— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей? — На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа  уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах. — Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами? — На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии , главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

http://patriarchia.ru/db/text/1934631.ht...

Отец Константин Махаев с супругой Великая княгиня Елисавета Феодоровна помогала Махаевым, молитвенно заступалась за них Старшая дочь Соколовых Ольга была замужем за одним из братьев Махаевых – Георгием. Семейное предание гласит, что великая княгиня особенным образом помогала им. На свадьбу Ольги и Георгия она приготовила приданное: шкатулку с драгоценностями, благодаря которым Георгий смог продлить годы жизни, получая необходимое лечение на средства с продажи драгоценностей. Денис осознает, что именно молитвенное предстательство преподобномученицы спасло эту семью от арестов в годы гонений. А вот про отца Сергия родственники никогда не говорили. Теперь Денис понимает, что старшее поколение таким образом уберегало молодежь от нежелательных последствий. О том, как трагически закончилась жизнь священника, узнали лишь в начале 2000-х годов, когда он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Денис крестился совершенно осознанно в 16 лет. Уже тогда, будучи юношей, повстречав крестный ход, он невольно вспоминал предков, и душа его тянулась к вере. Глубокий, думающий, тонко чувствующий свою связь с прошлым, Денис объединяет сегодня всех потомков своего большого и достойного рода. Усово для него – «святая земля». Мама привезла его совсем маленьким к бабушке, дочери Василия Соколова Варваре Васильевне, он научился здесь ходить, говорить, здесь ему знаком каждый закуток. Именно в семье бабушки он многократно слушал рассказы о великих князьях, семье настоятеля Константина Махаева, у которого так любила причащаться маленькая Варя. Бабушка, умирая, еще до строительства Спасского храма, благословляла потомков ходить туда на службы. Думаю, совсем не случайно именно к Денису попал семейный альбом Ольги и Георгия Махаевых. Фотографии из этого альбома легли в основу экспозиции, которая была представлена в просветительском центре «Усово-Спасское» Спасского храма на торжественном мероприятии, посвященном 145-летию со дня рождения священномученика Сергия, 2 декабря 2019 года.

http://pravoslavie.ru/128825.html

– Чувствуется ли, что дух мира сего на Западе всё более преобладает? – Да, это чувствуется. Тем не менее Бавария – часть Германии католического вероисповедания, здесь большая часть – люди верующие, католики. И нас, православных, принимают очень хорошо. Поначалу им было любопытно: кто мы такие, почему ходим в чёрном? У многих впечатление о русских складывалось, в основном, из фильмов, но, приходя к нам, они видят всё как есть. Наш монастырь – первый женский православный в Германии, поэтому многие едут к нам, чтобы утолить жажду, насладиться красотой православия. – Сейчас, наверное, на Западе людям трудно прийти к Богу? – Даже наоборот. Те русские, которые приехали за границу, – они зачастую попадают в сложные условия, эта атмосфера так давит на них и глушит, что они ищут, где бы им напитаться чем-то живым, тёплым, как умирающий от жажды ищет родник. Некоторые приходят в Церковь, чтобы на первых порах только пообщаться друг с другом, но так, общаясь, они обретают веру в Бога. Многие приходят только ради знакомых, но Господь знает время, когда коснуться сердца, чтобы зажглась искорка веры и любви. Я считаю, что многие из живущих за границей, живя на Руси, не так быстро бы пришли к Богу. После воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью мы первый раз с тех пор, как эмигрировали за границу, ощущаем возрождение православной веры, монастырей. Это так радует и так впечатляет! Но, конечно, мы будем приезжать в Россию. Это наша Мать. Была и остаётся. Как только мы закончили монтаж фильма, я выслал копию сёстрам в Германию, а сам фильм «Великая княгиня Елизавета» был представлен на кинофестивале «Семья России» и на Международном фестивале православного кино «Покров», где удостоился наград. Всё время меня не оставляло ощущение, что фильм делается с молитвенной помощью преподобномученицы Елисаветы и что та встреча с инокиней Марфой, вдруг приехавшей из Германии, была совсем не случайной. Фото с кадров фильма «Великая княгиня Елизавета» и с сайта «Вестника» Германской епархии РПЦЗ

http://pravoslavie.ru/37916.html

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г., в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран. Великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В 1931 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью за границей, их гробницы решили вскрыть. Вскрытие производила в Иерусалиме комиссия во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе). Гробницы новомучениц поставили на амвон перед Царскими вратами. По промыслу Божию случилось так, что архимандрит Антоний остался один у запаянных гробов. Неожиданно гроб великой княгини Елисаветы открылся. Она встала и подошла к отцу Антонию за благословением. Потрясенный отец Антоний дал благословение, после чего новомученица вернулась в свой гроб, не оставив никаких следов. Когда открыли гроб с телом великой княгини, то помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи новомучениц оказались частично нетленными.

