При царе Ахаве, кланявшемуся по наущению своей жены Иезавели Ваалу и Астарте, Илия вышел на проповедь и провозгласил: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар. 17, 1 ). Так и произошло. Наступила страшная засуха, ручьи пересыхали, сгорела вся трава, и настал голод, и идолопоклонники, решившие, будто бы дождь им дают идолы и бесы, увидели, что Творец жив. Между тем Илия жил в пустыне у ручья, и ворон утром и вечером приносил ему хлеб и мясо. Так Бог учил его милосердию на примере хищной птицы. Когда вода высохла, Илия по слову Бога ушел из Израиля в Сарепту Сидонскую. У ворот города он встретил вдову, у которой осталась только горсть муки и немного масла. Пророк попросил у нее хлеба и пообещал, что мука и масло не кончатся в ее доме до конца засухи. Вдова поверила ему, и чудо действительно произошло. В течение этих лет по слову Господа, изреченному через Его пророка, масло в ее доме не убывало и мука не истощалась. Спустя некоторое время у вдовы заболел и умер сын. Илия взял его к себе в комнату, воззвал ко Господу и сказал: – Господи Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И, простершись над отроком трижды, прообразуя этим тайну Святой Троицы, он воззвал ко Господу и сказал: «Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!» ( 3Цар. 17, 21 ). И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока в него, и он ожил. Так Илия показал, что Бог победит смерть, поэтому этот отрывок читается в Церкви накануне Пасхи. Прошло три с половиной года, и Илия, по слову Бога, пошел навстречу Ахаву, чтобы Господь послал дождь на измученную засухой землю. Он повелел царю собрать на горе Кармил весь народ и всех лжепророков Ваала и Астарты. Их оказалось 850 человек. Когда народ собрался, Илия сказал людям: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» ( 3Цар. 18, 21 ). И не отвечал народ ему ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Здесь ангел Господень говорит Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его сыне: «И многих из сыновей Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям» ( Лк. 1:16–17 ). То есть Иоанн Креститель и Илия-пророк – это разные люди, разные личности. Но Иоанн пришел в духе и силе Илии, а поэтому, если хотите принять, он есть Илия. Как Иоанн приготовил Господу путь в первом Его пришествии, так Илия должен будет приготовить Ему путь во втором пришествии. Почему же именно Илия-пророк должен приготовить ему путь, а не какой-либо другой пророк, например, Елисей, имевший его дух вдвойне? Ныне в мире царствует всеобщий закон смерти. «Человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9:27 ). Илия же пророк не видел смерти, он «восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями» ( Сир. 48:9 ). «И понесся Илия в вихре на небо» ( 4Цар. 2:11 ). Но в кончину века и он должен будет покориться всеобщему закону смерти, должен будет явиться, пророчествовать и подвергнуться смерти. То же самое можно сказать и об ином пророке – Енохе. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт. 5:24 ). «Енох угодил Господу и был взят на небо... Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, – ибо он был восхищен от земли» ( Сир. 44:15; 49:16 ). «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому, что Бог переселил его» ( Евр. 11:5 ). Итак Писание определенно говорит о пришествии в мир перед кончиной века Илии-пророка. Под вторым же пророком святые отцы разумели Еноха как не претерпевшего, подобно Илье, смерти. Святой Ипполит Римский считал, что вместе с пророками Илией и Енохом явится апостол Иоанн Богослов ( Откр. 10:11 ). Об этом и слова Спасителя: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин. 21:22–23 ). Теперь обратимся к другому вопросу: какова цель пришествия пророков Илии и Еноха? В основном они придут для двух дел. Первое из них – обращение евреев ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тель-Мар-Ильяс (холм пророка Илии) — место, где, как полагают, родился пророк Илия. Пророк Илия, как говорится в Ветхом Завете, лично общался с Богом: по его молитвам огонь сходил с неба, начиналась или прекращалась засуха. Он даже воскрешал мертвых.  