Участники секции «Методология уврачевания расколов, противодействие тоталитарным сектам и деструктивным религиозным движениям» выразили надежду на уврачевание раны, нанесенной Расколом XVII века, и приветствовали тех старообрядцев, которые ищут и чают церковного единства, исцеляя церковное разделение прежде всего в самих себе. Участники секции со скорбью констатировали неприязнь многих наших братьев старообрядцев к Святой Церкви и изменение в вероучении некоторых старообрядческих согласий, вплоть до появления положений, несовместимых с православной догматикой. Участники Съезда полагают необходимым актуализировать в нынешней церковной жизни постановления Освященных Соборов 1971, 1988 и 2004 гг. о равночестности старых обрядов и возможности более широкого использования дониконовской богослужебной традиции в практике Святой Церкви. Съезд выражает поддержку всем чадам Русской Православной Церкви, придерживающимся дореформенных богослужебных чинов — прихожанам старообрядных приходов нашей Церкви. Съезд приветствует создание новых старообрядных приходов в епархиях Русской Православной Церкви. Участники Съезда присоединяются к призыву Святейшего Патриарха Кирилла: «Мы должны приложить серьезные усилия к тому, чтобы старообрядцы стали нашими друзьями. И уж ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они стали нашими врагами». В отношении уврачевания расколов на территории Украины следует широко взаимодействовать с Миссионерским отделом Священного Синода Украинской Православной Церкви, который призван учитывать особенности политической и религиозной ситуации, сложившейся в современных условиях на канонической территории Московского Патриархата. Участники Съезда озабочены некоторой степенью разобщенности апологетов и сектоведов, а также недостаточностью стратегической и тактической координации, которую должен осуществлять Синодальный Миссионерский отдел. Ввиду этого рекомендуется: - Синодальному миссионерскому отделу организовывать региональные (например, в рамках федеральных округов) религиоведческие апологетические конференции, на которых апологеты и ученые могли бы выработать стратегию и тактику служения. Результаты работы этих конференций должны лечь в основу документов, рассматриваемых потом на миссионерском съезде. На таких конференциях должно учитывать и обсуждать не только проблемы миссии, но и проблемы воцерковления бывших членов сектантских организаций, собирать положительный опыт в этой области и применять его.

http://azbyka.ru/katehizacija/itogovyj-d...

7. Рекомендовать епархиальным и викарным архиереям тех епархий Русской Православной Церкви, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы, активнее участвовать в богослужебной жизни таковых. Полноценного воссоединение старообрядческих согласий с Русской Церковью никогда не случится, если в ее лоне не будет полнокровно развиваться жизнь единоверческих приходов. Если епархиальные архиереи осознают важнейшее миссионерское значение единоверия и будут не препятствовать (как нередко бывало прежде), а содействовать организации старообрядческих (единоверческих) общин в лоне Русской Православной Церкви, то, глядя на этот положительный пример, многие старообрядцы поймут, что можно оставаться старовером, но не разрывать церковного единства. Скорее всего, представленный документ еще будет корректироваться, но и в своем нынешнем виде он уже войдет в историю. Как один из первых шагов к «исцелению любовью» той застарелой раны, которая, в силу привычки, уже не столь мучительна, но оттого не менее опасна для полнокровной церковной жизни. Рейтинг: 7.2 Голосов: 20 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Вера 20 сентября 2013, 04:17 А как будет с текстом Символа Веры? Мария 19 сентября 2013, 22:09 Спасибо за интересный и важный материал. Большая просьба к редакции " Православия. ру " изыскать возможность для публикации серии материалов, посвященных Расколу, и содержащих компетентную современную оценку разных его сторон (конкретно-исторической,догматической и др.), а также историографических позиций по этому вопросу. Для преподавателей эта тема - настоящее " минное поле " . Если руководствоваться только учебниками (Тальберга,Петрушенко и др.) ясно, что не хватает современного взгляда, современных акцентов. Пункт 6-ой особенно интересный. Большинство моих знакомых крещено кроплением или через обливание. И что делать? Ирина 19 сентября 2013, 20:52 Поясните, пожалуйста, значит ли это, что я могу своих близких-староверов вписывать наконец в записки на Литургии? Заранее благодарна.

