Благодаря своим наставникам достойным, русская эмиграция не только явила себя верной хранительницей русских культурных традиций, но и вносит живительные зерна русской культуры в жизнь других народов. К ним, странствующим по распутьям мира, мещанской сытостью свою совесть усыпляющего, вполне приложимы слова глашатаев Благой Вести – Апостолов: «Мы во всем являем себя с оружием Правды в правой и левой руке, – в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах; нас почитают обманщиками, но мы верны; мы гонимы – но не оставлены; мы отовсюду притесняемы – но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах – но не отчаиваемся; мы нищие – но многих обогащаем; мы ничего не имеем – но всем обладаем». В них поражают нас вера в необходимость своего дела, настойчивость и упорство в их святом делании, скромность и способность жертвовать всем ради Идеи, которой служат. В отношении всей эмиграции, особенно же – в отношении молодежи, они являются настойчивыми «будителями русского духа», напоминающими о нашей принадлежности к великому русскому народу, напоминая молодежи о ее священном долге знать свой родной язык, язык великих сынов человечества, и историю своего народа, о которой А. С. Пушкин сказал: «Клянусь моей честью, я ни за что не согласился бы переменить отечество или иметь другую историю, чем та, которую нам послал Бог». Одному из «будителей русского духа» в эмиграции и посвящены эти строки. Николай Димитриевич Тальберг родился в 1886 г. в семье профессора Киевского университета, доктора уголовного права. В 1907 г. он окончил с золотой медалью Императорское Училище правоведения, до последнего дня своей жизни сохранив к нему нежную любовь. «А какое завтра число?» – спросил в канун своей кончины, лежа на смертном одре, Николай Димитриевич свою любимую сестру Татьяну Д. «Двадцать девятое»,– ответила та.– «Значит, – тихо сказал Николай Димитриевич,– завтра шестьдесят лет, как я окончил Правоведение». И в этот день 60-летнего юбилея, 29 мая 1967 г., ушел от нас в светлые обители вечной радости один из выдающихся сынов российского рассеяния, самоотверженный патриот Державной России, горячо верующий христианин, человек духовной свободы и честности мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В древнерусской рукописной традиции библейский рассказ о потопе вместе со сказкой о дьяволе встречается в обширных компиляциях – Палеях. Положение этой легенды в Палеях и Сказании Мефодия Патарского позволяет предположить, что до XV в. она могла существовать как самостоятельное произведение, устное или письменное. Сходство текста легенды о дьяволе в разных компиляциях указывает на общий протограф этого текста. В наст. изд. перевод рассказа о потопе и о дьяволе в Ноевом ковчеге публикуется по списку Сокращенной Палеи русской редакции (РНБ, собр. Софийское, 1448, XVI в.), опубликованной А. Поповым . Сказание о Мелхиседеке Рассказа о Мелхиседеке, сыне Нира, в Библии нет. Мелхиседек – персонаж Ветхого Завета, о котором в Послании апостола Павла к евреям ( Евр. 7:1–3 ) сказано мало и очень таинственно: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знамению имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира (ср. Быт. 14:18 ). Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда». В других местах Священного Писания имя Мелхиседека вспоминается тогда, когда речь идет о священниках – иереях «по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109:4 ; Евр. 5:10; 7:11,15,17,21 ). Эта таинственность, по мнению И. Я. Порфирьева, давала простор для создания различных апокрифических сказаний о Мелхиседеке. Ефрем Сирин и другие авторы отожествляли его с сыном Ноя Симом или видели в нем ангела. Секта еретиков – мелхиседекиян ставила его выше Христа ( Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 115–120). Апокрифы, приводящие более подробные и мотивированные рассказы о Мелхиседеке, тем не менее ориентировались на библейские представления о нем и включали их непременным элементом в свои повествования. Наиболее часто в древнерусских рукописях встречается рассказ о Мелхиседке, приписанный Афанасию Александрийскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В заключение еще несколько слов об этой последней его стороне, о пророчествующем мистике. Мережковский верит в дьявола и антихриста, он видит образ апокалипсического «зверя» во многом, что в действительности заслуживает, хотя бы в переносном смысле, этого обозначения: в мещанстве, в казенщине государственной и казенщине церковной. Он проклял, как исчадье ада, многие из устоев «истинно-русской жизни», которым ранее по недоразумению поклонялся. Отрекшись от веры в авторитет государственной власти и исторической церкви, он спасся к Христу и верит, что отныне распознал «лик зверя» и защищен от его козней. Своим основным религиозно-философским принципом и как бы первичным мерилом истины он признает (в «Открытом письме к Н.