Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Пророк Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» ( 4Цар. 2:9–10 ). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Пророк Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!» ( 4Цар. 2:12 ). Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, святой Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» ( Сир. 48:13 ). Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска израильского и иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Пророк Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. «И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» ( Сир. 48:15 ). Через год после смерти пророка Елисея мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к честным костям святого пророка. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг: их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам ( Сир. 48:1–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вспомним слова Спасителя: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Он сказал это о бесах. Разумные молитва и пост отгонят от нас диавола и призовут в наши сердечные храмы благодать Святого Духа. В основе нашего сердечного фундамента также должен лежать девиз «Мой Бог – это Яхве», а в новозаветной традиции – «Мой Бог – это Отец, Сын и Святой Дух». Это основа жизни и начало ее: твердая православная вера и разумное воздержание. Они в свою очередь с Божьей помощью приведут к правильным делам. И здесь мы, дорогие братья и сестры, переходим к третьему уроку. Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к Библии: пророк Илия на огненной колеснице      Урок третий: дела милосердия За совершенные грехи израильтян вместе с окрестными народами постигают бедствия и катаклизмы. Заключено было небо на три года. Началась страшная засуха. Пустыня в людских душах и сердцах сотворила и пустыню на земле – в материальном мире. Вот какую удивительную взаимосвязь мы видим между душою человеческою и природой. Но были люди, способные еще чувствовать правду Божию и творить дела Божии. Спаситель сказал: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4: 25, 26). В женщине, вполне возможно хананеянке-язычнице (она жила в сиро-финикийском городе Сарепте Сидонской на побережье Средиземного моря), Господь узрел милосердное и любящее ближних сердце. Потому Илия послан был именно к ней. Не самовольно пришел. Святой пророк испытывает ее. Она делится с ним последним куском хлеба – всем своим и детским пропитанием. Попытаемся посмотреть вглубь сердца женщины: она понимает, что это последняя еда, без нее – ей и детям грозит голодная смерть. Но находит в себе силы накормить еще и страждущего ближнего, отдав ему свои последние две лепты. И за это Господь через пророка Своего награждает ее обильными дарами. Она и дети больше не знали голода. По молитве Илии дом вдовы никогда не оскудевал хлебом. Они выжили в это голодное время. И мало того – благодатью Божьей святой пророк воскрешает через некоторое время сына сарептской вдовы.

http://pravoslavie.ru/105531.html

Он есть и Его нет. Святая Земля, народ земли Израиль – Боговидец и Богоборец, святой град Иерусалим, скиния, несомая по просторам пустыни, Соломонов храм, Святая Святых в нем и святой капорет (очистилище) над ковчегом, облако славы Ягве и таинственное Имя Его – всё это видимые знаки, являющие и скрывающие невидимое присутствие Божие. Ягве живет со Своим народом, странствующим по этой земле. Шекина – это брачный шатер или чертог любви Ягве. Моисей – друг Жениха. Тора, Божественный Закон – песнь песней любви Ягве и Израиля. Но вместе с Моисеем есть еще одна личность, которая вновь появляется на святой горе рядом с преображенным Христом – Илья-пророк. Илья, наряду с Моисеем, второй великий образ иудейской мистики. Даже Самого Христа-Мессию принимали за вернувшегося Илью. Моисея похоронил Бог, и никто не нашел его. Илью Бог забрал к Себе живым, и вновь никто не нашел его. Как и Моисей, Илия приводится для Богоявления на гору Хорив, или Синай. Там, на Хориве, Илью-пророка настигает большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Потом землетрясение. Потом огонь и, наконец, веяние тихого ветра. А видение так и не наступает. И до того, пока пророк не удалился из глубины пещеры, вокруг молчаливое живое Присутствие, превосходящее всякое слово. Трансцендентный Бог. Слова Божии будут уже там, у входа. А в пещере Илия, услышав... закрыл лице свое милотью своею. Что услышал? Он слышал молчание Бога. Молчание в присутствии Бога. Шекина. Но, собственно, мистическое значение Илии-пророка в другом событии – во взятии его на небо на огненной колеснице, на колеснице Израиля и коннице его. Илья и ученик его Елисей по ту сторону Иордана. Елисей чувствует, что необыкновенное нечто произойдет сегодня с его наставником и не отстает от него и не оставляет его. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более ( 4Цар. 2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Это явление Господа показало Илие, что Господь не только карающий и грозный Судия, но и милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей.    Илия, согласно указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который потом стал учеником его. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: «Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь».    Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне».    Илия сказал: «Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь».    Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на небо.    