http://pravoslavie.ru/64228.html

Заключение Митрополит Елевферий в своих письмах к М. Антонию, в которых он основательно изобличает догматические заблуждения его катехизиса и статьи: «Догмат искупления», хорошо вскрыл и заблуждения рассмотренного нами сочинения о. Тарасия. В заключении своего критического исследования сочинения о. Тарасия М. Елевферий пишет: «Недоумеваю, как могло это сочинение быть пропущено советом Академии, как кандидатское... Я не знал, что иером. Тарасий происходил из старообрядческой семьи и, быть может безпоповчинской. Еще могу допустить, что в нем самом еще сохранились, к сожалению, остатки традиционного воспитания в оторванности от Церкви, без приобщения Свв. Таин Христовых, Голгофской жертвы и отобразились в совершенно безосновательном взгляде в сочинении. Но зачем же теперь было перепечатывать эту неправославную книжицу и питать сю для духовной смерти «малых сих», не могущих разобраться в догматике – где правда и заблуждение?» Мы вполне присоединяемся к этим недоумениям М. Елевферия, обращая внимание наших читателей, как и Высшей Власти Русской Православной Церкви на тяжкие заблуждения и сочинения о. Тарасия, в особенности – на первое и последнее из отмеченных нами, которые являются прямо еретическими. Если Господь дарует нам великую Свою милость и настанет время возрождении России, то необходимо учредить при св. Синоде Русской церкви цензурный комитет, в состав коего должны войти те из ученых богословов, которые отличаются церковной жизнью и особенною преданностию православной вере. цель этого комитета должна будет состоять в том, чтобы он, а не совет профессоров высших духовных школ, выносил свое решение о присуждении ученых богословских степеней, начиная с кандидатской. Нужно всегда помнить, что за неверия Господь так тяжко наказал Россию. Но распространению этого неверия, к сожалению, не мало содействовала и Высшая Власть Русской Церкви тем, что не имела надлежащего контроля над богословскими трудами. В силу этого, сочинения, подобные рассмотренному нами, печатались без особых цензурных препятствий и даже с присвоением их авторам ученых богословских степеней, на соблазн верующим и на погибель нашей Родины. Не будем же повторять прежних роковых ошибок. Читать далее Источник: Искажение православной истины в русской богословской мысли/Архиепископ Серафим (Соболев). - София, 1943. - 348 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Старообрядцы обратили серьезное внимание на граммофонные пластинки с церковным пением: они увидели в них учебное пособие для ознакомления с образцовым церковным пением, а не только материал для развлечения, как это было в синодальной Церкви, о чем мы расскажем после. Производство граммофонных пластинок с церковным пением старообрядческих хоров находится, по-видимому, в тесной связи с дарованной императором Николаем II в 1905 г. свободой вероисповеданий и в связи с этим – прекращением преследований старообрядчества. Это дало возможность не только возникнуть старообрядческой церковной прессе, но и систематически и открыть культивировать принятое по преданию церковное пение. В Москве был основан журнал «Старообрядческая мысль», к которому в 1910 г. давалось самостоятельное приложение «Знаменное пение», посвященное специально вопросам богослужебного пения, его нотации, эстетике и технике. В журнале «Старообрядческая мысль» за 1910 г. начиная 6 некий старообрядец-предприниматель Никифор Дмитриевич Зенин из г. Егорьевска Рязанской губернии стал помещать объявления о продаже им «граммофонных пластинок с записями духовного старообрядческого хора А.И. Морозова», с перечислением напетых на этих пластинках песнопений 940 . Особенно заслуживает внимание то, что среди пластинок с песнопениями знаменного роспева имеются пластинки с песнопениями демественными и с некоторыми песнопениями болгарского роспева 941 . К большому сожалению, мне никак не удалось получить хотя бы магнитофонной копии таких пластинок: по-видимому, их теперь уже невозможно найти – об этом будет сказано немного ниже. Граммофонные пластинки с богослужебным пением старообрядцев представляют для историка богослужебного пения Русской Православной Церкви громадную ценность: по ним можно проследить, как исполнялись песнопения, фиксированные безлинейной (столповой или демественной) нотацией, – конечно, если знать, по каким безлинейным записям исполнялось фиксированное на пластинке пение. Но именно это представляется теперь, после всех бывших с 1910 г. политических бурь, почти что совершенно безнадежным. Для историка русского богослужебного пения, для литургического музыковеда такие пластинки (и магнитофонные записи) представляют значительно больший интерес, нежели пластинки с обычным, «концертным» русским хоровым церковным пением, по фактуре не отличающимся от светского хорового пения, нередко противоречащего богослужебным требованиям и литургической логике.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение результатами состоявшегося визита, который засвидетельствовал традиционные добрые взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии. 3. Считать полезным дальнейшее развитие двусторонних связей между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии для укрепления межхристианского сотрудничества в церковно-общественном, миротворческом и социальном служении.   ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о первом заседании Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, состоявшемся 28 июня 2005 года, и об одобренном на этом заседании проекте Положения о Комиссии. Справка: Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством создана на основании определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (3—8 октября 2004 года) «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви». Состав комиссии определен Священным Синодом (Журнал от 20 апреля 2005 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Утвердить положение о Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. 3. Правящим  Преосвященным  предоставить запрашиваемые Комиссией сведения о существующих в епархиях единоверческих приходах и их состоянии,  а также об опыте взаимодействия  со старообрядческими согласиями.   ЖУРНАЛ  СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о динамике развития отношений с Римско-Католической Церковью. Справка: 24 апреля 2005 года делегация Московского Патриархата во главе с председателем Отдела внешних, церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом присутствовала на торжествах по случаю начала понтификата Папы Римского Бенедикта XVI. В состав делегации также входили управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан и исполняющий обязанности секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов.