А.Бердяеву ») веру во Христа, пришедшего во плоти. Он цитирует слова апостола Иоанна: «слово, как меч, разделяющее ложь от истины». «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста». Пользуясь понятиями Мережковского, мы готовы заметить, что он все же не оберегся от соблазна дьявола и попал прямо в его когти. Не в том, конечно, дело, что Мережковский вообще верит в божественность Христа, а только в том, что эту веру или даже догматические источники ее он делает мерилом правды. Этим он отказывается от «религии Духа» уже не в пользу «религии Сына», а в пользу религии буквы и чужого мнения. Ибо кто отрекается от божественных прав своей личности и мерилом истины признает не свою собственную мысль, не свое личное откровение, а веру в святость иного существа и чужого откровения – тот совершает основное философское и даже религиозное грехопадение и отдается «власти сатаны». Этот путь с логической неизбежностью ведет к признанию непогрешимости папы, «Кесаря» и Святейшего синода, к обожествлению «князя мира сего», и все отречение Мережковского от злой силы будет неполным и непоследовательным, пока он остается при этой вере в религиозный авторитет 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

" В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев... — писал святой Патриарх исповедник Тихон, — если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову " . Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших. Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что " живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем " (Рим. 14, 8). Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили " себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах " (2 Кор. 6, 4–8). Терпя великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Будучи столь стесняемы внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания они переживали с твердостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой, храня в сердце завет святого апостола Петра: " Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас " (1 Пет. 4, 12–14).

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

В новозаветных священных текстах впервые слово венец применительно к последователям Спасителя употребляет св. апостол Иаков: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1:12 ). Св. апостол Павел использует этот символ для выражения той награды, которая ожидает тех, кто в великой битве добра со злом исполнит свой долг до конца: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его( 2Тим.4:7–8 ). О венце говорит и св. апостол Петр: и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы ( 1Пет. 5:4 ). Венцы обещает Господь мученикам: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2:10 ). Любой христианин, победивший врагов своего спасения (соблазны мира и дьявола), будет увенчан. Выражение мученический венец определенно указывает на характер христианского подвига. Что такое Антипасха? иеромонах Иов (Гумеров) Греческое слово анти значит вместо. Празднуется в ближайшую неделю после Светлой седмицы. Называется также неделя св. Фомы, Фомина неделя. В народе этот день называют еще красная горка. Существует ли икона Божией Матери «Египетская»? иеромонах Иов (Гумеров) Египетская икона Божией Матери празднуется 11/24 января. Ранняя ее история до нас не дошла. Впервые она появилась в 1060 году. Ее отличительная иконографическая особенность состоит в том, что Богомладенец держит в левой руке полуразвернутый свиток. Пресвятая Дева левой рукой поддерживает его, как бы не давая свитку полностью развернуться. Образ этот почитается как чудотворный. Академик Н.П. Кондаков (1844–1925), рассматривая особенности афонской традиции в иконографии Богоматери, делает предположение: «Возможно также, что именно здесь, на Афоне, стали давать иконам вкладным или привозным из разных местностей имена: Египетской, Аравийской, Антиохийской, Никейской, Болгарской, Лиддской, Киккской, или что то же – Кипрской, и пр. и пр.» (Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью Возрождения. СПб., 1910. С. 133). Перед тем как стать крестным отцом, надо ли мне исповедоваться и причаститься?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вот такие незаживающие раны наносим мы людям своим неправедным гневом». Заканчивая разговор о гневе, хотелось бы вспомнить слова апостола Иакова: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». Но продолжим нашу тему. Российский предприниматель , банкир Владимир Павлович Рябушинский , представитель купеческой династии Рябушинских , в своей книге « Московское купечество » писал , что вплоть до начала XIX века существовали устой чивые представления о специфических грехах хозяина , о которых специально спрашивали на исповеди . И что особо тяжким среди хозяйских грехов считалось умышленная невыплата заработной платы , обман и притеснение работников [ Рябушинский , с . 