В Новом Завете есть слова апостола Павла, которые свидетельствуют о всеобщем характере естественного нравственного закона, его направленности на добро и обязательности его требований даже для язычников, не имеющих истинного познания Бога: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:14–15 ). Святитель Григорий Богослов говорил по этому поводу: «Бог явил человеку величайшее милосердие, когда дал ему, кроме всего прочего, Закон, Пророков и ещё прежде того естественный закон – неписаный, сего испытателя дел наших» 222 . О всеобщем характере естественного нравственного закона пишет и святитель Иоанн Златоуст , по его словам, человечество никогда не жило без естественного закона, т. к. Бог при сотворении Адама «вложил в него и этот закон, сделав его надёжным сожителем для всего человеческого рода» 223 . Особенно хорошо должны понимать характер этого закона юристы, ведь требования естественного нравственного закона нашли своё отражение в юридических законах (в административном и уголовно-процессуальном кодексах). Можно сказать, что юридическое право даёт нам необходимый минимум нравственности, однако это только минимум, он даёт лишь оценку наиболее вопиющим явлениям – преступлениям – и не регламентирует всю жизнь человека и всевозможные возникающие нравственные ситуации. Сказать, что человек, не совершивший преступлений и правонарушений, является нравственным и добрым, нельзя, т. к. возможно, что от их совершения его удерживает лишь страх перед наказанием. Об этом в своих лекциях по нравственному богословию писал ещё святитель Феофан Затворник : по его словам, «законностью дела не отрицается худое сердце,.. всякий праведник по обязанностям правды может быть беззаконник нравственный» 224 . Христианство принесло в мир совершенно иное, более возвышенное понимание нравственности, т.к. оно основывается не на оценке по внешним критериям, а на расположении самого сердца человеческого. По словам Священного Писания , Бог знает тайны сердца ( Пс.43:22 ), и Господь наш Иисус Христос открывает нам в Евангелии, что начало греха зарождается в глубине человеческой души, в нашем сердце: ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). И поэтому критериев одной только естественной нравственности недостаточно для того, чтобы человека признать добрым и этически совершенным. Совесть и её роль в нравственной жизни человека

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь обличает их за лицемерие: «Вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». В книге Чисел сказано: «Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней» ( Числ.19:16 ). Быть нечистым означало быть лишенным участия в богослужении. Но могло случиться так, что человек мог прикоснуться ко гробу, не зная, что он это сделал. Это не имело значения. Такое прикосновение тоже делало его нечистым. Господь говорит, что фарисеи были подобны этим гробам. Внутри они были исполнены мерзостей, но столь искусно скрывали это, что снаружи не было видно. И те, кто беседовал с ними, заражались их безнравственностью, их ложными представлениями о Боге и Его учении, не подозревая для себя опасности. Как опасно может быть лицемерие – эта пропасть между безупречной видимостью, льстящей внешнему взору, и сердцем, удаленным от Бога! «На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь». Этот специалист по Закону защищает дело фарисеев и таким образом участвует в их грехе. Книжники были толкователями Закона, а фарисеи – хранителями его. В своем непрестанном, бесконечно подробном объяснении Закона эти казуисты духовно порабощали весь народ, но не желали протянуть руку помощи тем, кто изнемогал под бременем тысячи их обрядовых предписаний. Они употребляли свои знания для того, чтобы сделать исполнение Закона для других более тяжелым, а для себя более легким, чем заповедал Бог. «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, – говорит Господь, – а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них». Законники не считают нужным затруднять себя теми ограничениями, которые они накладывают на других. Они благословляют двумя руками хранить установления согласно все новым и новым толкованиям Закона, а сами и пальцем не касаются суровости их. Для нас должно быть ясно, что фарисейство и законничество, обличаемые Господом, – извращение духовной жизни, свойственное не одним только иудеям, современникам земной жизни Господа. Хотя их неверность Богу имеет исключительное значение для судьбы Христа и всего человечества. Слово Божие так долго останавливается на этом, потому что фарисейство и законничество в равной степени угрожают и христианской жизни. Цель Евангелия – не в том, чтобы просто рассказать нам об искажениях веры, которые были в древности, но указать нам на язвы, которыми мы все в той или иной степени можем быть поражены. Святитель Игнатий Брянчанинов и за сто лет до него святитель Тихон Задонский пророчествуют, что лицемерие, подобно гангрене, может смертельно поразить и христианское общество. А святитель Феофан Затворник предупреждает, что внешняя видимость в Церкви при внутренней пустоте создает благоприятную атмосферу для прихода антихриста. Четверг