http://pravoslavie.ru/14080.html

В статье представлен отчет о деятельности научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества «Диалог», действующего при Костромской духовной семинарии, за 2020–2023 гг. Как отмечают авторы, в НИЦ «Диалог» ведется работа по преодолению мифологизированного представления о старообрядцах, а его главной задачей является ведение конструктивного диалога со староверами. Бочков П. В ., свящ . Домой и обратно домой. Заметки к книге старообрядца часовенного согласия Д. Т. Зайцева//Старообрядчество. 2023. Т. 1. 2. С. 98-116. В своей статье свящ. Павел Бочков рассматривает различные наблюдения, сюжеты и оценки, которые содержатся в книге воспоминаний Д. Т. Зайцева, старообрядца-беспоповца часовенного согласия, родившегося и выросшего в Южной Америке в среде русской старообрядческой эмиграции. Автор статьи отмечает, что воспоминания Д. Т. Зайцева являются не только практически единственным современным литературным произведением, написанным представителем старообрядцев-часовенных, но и явлением русской житийной литературы, написанным ярким диалектным языком. Кроме того, разумеется, книга содержит много ценных сведений о жизни и особенностях культуры южноамериканских старообрядцев часовенного согласия. Бочков П. В., свящ., Жигалов М. И . Рейтинг семинарских журналов. Попытка оценки научных периодических изданий духовных семинарий Русской Православной Церкви на основании опыта изучения их публикаций по проблематике старообрядчества//Ипатьевский вестник. 2023. 3. С. 139–191. В статье представлен анализ научных журналов, изданных духовными семинариями Русской Православной Церкви в 2020–2022 гг., в которых были опубликованы работы по истории, культуре и современному состоянию старообрядчества. Как отмечают авторы, целью анализа является стимулирование интереса к теме старообрядчества среди церковных исследователей. Бытко С. С . «Поступили на склад новыя книги...»: о торговле кириллическими книгами в начале XX века (по материалам рекламы в старообрядческой и единоверческой печати)//Старообрядчество. 2023. Т. 1. 2. С. 49–77.

