Слово κατστασις переводится как sua sede» 2128 , т. е. размещение вещей по местам, им предназначенным 2129 . Следовательно, smamus 2130 означает обычное, естественное расположение, которое в определенном смысле заслуживает названия молитвы самой по себе, вне действий, которые она совершает более или менее часто. Это молитва неявная, всегда готовая стать явной, это «состояние сердца» 2131 , «состояние совершенства» 2132 . Если мы будем рассматривать понятие молитвы в глубоком смысле сыновней беседа с Отцом Небесным, не ставя вопрос о том, каким образом она проявляется вовне, тогда молитва и святость совпадают. И потому Феофан Затворник мог написать, что молитва «есть оживотворение духа, некоторое как бы его обожение» 2133 . «Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве разверзаются глубины нашего сердца и дух возносится к Богу, чтобы приобщением к Нему восприять соответственный дар. И как там кислород, принятый вдыхании через кровь, расходится потом по всему телу и оживляет его, так и здесь принятое от Бога входит во внутренняя наша и оживотворяет там все» 2134 . Итак, молитва – это жизнь Духа. И, как замечательно пишет св. Иоанн Кронштадтский , каждая искренняя молитва «введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла» 2135 , а Дух, в свою очередь, будет взывать из глубины сердца: Авва, Отче! ( Рим. 8:15 ; Гал. 4:6 ). 2086 Consmanmini XVI, 1–59, изд. F. Grivec, Fr. Тоmši//Radovi staroslovenskog instituta, IV. Zagreb, 1960, р. 134 и сл. 2098 I. Hausherr, Opus 13 (1947), р. 195–218; Études de orientale//ОСА 183. Roma, 1969, р. 121–144. 2099 Евагрий, Послание о вере, VII, 22//Там же, с. 149; I. Hausherr, Les leçons d’un Paris, 1960, р. 74. 2103 I. Hausherr, ет Ипе remarquable аи раг de Mabboug († 523)//RАМ 14 (1933), р. 171–195; Hésychasme ет рrière//ОСА 176. Roma, 1966, р. 13–37. 2108 Т. Špidlik, du monachisme J. Fedwick, Basil of Caesarea: Тогопто. Т. I, 1981, р. 361–374. 2116 Origène, De огат. 9, 2//GСS 3, р. 319, 4–8; 8, 2, р. 317, 25 и сл.; Cosmimuzioni monastiche ammribuime а Basilio 1//РG 31, 1ЗЗЗав; De Аппа sermo 2//РG 54, 645; Scala 28//РG 88, 1129d. 2127 Х, 14//РL 49, 842а; SC 54 (1958), р. 95 и сл.; ср.: S. Marsili, ed sulla е 5. Roma, 1936. Читать далее Источник: Молитва согласно преданию Восточной Церкви. (Перевод с итальянского (сверенный с французским оригиналом) Наталии Костомаровой под редакцией свящ. Владимира Зелинского) — Москва: «Даръ», СПб.: «Издательство Олега Абышко». — 2011. — 576 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