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь платит требуемую церковную подать ( Мф. 17, 27 ), и все другие порядки, и церковные и гражданские, Он исполнял и апостолов так научил, и апостолы потом передали тот же закон и всем христианам. Только дух жизни принимался новый, внешнее же все оставалось как было, исключая то, что было явно противно воле Божией, как, например, участие в идольских жертвах и тому подобное. Потом христианство взяло верх, вытеснило все прежние порядки и водворило свои. Следовало бы ожидать, что таким образом христианскому духу удобнее будет развиваться и крепнуть. Так оно и было, но не у всех. Большая часть, освоившись с внешними христианскими порядками, на них и останавливалась, не заботясь о духе жизни. Так это и до сих пор ведется. Из всех христиан очень немногие являются христианами и по духу. Что же прочие? Носят имя как будто живы, но они мертвы ( Откр. 3, 1 ). Когда апостолы проповедовали Евангелие, то их слово избирало часть Божию из среды всего языческого мира; ныне Господь, через то же слово, выбирает часть Свою из среды христианского мира. Читающий да разумеет и позаботится узнать наверное, принадлежит ли он к части Господней, и если не найдет удостоверения в этом, пусть постарается стать своим Господу, ибо только в этом спасение. Святитель Феофан Затворник ( 107, 239–240 ). Как солнце светит с неба, так светит христианство. Закрывающий произвольно глаза пусть приписывает свое невидение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 308 ). «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое...» ( 1Пет. 2, 5 ) «Жертвенник», на котором благоугодную жертву Богу приносят христиане, есть сердце, очищенное верой во Христа от скверн мира сего. «Храм» есть состав души и тела, в котором эту жертву закалают и возносят. «Нож» есть меч духовный, то есть слово Божие, которым закалают эту жертву духовную. «Огонь», которым сжигают ее, есть любовь Божия. «Священники» – сами христиане, потому что написано: сделал «нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» Иисус Христос ( Апок. 1 , б). Удивления достойная вещь! Когда иудеи приносили жертву, нужен был храм, жертвенник, жертва, огонь, иереи и прочее. У христиан не так. Сами – иереи, сами – храм, сами – жертвенник, сами с душами и телами – жертва, внутри носят огонь и меч глагола Божия: «Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет. 2, 5 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 2139–2140 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Если ты лишишь себя молитвы, то сделаешь то же в душе, что делает в тебе пресечение нервов: она замрет; или, по другому сравнению, это будет то же, что рыбу вынуть из воды, ибо как для рыбы жизнь — вода, так для души твоей — молитва. Ею можно сквозь воздух, как сквозь воду, пронестись, на небеса взойти и стать близ Бога». Святитель Иоанн Златоуст «Дело молитвы есть первое дело христианской жизни. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: “век живи — век учись”, то тем паче оно приложимо к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела». Святитель Феофан Затворник «Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди из тех двух заповедей, в которых сосредоточиваются закон, пророки и Евангелие ( Мф.22:37-40 ): Возлюби Господа Бога теоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Невозможно человеку устремиться всем помышлением, всею крепостию своею, всем существом своим к Богу иначе, как при действии молитвы, когда она воскреснет из мертвых (по выражению Иоанна Лествичника, слово 28е) и оживится, как бы душою, силою благодати». Святитель Игнатий Брянчанинов «Если хочешь молиться как следует, то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое». Преподобный Нил Синайский «По важному значению молитвы пред упражнением ею нужно приготовить себя к ней. Первое приготовление состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Это приготовление заповедано самим Господом. Когда стоите на молитве, — повелевает Он, — прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ( Мк.11:25-26 ). Дальнейшим приготовлением служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа».