158] . Сейчас во времена становления нового российского предпринимательства , во времена возрождения деловой этики , основанной на православном мировоззрении , понимание этих специфических « грехов хозяина » становится очень актуальным . Именно поэтому при разработке « Основ социальной концепции Русской Православной Церкви » этому вопросу было уделено должное внимание . Вот , что мы можем прочитать в главе VI этого документа под названием « Труд и его плоды ». « Церковь учит , что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека , но и грехом перед Богом . Священное Писание говорит : « Не обижай наёмника ... В тот же день отдай плату его ... чтоб он не возопил на тебя к Господу , и не было на тебе греха » ( Втор . 24, 14–15) ; « Горе тому , кто ... заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его » ( Иер . 22, 13) . Существует множество способов , как недо дать плату своему работнику , — способов об мана и скрытой эксплуатации работника работодателем . Православный предприниматель , живущий по заповедям Божиим , должен помнить слова из послания апостола Иакова : « Послушайте вы , богатые : плачьте и рыдайте о бедствиях ваших , находящих ( на вас ). Богатство ваше сгнило , и одежды ваши изъедены молью .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Дом праведного Симеона Богоприимца, а позднее и гроб его находились на юго-западе от Иерусалима, в местности, называемой Катамон. Теперь здесь греческий монастырь. Главная его святыня – гроб святого Симеона. Из службы Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром,/яко видеста очи мои спасение Твое,/еже еси уготовал пред лицем всех людей,/свет во откровение языков//и славу людей Твоих Израиля. Тропарь, глас 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,//дарующего нам воскресение. Кондак, глас 1 Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство и укрепи люди,//ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче. Тропарь святому праведному Симеону Богоприимцу, глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои//спасение Твое мирови. Кондак, глас 4 Старец днесь отрешитися/от юз моляшеся сего жития тленнаго,//Христа восприят на руце, Зиждителя и Господа. Горняя. Айн-Карем Русский Горненский монастырь Евангелие от Луки 1, 39–58 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Участок в месте, связанном с Иоанном Крестителем, купил для Русской Духовной Миссии приснопамятный архимандрит Антонин (Капустин). Он построил небольшую церковь в византийском стиле – в честь Казанской иконы Божией Матери и основал монашескую общину. Горненский монастырь – первая русская обитель в Иерусалиме и сегодня – самый большой монастырь на Святой Земле. Недавно сооружен храм в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Естественным, само собой разумеющимся и поэтому воспроизводящимся вновь и вновь является как раз неравенство и рабство. Такое положение дел, когда жизнь, свобода и достоинство одних людей с легкостью приносится в жертву благополучию других. Более того, когда христианство отступает, мы откатываемся к тому же представлению о неравноценности людей. Рабство (в той или иной форме) было универсальным явлением – поэтому нет смысла говорить о том, в какой культуре оно было. В любой. Важнее поставить вопрос, в какой культуре оно было преодолено. В христианской. Чтобы критиковать христианство, вы вынуждены сначала принять христианские по происхождению нормы. В дохристианских обществах ваше критика была бы просто непонятной. Например, в древней Индии само собой разумелось и никем не оспаривалось, что шудра (член касты крестьян) не равен кшатрию (члену касты воинов) и, более того, говорить об их равенстве есть признак безумия и глубокой аморальности. Но это не особенность исключительно Индии – любой языческий кодекс, от законов Хаммурапи до «Русской Правды», проводит четкое разграничение между различными социальными группами людей. Например, за убийство могли оштрафовать или казнить – в зависимости от социального статуса жертвы. Такое неравенство возникало само собой. Люди всегда, сколько себя помнят, делились на соперничающие группы, племена, сословия, нации, государства – и мысль, что ты должен воспринимать чужака как человека той же ценности и достоинства, как и своего, выглядела просто нелепой. Ты нуждаешься в солидарности своих, тех, кто поможет тебе защитить твои интересы. Расточать эту солидарность на чужаков было бы самоубийственно. В