д) от тех, которых гражданские законы не допускают к доносам (Карфагенский Собор, 144 правило), е) от лиц, на которых лежит пятно бесчестия, как то: от позорищных, от причастных к срамным делам, от состоящих в незаконном и нецерковном сожительстве (Карфагенский Собор, 144 правило), ж) от доносителей, у которых одно из многих приносимых и ими обвинений, уже было исследовано и осталось не доказанным (Карфагенский Собор, 145 правило), з) от малолетних, и и) от умалишенных. 52. Частную жалобу на священнослужителей, например в притязании ими имения или в иной обиде, должно принимать от всякого лица (II Вселенский Собор, 6 правило). 53. О дне судоговорения и месте его лица обвиняющие и обвиняемые, а также указанные ими для допроса судом свидетели, заблаговременно оповещаются особыми повестками. 54. Лицу обвиняемому, или ответчику, Епархиальная Церковно-Судебная Власть заблаговременно предъявляет, на основании добытого следственного материала, в письменной форме, точно формулированные обвинения, на которые он имеет право в целях своей защиты давать ответы с объяснениями в письменной форме до суда и устные ответы во время судоговорения. Письменные ответы, однако, не исключают явку ответчика на судоговорение и в пригласительной повестке суда всегда указывается обязательность или необязательность личного присутствия ответчика на судоговорении. 55. Лицо обвиняемое (или ответчик) может просить Церковный Суд нужного времени для своего защищения (прав. Св. Кирилла Александрийского , I npabuлo), но в делах, требующих скорого разрешения, смотря по обстоятельствам, время для защиты обвиняемого может быть ограничено постановлением Церковного Суда. 56. Если личная явка ответчика на судоговорении признается обязательной и о сем было указано в пригласительной повестке суда, то неявка в суд ответчика (или обвиняемого), без достаточно основательной причины, усугубляет меру его виновности, и Суд по удостоверении факта получения им вызова рассматривает его дело заочно, на основании материалов и данных предшествовавшего суду дознания или формального следствия, а также устных заявлений прибывших на судоговорение обвинителя или обвинителей и свидетелей (Апостольское 74 правило, Карфагенское 28 правило).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Привести к канонической норме положение с соборами Поместной Русской Церкви призван опубликованный недавно комиссией Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви документ « Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления » [x] . Документ констатирует разрыв между положением канонического Устава о принадлежности высшей власти в области канонического устроения Поместному, а не Архиерейскому собору с такими задачами последнего как «принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов и епархий». Совершенно справедливо предложение документа внести в Устав указание на властные полномочия Архиерейского собора как в законодательной, так и исполнительной власти. Что касается власти судебной, то она принадлежит этому собору и де юре как третьей судебной инстанции в судебной системе Русской Православной Церкви. Как же быть с «ролью мирян в церковной жизни»? Повторим ещё раз – эта роль не может быть сведена к участию в действиях церковной власти, законно принадлежащей епископату и в отдельных случаях и проявлениях делегируемой им клирикам – особенно во власти учения и судебной. Что касается такого делегирования в отношении мирян, то оно должно стать предметом особого канонического исследования. Вне такого «кратологического» участия за мирянами остаётся право обсуждения соборных определений – как до самого их принятия, так и после (одно, - но не единственное и решающее! - из проявлений рецепции). Высказываемые опасения в устранении мирян от участия в совещании относительно соборных документов игнорируют «Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви» [xi] . Говоря о принадлежности полноты власти в Церкви собору епископов, этот документ подчёркивает единение епископата с клиром и возглавляемым ими народом Божиим. Церковный законодатель определяет консультативные функции Присутствия, ставя перед его членами задачу содействовать высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви ( Положение I. 1). Одновременно ставятся функциональные рамки такой задачи, подразумевающие пределы такого содействия. Эти пределы связаны с предоставлением точной, выверенной и объективной информации по содержанию и форме (контексту) конкретного обсуждаемого вопроса. Заключение работы комиссий Присутствия «должно содержать конкретные предложения по решению обсуждаемого вопроса и, в качестве приложения, сводку мнений, выраженных в ходе обсуждения» ( Положение IV. 3).

