войны 1877-1878 гг. Начатая И. в 1850 г. просветительно-издательская деятельность мон-ря была продолжена и расширена при московской часовне, в большом объеме бесплатно распространялась лит-ра. В 1878-1887 гг. выходил ж. «Душеполезные размышления» (с 1888 «Душеполезный собеседник» ). В издательской деятельности Пантелеимонову мон-рю помогали и с ним сотрудничали: свт. Феофан Затворник , митр. Сербский Михаил (Йованович) , Херсонский архиеп. Димитрий (Муретов) , Херсонский архиеп. Никанор (Бровкович) , Томский еп. Петр (Екатериновский), архим. Леонид (Кавелин) , архим. Антонин (Капустин) , архим. Иустин (Полянский ; впосл. епископ), иером. Никон (Рождественский ; впосл. архиепископ), протоиереи А. Ковалевский, М. Путинцев, П. Матвеевский, И. Н. Полисадов , В. Гурьев, священники Н. Воинов, Н. Румянцев, миряне - ученые и деятели культуры С. И. Пономарёв, Ф. А. Терновский , А. А. Дмитриевский , Н. В. Елагин , В. И. Аскоченский , А. А. Греков и др. И. укреплял монастырское общежитие, существовавшее в Пантелеимоновой обители в ранний период ее истории и восстановленное в 1803 г. грамотой К-польского патриарха Каллиника V . На основе афонской традиции к 1 янв. 1881 г. И. составил первый в истории обители письменный общежительный «Устав Русского на Афоне св. вмч. и целителя Пантелеимона общежительного монастыря». Он регламентировал все стороны монастырской жизни, порядок церковных служб, обязанности по послушаниям, келейное правило и внекелейное поведение. Особое значение И. придавал послушанию, откровению помыслов, частой исповеди и причащению. В письме П. Б. Мансурова Ф. Д. Самарину от 5 окт. 1888 г. отмечалось, что благодаря действию этого «наиболее строгого из афонских уставов» о братии мон-ря можно сказать, что «она есть высшее, по общему признанию, что есть на Афоне и, без сомнения, во всем русском монашестве» (РГБ ОР. Ф. 265. К. 193. Ед. 12. Л. 51-51 об.). По словам архим. Леонида (Кавелина), «из русских общежительных обителей лишь братство Оптиной пустыни, и то в цветущий ее период, при жизни приснопамятных старцев ее… могло бы идти в сравнение с братством Русской Афонской обители по своему духовному устроению, которое есть прямой плод правильного духовного воспитания» (Церк.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Отрадном («Малый Иерусалим»). 1997–1999 гг. Фотография. 2017 г. Среди новых посвящений не забыты подвижники благочестия Св. Горы Афон - на территории московского представительства афонского Русского Пантелеимонова мон-ря - ц. во имя вмч. Никиты в башнях при св. воротах устроены престолы во имя прп. Силуана Афонского и во имя вмч. Пантелеимона (1996). Деревянная водосвятная ц. свт. Филарета, митр. Московского, в Зеленограде (1994; архит. И. А. Покровский) приписана к Успенской ц. в Косине (1998), рядом - ц. во имя свт. Тихона, патриарха Всероссийского; также 1-му Всероссийскому патриарху посвящен престол церкви в Донском мон-ре - в здании храма 1898 г. с приделом во имя блгв. кн. Вячеслава Чешского, придел в ц. ап. Андрея Первозванного в Люблине (2000). С 90-х гг. XX в. было возведено много храмов в честь икон Божией Матери, прославленных в Новое и Новейшее время. Иконе «Всех скорбящих Радость» посвящены: домовая церковь на Патриаршем подворье при городской клинической психиатрической больнице им. Н. А. Алексеева (1896, архит. Л. О. Васильев, освящен в 1994); домовый храм при Патриаршем подворье в больнице МОНИКИ на 3-й Мещанской, основанный еще в 1776 г. в зданиях Старо-Екатерининской больницы (возведен в русско-визант. стиле, напоминающем традиции XVII в., в 1896-1899; архит. В. П. Десятов); часовня на Митинском кладбище (1998) в память всех героически погибших в мирное время при выполнении конституционного долга, в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях; храм-часовня на ул. Гурьянова на месте жилого дома, взорванного террористами 9 сент. 1999 г. (2000-2003, архит. В. И. Козлов). В честь Державной иконы Божией Матери возведен храм в Чертанове (1997-2009; архит. И. Н. Вознесенский) - монументальное здание с 5-шатровым завершением, как в соборе Василия Блаженного (Покрова на Рву) и в проектах Тона. В честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящена церковь на Ходынском поле (бывш. домовый храм при лагерном отд-нии Московского военного госпиталя для военных уч-щ, восстановлен ок. 1992, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» - домовый храм при Краснопресненской пересыльной тюрьме (освящен в 1992), в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» - в Марьине (1999-2001), с приделами в честь икон Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и «Избавительница» - совр. вариант русско-византийского стиля, близкий как к домонг. архитектуре Владимира (пятиглавие со шлемовидными покрытиями), так и к стилю Тона (килевидные очертания закомар, окон, кокошников, оригинальные 3-лопастные очертания фасадов притворов, в центральных пряслах к-рых размещены мозаичные образы соответствующих икон Божией Матери). Среди наиболее распространенных остается посвящение престола свт. Николаю Чудотворцу: в храме (1997-2000), к-рый входит в Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в Отрадном («Малый Иерусалим») (5-главый в стиле домонг. архитектуры).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Правосл. миссионеры из разных губерний Российской империи засвидетельствовали принятие правосл. исповедания веры значительным количеством иноверцев и раскольников благодаря чудесам П. Семья 13-летней Пелагеи из поселения Омутнинский Завод состояла в старообрядческой общине Белокриницкого согласия. В 1891 г. у девочки отнялись ноги. Священник посоветовал матери Пелагеи отслужить молебен П. и присоединить дочь к правосл. Церкви, что и было сделано на 1-й неделе Великого поста. После причащения Пелагеи и ее сестры и молебна П. девочка на следующий день начала ходить. Вслед за дочерьми к правосл. Церкви присоединилась и Мария Смирнова вместе с сыном (Житие, страдания и чудеса св. вмч. и целителя Пантелеимона. 1903. С. 439-441). Особый интерес представляют чудеса П., сотворенные по молитвам к нему чтимых канонизированных святых при их жизни, напр. свт. Макария (Невского) в годы его служения на Алтае и в Томской епархии, прп. Аристоклия Афонского и миссионера Русского мон-ря в Сев. Америке прп. Севастиана (Дабовича) (канонизирован Сербской Церковью в 2015). Чудо, описанное в письме на Афон архим. Севастианом, свидетельствует о том, что к кон. XIX в. слава П. и его обители на Афоне достигла Сев. Америки. В 1881 г. иеродиак. Севастиан (Дабович), служивший в обители свт. Василия Великого при архиерейском доме правосл. Аляскинской епархии (Сан-Франциско) в Калифорнии, рассказал о том, как, еще будучи мальчиком, в 1-й раз увидел икону П., принесенную еп. Нестором в комнату, где лежал его младший брат, заболевший дифтерией. Благодаря образу П. ребенок выздоровел, и с тех пор старший брат стал особенно почитать целителя. Зимой 1889 г. о. Севастиан заболел тифом и врачи признали, что ему может помочь только чудо. Больной стал усердно молиться перед тем самым образом - подарком еп. Нестора и вскоре исцелился. Вместе с письмом на Афон, в к-ром он рассказал об этих чудесах, о. Севастин послал и пожертвование на обитель (Ath. Pantel. 20. 3899.1. Fol. 484-484v). Письмо на подворье Пантелеимонова мон-ря в К-поле. 1894 г.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

в Москве находилась принесенная из Пантелеимонова монастыря глава вмч. Пантелеимона, в июне-авг. 2000 г. святыня побывала в Киеве, С.-Петербурге и Москве. 15 сент. 2001 г. по распоряжению К. в ОВЦС была создана рабочая группа по Афону, к-рой было поручено рассмотреть все вопросы, связанные с положением в Пантелеимоновом мон-ре и паломничеством на Св. Гору. К 2002 г. численность братии Пантелеимонова мон-ря составляла ок. 50 чел. Наметились позитивные изменения в жизни мон-ря: восстановлены порядок и строй монашеской жизни, на средства жертвователей отремонтированы неск. корпусов и все храмы. Труды по восстановлению Китайской Автономной Православной Церкви В 1993 г. К. во главе делегации РПЦ посетил Китай, вскоре состоялся ответный визит кит. церковной делегации во главе со свящ. Григорием Чжу. Так начался многолетний труд по восстановлению православия в Китае. 31 янв. 1994 г. вступило в силу «Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР», позволяющее иностранным священнослужителям «совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций и при согласии Управления по делам религии при Госсовете КНР». В 1996 г. настоятель харбинского прихода ( Китайская Автономная Православная Церковь (КАПЦ)) свящ. Григорий Чжу получил из Московской Патриархии миро и антиминс. В февр. 1997 г. Свящ. Синод по докладу К. поручил ему решение «практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству». Тогда же К. сформулировал принципиальный подход РПЦ к возрождению Православия в Китае: «Китай является зоной пастырской ответственности для Русской Православной Церкви до момента восстановления в полноте иерархии Китайской Автономной Православной Церкви. Китай не территория миссии для Русской Православной Церкви, а каноническая территория автономной Церкви, жизнь которой регулируется канонами вселенского Православия, внутренними определениями Китайской Автономной Церкви и китайским национальным законодательством» (Из доклада на 50-летии КАПЦ 23 нояб.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