к безумию, о котором свидетельствует псевдо- Симеон 2077 . «До времени очищения и обновления Духом, – пишет Игнатий Брянчанинов , – [не следует] признавать никакого сердечного ощущения правильным, кроме ощущения покаяния, спасительной печали о грехах, растворенной надеждою помилования» 2078 . Однако возможность отклонений и опасностей не должны охлаждать тех, кто еще здесь стремится достичь изначальной гармонии между духовным и материальным, обожения всего человека. И преп. Иоанн Кассиан Римлянин обрисовал этот идеал: «Итак, вот назначение уединенного монаха, таково должно быть намерение, чтобы он удостоился еще в этом теле стяжать некоторое подобие будущего блаженства и начал в этом сосуде предвкушать начатки небесной жизни и славы» 2079 . 1884 Ср.: Simeone Nuovo Teologo 25, 15; 55,5; изд. под редакцией I. Наusherr//Оr. Chrism. IX, 2. Roma, 1927. 1885 Apophmegmama, Arsenio 1//РG 65, 88b; ср.: агаве jacobime 13, mois de Bachons, éd. Ваssel//PO XVI, р. 1022. 1889 D. Stiernon//DS XI (1982), col. 198–203. Ср. также: М. Il nel сиоге. Roma, 2002. 1891 Р. Adnès, Указ. соч., col. 1138; J. Meyendorff, Palamas XIII (108), col. 81–107. 1893 Монах Румынской Православной церкви (Scrima), L’aènemenm dans 1958, 295–328, 443–474. 1895 Р. Adnès, Указ. соч., col. 382 и сл.; I. Hausherr, Указ. соч., р. 5 и сл.//ОСА 176, р. 163 и сл. 1900 I. Hausherr, L’Hésychasme. Émude de 22 (1956), р. 19 и сл.; ОСА 176 (1966), р. 177 и сл. 1906 Reg. Вге. 23//РG 31, 1197dss. Итал. перевод под редакцией М. Armioli di Cesarea, Ореге ascemiche. Torino, 1980, р. 351. 1909 Enchiridion 10, s. I. 1801, р. 157; ср.: Р. Adnès, Указ. соч., col. 389 и сл.; I. Hausherr, Указ. соч., р. 262; ОСА 176, р. 214 и сл. 1911 Понятия исихия и америмния часто сополагаются друг с другом, ср., например: de Септ 16//SС 5 (1966), р. 92, 20. 1920 Origène, Libr. Jesu Пае, hom. 13, 1//GСS 7, 373; hom. 15, 3, р. 387; Dorothée, 11, 117//SС 92 (1963), р. 363. 1934 Ср.: pseudo-Simeone, Memodo della sanma е ed. I. Наusherr//Оr. Chrism.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Малейший в монахах Марк Синаит. Из скита Магул малейший во иеромонахах Каллист. Поставил подпись на своем наречии сирский старец безмолвник. Малейший в монахах Софроний. Малейший в монахах Иосаф. Смиренный епископ Иерисса и Святой Горы Иаков, воспитанный в святогорских и святоотеческих преданиях, свидетельствует, что в лице поставивших здесь свои подписи подписалась в согласии с ними вся Святая Гора и сам он, соглашаясь, подписал, ставя печать. И после всего приписал следующее: если кто не согласен со святыми, как согласны мы и бывшие незадолго до нас Отцы наши, то не будем входить с ним в общение. notes Примечания 1 (PG 30, 1488–1496). Ср. De Sp. S.: 18 (PG 32, 149). 2 Vita St. Greg. Th. (PG. 35, 277ВС). 3 Acta Maximi (PG. 90, 172). 4 «Scholia in Div. Nom.», 13, 2 (PG 4, 409B); cp. De car. 1, 100 (PG 90, 984А). 5 Homilia 74, in Iohan. 1, — PG 59, 401). 6 См., например, Письмо к Никандру (PG 91, 96В–97В), имеющееся также в отрывках в «Догматической Паноплии» Евфимия Зигавина (PG 130, 1113 CD), из которого Палама часто черпает святоотеческие цитаты. Ср. Opusl. theol. et pol. (PG 91, 200С; 205АС); Disp. cum Pyrrho, (340D). 7 Disp. (341А). 8 Этот текст взят из святоотеческого сборника (Paris, gr. 970, fol. 316 r–v), которым св. Григорий несомненно пользовался при составлении своих писаний и кот. его приписывает св. Афанасию. В действительности, текст относится к позднейшей эпохе христологических споров. 9 Св. Кирилл Алекс. Thesaurus, 18 (PG 75, 812 С). 10 Цит. произведение Варлаама против исихастов, не дошедшее до нас. 11 Можно предполагать под мнениями святых отцов хотя бы св. Максима Исповедника «Opuscula theolog. et polemica» (PG 91, 200ВС), где подобная мысль выражена. 12 См. Pseudo–Dion. «Div. Nom». 4, 23 (PG 3, 733). 13 Schol. in «Div. Nom.» (PG 4, 221С). 14 In Johan. Homil. 14, 1 (PG 49, 91–92). 15 Orat. 38, 11 (PG 36, 324А). 16 Текст приписываемый св. Василию в вышеупомянутом сборнике (Paris. gr. 970, fol. 325v). 17 Под «обличениями» подразумеваются «Триады в защиту исихастов», составленные Паламой между 1337 и 1340 годами. А в «словах внушения и увещания», надо видеть письма, направленные св. Григорием Варлааму через посредство Акиндина в 1336–1337 гг. См. частичное издание их проф. Г. Папамихаилом в журнале «Екклесиастикос Фарос», XII–XIII 1913–1914 гг. 18