Елисей, видя это, воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его».    Эти слова пророка Елисея, означали, что святой пророк Илия своими молитвами защищал царство израильское от врагов лучше, чем все воинство израильское — колесницы и конница его.    В это время к ногам Елисея упала милоть, то есть верхняя одежда, Илии. Елисей поднял ее и с нею получил двойной дар пророческий.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию. «3-я Книга Царств» (3 Цар.16-19) и «4-я Книга Царств» (4 Цар.1; 4 Цар.2:1-15). Пророк Елисей    Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.    После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.    Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: «у нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна». Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусною и здоровою.    Близ города Вефиля Елисея увидели вышедшие из города дети, и стали смеяться над ним и кричать: «иди, иди, плешивый!» Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. В это время вышли из леса две медведицы и растерзали сорок двух детей из них.    Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: «Мой муж умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Блаженный Иероним: «...и вознесет рог Помазанника Своего», – эти слова обозначают величие Царства Христова» (Творения. Т. 14. С. 196). Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу содержания третьей песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления читаем: «Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь ; ибо водою и Духом у тебя родились сыны...». И ещё: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается...». На Рождество Христово: «... Христу Богу возопиим, вознесый рог наш, свят еси Господи...». 2. О призвании Самуила к пророческому служению повествует третья глава Первой книги Царств. Святой пророк Самуил был тогда ещё в отроческом возрасте и прислуживал на богослужениях, совершаемых священником Илием. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ), – это признак оскудения духовного. Выше говорилось о беззакониях, совершаемых при Скинии сыновьями Илия Офнием и Финеесом. В это бедственное для Израиля время Господь возжигает новый светильник благочестия, чтобы в свете его были обнажены и осуждены грехи народа. Господь в откровении святому Самуилу произносит суд над домом Илия, о котором юный пророк и возвещает священнику. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не оставалось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним» ( 1Цар.3:19–20 ). После смерти Илия Самуил сделался судьёю и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов ( 1Цар.7:3 ), и, собравшись на войну, поразили филистимлян. Самуил судил народ во все дни своей жизни ( 1Цар.7:15 ), из года в год, обходя пределы Израиля. В Раме, в своем родном городе, пророк построил жертвенник, молился за народ и совершал жертвоприношения. Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминаниях летописцев ещё несколько столетий ( 2Цар.35:18 ). При наступлении старости он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя. Такая просьба не понравилась пророку, однако Господь велел ему исполнить желание народа, предварительно ознакомив его с требованиями, которые царь имеет право предъявлять своим подчинённым. Выслушав от Самуила «права царя» ( 1Цар.8:9 ), народ всё-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царём Саула, сына Кисова ( 1Цар.9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Димитрий: Геронта, тропарь пророку Илие говорит, что он – «вторый предтеча пришествия Христова». Он, как известно, не умер, как и Енох. Придёт ли пророк Илия на землю? Старец (улыбаясь): Пророк Илия точит и готовит нож свой! И даже прежде начнёт с патриархов, владык, священников и монахов! Николай: И мирских. Старец: У вас – неведения, у нас – грехи. Разве не говорится в молитве на божественной литургии: «О наших гресех и о людских неведениях»? Пророк Илия точит нож свой: однако нужно многое внимание, потому что о некоторых вещах иначе говорят Отцы, и иначе толкует мир, как, скажем, о шестимилии, о котором сообщает святой Косьма Этолийский . (Турки уйдут, но придут снова и достигнут до шестимилия. В конце концов их прогонят до Красной Яблони. У турок 1/3 погибнет, другая 1/3 крестится и последняя 1/3 уйдёт в Красную Яблоню.) Никто не может этого объяснить. Шестимилие есть в Лангадасе, Килнисе (города Македонии), во Фракии (область Греции), в Коринфе, но никто не знает, что те, о которых он говорит, – шесть миль территориальных вод. Вы не читаете у Пророков: у Иоиля, Захарии, Иезекииля, у Даниила? Там всё сказано. Семь лет в Палестине будут жечь не дрова, а палки, но откуда вам знать отличие палок от дров! У вас теперь в домах калориферы (улыбаясь), в то время как я здесь жгу дрова в печке и знаю что к чему. (Речь идёт о пророчестве пророка Иезекииля – 39, 9–10: «Тогда жители городов Израильских выйдут, и разведут огонь, и будут сжигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет будут жечь их. И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог».) Христос: Евреи... Старец: Один благочестивый иорданец говорил мне, что евреи прокопали под мечеть Омара на много метров глубиной туннель, и хотят разрушить мечеть, чтобы построить храм Соломона, т.к. тогда, говорят они, придёт мессия, т.е. антихрист. Тогда аравитяне скажут христианам: не говорите ли вы, христиане, что Мессия уже пришёл? Что теперь говорят здесь они, евреи?