Рядом с небольшой деревней аль-Иштиб (Лестеб, Тишба, Фесвия Галлаадская), из которой уехали практически все жители, находится большой комплекс их из руин храмов IV–V веков, самый большой из которых посвящен пророку Илие — об этом говорит надпись на мозаичном полу, который сохранился в нескольких местах. Уже в первые века христиане верили, что это и есть место рождения пророка и поэтому построили большой даже по нынешним меркам храм. Его обнаружили в 1990-х годах и до сих под здесь идут раскопки. 4. Место вознесения пророка Илии И сказал ему [Елисею] Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану (4 Цар 2:6).  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Цар 2:11). Пророк Илия не умер — Бог забрал его живым на небо. Место вознесения пророка совпадает с местом, где в пустыне жил Иоанн Креститель. Поэтому, услышав проповедь Иоанна, люди спрашивали его: не он ли Илия, который должен снова прийти на землю? В VI веке здесь возвели несколько церквей, которые со временем разрушились от постоянных землетрясений. Удивительно, но даже сохранилось имя монаха, который построил обитель в 592 году, — Риториос. Об этом говорит надпись на греческом языке, выложенная мозаикой на полу.  5. Пещера Лота Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли (Быт 19:23–25). И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его (Быт 19:30). На месте печально известных городов Содома и Гоморры теперь находится Мертвое море. Его хорошо видно с горы, на вершине которой в ветхозаветные времена жил Лот с дочерьми. Пещеру удалось найти благодаря той же Мадабской карте — до 1990-х годов никто не знал точное местонахождение. Во время раскопок нашли руины целого храмового комплекса или монастыря, который стоял на горе на нескольких террасах. От него, как и от многих византийских храмов, остался фрагмент мозаики. В ней сказано, что найденная церковь была посвящена Лоту, который почитается в Церкви как святой и праведный — за то, что среди всех развращенных людей оставался верен Богу.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Испытание веры Заклание жрецов Ваала      Прошло более трех лет. В Самарии был сильный голод. Господь посылает святого пророка Илию к Ахаву. При встрече Илия обличил царя и повелел собрать весь Израиль на горе Кармил. Под всем Израилем подразумеваются представители народа. Туда же пророк Илия повелел явиться четыремстам пятидесяти лжепророкам Вааловым и четыремстам лжепророкам дубравным. Гора Кармил находилась к югу от залива Акко, близ Средиземного моря. Богатая растительностью и гротами, она составляла границу Галилеи и Тирской области. В книге Песнь песней царь Соломон использует образ горы Кармил для поэтического сравнения: голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей (Песн 7, 6). Когда собрались представители народа, святой пророк сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова (3 Цар 18, 21). Дальнейшие действия можно назвать испытанием веры. Жрецы построили жертвенник Ваалу, положили на него тельца. Истина веры была бы доказана, если бы на молитвенные призывы последовал ответ посредством воспламенения дров. Первыми приступили идолослужители. Они от утра до полудня призывали Ваала, но не было ни голоса, ни пламени. Весь день шла оргия (скакание, вопли, самоистязания до крови), но беснование это не дало результата. Святой пророк Илия с наступлением времени вечернего жертвоприношения построил жертвенник Господу из двенадцати камней по числу колен в знак религиозного единства народа. Далее пророк сделал вокруг жертвенника ров, положил дрова, рассек тельца и возложил его на дрова. Приготовив это, пророк Илия приказал наполнить четыре ведра водой и выливать ее на жертву. Потом сказал: повторите. Они повторили. Затем приказал сделать это в третий раз. Во время приношения вечерней жертвы подошел пророк Илия и сказал: Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе] (3 Цар 18, 37). И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Народ пал ниц и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (3 Цар 18, 39).