В июне 1963 г. на Афоне торжественно отмечалось 1000-летие православного монашества на Св. Горе (дата отсчитывалась от основания в 963 г. Великой Лавры прп. Афанасием Афонским). Среди приглашенных патриархом Афинагором на этот юбилей предстоятелей и представителей Поместных Церквей была и делегация РПЦ во главе с председателем ОВЦС архиеп. Ярославским и Ростовским Никодимом. Еще в нояб. 1959 г. делегация РПЦ, находившаяся в Фессалонике на юбилее свт. Григория Паламы, впервые за много лет получила разрешение посетить Афон и передать помощь Русскому мон-рю вмч. Пантелеимона, пострадавшему от сильного пожара. На протяжении ряда лет патриарх Алексий I последовательно добивался пополнения братии Пантелеимонова мон-ря иноками из СССР. Патриарх Афинагор в нерегулярных ответных письмах поддерживал эту идею, но на деле не спешил с ее осуществлением ввиду политики эллинизации Афона, проводившейся правительством Греции. В рамках празднований 1000-летия Афона была совершена вечерня в рус. Андреевском скиту в присутствии К-польского патриарха и делегации РПЦ. После окончания официальных мероприятий 24 июня в Великой Лавре состоялась беседа патриархов и глав делегаций, затронувшая вопрос славянского присутствия на Афоне и ускорения подготовки Всеправославного Предсобора. Архиеп. Никодим говорил о запустении рус. и др. слав. обителей Афона, о желательности получить разрешение на прибытие новых иноков из слав. стран. Патриарх Афинагор, собиравшийся после юбилейных торжеств нанести визит в Элладскую Православную Церковь, обещал просить греч. власти о доступе на Афон кандидатам, рекомендованным главами Поместных Церквей. Несмотря на это, пополнение Пантелеимонова мон-ря шло с трудом. В окт. 1963 г. на Фанар был направлен список из 18 кандидатов. Только в марте 1966 г., после неск. повторных писем, патриарх Афинагор сообщил о передаче этих данных в Свящ. Кинот. Из 18 кандидатов получили разрешение на поселение 5 чел., из них трое пополнили число братии. 10 нояб. 1965 г. патриарх Афинагор телеграммой известил Алексия I, что «Парижский экзархат синодально упразднен» (Архив ОВЦС МП.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

1972. 7. С. 36-52; Shepard J. Why did the Russians Attack Byzantium in 1043?//BNGJ. 1985. Bd. 22. P. 147-212). Едва ли случайным совпадением выглядит происшедшее в это же время разорение на Афоне пристани и складов Русского мон-ря вмч. Пантелеимона (Акты Русского на св. Афоне мон-ря. К., 1873. 3). В 1045 г. конфликт был улажен, и в 1047 г. рус. войско помогало императору в подавлении мятежа Льва Торника ( Каждан А. П. Иоанн Мавропод, печенеги и русские в середине XI в.//ЗРВИ. 1963. Т. 8. С. 177-184). Не позднее 1051 г. состоялся брак Всеволода Ярославича и «греческой царицы» - родственницы имп. Константина IX Мономаха (ПСРЛ. Т. 1. С. 160). Имя супруги Всеволода и матери Владимира Всеволодовича Мономаха точно не известно; возможно, это была «архонтисса Мария», на печати к-рой читается греч. надпись ΜΟ[ΝΟΜ]ΑΧΗ(?) ( Янин В. Л. , Литаврин Г. Г. Новые мат-лы о происхождении Владимира Мономаха//Ист.-археол. сб. М., 1962. С. 204-221; Soloviev. 1979. N VI); поздние рус. синодики называют ее Анастасией, дочерью Константина Мономаха ( Брюсова В. Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха//ВВ. 1968. Т. 28. С. 127-135). Вскоре осложнения с К-полем возникли в церковной сфере: поставление на Киевский престол «русина» Илариона (1051), избранного Собором епископов митрополии, было осуществлено по воле Ярослава Мудрого (так же как и поставление князем в 1036 на Новгородскую кафедру Луки Жидяты) и, по всей видимости, без согласования с Патриархом (иначе: Müller. 1971. S. 100). Обстоятельства этого события остаются неясны, но источники не дают оснований говорить о стремлении рус. князя к церковной автокефалии ( Поппэ А. Русско-визант. церк.-политические отношения в сер. XI в.//История СССР. 1970. 3. С. 108-124). После смерти кн. Ярослава (1054) место Илариона занял грек Ефрем . Очевидной реакцией К-поля на эту тенденцию в церковной жизни Руси было осуждение митр. Ефремом в его антилат. сочинении (возможно, соборном акте) зап. практики поставления церковных иерархов королями (см.: Чичуров И.

