Закрыть itemscope itemtype="" > День Всех святых, в земле Русской просиявших 18.06.2023 372 Время на чтение 3 минуты Источник: блог автора Кажется, Достоевский когда-то сказал: Не судите народ по тому, каков он есть, но по тому, каковы его идеалы, каким он хочет быть. И действительно, сонм русских святых с необычайным разнообразием красок, используя всю широту " палитры святости " запечатлел в сознании русского человека то самое Небо, то состояние духа, преображенного и освященного Божественной благодатью, к которому веками стремится русская душа, . За всей нашей внешней расхлябанностью и безалаберщиной теплится этот живой и святой огонек правды Божией. Понимание и чувствование этой правды в русском народе, несмотря на всю его кажущуюся, порой, убогость, очевидно. И одна из причин, почему это чувство правды еще живет в душах заключается в неотделимости нас – живущих здесь и сейчас, живущих грешно и бестолково – от тех, кто эту свою бестолковость сумел Божьей милостью и собственными потами, слезами, а зачастую и кровью преодолеть. Мы с нашими святыми составляем единый народ. И они - святые - составляют его духовную, высшую часть, без которой мы – душевно-телесные прожить по-человечески полноценно не сможем. Много было говорено о наивной доверчивости русской души. И это правда, и даже при всей хитрости и лукавстве и жестокости порой – всё равно народ наш остаётся доверчивым и вот что примечательно – в самом основании этой доверчивости лежит стремление к правде так, что даже в страшных своих падениях и заблуждениях народ именно обманывается тем или иным подобием правды и именно этим подобием только и может увлечься, но уж никак не вопросами расчёта, выгоды или прибытка. И вот эта национальная наша черта – искание самой последней и запредельной правды – приводила тысячи наших соотечественников ко Христу, составляя тот единый народ, который мы называем сегодня Святой Русью. И вот что удивительно – ведь нет, кажется, национальности, не представленной в этой палитре русской святости, но какой-то особенный дух сплотил их всех в единый народ, в единую общность. Если угодно, это даже образчик Вселенской Церкви. Тут вспоминаются слова Писания о том, что Дух один, а даров много. Вот может быть русская святость – это какой-то особенный едва ли объяснимый, но явственный и ощутимый дар Святого Духа. Дар, объединяющих разных святых в одну общность и даже связывающий их с нами - бестолковыми грешниками, пока мы сами не отрываемся от этого святого единства упрямством своей греховной воли и тогда уж действительно перестаём быть русскими, лишаемся этого благодатного дара.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/18/den_vs...

«Пятнадцать веков протекло с того времени, как учили в Церкви последние из тех ее отцов, учение которых по вопросу о христианском отношении к собственности мы изложили. Мир жил эти века своей жизнью; и теперь, так же, как и в дни святоотеческого учительства, нет правды на земле в отношениях между христианами, и дивными кажутся нам слова Евангелия Христова о братстве людей, как детей одного Отца. И теперь, так же как и в первые дни христианства, миллионы обездоленных в мире идут к Церкви и через нее приносят в жертву Богу свои сокрушенные сердца, ожидая здесь утешения и просвещения. Наша русская православная Церковь есть часть великого вселенского целого и должна являться носительницей тех идей, какими жила древняя Церковь. К ней, русской православной Церкви, протянуты не только руки просящих, но устремлены сердца, любящие правду и тоскующие по ней. И наша Церковь должна быть вестницей правды Христовой, должна исповедовать Его истину, обличать мир в том, что нет правды в его жизни, и указывать миру единый путь жизни во Христе и Его слове вечной истины. И если наше богословие и проповедь в храме призваны быть слугами Церкви и содействовать ее возрастанию в мире, то они должны исповедовать и проповедовать истину Христову во всей ее чистоте и лучезарной красе, а не извращать ее в угоду началам, господствующим в нашей наличной жизни. Нами было кратко указано на ложь того пути, каким идут, в общем, современные нам богословие и проповедь в уяснении христианского взгляда на вопросы об отношении христианина к собственности и помощи нуждающимся. Коренная ложь эта в том, что за норму христианских отношений принимаются не те идеальные начала жизни, какие были возвещены миру Господом Иисусом Христом, но начала, фактически господствующие в нашей, языческой по духу, жизни. Поэтому и оказалось возможным дойти до такого ослепления, чтобы от имени Церкви Христовой советовать хранить и умножать свое богатство в то время, как братья умирают с голоду, и жить в роскоши тогда, когда великое множество людей не имеют и крова. Так учить, значит, поистине, подавать алчущим правды камень, вместо хлеба; и нужно ли удивляться, что когда такие учители говорят: “Церковь — мать наша”, — то, хотя они говорят истину, но в их устах уныло звучит она, и не ощущается в их речи всего тепла этого образа — материнства Церкви. И есть лишь один надежный путь для нашей русской богословской мысли сохранять верность Христу — это прислушиваться более к голосу предания Вселенской Церкви, чем к голосу предания человеческих обычаев; усваивать значение вечной правды слову Евангелия, а не меняющимся человеческим установлениям и мнениям. Русская богословская мысль, если она желает быть верной заветам древней Церкви, должна на пути своего исповедания и проповедования Христовой истины идти в мир со знаменем, на котором были бы начертаны великие слова псалмопевца, обращенные им к Богу: “правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина”».