http://bogoslov.ru/article/1500086

4. Признано необходимым систематическое проведение пастырских семинаров в епархиях с целью улучшения богословских знаний, обмена пастырским опытом, создания условий для братского общения священнослужителей и формирования атмосферы взаимоуважительных дискуссий, способствующих обсуждению вопросов церковной жизни. Собор также счел полезным организацию епархиальных курсов для повышения уровня богословских знаний духовенства и насельников обителей. 5. Для взаимной поддержки и обмена опытом требуется налаживание взаимодействия монастырей. С этой целью представляется полезным регулярное проведение совещаний наместников, настоятелей, настоятельниц, а также духовников обителей на епархиальном уровне. 6. В связи с серьезным разрывом в материальном положении различных монастырей и приходов, что обусловлено социальным дисбалансом в обществе, Собор полагает полезным создание механизмов помощи более обеспеченных монашеских и приходских общин менее обеспеченным. В частности, представляется важным создание епархиальных попечительских советов для оказания помощи малоимущим храмам и монастырям, с участием в них не только светских благотворителей, но и настоятелей крупных монастырей и приходов. Сочтено также целесообразным создание епархиальных фондов поддержки клириков-пенсионеров, вдов священнослужителей и сирот. 7. Сочтено полезным создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древнехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатленной в материальных памятниках прошлого. 8. Отмечена необходимость систематической организации работы с паломниками, прибывающими для поклонения к святыням монастырей и храмов, с целью их духовного просвещения. Необходимо заботиться и о бытовой стороне паломничества. 9. Собор поддерживает инициативу духовенства и мирян о проведении крестных ходов, являющихся видимым выражением веры и благочестия народа Божия. Вместе с тем обращается внимание на необходимость их организации в рамках церковной дисциплины, по благословению Священноначалия, дабы они не становились демонстрацией маргинальных настроений, далеких от истинного Православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/430033/

Сегодня перед Церковью стоят не менее серьезные вызовы. В последние десятилетия в обществе активно обсуждаются вопросы научно-технического прогресса, взаимоотношений Церкви и государства, биоэтики, отношения Церкви к современной культуре и многое другое. Священник сегодня не может не затрагивать в проповеди эти злободневные темы. Но при этом он должен быть крайне осторожен в своих суждениях. Проповедник призван адекватно излагать те идеи, которые распространены в современном обществе. Порой случается, что, рассуждая, например, об отношении Церкви к существующим теориям происхождения жизни на Земле, проповедник опирается на сочинения богословов XIX или начала XX в. В результате он воспроизводит взгляды, давно утратившие актуальность, а его проповедь, критикующая секулярные научные теории, превращается в борьбу с ветряными мельницами. Сегодня, стремясь дать в проповеди ответ на злободневные вопросы, священник должен опираться на более современную литературу. И здесь важнейшим пособием для него должен стать программный документ Русской Православной Церкви – Основы социальной концепции. Этот документ был принят Юбилейным Архиерейским Собором в Москве в августе 2000 г. Он как раз и призван дать ответ Церкви на актуальные вопросы современности. В отдельных разделах документа речь идет об отношении Церкви к политике, нации, государству, вопросам собственности, проблеме войны и мира, преступности, наказанию и исправлению, вопросам личной, семейной и общественной морали, проблемам биоэтики и экологии, светской науке, культуре и образованию, проблемам международных отношений, глобализации и секуляризму. Важно подчеркнуть, что Архиерейский Собор утвердил этот документ как официальную позицию Московского Патриархата в сфере отношений с государством и светским обществом. Именно поэтому документ был введен в учебные программы духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Кроме того, Основами социальной концепции было рекомендовано руководствоваться духовенству в пастырской практике, «связанной с новыми явлениями жизни общества». Поэтому Собор признал необходимым широкое распространение документа, чтобы с ним могли ознакомиться все священнослужители и миряне Русской Православной Церкви 202 . Во исполнение этого Соборного определения священник, стремящийся рассмотреть в проповеди актуальные вопросы жизни Церкви в современном мире, должен руководствоваться Основами социальной концепции. Этот документ дает проповеднику важную богословскую опору в его суждениях. 5.7.5. Проповедь и политика

