поиск:   разделы   рассылка Митрополит Андриан (Четвергов) много сделал для развития отношений РПСЦ и РПЦ МП Почивший предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви внес значительный вклад в развитие ее отношений с Московским Патриархатом. Через три месяца после своего избрания и настолования, 11 мая 2004 года митрополит Андриан с делегацией Русской Православной Старообрядческой Церкви посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, где встретился с председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Встреча, прошедшая в атмосфере открытости и доверия, положила начало новому этапу взаимодействия между представителями Московского Патриархата и Русской Православной Старообрядческой Церкви. Темами этой и последующих бесед стали различные нужды старообрядческих общин, сотрудничество в сферах культурной, информационной и издательской деятельности, общие усилия, направленные на оздоровление нравственной жизни общества. За время служения на московской старообрядческой кафедре митрополит Андриан совершил немало поездок в различные регионы, причем, как правило, встречался с местными иерархами Русской Православной Церкви. Возрастающее взаимопонимание нашло свое отражение в принятом 6 октября 2004 года Определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви. В свою очередь, митрополит Андриан, выступая 19 октября 2004 года на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви, особо отметил данное определение и предваривший его доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядчеством, подчеркнув, что в настоящее время в Русской Православной Церкви " есть люди, готовые к тому, чтобы выслушать мнение старообрядцев по сути имеющихся между нами расхождений. Фактически, сложилась уникальная ситуация, которой никогда прежде не было " . Наконец, в ходе работы IX Всемирного Русского Народного Собора 9 марта 2005 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с Высокопреосвященным митрополитом Андрианом. Участникам заседания, проходившего в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, запомнилось содержательное выступление митрополита Андриана, посвященное теме народной Победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_20382.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Все » Новости Предстоятель Старообрядческой Церкви утвердил инструкцию по профилактике коронавируса 19.03.2020 13:35 Версия для печати Митрополит Корнилий. Фото: Артем Геодакян/ТАСС Москва, 19 марта. Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий предписал настоятелям храмов принять меры в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, пишет « Коммерсантъ ». Настоятелям следует обеспечить частое проветривание храмов и других помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания; уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, тщательно протирая их после каждого богослужебного использования, и регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в том числе места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверные ручки. Для санитарной обработки рекомендуются препараты, использующиеся для профилактики гриппа, ОРВИ и других вирусных инфекций. Митрополит Корнилий предписывает членам общин неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня, и ответственно относиться к своему самочувствию. При недомогании им рекомендовано немедленно обращаться за медицинской помощью. При появлении симптомов заболевания прихожанам рекомендовано воздержаться от посещения храма до выздоровления. Решение об участии детей в занятиях воскресных школ остается на усмотрение родителей. Митрополит рекомендует настоятелям напомнить прихожанам о христианской обязанности оказывать помощь ближнему, нуждающемуся в ней: помощь может выражаться, в частности, в доставке на дом продуктов и лекарств.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрополит Иларион: Я так понимаю, что в основном, как и храмы Русской Православной Церкви, храмы старообрядческой Церкви реставрируются на пожертвования прихожан. Но я могу допустить, что некоторые храмы старообрядческой Церкви, являющиеся памятниками архитектуры, могут получать также и субсидии от государства наряду с другими памятниками архитектуры. Как, например, в городе Москве существует программа «Культура Москвы», благодаря которой создаются совместные фонды города Москвы и Церкви для реставрации конкретного объекта, конкретного архитектурного памятника. И эта программа не ограничена только храмами Русской Православной Церкви. Там есть и храмы других конфессий. Е. Грачева: Владыка, в стране развернулись такие жаркие споры о том, нужно или нет при прохождении медкомиссии проходить два специальных теста и доказывать с помощью анализов, не алкоголик ли ты и не наркоман ли. С анализом на алкоголизм вообще очень много споров, много непонятного. Эксперты, например, говорят, что если вы в день выпиваете хотя бы 40 миллилитров вина, этого достаточно для того, чтобы тест дал неблагоприятный для вас результат. Например, в Европе (а Вы жили в Европе) в норме вещей за обедом выпить бокал вина. Во Франции, в Италии это обычная практика. Священники, в конце концов, тоже пьют кагор. Вы эту инициативу, которую пока повременил вводить в стране лично президент Путин, поддерживаете или нет, этот тест на алкоголизм? Митрополит Иларион: Я хотел бы, во-первых, воспользоваться Вашим вопросом для того, чтобы разрушить очень распространенный стереотип о том, что священники пьют только кагор. Священники употребляют кагор на богослужении, но за трапезой священники пьют не только кагор. А если говорить о проблеме, которую Вы затронули… Е. Грачева: А что еще? Митрополит Иларион: Другие алкогольные напитки, которые предлагаются за трапезой. У священнослужителей так же, как и у православных мирян, нет запрета на употребление каких бы то ни было видов алкоголя. Другое дело, что есть очень строгий запрет в Православной Церкви на пьянство, на злоупотребление алкоголем.