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

И в заключение, коль скоро мы рассматриваем Таинство брака, поговорим с этой точки зрения о монашестве. Есть несколько ошибок в восприятии этого церковного чина. Неверно думать, что между монашеской и просто христианской жизнью лежит некая пропасть. Вовсе не монахам только, а всем христианам заповедано Апостолом Павлом такое отношение к земной жизни: я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как неимеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 29-31). Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14). Всем христианам – и семейным, и одиноким, и монахам – предлежит подвиг: земная жизнь есть нравственный и духовный труд ради Христа и своего спасения, труд противления греху и понуждения себя на добро. Подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13, 24); Царство Небесное нудится, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Святые Отцы, в частности, святитель Иоанн Златоуст, не делали различия для внутренней жизни монаха и семейного человека; духовная христианская жизнь обща всем, и бывает, что люди семейные достигали б о льшего совершенства, нежели монахи, о чем, например, повествуют жития преподобных Антония Великого и Макария Великого. С другой стороны, неверно и уничижать монашество, считая его неким «неполноценным» образом жизни. «Неполноценность» эта усматривается многими из того обстоятельства, что, как мы говорили, в браке человек установлением Божиим получает полноту жизни во всех проявлениях: и богоподобие, и творческий акт рождения и становления детей, и школу личной христианской жизни. Не лишне ли тогда монашество? Здесь всё дело в степени религиозности. Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет монашество как точнейшее и максимальнейшее исполнение Евангелия. Святитель Феофан Затворник пишет: «монашество есть, с отречением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге» 41 . Очень распространена неверная точка зрения на монашество, что оно есть отсечение своей воли, послушание, неядение, монастырские уставы и формы жизни и т. п. Но это ошибка: всё это есть средства в монашеской жизни, причём средства не одинаково-казарменные для всех, а личные, индивидуальные; суть же монашества – евангельский максимализм, свобода во Христе и полнота религиозной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Когда нам приходит такой помысел: как нам сравниться с апостолами, пророками, мучениками и прочими великими святыми, которые просияли столькими добродетелями? ответим этому помыслу так: мы желаем быть с разбойником, который при самом конце жизни произнес один возглас покаяния: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!», и услышал от Христа, распятого на Кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 42–43 ). А когда с разбойником будем в раю, будем и с Самим Христом, поскольку разбойник этот в раю со Христом, а значит, и со всеми святыми. Ибо где Христос, там и все святые ( 104, 1297 ). Итак, взирай и ты верою на распятого Христа и исцелишься от греховных язв и оживешь. Всем взирающим на Него верою подается исцеление и вечное спасение; тебе ли одному откажет в этом нелицеприятный и милосердный Бог? «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ), а в этом мире находимся я и ты. Какой твой грех может быть так велик, тяжел и ужасен, которого не снял бы с тебя, с верою к Нему пришедшего, этот Агнец Божий? Какая твоя язва так велика, чтобы Он не исцелил ее? Какое твое огорчение так сильно, чтобы тебе, со смирением и верой просящему, не оставил Он, Который за распинающих и поносящих Его молился: «Отче! прости им» ( Лк. 23, 34 )? Прочитай Евангелие: кому отказал в милости и человеколюбии Тот, Кто на то пришел, чтобы всем явить Свою милость? Кого от Себя прогнал, кого отринул Тот, Который пришел всех призвать к Себе? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11, 28 ). Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, ибо Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9, 13 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 1301–1302 ). Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием... Святитель Феофан Затворник ( 107, 506 ). Самый тяжкий грех – отчаяние. Этот грех уничижает Всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает дарованное Им спасение – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 467 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Монашество Церковь издревле почитает идеал девства ради Бога, воплощенный в монашеском пути. Безусловно, монашеский путь является более славным и достохвальным, чем брачный, однако это не служит поводом для уничижения брака. Церковное отношение к этому выразил святитель Амфилохий Иконийский: «Мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, уважаем то и другое как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (см.: Мф. 25: 1–13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его» . О причинах того, что монахи в числе трех главных обетов дают обет целомудрия, тем самым отказываясь от вступления в брак, пишет святитель Григорий Нисский: «Вступившим в брачную жизнь неудобно с душевным спокойствием посвящать себя жизни Божественной. А тем, которые совершенно удалились от этой бурной жизни и всякого развлечения, очень легко предаваться высочайшим упражнениям» . Более подробно это объясняет святитель Феофан Затворник: «Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге. А так как этому настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или даже совсем не вступают в семейные связи. На это есть указание у Самого Спасителя, именно о безбрачии и совершенном нестяжании» . Итак, отказ от семейной жизни у настоящего монаха продиктован не презрением к браку, а стремлением к цели, которую достигнуть для него много удобнее без брака. Отношения в браке Должный порядок отношений между мужем и женой описывается в Священном Писании, в частности у апостола Павла: «Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7: 3–4); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5: 22–25, 28, 32–33).

