«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5: 21 ); «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5: 1, 2 ); «…ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол. 1: 19, 20 ). «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» ( Евр. 2: 17 ); «Немногие капли крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связывая нас воедино» (свт. Григорий Богослов ) (31: 182); «“Почему, – спрашивает Григорий Богослов , – почему Кровь Сына была приятна Отцу, Который не захотел принять иска, принесенного в жертву Авраамом, но заменившему эту человеческую жертву овном?”... И Григорий Богослов заключает: “Не очевидно ли, что Отец принимает эту жертву не потому, что Он ее требовал или как-то в ней нуждался, но по домостроительству нужно было чтобы человек освятился человечеством Бога, нужно было, чтобы Сам Он освободил нас, победив тирана собственной Своей силой, чтобы снова бог призвал нас к Себе через Своего Сына, посредника, все совершающего во славу отца, Которому Он во всем послушен… Остальное же да будет почтено молчанием”» (13: 285); «Увидим в Царствие Небесном – Господа и Искупителя нашего Иисуса Христа в Божественной его славе – Того, Который за нас так страшная пострадал и поносною смертию умер, и тако нас от смерти избавил» (свт. Тихон Задонский ) (24: 50 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 4. 1899 г. С. 63); «Если бы не ходатайствовала бы за нас Кровь Агнца Божия, вземлющаго грехи мира: то каждый день и час над нами гремел бы удары небесного правосудия; мы ежедневно бедствовали и умирали бы душою своею грешною, и не мира, ни радости не вкушать бы нам во веки» (св. праведный Иоанн Крондшадтский) (226: 85);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

9. Свт. Григорий Богослов : Благо добротой побеждает дерзость и неправедных делает лучше, тех, которых терпим, страдая. 10. Будь милостив ко всем, если это возможно, а еще милостивее к ближним. 11. Бог ищет тебе добра, Сам будучи добр. 12. Какое учение более краткое, чем доброта? Будь с друзьями и ближними таковым, Как хочешь, чтобы относились к тебе. 13. Свт. Иоанн Златоуст : Человеколюбивый и благой Бог не только [Бог] благотворящий, но и наказующий. Ибо и наказание Его, и возмездие есть по большей части благодеяния. Так и врач не тогда только, когда в сады и луга выводит больного или в бани и водные ванны, но и когда велит голодать, когда режет, когда дает горькие лекарства, и тогда также остается врачом, и даже большее человеколюбие проявляет. 14. Свт. Григорий Нисский : Он по природе благ и всех благ Щедродатель. 15. Св. Кирилл: Свойство во всем благого – думать о пользе других. 16. Демосфен: Не столько слово, сколько добрый образ действия способен убедить. 17. Посидипп: Насколько благоустроен нрав, настолько и жизнь 38 . Искусство приобрело многих знакомых, А нрав – еще больше друзей. 18. Фемистокл: Фемистокл, продавая поместье, велел объявить, что и соседа доброго имеет. 19. Менандр: Ты убеждаешь в том, насколько тебе подобает. Мне же и так делать стоит должное, и это не твое слово, Поверь мне, собственный пример убеждает. Никто, будучи добр, не творит злое дело. Но не совсем можно дурным доверять, Но противиться, иначе вверх дном Наша жизнь незаметно перевернется полностью. 20. Левкипп: Доброта, полностью встречая благодарность, еще больше приумножается, а встречая оскорбление, ко гневу возбуждается. 21. Перит: Доброта ценнее многих богатств. Доброе поведение надежней закона, Ибо его извратить никакой Не мог бы ритор, а [закон], и так и сяк Слова колебля, часто искажают. Слово 58-е. О законе 1. Ин. 8, 16–17 : Суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

