Как пишет профессор Московской духовной академии И. Н. Корсунский , « односторонность аккомодатистов в понимании идеи толкования отражается и в односторонности суждения о новозаветном толковании, которое именно и зиждется на углублении в тайны духа ветхозаветного Писания« 177 . Раскрывая подробнее отличие буквалистического подхода от христианского, учёный говорит: «Преследуя букву Писания, [буквалистическое] направление не внемлет духу, проникающему, оживляющему его. Как тело без духа мертво, так и буква Писания без оживотворяющего её духа не только мертва сама, но и мертвит : »буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:6 ). И если для полной оценки обыкновенного писания человеческого, как произведения духа того или иного человека-писателя, недостаточно бывает обращать внимание лишь на внешнюю сторону и на общие требования от сочинения, а нужно войти в дух его, и, уразумев сокровеннейшие мотивы писания, судить о частностях – то тем более это должно быть руководственным началом при истолковании Священного Писания как произведения Духа Божественного» 178 . В связи с этим можно выделить следующие основополагающие предпосылки новозаветного толкования 179 : 1 . Второе Лицо Святой Троицы – Слово , бывшее «в начале у Бога», и в последние дни сделавшееся плотью. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:1–3, 14 ). Из этого самого общего принципа развиваются остальные предпосылки. «Слово – Сын Божий, рождённый от Отца прежде всех веков, предназначен был к тому, чтобы в Нем и через Него невидимое по существу Божество делалось видимым, открывалось, как в слове – ум " 180 . «Слово называется Словом, – говорит свт. Григорий Богослов , – потому что Он относится к Отцу как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что являет Его . В этом смысле Он есть образ Бога невидимого ( Кол. 1:15 ) " 181 . 2 . Но «Слово не только сотворило, Оно же сохраняет жизнь сотворенного» (бл. Феофилакт) 182 , поэтому после грехопадения человека Слово Божие начинает воссоздание, обновление человека как падшего образа Божия – обновление по тому же Первообразу. Начинается история Завета Бога с человеком в крови «Агнца, закланного от сложения мира» ( 1Пет. 1:19–20 ), Завета, опиравшегося на заповеди и обетования . Однако человек, вследствие греховности своей природы, не мог исполнить заповеди, поэтому не могло быть исполнено и обетование. Исполнить и то, и другое надлежало «Самому Агнцу как Первообразу человека, в известное, определённое в Божественном совете время для явления Его на земли по плоти 183 " 184 . Это означает, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Но скажите нам, противники, по совести (если имеете христианскую совесть), похожи ли мы на этих идолослужителей, когда призываем святых, не как богов (не будет так), но как друзей Божиих и наших молитвенников? А есть ли у вас, противницы место, для Священного Писания: Восхваляйте Бога, взирая на святых Его ( Пс. 150, 1 )! И снова: Дивен Бог средь святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67, 36 ). И снова: А я высоко чту друзей Твоих, Боже ( Пс. 138, 17 ). И снова: Память праведника пребудет благословенна ( Притч. 10, 7 ). И снова: Честна пред Господом смерть праведников Его ( Пс. 115, 6 ). Но вы, противники, хотя и знаете об этих текстах Писания, но умалчиваете о них, и, чтобы нас укорить, приводите только те тексты, которые были написаны об идолопоклонниках. Неужели вы думаете, что святые Отцы на Вселенских соборах не знали о тех текстах Писания, которые вы ныне для нас приводите? Знали лучше вас, но, правильно их толкуя, приложили такую печать к своему благочестивому толкованию: «Тем, кто недостойно использует тексты Писания, где говорится о языческих идолах, для осмеяния святых икон или для призывания святых, анафема. Боготворящим святые иконы и самих святых призывающих, как богов, анафема». Этот ответ подходит для всех текстов Писания, которые стали для вас претыканиями. Однако, чтобы вам не показалось, что я не могу противостоять мнимой силе ваших доказательств, ОТВЕЧУ вкратце на каждое претыкание, прокомментировав соответствующие тексты Писания. ПЕРВОЕ: Господа Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи ( Втор. 6, 13 ), понимай так. Не поклоняйся ложным богам, как поступают язычники, но воздавай должную честь, ЛАТРИЮ, одному истинному Богу, всего Содетелю. Такое понимание ясно видно из Книги Исхода, глава 20: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (...) не поклоняйся им и не