С детства любил читать про походы Стеньки Разина, Емельяна Пугачева, про русское бунтарство. Все мои предки - из уральских казаков Оренбургской губернии. Я прочел в исторической книге, что наш сорокинский род - один из самых знаменитых и коренных на Урале. В молодости я написал поэму " Бунт " - о Пугачеве. Опубликовал её в журнале " Урал " . И неожиданно мне прислал письмо к тому времени уже известный Мустай Карим. Поддержал меня, признался, что сам хотел написать такую поэму о башкирцах в войске Пугачева, но не успел. Потом, уже после окончания ВЛК в Москве, написал поэму " Стенька Разин " . Её напечатали в журнале " Москва " . А ведь я еще молодым парнем был. Так что моя любовь к бунтарству выразилась прежде всего в стихах. Потом, в семидесятые годы, у нас началось возвращение к своим истокам, появилось русское национальное направление. Уже тогда, в семидесятых, было предчувствие некой возможной будущей катастрофы и, прежде всего, от того, что не ценился сам русский народ. Сверху шло какое-то обезличивание. Я старался в меру своих сил противостоять потере исторической памяти. Задумал поэму о Куликовом поле. Написал вступление о Сергии Радонежском. И чувствую - мало знаний. Отложил, ушел с головой в изучение русской истории. Увлекся древнерусской литературой, прежде всего, " Задонщиной " . И потому, когда приехал на Куликово поле, я ничему не удивился, всё уже знал. Меня упрекают: мол, чего ты полез в древность? А я говорю: какая древность?! Всего лишь шесть человек проживи по сто лет, и уже очутишься на Куликовом поле. Написал поэму, принес в " Наш современник " , и Викулов сразу же заслал в набор, к шестисотлетию Куликова поля. Поэма вышла, хорошо была принята читателями. Но Викулов, главный редактор, говорит: его вызвал в ЦК КПСС Зимянин и такой нагоняй дал за эту поэму! Чуть ли не шовинизмом попрекал, разрушением дружбы народов. Сказал, что вызовет еще раз. Но Викулов крепкий мужик был, сказал мне: если начнут дергать, я им на стол положу партбилет. В.Б. А как восприняли поэму в православных кругах? Я помню то время, в юбилей битвы на поле Куликово ехали со всей России, там был какой-то первый сбор всех русских патриотических сил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Закрыть Песни казачьи и богатырские 22.06.2011 544 Время на чтение 7 минут – Ты слышала Растеряева? – с полгода назад спросила меня подруга, русская француженка. Дело было в Нижней Нормандии, в сельской глуши. Сад за окнами поблескивал изморозью, что обычно заменяет в тех краях снег, а дрова в печи трещали так, будто их присыпали порохом. Живое веселое тепло понемножку проникало через распахнутые двери из большой гостиной в маленькую, где мы сидели за компьютерами, укутавшись в пледы и шарфы. – Нет, – пожала плечами я. На мониторе шли политические баталии, и неведомый Растеряев меня в эту минуту решительно не интересовал. – Погоди! – подруга решительно закликала мышью. – Вот он! Пришлось отвлечься, перевести взгляд на ее экран. Из зимней Нормандии мы перенеслись на летнее – в зените лета – русское поле. Во поле стоял непримечательной среднерусской наружности парень, которого я искренне и всерьез приняла за сельского жителя. На его обнаженном торсе висела гармонь. Или – аккордеон? Баян? Впервые в жизни именно Растеряев заставил меня устыдиться моего снобизма, из которого я так и не разобралась, чем гармонь отличается от аккордеона. Но, во всяком случае – не обрыдшая, избывшая себя бардовская гитара. Он бесшабашно тряхнул головой, с обаятельной лихостью сверкнул глазами, и запел собственного сочинения казачью песню. Теплый ветер в поле летал, гулял, глядел, а потом Этот ветер в окна влетел и мне рассказал он шепотом: «Очень много смуглых ребят уже сегодняшним вечером К нам придут рубить всех подряд, крича на тюркском наречии». А я в свои пятнадцать годков понюхал смерти пороху, Голову снимаю легко, как будто шляпку с подсолнуха Не рискуй с такой детворой на саблях в поле тягаться ты, Было: выходил и один в соотношеньи к двенадцати. Немудреное исполнение, простые слова. Но они цепляли за что-то столь же простое в душе, простое, но то, без чего нельзя прожить. Прапамять о той Руси, что одною рукой вела борозду, а другой держала меч – не нагрянут ли охотники до чужого добра?