32. Ойнопид: Он сказал, что какова природа человека, такова и его речь. 33. Ромул: Он говорил, что глиняный сосуд проверяется по стуку, а человек – по слову. Слово 16-е. Об увещании 1. Ин. 5, 14 : Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 2. 1Фес. 5, 14 : Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. 3. Прем. 12, 2 : Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 4. Сир. 18, 12 : Милость Господа – на всякую плоть. Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое. 5. Свт. Василий Василий: Насильственное учение обычно недолговечно, а проникающее с удовольствием и радостью как-то особенно прочно укореняется в душах. 6. Желающий восставить лежащего должен быть непременно выше его, чтобы помочь упавшему; таким же образом падший должен быть поднят другим. 7. Свт. Григорий Богослов : Нет скорби, которую нельзя утешить, и нет счастья без наставления. 8. Сами исполненные ран, не будем браться лечить других. 9. Свт. Иоанн Златоуст : Согрешающим подобает терзаться посредством горьких речей, дабы в делах они прекратили безобразие. 10. Не должно тяготиться увещанием. Ведь [кому и] следует тяготиться, то скорее мне, часто говорящему и неслышимому, а не вам, вечно слушающим и вечно ослушивающимся. 11. Аристотель: Наставление цени не меньше похвалы. 12. Диоген: Мертвого лечить и старого наставлять – одно и то же. 13. Демосфен: Когда некто его расспрашивал, как стать учителем самому себе, ответил: «За что порицаешь других, себя надо порицать еще сильнее». 14. Деметрий Фалерский: То, что друзья не дерзают советовать царствующим, написано в книгах. 15. Аристоним: Как мед жжет раны, а для согласных с естеством сладок, так и слова философии. 16. Еврипид: Все в наставлении мы мудрецы, Но, действуя сами, не ведаем

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

11. Свт. Иоанн Златоуст : Ибо, как раб, – говорится, – постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Божиим не очистится от греха ( Сир. 23, 10 ). 12. Сократ: Благим мужам подобает являть образ жизни, которую они ведут, более верным, чем клятва. 13. Добровольно клянись в двух случаях: или при угрозе собственной гибели, или желая избавить друзей от опасности. 14. Никогда не клянись Богом ради денег, даже если собираешься держать слово: ведь одни сочтут тебя поклявшимся ложно, а другие – честным из сребролюбия. 15. Амфид: Кто не верит ни в чем клянущемуся, Сам умеет легко переступать клятву. 16. Евсевий: Многие убеждают людей быть верными клятве. Я же заявляю, что с самого начала охотно клясться неблагочестиво. 17. Солон: Прекрасный и благой образ жизни нужно считать надежнее клятвы. Слово 34-е. О тщеславии 1. Ин. 5, 44 : Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 2. Гал. 5, 26 : Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 3. Притч. 12, 9 : Лучше муж в безчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив и лишаяйся хлеба. 4. Сир. 1, 30 : Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою. 5. Сир. 10, 7 : Возненавидена пред Богом и человеки гордыня. 6. Притч. 13, 7 : Суть богатяще себе, ничесоже имуще. 7. Свт. Василий Великий : Тщеславный – тот, кто в мире сем что-либо делает или говорит ради только одной славы. 8. Ибо действительно люди надменного нрава, когда им угождают, начинают еще большие презирать [других]. 9. Ибо одинаково трудно – сохранить душу не униженною в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в положении блистательном. 10. Свт. Григорий Богослов : Тщеславие для людей – величайшее препятствие [на пути] к добродетели. 11. Всего легче, обманывая самого себя, надмеваться пустой славой и почитать себя чем-то, будучи ничем. 12. Чем больше мнишь о себе, тем больше на деле отнимается. 13. Позорно, малым обладая, мнить о себе высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

