Недаром в Русском народе есть поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неужели мы считаем, что можем лучше понимать кто есть Григорий Распутин, чем святая Царская Семья, которая с ним общалась лично?! – А как быть с недоверительным отношением к старцу Григорию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны? Знаю, что это многих смущает и уводит от его почитания... – Дело в том, что Великая Княгиня в своих представлениях о старце Григории руководствовалась в основном тем, что ей рассказывало ее московское окружение и великосветская фронда (оппозиция, – примеч. ред. ). Живя в Москве, она, к сожалению, попала под влияние интриг аристократии, наплетенных вокруг царского двора. Личного общения с Григорием Ефимовичем Елисавета Феодоровна не поддерживала, а лишь мельком видела его. И потому собственное безпристрастное мнение об этом человеке Княгиня составить не могла, а своей сестре поверить не получилось. В этом и заключается драматизм отношений между царственными сестрами, в том числе их последней встречи в Александровском дворце. У них было разное служение, и свой личный крест каждая из этих великих женщин-подвижниц пронесла до конца. Через мученическую кончину они воссоединились во Христе. Это непостижимый Промысл Божий. И акцентировать внимание на их разногласии относительно Григория Ефимовича, из-за этого разводить их в два противоборствовавших лагеря – по меньшей мере неразумно и несправедливо по отношению к их памяти. По поводу же непосредственного знакомства читателей с наследием Григория Ефимовича могу еще привести пример. Однажды я дал прочитать несколько глав из книги «Вериги любви» одному далекому от царской темы священнику. Автора намеренно не указал и попросил после ознакомления поделиться мнением об общем, так сказать, духе написанного. И он засвидетельствовал, что это слова человека глубокой духовной жизни, действительно опытного подвижника. И как же потом тот батюшка удивился, когда я открыл ему имя автора! Есть и еще одно убедительное, как мне кажется, свидетельство о дерзновении Григория Ефимовича пред Богом.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/6/pro...

2). Слова «в послушании лицемерно» мы еще разберем. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова: «в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии безленостно». То есть тех, кто избрал путь Марии, уныние толкает на путь Марфы. Поэтому они с охотой и большим старанием берутся за всякое внешнее дело, за послушание Марфы, чтобы найти благовидный предлог и отвлечься от более высокого дела Марии. Где-то у святых Отцов мы можем встретить другие слова: что уныние отвращает нас и от всяких телесных трудов богоугодных. Здесь нет противоречий, просто речь идет уже о следующей ступени. Эта ступень, может быть, к нам даже больше относится, потому что в нашей жизни дело Марии занимает лишь очень небольшое время. В основном, конечно, мы – Марфы. И дай нам Бог Марфами спастись. Обе сестры прославлены как святые Марфа и Мария. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета организовала Марфо-Мариинскую обитель, символизирующую образ жизни, в которой по силе человеческой должны сочетаться и служение Марии, и служение Марфы. Вот так и в нас сочетаются некоторые пропорции, которые нам приемлемы и нашим силам сообразны: немножко Марииного и большая часть Марфиного. Но бес уныния, спустив человека на одну ступеньку ниже, на этом не успокоится. Он будет тянуть нас дальше вниз. Дальше он будет отвращать нас от дел богоугодных к делам мирским, чтобы мы, оставив труд ради Бога, сохранили только труд ради устроения своей материальной жизни. И тогда одна и та же работа, делаемая ради Бога и делаемая ради чего-то мирского, будет восприниматься нами по-разному. Первое нам будет трудно, а второе нам будет легко и в удовольствие. Но бес уныния не остановится и на этом, а будет тянуть нас ко всяческой бездеятельности. Мы это видим на подрастающем поколении. Многие его представители не считают нужным вообще что-либо делать, а считают возможным прожить всю жизнь, не делая ничего. Для нашего поколения это не так характерно, не так ярко выражалось, хотя было и у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мы обязательно должны помогать тем, кто находится рядом. Отзываться на их беды, на их нужды, жертвовать собой. Потому что только такая Любовь спасает мир. Если мы замыкаемся в себе, если мы только молимся, постимся, соблюдаем благочестивые правила, храним традиции, но не имеем Любви к тем, кто нуждается в помощи, тогда это какое-то музейное, внешнее делание, которое не помогает душе. Конечно, мы понимаем, что Земля отличается от Царствия Небесного не только тем, что там нет греха, нет насилия и злобы, но и тем, что там нет страдания.  На Земле это страдание есть. На Земле страдают все: и грешники, и праведники, и святые, и злодеи. Каждый человек переживает страдания. Это качество нашей земной жизни. Стремление же к комфорту – это ложное стремление, которое пытается Землю превратить в Рай, но без изменения ее греховной сущности земного бытия. Поэтому приобщиться к страданию нас призывает Сам Господь. Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16:24). Страдание бывает разное. Мы знаем три вида страданий:  невольное, вольное и сострадание. К невольному страданию мы так или иначе приобщаемся своим рождением, когда мы с плачем появляемся из утробы. Конечно, и в нашей жизни нам очень многое не нравится. Хотим мы этого или нет, мы приобщены к этому страданию невольно. Вольное страдание означает смирить себя. Выпить не два бокала, а один. В пост не есть мясо, может быть, для кого-то: сократить часы проведенные в Интернете. Для кого-то: смотреть только на свою жену. К этому надо себя приучить. Такое вольное страдание помогает бороться со грехом. А есть и со-страдание. Это со-участие страданиям другого. Соучастие не только сердцем и душой, но и всем, что у тебя есть: своим имуществом, своими силами, знаниями. И это есть исполнение заповеди Христа. Примеры такого следования за Христом дают нам святые. Это не только русские святые. Ведь и среди русских святых мы знаем множество с немецкими корнями. В царских страстотерпцах, например, было много нерусской крови. Ярчайший пример — святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Когда мы вспоминаем примеры святости, мы не говорим о каком-то национальном качестве, а только о принадлежности к Церкви.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-volonter...