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Потом дьявол берет 18 Господа в святой город Иерусалим, поставляет на кровле храма и говорить: «если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус ответил ему: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» 19 . Наконец, искуситель делает третью попытку, чтобы отклонить Господа от Его призвания. Дьявол возводить Его на самую высокую гору, откуда можно было видеть все царства мира и славу их 20 , и говорить: „все это я отдать Тебе, если Ты поклонишься мне“. „Отойди от Меня, сатана“, ответил ему Иисус Христос: „ибо написано: „Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши“ 21 . Тогда сатана оставил Иисуса Христа до времени, и ангелы приступили и служили Господу. § 14. Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. (Ин. 1, 19–34). Проповедь Иоанна Предтечи и множество народа, приходившего к нему креститься, обратили внимание иудейского синедриона, который отправил к нему священников и левитов спросить: «не Мессия ли ты?» Иоанн не восхотел присвоить не принадлежавшего ему достоинства и со всею решительностью, раз навсегда, ответил: «Я не Христос» 22 . Так как многие из иудеев верили, что пред Мессиею явится, некогда вознесшийся на небо, пророк Илия, то посланные спросили Иоанна: „не Илия ли ты?“ Иоанн действовал в духе и силе Илии, о чем предсказано было пророком Малахиею; но он не хотел говорить ничего в похвалу себе (предоставляя, если это нужно, сказать о сем Господу Спасителю) и также ответил: „нет“. «Не пророк ли ты?» последовал новый вопрос. Смиренный Иоанн и на этот вопрос ответил: „нет“ 23 . „Кто же ты?“ спросили его. Применительно к пророчеству Исаии, Иоанн ответил: „я глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу“ 24 . В числе посланных были фарисеи (особенные ревнители соблюдения обрядов), и они спросили его: „как же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?“ Иоанн сказал: «я крещу в воде, но стоить среди вас Некто, Которого вы не знаете Он идет за мною, хотя был прежде меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

В пророчествах святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн часто сравнивается со святым пророком Илией. А в книге пророка Малахии Иоанн прямо назван Илией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, 6). О том, что Иоанн назван Илией, свидетельствует и сам Господь наш Иисус Христос: «Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Мф. 17:12). Действительно, жизни, характеры, образ и форма подвига, служение святых пророка Илии и Иоанна Крестителя удивительно похожи. Святой пророк Илья фактически был первым монахом. Он являлся первым ветхозаветным девственником. Был сугубым постником. Ходил босой, в грубой милоти (плаще из верблюжьего волоса), очень жестком и неудобным, раздражающем кожу, напоминающем власяницу. Подобно православному монаху, он носил кожаный пояс на чреслах и, подобно архиерею, ходил с посохом в руке – знаком особенной духовной власти. Его имя Илия с еврейского языка переводится как «крепость Господня» или «мой Бог – Яхве». Яхве (Иегова) переводится как «Сущий (Живой). Под таким именем открылся Бог святому пророку Моисею в Неопалимой Купине. Такое имя во времена Ахава и Иезавели носить было очень опасно. Истинная вера была запрещена в их государстве. Согласно одной из исторических версий, Илие при рождении было дано другое имя. Но во время разгула язычества и гонений на истинную Церковь Божью Фесвитянин берет себе иное имя, за которое в то время в Израильском государстве, быть может, полагалась смертная казнь. «Мой Бог – это Яхве – истинный Бог евреев»: свое имя Илия несет, как знамя. Он за Яхве готов претерпеть муки и пойти на смерть. И с этим светлым знаменем он вступает во тьму языческую, дабы просветить народ, тонущий во мраке беззакония. В этом уроке из жизни святого прока Илии мы учимся здоровому воздержанию, обуздывающему тело и не дающему ему, как коню игривому и ослепленному, нестись в пропасть.