22. Сократ: Откровенность словно зрелые плоды: дает сладость в свое время. 23. Евсевий: Враг, говорящий правду, всегда предпочтительнее, чем друг, который стал таковым из благодарности. Слово 32-е. О трудолюбии 1. Ин. 5, 17 : Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 2. Деян. 20, 34–35 : Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых. 3. Прем. 3, 15 : Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен. 4. Сир. 51, 38 : Делайте свое дело заблаговременно, и Он в свое время отдаст вашу награду. 5. Свт. Василий Великий : То, что трудом приобретено, то с радостью принимается и старательно сохраняется. Но тем, что легко добыто, пренебрегают. 6. Что из доброго легко достается? Кто, будучи спящим, воздвиг монумент? Кто из изнеженных и веселящихся был увенчан наградами за благочестие? Тот, кто не бежит [на состязании], не получает награду. Славу приносят труды, венцы доставляют усилия. 7. Свт. Григорий Богослов : Благороднее любомудрие, [добываемое] в страданиях: как железо холодом, так и оно закаляется опасностями. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Обычно люди во всем приобретают полезное через труд и тяготы. 9. Филон: Кто бежит от труда, тот бежит и от блага; кто же терпеливо и мужественно переносит непереносимое, поспешает к блаженству. 10. Исократ: Чтобы перенести молву недоброжелателей, упражняй себя добровольным трудом. 11. Каркин: Никто похвалу наслаждениями не приобретает, Никакой легкомысленный муж не славен. Но лишь труды рождают мужество. 12. Филисций: Невозможно, о глупец, чтобы не трудившиеся с беззаботностью получали то, что [принадлежит] трудящимся. 13. Евагрий: Бессмысленно стремиться к почестям, а от трудов, которые приносят почести, бежать. 14. Плутарх: Как [телесному] органу [чередование] расслабления и напряжения приятно, так и в жизни. 15. Никий: Этот настолько много трудился, что часто спрашивал домашних, умылся ли он, позавтракал ли. 16. Архимед: Оттаскивая силой от доски прильнувшего к ней Архимеда, ухаживавшие за ним говорили: «Он и на умащенном мазями теле рисует схемы».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

19. Верная и непосрамимая надежда на благодать становится плодом тех, кто ожидал с терпением. 20. Демокрит: Если бы можно было научиться тому, что придется испытать, и не испытывать [на собственном опыте] – хорошо [было бы] научиться; но если [придется] испытать – что толку учиться, ведь надо испытать. 21. Солон: Солон, когда некто в него плевал, оставался спокойным. Когда же другой его упрекнул за это, то он сказал: «Если рыбаки терпеливо переносят брызги моря, чтобы выловить рыбу, то разве я не вытерплю эту неприятность, чтобы уловить человека»? 22. Пифагор: Великим воспитанием считай то, посредством которого сможешь выносить невоспитанность. 23. Митродор: Не стремись, чтобы происходящее происходило так, как ты желаешь, но желай, чтобы происходило то, что происходит. Слово 43-е. О похвале 1. Лк. 6, 26 : Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. 2. Иак. 3, 10 : Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 3. Притч. 27, 21 : Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его. 4. Сир. 27, 8 : Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей. 5. Свт. Василий Великий : Да не хвалимся похвалами, что превосходят истинное положение дел. 6. Свт. Григорий Богослов : Переизбыток почестей приводит некоторых к тому, что [они] пренебрегают и должным. Я же понимаю так, что тем подобают похвалы, у которых явные успехи. 7. Как не надобно хвалить ничего чужого, если оно несправедливо, так не должно и унижать своего, если оно достойно уважения; дабы первому не послужило в пользу то, что оно чужое, а последнему – во вред то, что оно свое. Ибо закон справедливости нарушается в обоих случаях: и когда хвалят только чужое, и когда замалчивают свое. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Хвалящий порочность отнимает у нее возможность исцелиться с помощью покаяния. 9. Не только те, кто поступают дурно, но и те, что их хвалят, приобщаются к тому же самому или даже более тяжкому наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

