Свою любовь к ближним вообще и к русскому народу в особенности Достоевский изливал прежде всего на русское юношество, начиная с маленьких детей и кончая взрослыми молодыми людьми. Вторая персона его главной повести «Братья Карамазовы» был 13–14-летний мальчик Коля Красоткин, души котораго успела уже коснуться преступная рука озлобленнаго нигилиста и завистника Ракитина. По своей детской доверчивости Коля повторял его фразы атеистическаго характера, но высоко ценя нравственное начало жизни и русскую правдивость, этот мальчик не дал скверному нигилисту врости в свою душу, но как натура богато-одаренная, он носил в своем сердце зачатки высоких идеалов, ненавидел ложь и притворство, заступался за страдальцев и вообще за правду, и хотя он мог бы совсем пропасть, если бы не встретился с Алешой Карамазовым, но привязавшись к последнему всей силой своей молодой души, он начал быстро и глубоко усваивать его убеждения и, по-видимому, даже отказался от всех догматов нигилизма. Кроме того, этот живой и подвижной, как ртуть, юный подросток, являвший собою пример необыкновенно ранняго развития, был исполнен непосредственнаго глубокаго сострадания ко всем обиженным людям и даже к домашней собачке. Подобныя черты Достоевский указывал и в «Подростке» и в несколько напоминавшем такой тип мальчике Иволгине, а в раннейших его повестях – в «Маленьком Герое», а равно и в товарищах умиравшаго Ильюши, которых он всех объединил в комнатке последняго, сперва живого а потом умершаго. Вообще в изображении детей и подростков Достоевский превосходил самого себя в живости изложения и в поразительном реализме бытовых картин детской жизни. Кто любит детей и юношей, тот никогда не забудет таких страниц его последняго романа, как те, в которых описана смерть и погребение Ильюшечки и знаменитая «Речь у камня» Алеши Карамазова. Наш автор так любил эту зеленую молодежь, быть может главным образом потому, что в ея лице более сохранился чисто русский характер и русския убеждения, чем в людях зрелых и пожилых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Вико приводит след. определение феодистов: celui qui doit reconnaitre pour amis et pour ennemis tons les amis et les ennemis de son seigneur, благоволите сообщить сие при моем поклоне г-ну барону Розепкампфу и узнать, как это по-латыни выражалось. Есть похожее у Тацита, но я еще не приискал; также вы не изволили еще мне отметить, где именно в канонах запрещается десятина? В тех же святцах, при патр. Иосифе печ. о коих я прежде вам имел честь упоминать отмечено при Успенском посте или госпожинках, что он учрежден по древним еллинским и славянским уставам 77 к коим также отнести должно Радуницу и Дмитриеву субботу, как отечественные учреждение церкви. Ежели есть у г-на барона Валсамон 78 : то да благоволит он сообщить мне подлинную из пего выписку о празднике 23 июня, о коем упоминает Вениамин в своей Скрижали при толковании водосвятной песни Богородице. В этот день и при этом празднике смешиваются Веста, Купальница и пр. Ежели успею добиться до указателя В. Европы, не премину вам доставить; за ним ходит и Коченовский, которому па время поручена и кафедра Мерзлякова 79 . И от... конкурсов мало толку. С холерой прекращается и распря Моск, журналов: отстаются два соперника: Телеграф и Телескоп. И по ценс. уставу и по совести, я ничего не нахожу противного в ст. о проповедниках, из коих один так прекрасно высказал русскую правду в присутствии императрицы и двора Российского и напечатал с одобрение св. синода. Неужели цензор, вопреки уставу, даст ей особый толк? ведь она относится к известному времени; всякий прямо русский поблагодарит за обнародование сего гласа архипастырского, достойного быть опять повторенным и в Петрополе, где сперва слышан был со слезами. В этом участвует только одно мое сердце любящее родину, а не другая какая-либо страсть. И где лучше может и должно быть повторено сие воззвание как не в Отечеств. Зап., издаваемых под вашим отеческим надзором. Кстати, будут ли они продолжаться? Скоро ли увидим вашу летопись па белом свете и каталог Румянцевой библиотеки? Жалко, что труды Ермолаевы 80 сгибли и пропали с его кончиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Россия и Запад уже пришли к единству. Мы уже достигли истины. Но не можем ее понять, потому, что нам надо понять, что мы ДОЛЖНЫ стоять друг к другу спиной к спине. И именно это и есть наше лицом к лицу. То есть, надо понять это стояние спиной вперед, что оно - истинное, хотя и не правильное. И есть только один вариант понять это - понять самих себя в своем развороте. Не разворачиваться, ибо это исторически невозможно из-за проклятия грехопадения. А понять, сделать этот разворот в идее. Каждому в своей. Вот только тогда мы увидим правду друг друга как единый канон. Первую (русскую) и вторую (западную): канон. 20. Ответ на 18, ОСт: По-моему, это очевидно - претендовать на " научность " , используя в качестве " аргумента " определение " самоучка " , когда самоучками были и Шлиман, и Фарадей Самоучки в науке не сделали почти ничего, так, отдельные эксцессы. ))) У Фарадея одни " эксцессы " , так себе. 19. Ответ на 17, ОСт: Начитался Плейбоя... Да? Там про марксизм пишут? Ничего себе. Никогда в руках не держал, но слышал, что там другая тематика. А вон оно как, оказывается. ) О, перешёл на новый уровень - прикидывание дурачком. Плейбой выпускают специально для того, чтобы марксизмом не интересовались. Это обычная буржуазная практика. 18. Ответ на 16, Потомок: По-моему, это очевидно - претендовать на " научность " , используя в качестве " аргумента " определение " самоучка " , когда самоучками были и Шлиман, и Фарадей Самоучки в науке не сделали почти ничего, так, отдельные эксцессы. 17. Ответ на 15: Потомок: Начитался Плейбоя... Да? Там про марксизм пишут? Ничего себе. Никогда в руках не держал, но слышал, что там другая тематика. А вон оно как, оказывается. 16. Ответ на 13, Византиец: Интересное исследование, спасибо большое автору! Нас, к сожалению, не часто балуют такими глубокими публикациями, тем они дороже. Единственно, если это не нарушает авторских планов, хотелось бы в продолжении понять главную канву повествования, его предмет. Ведь это же не просто описание выдающегося труда А.Ф. Лосева и критический взгляд на марксизм, все это, надо полагать, прелюдия к чему-то более важному?

