе, господину, о том, что в архиерей­ском доме или в соборной церкви или у твоей милости есть о начале и о бытности на Устьвыми, епископии Стефана, епископа Пермского, и по нем иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископство- вали и откуда родом и который епископ и чудотворец сколько годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были и что из чудес и который епископ где почивает и в которые годы с Устьвыми на Вологду переведен? Мы не ведаем, а прихо­дящие к чудотворцам богомольцы осуждают о том деле, что мы не ведаем; да и надлежит у их раки о вышеписанном деле на письме быть сполна. Ради их, чудотворцев, прикажи взыскать и архиерею Божию доложить и выписать и к нам на Устьвымь прислать». Что сделал по сему предмету дьяк Вологодского епископа, остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вооружаясь против общего монофиситского тезиса об одной Божественной природе во Христе, Леонтий не оставлял без внимания и других заблуждений, какими те или другие монофиситские секты различались друг от друга и от православной, кафолической церкви. Так, прежде всего, Леонтий выступает против Евтихия, родоначальника того евтихианства, которое породило из своих недр все множество монофиситских толков. Заблуждение его наш автор полагает в признании им одной природы ( μα φσιν), образовавшейся во Христе после единения ( μετα νωσιν) природ, именно вследствие чрезмерности, (слишком тесного), единения ( δι τν περβολν τς νσεως), а затем – в отрицании им единосущия нам ( μοοσιον μ ν) тела Христова 991 . Евтихий признавал неизреченную плоть вместо естественной и нашей ( τν ητον σρκα ντ τς φσει κα μετρας) 992 . Но как представлять эту плоть человеческую, эту человеческую природу Спасителя? На этот вопрос евтихианисты ( ο τς ετηχος μορας) 993 не могут дать определенного ответа. В первой книге против несториан и евтихиан Леонтий разбирает все возможности, допустимые в отношении соединения в одну двух природ во Христе и приходит к заключению, что евтихианский принцип не может быть оправдан никакими соображениями и аргументами. На евтихианстве Леонтий в своих трудах останавливается недолго потому, конечно, что в его время едва ли оно и существовало в своем первоначальном виде. Евтихианские принципы усвоило себе и проводило в VI веке севирианство, – одна из самых внушительных по числу последователей и своему влиянию на религиозно-церковную жизнь на востоке сект. Такому своему выдающемуся значению и успехам севирианство было обязано прежде всего своему вождю – Севиру, ревностнейшему и даровитейшему последователю монофиситства. Твердости убеждений этого мужа, его преданности своему делу отдавал должную справедливость и наш автор, когда говорил: «он (Севир), горячо противодействуя догмату (Халкидонскому), сам никак не хотел быть осужденным всецерковным собором» ( πανεκκλησ συνδ) 994 . Севир был весьма плодовитым писателем, но из его сочинений ничего не сохранилось в цельном виде на греческом языке. Только у писателей, полемизировавших с ним, мы находим более или менее подробные выдержки из различных его книг 995 . Есть произведения Севира в переводе на сирийский язык, но издание их пока еще осуществлено отчасти 996 . Печальное положение с литературным наследмем Севира является, между прочим, причиной того, что и догматические воззрения его остаются до сих пор не выясненными точно и бесспорно.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

– Л. 273 об. “От вышняго суда Христова предстательствова стаду, на пажитех благожизненных упасл еси, всемудрыми твоими догматы , отгнав Ариа, яко волка некроткого, вшедшего в них безбожными учении”. – Там же. – Л. 220 об., 221. “Неразрывен верою был еси усеченный Петр, иже виде ризу Христову раздранну”. – PG 18, 363. Подтверждает это событие и православная иконография. Вопреки утверждению, что Александр не знал о видении, можно указать на его слова, в которых можно усмотреть аналогию этому событию. В послании в Константинополь епископ Александр напишет со временем об Арии и его последователях: “Они дерзнули раздрать тот нешвенный хитон Христов, которого не решились разделить на части самые воины-распинатели”. – Деяния Вселенских Соборов. Т. I. – С. 19. Об этом видении говорит Евтихий, предстоятель Александрийской Церкви в IX веке, написавший историю своей Церкви (Архимандрит Порфирий (Успенский) . Указ. соч. – С. 115). Об этом говорится в Актах святителя Петра, отрицание подлинности которых еще “не доказательство против того, что они содержат много и правды” (Там же. – С. 115). На Руси это событие известно по самой пространной своей редакции (Великие Минеи четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2. Тетрадь 1. М., 1916. – С. 3343–3356), а также по краткому проложному сказанию, где говорится о явлении Христа Петру Александрийскому . Отметим, что твердость святого Петра в отношении к Арию нашла свое продолжение в позиции святителя Николая на Первом Вселенском Соборе. 