как на тени, В обузу для земли обращаемся. 25. Апеллес- художник, спрошенный, почему нарисовал богиню судьбы сидящей, ответил: «Потому что неустойчива». 26. Биант: Этот сказал, что жизнь так надо мерить, чтобы и многое, и малое время прожить. 27. Софокл в «Аяксе»: Как день склоняется и вновь восходит, Так и все человеческое. Слово 68-е. О том, что должно чтить добродетель и наказывать порок 1. Ин. 5, 29 : И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воск ресение осуждения. 2. 2Пет. 2, 9 : Конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. 3. Притч. 21, 11 : Тщету приемлющу невоздержному, коварнейший будет незлобивый. 4. Притч. 22, 3 : Худой, видев лукаваго мучима крепко, сам наказуется. 5. Сир. 10, 26 : Несправедливо – бесчестить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного. 6. Свт. Василий Великий : Если бы благоразумные видели бесчестие презираемых дурных людей, то намного больше бы добродетели придерживались. 7. Свт. Григорий Богослов : Итак, пусть кто-нибудь будет на это смел и отважен, а лучше, если бы никто. Я же ни наказаний в здешней жизни не осмелюсь относить во всяком случае к пороку, ни спокойного состояния – к добродетели. Правда, бывает и здесь такое мздовоздаяние, и, конечно, для некоторых полезных целей, дабы, с одной стороны, бедствия злых людей останавливали стремление порока, а с другой – благоденствие добрых облегчало путь добродетели, но это бывает не всегда и не вполне. Полное мздовоздаяние принадлежит единственно будущей жизни, где одни получат награды за добродетель, а другие – наказания за порок. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Подай нуждающемуся и не давай пляшущему, чтобы вместе со своим добром и его душу не погубить. Ибо тогда станешь причиной гибели его из-за своей неуместной щедрости. Ибо если те, кто на подмостках играют, поняли, что образ жизни у них будет невыгодный, то давно бы прекратили так себя вести. 9. Исаия: Поступающий несправедливо с добрыми щадит злых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

1. Втор. 5, 13 ; Лев. 18, 19 : Почитай отца твоего и матерь твою, люби ближнего твоего, как самого себя. 2. Кол. 3, 20 : Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. 3. Сир. 3, 12–15 : Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. 4. Сир. 7, 29 : Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? 5. Свт. Василий Великий : Благоразумные дети великую похвалу отцам воздают. 6. Свт. Григорий Богослов : Сделаешь добро, если будешь по-доброму повиноваться отцу, и даже если тебе не будет от этого никакой выгоды, награда уже в том, что ты порадовал отца. 7. Свт. Иоанн Златоуст : Как раб трудись для родивших тебя, ибо что воздашь им за то, что они сделали тебе? Ведь родить снова сам себя не сможешь. 8. Отцы, не заботящиеся о благонравии и целомудрии своих детей, становятся детоубийцами и даже хуже их – настолько, насколько хуже погибель и смерть души, [чем тела]. 9. Св. Кирилл : У христиан первая добродетель – благочестие, чтобы чтить родителей, воздавая трудами родившим их, и прилагать все силы для их покоя. Но даже если и большее им воздадим, в ответ родить их мы не в силах. 10. Необходимо, чтобы дети уступали отцам; но когда подвергается гонению слово истины, да почитается Бог, и пусть Его дело побеждает естественную силу семейной любви. 11. Филон : Бога никто не может чтить достойно, но только праведно; так же и родителям мы не можем воздать равную благодарность, ведь не можем родить их в ответ. 12. Аристотель : Сыну подобает быть рабом или слугой своему отцу, ибо он по природе раб отцу, а отец – раб закону. 13. Исократ : Заботься о своих родителях так, как ты хотел бы, чтобы о тебе заботились твои дети.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