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Митрополит Варсонофий: Не проявляя милосердия к своим помощникам, мы не вправе называться христианами Считаю, что одна из задач каждого архиерея – оказывать ежедневное внимание священнослужителям и сотрудникам епархий, в том числе, заботиться об их материальном достатке. В противном случае мы подталкиваем их к тому, чтобы они более заботились о собственном благосостоянии, нежели о духовном благополучии паствы. 13 февраля, 2013 Считаю, что одна из задач каждого архиерея – оказывать ежедневное внимание священнослужителям и сотрудникам епархий, в том числе, заботиться об их материальном достатке. В противном случае мы подталкиваем их к тому, чтобы они более заботились о собственном благосостоянии, нежели о духовном благополучии паствы. Прошедший в феврале 2013 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». Как появился данный документ и зачем он нужен, в комментарии сайту «Илиинский приход» рассказывает инициатор создания Положения – управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий.  Два года назад Архиерейский Собор принял «Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». В этом документе говорилось о том, каким образом епархиальным архиереям следует заботиться о материальном благосостоянии клира и паствы. Считаю, что одна из задач каждого архиерея – оказывать ежедневное внимание священнослужителям и сотрудникам епархий, в том числе, заботиться об их материальном достатке. В противном случае мы подталкиваем их к тому, чтобы они более заботились о собственном благосостоянии, нежели о духовном благополучии паствы. Не проявляя милосердия к своим помощникам, мы не вправе называться христианами. Напомню, проект «Временного положения» создавался Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви путем обобщения лучших наработок епархий в области оказания материальной помощи священно- и церковнослужителям.

http://pravmir.ru/mitropolit-varsonofij-...

ВРНС: Полемику с оппонентами нужно вести мирными и законными методами Москва, 19 марта 2013 г. Всемирный Русский Народный Собор не может солидаризироваться с акцией группы радикалов, совершённой в штаб-квартире партии «Яблоко». К сожалению, подобные акции являются закономерным продуктом прошлогодней информационной вакханалии, направленной на защиту хулиганок из группы «Pussy Riot». В течение целого года широкий круг общественных деятелей убеждал молодёжь нашей страны в том, что ради «художественного самовыражения» можно врываться куда угодно и творить что угодно. Складывалось впечатление, что вандалы, попирающие нормы человеческого сосуществования, не только не подлежат осуждению, но превращаются в кумиров, в объект массового культа. Нет ничего удивительного в том, что новые «нормы поведения», разрекламированные знаменитыми поп-звёздами и видными политиками, обратились теперь не только против Церкви, но и против иных общественных сил. Вслед за «художественными акциями» по осквернению храмов и «художественными акциями» по спиливанию крестов последовали «перформансы» со сжиганием литературы. Посеяв ветер одобрения вандалов в случае с «Pussy Riot», наше общество рискует пожать бурю циничного вандализма. Акция в штаб-квартире «Яблока» была совершена накануне Прощёного воскресенья, когда православные христиане готовятся к примирению с окружающими. Нет никаких оснований увязывать эти действия с гражданской позицией большинства православных верующих, а тем более требовать от Русской Православной Церкви каких-то объяснений на этот счёт. Объяснений следует потребовать у публичных апологетов «Pussy Riot», которые рекламной кампанией одной хулиганской акции рискуют открыть настоящий ящик Пандоры. Всемирный Русский Народный Собор ведет диалог с представителями партии «Яблоко», которые не раз выступали на его мероприятиях. В то же время он не может согласиться с противодействием строительству православных храмов, с оправданием абортов и пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, что позволяли себе некоторые представители партии. Это, естественно, вызвало негативное отношение многих верующих и неверующих людей. Не соглашаясь с упомянутой позицией и призывая партию изменить ее, мы считаем, что люди могут и должны спорить с ней, протестовать против нее. Однако делать это надлежит исключительно мирными и законными методами. Всемирный Русский Народный Собор обращается ко всем общественным силам России с призывом безоговорочно осудить вандализм любого типа, в какие бы идейные одежды он ни рядился и какими бы художественными формами не был замаскирован. Это необходимо сделать во имя сохранения здоровой нравственной атмосферы и гражданского мира в нашей стране. 19 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60192.html