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/25/...

Будучи перенесено на русскую почву и оставшись тем же ярким светочем, что старчество в период расцвета монашеской жизни Востока, русское старчество, естественно, облеклось и в некоторые своеобразные формы, присущие по преимуществу только ему. Профессор Тареев, разбирая в своем труде историю религиозного сознания России, считает, что русскому человеку была как бы навязана и искусственно привита аскетичность Византии и Востока. Русский человек, по его мнению, совсем не таков, он должен выработать свои формы, свой народный уклад в принятии православия, создать в православии свое национальное лицо 52 . Будучи в корне несогласны с мнением профессора Тареева, мы хотим все-таки найти в них известную истину. Аскетизм не навязан русскому народу, так как не могло бы искусственно навязанное аскетическое настроение держаться в народе уже почти тысячелетие. Он по душе своей любит высокий подвиг, преклоняется перед ним до земли и если сам грешит, то, как говорит Достоевский, тем с большей силой любит святость. “Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле где-то, святой и высший, у того зато все правда, тот зато знает правду, значит, не умирает она на земле…” 53 . А истина слов Тареева заключается в том, что по природе своей русский человек радостен, и вот эту-то черту он и вкладывает в свою бессмертную веру — он вкладывает в нее радость; светлое упование, великую силу и утешение в жизни имеет он от своей веры. И для русского старчества характерна именно эта радостная настроенность, мудрование выше всего земного и даже наперекор земному. Силою своего огромного таланта Достоевский проник в эту тайну русского старчества, когда сказал Алеше Карамазову устами старца Зосимы: “Горе узришь великое, и в горе сем счастлив будешь. Вот тебе завет: в горе счастья ищи” 54 . Наряду с глубоким аскетическим деланием это качество русского старчества, — его радостный и как бы крылатый полет к Богу и людям — сделало то, что как никогда раньше и нигде в других краях, старчество русское близко народу и служит ему.

