Показательно назывался и Манифест от 29 апреля 1881 г.– «О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России» 495 . Обращение к этимологии древнерусского слова «Право» показывает, что его смысловое значение характерно именно для русской духовной культуры, поскольку в языке откладывается исторически наиболее устойчивое значение слов. Этимология позволяет нам понять, какой исходный смысл вкладывался русским народом в понятие «Право». В семантическом ряду значений слова «Право» имеется антоним «левого», обозначение правой и левой стороны. К концу XX века термин «левый» сведен в сознании людей лишь к стороне местоположения. Немногие отдают себе отчет в том, насколько курьезно перепутано содержание понятий «правый» и «левый» в современной России. В главе 25 Евангелия от Матфея читаем: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей... И соберутся пред ним все народы; Он отделит одних от других как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира...» ( Мф. 25:31–34 ). Таким образом, православное учение вытекает не из «левого», но из «правого» духа – христианского. Что касается «левых», то таковыми называли тех, кто противится Богу, которым сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его...» ( Мф.25:41 ). Отсюда понятен тот богоборческий мотив идеологов русских революций начала XX в., которые сами себя называли «левым движением». На Руси слово «левый» обрело значение «нечестный, лукавый, противозаконный», а слово «правый»«правильный, праведный, правомерный, справедливый, прямой». Термин «левый» употреблялся как символ вызова Богу. В философском плане и либерализм, и марксизм – левые течения, сосредоточенные на земной жизни и исходящие из автономности личности по отношению к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

- предлагать, участвовать в обсуждении, разработке осуществлении информационных, образовательных и воспитательных программ, имеющих экологическую составляющую. чтец Василий 12 декабря 2012г. 03:03 + Господи благослови + Боюсь, что Церковь начинает увлекаться не свойственными Ей занятиями. Она должна спасать души людей, а не погрязать в мирских заботах. Призывание помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, на должное пользование природными ресурсами, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды и на духовные чаяния жителей городов, напоминает магические заклинание колдунов и знахарок. Христос Спаситель говорит: " Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы " (Матф.6:31-34). Православную Церковь саму можно вполне справедливо упрекнуть в неэкологичности и небезопасности. Недавно главный санитарный врач России Геннадий Онищенко указал, что в православных храмах большая скученность, духота - благоприятная среда для распространения инфекций и эпидемий - люди причащаются из одной чаши с одной лжицы, при запивке не меняется посуда, вкушаются просфоры, из которых вынимаются частицы нестерильными руками священников, и т.д. Можно придраться и к к тому, что дым от ладана, угольных таблеток, свечей и лампадного масла далеко не безвреден. Ещё больше претензий может быть к многочасовому стоянию в храме, из-за которого происходит отёк ног, приводящий к тяжелейшим заболеваниям. Если нанесение вреда экологии признать тяжким грехом, то нужно признать грехом пользование автотранспортом, электричеством, всеми плодами цивилизации, и даже то, что мы дышим и едим - людоедская философия. сергей, Санкт-Петербург 01 февраля 2013г. 02:30

http://bogoslov.ru/article/2603331

Предстоя перед Пастыреначальником Господом нашим Иисусом Христом на пороге нового своего церковного послушания, в глубине души слышу божественные слова, некогда сказанные пророку Исаии: «Ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя; не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10). В эти священные для меня минуты благоговейно молю великого угодника Божия, тайнозрителя Святой Троицы преподобного Александра Свирского, святого огромного края Присвирья, монастырям и приходам которого я искренне служил 20 лет, быть мне молитвенником и помощником в моем новом церковном послушании. Земно кланяюсь Вам, Святейший Владыка Ангелу Церкви всея Руси, благодарю Вас за то, что Вы оказали мне огромное доверие и честь служить в архиерейском сане. Заверяю Вас, Ваше Святейшество, что с Божией помощью и под Вашим Первосвятительским руководством буду усердно трудиться в новом послушании, делая все возможное, чтобы мудрые и жизненно необходимые решения Архиерейских Соборов Русской Православной церкви и лично Вашего Святейшества претворялись в жизнь. Выражаю свою особую сыновнюю благодарность Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины , святителю, поддержавшему меня во время моего духовного становления в молодые годы. Безмерно благодарен Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому , моему правящему архиерею, за его отеческую любовь и достойный пример самоотверженного служения Церкви. Я искренне благодарю всех, кто на протяжении многих лет был причастен к моему священническому служению, оказывая помощь и дружескую поддержку. В заключение прошу Вас, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, помолиться обо мне в минуты моей личной Пятидесятницы, чтобы Господь ниспослал мне обильные дары Святого Духа. Да будет архиерейство мое благоуспешным для Церкви Христовой, Отечества нашего и спасительным для меня и моей паствы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/1640540.ht...

