В семье было три сына: старший – Иоаким, средний – Пётр и младший – Феодор. Благочестивые родители с раннего возраста воспитывали детей в любви к труду. Так, Иоаким ещё в юности обучился кузнечному ремеслу и познал его секреты. Свою благочестивую настроенность родители передали детям. Подвижник Афона и Москвы Иоаким рано определился с выбором жизненного пути. Твёрдо решив стать монахом, он в возрасте двадцати лет ушёл на Святую Афонскую Гору, освящённую стопами Пресвятой Богородицы. Русский народ издавна был ревностным поклонником святых мест знаменитого Афона – «цветущей страны христианского подвижничества». Владетельные русские благочестивые люди спешили добиться чести быть ктиторами той или иной святой обители. Поэтому Афон никогда не прерывал своего духовного общения с Россией, имея всегда в числе знаменитых старцев людей русских. Придя на Святую Гору, Иоаким не сразу решил, в какую обитель ему поступить 2 . Хорошее знание кузнечного ремесла, ценившегося на Афоне, открывало ему двери во многие из них. Однажды после усердной молитвы Иоаким увидел во сне Божию Матерь, которая в ограде монастыря шла со святым великомучеником Пантелеймоном. Пресвятая Богородица, указав на юношу, обратилась ко святому со словами: «Возьми его к себе». Это было явным знамением благословения Царицы Небесной на поступление Иоакима в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь Время поступления Иоакима в русский Свято-Пантелеимонов монастырь (приблизительно 1882 год) совпало со временем небывалого ранее расцвета обители. Этот расцвет Пантелеймонова монастыря был связан с именами двух великих подвижников Русского Афона – духовника обители иеросхимонаха Иеронима 3 и его ближайшего ученика схиархимандрита Макария 4 , игумена обители с 1875 года. Главной заботой этих духоносных старцев было воспитание русского молодого поколения иночествующих. Благодаря их неусыпной деятельности и нравственному влиянию, Свято-Пантелеимонов монастырь в период с 1875 по 1885 год достиг всестороннего расцвета при высочайшем духовном преуспеянии иноков. Даже опасную беду – русско-турецкую войну 1877–1878 годов – Господь обратил во благо, нравственно укрепив обитель и снова явив на ней Свои чудеса. Во время войны обитель не испытывала материальной нужды и оставалась мирной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий. 1994. Жития святых. Июнь. Издание Введенской Оптиной пустыни. 1992. Иоанн Кронштадтский , прав. Моя жизнь во Христе. М.: Благовест. Подворье Троице-Сергиевой лавры. 1998. Иоанн Кронштадтский , прав. Правда о Боге, мире и человеке, записанная в дневнике протоиереем о. Иоанном Ильичом Сергеевым (Кронштадтским). Извлечения из нового дневника за 1894–1899 гг. СПб.: Тип. В. Ерофеева. 1900. Лосский В. Богословие и боговидение. М.: Свято-Владимирское братство. 2000. Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым . М.: Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Правило веры. 1996. Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) . Нью-Йорк. 1988. Серафим (Соболев) , архиеп. Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви. Нью-Йорк. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1993. Серафим (Соболев) , архиеп. Искажения православной истины в русской богословской мысли. София. 1943. Серафим (Соболев) , архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. Нью-Йорк. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1993. Серафим (Соболев) , архиеп. Проповеди. София: Покровский монастырь. 1998. Серафим (Соболев) , архиеп. Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи и проповеди. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря//Литературный вестник. 1994. Серафим (Соболев) , архиеп. Русская идеология. СПб.: Свято-Владимирский Русский Православный информационный центр в Новой Коренной пустыни. Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря//Литературный вестник. 1994. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2000. Сократ Схоластик . Церковная история. М.: РОССПЭН. 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии. В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста. Несмотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители, и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году. В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания. Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв. Схиархимандрит Иеремия (Алехин) Благодаря усилиям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мipa.