60. Мусоний : Слово убеждения для подчиненных полезнее, чем устрашение, ибо за первым следует благоговение, а за вторым – беспощадность. 61. Демокрит : Дурная природа, увлеченная властью, народу приносит бедствие. 62. Антисфен : Тогда государства погибают, когда правящие не могут отличить дурных от стоящих. 63. Опасно давать безумному меч, а развращенному – могущество. 64. Менандр : Неисчислимое богатство, принося власть, Даже и считающих себя разумными неразумными делает. 65. Демосфен : Преуспевать не по достоинству – повод дурно думать о преуспевающих по достоинству. Слово 10-е. О порицании и клевете 1. Мф. 5, 11 : Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 2. 1Кор. 4, 12 : Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим. 3. Притч. 10, 18 : Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 4. Сир. 28, 11 : Человек грешник смутит друзей и поселит раздор между живущими в мире. Каково вещество огня, так он и возгорится. 5. Сир. 11, 1 : Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. 6. Свт. Василий Великий : Не слова приводят в действие печаль, но гордость против оскорбляющего нас и гордость каждого из нас. 7. Бывает, что великими правителями взращиваются несвободные слуги, которые поднимаются рядом с ними и, пользуясь недостатками доброго дома, становятся известными, разглашая [эти недостатки]; также с помощью интриг утверждают [они] свое положение. 8. Свт. Григорий Богослов : Порицать – не великое дело, ибо легко и всякому желанно, но поменять свое собственное намерение – дело мужа благочестивого и ум имеющего. 9. Лучше слушать плохое, чем плохое говорить. 10. Позор касается не только толпы, но и лучших. 11. Свт. Иоанн Златоуст : Подобно тому как говорить хорошее и хвалить есть начало дружбы, так и говорить плохо и клеветать есть начало вражды и ненависти и основание множества зол. 12. Тем, кто проводит жизнь добродетельную, невозможно от всех слышать только хорошее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

2. 1Тим. 2, 11 : Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем. 3. Притч. 5, 2–4 : Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста блудной жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь. 4. Притч. 25, 20 : Якоже в древе червь, тако мужа погубляет жена злотворная. 5. Притч. 21, 19 : Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою [и язычною] 22 и сердитою. 6. Сир. 25, 18 : Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. 7. Свт. Василий Великий : Дурные внутренним устроением женщины губят слабые души живущих с ними. 8. Свт. Григорий Богослов : Глупейшие из жен, по недостатку собственной красоты, прибегают к румянам и честно, сказал бы я, выставляют себя на показ еще более некрасивыми благодаря прикрасам и еще более безобразными благодаря безобразию. 9. Свт. Иоанн Златоуст : Имеющий лукавую жену пусть знает, что уже получил расплату за свои беззакония. 10. Ужасно взять в жены нищую, ужасно – богатую. Первое для мужа – потеря имущества, второе – самостоятельности и свободы. 11. Климент: Не заслуживает подозрений в кознях та женщина, которая не красуется и не украшает себя сверх должного. 12. Секст: Дурной женщине подобает клеймо. 13. Демокрит: Быть под властью женщины для мужчины есть высший позор. 14. Солон: Солон, когда его некто спросил: «Какую брать жену?», ответил: «Если возьмешь некрасивую – будет в тягость, если красивую – будет общей». 15. Диоген: Увидев совещающихся женщин, заметил: «Змея у ехидны яд берет взаймы». 16. Пульхерия 23 : Когда Пульхерию спросили плывущие вместе с ней на корабле женщины, почему она одна среди них не носит украшений, она ответила: «Достаточное украшение для жены – доблесть мужа». 17. Пифагор: Одинаково есть попасть в огонь или к женщине. 18. Секунд: Секунд-мудрец, спрошенный о том, что такое женщина, ответил: «Мужу – кораблекрушение, для дома – ураган, для безопасности – помеха. Для жизни – плен, ежедневный убыток, добровольная битва, требующая страшных издержек война, живущий рядом зверь, сидящее рядом беспокойство, дерущаяся львица, украшенная Сцилла, дурное животное, неизбежное зло».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010