http://pravoslavie.ru/27200.html

– Что, безусловно, противоречит канонам… В Уэльсе – Но в Британии положение дел иное, чем в России или на Украине, – говорит отец Стефан. – В России неправославных христиан немного, здесь же прихожане наших церквей – это зачастую единственные православные в своих семьях. Их родственники крещены в англиканстве, католичестве или других деноминациях. Для нас непросто отказать нашим прихожанам в молитвах за их родных и близких. Согласен, что вопрос спорный, но митрополит Антоний аргументировал такой подход тем, что литургия служится «за всех и за вся», и в это число включаются и неправославные. Что касается нашего монарха – мы ведь в любом случае молимся за «власти и воинство» своей страны, это общее правило. Хотя, конечно, поминание неправославного правителя по имени создает определенные проблемы. В некоторых юрисдикциях, например в Русской Зарубежной Церкви, королеву Елизавету по имени не поминают. Для меня это не столь существенно – все равно Богу известны все имена. – Отец Стефан, с православными верующими Британии незримо молятся местные святые. Думаю, забывать о них нельзя. Что делается для того, чтобы имена британских святых стали более узнаваемы? – В третье воскресенье после Пятидесятницы установлен праздник в честь святых Британских островов и Ирландии. Святые Албаний, Айдан , Хильда , Колумб и многие другие становятся все более близкими нашим прихожанам; мы составляем для британских святых службы, пишем тропари, кондаки и акафисты. Не забываем о почитании местных святых – например, святой Фридесвиды из Оксфорда. В одной из деревень вблизи нашего города есть ее святой источник – мы обычно приезжаем туда в день памяти святой, служим водосвятный молебен. Молебен также служится в англиканском кафедральном соборе, где хранятся ее мощи. В день памяти святого Албания организуется православное паломничество – с молебном в англиканском соборе. Наконец, мы помним не только о древних, но и о современных святых. Например, святая преподобномученица великая княгиня Елисавета – это внучка английской королевы Виктории, правившей с 1837 по 1901 годы. В какой-то мере святая Елисавета символизирует связь между Британией и Россией. Стоит отметить, что ее переписка с царем Николаем II велась на английском языке.

http://pravoslavie.ru/56741.html

А 5 июля, в следующую ночь, несколько узников, содержавшихся большевиками в Алапаевске (в 180 верстах от Екатеринбурга), были внезапно разбужены. Их посадили в телеги и повезли куда-то под конвоем отряда красноармейцев. Еще накануне им объявили, что их перевезут на Верхне-Синячихинский завод, так как белые делают попытки их освободить. Да, были слышны ночью выстрелы, разрыв гранаты. Позднее обнаружилось, что это сами большевики инсценировали нападение белых: стреляли, бегали, даже убили какого-то крестьянина и труп его подбросили к школе. Сказали, что это был один из нападавших. Для чего все это делалось? Чтобы замаскировать убийство узников, завезти их подальше. И так сделать, чтобы никогда не узнали ни о чем и трупов их не нашли бы… Кто же были эти узники? Я расскажу вам о них. Их везли по Верхотурскому тракту. Ночь была холодная, темная. По сторонам дороги тянулся лес, в основном ели. Раздраженные и хмурые красноармейцы погоняли лошадей, но они, пробежав немного, опять переходили на шаг. Узники не ждали от этой поездки ничего хорошего и молились, каждый, кто как мог, про себя. Было очень тревожно. Верст через двенадцать свернули на лесную дорогу. Тьма стала еще гуще. Теперь уже лошадей вели под уздцы. По мрачной лесной чащобе проехали еще верст пять-шесть. Вот наконец лес расступился, стало посветлее. Лошади остановились. Здесь были две шахтные ямы: чернели заросшие кустами бревенчатые невысокие срубы. Это был Нижне-Селимский железный рудник, давно заброшенный и отчасти затопленный водой. Красноармейцы, среди которых было несколько алапаевских рабочих, приказали узникам сойти с телег и затем, грубо толкая, поставили их кучкой возле одного из черных срубов. Четверо из конвоиров сбросили замшелые доски, и открылся квадратный черный зев, из которого жутко пахнуло сыростью. Над лесом бежали черные облака. Время от времени проглядывало тусклое пятно луны. Потревоженные вороны перелетали с одного дерева на другое… Все это было похоже на страшный сон. Узники стояли молча, думая, что их сейчас будут расстреливать. Никто из них не дрогнул. Они молча пожимали друг другу руки и мысленно, а некоторые шепотом, молились, готовясь к переходу в вечность. Они, впрочем, были готовы к смерти с тех пор, как их из Екатеринбурга перевезли в Алапаевск и поместили под охраной в кирпичном здании школы на краю города, возле кладбища. Это были святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и ее келейница – одна из сестер Марфо-Мариинской обители в Москве преподобномученица инокиня Варвара, Великий Князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Ремез, Князь Владимир Палей, а также трое братьев – Князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи Романовы, сыновья Великого Князя Константина Константиновича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