Патриаршее слово на заседании Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия» 14 травня 2007 р. 18:20 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Попечительского совета программы «Возрождение Марфо- Мариинской обители милосердия. К 100- летию со дня основания». Открывая заседание Его Святейшество обратился к присутствующим с приветственным словом. Уважаемые Сопредседатели и члены Попечительского совета! Сегодня на повестке дня два основных вопроса. Это доклад рабочей группы Программы о проделанной работе и рассмотрение архитектурной концепции реконструкции Марфо- Мариинской обители милосердия. Мы знаем о большом совместном труде Попечительского совета и рабочей группы по реализации программы. Разрешите выразить особую благодарность сопредседателям Попечительского совета Программы Владимиру Ивановичу Якунину , Юрию Михайловичу Лужкову, а также митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру . В ограниченные сроки на возрождение Обители были привлечены значительные административные и материальные ресурсы. И, пожалуй, самое главное — достигнуто понимание той высокой духовной задачи, которую поставило перед нами время. Это возрождение христианских ценностей милосердия и благотворительности. Программа возрождения Марфо- Мариинской обители милосердия стала делом не только нашего Попечительского совета. Благодаря активной информационной поддержке о ней знают в российских регионах и за границей. К работе подключаются религиозные и общественные организации, музеи, архивы, различные государственные учреждения и в том числе Федеральное собрание Российской Федерации, Министерство иностранных дел, региональные филиалы и актив Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, образовательные учреждения. Нас радует внимательное отношение к Обители со стороны Правительства Москвы, руководства Центрального административного округа столицы. Уже сейчас Обитель значительно преобразилась. Наша встреча проходит в преддверии особенно знаменательного момента в жизни русского Православия. 17 мая состоится подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Знаменательно, что одним из предшествовавших подписанию событий стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на землю Русскую мощей святой преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Будем верить в то, что и сегодня святая великая княгиня Елисавета будет благоволить нашим трудам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205013...

Серафим, иером. Слова, беседы и речи. (Выпуск 2-ой). – Кунгур, 1908. С. 3. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений//Серафим (Кузнецов), иг. Августейшая паломница Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии. – Пермь, 2009. С. 5. Фомин С. Русский инок//Серафим (Кузнецов), иг. Православный Царь-Мученик. Указ. соч. С. 36. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Указ. соч. C. 7. Серафим (Кузнецов), иером. Первый Всероссийский иноческий съезд. (Воспоминания, записки и наблюдения участника съезда). – Кунгур: Типография М.Ф. Летунова, 1912. C. 35–36. Там же. C. 12. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. – М.: Столица, 1994. С. 162. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Указ. соч. С. 162. Бирилов Г., прот. Указ. соч. С. 45. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений//Серафим (Кузнецов), игумен. Августейшая паломница Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии. – Пермь, 2009. C. 12. Куликова Л.В. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, в хронике событий. М., 2011. С. 473–474. Серафим (Кузнецов), иг. Мученики христианского долга. – Пекин, 1920. С. 34. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, 1996. C. 152. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо–Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Указ. соч. C. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

vk fb tw ok @ g+ lj 1894 г. vk fb tw ok @ g+ lj 1897 г. vk fb tw ok @ g+ lj 1906 г. Великая княгиня Елизавета Феодоровна после смерти мужа vk fb tw ok @ g+ lj 1910 г. Основательница Марфо-Мариинской обители vk fb tw ok @ g+ lj 1912 г. Основательница Марфо-Мариинской обители Рейтинг: 9.7 Голосов: 1501 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Мария 19 июля 2022, 09:46 Внешняя красота без глубокого внутреннего мира выглядит пошло. Особенно если нет целомудрия. Слава Богу, что Бог даёт нам таких святых, что сохранились их фотографии. Святая княгиня Елизавета моли Бога о нас. Ольга 18 июля 2022, 12:06 Очень красивая и внешне и внутренняя красота! Моли Бога о нас, святая Елизавета! Рустэм 4 апреля 2020, 17:28 История жизни прекрасной женщины, Святой Души... М 20 июля 2019, 15:02 Красота! Спасибо! М 19 июля 2019, 20:59 Красота какая! Спасибо! Мария 25 июля 2018, 12:43 Невероятная красавица! Такие правильные черты лица. Удивительной глубины глаза. Святая! И супруг ее святой! Теймур Кулиев 19 июля 2018, 16:55 Царство Небесное Ее императорскому Высочеству Великой Княгине Елизавете Федоровне Юлия 7 ноября 2017, 00:28 Любимая моя святая преподобномученица великая княгиня Елисавета, спасибо за твою попомощь, прости нас грешных, моли Бога о стране нашей Российской, о вразумлении и покаянии народа нашего, об укреплении православной веры! Наталья 24 июля 2017, 13:50 Спасибо, что Ты была и ,что Ты есть! Не оставляй нас грешных и моли Бога о нас, пожалуйста. Виталий 18 июля 2017, 04:56 Святая великая княгиня, преподобномученица Елизавета, моли Бога о стране наше православной, и о всех православных странах! Андрей 20 июля 2016, 19:54 Какая же Она красивая,чистая,смиренная...нет слов, только сердце учащенно бьется.Воистину Божие творение!!!Святая Елисавета прости нас грешных и моли Господа нашего Иисуса Христа о помиловании России и нас грешных!!!Аминь. Наталья 18 июля 2016, 22:36 По-истине Божие творение!!!Святая Великая княгиня Елисавета моли Бога о нас грешных!!!