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Богородицу нашу Владычицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми призывая, сами себя и друг друга и все житие наше Христу Богу предадим. Народ: – Тебе, Господи. Священник: – Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови достояние Твое, полноту Церкви Твоей сохрани любящих благолепие дома Твоего, и прославь их Божественною Твоею Силою и не оставь нас, уповающих на Тебя. Ибо Твоя держава и Твое царство, и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа теперь и всегда и во веки веков. Народ: – Аминь. Поется 2-й антифон. ( Пс. 145 , ст. 1,2,5,10.) Хвали, душа моя, Господа. Малая ектения Священник: – Даровавший нам общие и согласные молитвы, обещавший двоим или троим, согласившимся во Имя Твое, исполнять прошения, Сам и ныне исполни прошения тружеников Твоих, доставляя нам и в настоящем веке разумение жить по правде и в будущем жизнь вечную даруя. Ибо Ты благой и человеколюбивый Бог и тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу теперь и всегда и во веки веков. Аминь. Народ: – Во царствии твоем помяни нас, Господи. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Малый вход Диакон: – Господу помолимся. Народ: – Господи, помилуй. Священник: – Владыко, Господи Боже наш, уставивший на небесах сонмы ангелов и архангелов и служение Твоей славе. Да будет со входом нашим вход святых ангелов – сослужащих нам и сославословящих Твою благодать. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу теперь и всегда и во веки веков. Народ: – Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Меня всегда удивляло, почему в Церкви, по крайней мере, в русской, столь непоследовательно относятся к таким явлениям, как употребление спиртного и курение. Если многие православные, даже из числа духовенства, считают вполне естественным на праздник или по какому-то еще «уважительному» поводу немного «перебрать», то курение в их сознании относится к чему-то табуированному. Хотя, если разобраться, чем одно лучше другого? И то, и другое губительно для здоровья, но алкоголь при этом еще и помрачает ум, что может привести к непоправимым последствиям – от автокатастрофы до катастрофы нравственной, не случайно апостол Павел писал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф.5:8 ). Чем же курение может быть хуже? Обычно православные вспоминают известную присказку: «Курить – бесу кадить». В этих словах есть доля правды. Собственно каждение, которое совершается в православном храме, тоже именуется «курением» – курением фимиама или ладана. Помните у Высоцкого: «Дьяки курят ладан»? И в Библии слово «курение» употребляется исключительно в религиозном значении: «Вот я строю дом имени Господа Бога моего, – пишет царь Соломон, – для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение» ( 2Пар.2:4 ). Или в другом месте: «И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом» ( 3Цар.9:25 ). Еще задолго до Соломона и храмового богослужения люди, принося Богу жертвы, верили, что сам дым этих жертв приятен Богу: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» ( Быт.8:20-21 ). Но традиция приносить жертвы и воскурять благовония существовала не только среди народа Божия, соседние народы делали то же самое и для своих богов: «Произнесу над ними суды Мои, – говорит Господь, – за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих» ( Иер.1:16 ).