И я взмолилась: — Святитель Николай, я же к тебе еду! Мгновенно ко мне подходит женщина — а я даже её не останавливала и ни о чем не спрашивала. И она интересуется, какая у меня проблема и чем она может мне помочь. И по-английски тут же мне все объясняет и про дорогу, и про поезд в Бари, и про билеты. Такой мгновенный ответ на молитву! Скоропослушливый Николай Чудотворец... Святая Нино... Её не нужно ни о чем просить — она и так сама поможет! Когда мне было тяжело, я каким-то образом оказывалась у её могилы, и она мне давала силы. У неё самой были такая сила и такая вера непоколебимая — и она делится этой верой и силой с нами. И она помогает Святейшему и Грузии. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна... Её житие произвело на меня очень большое впечатление. Она тоже помогала больным, немощным, как это делаем мы в нашем монастыре, поэтому она особенно близка нам. Она мне очень помогает своим примером. Очень люблю святую великомученицу Кетеван (1565-1624). Это царица востночногрузинского царства Кахетия. У неё необыкновенное житие — очень тяжелое. По меркам земной жизни у неё никогда не было ни радости, ни утешения. Рано овдовела. После смерти мужа посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Она любила свою страну — страну отняли. Шах Аббас I угрожал обратить Грузию в руины, и Кетеван пожертвовала собой: желая предотвратить войну, отправилась к шаху с богатыми дарами и даже предложила себя в заложницы за свой народ. Её саму мучили, её внуков мучили — их бросили в темницу, где они страдали десять лет. Очень тяжелая жизнь! Шах предлагал ей стать его женой, требовал перейти в ислам. Но ни пытки, ни подкуп не могли сломить Кетеван. Многие её оставили, и она осталась совсем одна, но была непоколебима как скала. Она спасла всю Грузию! Великая святая! Необыкновенная вера и любовь к Богу! И она видела, как другие люди отказывались от веры в обмен на земную жизнь и земные блага — а она стояла как столп. И ещё Кетеван была очень красива. Единственное, о чем она просила: чтобы её не раздевали перед муками — даже это не исполнили. Ей не оставили никаких человеческих утешений. Тело великомученицы раздирали раскаленными крюками, а она перед каждой пыткой осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В конце мучений ей надели на голову чан с горящими углями, но она до конца осталась верна Христу.

http://pravoslavie.ru/102426.html

В немецком церковном искусстве створка раковины является также символом святого апостола Иакова и посвященного ему святилища в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Со времен Средневековья это – главное место паломничества верующих Западной церкви. В таком качестве изображение раковины известно с начала XII века, одновременно раковина стала атрибутом и самого святого апостола Иакова, и паломников вообще. Кстати, створку раковины можно обнаружить и в гербе монастыря Schottenkloster в Регенсбурге, а также в Мюнхенской Резиденции, где морскими и речными раковинами выложены стены в отдельных залах и беседках, они также инкрустированы и в уникальные произведения искусства. И вот, размышляя по дороге в Бухендорф о паломнической раковине, я перевел глаза на высокие стебли июльской травы, украшенной бусинами утренней росы. Она напомнила и немецкий рассказ о жемчужине, скрывающейся в той же морской раковине. В старых книгах, написанных готическим шрифтом, можно встретить информацию о том, что обыкновенная жемчужина в раковине якобы «рождалась из утренней росы». Не случайно в Баварии жемчугом украшали золотые оклады ценнейших церковных книг, бархат на реликвариях и русскую икону Смоленской Божией Матери. Чудной «жемчужиной» в когорте-короне русских святых является и святая преподобномученица Елисавета, чьи мощи возвратились на ее историческую родину в Германию и хранятся теперь в основанном в 2005 году женском скиту в Бухендорфе, посвященном Великой княгине. Недавно в Мюнхене стало известно и о том, что из родного города святой Елисаветы Дармштадта монашествующим русского скита подарены и власы 12-летней Елисаветы. Почтить память святой Елисаветы в Бухендорф прибыли и паломники из Дармштадта, где выросла русская святая. Они привезли букеты цветов для украшения ими праздничной иконы святой. На молебен с водосвятием и на крестный ход с иконой святой Елисаветы, а также на устроенную трапезу в скитском саду взирали многие баварские жители соседних со зданием скита домов. Великая княгиня Елизавета Федоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса; официально в России — Елисавета Феодоровна) (1864–1918), принцесса Гессен-Дармштадтская, была замужем за русским великим князем Сергеем Александровичем; она хорошо известна в современной Германии.