http://pravoslavie.ru/74761.html

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории, Еще одна дочь этой четы — Алиса станет впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной. Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Родители Елисаветы Феодоровны раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных. Елисавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елисавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елисавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елисаветы Тюрингенской, в честь которой она носила свое имя. В 1873 году разбился насмерть на глазах у матери трехлетний брат Елисаветы Фридрих. В 1876 г. в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Елисаветы. Мать просиживала ночами у постелей заболевших детей. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла сама великая герцогиня Алиса в возрасте 35 лет. В тот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле — путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.

http://pravoslavie.ru/27200.html

На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ: принцесса Елисавета в юности дала обет девства (безбрачия). После откровенной беседы ее с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тайно дал обет девства. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой. Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в Россию. Вместо с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича. Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и особенно веру новой своей родины. Великая княгиня Елисавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе — Елисаветы: Елисавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елисавета Феодоровна. Большую часть года великая княгиня жила с супругом в их имении Ильинское, в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки. Она любила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал все церковные каноны, посты часто ходил на службы, ездил в монастыри — великая княгиня везде следовала за мужем и простаивала долгие церковные службы. Здесь она испытывала удивительное чувство, так непохожее на то, что встречала в протестантской кирке. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин Христовых и ей самой так захотелось подойти к Святой Чаше, чтобы разделить эту радость. Елисавета Феодоровна стала просить мужа достать ей книги духовного содержания, православный катехизис, толкование Писания, чтобы умом и сердцем постичь, какая же религия истинна.

http://pravoslavie.ru/27200.html

5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елисавета Феодоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. После первой панихиды в Чудовом монастыре Елисавета Феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начала писать телеграммы, и прежде всего — сестре Александре Феодоровне, прося ее не приезжать на похороны, т.к. террористы могли использовать их для покушения на императорскую чету. Когда великая княгиня писала телеграммы, она несколько раз справлялась о состоянии раненного кучера Сергея Александровича. Ей сказали, что положение кучера безнадежно и он может скоро умереть. Чтобы не огорчить умирающего, Елисавета Феодоровна сняла с себя траурное платье, надела то же самое голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь. Там, склонившись над постелью умирающего, она, пересилив себя, улыбнулась ему ласково и сказала: «Он направил меня к вам». Успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович жив, преданный кучер Ефим скончался в ту же ночь. На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть». - «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» — ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался. Все же Елисавета Феодоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, она сказала: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено. Из великих князей на погребении присутствовали только Константин Константинович (К.Р.) и Павел Александрович. Погребли его в маленькой церкви Чудова монастыря, где ежедневно в течении сорока дней совершались заупокойные панихиды; великая княгиня присутствовала на каждой службе и часто приходила сюда ночью, молясь о новопреставленном. Здесь она почувствовала благодатную помощь и укрепление от святых мощей святителя Алексия, митрополита Московского, которого с тех пор особо почитала. Великая Княгини носила серебряный крестик с частицей мощей святителя Алексия. Она считала, что святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.

http://pravoslavie.ru/27200.html

5.07 Святыя преподобномученицы великия княгини Елисаветы Тропарь, глас 1: Смирением достоинство княжеское сокрывши,/богомудрая Елисавето,/сугубым служением Марфы и Марии/Христа почтила еси./Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши,/яко жертва праведная Богу принеслася еси./Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя,/яко истинную наставницу усердно просим тя:/святая мученице великая княгине Елисавето,/моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак, глас 2: Величие подвига веры кто повесть:/во глубине земли, яко в раи светлости,/страстотерпица великая княгиня Елисавета/со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся/и, убиение претерпевающи,/о безбожных мучителех взываше:/Господи, прости им грех сей,/не ведят бо, что творят./Тоя молитвами, Христе Боже,/ /помилуй и спаси души наша. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. После долгих раздумий Великая княгиня избрала Православие. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь . В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна старалась помогать фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. 5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010