удалось заметно увеличить прием в семинарии. Зависело это не только от Совета по делам Русской Православной Церкви, но больше от того, что среди верующей молодежи заметно возросло стремление к пастырскому служению. Всего в 1956/57 учебном году в духовных школах Русской Церкви обучалось 1522 человека; из них на стационаре в семинариях – 924 и в академиях – 157; кроме того, на заочном секторе при Ленинградских духовных школах занимались 302 семинариста и 139 студентов академии; те и другие были в священном сане. Через два года общее число семинаристов, обучавшихся на стационаре, составило уже 1112, академических студентов – 168; увеличилось и количество заочников. Число учащихся выросло во всех духовных школах, за исключением Волынской семинарии, где оно в 1958/59 учебном году составило 138 человек – на 10 меньше, чем в предыдущем году; в Саратовской семинарии с 1954 по 1958 г. количество учащихся увеличилось почти в три раза: с 41 до 115. Но истинное положение духовной школы обнаруживается только при сравнении приведенных статистических данных с теми, которые относятся к предреволюционной России. В 1912 г. в 4 духовных академиях обучались 939 студентов, в 57 семинариях – 21 850 и в 185 духовных училищах – 28 883. В 1957 г. духовные семинарии закончили 150 выпускников, а в 1912 г. – 2030, 4 академии выпустили кандидатами богословия и действительными студентами 220 человек. Восьми семинарий было явно недостаточно для замещения вакантных мест священнослужителей, даже при уменьшившемся в четыре раза в сравнении с предреволюционной эпохой числе приходов. Священноначалие ходатайствовало перед Советом по делам Русской Православной Церкви о разрешении на открытие еще одной – Львовской семинарии, с тем чтобы она готовила пастырей, которые бы совершали служение в приходах Галиции, где в 50-х гг. большинство духовенства составляли лица, присоединенные к Православной Церкви из униатов, и где сохранилось около 3000 церквей, то есть до четверти всех приходов Русской Церкви. Но в 1955 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вся история нашей Церкви после вынужденного окончания заседаний Поместного собора стала временем борьбы за право сохранить соборно-патриаршую форму управления Церкви, для утверждения которой так много сделали члены Собора 1917-1918 гг. Ни Святейший Патриарх Тихон, ни Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский), ни его Заместитель, а затем Местоблюститель и Патриарх Сергий (Страгородский) не оставляли попыток получить разрешение советских властей на созыв Поместного собора и формирование органов высшего церковного управления, даже в те моменты, когда ставилось под сомнение само существование Русской Церкви, а все полномочия высшего церковного управления сосредотачивались в одном лице Предстоятеля. Изменения в положении Русской Православной Церкви наметились в 1943 году, но наиболее стали заметны в связи с проведением Поместного собора 1945 г., на котором было принято положение «Об управлении Русской Православной Церкви», закреплявшее статус и полномочия Патриарха, статус Священного Синода, предусматривавшее, хотя и с разрешения советского правительства, возможность созыва Поместных и Архиерейских соборов. Нужно заметить, что «Положение» 1945 г. было далеко от детализации норм, разработанных Всероссийским церковным собором 1917-18 гг. и закрепленных в его определениях. Более того, многое из определений Собора 1917-18 гг. относительно статуса, компетенции, порядка избрания Патриарха и местоблюстителя Патриаршего престола, Священного Синода, все, что касается Высшего Церковного Совета, осталось не закрепленным в нормах положения «Об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. Несмотря на недостатки, «Положение» 1945 г. позволило в основных чертах формально-юридически закрепить соборно-патриаршую форму устройства и высшего церковного управления и частично восстановить для практического применения разработанные Всероссийским церковным собором 1917-1918 гг. нормы, касающиеся высшего управления Русской Церкви.    Укрепление соборного начала в высшем церковном управлении получило дальнейшее развитие в 1988 г. и было связано с Поместным собором, принявшим «Устав об управлении Русской Православной Церкви», которым впервые фиксировались статус, компетенция, порядок созыва и работы Архиерейского собора. В Уставе также подробно детализировалась компетенция Патриарха и закреплялись полномочия и порядок работы Священного Синода. В целом, «Уставом» 1988 г. высшее управление Русской Православной Церкви было в большей степени, по сравнению с «Положением» 1945 г., приближено к модели построения высшей церковной власти и управления, разработанной Всероссийским церковным собором 1917-1918 гг.