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

А.П. Новосельцев, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин, В.П. Шушарин, Я.Н. Щапов под редакцией докторов исторических наук В. Т. Пашуто и Л. В. Черепнина Содержание Предисловие Часть первая. Общественно-политический строй древнерусского государства Черты политического строя древней Руси Собор Совет Снем Вече Ряд Подручничество. Кормление Местничество Обязанности вассала Княжеский суд К вопросу о форме государства Особенности структуры Древнерусского государства П редварительные замечания Истоки Древнерусского государства Экономические основы вассалитета неславянских земель Политическая структура неславянских земель Древнерусского государства Классовая борьба на Руси и движения подвластных народов Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда Краткая и пространная редакции Русской Правды Восстание в Новгороде в 1015 – 1016 гг. и Древнейшая Правда Русская Правда и «устав и закон русский» Восстание в Древлянской земле в 945 г. и «уставы» и «уроки» Ольги «Устав земленой» Владимира Святославича и Русская Правда Восстание изгоев в 1024 – 1026 гг. и «Покон вирный» Ярослава Новгородская редакция Правды Ярослава 1036 г. Киевская редакция Правды («Суда») Ярослава 1037 г. Вопрос о «Суде» Ярослава на княжеском съезде 1054 г. Народные движения конца 60-х – начала 70-х годов XI b. u Npabдa Ярославичей Вопрос о Русской Правде на Любечском съезде 1097 г. Народные движения в княжение Святополка и Русская Правда Народное движение в Киеве в 1113 г. и устав Владимира Мономаха Восстание в Новгороде в 1136 г. и краткая редакция Русской Правды Волнения в Киеве в 1146 – 1147 гг. и вопрос о Русской Правде Народное восстание во Владимиро-Суздальской земле в 1174 – 1175 гг. и вопрос о Русской Правде Церковь в системе государственной власти Древней Руси Княжеские уставы XI – XII bb. – соглашения о разделе феодальной ренты между церковной и светской властью Десятина и ее происхождение Возникновение церковной земельной собственности Церковная юрисдикция и отражение в ней феодальной собственности церкви в XI – XII bb.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf III. Братство Русской Правды После окончания гражданской войны в России, и разселения эмиграции заграницей, в 20-ых годах, в эмиграции было организовано «Братство Русской Правды», которое поставило своей задачей освобождение русскаго народа от коммунистической власти через вооруженную борьбу. Главным основателем «Братства Русской Правды», предоставившим материальныя средства на его деятельность, был Герцог Георгий Николаевич Лейхтенбергский, обладавший в Германии имущественными владениями и фамильными драгоценностями значительной стоимости. В организации и руководстве Братством принимали деятельное участие ген. П. Н. Краснов и писатель Соколов-Кречетов, которые вдохновляли и составляли всю литературу Братства, направлявшуюся в советскую Россию. Главными представителями Братства были: в Париже – Бурцев, в Прибалтике Светлейший Князь Л. П. Ливен, на Дальнем Востоке Д. В. Гондатти, в Югославии С. Н. Палеолог и сен. С. Н. Трегубов, в Соединенных Штатах А. А. Вонсяцкий. Деятельное участие в работе Братства принимал гр. В. В. Мусин-Пушкин, впоследствии принявший священный сан и скончавшийся в 1958 году в звании строителя и настоятеля Св. Владимирскаго Храма Памятника в Кассвиле, в С. Ш. Братство действовало с ведома и одобрения Великаго Князя Николая Николаевича и ген. П. Н. Врангеля и продолжало белую борьбу с узурпаторами власти в России, приостановившуюся с эвакуацией Русской Армии заграницу. В своей внутренней жизни Братство было строго секретной организацией. Во главе Братства был Верховный Круг, а его исполнительным органом был Основной Круг. В различных странах были представители Братства, так называемые «общественные гаранты». «Братчики не знали друг друга и получали свои директивы только от своих непосредственных руководителей. На всех границах советской России, а также внутри ея были устроены братские пункты, с которыми были связаны центры Братства. 1. Послание владыки Антония о вооруженной борьбе с большевиками. В связи с деятельностью «Братства Русской Правды» владыка Антоний в 1930 году опубликовал следующее свое послание 25 . Архипастырское послание ко всем православным Русским людям в Подъяремной России и в Зарубежье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Мы с нашими святыми — один народ Много было говорено о наивной доверчивости русской души. И это правда, и даже при всей хитрости, лукавстве и жестокости порой – всё равно народ наш остаётся доверчивым… 17 июня, 2012 Много было говорено о наивной доверчивости русской души. И это правда, и даже при всей хитрости, лукавстве и жестокости порой – всё равно народ наш остаётся доверчивым… Кажется, Достоевский когда-то сказал: не судите народ по тому, каков он есть, но по тому, каковы его идеалы, каким он хочет быть. И действительно, сонм русских святых с необычайным разнообразием красок, со всей широтой палитры святости запечатлел в сознании русского человека то самое небо, к которому веками стремится загадочная русская душа. Ведь небо духовное – это не какое-то место в пространстве, но, прежде всего, состояние духа, души и тела, преображённых и освящённых Божественной благодатью. За всей нашей внешней расхлябанностью и безалаберщиной тлеет этот живой и святой огонёк правды Божией. Понимание и чувствование этой правды в русском народе, несмотря на всю его кажущуюся убогость, всё же очевидно. И одна из причин, почему это чувство правды ещё живёт в душах, заключается в неотделимости нас – живущих здесь и сейчас, живущих грешно и бестолково – от тех, кто эту свою бестолковость сумел Божьей милостью и собственными потами, слезами, а зачастую и кровью преодолеть. Мы связаны с нашими святыми в один народ. И они, святые, как бы составляют его духовную, высшую часть, без которой мы, душевно-телесные, прожить по-человечески полноценно не сможем. Много было говорено о наивной доверчивости русской души. И это правда, и даже при всей хитрости, лукавстве и жестокости порой – всё равно народ наш остаётся доверчивым. И вот что примечательно: самое основание этой доверчивости есть стремление к правде так, что даже в самых страшных своих падениях и заблуждениях народ именно обманывается тем или иным подобием правды и именно этим подобием его только и можно увлечь, но уж никак не вопросом расчёта, выгоды или прибытка.