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть Православные ценности как основа государственности России Если не отмечаются наши исконные праздники через различные мероприятия, то народ исчезает 20.05.2020 1081 Время на чтение 5 минут В лекциях по истории права для студентов и широкой публики я всегда в качестве примеров использую историографию битвы при Калке и Куликовской битвы. Битва при Калке, 7 июня 1223 г. Сражение между объединённым русско-половецким войском и монгольским корпусом. С той и с другой стороны участвовало приблизительно равное количество воинов. Несмотря на превосходящую над противником военную подготовку основные русские силы были разбиты. Всем известен факт, что до нашествия Русь по интеллектуальному уровню в среднем превосходила европейские страны, но, тем не менее, битву проиграла. Куликовская битва, 8 сентября 1380 г. Решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском хана Золотой Орды Мамая. Это день победы русских полков над монголо-татарскими войсками. Учёные-историки утверждают, русская государственность пришла с Куликова поля. На чём основано это утверждение? Известно, что на Куликовом поле защитников Русского государства было в 4 раза меньше, чем нападавших. И, тем не менее, русское войско победило. Причём отстаивать свою государственность пришёл простой люд - ремесленники и крестьяне. Он-то и составил основную массу войска. Что же произошло в период между битвой при Калке и Куликовым поле? Этот отрезок времени характеризуется активным строительством православных храмов и монастырей, распространением среди народа православных ценностей. Страна была приведена к единому Образу, единым ценностям - православным, без которых воспитание русского человека было бы ущербным. И по сей день такие основные понятия, как Добро, Зло, Любовь, Долг, Семья, Отечество, остаются неизменными и не теряют своего значения. Трудно переоценить вклад в дело победы игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Духовный собиратель русского народа, величайший подвижник Земли Русской Сергий Радонежский явился вдохновителем победы московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. Благодаря ему русское войско победило в этой битве. Поэтому и говорят, что русская Держава, русская государственность пришла с Куликова поля.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/20/pr...

Мой прапрапрадед ушёл сначала в Семиречье, потом на Алтай. В станице Зятькова речка родился мой отец. Если брать мои донские корни, то там не только великороссы и малороссы, то там и персиянки, и турчанки бывали - православные, конечно: под казаком кто не будет православным? Мама у меня Стародубская. Вот сколько есть в роду русских крестьян, если брать вглубь веков, а Стародуб древнее Москвы - там все русские крестьяне. Ну как русские? Моя бабушка Матрёна Герасимовна говорила с белорусским говором, а её свекруха была «з Полтавы». Россия, Украина и Белоруссия как раз сходятся в Брянской области. От Стародуба до границы буквально несколько десятков километров. Получается, во мне есть велокоросские, малороссийские и белорусские корни, но как я в себе их разберу? Я ощущаю себя великороссом, потому что я здесь родился, но прожил в Киеве. Когда начал искать по этнической составляющей, подумал: стоп, здесь что-то не так! Да, безусловно, своими этническими корнями я русский, но я встречал людей, которые не были этническими русскими по крови, однако я их считал таковыми. У меня был зам, крёстный отец моего Кирилла, наполовину украинец, наполовину молдаванин, но он себя относил к русским. И я стал искать: что же такое русский? что такое вообще национальность? В конце концов я это озвучил в своей книге, которая называется «Русская революция неизбежна» - она сейчас признана экстремистской, к сожалению. Как учёный, я посвятил много времени изучению вопроса о русскости. Я пришёл к пониманию, что русскость и национальность вообще - это некое духовное поле. Обычно поле не имеет границ, а, на мой взгляд, национальное поле имеет духовные границы, контуры которых определяются тем местом на земле, где живёт этот народ. Мы, коренные русаки, генерируем те свойства, которые составляют сущность русской души. В это духовное облако могут войти другие, даже азербайджанцы, если они принимают русский православный дух. Если ты вошёл в русское облако со своим духом - значит, твой код нам подходит, будь с нами! Если же ты русский, но рассуждаешь, как Чаадаев: «...как сладостно отчизну ненавидеть!..» - ты ненавидишь русское, ты - русофоб, то ты не войдёшь в это облако.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/26/hoch...