http://pravoslavie.ru/67804.html

Однако, до настоящего времени почти все эти духовные сокровища русских афонитов оставались неизвестными и недоступным для наших соотечественников. Дабы преодолеть этот пробел, Свято-Пантелеимоновым монастырем и начат не имеющий аналогов 25-ти томный издательский проект под названием «Русский Афон XIX-XX веков». Как вы уже поняли, серия будет иметь двадцать пять томов. При этом некоторые тома будут подразделяться на отдельные книги (иногда по две, а то и четыре книги). Таким образом количество самих книг в данной серии превысит 30 разновидностей. Каждый том будет соответствовать особой тематике: I том. «Русский Афонский Отечник».  Первый том из указанной серии – «Русский Афонский Отечник. Или избранные жизнеописания русских старцев и подвижников, живших на Афоне в XIX-XX веках». Он увидел свет в 2012 году. Изучив архивные материалы, обработав все имеющиеся в Свято-Пантелеимоном монастыре письменные источники, мы получили возможность предложить читателю данный труд, который содержит жизнеописания выдающихся афонских подвижников – выходцев из разных регионов бывшей Российской империи. До сих пор ничего подобного по русскому святогорскому монашеству еще не издавалось. Данная книга состоит из четырех разделов: в первый вошли жизнеописания выдающихся старцев и подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, всего 130 подвижников, особо отличившихся как своей высокой духовной жизнью, так и вкладом в созидание и процветание монастыря. Во второй, третий и четвертый разделы вошли жизнеописания 68 выдающихся старцев и подвижников Андреевского и Ильинскаго скитов, больших и малых русских келлий, пустынников и сиромахов. Это оригинальный труд, который, несомненно, будет способствовать возрождению духовного наследия Русского Афона. Помимо русского издания, нами осуществлен еще и греческий перевод книги. II том. «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне». Второй том из указанной серии – «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне». Он увидел свет в прошлом 2013 году.

http://bogoslov.ru/event/3974163

- В Пантелеимоновом монастыре проживает много выходцев из России, Украины, Беларуси, Молдавии, других стран бывшей Российской империи; приезжают паломники из этих государств. Как Вы считаете, является ли Русский монастырь на Афоне фактором духовного единения народов русского мира, исторической Святой Руси? - Вообще разъединение нашего Русского государства, великой Русской цивилизации, которое произошло после 1917-го года, является противоестественным актом. Русь поделили на национальные республики, территориальные образования. Большевики так ожесточенно набросились на религию, потому что понимали, что без православной веры Россия распадётся, и они смогут спокойно ею управлять так, как хотят. Единение возможно только на основе нашей общей, единой православной веры. Вера укрепляла, объединяла, сплачивала Россию и несла ее. Поэтому роль Пантелеимонова монастыря сейчас очень большая. Ведь сейчас Русский монастырь на Афоне – это единственный такой фактор, объединяющий русский мир. Пантелеимонов монастырь показывает, как единение на основе духовных ценностей реализуется в жизни, как это происходит не в теории, а на практике, когда столько людей разных национальностей объединены единой верой. Ведь так и Российская империя держалась. Некоторые зилоты и националисты толкают Россию по другому пути, по пути этническому. Если мы пойдем по пути взвешивания, у кого сколько какой крови, – этим путем шли только нацисты и ортодоксальные иудеи, больше никто этим путем не идет, – если мы по этому пути пойдем, то мы проиграем все, ничего не останется от России. Поэтому единение возможно только на основе нашей общей веры. И в этом смысле Свято-Пантелеимонов монастырь является образцом и примером для нас. Вообще, сейчас монастырь превратился в классический тип русского православного монастыря, характерный для XIX – начала XX веков. - Афон является местом молитвы; это монашеская страна, в которой люди поселяются для того, чтобы оградиться от мирского образа жизни, от мирских страстей. Почему же часто в истории Афона получалось так, что он оказывался в самой гуще геополитических противостояний?

http://pravoslavie.ru/92114.html

На Афоне в монастыре Есфигмен вход в храм разрешается только в рубашках с длинным рукавом, которые лежат у входа. В остальных монастырях на это не обращают внимания. Первый афонский русский скит " Богородицы Ксилургу " был основан еще дружинниками княгини Ольги. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, поэтому в XII веке Священный кинот, по просьбе игумена Лаврентия, передал заметно увеличившемуся количеству русских иноков опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца. Свято-Пантелеимонов монастырь расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. Обитель известна также как Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов или Руссик. На своем теперешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Источников об истории Руссика до XIII века почти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой. Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права обители. Во времена монгольского ига большинство насельников Руссика были греками, однако после 1497 года начинается новый приток русских иноков на Святую гору. В обители хранятся мощи многих святых: глава великомученика и целителя Пантелеимона (которую в 1996 году привозили в Москву для поклонения), частицы Честного Креста, а также множество икон, облачений, крестов. В храме Покрова находятся Святая Чаша искусной работы и Евангелие в богатом окладе - дары великого князя Константина Николаевича, посетившего обитель в 1845 году. Кроме Свято-Пантелеимонова монастыря, русскими были пять скитов (из которых Андреевский по величине вполне мог считаться и монастырем, оставаясь скитом только по статусу) и 66 келий, находящихся отдельно в горах и лесах. До октября 1917 года в обители проживало до 1800 монахов одновременно. Последний насельник Свято-Андреевского скита, отец Самсон, скончался в 1971 году. Сегодня русских монахов на Святой горе осталось около 40 человек, однако в последнее время появилась надежда, что русский Афон возродится.