http://pravmir.ru/my-s-nashimi-svyatymi-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ревнитель Правды Божией Вышла книга, посвящённая памяти Валерия Павловича Филимонова 01.10.2021 1585 Время на чтение 16 минут В православном издательстве «Сатисъ» вышла книга «Ревнитель Правды Божией». Книга посвящена памяти известного писателя-агиографа, публициста, историка, поэта, журналиста и общественного деятеля Валерия Павловича Филимонова – автора житий святого преподобного Серафима Вырицкого и священномученика пресвитера Петроградского Философа Орнатского с сыновьями Николаем и Борисом, а также ряда книг и публикаций о православных подвижниках, новомучениках и исповедниках, многочисленных статей, докладов, лекций, выступлений, радио и телепередач, посвященных вечным ценностям Православия и актуальным вопросам современности. С подготовкой этой книги к изданию «Русская народная линия» знакомила читателей в статье «Правда – меч, а щит – молитва» и других. Публиковались на РНЛ также и некоторые из глав готовящейся книги. Книга «Ревнитель Правды Божией» рассказывает о жизненном пути Валерия Павловича Филимонова, знакомит с основными вехами его духовного и литературного становления¸ со знаменательными событиями его жизни и творчества; рассказывает о его соратниках, наставниках и духовных друзьях, об истории создания его книг и о его разнообразной и многотрудной общественной деятельности во благо Отечества, Церкви и ближних. В сборник вошли фрагменты из трудов Валерия Павловича Филимонова о святых Земли Русской – преподобном Феодосии Кавказском, преподобном Варнаве Гефсиманском, преподобном Серафиме Вырицком, священномученике Философе Орнатском, последнем духовнике вырицкого старца – протоиерее Алексии Кибардине, о святых Царственных Мучениках; о старчестве на примере древних отцов Святой Православной Церкви. Один из разделов книги представляет воспоминания писателя о наших замечательных современниках, воинах Христовых и известных духовных наставниках, с которыми Валерию Павловичу довелось быть в духовной дружбе и соработничестве: об удивительном пастыре – протоиерее Алексии Коровине, бывшем около 40 лет настоятелем храма иконы Казанской Божией Матери в Вырице, об оптинском подвижнике приснопамятном схиигумене Гаврииле (Виноградове), об известном и любимом многими петербургском протоиерее Владимире Ноздрачёве, приснопамятном настоятеле храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено; о неутомимом труженике на ниве Божией Алексее Алексеевиче Сенине, основоположнике и многолетнем редакторе газеты «Русский вестник»; о смелом и безкомпромиссном борце за Истину Христову Владимире Николаевиче Осипове. Довелось Валерию Павловичу получать и богомудрые советы и благословения на труды приснопамятного владыки Иоанна (Снычева) и старца Николая (Гурьянова).