П.В. Долгоруков Графы и бароны Маннергеймы Шведская дворянская фамилия. Густав фон-Маннергейм (Mannerheim), генерал-майор и шеф далекарлийского полка, (рождение 7 сентября 1695 † 26 января 1777), и брат его полковник Иоанн-Август (рождение 8 августа 1706 † 26 августа 1778), возведены были Королём Фридрихом-Адольфом, 29 февраля 1768 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Одна ветвь баронов Маннергейм, владея поместьями в Финляндии, с присоединением Финляндии к России поступила в русское подданство. Из этой финляндской ветви барон Карл-Эрик (рождение 14 декабря 1759 † 15 января 1837), тайный советник, вице-президент финляндского сената, губернатор абовский и бьернеборгский, возведён был Императором Александром I, 26 декабря 1823 года, в Графское достоинство Великого Княжества Финляндского. Сын его († 9 октября 1853) служил тайным советником и был известным как учёный естествоиспытатель. Герб баронов Маннергейм: щит разделён крестообразно на 4 части серебряным мальтийским крестом. В верхней части, в золотом поле, крестообразно положены два голубые знамя, на коих изображены два чёрные меча, крестообразно, и над мечами чёрная дворянская корона. В правой части, в голубом поле, золотая гора, и над нею серебряная пятиугольная звезда. В левой части, в голубом же поле, между двумя серебряными пятиугольными звёздами, серебряная же пятибастионная крепость. В нижней части, в красном поле, крестообразно положены две золотые пушки, окружённые четырьмя золотыми ядрами. Посреди герба голубой щит, в коем диагональная золотая полоса от правого верхнего угла к нижнему левому, и с каждого бока полосы по три серебряные лозанж. На гербе баронская корона между двумя шлемами с баронскими же коронами. На правом шлеме пять павлиньих перьев, три золотые и два серебряные, и на среднем пере серебряный лозанж; на левом плена два орлиные крыла и между ними око. Щит держат два дикаря с палицами в руках и в дворянских шлемах с опущенными забралами. Герб графов Маннергейм: овальный щит в серебряном ободе с золотыми гвоздями, разделён на 4 части серебряным мальтийским крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

11 ноября 1919, Коктебель В автографе с подзаголовком «Молитва». Заклятье о русской земле Встану я помолясь, Пойду перекрестясь, Из дверей в двери, Из ворот в ворота – Утренними тропами, Огненными стопами, Во чисто поле, На бел-горюч камень. Стану я на восток лицом, На запад хребтом, Оглянусь на все четыре стороны: На семь морей, На три океана, На семьдесят семь племен, На тридцать три царства – На всю землю Свято-Русскую. Не слыхать людей, Не видать церквей, Ни белых монастырей, – Лежит Русь – Разоренная, Кровавленная, опаленная. По всему полю – Дикому – Великому – Кости сухие – пустые, Мертвые – желтые, Саблей сечены, Пулей мечены, Коньми топтаны. Ходит по полю железный Муж, Бьет по костям Железным жезлом: «С четырех сторон, С четырех ветров Дохни, Дух! Оживи кость!» Не пламя гудит, Не ветер шуршит, Не рожь шелестит – Кости шуршат, Плоть шелестит, Жизнь разгорается... Как с костью кость сходится, Как плотью кость одевается, Как жилой плоть зашивается, Как мышцей плоть собирается, – Так встань, Русь! подымись, Оживи, соберись, срастись – Царство к царству, племя к племени. Кует кузнец золотой венец – Обруч кованый: Царство Русское Собирать, сковать, заклепать Крепко-накрепко, Туго-натуго, Чтоб оно – Царство Русское – Не рассыпалось, Не расплавилось, Не расплескалось... Чтобы мы его – Царство Русское – В гульбе не разгуляли, В пляске не расплясали, В торгах не расторговали, В словах не разговорили, В хвастне не расхвастали. Чтоб оно – Царство Русское – Рдело-зорилось Жизнью живых, Смертью святых, Муками мученных. Будьте, слова мои, крепки и лепки, Сольче соли, Жгучей пламени... Слова замкну, А ключи в Море-Океан опущу. 23 июля (5 августа) 1919, Коктебель Заклинание (От усобиц) Из крови, пролитой в боях, Из праха обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. Я за нее за всю молюсь И верю замыслам предвечным: Ее куют ударом мечным, Она мостится на костях, Она святится в ярых битвах,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

