Каждый человек, поступая не по правде, преступая заповеди Божии, испытывает внутреннее неспокойствие, так как покоя ему не даёт то, что называется совестью, которая оживляется страхом Божиим. По апостолу, это свидетельствует о том, что в сердце каждого человека вписан некий определённый закон: они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их ( Рим.2:15 ). «Встретится страдающий – в сердце является сострадание к нему. Видит кто обиженного – опять в сердце рождается неудовольствие на обидчика, с побуждением защитить страдающего. Получит кто благодеяния – сердце наполняется благодарностью к благодетелю. Так и во всех нравственных делах – первое внушение исходит из сердца» 223 . Этот закон является центром духовной жизни. По сути, совесть – это то душевное состояние, благодаря которому человек может сделать определённые выводы по совершенному им хорошему или плохому поступку. Поэтому «никто не может оправдаться тем, что не знал, как поступать в своей жизни, и тем, что не знал о будущем Божественном воздаянии и наказании за совершенные дела, поскольку Бог через Своё творение явил Своё могущество в мире» 224 . В случае совершения плохого поступка совесть человека обличает его. Для человека, стремящегося к Богу, совесть является как бы путеводительницей, так как она подсказывает, как следует поступить в той или иной ситуации. Но проблема возникает в том, что человек, злоупотребляя своей волей, попирая нормальный нравственный порядок вещей, может свою совесть ослепить: Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого ( 2Кор.4:3–4 ). В данном контексте апостол говорит о чистоте адресованного учения, которое является непреложной истиной, преподаваемой через совесть: представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор.4:2 ). Святитель Феофан Затворник об этом говорит так: «Есть в душе каждого заступник за истину благовестия – дух с присущим ему страхом Божиим и совестью. Эти стихии духовные одного рода с словом благовестия и тотчас спознаются с ним, коль скоро не заглушены духом века сего. Слово благовестия говорит, что мы безответно грешны пред Богом, и совесть это сознаёт» 225 . Совесть и ум у осквернённых и неверных осквернены: для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть ( Тит.1:15 ). Здесь апостол обращает внимание на сердце, то есть на то, что в первую очередь определяет, чист человек или нечист. Как говорит святитель Феофан Затворник , апостол Павел показывает нелепость иудейских басен о яствах: «Апостол Павел указывает на их учение о яствах, будто они делают употребляющего их чистым или нечистым. Чистота или нечистота человека зависит не от того, чем он питается, а от сердца» 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соединяясь с Богом, человек не то что не исчезает, а, наоборот, еще больше становится самим собой, обретает себя настоящего. В книге Откровение святого Иоанна Богослова есть такие слова: Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр 2:17). Это имя на белом камне, согласно частому толкованию, означает глубинную суть человека, его реальное «Я», ту подлинную его индивидуальность, которая ведома только Богу и впервые ясно проявится в Царствии Божием. Казалось бы, этому противоречит апостол Павел, написавший в Послании к Галатам: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19–20). Не идет ли тут речь как раз об утрате индивидуальности апостола? Нет, объясняет святитель Феофан Затворник (1815–1894), иначе автор послания и не мог бы сказать о себе «я». Это образное выражение, которое означает: «я привился к Нему (Христу. – Прим. ред. ), как дикая маслина, и Он исполнил меня Своею жизнию. Он во мне вседействует, все направляя во славу Божию и спасение мое и других». «Это не так бывает, чтобы личность исчезала, — продолжает чуть дальше святитель Феофан. — Но так, что душа сознательно и свободно предает себя вседействию Христову... Верою вселяется Христос в сердца (см.: Еф 3:17), и исполняется то, что Он обетовал: вы во Мне и Аз в вас (Ин 15:4)». Соединившись с Богом, человек не исчезает и не «растворяется», а обóживается — в этом единодушны все святые отцы христианской Церкви. Обóженные люди становятся богами с маленькой буквы «б». Подчеркнем это: они уже не как боги (помните тот самый дьявольский соблазн?), а настоящие боги — только не по изначальной природе своего существа, как Сам Бог, а в силу благодатного Божия воздействия на них. Их тела, например, перестают быть зависимыми от внешних ограничений этого мира: они могут не страдать от недостатка пищи и сна, холода и жары, могут преодолевать ограничения, связанные с временем и пространством. Помните, как Господь Иисус Христос, воскреснув, легко проходил сквозь запертые двери и мог одновременно являться нескольким людям в разных местах? А ведь схожим образом и Мария Египетская , сорок семь лет приносившая Богу покаяние в пустыне за грехи молодости, могла съедать по крошке хлеба в день, переходить через Иордан и в мгновение ока преодолевать путь длиной в несколько дней.