32 С. Чистосердов решительно отвергает “факт, что св. Петр сам пригласил трибуна убить его, как несогласный с его воззрениями, изложенными в покаянных канонах – о добровольно идущих на мучения (прав. IX)”. – Чистосердов С. Указ. соч. – С. 546. Данный случай ничего общего с этим правилом не имеет, так как Святителя подвигла на этот шаг забота о пастве, то есть то, о чем в Евангелии сказано: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” ( Ин 15:13 ). В каноне святому Петру об этом говорится: “От вышняго суда Христова предстательствова стаду, на пажитех благожизненных упасл еси… темже и душу твою положил еси за них, пастырь нареклся еси, яко рече Господь”, “…в руки беззаконных тя самого предал еси волею…” (Миния.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кто в состоянии понять, что значит быть членом Церкви, находиться в живой, органической связи с телом Христа и участвовать через это во всех благодатных дарах и благах Его искупления, тому само собой будет понятно, почему отлучение от этого спасительного общения Церковь во все времена понимала как самое большое и самое тяжкое наказание. Святой Иоанн Златоуст кратко обозначает его как «тимория пасон тиморион халепотера», а Августин называет его таким наказанием церковным, более которого не может быть. Сообразно такому воззрению на сущность и значение отлучения, Церковь , прибегая к этому тягчайшему из всех наказаний, только в самой крайней нужде, когда не виделось уже никакого другого исхода, всегда действовала по слову святого апостола: с великой скорбью, с тугою сердца и многими слезами ( 2Кор.2:4 ). Как некогда оглашенного, по принятии им святого Крещения – этого величайшего из всех благ Церкви – братия встречала с радостью и ликованием, и благожелательно приветствовала как нового друга и сотоварища, так, напротив, отлучение от Церкви, лишающее права на общение с отлучаемым, совершалось всегда с глубокой скорбью и слезами. Из многих фактов, служащих подтверждением этой мысли, мы приведём здесь следующие два. Собор Ефесский в приговоре своём против Нестория говорит: «Вынужденные правилами и посланием святого отца нашего и сослужителя Келестина, епископа Римской Церкви, с великими слезами приступаем к этому печальному против него решению. Поносимый Несторием Господь Иисус Христос в лице настоящего Собора определяет, чтобы он (Несторий) лишён был епископского сана и всякого священнического сообщества». Таков же по внутреннему своему содержанию и характеру и приговор Константинопольского собора, произнесённый над Евтихием. Он гласит: «Того ради, скорбя и оплакивая его полное заблуждение и непокорность, мы во имя Господа нашего Иисуса Христа, Которого хулит он (Евтихий), определили отрешить его от всех священнических прав и обязанностей, отлучить от нашего общества и лишить должности монастырского настоятеля. Всякий, кто будет иметь с ним сношение, пусть знает, что и он подвергнется такому же отлучению».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

После третьего вселенского собора Церковь продолжала раздираться спорами. Вскоре возникла ересь монофизитская, или евтихианство. Евтихий прежде всего осужден был на поместном соборе в Константинополе, состоявшемся под председательством Константинопольского епископа Флавиана в 448 году. Кроме 32 епископов, на нем присутствовало много клириков, – пресвитеров и диаконов; в особенности тех из них, которые были архимандритами монастырей 48 . Самое осуждение Евтихия было подписано на этом соборе, кроме епископов, также 23 клириками 49 . Год спустя после собора в Константинополе был созван в Ефесе известный собор «Разбойничий». Диоскор Александрийский и Варсума, настоятель одного сирийского монастыря, явились на него с громадным множеством монахов, параволанов, а также с большою толпою и всякого другого народа 50 . Те бесчинства, которые имели место на этом соборе, побудили императрицу Пульхерию издать перед IV-м Вселенским собором на имя военачальника Вифинии указ, в котором повелевалось изгонять из Никеи, где сначала предполагалось созвать собор, и из соседних к ней областей всех клириков, монахов и мирян, явившихся на собор без приглашения. «Некоторые, – пишет императрица в своем указе, – нахлынувшие в Никею клирики и монахи, и мирские, привыкшие возмущать и расстраивать богоприятное благочиние, покушаются произвести шум, восставая против того, что нам угодно. Поэтому, мы сочли за необходимое отправить к твоей светлости это послание, чтобы ты с полною властью и всячески изгонял из города и из самых этих областей, как клириков, проживающих там без нашего