11 ноября 1919, Коктебель В автографе с подзаголовком «Молитва». Заклятье о русской земле Встану я помолясь, Пойду перекрестясь, Из дверей в двери, Из ворот в ворота – Утренними тропами, Огненными стопами, Во чисто поле, На бел-горюч камень. Стану я на восток лицом, На запад хребтом, Оглянусь на все четыре стороны: На семь морей, На три океана, На семьдесят семь племен, На тридцать три царства – На всю землю Свято-Русскую. Не слыхать людей, Не видать церквей, Ни белых монастырей, – Лежит Русь – Разоренная, Кровавленная, опаленная. По всему полю – Дикому – Великому – Кости сухие – пустые, Мертвые – желтые, Саблей сечены, Пулей мечены, Коньми топтаны. Ходит по полю железный Муж, Бьет по костям Железным жезлом: «С четырех сторон, С четырех ветров Дохни, Дух! Оживи кость!» Не пламя гудит, Не ветер шуршит, Не рожь шелестит – Кости шуршат, Плоть шелестит, Жизнь разгорается… Как с костью кость сходится, Как плотью кость одевается, Как жилой плоть зашивается, Как мышцей плоть собирается, – Так встань, Русь! подымись, Оживи, соберись, срастись – Царство к царству, племя к племени. Кует кузнец золотой венец – Обруч кованый: Царство Русское Собирать, сковать, заклепать Крепко-накрепко, Туго-натуго, Чтоб оно – Царство Русское – Не рассыпалось, Не расплавилось, Не расплескалось… Чтобы мы его – Царство Русское – В гульбе не разгуляли, В пляске не расплясали, В торгах не расторговали, В словах не разговорили, В хвастне не расхвастали. Чтоб оно – Царство Русское – Рдело-зорилось Жизнью живых, Смертью святых, Муками мученных. Будьте, слова мои, крепки и лепки, Сольче соли, Жгучей пламени… Слова замкну, А ключи в Море-Океан опущу. 23 июля (5 августа) 1919, Коктебель Заклинание (От усобиц) Из крови, пролитой в боях, Из праха обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. Я за нее за всю молюсь И верю замыслам предвечным: Ее куют ударом мечным, Она мостится на костях, Она святится в ярых битвах,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разгром хана Мамая на Куликовом поле в 1380 не освободил Русь от ордынского господства, но имел решающее значение для национальной консолидации, завершившейся в годы правления великого князя Московского Иоанна III ( 1462 - 1505 ). Свержение ордынского господства ( 1480 ) и объединение основной части земель Среднерусской равнины имели определяющее значение в истории русского народа. Несмотря на постоянные набеги с востока и юга крымских, казанских и ногайских ханов, русское правительство с конца XV века и на протяжении двух первых десятилетий XVI века ставило задачей борьбу с Великим княжеством Литовским за Смоленское княжество и Чернигово-Северские земли, население которых тяготело к Москве . Войны с Литвой завершились успешным штурмом Смоленска в 1514 и присоединением Чернигово-Северских земель. Это завершило объединение земель, заселённых великорусским народом, в единое государство. На землях Верхнего Прикамья оседлое русское население появилось относительно поздно - в XIV - начале XV вв. В конце XV и в первой половине XVI вв. русская колонизация Приуралья ещё не приняла массового характера. Ко второй половине XVII века русское освоение Пермской земли проходило очень интенсивно, чему способствовало развитие местных промыслов. Рост населения в Приуралье происходил за счёт переселенцев из разных областей Поморья. В Пермской земле русские переселенцы столкнулись с финно-угорским населением - коми , хантами и манси , но их этническое взаимодействие не привело к ассимиляции этих малых народов. Разгром Казанского ханства создавал предпосылки для массового заселения русским народом Приуралья. Продолжением его освоения были миграционные движения за Урал. Русское заселение Сибири и её хозяйственное освоение были следствием административной деятельности государственной системы и стихийных миграций населения в Сибирь. Поход Ермака и поражение Кучума привели Сибирское ханство к развалу. Борьба с Кучумом продолжалась до конца 1590 -х годов русская администрация возводила опорные пункты ( Тюмень - 1586 ; Тобольск - 1587 ; Пелым - 1593 ; Берёзов - 1593 ; Сургут - 1594 , и др.). Вхождение Сибири в состав Российского государства происходило на протяжении десятилетий по мере её освоения русскими переселенцами. Государственная власть, основывая в Сибири опорные пункты - остроги, становившиеся затем городами с торгово-ремесленным населением, привлекала земледельцев-новопоселенцев различными льготами.