http://foma.ru/v-chem-smysl-zhizni-s-toc...

Тем не менее отпадение произошло. Оно имеет, несомненно, промыслительное значение, что мы и видим в следующих строках: от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность ( Рим.11:11 ). Этот отрывок, по мнению святителя Иоанна Златоуста , указывает на эсхатологические чаяния автора: «Когда войдёт вся полнота язычников, тогда, говорит (апостол), весь Израиль спасётся, то есть во время Второго Пришествия и при конце мира» 181 . В каком виде произойдёт обращение Израиля? Мысль апостола языков об обращении Израиля находит своё подтверждение в словах: и так весь Израиль спасётся ( Рим.11:26 ). «Весь Израиль», как правило, не употребляется для обозначения совокупного и полного числа отдельных израильтян, но означает Израиль как народное целое. Выражение это встречается в Книге Паралипоменон: Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним ( 2Пар.12:1 ). Однако в 12-м стихе этой главы мы читаем: и не погубил его до конца (Господь); притом и в Иудее было нечто доброе ( 2Пар.12:12 ). Автор напоминает, что хотя одни члены народа отпали, но другие остались верными Закону Господню. Следовательно, если ветхозаветный писатель представил Израиль как целый народ, оставивший Бога, то и апостол Павел говорит о целом народе, хотящем обратиться ко Христу. Эта мысль подтверждается и святыми отцами: «Как во время проповеди апостольской говорили: весь Израиль не верует, разумея большинство; так в последнее время будут говорить: весь Израиль спасся, обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших», – говорит святитель Феофан Затворник 182 . Израилем на языке Священного Писания часто называется общество верующих в Бога, то есть правоверных христиан, а не только представители определённой национальности. «Спасаемые всегда суть избранные, из язычников ли то или из иудеев, а не все из того или другого рода людей» 183 , – поясняет святитель Феофан, продолжая объяснение понятия «весь Израиль». Однако в следующих стихах апостол Павел, обращаясь к римским христианам, говорит: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы ( Рим.11:30–31 ). Из этих слов становится очевидным, что святой апостол противопоставляет два пути: спасения Израиля и спасения язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Чада, я нашел вас правоверными христианами и оставляю вас правоверными христианами. И вышел из церкви. Воины посадили его на колесницу, и в полночь, когда все спали, отвезли на берег моря. Здесь положили его в ладью и перевезли в Хрисополь [ 17 ], в некое место, называемое Волуе [ 18 ], где был монастырь. Так был неповинно изгнан с престола своего великий угодник Божий святейший патриарх Никифор, после девятилетнего управление Христовой Церковью. Спустя недолгое время, он был отослан далее на остров Проконнис [ 19 ], в монастырь святого великомученика Феодора. Когда же, направляясь к этому острову, везли его на корабле мимо страны, где находился преподобный Феофан, игумен великого села, оба святые мужа прозорливыми очами увидели и приветствовали друг друга. Преподобный Феофан, будучи в келлии своей, повелел ученику своему положить в кадильницу горящие угли, зажег свечи, возложил на угли фимиам и поклонился до земли, беседуя как бы с неким лицом, шедшим мимо. Ученик спросил его: — Отче! что ты делаешь? Кому поклонился и с кем беседуешь? Преподобный отвечал: — Святейший патриарх Никифор, неправедно изгнанный за правоверие, следует в заточение на корабле мимо этой страны; для того мы зажгли свечи и фимиам, чтобы воздать патриарху подобающую честь. В то же время святейший патриарх Никифор, находясь на корабле, внезапно преклонил колена, взаимно поклонился святому старцу и, простерши руки в воздух, преподал благословение. Один из бывших с святейшим на корабле спросил его: — Кого благословляешь, святейший отче, и пред кем преклонил колена? Патриарх отвечал: — Феофан исповедник, игумен великого села, приветствовал нас, и почтил зажженными свечами и фимиамом, я же с своей стороны поклонился ему, ибо и он в непродолжительном времени пострадает, подобно нам. Что вскоре и сбылось. Достигнув назначенного ему места изгнания, святитель Христов Никифор провел там в тесноте и частых болезнях, терпя скудость в необходимом, тринадцать лет, и перешел на вечный покой ко Господу. Преставляясь же, радостною душою произнес слова Давида: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились» (Пс.123:6–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И далее Архиепископ переходит к доказательствам, цитируя Святых Отцов. И начинает он со святого Афанасия Великого : «Когда (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ): и дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ), – тогда