http://azbyka.ru/kurit-besu-kadit

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Солнце мира духовного. Опубликовано: 26 марта 2023 Солнце мира духовного «Многие ныне и много говорят и пишут о просвещении, образовании, воспитании, всеобщем обучении, о распространении научных знаний среди народных масс. «Побольше света, побольше знания, в знании – сила, в образовании – свобода!» Такие восклицания вместе с другими громкими словами: прогресс, культура, цивилизация – можно слышать и в устных беседах, и читать на страницах печати. Действительно, что же можно сказать вопреки таким добрым пожеланиям и заботам? Разве можно возражать против не-обходимости света вообще? Кто станет защищать тьму и мрак? Разве слепец только? Света ищут все. К свету стремится всякое живое и живущее существо – человек, животное и всякое растение. Лишь только родится младенец, он уже, хотя и бессознательно, но инстинктом стремится поворотиться к свету. Растение чуть из земли выйдет, уже наклоняется к свету – к солнцу. В свете заключается для всех тварей жизнь и теплота. Поэтому все давно согласны в том, что свет есть жизнь для творений Божиих, а мрак – смерть. Таковы условия жизни физического мира. Не то же ли надо сказать и о духовной жизни? Говорим, конечно, тем, кто не отрицает существования духа и духовной жизни. Есть солнце мира физического, освещающее и со-гревающее нашу землю и обитателей ее. Есть и Солнце мира духовного, нравственного, освещающее наш духовный, внутренний мир лучами божественного света и согревающее благодатью души разумных творений. Бог, повелевший, по слову Апостола, в начале мира из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (2 Кор. 4, 6), то есть наш внутренний мир. Яви-лось в мире Солнце Правды – Христос – образ Бога невидимого, из недр Самого Отца (Кол. 1, 15; Ин. 1, 18). Через Христа Иисуса, Сына Божия воплотившегося, воссиял в духовном мире человечества Божий Свет, тот Свет, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Христос является в мире как Свет истинный, Который Сам о Себе сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Апостол Иоанн, возвещая о Нем, прибавляет: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/830-...

Самый очевидный и наиболее зловещий признак последних времен некоторые видят в пороке наркомании. Употребление наркотиков – это кратчайший из всех возможных путей в преисподнюю. Боже Всемогущий, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого! Насыти народ православный ведением Истины, утоли его духовную жажду Богопознания, даруй покаяние людям Твоим и избави от недуга винопития и наркомании всех мучимых этими злыми страстями! За одержимых винопитием молятся преимущественно святому мученику Вонифатию. А духовное вразумление преподаст нам великий в воздержании, умудренный в подвиге поста и молитвы преподобный Сергий Радонежский, покровитель учащегося юношества. Нет православного русского храма, в котором не обретался бы его святой образ. С иконы на нас взирает седовласый старец в темном монашеском одеянии. Лик Преподобного носит зримые следы подвижнической жизни: взгляд обращен в глубины собственного сердца, уста сомкнуты. Ни единое праздное слово никогда не посягало на непрестанную сердечную молитву – таинственное собеседование с Богом. Многотрудное тело Старца, не знавшее ни праздности, ни неги, высушено многолетним воздержанием. Речь Игумена Земли Русской дышит благодатью Святого Духа: “Братие, не отягощайте сердец ваших объедением и пьянством, дабы не подпасть под власть диаволу; род же сей изгоняется лишь молитвой и постом. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, которую даст вам Сын Человеческий – Плоть и Кровь Свою. Он есть Хлеб жизни: приходящий к Нему не будет алкать, и верующий в Него не будет жаждать никогда. Земная пища не приближает нас к Богу, но Он сотворил ее, дабы верные вкушали с благодарением. Ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается пища молитвою. Царствие Божие – не пища и питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе. Итак, не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или: “что пить?” или: “во что одеться?”. Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Небесного и правды Его, и это все приложится вам”.