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Несколько лет тому назад скончался в С.-Петербурге протоиерей В.В. Нильский, один из глубоких, хотя, быть может, и из самых скромных знатоков местного раскола и сектантства. Нам в точности известно, что опытными указаниями почившего о. протоиерея пользовались многие и уже скончавшиеся, и поныне здравствующие расколоведы и исследователи сект, хотя об этом, по скромности почившего, нигде и не заявлено. Между прочим, за долгое время своего служения в столице о. протоиереем Нильским были скоплены значительные запасы книг по части раскола и сект, образовавших довольно богатую библиотеку, которая со смертью его, через В.К. Саблера, согласно воле о. протоиерея, передана в распоряжение СПб. Православного Братства во имя Пресвятые Богородицы и таким образом стала доступной для чтения. Среди других книг в этой библиотеке находится более сотни изданий раскольнических, исполненных или типографским способом, или рукописно. Последнего рода книг, т. е. рукописных, в библиотеке 37, причём все они разной величины, разного времени и разного достоинства. Значительное большинство рукописей – не старые; но для нашего вопроса это именно обстоятельство и представляется более ценным. Затем в библиотеке имеется более 75 старообрядческих изданий Ясских, Коломыйских, Московских и др., частью печатных, частью литографских и гектографских. Последнего рода издания все – второй половины прошлого века; что касается рукописей и рукописных тетрадок, то для любознательных читателей „Миссионерского Обозрения“ ниже приведён каталог с кратким их описанием. Уже само количество старообрядческих изданий, из которых ни одно не прошло ни через светскую, ни через духовную цензуру, говорит само за себя. Но, может быть, издания и рукописи эти имеют содержанием своим выяснение по преимуществу внутренних вопросов в расколе? Может быть, они содержат попытки изыскания и ясно выраженное стремление найти ту самую истину, которая так давно утеряна старообрядчеством одновременно с потерей им истинной Церкви? – К прискорбию, на такие вопросы приходится отвечать отрицательно: большинство старообрядческих изданий и рукописей направлено к уничтожению православной русской Церкви, а иные говорят даже о какой-то скрытой работе, направленной и против русского гражданского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ложная тревога как побочный эффект напряженного ожидания. Доклад М.О. Шахова, профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ, директора Старообрядческого исследовательского центра. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА КАК ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ НАПРЯЖЕННОГО ОЖИДАНИЯ ДОКЛАД М.О. ШАХОВА, ПРОФЕССОРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ, ДИРЕКТОРА СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. Ваше Высокопреосвященство! Уважаемое собрание! При рассмотрении проблемы, которой посвящено сегодняшнее заседание, на мой взгляд, следует уделить внимание некоторым аспектам, о которых пока говорилось недостаточно. Их можно с известной долей условности определить как религиозно-мировоззренческий, социально-психологический, организационно-административный и правовой аспекты. В религиозно-мировоззренческом плане надо учитывать, что христианская эсхатология, вера в неизбежность появления антихриста постоянно создавала эмоциональную напряженность. Можно сказать, что " ложные тревоги " есть неизбежный побочный эффект веры в непреложность апокалипсических пророчеств, напряженного ожидания, бдения. Только отказ Церкви от учения об антихристе или же благодушная уверенность в том, что его появление произойдет когда-то века спустя и нас наверняка не застанет, могли бы гарантировать отсутствие ошибочных тревог по поводу антихриста и его печати. Но такая цена была бы неприемлемой для верных евангельскому и святоотеческому учению. Поэтому государству и религиозным организациям имеет смысл внимательно изучить позитивный и негативный опыт прошлого. Ведь случаи, когда светским и церковным властям приходилось сталкиваться с имевшими апокалипсическую мотивацию волнениями в обществе, достаточно многочисленны: ожидание конца света в 1492 г. (7000-й год от сотворения мира), никоновская реформа и раскол, петровские реформы, в том числе и введение подушной подати. Еще в конце XIX века переписи населения вызывали у некоторых панический страх. Далеко не всегда действия власти оказывались успешными, иногда они только обостряли кризис. Именно поэтому важно учиться на прежних ошибках и не повторять их.