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Священническая духовность Назначенные на служения общине, пастыри Христовы посвящены Богу особым образом, и это посвящение включает в себя призвание к святости. Во время подготовки к литургии священник надевает особые одеяния, облачение в каждое из которых сопровождается чтением библейских стихов, указывающих на священный символический смысл этих одеяний. В нашу задачу не входит разъяснение основ священнической духовности. Мы ограничимся лишь упоминанием нескольких истинных черт священнической святости, взятых из следующих работ: Второе слово Григория Богослова (Apologemicus de fuga) 749 шесть Слов о священстве Иоанна Златоуста 750 , Regula pasmoralis (руководство жизни для клира. – Прим. пер.) Григория Великого 751 , не говоря уже о других многочисленных отрывках, встречающихся в писаниях Отцов. Наиболее важные ее свойства подробно перечисляются при совершении таинства рукоположения: вера, открытость Духу, сокровенная связь со Христом в таинствах. К Апостольским постановлениям восходит обычай во время посвящения возлагать Евангелие на голову или на плечи рукополагаемому. Достаточно часто он должен был произносить вслух исповедание веры 752 . У сирийцев и маронитов таинство рукоположения происходит в конце евхаристической анафоры, чтобы тот, кто совершает рукоположение, мог бы до возложения рук три раза прикоснуться к Святым Дарам, как бы подтверждая тем самым, что он пребывает в непосредственном общении со Христом, дарующим ему благодать, которую он передает новопосвящаемому 753 . О священнической святости часто говорил Иоанн Кронштадтский , единственный белый священник, канонизированный Русской Церковью 754 : «Священник – ангел, не человек; все житейское он должен далеко оставить за собою. Господи Иисусе! Священницы Твои да облекутся в правду ( Пс. 131:9 ), да помнят они всегда о высоте своего звания и да не запутываются они в сетях мира и диавола» 755 . 580 Givanni Crisostomo, Ad. oppugnamores monasmicae 3, 15//РG 47, 373а; Manuale, р. 264 и сл. 582 G. De Vries, Le sens ecclésial chez les Syriens (jacobites et nestoriens)//DS IV (1960), col. 436–442.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Григорий Нисский, К Евномию, 12 — Jaeger 1,173/PG 45, 965В. 628 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 629 Рим. 11:33. 630 1 Кор. 2:9. 631 1 Кор. 9:22. 632 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5 — PG 75, 69A. 633 Там же, 68С. 634 Там же, 65CD. 635 Ср.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22 — PG 75, 372D –373A; Василий Великий, Против Евномия, 4 — PG 29, 696С. 636 Антирретики, 2,11, 40–41. 637 Мф. 11:27. 638 Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея 11 — PG 123,357В. 639 1 Кор. 2:10. 640 Ин 14:28. 641 Ин 5:36; 6:57; 20:21. 642 Ин 5:30. 643 См.: Василий Великий, Против Евномия, 3 — PG 29, 656А. 644 Ин 16:13–15. 645 Обладающий энергией. 646 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 8, 2 — PG 3, 889D. 647 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 648 Ср.: Стихира на «Господи воззвах» на вечерне Рождества Христова. 649 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 47 — 93С. 650 Максим Исповедник, К Марину — PG 91, 200С. 651 Для Одного как рождающий; для Другого — как изводящий. 652 Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae 1–5): Homily 1, line 194/PG 48, 705. 653 Ср.: Иоанн Златоуст, In adorationem venerandae crucis [Sp.], PG 62, 754D. 654 Ср.: Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44,1280B. 655 Ин. 3:34. 656 Акиндин в одном месте написал «τς ακνδυνου διανοας»; поскольку в те времена прописные буквы не употреблялись, вместо «мысли Акиндина» здесь можно было прочитать: «безопасная мысль». 657 Εσβιος — «благочестивый». 658 Ευτυχς — «благополучный». 659 Εδξιος — «благославный». 660 Ενμιος — «благозаконный». 661 Монашеское имя Акиндина — Григорий. 662 Ср.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (V, 15), PG 91, 1128А. 663 См.: прим. 643. 664 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С. 665 Там же, 43 (5, 39), PG 91, 1165В. 666 Он же, Главы богословские и домостроительные 1, 1, PG 90, 1084А. 667