http://pravoslavie.ru/105531.html

Вифлеем и Хеврон: поездка на юг Дорога в Вифлеем Отправляясь от Яффских ворот и минуя Биркет ас-Султан, место прежних «Царских Прудов», оставляя справа от себя шотландскую церковь Св. Андрея Первозванного, построенную в 1927 г., и железнодорожный вокзал, мы едем на юг по холму, возвышающемуся над западным берегом Геенны Огненной. Это в библейском обозначении гора Злого Совещания, именуемая так потому, что здесь находилась загородная резиденция первосвященника, где принималось решение («злое совещание») о том, чтобы схватить и предать на распятие Спасителя. Оставив справа Бакаа («поле рефаимов» – библейских исполинов), видим впереди монастырь, обстроенный, по здешнему обычаю, мощными средневековыми стенами. Это Мар- Элиас – монастырь Святого Илии Пророка. От монастыря открывается величественная панорама окрестности: Святой Город на севере, Вифлеем на юге и Иудейская пустыня – насколько хватает глаз – на восток. По православному преданию, на этом месте отдыхал в пустыне на пути к горе Хорив пророк Илия, когда скрывался от мести царицы Иезавели. Это было вскоре после того, как пророк посрамил, а затем и физически уничтожил языческих жрецов на горе Кармил, чем и вызвал гнев повелительницы. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал: встань, ешь и пей... ибо дальняя дорога пред тобой. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. ...И встал он... и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива ( 3Цар. 19, 4–8 ). В монастыре показывают камень, на котором отдыхал Илия в тот час, как явился ему Ангел. Другой святыней обители является часть оков святого великомученика Георгия, почитаемых чудотворными. Обитель связана также с памятью другого Илии – святителя Иерусалимского, жившего в XIV в. и погребенного в ее стенах. Его мощи также являются предметом почитания православных верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И вот прорицатели Мелькарта начали свой священный танец. Они скакали и кружились вокруг жертвенника много часов подряд, неустанно выкликая: «Ваале, Ваале, услышь нас!» Но по-прежнему неподвижное небо оставалось безоблачным, по-прежнему неумолимо жгло солнце… «Кричите громче, — иронически заметил Илия, наблюдавший их заклинания, — может быть, он задумался и занят чем-нибудь, или в дороге, а может быть, он спит, так он проснется». Но жрецам было не до шуток. Нестерпимый жар палил их головы, они еле передвигали ногами от усталости, чувствуя на себе насмешливые и недоверчивые взгляды толпы. Наконец в исступлении они стали прыгать вокруг жертвенника, с громким криком поражая себя ножами. Их кровь стекала на горячие камни. «Они бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха». И тогда пророк Илия приступил к жертвеннику. Это был решающий момент. Он должен был показать народу силу своего Бога, Его торжество над Ваалом. Он знал, какая участь ждет его, если Господь не услышит его молитвы. Народ был беспощаден к лжепророкам, считая, что в них вселился демон. Но подобно св. Стефану Пермскому, бесстрашно привлекшему зырянского шамана в пылавший сруб, Илия готов был отдать жизнь для торжества истины. «Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев! — воскликнул пророк. — Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне. Да познают ныне эти люди, что Ты один Бог в Израиле и что я, раб Твой, сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня. Да познает народ сей, что Ты, Ягве — Бог, и Ты обратишь сердца их». Он призывал Бога «в огне», ибо огонь был той стихией, через которую чаще всего проявлялось присутствие Ягве. Он явился Моисею в неопалимой купине, Он шел перед станом Своего народа в виде Столпа огненного. Он давал людям Своим заповеди на святой горе «из среды огня». И теперь Он должен явить перед заблудшими силу и славу Свою, и явить через знамение огня. Сам служитель Его подобен огненному пламени, глаза его сверкают, как молнии, голос гремит, как гром. Седые волосы как дым развеваются вокруг головы. Народ со страхом ждет исхода. Явит ли Огненный Бог силу свою?..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010