http://zavet.ru/inn-shahov.htm

То обстоятельство, что среди прихожан большинства зарубежных епархий и приходов Русской Православной Церкви есть коренные жители, показывает, что наши приходы имеют миссионерский потенциал. Для того, чтобы в полной мере раскрыть этот потенциал, следует принять во внимание следующие предложения: Представляется целесообразным рекомендовать настоятелям зарубежных храмов включать в годовые отчеты сведения о состоянии миссионерского дела на приходе, а именно: степень употребления местного языка в богослужении, наличие православных книг на местных языках, ход работы над новыми переводами, иные миссионерские инициативы, количество прихожан из числа местных жителей, и сколько их было крещено или присоединено к Православной Церкви за прошедший год. Данные сведения обобщались бы Управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и представлялись Миссионерскому отделу Русской Православной Церкви для дальнейшей совместной координации миссионерской работы зарубежных учреждений. Для того чтобы помочь настоятелям зарубежных приходов в миссионерском служении, и придать ему более систематический характер, представляется важным предпринять следующие меры:   Участники секции «Методология уврачевания расколов, противодействие тоталитарным сектам и деструктивным религиозным движениям» выразили надежду на уврачевание раны, нанесенной расколом XVII века, и приветствовали тех старообрядцев, которые ищут и чают церковного единства, исцеляя церковное разделение прежде всего в самих себе. Участники секции со скорбью констатировали неприязнь многих наших братьев старообрядцев к Святой Церкви и изменение в вероучении некоторых старообрядческих согласий, вплоть до появления положений, несовместимых с православной догматикой. Участники Съезда полагают необходимым актуализировать в нынешней церковной жизни постановления Освященных Соборов 1971, 1988 и 2004 гг. о равночестности старых обрядов и возможности более широкого использования дониконовской богослужебной традиции в практике Святой Церкви. Съезд выражает поддержку всем чадам Русской Православной Церкви, придерживающимся дореформенных богослужебных чинов — прихожанам старообрядных приходов нашей Церкви. Съезд приветствует создание новых старообрядных приходов в епархиях Русской Православной Церкви. Участники Съезда присоединяются к призыву Святейшего Патриарха Кирилла: «Мы должны приложить серьезные усилия к тому, чтобы старообрядцы стали нашими друзьями. И уж ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они стали нашими врагами».

http://patriarchia.ru/db/text/1321740.ht...

Митрополит Корнилий называет безосновательными опасения части старообрядцев по поводу " неоправданного сближения " с Русской Православной Церковью Москва, 18 октября 2007 г. Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий заявил о важности контактов с другими христианскими конфессиями и властями на фоне прозвучавших на днях опасений по этому поводу со стороны части его паствы. " Появившиеся опасения о неоправданном сближении и тем более объединении с Русской Православной Церкви совершенно безосновательны! " - заявил митрополит, выступая с докладом на Соборе РПСЦ, который проходит в эти дни в Москве. Он отметил, что сегодня у старообрядцев появилась возможность участвовать совместно с государством " в заботах о духовном и физическом здоровье народа " , в частности, в рамках Всемирного русского народного собора. " Когда предстоятель старообрядчества принимает участие в подобных форумах, можно услышать некоторые упреки. Например, говорится, что такие мероприятия проводятся по благословению Предстоятеля Русской Православной Церквич, а потому мы не имеем канонического права на участие в таких форумах " , - сказал докладчик. Однако, отметил он, вопрос о благословении патриарха " в данном случае не стоит рассматривать с церковно-канонической точки зрения " . " Иногда говорят, что старообрядцы не могут принимать участие в подобных мероприятиях, поскольку уставные цели общественных объединений, выступающих организатором таких акций, противоречат целям и задачам Старообрядческой церкви " , - заявил митрополит Корнилий. В этой связи он обратил внимание на то, что, участвуя, например, во Всемирном русском соборе, старообрядцы не подписывают никаких уставных документов, не являются его официальными членами, на них не возлагается ни юридическая, ни церковно-каноническая ответственность. Он особо указал на важность того, чтобы искать взаимопонимания с государством " на всех уровнях " , а также с другими конфессиями в гуманитарных, общественных, и социальных вопросах, отстаивая при этом " принципы сохранения истинного православия и святоотеческого учения " .

http://pravoslavie.ru/24465.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение результатами состоявшегося визита, который засвидетельствовал традиционные добрые взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии. 3. Считать полезным дальнейшее развитие двусторонних связей между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии для укрепления межхристианского сотрудничества в церковно-общественном, миротворческом и социальном служении.   ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о первом заседании Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, состоявшемся 28 июня 2005 года, и об одобренном на этом заседании проекте Положения о Комиссии. Справка: Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством создана на основании определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (3—8 октября 2004 года) «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви». Состав комиссии определен Священным Синодом (Журнал от 20 апреля 2005 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Утвердить положение о Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. 3. Правящим  Преосвященным  предоставить запрашиваемые Комиссией сведения о существующих в епархиях единоверческих приходах и их состоянии,  а также об опыте взаимодействия  со старообрядческими согласиями.   ЖУРНАЛ 63 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о динамике развития отношений с Римско-Католической Церковью. Справка: 24 апреля 2005 года делегация Московского Патриархата во главе с председателем Отдела внешних, церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом присутствовала на торжествах по случаю начала понтификата Папы Римского Бенедикта XVI. В состав делегации также входили управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан и исполняющий обязанности секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов.