http://pravenc.ru/text/372678.html

  В праздник Введения во храм Пресв. Богородицы того же года он был принят послушником в Русский вмч. Пантелеимона монастырь на Афоне и поставлен на послушание в мастерскую по починке облачений; 6 апр. 1926 г., в канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы, был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 18 марта 1927 г.- в мантию с именем Василий. В 1927-1929 гг. учился греч. языку сначала в монастыре, а затем в Карее   Наряду с обычными послушаниями с 1929 по 1942 г. он исполнял обязанности монастырского секретаря-грамматика по греч. переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также сопровождал паломников-иностранцев, посещавших Афон в летнее время.   В совершенстве овладев греч. языком, исполнял канцелярские обязанности в монастыре и, получив доступ в книгохранилище обители с богатейшими архивами древних рукописей, начал изучать святоотеческое наследие, написал ст. «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (1936).   Будучи в 1937 г. избран «соборным старцем», т. е. членом монастырского Совета, почти ежегодно назначался вторым чрезвычайным представителем мон-ря на общеафонских собраниях 20 монастырей, где обсуждались и решались наиболее важные святогорские вопросы.   В 1942-1945 гг. был представителем (антипросопом) Свято-Пантелеимонова мон-ря в Свящ. Киноте Св. горы, а в 1944-1945 гг. также членом Свящ. Эпистасии (адм. органа Афона). Поэтому именно Василий (Кривошеин) и пригласил советского посла.    В то время русский монастырь переживал острый кризис из-за непрерывного уменьшения числа братии в результате кончины ее престарелых членов и отсутствия пополнения по причине жестких ограничительных мер греч. властей, направленных против притока на Афон иностранцев, особенно русских.      Кроме того, ему как монастырскому секретарю и представителю в Киноте пришлось вести напряженную борьбу против таких ограничений, что вызвало резкое недовольство гражданской власти греков.     Вскоре после отъезда отца Софрония с Афона — 26 сентября 1947 г. в Салониках состоялся суд. По обвинению в сотрудничестве с немецкими оккупантами трибунал постановил приговорить группу русских и болгарских иноков к тюремному заключению: монаха Василия (Кривошеина) — к двум годам, монахов Панкрата и Вениамина из Пантелеимоновского монастыря — к одному году тюрьмы, а двух насельников Зографского монастыря — архимандрита Владимира и иеродиакона Панкрата — к одному году заключения; русского иеромонаха Владимира (Белозерского) освободили из-под надзора.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=895

Иордан. Результатом приезда вел. князей в Иерусалим стало приобретение участка на склоне Елеонской горы и основание Гефсиманского во имя равноап. Марии Магдалины мон-ря . В авг. того же года К. К. посетил Афон, Русский вмч. Пантелеимона мон-рь , Илии Пророка муж. скит близ Кареи. В мае 1887 г. посетил Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустынь , беседовал со старцем прп. Амвросием (Гренковым) и схиархим. прп. Исаакием (Антимоновым) , с которыми в дальнейшем вел переписку. В том же году прислал в Ильинский скит Оптиной пуст. серебряную лампаду к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. С целью познакомить своих детей с усадебной жизнью К. К. с семьей провел лето 1901 г. в имении Н. Прыски Козельского у. Калужской губ., расположенной рядом с Оптиной пустынью и Шамординским Амвросиевым в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рем . В этот период общался с иеросхим. прп. Иосифом (Литовкиным) и игум. Евфросинией (Розовой). Совершал паломничества во множество мон-рей Российской империи, в т. ч. в Троице-Сергиеву лавру , Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери , Ипатиевский во имя Св. Троицы , ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев , вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери . 20 апр.- 23 мая 1910 г. по поручению имп. Николая II участвовал в перенесении мощей прп. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. В 1909-1911 гг. на Ново-Адмиралтейском о-ве в С.-Петербурге на народные пожертвования была построена ц. Христа Спасителя в память Гефсиманского моления и во имя свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах), как храм-памятник «погибшим без погребения героям-морякам» в русско-япон. войне 1904-1905 гг. В 1908 г. по инициативе родственников погибших моряков был образован «Особый Комитет по сбору повсеместно в России пожертвований на постройку храма в память моряков, павших в русско-японскую войну в Цусимском и других боях» под почетным председательством королевы эллинов Ольги Константиновны. Канцелярия комитета по приглашению вел.