http://drevo-info.ru/articles/1698.html

Но эти отличия не превращались в различия этнические, не нарушали общее этногенетическое и историческое. Период заканчивается объединением основных русских земель. Русские выходят за пределы этнического обитания на восток за Волгу, на юг в Дикое Поле. Период завершается новой бифуркацией начала 17 века или русской Смутой, поставившей государство и народ на грань распада. После преодоления Смуты начинается самый насыщенный и яркий период русского этногенеза. Русские выходят далеко за пределы обитания, занимают Северную Евразию от Карпат до Тихого океана, от морей северных до Кавказа, Иранского нагорья и монгольских степей на юге. В общий этногенез и историю включаются две сотни больших и малых этносов и этнических групп, формируется этногенетическое поле суперэтнического характера. Когда русские прорастают через кровно-родственные связи в народы Северной Евразии, создавая тем самым основу основ русско-евразийского суперэтноса. В соработничестве с народами этими русские создают государство имперского типа - Российскую Империю. Которая после революций 1917 г. переименована в СССР, не потеряв своей имперской сущности. В 1991 г. Российская Империя - СССР распалась по этногенетическим причинам. Потому что распалось русское этногенетическое поле (на русское, украинское, белорусское). А вместе с ним и русско-евразийское на полтора десятка этногенетических полей в границах постсоветских государств. Русский этнос древнерусской генерации вошёл в период старения. О чём говорит распад общерусского этногенетического поля, катастрофические людские потери, потеря способности к полному воспроизводству, миграция не русских в центральные русские регионы, усиление евразийской этногенетической доминанты в осознании собственной идентичности у потомков от смешанных браков и т.д. Для примера. Одновременно с русскими в одних этногенетических ритмах жили турки, австрийцы, англичане, японцы, германцы. Также создавали империи - Османскую, Австро-Венгерскую, Британскую, Японскую, Германскую. У них также распались этногенетические поля и государства.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/15/...

Достоевский обличал русофобствующего германофила Тургенева, разумею, не из честолюбивой ревности ...сам при жизни в гениях ходил... разумею, не из зависти к богатому барскому имению и даже не от славянофильства, но лишь из сыновьей любви к родному русскому народу, униженному и оскорблённому. Оно, вроде, и брань на вороту не виснет, но ведь простоватый русский книгочей может и за чистую правду принять выводы Тургенева о том, что «...Русь в целые десять веков ничего своего не выработала, ни в управлении, ни в суде, ни в науке, ни в искусстве, ни даже в ремесле... (...) Наша матушка, Русь православная, провалиться бы могла в тартары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы, родная (...) потому что даже самовар, и лапти, и дуга, и кнут - эти наши знаменитые продукты - не нами выдуманы. (...) Ну скажите мне на милость, зачем врёт русский человек? (...) Лезут мне в глаза с даровитостью русской натуры, с гениальным инстинктом (...) Да какая это даровитость, помилуйте, господа? Это лепетание спросонья, а не то полузвериная сметка. (...) Русское художество, русское искусство!.. Русское кружение я знаю и русское бессилие тоже, а с русским художеством, виноват, не встречался. (...) Русские люди - самые изолгавшиеся люди в целом свете; а ничего так не уважают, как правду, ничему так не сочувствуют, как именно ей...» Ранешние царские западники, хотя, случалось, и грешили русофобией, всё же были западники по убеждению, и, думали: западноевропейский стиль жизни во благо России; нынешние же лукавые «западники» с русофобской пеной на губах куплены Западом с потрохами и по сниженным ценам, - товар бросовый, молью побитый... И за славу суетную, злато-серебро испросил сумеречный князь душу, Богом дарованную... А посему нынешним «западникам» хоть наплюй в глаза, да хоть помочись в очеса, все Божия роса... Среди русофилов есть малые и великие грешники, но русофилы каются, а русофобы каяться не способны, ибо без Бога и царя в голове, русофобы, не грешники, русофобы - слуги князя тьмы...

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/27/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010