http://pravmir.ru/slovo-o-starchestve/

Синайская обитель, не смотря на отдаленность своего положения и на трудность пути к ней, наравне с Иерусалимом и Афоном, издавна служит притягательным пунктом для многих из наших паломников и особенно паломниц. Предприимчивые паломники, посещающие достопримечательные места и святыни Синайского монастыря, в большинстве случаев заявляют горячее желание поговеть и приобщиться Св. Таин в приделе Неопалимой купины. Так, как никто из старцев обители, имеющих священный сан, ни из наличных двух иеромонахов не знает русского языка, то, при исповеди грехов, приходилось по необходимости ограничиваться чтением одной разрешительной молитвы, тоже, на непонятном для исповедующихся, греческом языке, чем приводили наших паломников в смущение... О. Фотий, сознавая ненормальность такого порядка вещей в обители, решился приняться за изучение русского языка, потребность в котором он хорошо понимал и раньше, во время своей службы в Иерусалиме, но удовлетворить которой, за недосугам он не мог, чтобы потом взять на себя обязанности духовника для наших паломников. Свою решимость он осуществил с замечательною энергией и настойчивостью без учителя, руководясь в деле изучения русского языка лишь учебником по методе Олендорфа. Общение с нашими паломниками и необходимость помочь им в далекой пустыне были для него школою в живом разговорном языке. И нужно правду сказать, что о. Фотий в сравнительно короткое время, при существующих для него трудностях, далеко ушел в достижении намеченной им цели. К нашему приезду в обитель он уже понимал свободно русскую речь, мог вести несложный разговор на этом языке, читал по-славянски отчетливо и толково, а писал по-русски так правильно орфографически, что привел нас даже в изумление. Благодаря знанию русского языка, «батюшка о. Фотий» (так называли его наши паломники) сталь незаменимым человеком на Синае для наших паломников: чрез него они получали все необходимое для продовольствия их у обители, при его содействии, могли вступать в общение с братией монастыря, он их исповедовал, его устами они слышали понятное слово за богослужением, в сопровождении его некоторые из них посещали достопримечательные и священные места в окрестностях обители 8 , он снаряжал для них караван и заботился о всем необходимом в пути, добывая это из монастырских складов через о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Его всю жизнь беспокоил вопрос о возможности христианского общества, и он обличал ложь общества, которое лжеименно называло себя христианским. В его первичную интуицию духовного всеединства мира входит и осуществление социальной правды, создание совершенного общества. У Вл. Соловьева есть своя утопия, которую он называет свободной теократией. Он верил, что Царство Божие осуществляется и на земле, и искал этого осуществления. Лишь под конец жизни он разочаровался в теократии и возможности Царства Божьего на земле. Его теократия была настоящей религиозной утопией, построенной очень рационалистически по тройственной схеме царя, первосвященника и пророка. Наиболее интересно, что он утверждает профетическое начало в христианстве и профетическую функцию. В этом он наиболее русский. Он говорил, что, для того чтобы победить неправду социализма, нужно признать правду социализма и осуществить ее. Но Вл. Соловьев не был народником и, в отличие от других представителей русской мысли, он признает положительную миссию государства, требуя только, чтобы государство было подчинено христианским началам. Мечтой его было преображение всего космоса. Социальная проблема была ему подчинена. Его большой заслугой было обличение неправды национализма, когда в 80-е годы он у нас принял зоологические формы. Вл. Соловьев был представитель русского универсализма, и в более очищенной форме, чем близкий ему Достоевский. Очень русским и христианским был его протест против смертной казни, вследствие которого ему пришлось покинуть профессуру в университете. Но роль Вл. Соловьева в истории русских социальных идей и течений остается второстепенной. Он входит в русскую идею другими сторонами своего творчества, как самый замечательный представитель русской религиозной философии XIX в. Мы увидим, что личность Вл. Соловьева очень сложна и даже загадочна. Он, во всяком случае, всегда стремился к осуществлению христианской правды не только в жизни личной, но и в жизни общественной и резко восставал против дуализма, который признавал евангельскую мораль для личности, для общества же допускал мораль звереподобную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Тем не менее Фридриху удалось не только восстановить свою армию новыми рекрутскими наборами (перед началом сражения у Пальцига он имел 27 400 солдат при 56 орудиях, треть из которых потерял), но и увеличить её. Близ селения Кунерсдорф в Силезии (ныне Куновице на западе Польши), в 4 километрах на восток от города Франкфурт-на-Одере он сосредоточил 50 тысяч солдат при 172 орудиях. Ему противостояли здесь 58 тысяч русских солдат, с юга от Франкфурта, в 150 верстах - 65 тысяч австрийцев фельдмаршала Л. Й. фон Дауна, с запада, в 100 верстах - ещё 30 тысяч имперцев. «Фридрих решил выйти из этого несносного положения, атаковав всеми своими силами наиболее опасного врага, врага наиболее выдвинувшегося вперёд, наиболее храброго и искусного, притом не имевшего обычаем уклоняться от боя, короче говоря, русских». Баталия была открыта Фридрихом в 9 часов утра 1 августа. Фридрих обрушился всеми силами на русские позиции, попытавшись обойти их с тыла (как при Цорндорфе). «Но Салтыков не был Фермором: он немедленно повернул фронт кругом». Русская армия была глубоко эшелонирована, и Фридриху удалось сбить только первые две линии (захватив при этом 70 орудий и послав победную реляцию в Берлин, а с нею и 16 пушек). Но его атака вскоре захлебнулась. Прусская кавалерия, ведомая бароном Фридрихом Вильгельмом фон Зейдлицем, ринувшаяся на нерасстроенную русскую пехоту, разом полегла. Перейдя в сокрушительное контрнаступление, русские опрокинули армию Фридриха, а кавалерия Румянцева совершенно доконала пруссаков, «бежавших кто куда мог». Фридрих впал в отчаяние. В письме, написанном ним на следующий день к одному из друзей детства, он свидетельствует: «От армии в 48 000 у меня в эту минуту не остаётся и 3 000... Всё бежит, и у меня нет больше власти над войском.... Жестокое несчастье, и я его не переживу. Последствия битвы будут ещё хуже самой битвы: у меня нет больше никаких средств и, сказать правду, считаю всё потерянным. Я не переживу потери моего отечества. Прощай навсегда». Некий ротмистр Притвиц с 40 гусарами вывез короля с поля сражения.