приглашения или без дозволения своих епископов, будут ли то клирики, находящиеся в этом чине, или какие-либо отлученные своими епископами, так и монахов и мирских, которых никакая причина не призывает на собор» 51 . Отметим, что в этих словах указа не запрещается присутствие на соборе всех без исключения клириков и мирян; говорится только, что не должно допускать тех из них, которые не имеют императорского приглашения или епископского дозволения. Действительно, на IV Вселенском соборе в Халкидоне, кроме 630 епископов, присутствовало великое множество и других лиц – сенат и многие иные высшие сановники, присутствовало, по меткому выражению профессора Н. А. Заозерского , «в малом виде всё Византийское государство» 52 , ибо и сам император Маркиан со своей женой Пульхерией посетил одно из заседаний собора 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Скачать epub pdf Память святых мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида Память 20 января Святые мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид пострадали в царствование Диоклетиана. Сначала они служили при царском дворе, были богаты и принадлежали к членам царского синклита 822 . Увидев страдание святого священномученика Феопемпта , епископа Никомидийского, они уверовали в Христа и приняли святое крещение. Вследствие сего они были приведены к нечестивому царю для мучений и приняли мученическую смерть с пятью своими рабами. Святой Васс был закопан до половины тела в ров и, изрубленный по всему телу, предал дух свой Богу. Святой Евсевий повешен вниз головою и рассечен на части. Святой Евтихий был связан за руки и ноги и, сильно растянутый между четырьмя столбами, растерзан. Святой Василид был зарезан ножом. И так все они приняли венцы мученические 823 . 822 Синклит – правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников. 823 Святые мученики Васс, Евсевия, Евтихий и Василид мученически скончались вместе с 5-ю рабами в Никомидии в 303-м году. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Npokyл (Прокл) Путеольский, сщмч. Описания иконы Прокул (Прокл) Путеольский, сщмч. - житие Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклитиана (284 - 305). Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости. Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Сессий и Прокул, и два мирянина - святые Евтихий и Акутион. На следующее утро всех мучеников вывели в [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Константинополь. 985.] Сщмч. Ианнуарий и с ним пострадавшие. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 9575.jpg:   Размер: 1200x821, 0.99 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (107) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2767

Ирмос: Избавителю всех Всесильне,/посреде пламене благочествовавшия,/снизшед, оросил еси/и научил еси пети:/вся дела, благословите, пойте Господа. Припев: Священномучениче Ианнуарие, моли Бога о нас. Да восхвалится великий Прокул со Акутием, и Евтихий,/и Божественный Дисидерий,/Фавст же и Сосс доблемудреннии,/Спаса славнии мученицы. Припев: Священномучениче Ианнуарие, моли Бога о нас. Тя лик страдалец блаженный верховника притяжа,/попра, священнотаинниче славне, верх демонов,/и безбожия вознесенную гордыню потреби. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Якоже отроцы, огнь попрал еси и зверей стремления обуздал еси,/якоже Даниил, всеизрядне, и яко Павел, во главу усеклся еси,/благочестно скончав течение твое. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Вселивыйся несказанно во чрево Твое,/Себе жилище показа Тя, Пречистая Богоневесто,/Емуже непрестанно вопием:/вся дела, благословите Господня Господа. Песнь 9 Ирмос: Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть:/Ты же, Дево Богородице,/прозябением чревоношения/мирови благословение процвела еси./Тем Тя вси величаем. Припев: Священномучениче Ианнуарие, моли Бога о нас. Ианнуария честная борения, подвиги и биения,/еже до крове, мужество, болезни и нуждную смерть,/чудес же неизмерную пучину с веселием возвеличим. Припев: Священномучениче Ианнуарие, моли Бога о нас. Виден был еси на высоте честнаго, славне, мучения, якоже незаходимое солнце;/яко Божественныя звезды, мученик множество ведый/и ныне просвещает концы страданий великих светлостию. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Память твоя светоносная возсия,/лучи Божественного Духа весь мир озаряющи,/омрачение зол отгонящи,/в нейже тя молим, Богодухновенне, просвети вся, поющия тя. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Света, иже в тебе, сиянии, ослепленную душу мою просвети,/и рукою настави, Отроковице, в пути спасенных ходити,/и прелестна отбегнути преткновения,/яко да верою ублажаю тя. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010