http://pravoslavie.ru/104057.html

11, 37–38). Несомненно, многое из того, что совершил Иисус Христос, мы поймем глубже, если взглянем на евангельские события сквозь призму тех рассказов о пророках, которые содержатся в Третьей и Четвертой книгах Царств. Однако для всех внимательных читателей Священного Писания совершенно очевидно: Илия не остался полностью в прошлом, он не только персонаж Священной истории. Бог уготовал Своему пророку важное служение в эсхатологическим будущем — в конце времен. Текст из книги Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), содержит загадочные слова: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр. 11, 3). 1 260 дней — это три с половиной года, то есть столько, сколько, согласно Преданию, длилась засуха, когда Илия своей молитвой затворил небо: Илия... молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев (Иак. 5, 17; 3 Цар. 17, 1; 18, 1; Откр. 11, 6). В двух свидетелях Апокалипсиса древнехристианская экзегеза в лице святителя Ипполита Римского, преподобного Иоанна Дамаскина и других видела Еноха и Илию — двух угодников Божиих, чья земная жизнь окончилась не обычной для всех смертью, а восхищением на небо (Быт. 5, 24; 4 Цар. 2, 11). И христианское, и иудейское предание единогласно утверждают: взятый на небо пророк Божий Илия еще вернется, он придет в конце времен, пред наступлением дня Господня, великого и страшного (Мал. 4, 5). Таким образом, пророчество Малахии имеет двойную перспективу: оно уже исполнилось на Иоанне Крестителе во время Первого пришествия Христа и еще ждет своего исполнения перед Его Вторым пришествием, когда на землю сойдет восхищенный на небо Илия, чтобы вновь пророчествовать... во вретище (Откр. 11, 3), призывая к покаянию. «Покаяние» у пророков — это возвращение ото лжи к истине, от суеверий и ложных богов — к единому Богу, живому и истинному. И, быть может, сегодня еще более, чем в ветхозаветные времена, важны слова пророка Илии — слова, которые он обратил в молитве к Богу: Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе] (3 Цар. 18, 37). Эти молитвенные слова, пожалуй, больше всех других слов выражают суть пророческого служения.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_il...

В день памяти святого пророка Илии в храмах Москвы пройдут архиерейские богослужения 31 июля 2009 г. 13:15 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии, в московских храмах в честь святого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоятся архиерейские богослужения. В храме пророка Илии в Обыденском переулке богослужение возглавит архиепископ Истринский Арсений . В храме пророка Илии на Новгородском подворье богослужение возглавит епископ Красногорский Савва . В храм пророка Илии в Черкизове богослужение возглавит епископ Дмитровский Александр . Святой пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с Ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/707898.htm...