http://ruskline.ru/opp/2015/avgust/11/us...

Кто подскажет, как вновь вернуть себе казавшееся незыблемым право манипулировать действительностью? Кто? Надо понудить Америку понять: а кто она есть? Ядерная держава, держащая за кадык поверженную родину «арийцев Азии», – или лакей язычников-синтоистов? Так уж сложилось в современном насквозь карьерном Мире, что внешней политикой правит Триумвират: Глава Государства, Глава МИДа, Пресс-секретарь МИДа. Да, с разной степенью ответственности и степенью участия. Но это так. Казалось бы, простая вещь – отключить свет в Посольстве. Но что будет в реальности? Логично предположить, что в ответ будет обесточено и наше Посольство в Токио. На это – и расчёт! Одновременно начнутся двусторонние терзания, что будет с карьерой людей? Все понимают, что такой нестандартный шаг прервёт карьеру дипломатов. И, видимо, надолго. А это, как ни странно на первый взгляд, имеет важнейшее значение в современном мире, где правят партократия и бюрократия. Всем понятно, каких усилий требует одно знание языков (русский, японский, английский). Но именно это составляет живую основу войны двух мировоззрений и двух вер. У меня нет достоверной информации, читает ли «Русскую Народную Линию» Владимир Путин . Я могу только надеяться, что читает. Но я точно знаю, что никакой синтоист-японец РНЛ не читает и не будет читать. И меня это не смущает. Я говорил, говорю и буду говорить Правду. А она простая. Демоны синтоизма рано или поздно сгинут. Есть только предвечный Господь Вседержитель, Пресвятая Троица. Враг уже разбит, и Победа уже за нами! Будь проклята синтоистская химера, выдумавшая «Северные территории»! Владимир Александрович Сурин , независимый эксперт-аналитик, Москва Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/19/ve...