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

440 Обладающий энергией 441 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 8, 2 — PG 3, 889D 442 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В 443 Ср.: Стихира на «Господи воззвах» на вечерне Рождества Христова 444 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 47 — 93С 445 Максим Исповедник, К Марину — PG 91, 200С 446 Для Одного как рождающий; для Другого — как изводящий 447 Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (­ Contra Anomoeos, homiliae 1—5): Homily 1, line 194 PG 48, 705 448 Ср.: Иоанн Златоуст, In adorationem venerandae crucis [Sp.], PG 62, 754D 449 Ср.: Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1280B 450 Акиндин в одном месте написал « τς ακνδυνου διανοας »; поскольку в те времена прописные буквы не употреблялись, вместо «мысли Акиндина» здесь можно было прочитать: «безопасная мысль» 451 Εσβιος — «благочестивый» 452 Ευτυχς — «благополучный» 453 Εδξιος — «благославный» 454 Ενμιος — «благозаконный» 455 Монашеское имя Акиндина — Григорий 456 Ср.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (V, 15), PG 91, 1128А 457 См.: прим. 643 458 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С 459 Там же, 43 (5, 39), PG 91, 1165В 460 Он же, Главы богословские и домостроительные 1, 1, PG 90, 1084А 461 Палама имеет в виду соответствующие главы «Амбигв» преп. Максима 462 Имеется в виду: Триады 3, 1, Χρστου, σ . 623—630 463 Афанасий Александрийский, О воплощении Бога Слова, 4, PG 28, 96А 464 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B 465 1 Изложение православной веры 3, 15 — PG 94, 1057В 466 Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне 467 Григорий Нисский, Liber de cognitione dei (­ Φεογνωσα ) (fragmenta ар. Euthymium Zigabenum, Panoplia dogmatica) [Sp.], PG130, 269D 468 Ср.: Иоанн Златоуст, De Eleazaro et Septem pueris, PG63, 526A; Триады, 3, 1, 14, Χρστου, τ.Α, σ . 628 469 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564C 470 Григорий Богослов, Слово 38, 12, PG 36, 324С; Слово 45, 632D

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

 Ср. у Максима Исповедника: «Как Бог Он двигал собственным человечеством, а как человек — являл Свое божество, по–божески, так сказать, имея страдать (ибо это [у Него] добровольно), потому что был Он не простым человеком, а по–человечески — чудотворить (ибо [делал это] посредством плоти), потому что являлся не голым Богом; так что страсти Его — чудесны, обновляемые естественной божественной силой Подвергшегося им, а чудеса — страдательны, совершаемые вместе [с божественной также и] естественной страстной силой плоти чудотворившего. Зная это, учитель говорит: «и наконец, не как Бог совершая божественное, — ибо не по–божески только, отдельно от плоти (ибо не пресущественен только), и не как человек — человеческое, ибо не просто по–человечески, отдельно от божества (ибо не только человек), но как ставший мужем Бог некоей новой богомужной энергией с нами жительствуя» (О недоумениях к Фоме, 5, PG 91, 1056AB (р. п.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). С. 33)). 74  Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 262 (р. п.: С. 263). 75  Там же. 76  Максим Исповедник. К Марину, PG 91, 200С. 77  Ин. 10, 30. 78  Т. е., и Тот, и Другой называются Богом. 79  В точности таких слов у св. Василия не находим, но близкие по смыслу — в Против Евномия, 2, PG 29, 640BC (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. М.: издательство «Паломник», 1993. С. 114). 80  Кирилл Александрийский. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, PG 75, 312C. 81  Т. е., учась, ученики делаются причастниками знаний, содержащихся в уме учителя, и через них как бы приобщаются самому его уму. 82  Т. е., борьба противоположностей относится к законам тварного естества, которые Бог превосходит, будучи, например, одновременно Светом и Мраком, Началом и Концом, Сущим и Несуществующим и т. п. 83  Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 3, 17, Expositio fidei//Kotter, В. (editor), Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2 (Series: Patristische Texte und Studien 12), Berlin, 1973, 61, 16–21 (p. и.: С. 177 (249)). 84