Это явление Господа показало Илие, что Господь не только карающий и грозный Судия, но и милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей. Илия, согласно указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который потом стал учеником его. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: " Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь " . Елисей ответил: " Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне " . Илия сказал: " Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь " . Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на небо. Елисей, видя это, воскликнул: " Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его " . Эти слова пророка Елисея, означали, что святой пророк Илия своими молитвами защищал царство израильское от врагов лучше, чем все воинство израильское - колесницы и конница его. В это время к ногам Елисея упала милоть, то есть верхняя одежда, Илии. Елисей поднял ее и с нею получил двойной дар пророческий. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию. " 3-я Книга Царств " , гл. 16-19 и " 4-я Книга Царств " гл. 1-2, 1-15. Пророк Елисей Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну. Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: " у нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна " . Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусною и здоровою. Близ города Вефиля Елисея увидели вышедшие из города дети, и стали смеяться над ним и кричать: " иди, иди, плешивый! " Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. В это время вышли из леса две медведицы и растерзали сорок двух детей из них. Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: " Мой муж умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Пророк Илия Кто не знает пророка Илию? Мне кажется, его знают все, даже атеисты. Однако Ветхий Завет относит его к такому далекому прошлому, что он становится совершенно недосягаемым для нас. В памяти большинства людей ассоциативный ряд, связанный с этим уникальнейшим человеком, оказывается либо полусказочным: если гремит гром — это «Илья пророк по небу на колеснице едет», либо совершенно бытовым: «Илья пророк — косьбе срок». Вот, собственно, и все. Так кто же он на самом деле, пророк Илия? Он — святой. Но святой, который мог взять меч и заколоть 450 лжепророков. Он «яко на Небесах», но он не умирал. Он — ветхозаветный праведник, но открывает удивительную новую правду о Боге. Подвиг Илии можно понять лучше, если мыслить о нем в современных категориях. Он жил почти три тысячи лет назад. Жил в обществе, где основная масса людей оторвалась от родной веры. По имени называли себя израильтянами, по образу жизни были грубыми язычниками. Пороки, колдовство, безбожие, цинизм и несправедливость. Неправда ли, очень напоминает нашу современность? А теперь представьте, что по нашим асфальтированным улицам ходит не совсем адекватно одетый человек и обличает всех граждан в грехах и безбожии. Допустим, что каким-то удивительным образом его не положили в психиатрическую больницу, как преподобного Амфилохия Почаевского. Не посадили, потому что боятся… и уважают. Конечно, он ненормальный, но лучше его не трогать. Когда беззаконие стало всеобщим, Бог наказал израильтян засухой. Три с половиной года длилось бедствие, и все это время Господь ждал от Своего народа покаяния. Но его не было. Не было и дождя. Пророк, возвестивший о гневе Божием, так же страдал от засухи, как и все. Сначала он жил у ручья, и ворон приносил ему пищу. Но ручей пересох, и Господь отправил Илию в Сарепту Сидонскую, в другое государство, к некоей благочестивой вдове. «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк.4:25–26), — сказал Христос фарисеям, подчеркивая постоянную немощь веры еврейского народа. То есть, не нашлось во всем богоизбранном народе достаточно благочестивого человека, чтобы направить к нему пророка. И не только в Израиле, но и в соседней благоверной Иудее не обрел Бог место покоя для своего служителя. Но Бог нелицеприятен, и смиренная вера чужестранки, даже имени которой не сохранила Библия, оказалась драгоценнее в очах Божьих, чем высокомерие «сынов Авраама».

http://pravoslavie.ru/63201.html

Святой Иоанн Креститель. Мозаика храма св. Софии, Константинополь Истолковывая этот стих, блаженный Иероним пишет: «Он говорит: “из… волоса”, а не: из шерсти. Одно служит для обозначения одежды крайне скромной («из верблюжьего волоса». – прот. О.С. ), а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление. А следующее затем: “А пищею его были акриды и дикий мед”, – [показывает, что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле» . «Акриды» – это разновидность кузнечиков, вкушение которых не возбранялось Пятикнижием Моисея. Подобного строгого и уединенного образа жизни иудеи придерживались, чтобы очиститься от всякой нечистоты и скверны. Сказано: «А Иуда Маккавей… удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения» (2 Мак. 5: 27). С другой стороны, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, жившего в древности, а именно пророка Илии. Написано в Книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» (4 Цар. 1: 8). Дело в том, что Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11: 14). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илии был пророк Елисей. Сказано: «опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар. 2: 15). На Иоанне Крестителе тоже «опочил дух Илии». «Итак, Иоанн называется Илиею не в смысле безумных философов и некоторых еретиков, которые вводят учение о переселении душ, но потому, что, по другому евангельскому свидетельству, он пришел в духе и силе Илии и принял ту же благодать или меру Святого Духа. Кроме того, у Илии и Иоанна были одинаковы строгость жизни и суровость мыслей; тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил такой же пояс; тот за обличение царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать, а этот за то, что объявил брак Ирода и Иродиады незаконным, был обезглавлен. Некоторые же думают, что Иоанн зовется Илиею потому, что, как Илия, по пророчеству Малахии, придет перед вторым пришествием Спасителя и возвестит Его Судией, так и Иоанн сделал это перед первым пришествием; и оба они являются вестниками или первого, или второго пришествия Господа» .

http://pravoslavie.ru/93462.html

Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной 27 июня. ПРАВМИР. Святой пророк Елисей жил в IX веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией (память 20 июля). Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Пророк Илия сказал: «Трудного ты просишь; если увидишь как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!» Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти, чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к его костям. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010