http://zavet.ru/news/news011205.htm

Двух Православий быть не может: или православный весь Восток, а вас католики держат обманом в заблуждении; или только вы, малая горсточка униатов - православные, а все - греки, русские, сербы, болгары, словом, весь древний православный Восток, - ложно присвоили себе это наименование... Ваше обращение в дом Отчий, - в лоно Православной Церкви, послужит искупительной жертвой не только вашего личного греха - заблуждения, но и ваших предков, 300 лет назад, по своему неведению и простоте, обманом же и насилием латинян отторгнутых от Тела Христова - Святой Церкви Православной. Ваши молитвы за них, освящаемые истинными таинствами святой Матери-Церкви Православной, будут возноситься к Богу как фимиам, Ему благоприятный, и дерзновенно ходатайствовать о помиловании и возвращении их на лоно Авраамово из огня геенского». (Гавриил (Кризина), игум. Православная Церковь в Закарпатье (век ХХ). Киев. 1999. С. 137-138.) По словам исследователей, семена истинной веры, посеянные преподобным Алексием (Кабалюком) и его сподвижниками дали скорые и обильные всходы. В 20-е - 30-е годы ХХ века в карпатском крае наблюдается массовое возрождение Православия, расцвет монашеской жизни, основываются десятки новых православных монастырей, где вводятся строгие афонские уставы. Большинство этих новообразованных закарпатских обителей поддерживают тесные связи с Афоном, а наиболее ревностные искатели подвижнической жизни и сами уходят на Святую Гору, преимущественно в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где со временем начинают составлять весьма значительную часть братии. Особенно ярко это проявилось после богоборческой революции 1917 г. в России, когда закарпатский регион (оказавшийся за пределами СССР, в составе Чехословакии) остался единственным, откуда поступало пополнение соотечественников в число братии Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Так, только в 1920-е гг. в Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь поступило более 20 закарпатцев. Одним из таких ревностных искателей подвижнической жизни был и будущий игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Гавриил (Георгий Легач).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

20 июля я приехал на Афон, а с 23 числа начал свои занятия в библиотеке русского Пантелеимоновского монастыря, в котором, благодаря просвещённому содействию известного у вас в России игумена этой свято чтимой обители, архимандрита о. Макария, и неусыпным трудам и заботам многоначитанного и с любовью преданного своему делу библиотекаря о. Матвея, в самое короткое время составлена весьма приличная библиотека рукописей. Мои регулярные занятия здесь были прерваны на время печальным событием в жизни этого монастыря, которое случилось в ночь на 7 августа 1887 года. Я разумею страшный пожар, истребивший в монастыре в самое короткое время шесть церквей, в числе коих русский собор в честь Покрова Божией Матери, и множество келий. В силу этого обстоятельства, а также по другим соображениям практического свойства, 16 августа я покинул гостеприимный русский Пантелеимоновский монастырь и начал объезд св. Горы с целью обозрения других монастырей и их библиотек. По первое октября я успел лишь посетить монастыри: Симоно-Петрский, Свято-Павловский, Лавру св. Афанасия, Иверский, русский Андреевский скит, Пантократорский, Ватопедский, Есфигменский, Хиландарский, Костамонитский и Дохиярский. Проездом заезжал я и в другие монастыри, но библиотек их не мог видеть 6 по разным причинам. Первого октября я вернулся снова в Пантелеимоновский монастырь, считая свои учёные занятия на Афоне в этом году оконченными, дабы не потерять удобного времени для путешествия в Иерусалим 7 . На Афоне за это время я успел описать 13 евхологиев, 38 типиконов и более 100 литургических рукописей разного наименования. Кроме того, в эту же поездку мною описано около 50 богослужебных рукописей южно-славянского происхождения: болгарских, сербских и молдовлахийских. Из них 10 рукописей, как наиболее имеющие важность и научный интерес, переписаны почти дословно с соблюдением даже их палеографических особенностей. Эту довольно почтенную цифру описанных рукописей можно было бы увеличить и ещё, при том количестве времени, какое я тратил ежедневно на занятия (около 13 часов в сутки), если бы мне приходилось работать в библиотеках благоустроенных, имеющих хотя-бы-то поверхностные каталоги или инвентари, и при благосклонно-добрых отношениях ко мне со стороны их владельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Единственное, что мне удалось узнать от одного из монахов Пантократорского монастыря, так это то, что после 1992 г., когда Ильинский скит заняли греческие монахи, большая часть архивов была передана в главенствующий над ним Пантократорский монастырь. Среди этих документов и шесть или семь томов монахологиев (каталогов на более 600 русских насельников) скита за последние 200 лет. Оказывается, документы о русских монахах Ильинского скита все же есть! Но вот почему в Пантократоре их строжайше скрывают от взора российских исследователей?! Сначала я думал, что это недоразумение произошло лишь со мной. И ладно, если бы было именно так. Но, как оказалось, это система. Для любых исследователей из России доступ к архивам бывшего русского Ильинского скита запрещен священноначалием Пантократорского монастыря. Поэтому к этим сокровищам русской духовной истории никто из отечественных исследователей за последние 20 лет так и не смог прикоснуться. Более того, оказывается, к этим архивам в Пантократоре не допускают даже собратий по Афону – представителей Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Со своей проблемой, после отказа в Пантократорском монастыре, я обратился за помощью в Русский Афонский монастырь святого Пантелеимона, надеясь, что через него таки смогу пробиться к «засекреченным» архивам русского Свято-Ильинского скита. Но не тут-то было. В Пантелеимоновом монастыре мне действительно помогли поработать в архиве обители, без проблем предоставили интересующие меня документы, в частности переписку с представителями Ильинского скита начала ХХ века. Но этого было недостаточно для моих поисков. Ни монахологиев, ни других документов Ильинского скита в Пантелеимоновом монастыре нет. Как выяснилось, Пантократорский монастырь уже почти два года отказывает Русскому Свято-Пантелеимонову монастырю в предоставлении доступа к архивам Ильинского скита, а все письменные и устные обращения по этому вопросу игнорирует. Из-за этого на грани срыва оказался масштабный издательский проект Свято-Пантелеимонова монастыря, посвященный 1000-летию русского монашества на Афоне. В частности, работы над не имеющей аналогов 25-ти томной серией «Русский Афон XIX–XX веков», издание которой застопорилось на третьем томе, в котором предполагалось опубликовать полные монахалогии Ильинского и Андреевского русских скитов и всех русских келлий на Афоне. Без этой информации представление о Русском Афоне того периода останется неполным, а, соответственно, отчасти теряется и смысл задуманного проекта.  Сам том должен был увидеть свет еще в прошлом году, однако из-за непонятного противодействия Пантократоского монастыря под угрозой срыва может оказаться и весь проект.