http://pravoslavie.ru/28265.html

Оно знает только, что из нехорошего менее нехорошо и что более, и на этом основывает свои взгляды. Тут и вся причина, отчего иных зовет Господь, и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него. Святитель Феофан Затворник ( 107, 183–184 ). «И, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью» ( Лк. 19, 4–6 ). Закхей желал только видеть Его, а Христос заходит к нему и, видя сердце его, ускоряет Свой приход. Как наилучший ловец. Господь сетью слова низводит душу с дерева, привлекает Закхея, как птенца, взяв его за крылья ума его, и начальник мытарей прилепляется ко Христу. Так уловлен был и знаменитый Давид, который говорит: «К Тебе прилепилась душа моя» ( Пс. 62, 9 ); о том и апостол пишет: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6, 17 ). Уловляя таким образом Закхея, низводя его с дерева. Господь говорит: «...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», то есть не столько во внешнем, сколько во внутреннем, или душевном, жилище. Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 317 ). Если мы не захотим явиться достойными этого призвания, то причиной этого будем мы, а не Бог, нас призывающий и нам делающий честь. Он со Своей стороны все совершил, а мы нашими оскверненными одеждами, то есть нашими бесстыдными делами, нанося бесчестие как Ему, так и присутствующим, и самой вечери, по справедливости изгоняемся. Но да не дерзнет никто из призванных поступить подобным образом, чтобы не услышать этих слов: «...никто из тех званых не вкусит моего ужина» ( Лк. 14, 24 ). Для того и написано это прежде событий, чтобы угрозы Писания не исполнились на нас самих делом, чтобы не постигло нас это бесчестие и наказание. Но да послужат эти угрозы к нашему наставлению и исправлению, и каждый из нас в светлой одежде приступит к Небесной вечери. Да сподобит Господь всех нас наслаждаться этой вечерею. Святитель Кирилл Александрийский ( 116, 173–174 ). Что это сотворил Ты во мне, О Боже, Причина всего и Царь? Ибо что мне сказать или что помыслить? Хотя и велико видимое мне чудо, Но оно неведомо и невидимо для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толковый апостол. Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Святитель Феофан Затворник вошел в историю Церкви своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии святителя Феофана занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Предлагаемое здесь «Толкование на послание к Титу» — часть «Толкового Апостола» святителя Феофана. Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном Введение 1) О Святом Тимофее Святой Тимофей был любимейший ученик святого Павла, восхваляемый им высокими похвалами во многих местах своих Посланий. И сам он преискренно любил святого Павла, как отца, и никогда не оставлял его с того времени, как был избран им и взят с собою на труды проповеднические. В первый раз апостол Павел, как поминает книга Деяний, встретил святого Тимофея во второе свое Апостольское путешествие, когда после Собора, бывшего в Иерусалиме, в сопровождении Силы, посещая предварительно преждеоснованные им Церкви, прибыл в Листру Ликаонскую. Здесь свидетельствовали о нем братия верующие,— и местные, и соседнего города Иконии (см.: Деян. 16, 2),—свидетельствовали, конечно, не об одной нравственной его доброте, но и о полноте ведения Евангельского с ревностию распространять его, защищать и укоренять. По этому поводу Дух Божий указал в нем святому Павлу доброго ему помощника в деле благовестия,— и он избрал его и взял с собою. Предание, впрочем, возводит первую встречу апостола Павла с святым Тимофеем ко времени первого в Листре насаждения им веры, прилагая, что тогда же родилось у него и намерение употребить его в дело благовестил. Когда святой Павел с Варнавою, изгнанные из Иконки, прибежав в грады Ликаонские, исцелили в Листре хромого от чрева матери его, тогда листряне подумали, что они боги в образе человеков и собрались было принесть им жертву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=26

Поскольку из Божественной проповеди для всякого явно, что настанет время изменения, нужно не о времени любопытствовать... и не изыскивать каких-нибудь умозаключений, которыми иной ослабит в душе надежду на Воскресение, но, подкрепляясь верой, стараться доброй жизнью закупать будущую благодать. Святитель Григорий Нисский ( 17, 169 ). «Придет же день Господень, как тать ночью» ( 2Пет. 3, 10 ). Тать в ночи подкрадывается, когда его не ждут. Так и день Господень придет, когда его не ждут. Но когда не ждут Грядущего, то и не готовятся к встрече Его. Чтобы мы не допустили такой оплошности. Господь и заповедал: «...бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24, 42 ). Между тем, что мы делаем? Бдим ли? Ждем ли? Надо сознаться – нет. Смерти еще ждут некоторые, а Дня Господня – едва ли кто. И будто правы: отцы и праотцы наши ждали – и не пришел день. Поскольку не видим ничего, почему бы надо было думать, что он придет в наши дни, то и не думаем о нем, и не ждем. Что удивительного, если при таком нашем состоянии, День Господень ниспадет на нас, как тать? ...Ждем ли, не ждем, день Господень при дет, и придет без предуведомления. Ибо Господь сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мк. 13, 31 ). Но не лучше ли ждать, чтобы не быть застигнутыми врасплох? Ибо это не пройдет нам даром. Святитель Феофан Затворник ( 107, 30–32 ). Как неизвестную кончину определил нам Христос Господь, чтобы мы всегда ее ожидали, так и неизвестным оставил срок Своего Пришествия в мир, чтобы мы каждый день Его ожидали. И как не знаем, когда нас позовет Господь наш к Себе, да всегда готовы будем, так не знаем дня и часа, когда Он к нам придет, да на всякий день и час будем готовы к встрече Его. Христианин! Как видишь, что человек умирает, когда не ожидает, и отходит в иной век, так понимай и помышляй, что и Господь придет к нам неожиданно. Тогда неожиданно раздастся крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» ( Мф. 25 , б). Как ожидаешь кончины твоей и готовишься к ней, чтобы блаженно скончаться, так ожидай и Пришествия Господа твоего и готовься к встрече Его, чтобы сподобиться в Пришествии Его одесную Его стать и услышать со слышащими Его сладчайший глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25, 34 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 1877 ). «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010