Так что можно предложить взамен? " Не любите друг друга, ибо вы не от одного отца и не от одной матери " ? Конечно, не все из нас - от Ингигерды Олафовны. Но сколько же у каждого из нас Родин и Отечеств? А главное - что дальше? Ведь " вариант наоборот " в завещании предусмотрен: не нравится жить в любви и в мире, побеждая врагов, - начинай ненавидеть ближайших к себе, от своей же Родины и своего Отечества. " И сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших " . Не этот ли вариант мы и выбрали? Но если выбирали мы, то в чём виноват Ярослав? В том, что верил в наш разум - что у нас хватит ума сделать правильный выбор? Следовало придумать что-нибудь попроще и пожёстче - для наших умственных возможностей? Ну, он уже не придумает. Пусть думают живые. 3. ЯРОСЛАВОВА РАДОСТЬ Второй миф прокуроров нашей истории гласит: радостью Скупого были деньги. И так он их любил, что даже из уголовного кодекса сделал источник наживы. И вошла с тех пор в нашу мораль возможность откупиться от всякого преступления. И тут, конечно, можно возразить: а кто вам мешает пресечь такую " возможность " ? Да и была ли она когда-нибудь, по крайней мере, в нашей морали? Но дело в том, что мы опять имеем здесь дело не с истиной, а с мифом, у которого своя цель - опорочить законодательный разум наших предков. А заодно и нас. " Русскую правду " недолюбливал В.О.Ключевский, считавший безнравственным такой порядок, при котором " имущественная безопасность, неприкосновенность собственности обеспечивается личностью... Главное внимание Правды обращено на основные определения материального права... Поджог и конокрадство наказываются самой тяжкой карой, гораздо тяжелее, чем даже убийство. Значит, имущество ценится не дешевле, а дороже самого человека " . Василий Осипович как будто забыл, что нравственность в средние века обеспечивалась не уголовной ответственностью, а единой моралью (сегодня - наоборот: имей мораль какую хочешь, дело не в морали). Но понять его можно: как раз в его эпоху развивался капитализм, который ценил собственность и деньги заведомо дороже любого человека, что, естественно, оскорбляло нравственные (между прочим, как раз средневековые) чувства. Но у других критиков тема вызывает уже вполне определённую злобу именно в адрес " русского менталитета " .

http://pravoslavie.ru/analit/rusideo/yar...

Несмотря на столь суровый приговор, идеи Н. В.Калачова и К. С. Аксакова продолжали жить в историографии. Б. Д. Греков, изо всех сил старавшийся феодализировать древнерусское общество и развести его с родоплеменным строем, все же не решился оторвать изгоя от родовых корней и потому не исключал появления термина «изгой» в архаическом обществе для обозначения чужеродных элементов, принимаемых в родовые замкнутые группы. Однако изгойство «стало особенно развиваться в процессе распадения родовых союзов и в «Русскую Правду» попало, несомненно, тогда, когда род уже был известен только в отдельных пережитках. Изгой, по-видимому, и упомянут в «Русской Правде» в качестве одного из осколков давно разбитого родового строя». 530 Б. Д. Греков, конечно, не мог ограничиться данной аттестацией изгоя. «Если нет ничего невероятного в том, что изгои могли появиться в период разложения родового строя, – писал он, – то вполне очевидно, что они продолжали существовать и позднее; выходец из соседской общины, принятый в другую, может быть принятый с некоторыми ограничениями в правах, мог оставаться здесь под именем и на положении изгоя». 531 Легко заметить, что эти представлений об изгое Б. Д. Греков получил, соединив точки зрений В. Калачова и К. С. Аксакова. Но справедливости ради надо сказать, что то было не механическое соединение, а основанное на учете исторического развития института изгойства с выделением начальной и последующих ступеней его эволюции. Наше внимание сейчас привлекает раннее изгойство, связь которого с историей родовых отношений подтверждается новейшими научными изысканиями. По наблюдениям В. В. Колесова, изгой изначально – «отщепенец, лишенный рода насильно». Буквальный смысл слова «изгой», согласно В. В. Колесову, «лишенный жизненной силы рода, традиции, а значит и права на жизнь». 532 Не имеющий рода, родства, изгой стоял вне закона. 533 Он известен издавна, появившись еще в родовом обществе. 534 Надо полагать, что первоначально, в условиях господства родовых отношений, изгойство не имело широкого распространения, изгоями становились лица, изгнанные из родственных коллективов за особо тяжкие преступления (например, убийство родственника родственником, воровство у родичей, нарушение половых запретов), 535 выброшенные из общежития на произвол судьбы, т. е. лишенные мира. 536 Перед нами «полное отлучение от крова и пищи, aquae et ignis interdictio. В таком виде этот институт действует не только в праве античных народов, но и в праве китайцев перуанцев, индусов и разных других народов». 537 Изгой, лишенный мира, не имел мстителей, готовых вступиться за него. «Он может быть убит, и никто за его убийство ничем не воздаст убийце. Об этом даже не будет поднято вопроса». 538

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010