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

 Ин. 4, 24. 472  Ис. 11, 2. 473  Зах. 3, 9; 4, 10. 474  Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 63. PG 90, 672С. 475  Дан. 13, 42. 476  «των κεκληρομνων» — т. е., клириков. 477  Фил. 2, 21. 478  «Положения» здесь возможно понимать как в смысле «звания», «сана», так и — «утверждения». 479  Ср. 1 Сол. 2, 6. 480  Имеется в виду принцесса Ирина Хумнина (1291–1354/5), впоследствии в 1303–1307 гг. царица, супруга деспота Иоанна Палеолога. Затем по смерти мужа и пострижении в монашество с именем Евлогия она стала основательницей и игуменьей столичного монастыря Спаса–Человеколюбца. Духовная дочь св. Феолипта Филадельфийского, она была активной участницей паламитских споров, покровительницей антипаламитов и сторонницей Григория Акиндина. Интересно, что и в монашестве она продолжала именовать себя «царицей» (βασλισσα), что и вызывает здесь, очевидно, нарекания св. Григория. 481  Ср.: Сирах. 8, 2. В Славянской Библии это место — «μ ριζε μετ νθρωπου πλουσου, μποτε ντιστση σου την λκν» — переводится: «не тяжися с человеком богатым, да не когда отяготить ти меру», но в настоящем контексте предпочтительнее другие значения слов. 482  На самом деле Эфесский (Третий вселенский) Собор, бывший в 431 г., не мог принять Томос св. папы Льва, поскольку его понтификат приходился на 440–461 гг.. Вероятно, Палама имеет в виду догматическое послание, которое папа Лев послал в 449 г. Константинопольскому патриарху Флавиану и которое послужило основой для догматического определения Четвертого вселенского Собора. 483  Пс. 43, 5. 484  Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 200С. 485  Там же. PG 91, 96В; см. также: 201АВ. 486  Василий Великий. Против Евномия, 4, PG 29, 689С (р. п.: С. 161). В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» (αθυπστατος), как у Паламы, но «воипостасная» (νυπστατος). 487  Григорий Нисский. К Евномию, 1. PG 45, 369А. 488  Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 1, 9. Op. cit., 9, 2–6 (р. п.: С. 27(99)). 489 Мф. 22, 29. 490  Кирилл Александрийский. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 7. PG 75, 100AB. 491

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 2. С. 248 (р. п.: С. 249). 2 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 2, 11. С. 276 (р. п.: С. 277). 3 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 258—260 (р. п.: С. 259– 261). 4 Ср. у Максима Исповедника: «Как Бог Он двигал собственным человечеством, а как человек – являл Свое божество, по-божески, так сказать, имея страдать (ибо это [у Него] добровольно), потому что был Он не простым человеком, а по-человечески – чудотворить (ибо [делал это] посредством плоти), потому что являлся не голым Богом; так что страсти Его – чудесны, обновляемые естественной божественной силой Подвергшегося им, а чудеса – страдательны, совершаемые вместе [с божественной также и] естественной страстной силой плоти чудотворившего. Зная это, учитель говорит: «и наконец, не как Бог совершая божественное, – ибо не по-божески только, отдельно от плоти (ибо не пресущественен только), и не как человек – человеческое, ибо не просто по–человечески, отдельно от божества (ибо не только человек), но как ставший мужем Бог некоей новой богомужной энергией с нами жительствуя» (О недоумениях к Фоме, 5, PG 91,1056 AB (р. п.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). С. 33)). 5 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 262 (р. п.: С. 263). 6 Там же. 7 Максим Исповедник. К Марину, PG 91, 200С. 8 Т. е., и Тот, и Другой называются Богом. 9 В точности таких слов у св. Василия не находим, но близкие по смыслу – в Против Евномия, 2, PG 29, 640BC (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. M.: издательство «Паломник», 1993. С. 114). 10 Кирилл Александрийский. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, PG 75, 312C. 11 Т. е., учась, ученики делаются причастниками знаний, содержащихся в уме учителя, и через них как бы приобщаются самому его уму. 12 Т. е., борьба противоположностей относится к законам тварного естества, которые Бог превосходит, будучи, например, одновременно Светом и Мраком, Началом и Концом, Сущим и Несуществующим и т.п.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3132...