служи им ( Исх. 20, 3–5 ). Если же эту заповедь о призывании единого Бога начнем толковать по вашему, противники, разуму, то вы напрасно призываете святых, живущих на земле. И Апостол Павел наносит Богу обиду, когда пишет к Фессалоникийцам: Братия! молитесь о нас ( 1Фес 5, 25 ; также 2Фес. 3, 1 ). Также и Апостол Иаков презирает Бога, когда повелевает молиться друг о друге ( Иак. 5, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Пускай не смущается сердце ваше, Православные христиане, и даже не поколеблется ваш помысел, если когда-нибудь услышите или прочитаете изречения Священного Писания , приведенные вашими противниками для доказательства своей правоты. Так делал и сатана, когда хотел Самого Христа, Спасителя нашего, сбросить вниз, и убеждал Его падать, ссылаясь на Священное Писание, потому что там написано: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руки возьму тебя, да не когда преткнешь о камень ногу твою ( Пс. 90, 11–12 ). Подобным же образом и ариане, сыны диавола, хулящие Христа, Бога нашего, и утверждающие, что Он не является истинным Богом, единосущным Отцу, приводили слова Писания, где Сам Христос говорит: Отец Мой более Меня ( Ин. 14, 28 ). И снова: Не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5, 30 ). Как, спрашивают они, может быть единосущным Меньший Большему? Как Творящий волю Пославшего единосущен Пославшему? Приводили слова Писания и македоняне, сыны диавола, хулители Святого Духа: Дух истины. Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин. 16, 26 ). Отсюда они делали ложное заключение: творение – это то, что имеет начало от Бога; Святой Дух имеет начало от Бога, поэтому является творением. Так же поступают и нынешние еретики, племя того же отца лжи, расставляя сети, чтобы поймать неискусных, и прикрывая сладостью Божественного Писания яд душепагубных ересей. Например, желая опровергнуть Догмат нашей Православной веры о призывании святых, они приводят слова из Святого Писания: един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2, 5 ). Будто бы, поскольку Христос является единственным посредником, ни к чему просить и призывать других посредников. Также, желая из Церкви Святой извергнуть иконы, они ссылаются на Писание, где сказано: Не делай себе кумира. Подобным же образом и другие Православные Догматы, сияющие ярче солнца, эти ночные птицы пытаются омрачить облаком искаженного толкования Святого Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В послании к Тимофею, с младых лет изучавшему священные Писания, Апостол увещевал его прилежно читать их, да не пренебрежет той благодатью, которая дана ему через священное рукоположение. В послании к Титу, кратко изобразив епископские добродетели, Апостол между прочим упоминает и о знании Писания, говоря, что епископу нужно быть «держащимся верного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит.1:9 ). Святая необразованность полезна только для себя, и насколько создает церковь добродетельною жизнью, настолько же вредит церкви, если не противится разрушающим ее. Аггей был пророком, и еще через него Господь говорит: «Спроси священников о законе» ( Агг.2:11 ). Итак, в числе обязанностей священника есть обязанность отвечать вопрошающим о законе. И во Второзаконии мы читаем: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). Также и в 118 псалме: «Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих» ( Пс.118:54 ). Также в описании праведного мужа, которого Давид сравнивает с райским древом жизни, в числе прочих добродетелей упоминается и следующая: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» ( Пс.1:2 ). Даниил в заключение священнейшего видения говорит, что праведники сияют как звезды, а понимающие, то есть, ученые, – как небо. Видишь ли ты, какое различие между праведной необразованностью и ученой праведностью? Одни сравниваются со звездами, а другие – с небом. Впрочем, по еврейскому подлиннику и то, и другое изречение может быть отнесено к ученым, потому что в еврейском тексте читаем так: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан.12:3 ). Почему Апостол Павел называется сосудом избрания? Без сомнения, потому, что он служит хранилищем закона и священного Писания. Фарисеи поражены ученостью Господа и удивляются, каким образом апостолы Петр и Павел знают закон, не учившись. Ибо что другим надлежало приобрести трудом и каждодневным поучением в законе, то самое было открыто апостолам Духом Святым, и они были – согласно словам священного Писания – θεοδδακτοι [наученные Богом]. Двенадцать лет было Спасителю, когда Он, в храме вопрошая старцев о законе, вразумлял их своими мудрыми вопросами. Но можем ли мы назвать необразованными Петра или Иоанна, из которых каждый мог сказать о себе: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании» ( 2Кор.11:6 )? Иоанн – необразованный, рыболов, неученый. Но скажите, пожалуйста, откуда это изречение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3: 15–16). Из этих слов мы видим, что в посланиях апостола Павла есть нечто непонятное – неудобовразумительное, – что невежды и неутвержденные превращают к собственной своей погибели. Невеждами называются люди, которые совсем не слышали слова Благовестия, а неутвержденными названы те, кто слышал слово о Христе, но принял его не из уст Церкви, а в поврежденном состоянии и, таким образом, отпал от единства с Церковью и не утвердился в чистоте истины. Сказано: Церковь – дом Бога живого, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). К вопросу о Церкви мы еще вернемся. Итак, мы видим из этого текста, что можно читать Библию и исказить понимание ее текста, как утверждает апостол Петр, «к собственной своей погибели». Правильное понимание Священного Писания – это дело нашего спасения Правильное понимание Священного Писания – это одно из важных условий дела нашего спасения. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). Апостол Петр, начиная свое увещевание по этому поводу, обращает на это особое внимание. Вернемся еще раз к началу текста, прочитанного выше: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Пет. 3: 15). Критерий понимания текстов Библии – вопрос не отвлеченный и не философский, но самый серьезный, касающийся нашего спасения! Держитесь Предания! Апостол Павел Критерий правильного понимания Священного ПисанияСвященное Предание. Все без исключения сектанты отвергают Предание и подтверждают свое отвержение некоторыми текстами Библии – и такие тексты действительно есть. В Евангелии от Марка, в главе 7, говорится о предании, которое Христос отвергает. «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками (у евреев был целый обряд омовения рук. – А.С.), укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук… Есть и многое другое, чего они приняли держаться…» (Мк. 7: 1–4).

http://pravoslavie.ru/101544.html

Наконец, втретьих, указанное мнение прямо противоречит тому, что говорит апостол Павел в послании к Тимофею: « Ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен » (Тим. 3:15–16). Итак, ясно сказано, что все Писание богодухновенно и полезно, причем это сказано именно о Писании Ветхого Завета – ведь когда Тимофей был ребенком и уже «знал Священные Писания», еще не были записаны ни Евангелия, ни другие новозаветные книги. Но, разумеется, после появления Нового Завета слова апостола нужно распространять и на него, так как Священное Писание едино. «С точки зрения Православной Церкви, Священное Писание характеризуется совершенным единством, целостностью и истинностью. В том, что касается его единства, Православное Предание твердо придерживается того взгляда, что Ветхий Завет – христианская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Превечном Слове, Которое пришло в мир, чтобы осуществить спасение детей Божиих (см.: Ин.1:12-13; 20, 31 ). Более того, свидетельство и боговдохновенность Священного Писания, которые основываются на Нем, рассматриваются как существующие во взаимном дополнении или полноте в той мере, в какой всякое место Священного Писания отражает одну и ту же истину» 19 . Как же можно разрывать единое? Как можно говорить, что почитаешь нечто, при этом выказывая пренебрежение к тому, что составляет неотъемлемую и органичную его часть? Это все равно что улыбаться человеку в лицо и плевать ему в спину. О каком почтении тут можно говорить? Ведь один и тот же Бог вдохновил Ветхий и Новый Заветы, то и другое Писание есть в равной степени Слово Божие, то и другое – истина, то и другое душеполезно. Но некоторые говорят, что будто бы чтение Священного Писания Ветхого Завета может привести в прелесть. Здесь прежде всего следует сказать, что думающие так уже пребывают в прелести. Ведь они отказались от слышания Слова Божия, они отказались от беседования с небесным Отцом, от дарованной Им возможности узнать истину и получить руководство в жизни и исцеление от недугов души – иначе говоря, сами сделали все то, что и пытается сотворить диавол со всяким христианином.

http://azbyka.ru/neinteresnyj-vetxij-zav...