http://bogoslov.ru/article/6194930

Фактически воскресные и праздничные дни были единственной возможностью для рабочих вырваться из своего заводского мирка. «Пьяный богомольный быт» 375 рабочих казарм, безрадостность будней, физическая усталость – все это должно было смягчаться в разумных развлечениях праздничных дней. Проведению времени в кабаках, драках и бесцельному шатанию интеллигенция и духовенство противопоставляли народные читальни, театры, общеобразовательные лекции, духовно-нравственные чтения и чайные. Церковное восприятие проблемы воскресного отдыха нашло отражение в определении Святейшего Синода от 23–30 июня 1904 г., которое было направлено на «истолкование для народа истинного смысла и нравственного значения» закона о праздничных днях. Рабочее население страны, проводившее свободное время в пьянстве и разгуле, призывалось к достойному отдыху. Ответственность за благопристойное времяпрепровождение воскресных дней православного населения страны возлагалась на духовенство: пастыри должны были «разъяснить народу истинный смысл праздничного покоя и научить народ пользоваться этим покоем по-христиански» 376 . Праздничный отдых на предприятиях, основанных благодаря иностранному капиталу, также входил в сферу заботы Православной Церкви. Развитие промышленности на территории Российской империи проходило при активном участии иностранных граждан: немцев, французов, швейцарцев, англичан. Москва же была «главным центром скопления иностранцев» 377 . Крупнейшими производствами с участием иностранного капитала в области машиностроительной и металлообрабатывающей были: Товарищество Московского металлического завода (4 500 рабочих), завод Бромлей (1 500 рабочих); в текстильной промышленности – мануфактура Эмиль Циндель (2 500 рабочих), фабрика Гюбнера (1 650 рабочих), Рабенека, Кноппа 378 . Иностранцы, рассматривавшиеся государственной властью как лица, «стоящие вне духовной связи с государством» 379 , должны были предоставлять выходные дни рабочим в соответствии с православными праздниками 380 . Инославные фабриканты также были обязаны подчиняться особым указаниям Святейшего Синода об освобождении рабочих для участия в литургии в случае чрезвычайных ситуаций с сохранением им дневной платы 381 . Инославное руководство, как правило, поддерживало просветительские инициативы православного духовенства (религиозные чтения и воскресные школы) в рамках разумного проведения досуга, выделяя для их реализации средства и помещения. Особенности церковно-приходской жизни на старообрядческих фабриках