http://patriarchia.ru/db/text/28832.html

М.В. Корогодина Старообрядческие исповедные тексты, создававшиеся преимущественно среди беспоповцев, представляют собой уникальное явление в истории русской рукописной книги. Таинство покаяния наряду с таинствами крещения и причащения являлось в понимании беспоповцев «нужно-потребным», т. е. обязательно необходимым для спасения, но за неимением священства совершалось мирянами. Впрочем, не во всех беспоповских толках покаяние совершалось через устную исповедь духовному отцу: у староспасовцев (нетовцев) исповедь совершается перед иконой Спасителя через чтение «Скитского покаяния», в других толках практиковалась исповедь земле или письменное покаяние с записью совершенных грехов. Старообрядческие исповедные тексты развивались по тому же пути, что и древнерусские – составители стремились сделать их как можно более подробными. Развитие покаянной дисциплины в средневековой России шло по пути специализации исповедных текстов, так что к 1-й трети XVII в. появились особые вопросники и «поновления» (чины отпущения грехов) для мужчин и женщин, для монахов и монахинь, для священников и диаконов, для подростков, холостых, семейных и овдовевших мужчин и женщин, для вельмож и их детей и жен, для крестьян и купцов и даже для царей и Патриархов. Однако этот процесс был прерван с распространением печатных Требников, и в практике православной Церкви уже к концу XVII в. подробная и конкретизированная исповедь, сохраненная старообрядцами, исчезла. Эта особенность старообрядческих исповедных текстов позволяет использовать их при изучении быта, поведения и воззрений людей XIX в. Данная традиция жива среди отдельных сообществ беспоповцев и в настоящее время – продолжают создаваться епитимийные тексты, в которых находят отражение современные реалии жизни: телевидение, радио и многое другое 1 . Сейчас известны лишь краткие старообрядческие исповедные тексты XVIII в. 2 , поэтому в данном исследовании я обращаюсь к исповедным текстам XIX в. Вероятно, более тщательное изучение обширных фондов старообрядческих рукописей позволит выявить списки пространных старообрядческих исповедных вопросников XVIII в., которые станут недостающим звеном между средневековой традицией редактирования и компилирования исповедных текстов и старообрядческими традициями XIX в. Такое звено должно существовать, поскольку сравнение методов составления исповедных текстов в рукописной традиции XVI – 1-й половины XVII в. с методами редакторов-старообрядцев показывает, что старообрядцы прибегали к тем же приемам и методам редактирования, что и средневековые составители 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dva-star...

Гонения на приверженцев старого обряда продолжались до XX века, и политических мотивов для этого было больше, чем религиозных. Только в 1971 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви старые обряды были официально признаны «равноспасительными и равночестными». Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви. Фото телеканала «Царьград» rostov.tsargrad.tv В настоящее время в некоторых епархиях имеются старообрядные (единоверческие) приходы, которые никак не объединены между собой организационно, административно подчиняются священноначалию Русской Православной Церкви, едины в вере с нею, но при этом придерживаются дореформенных обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. 3 Курс на Север Но вернемся в далекое прошлое: со второй половины XVII века противникам никоновских реформ пришлось под страхом смерти прятаться от преследований на окраинах русских земель и на чужбине: они уходили далеко за «уральский камень», в донские и прискаспийские степи, к западным рубежам, в Польшу и Прибалтику. Огромное множество их устремилось в непроходимые леса бескрайнего Русского Севера. Немаловажно, что с этим регионом связано житие одного из самых известных ревнителей древнего благочестия — протопопа Аввакума. Он отбывал ссылку в беломорской Мезени, а последним его пристанищем и местом мученической кончины стал заполярный Пустозерский острог, расположенный в нижнем течении Печоры. Со временем эти места превратились в центры паломничества. Сергеи Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год Сам по себе Русский Север по ряду культурно-исторических факторов оказался благоприятной средой для старообрядцев. Из-за отдаленности и труднодоступности этого региона быт и жизненный уклад местных жителей меньше всего поддавались чужеродному влиянию. Благодаря сложившейся культурной автономии, на Русском Севере особым образом чтились традиции и сохранялось более чуткое и чувствительное отношение к любому вмешательству извне. Все это стало благодатной почвой для укрепления старообрядческой традиции, здесь она достигла своего расцвета.

http://sever.foma.ru/kak-russkij-sever-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010