самом лучшем случае речь могла идти об определенной снисходительности к рабам – не стоило доводить раба до самоубийства или восстания, – но ни в коем случае не о признании за ним равного достоинства. Именно на этом фоне и прозвучали слова Апостола Павла, которые сейчас используют критики нашей веры. «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» ( Еф.6:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Еще одна немаловажная статья расходов – образование, которое мы мечтаем дать своим детям. Понятно, что, начиная с какого-то этапа, за его качество тоже придется платить. Причем эти затраты даже не связаны напрямую с последними реформами в этой области, а, прежде всего, с тем, что детям придется нанимать репетиторов, чтобы «подтягивать» их к поступлению в университет. Если родители к тому же хотят, чтобы их сын или дочь занимались музыкой, живописью или спортом, им придется раскошелиться на соответствующие студии и секции. Здесь тоже нужно очертить для себя какие-то разумные рамки. Я искренне сожалею, что своих детей, особенно старших, проявлявших очевидные музыкальные способности, не отдал вовремя в музыкальную школу, причем дело было не столько в отсутствии средств, сколько в катастрофической нехватке времени. В результате они так и не получили музыкального образования. Обидно, конечно, но все же не смертельно… Зачастую приходится слышать, что, дескать, в соответствии с православной традицией, отец должен зарабатывать и приносить домой деньги, а мать – заниматься детьми. Должен сказать, что это – привнесенное и, очень надеюсь, преходящее представление. Наоборот, из традиционной русской сельской семьи отцы не отправлялись куда-то за тридевять земель на заработки, а работали здесь же, в доме или возле него. И отец, и мать, и старики, и дети – все по мере сил и умения вели общее хозяйство. Мне кажется, что со временем для многих отцов такая возможность откроется вновь. С развитием компьютерных технологий все больше людей получают возможность работать дистанционно, а значит, появляется возможность больше времени проводить в семье. – Существует и другой подход к жизни. Некоторые мужчины не видят смысла заботиться о достойном материальном обеспечении своих семей, оправдывая такую позицию словами Спасителя: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? … И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:25–33 ). Можно ли считать уместным цитирование данного фрагмента Священного Писания в подобных случаях?

http://azbyka.ru/semya/muzhskoj-razgovor...

Закрыть itemscope itemtype="" > Во славу Божию жить для России... 30.10.2011 1319 Время на чтение 11 минут «Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа - богоносца, народа - хранителя и защитника святынь веры» Митрополит Иоанн (Снычев) Надо признать, что милость Божию - духовную свободу, право выбора между Истиной и ложью, Светом и тьмою, Христом и Велиаром - мы использовали бездарно. Вместо того чтобы, внимательно всмотревшись в свою героическую чудо-историю, взять себе в духовные руководители наших боголюбивых предков и подвижнически осуществить державное строительство в соответствии с национально-религиозной миссией «удерживающего», русский народ вновь поверил лжеучителям и лжепророкам. Губительные миражи безбожного общества потребления мы приняли за благую цель и кинулись искать счастье «за морями-океанами», как евангельский блудный сын. Свои лучшие душевные качества - любовь к Христу Спасителю, к Родине, друг к другу - мы едва ли не дотла сожгли в братоубийственной гражданской войне, которая - то разгораясь, то затухая - уже не один десяток лет полыхает в нашем бедном Отечестве. Следует мужественно взглянуть правде в глаза и честно сказать самим себе: сегодня мы, русские люди, в большинстве своем не соответствуем своему промыслительному назначению. Не выполняем Замысел Божий о России, который заключается в сохранении драгоценнейшей жемчужины Православной веры в чистоте и неповрежденности даже в условиях апостасии всего человечества вплоть до Второго Пришествия Христа и проповеди Евангелия Царствия по всей вселенной. В заботах « что нам есть? », « что пить? », « во что одеться? » (Мф. 6, 31) мы утратили самый главный, духовный смысл русской жизни: « Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... » (Мф. 6, 33). Мы, русские, потеряли духовную чуткость, нравственную разборчивость, способность различения добра и зла, православную осмысленность и направленность народного бытия. Мы забыли повеление Христа: « Вы соль земли » (Мф. 5, 13). Но за все нужно отвечать. « Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям » (Мф. 5, 13).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/31/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010