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Тяжелые десятилетия В.Н. Татищев был человек просвещенный и весьма широких взглядов, и как таковой, совсем не сочувствовал преследованиям старообрядцев; но он, в то же время, был честный и исполнительный представитель власти на Урале и, получая распоряжения из Петербурга, начал с помощью представителей Тобольской епархии, в которую входил и Урал, принимать меры для подрыва деятельности старообрядческих проповедников и закрытия их скитов. Видя, что Татищев снова затеял преследование раскольников, группа ведущих уральских старообрядческих технократов и предпринимателей подала в сентябре 1735 г. прошение на имя императрицы Анны Иоанновны с просьбой, чтобы уральским старообрядцам были определены священники государственной православной церкви, которым было бы позволено отправлять службы по старым, дониконовским книгам. За многочисленных уральских старообрядцев челобитная была подписана тремя ведущими местными приказчиками-технократами – Родионом Набатовым от Осокинских заводов и Григорием Сидоровым, и Григорием Осиповым от Демидовских; кроме них это обращение к государыне было подписано крупнейшим екатеринбургским капиталистом-предпринимателем Иваном Осеневым 2186 . Необходимо отметить, что все подписавшиеся были даже не поповцами, а представителями довольно радикального крыла " раскола» – беспоповцами поморского толка. Можно предполагать поэтому, что в случае согласия правительства дать им священников, подчиненных иерархии церкви, для церковных служб по старым книгам, поповцы (которые в отличие от беспоповцев всегда признавали правильность апостольской преемственности и рукоположений клира православной церкви), тоже примкнули бы к инициаторам челобитной. Это обозначало бы примирение одной из самых влиятельных групп старообрядцев с иерархией русской церкви, что позже, при Екатерине II, и было частично проведено под названием единоверия 2187 . К сожалению, в 1735 г. правительство Анны Иоанновны, бывшее под руководством Бирона и состоявшее в большинстве из немцев, не было в состоянии понять всей важности инициативы уральских старообрядцев. Синод, в котором в это время великороссов совсем не было, в свою очередь, не понимал ни сущности причин откола старообрядцев от церкви, ни важности их возвращения в лоно ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Нельзя при этом умолчать о богослужебном пении старообрядцев, но это требует специального, отдельного исследования, охватывающего и вопрос бытия русского старообрядчества в новых создавшихся условиях. Старообрядческие общины разных старообрядческих согласий и с разными богослужебно-певческими традициями имелись вне СССР в Прибалтийских государствах, в Америке (некрасовцы, переселившиеся в первом десятилетии второй половины XX в. в США), в Турции, в Австралии, на Дальнем Востоке. Они оставались совершенно в стороне от внимания не только деятелей в области церковного пения, но и ученых-исследователей. Все, интересующиеся пением Русской Православной Церкви, сосредотачивались исключительно на хоровом пении по светскому образцу. Расселение русских эмигрантов по славянским государствам на Балканах, в Болгарии и Югославии оказалось не без влияния на хоровое церковное пение Православных Болгарской и Сербской Церквей именно благодаря общему богослужебному языку (хотя и с некоторыми местными национальными особенностями) и тому же строю богослужения. Через эмигрантские хоры и напетые ими (особенно после Второй мировой войны) граммофонные пластинки это влияние не всегда было благотворным для действительно богослужебного пения этих национальных Церквей, о чем было выше упомянуто. После Второй мировой войны, и особенно после короткого перерыва в преследованиях Церкви и религии в СССР, на Запад стали проникать отрывочные известия о возобновлении изучения симиографии и истории русского церковного пения (в рамках общей истории музыки), и были даже изданы пластинки с церковными песнопениями, напетые разными, правда, очень немногими хорами. Все эти факты дают нам основание утверждать, то историческое развитие и вообще исторический путь богослужебного пения Русской Православной Церкви не закончился еще, что этот неотъемлемый элемент православного богослужения продолжает жить в разных частях Православной Церкви, в которых богослужение совершается на церковнославянском языке Русской Православной Церкви, без различия юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Состоялся прием по случаю пятой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 31 января 2014 г. 20:45 31 января 2014 года, накануне пятой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный прием. Перед началом приема в Сергиевском зале соборного храма гости поздравили Предстоятеля Русской Православной Церкви. Его Святейшество приветствовали председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко , министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев, министр культуры РФ В.Р. Мединский, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко , первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин , заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, лидеры российских политических партий Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский и С.М. Миронов. Предстоятеля Русской Церкви поздравили представители Администрации Президента и Правительства РФ, полномочные представители Президента в федеральных округах РФ, главы российских регионов, послы ряда государств стран СНГ и дальнего зарубежья, представители общественных организаций, деятели науки и культуры, благотворители, руководители СМИ и светские журналисты, освещающие деятельность Святейшего Патриарха Кирилла. В числе приветствовавших Святейшего Владыку были представители Русской Православной Старообрядческой Церкви, Римско-Католической Церкви, других христианских конфессий, мусульманских и иудейских общин и объединений. На торжественном вечере в Храме Христа Спасителя присутствовали постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, иерархи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, сотрудники Московской Патриархии .

http://patriarchia.ru/db/text/3549238.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010