показывает две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Господь же, укоряя его, говорит: отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:22–23 ); так разумеется и здесь. В подобии человеческом быв, Он отрекается от страдания как человек; но как Бог , непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностью приял страдание и смерть» («О явлении во плоти Бога Слова и против ариан», Т. 3, п. 21, с. 273. Сергиев Посад, 1903). За этими словами архиепископ Феофан приводит место иное из святого Афанасия Александрийского , Великого. Затем следуют: святой Григорий Нисский , святой Иоанн Златоуст (две цитаты), святой Кирилл Александрийский (три цитаты), святой Ефрем Сирин («Об Искуплении», с. 10–16). И наконец, Архиепископ приводит выписку из «Точного изложения православной веры» святого Иоанна Дамаскина «как классическое, в котором со всею наглядностью и ясностью решается вопрос о существовании и взаимоотношении двух воль во Христе» (там же, с. 16). Вот что пишет святой Иоанн Дамаскин : «Пред спасительным Своим страданием Он (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ); но, очевидно, Он должен пить чашу как человек, а не как Бог . Посему, как человек, хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни. Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ); не Моя, поколику Я имею иную от Твоей сущность, но Твоя, то есть Моя и Твоя, поколику Я Тебе единосущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Министры Франции и дружественных с нею держав, кроме того, очень настойчиво говорят о гарантиях безопасности, как о самом существенном условии этого «мира». Невольно приходят на память слова апостола Павла из Послания к Солунянам: день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (то есть людей, любви к истине не имеющих – 2Сол. 5:10 ) подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут ( 1Сол.5:2–3 ). Нужно всем, любящим истину, не только наблюдать знамения времен, но и делать соответствующие выводы из этих наблюдений. Относительно церковной жизни в речах Спасителя указано для нас, как на одно из самых поразительных явлений последних времен, на то, что тогда звезды спадут с неба ( Мф.24:29 ). По объяснению Самого Спасителя, «звезды» – это суть Ангелы... церквей, то есть епископы ( Апок.1:20 ). Падение епископов религиозно-нравственное является, таким образом, одним из самых характерных признаков последних времен. Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят превратить благовествование Христово (см.: Гал.1:7 ). Таковым повелевает Апостол изречь «анафема»: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ). И медлить здесь не нужно, продолжает он: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден ( Тит.3:10–11 ). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Апок.3:16 ). Тучи на мировом горизонте сгущаются. Приближается суд Божий над народами и лицемерными христианами, начиная с еретических и теплохладных иерархов. Архиепископ Феофан. 1936. IV. 31 О человеческой кончине Многоуважаемая М. А-на! Я нисколько не огорчаюсь на замедление Вашего ответа. Вполне понимаю, что обстоятельства Вашей жизни не всегда позволяют Вам делать так, как Вам хотелось бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, – объясняет такое наставничество св. апостол Павел, – и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:1-7). В этих словах заключено учение о наставниках в вере. Безусловно, вся церковная соборность, все люди, обратившиеся ко Христу и возрастающие в вере, находятся на разных степенях этого духовного роста. Очень точно об этом говорит св. Феофан Затворник: «Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему» . Понятно, что Господь часто закрывает от верующего меру этого роста, дабы верующий не впал в прелесть самомнения и самоценения. Святитель Феофан предупреждал и об опасности самооценки и самомерения: «Не следует слишком заниматься собою. Отцы святые говорят: “Не меряй себя!..” Лучшая мера: “Ничего нет”… Господи, даждь положити начало благое!.. Господи, иже веси судьбами спаси мя!.. И мысль всякую гоните о мерении себя, а, задняя забывая, совсем как бы его не было, – в передняя простирайтесь. Враг наводит на то, чтобы мерять себя, чтобы самомнение возбудить и испортить всё дело. Всегда говорите себе: “Ничего нет, нечего мерять”» . Только смиряющемуся и смирившемуся человеку подаётся благодать Духа Святого и дары Божии. Всевидящий Господь видит не только наши дела, но и наши мысли и намерения. Когда наши мысли пленены духами злобы, лукавства, зависти, зложелательства и обиды, тогда Господь попускает для нашей испорченной первородным грехом природы оскверненные и безблагодатные состояния.