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/01/...

Святейший Патриарх Кирилл: Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека 17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.В Первосвятительском слове после богослужения Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что преодоление кризисных явлений в обществе невозможно без преодоления кризиса человеческой личности . Скачать (FLV файл. Продолжительность 11 мин. Размер 25.1 Mb ) Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда. Но мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в XX веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду! Да, может быть, и правды никакой не было, а лишь гордыня и желание власти! И погублены были миллионы человеческих жизней, и распалась великая страна, и если перечислять все наши скорби, понесенные в XX веке во имя тех самых человеческих правд, то не хватит никакого времени. Пример святой мученицы Варвары учит нас тому, что жизнь можно и нужно отдавать только за правду Божию. А эта правда Божия преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается в вагоне метро, чтобы защитить девушку от нападок гадких и скверных людей, и затем оказывается в реанимации — это Божия правда. И не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды.

http://pravoslavie.ru/50456.html

Скачать epub pdf Часть первая “Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы... То, что творите вы не только жестокое дело; это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятью потомства в жизни настоящей, земной..... Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия”... Святейший ТИХОН Патриарх Московский и всея Руси. Ищущим правды и любящим ее От духовенства Православных Русских приходов в Марокко. Архимандрит М. Ярославцев, настоятель патриаршего прихода в Рабате, отвечая на предложение о. Митрофана Зноско-Боровского о воссоединении его прихода с Русской Православной Общиной в Марокко под омофором Русской Церкви Заграницей, призванной к жизни святейшим Патриархом Тихоном и возглавляемой, волей Божией, здравствующим членом св. Синода патриарха Тихона м-ом Анастасием, высказывает в письме своем от 9/22 мая 1952 года намерение предать свой ответ о. Митрофану гласности, чтобы – по его словам – “НЕ БЫЛО КРИВОТОЛКОВ ВОКРУГ НАС СРЕДИ НЕЛЮБЯЩИХ ПРАВДЫ”. Посему и мы, в целях ВЫЯВЛЕНИЯ ИСТИННОЙ ПРАВДЫ, ВЫНУЖДЕНЫ дать следующее разъяснение по существу письма-ответа архимандрита Митрофана Ярославцева. 1 . Архимандрит М. Ярославцев утверждает: “ВАША НЕПРИЕМЛЕМОСТЬ ни в какой форме влияния, исходящего от Московской Патриархии, имеет причины исключительно политического характера, но ОТНЮДЬ НЕ ЦЕРКОВНОГО, ибо положение каноническое Русской Церкви и законность избрания Патриарха Московского и всея Руси – стоит вне всякого сомнения”. ОТВЕЧАЕМ: такое голословное утверждение архим. Ярославцева дает и нам право утверждать, что и он со своими единомышленниками подчиняется нынешнему Московскому Патриарху по причинам исключительно политическим. Да ведает архимандрит Митрофан, что дело не в каноническом положении Русской Церкви (оно вне всяких сомнений), а в том, что прежний возглавитель Ее, патриарх Сергий, ВОПРЕКИ ГЛАСУ епископата Русской Церкви, поддержанного “Памятной запиской Соловецких епископов” от 27 мая/7 июня 1926 г., которая была принята семнадцатью епископами во главе с Архиепископом Илларионом, бывшим ближайшим сотрудником Патриарха Тихона, Пахомием, Евгением, Ювеналием; двумя письмами епископа Виктора Ижевского, ВЫСТУПИЛ с известной Декларацией 16/29 июля 1927 года и, приняв все условия советской власти о легализации Церкви, КОТОРЫЕ ПРЕД ЭТИМ САМИМ МИТРОПОЛИТОМ СЕРГИЕМ И ВСЕМ ЕПИСКОПАТОМ БЫЛИ ОТВЕРГНУТЫ, ПРЕВЫСИЛ свою власть первого епископа И НАРУШИЛ ТЕМ основной канон Вселенской Церкви, требующий, чтобы старший епископ НИЧЕГО НЕ ТВОРИЛ без рассуждения всех, ибо так да будет единомыслие” (34 Ап. Правило), Так патриаршая власть в лице ее местоблюстителя м. Сергия стала неканоничной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Секта: как распознать и как уберечься Появляется какой-то человек, который вдруг заявляет, что он и есть носитель