881 Е. Benz, Osmkirche Lichte der protestantischen Geschichtsschreibung von der Reformation bis zur Gegenwart. München, 1952, S. 181; Manuale, р. 298 и сл. 884 I. Hausherr, Les leçons d’un Le traité de l’Oraison d’Évagre le Pontique. Paris, 1960. 886 Септ. 1, 86, р. 123; ср.: Massimo Confessore, De carimame 1, 1//РG 90, 96а; ed. А. Ceresa-Gasmaldo, р. 50. 888 Там же, 10б col. 561b; Gregorio di Nazianzo, Ог. 16,9//РG 35, 945с; Evagrio, 1, 3//РG 40, 122d; Massimo Confessore, Атbigua//РG 91, 1088а. 893 Ср.: М. d’Herbigny, Ип Newman russe, ladimir Soloviev (1853–1900). Paris, 1911, р. 170; Вл. Соловьев, Великий спор и христианская политика//Собр. соч. Т. IV, с. 17 («Раболепство, косность и апатия, привязанность к преданию и старине вырождаются в замкнутость и застой». – Прим. пер). 897 (Прекрасно то, что радует взор. – Прим. пер.). G. Rudberg, Hellenismisches Schаиеп//Сlassica et Mediaevalia 5 (1942), р. 159–186; G. I (1933), р. 216–221; G. ρω//Там же. 5 (1954), р. 315–381. 905 Т. Špidlík, du J. Fedwick, of Caesarea: Chrismian, Humanist, Ascemic. Тогопто, 1981, р. 361–374. 911 Ср.: Varrone, De lingua lib. 6; Pauly-Wissowa, der klassischen Altertumswissenschaft, alla parola memplum. Zweite Reihe, 9. (1934), col. 480–485. 918 I. Haushrr, Τν θεωραν τατην...//Воlletino di Regina Mundi, n. 11, р. 10–17; Hésychasme ет рrière//ОСА 176. Roma, 1966, р. 247–253. 921 J. Dupont, Gnôsis. La religieuse dans les Epîmres de saint Paul. 2 е ed., Louvain; Paris, 1960; Р. Тн. Camelom, Gnose сhrétiеппе//DS VI (1967), col. 509–523; Н. Crouzel, Origène ет la туstiqие»//Desclée de Brouwer, 1961, р. 397 и сл. 922 Stromates III, 5, 44. Stählin II, S. 216–20; А. Мéнап, Emude sur les «Smromames» de Clémenm Paris, 1966, р. 421–488. 926 У псевдо-Плутарха (О музыке 27) θες; является корнем как для θεωρεν, так и для θατρον, поскольку изначальной целью театра было прославление богов. Эта ложная этимология была в ходу еще в XIV в. у Каллиста Катафигиота (De conmemplamiva 2, 19//РG 147, 836b, 859b). Наиболее весомое подтверждение теории Дионисия о θα или θεωρα, по-видимому, основано на этимологии, которую он предлагает для θες, θετης: θετης δε πντα θεωμνη πρνοια κα... πντα πηρθουσα (De divinis nominibus//PG З, 696с).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

  001     002    003