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

« Симон, Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу » (Лк. 22:31). Это он, сатана, и сделал, и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись единой, истинной веры и Церкви: « едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех » (Еф. 4:5—6). А для этого борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью. Будем все всегда помнить и сознательно исповедовать Символ святой Православной веры, будем в Боге и с Богом. Мы с вами, дорогие мои, — чада Святой Православной Церкви не по праву нашему, но по любви Божией к нам. И любовь эта безгранична, она не зависит от времени, но всегда имеет силу. И любовь эта сохранит нас во все дни до скончания века. Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь. Преподобный Серафим Саровский Возлюбленные мои, други наши, ныне Православная Церковь вспоминает день кончины дивного угодника Божия, покровителя и молитвенника земли Русской, отца нашего Серафима Саровского. Краткое житие его почти всем вам известно. Сейчас же Божиим благословением к нам приходят книги о преподобном старце, изданные большим тиражом. Их читали некогда наши бабушки и дедушки и даже, может быть, наши родители, и эти книги поддерживали в них живое горение любви к дивному угоднику Божию, повествуя о подвигах и наставлениях преподобного Серафима. А теперь и мы с вами имеем такую радостную возможность — подробно узнать его житие и руководствоваться его наставлениями на пути к Богу. 158 лет назад отошел в мир иной великий подвижник, перейдя от великих трудов к великой радости вечной, дерзновенно молясь Святой Троице за многострадальную Русь. Он ушел, но опыт его жизни, его советы и любовь остались с нами, и сегодня я хочу воспроизвести беседу старца с тем, кто, как и мы с вами теперь, искал пути спасения. Преподобный Серафим Саровский живою любовью к людям подобен ключу, который забил чистою струею из глубины темного леса, разлился в реку и, неся в море неиссякающие волны свои, поит миллионы людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Скандалы мертвого сезона ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СКАНДАЛЫ МЕРТВОГО СЕЗОНА Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19 - 26 августа. Преображение Господне. - Конфликт ученика с учителем. - Давай Ламу! - Жара в религиозном Рунете. - " История Церкви " в Армении и Болгарии. - Наукообразное мракобесие. В понедельник, 19 августа, Русская Православная Церковь отмечала Преображение Господне - один из главных христианских праздников. Небольшую информацию об этом разместило агентство " Интерфакс " . В информации кратко изложена история праздника. На официальном сайте Русской Православной Церкви опубликовано обращение к читателям газеты " Коммерсантъ " митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, называющаяся " Преображение Господне " . В обращении уже более подробно рассказывается об этом, " одном из самых таинственных новозаветных событий " : " После того, как Христос Спаситель открыл ученикам тайну Своих будущих страданий, Он взял троих из них: Петра, Иакова и Иоанна, - и взошел вместе с ними на гору помолиться. И там во время молитвы преобразился пред ними, и они увидели беседующих с Ним ветхозаветных праведников - Моисея и Илию. Лицо Его и одежды сделались белыми, блистающими, как снег. И затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " (Мф. 17. 1-8). Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: " Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии " , - не зная, что говорил " (Лк. 9. 33) " . Далее митрополит говорит о том, что в словах Петра - " стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах - пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи - значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor08.htm

Существенным свойством времени являются его противоречивые свойства – необратимость и вместе с тем ритмичность, повторяемость. “Как и земледельцы несмысленные, пропустившие время удобное, хотя и сеют, но погубляют семя, яко не в то время, когда должно, сеют; так и несмысленные грешники будут некогда искать спасения, но не получат того, яко тогда будет время суда, а не покаяния. Ныне время сеяти, искати, просити, толкати в двери Божия милосердия, когда Бог обещал услышати и помогати, и слушает и помогает. Глаголет бо: “ во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения” / 2 Кор. 6:2/.” V. Состояние Состоянием называется наличное соотношение качеств или формы предмета, обусловленное его внутренними изменениями или воздействием внешних обстоятельств. Τοп состояния используется для обоснования значимости действия, а также для оценки действия по состоянию деятеля. Если за основу принимается действие, то значимость действия переносится на состояние, если за основу принимается состояние, то на него переносится оценка состояния. Пример оценки состояния по действию содержится в нижеследующем фрагменте из “Сокровища духовного” святителя Тихона Задонского . “Видим, что люди, вшедши в баню, омываются от скверн и пороков телесных, и исходят из бани чисти и одеяни в белую рубашку. Тако христиане, вшедши в баню святого крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлою и предрагою правды Христовой одеждою, яко порфирою царскою; и делаются сынами небеснаго Царя и наследниками небеснаго царствия; и исходят оттуду чисти, святи, праведни, яко Апостол им утешительно глаголет: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего / 1 Кор. 6:11 /. Откуда святое крещение называется от Апостола банею возрождения / Тит. 3:5 /. Потому тем вновь рождаемся, и погибши спасаемся и обновляемся, очищаемся и омываемся, и делаемся новая тварь о Христе.”

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010