http://bogoslov.ru/article/1470136

В Горненском монастыре отметили престольный праздник Иерусалим, 18 июня 2012 г. 17 июня, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в Горненском женском монастыре отметили престольный праздник главного соборного храма обители. Накануне праздника в соборе было совершено Всенощное бдение, которое возглавил клирик Горненского монастыря протоиерей Виктор Мноян в сослужении секретаря Миссии иеромонаха Антония (Гутника) и священника Горненского монастыря иеромонаха Иннокентия (Беспалова), сообщает пресс-служба Русской духовной миссии в Иерусалиме. В самый день праздника Божественную литургию возглавил иерарх Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. Ему сослужили начальник Миссии архимандрит Исидор, священнослужители Горненского монастыря и Русской Зарубежной Церкви. За литургией молились настоятельница монастыря Марии Магдалины в Гефсимании игумения Елисавета с сестрами обители. По окончании Литургии состоялся праздничный крестный ход вокруг собора. В своем слове владыка Марк, в частности, сказал: «Святая Русь своими подвижниками сумела привлечь и множество подвижников не русского происхождения. Это и Прокопий Устюжский, который родом из Северной Германии, и святая преподобномученица великая княгиня Елисавета. С другой стороны, далеко за пределами русской земли просияли такие святые, как Иоанн Русский в Греции или, в наше время, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францизский». – сказал в своем слова владыка Марк. – «Они вынесли частицу Святой Руси за ее пределы, свидетельствовали о вере всех святых, в земле Российской просиявших и распространили веру Христову в чужих краях. Но всех святых, просивших на Руси, объединяет то, что они стяжали такие добродетели, как кротость и смирение. Будем подражать нашим святым в этом прежде всего». «Наша миссия – принимать паломников». Интервью с игуменией Горненского монастыря матушкой Георгией В Горненском монастыре в Иерусалиме прошел Праздник Встречи Пречистой Девы Марии с праведной Елисаветой 18 июня 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/54307.html

Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших». Иосифу, Сергию, Антонию, Варлааму, Иову и Петру Раифским, глас 4 Православия неложнии ревнители и зловредных ересей обличители,/пустыни Раифския новомученицы святии,/пред богоборцы Христа исповедали есте./Пред Престолом Божиим с преподобными отцами ныне предстоя,/молите Христа Бога спастися душам нашим. Корнилию Псково-Печерскому, глас 6 Псково-Печерская обитель,/издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/многия иноки Богови воспита,/тамо и преподобный Корнилий/подвигом добрым подвизася,/чудную Богоматерь славя,/иноверныя просвещая,/иноки и многия люди спасая,/обитель же свою дивно украшая и ограждая./Тамо и мученичества венец/по многих летех пастырства своего доблестне прият./Темже воспоим, людие,/Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/яко дарова нам преподобномученика славна//и молитвенника о душах наших достоблаженна. Перевод: Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесами иконы Богоматери, множество монахов Богу воспитала, там и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизался, чудесную Богоматерь прославляя, иноверцев просвещая, монахов и многих людей спасая, обитель же свою прекрасно украшая и защищая. Там и мученический венец после многих лет пастырства твоего доблестно принял ты. Потому воспоем, люди, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, как даровавших нам славного преподобномученика и молитвенника о душах наших достойного блаженства. Макарию Каневскому, архим. Овручскому, Переяславскому чдтв., глас 4 Христу, нас ради с Небес сошедшему,/последовал еси в подвизех твоих,/Макарие, отче наш./Егоже моли о нас, ублажающих тя,/прощение прегрешений даровати нам,/любовию же и смирением сердца наша озарити//и спасти души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010