Св. ап. Павел так же называет эти книги «Писанием»: «...Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях (γραφας γαις [графэс агиэс])» ( Рим.1:2 , см. Рим.4:3, 9:17; 10:8 ). Тот же термин встречается и у других апостолов (см., например, Иак.2:23; 4:5 ; 1Пет.2:6 ) 11 . Иногда как синоним используется слово γρμμα [грамма], например, «Как Он знает Писания (γρμματα [граммата]), не учившись» ( Ин.7:15 ). Св. ап. Павел пишет своему ученику Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания τ ερ γρμματα [та иера граммата], которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:15–17 ). Эти слова св. ап. Павла объясняют значение Священного Писания для всех верующих во Христа. Богодухновенность делает Писание «полезным для научения, обличения и исправления», потому что не содержит никакой лжи или заблуждения, а одну только неизменную Божественную истину. Этот дар делает всё более и более совершенным в праведности и вере читающего Писание, превращая его в Божиего человека или, как ещё можно сказать, освящая его 12 . Книги. Евреи для наименования отдельных частей или всего сборника Священного Писания использовали термин [сэфарим], то есть «книги», «свитки», от слова [сэфэр] – «свиток», «книга», например: «В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам () число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку...» ( Дан.9:2 ). «И читали из книги () закона Божия каждый день...». ( Неем.8:18 ). Похожее название с указанием на святость книги ( [сифрэй ха-кодэш] – «Священные книги») а так же [китвэй ха-кодэш] («Священное Писание») встречается в мишнаитских и талмудических трактатах 13 . Библия. Это название происходит от греческого слова βιβλα [вивлиа] – «книги» и является синонимом слова [сэфарим]. Слово βιβλα – форма множественного числа от βιβλον [вивлион] – «книга». Происхождение самого слова βιβλον связано с финикийским портом Библос (библейский Гевал). Через него шла торговля папирусом, главным писчим материалом древности. Впервые этот термин по отношению к Пятикнижию используется в Послании Аристея датируемого примерно серединой II в. до Р.Х., в котором, правда, употребляется единственная форма (ν τ ββλ [эн ти вивло] – «в книге», т.е. «в Пятикнижие»). Примерно в то же время (в 132 г. до Р.Х.) термин βιβλα для обозначения для всего корпуса Священного Писания встречается в прологе книги Премудрости Иисуса сына Сирахова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Но не ум только человека возвышается и освещается Священным Писанием – оно возвышает и очищает всю его душу. Так, в Священном Писании заключается учение самое чистейшее; это – серебро в плавильне, от земли очищенное, семикратно переплавленное. Все правила его святы, все побуждения чисты. Живущий по правилам Священного Писания, действующий по внушениям его – в собственном смысле человек божественный, совершенно не похожий на людей века сего, человек в собственном смысле чистый, небесный, не имеющий никакой скверны или порока; он как бы уже не человек только, но и Ангел во плоти, существо богоподобное. Есть много правил и в человеческих книгах, и правил хороших, но все эти правила отзываются слабостью человеческой. Так и видно, что человек дошел до них своим разумом и опытом. Но совсем не таковы правила Священного Писания – они очевидно выше требований разума и явлений опыта. Такого совершенного человека, каким образует его Священное Писание, никогда не было на земле; и разум человеческий не может даже требовать от человека того совершенства, какое ему предписывает Священное Писание. И потому-то были люди, которые говорили, что трудно, даже будто невозможно так жить, как учит Священное Писание; но такого человека, который бы сказал, что правила Священного Писания не хороши, вредны, – не было и быть не может. Трудно, очень трудно жить по правилам Священного Писания; но хорошо, прекрасно было бы, если бы все люди жили по его правилам: вот взгляд здравого разума на правила Священного Писания. Откуда же взяты эти правила, когда они выше требований разума и явлений опыта? Как человек сам себе мог предписать их, когда он исполнять их не может без особенной помощи Божией? Несомненно, эти правила внушал пророкам и апостолам Дух Святой, Который есть чистейший Ум, вышеопытная Премудрость, животворящий Дух. Будучи возвышенным по своему содержанию, Священное Писание могущественно по своей силе. Так, Священное Писание имеет необыкновенную силу над сердцами людей: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (Евр. 4:12). Иудейские первосвященники и фарисеи однажды послали своих служителей к Иисусу Христу с тем, чтобы они взяли Его и привели к ним. Те пошли и воротились без Иисуса Христа. «Что же вы не привели Его?» – спросили пославшие. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот, Человек (Ин. 7:46).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь Еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и Апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо Писаний даровать благодать Духа. Утешитель же. Дух Святый, – сказал Он им, – напомнит вам все ( Ин. 14, 26 ). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез Пророка: Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (...) вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу ( Иер. 31, 31–33 ); (...) и будут все научены Богом ( Ин. 6, 45 ). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил Закон (написанный) не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца ( 2Кор. 3, 3 ). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном». Из высказываний обоих этих учителей разве не ясно, что и в Ветхом, и в Новом Завете изначально не было Писания, и истинная вера существовала и без Писания. Зачем же вы, противники, всегда с таким старанием искажаете Писания, если хотите на нем одном основывать вашу веру? Так пишут и многие другие вселенские учители, скажу более, все святые Отцы, вот каковы свидетели этой истины, которых я здесь не упомяну краткости ради. Ибо если вы, противники, не верите этим, то не поверите и многим другим (если бы они даже восстали из мертвых). Глава 5. Твердость камня веры, утверждаемого на доказательствах из Священного Писания Первое доказательство, от Ветхого Завета Известно, что помимо Священного Писания у Иудеев были и Предания, причем двух видов. Во-первых, Предание фарисеев, которых в Евангелии часто обличает Христос и что мы ясно увидим позже во второй части, в претыкании седьмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Верность слову Божию В православной церковной традиции всегда считалось законом сохранять верность Слову Божию. Древние христианские авторы не только истолковывали Библию , но и старались использовать образы и выражения из библейских текстов в своей повседневной жизни. В самом Слове Божием сказано: Говорит ли кто, говори как слова Божии ( 1Пет.4:11 ). Святые отцы категорически запрещают вносить изменения в канонические тексты Ветхого и Нового Завета. Не по Писанию верующие – вси еретики, – гласило правило древней Церкви, а также: Тать есть и разбойник не от Писания глаголы. Святой Ефрем Сирин : Да будет проклят читающий Писания и противоречащий им, читающий пророков и противоречащий писаниям их. В книге «Кормчая» сказано: Да никому не будет позволено выше означенного правила вменяти или отменяти, кроме предложенных правил принимати другие. Феодор Студит учил: И епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежнего. Любое самочинное отступление от Священного Писания есть ересь губительная. Святитель Иоанн Златоуст писал: Оттого-то они, еретики, и приводят в смущение беседующих с ними, что мы следуем за ними. Следуем – значит внимаем доверчиво, не сверяя их слова со словами Священного Писания . Итак, вооружимся свидетельствами из Писания, и любые еретики будут бессильны совратить нас с пути истинного. Продолжение рода Грехопадение прародителей совершилось. Люди изгнаны из рая, обратного пути нет, впереди новая, неизвестная жизнь, но они знают, что теперь им предстоит в поте лица возделывать землю и в муках рождать детей. Также знают, что сколько бы ни прожили они на земле, все равно рано или поздно каждый из них умрет. Каин и Авель Святитель Иоанн Златоуст , описывая жизнь первозданного человечества после изгнания из рая, говорил: Вот Он, Господь, приводит в исполнение свой приговор и, выведши человека из рая сладости, заставляет его возделывать землю, от которой он взят. И эти слова от которой взят сказаны не без цели, но чтобы человек постоянно в работе имел напоминание о смирении и знал, что тело его произошло из праха земного. И если в раю, в саду Едемском, человек тоже должен был возделывать сад и хранить его, но это было блаженным существованием, а не наказанием, то теперь, когда проклята земля за грех Адама, он должен возделывать землю в поте лица своего. Связь человека с землею, как мы видим у святителя Иоанна Златоуста , должна учить человека смирению. И возделывая землю, человек постоянно смиряется. Он как бы возделывает и свою душу. В книге Иисуса, сына Сирахова, сказано: Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего ( Сир.7:15 ). И наоборот, оторванность от земли, урбанизация – это не от Бога и создает нравственные проблемы. Людям, живущим и трудящимся на земле, легче понять, что такое смирение. Земля – это то, из чего человек создан. Земля – творение Божие. Город – творение человека, предмет его гордости, а не смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010