http://pravenc.ru/text/2057082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucaja] (Исаия Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» , автор пространного лит. рассказа о сербско-тур. сражении на р. Марице в 1371 г. В научной лит-ре (прежде всего сербской) И. отождествляется с соименным игуменом Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне, но болг. исследователи эту гипотезу не поддерживают, т. к. в сохранившейся части Жития игум. Исаии (повествование доходит до 1375) о его лит. трудах не упоминается. Согласно Житию, И. (светское имя неизв.) род., судя по продолжительности жизни и известным фактам биографии, ок. 1300 г. (в лит-ре есть маловероятные предположения о его рождении между 1310 и 1315 - Podskalsky. 2000. S. 414), «при благочестивем и христолюбивем самодрьжци всее Срьпские земле и Подунавские и Поморские и Арбанашкие светом крали Уроше» (см. Милутин Стефан Урош II, св. кор.). Местом рождения названа «епархия, глаголемая Лиман», под к-рой, вероятно, подразумевается «Липлян», епископия на Косовом поле с центром в мон-ре Грачаница (недостаточно оснований считать, что речь идет о долине р. Лим). И. происходил из знатной семьи, его родителей звали Георгий и Калина. Юноша получил хорошее образование, и ему прочили придворную карьеру. Но, собираясь стать монахом, он недолго оставался при дворе и принял постриг в Осоговском мон-ре . Очевидно, до 1330 г. И. ушел на Афон в мон-рь Хиландар . Неск. лет спустя он навестил родителей и уговорил их принять постриг под именами Герасим и Феодосия. Между 1345 и 1348 гг. И. стал послушником старца Арсения, бывш. игумена Хиландара, к-рый представил его приехавшему в 1347 г. с семьей на Афон серб. царю Стефану IV Душану ; впосл. И. стал другом и советником правителя и его жены Елены (см. Евгения , прп.). После смерти наставника И. удалился в пуст. прп. Павла Ксиропотамского вместе с учеником Сильвестром и с «советником и сподвижником» Дионисием (последний в серб.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Летом 1909 г. он был назначен настоятелем ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Прилепы Минского у. С 1909 по 1922 г. вел летопись Георгиевского прихода, из которой известны подробности его пастырского служения (хранится в личном архиве свящ. Феодора Кривоноса). 24-25 сент. 1910 г. вместе с прихожанами встретил Иверскую икону Божией Матери, привезенную из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне; икона была освящена «суточным стоянием на Животворящем Гробе Господнем во Иерусалиме». Организовал продажу икон, молитвословов, крестиков и книг духовного содержания. В том же году открыл одноклассную церковноприходскую школу в дер. Избицк, относящуюся к Георгиевскому приходу. В нояб. того же года при храме создал приходское Об-во трезвости во имя Иверской иконы Божией Матери, впосл. существовало под названием «Братство трезвости» (единственное на тот момент в Минской епархии). Был участником Всероссийского противоалкогольного съезда в Москве. Боролся с почитанием в приходе статуи католич. монаха, находившейся в Прилепах со времени унии и почитавшейся жителями как изображение Иоанна Крестителя ( Щеглов. 2008. С. 21-24). В 1912 г. Святейшим Синодом награжден Библией. В том же году организовал комитет по постройке нового, каменного храма, поскольку прежний не вмещал всех молящихся. В 1913 г. им было учреждено кредитное товарищество, которое с началом первой мировой войны оказывало помощь местному населению. На средства товарищества в Прилепах был установлен ящик почтового отд-ния. В 1915 г. овдовел. В сент. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск отправил отдельным вагоном церковную утварь и колокола на хранение в г. Михайлов Рязанской губ. (имущество частично возвращено в июле того же года). 21 авг. 1916 г. Слуцким еп. Феофилактом (Клементьевым) была освящена новая, каменная Георгиевская ц. При церкви был устроен цементный резервуар для освящения воды, установлены крест и икона св. Иоанна Крестителя. В том же году при приходе были открыты церковноприходские школы в деревнях Багута и Усяжа.

http://pravenc.ru/text/469159.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010