http://bogoslov.ru/article/4162969

Отдел внешних церковных связей как синодальное учреждение Русской Церкви несет ответственность за эти отношения. Святейший Патриарх поставил передо мной задачу ежегодно бывать на Афоне для поддержания двусторонних отношений, для оказания необходимой помощи русским насельникам Святой горы, для совместной молитвы и духовного обогащения из сокровищницы святогорского монашеского предания. — В ходе визита Вы посещали в том числе Андреевский и Ильинский скиты. Некогда это были крупные русские обители, сейчас же они населены греками. Какова сегодня ситуация с русским присутствием на Афоне? — Прежде общее количество русских монахов на Афоне доходило до двух тысяч человек, а вместе с трудниками и паломниками превышало пять тысяч. Русские святогорцы населяли Пантелеимонов монастырь и подчиненные ему обители, Андреевский и Ильинский скиты, а также множество отдельных келий, относившихся к разным святогорским обителям. Драматические события ХХ века нанесли серьезный удар по «русскому Афону». Из-за невозможности на протяжении многих десятилетий пополнять братию насельниками из Отечества русские обители обезлюдели. Были утрачены Андреевский и Ильинский скиты, и стоило огромных усилий сохранить русское святогорское иночество как таковое. Сегодня русский Свято-Пантелеимонов монастырь насчитывает около 60 насельников. Часть из них несет послушания в скитах Ксилургу и Новая Фиваида, на подворьях в Крумице (Афон), в Константинополе и в Москве. Вместе с тем во многих афонских греческих монастырях подвизаются по одному-два русских монаха. Выходцы из Русской Церкви населяют также и отдельные кельи, принадлежащие различным афонским обителям. Общее число русских иноков на Афоне не превышает 100 человек. — Как известно, все афонские монастыри находятся в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Каким образом Русская Церковь поддерживает связи с русским Свято-Пантелеимоновом монастырем? — Духовная юрисдикция Константинопольского Патриарха на Афоне, закрепленная уставными документами Святой горы, не препятствует связям Русской Церкви с различными афонскими обителями, включая и русский монастырь. Кроме того, традиционная автономия Святой горы делает Афон в некотором смысле самостоятельным субъектом межцерковных отношений.

http://patriarchia.ru/db/text/1334904.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010