http://bogoslov.ru/article/221155

Развитие научно-богословских исследований внесет важный вклад в решение стратегических задач в сферах духовного образования, церковного управления, пастырства, миссии, социального служения. Вместе с тем качественные прикладные исследования возможны лишь на твердом основании академического богословия, в связи с чем требуется совершенствование общецерковной системы научной коммуникации. Необходимо активизировать деятельность научных журналов и сетевых изданий, научных библиотек и баз данных, важно регулярно проводить общецерковные и региональные богословские конференции и семинары, организовывать научные командировки исследователей, а также участвовать в международных программах по обмену студентами. Учебному комитету совместно с Синодальной Библейско-богословской комиссией поручается разработать проект создания общецерковного научно-исследовательского института богословия и библеистики с последующим представлением Патриарху и Священному Синоду. Синодальной Библейско-богословской комиссии надлежит также внести на рассмотрение Патриарха и Священного Синода предложения по развитию инфраструктуры научных исследований в Русской Православной Церкви, а также по совершенствованию диалога и взаимодействия Церкви и светской науки. 31. Поместный Собор 27-28 января 2009 года отметил важность миссионерско-просветительской деятельности: «Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности... На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия» (пункт 5 Определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»). Не оставляя уже совершаемых трудов по просветительскому служению в отдаленных от церковных центров местностях, Синодальному миссионерскому отделу надлежит активизировать свою деятельность в области координации просветительской работы епархий и приходов среди тех, кто, будучи крещены, еще не в полной мере участвуют в церковной жизни. Собор считает полезным создание миссионерских служб благочиний и приходов, организуемых штатными сотрудниками - приходскими миссионерами под руководством благочинных и настоятелей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года заявил о нерушимости канонических границ Китайской Автономной Православной Церкви и одобрил позицию по данному вопросу, ранее сформулированную в заявлении Священного Синода Русской Церкви. — Сколько, по-вашему, сегодня требуется храмов, священников, приходов в КНР, чтобы нормализовать ситуацию? — Определение числа храмов в Китае является внутренним делом Китайской Автономной Православной Церкви. Их число должно отвечать запросам паствы, которая в настоящее время состоит в Китае не только из граждан КНР, но и из значительного числа иностранцев православного вероисповедания из России, Украины, Беларуси и других стран. Однако известно, что к 1956 году в Китае было около ста храмов, молитвенных домов и миссионерских станов. Беседовала Мария Свешникова за темою У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи У китайського видання «Основ Церкви» У рамках читань круглий присвячений Православ " ю в Митрополит Волоколамський Божественну на Китайському " в Представник церковних зв " Московського взяв участь в урочистих зборах, присвячених Договору про та з ключовими словами –   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Помогая другим, обретаешь подлинную радость Митрополит Ставропольський Кирил: У особливе ставлення до " та Володимир Легойда: стали Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее Митрополит Будапештський Домагання Константинополя зростають В.Р. Легойда: бути   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1429785...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010