Божией правды, что его религия — которую он сочинил — и является правильной религией. Возникает вопрос: а до тебя-то что было? 26 августа, 2009 Появляется какой-то человек, который вдруг заявляет, что он и есть носитель Божией правды, что его религия — которую он сочинил — и является правильной религией. Возникает вопрос: а до тебя-то что было? Святейший Патриарх Кирилл: Секта всего это направлено против кого-то «Часто под религиозной личиной осуществляется деятельность совершенно далекая от религиозных целей»,  заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе встречи с общественностью Архангельска, отвечая на вопрос о возможности введения наказания за нанесение личности в результате сектантской деятельности психологического ущерба и вреда здоровью. Часто под религиозной личиной осуществляется деятельность совершенно далекая от религиозных целей. Само по себе то, что мы сейчас называем сектантством, явление очень болезненное — я бы сказал, уродливое явление. В самом деле, появляется какой-то человек, который вдруг заявляет, что он есть носитель Божией правды, что его религия — которую он сочинил — является правильной религией. Возникает вопрос: а до тебя-то что было? Что происходило до тебя? Как создавались великие цивилизации — христианская цивилизация, исламская цивилизация, другие? В этой сектантской деятельности есть отрицание истории, есть отрицание религиозного опыта других, есть попытка монополизировать религиозный фактор и подчинить его недекларируемым целям. Вот в чем опасность — никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего, это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Я не встречал ни одного сектанта, безразличного или доброжелательного по отношению к Русской Церкви. Всегда есть пафос борьбы, пафос разрушения. Но ведь не только борьбы с Русской Церковью — есть пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина…

http://pravmir.ru/texnika-religioznoj-be...

День памяти святых, в земле Российской просиявших, указывает нам на то духовное небо, под которым создавалась и жила земля Русская. До святого князя Владимира на Русской земле жили языческие разрозненные, друг с другом враждовавшие племена. Святой князь Владимир принес им новую веру, новое сознание, смысл жизни, новое внутреннее, душевное состояние, дал им новый, всех объединяющий дух жизни, и так образовался единый народ. Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: бессмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф 6, 33). Вера, Православная Церковь объединила разрозненные племена в один народ, и самым существенным свойством русских людей стала вера в Царство Божие, искание его, искание правды. Ради Царства Божия, ради причастности ему, ради молитвы русские подвижники уходили от мирской суеты в леса, на не обитаемые острова. Они искали только Царствия Божия, ничего не хотели создавать и строить, уходили от людей, но люди шли за ними ради Царствия Божия, бывшего на тех островах и лесах вокруг праведников, и так вырастали лавры и обители. Искание правды — основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый писаный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой». Но о небе, о Царстве Божием, думали не только те, кто уходил от мира и людей, все верующие русские люди понимали смысл жизни. Все, кто подлинно строил Россию как государство, живя в миру и исполняя свои обязанности, также почитали самым главным быть верными Божественному Царству и Божественной Правде. В России были князья, полководцы, хозяева, люди всех родов и занятий, но их основное понимание, и стремление, и смысл жизни было также стяжание Царствия Божия, причастность ему. Св. Александр Невский всю жизнь провел в военных и государственных подвигах, проехал на коне через всю Сибирь к татарскому хану, чтобы устроить мир в России, прославился военными победами, но когда заболел и пришла смерть, он принял ее как освобождение от трудов земной жизни и отдался тому, что было дороже всего его душе, и принял постриг, чтобы войти в вожделенное Царство Божие уже воином не земным, но Христовым.

http://pravoslavie.ru/47238.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010