http://bogoslov.ru/article/5480094

Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо " воззвать к Тебе? " Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне. Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя? Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует — значит, все, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Меня не было бы, Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне. Нет, вернее: меня не было бы, не будь я в Тебе, " от Которого все, чрез Которого все, в Котором все " . Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? и откуда придешь Ты ко мне? Куда, за пределы земли и неба, уйти мне, чтобы оттуда пришел ко мне Господь мой, Который сказал: " Небо и земля полны Мною " ?»… А еще хорошо бы сделать дайджест писем святителя Феофана Затворника для молодежи. Феофан Затворник — довольно хулиганистый писатель, но мало кто об этом знает. Понимаете, если бы я сегодня сказал, что «я кайфую» — сами понимаете, какой хай поднялся бы по всему православному интернету. А святитель Феофан так именно и пишет. — Жаль, что мы не знаем о таких местах. — Поэтому для меня очень дороги именно исповеди и письма святых. Когда они открываются как люди, они становятся близкими и понятными. Нужно понять, что святой — это не «карма». А то когда читаешь жития — складывается впечатление, что все святые уже во утробе матери кричат «аллилуйя», по средам и пятницам грудь у матери не берут с первых же дней своей жизни… А дальше срабатывает ассоциация: мне бабушка рассказывала, что у меня всегда аппетит был хороший, и, значит, мне уже не стать святым, святость — не для меня, буду жить как все и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Потому что, – «Ни от зверей злых не взыдет нань», говорит Исаия ( Ис.35:9 ); «таковии бо, – говорит Апостол, – Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву» ( Рим.16:18 ), и приятными словами и несмысленным пустым обманом прельщают сердца невинных людей. Но Господь, утешающий смиренных, да утешит ваши сердца и да укрепит вас во всяком деле и слове благом. Молитесь же и о нас, братие, дабы вверенное нам Христово дело всегда преуспевало. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа да будет со всеми вами, братие. Аминь. Послание второе своей пастве. О терпении и перенесении скорбей ФЕОФАН, малейший раб Иисуса Христа, Архиерейскою благодатью, по милости Божией, предстоятельствующий Святой Никейской Церковью , по обетованию жизни в Иисусе Христе, всем призванным Христом, в различных возрастах и родах, профессиях и гражданских состояниях, разделяющим ту же веру, и по благочестию славу и упование, обитающим в Никеи и в Пруссах и всех прилежащих областях вплоть до моря, которые сочислены к нашей словесной Пастве, возлюбленным во Святом Духе чадам нашего смирения, – благодать, милость, мир и любовь да умножатся вам в плавании в настоящей о Бозе жизни, и в житии безволненном и спокойном, в наслаждении и в неизглаголанной радости будущего бессмертия, которую Бог уготовал от сложения мира, для истинно любящих Его и усердно сохраняющим Его заповеди и законы. 1. Всегда благодарю Бога за вас, возлюбленные, слыша о том, что вы сохраняете веру в добродетели Божией – чистой и непоколебимой среди противящихся Евангелию Христову и храните с благодарением терпение ваше в различных искушениях и скорбях, благодаря чему приобретаете неувядаемый венец в Пришествии Господа нашего Иисуса Христа, когда Он приидет прославить неизреченной и божественной славой Своих верных рабов, воздать же отмщение в пламени огня тем, которые Его не знают и не слушают тех, которые проповедывают Его Евангелие. Всегда я поминаю вас в молитвах, молясь, чтобы Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа дал вам быть твердыми по внутреннему человеку, дабы вооруженные верой и надеждой, вы не изнемогли до конечного издыхания, вследствие ежедневно наносимых вам скорбей и искушений от бесов и неподобных злых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_III/pos...

Сам же Феофан Затворник в этом толковании (на 1Кор. 15:24 ) более подробно поясняет слова Феодорита: «Вслед за тем последует воскресение мертвых, которое есть упразднение смерти, или окончательная над нею победа. Остается еще грех . И он, в лице грешников, будет упразднен окончательным решением: отъидите от Мене проклятии в огнь вечный " 116 . Итак, все святые отцы (насколько возможно было собрать их высказывания об этой цитате) относят слова всё во всём (всё во всех) в этом месте Писания к добрым и верным рабам Божиим, сподобившимся получить Небесное Царство, а также говорят, что участь нечестивых – нескончаемое мучение. 6 .4.Толкования на Послание к Ефесянам святого апостола Павла ( Еф. 1:22–23 ) Это последнее место из Священного Писания, где встречается выражение все во всем: »все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём« ( Еф. 1:22–23 ). А. П. Лопухин пишет: «Всё же выражение “полнота Наполняющего...” всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях... Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы всё восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть “меры возраста исполнения Христова”» 117 . Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «...как тело есть полнота головы, восполняя ее своими членами, так и Церковь есть полнота Христа, Наполняющего всё во всём. Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих» 118 . Священномученик Иларион (Троицкий) также называл Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем ( Еф. 1:23 ) " 119 . Святитель Феофан Затворник приводит несколько толкований этого места святыми отцами, но все они говорят о Господе и о Церкви. Он пишет: «К кому относить исполнение – к Церкви или к Господу? – Можно относить и к Господу, ибо о Нем идет речь. Можно относить и к Церкви... Бог всё наполняет, но души и сердца отпадших людей не наполняет, ибо они закрылись для Него. Верою в Господа Иисуса Христа они отверзаются, и Божество входит в них и исполняет их...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010