Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827. Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). Харьков, 1902, стр. 225–286. Титов Ф. И. Феоктист (Мочульский), архиепископ Курский и Белгородский. Киев. 1894. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 149. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 136. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 302. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 16, 133, 366, 450, 524, 531, 635, 931. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и учёных, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 422. Дело комитета духовных училищ. 1809, 167. Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии. Киев. 1911, вып. VIII, стр. 15–128. Историческое описание Коренной Рождество Богородицкой пустыни. Изд. 5. М. 1898, стр. 12, 15, 18, 29, 87–97. Русская старина. СПб., 1871, т. 3, стр. 149. Русская старина. СПб., 1883, апрель, стр. 51: июль, стр. 559. Русский инок. 1911, вып. 9, май, стр. 45. Русский паломник. 1911, 38, стр. 603. Православный собеседник. Казань. 1909, апрель, стр. 434: июль-август, стр. 210. Православный собеседник. Казань. 1914, январь, стр. 63. Русский архив. М. 1870, 4 и 5, стр. 770. Русский архив. М. 1895. Кн. 2. 5, стр. 13.– 1898. Кн. 1, стр. 426. Русский архив. М. 1916. Кн. 1, стр. 181, 182. Журнал Московской Патриархии. М. 1945, 3, стр. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Филарет принадлежал к числу тех немногих деятелей, вся жизнь которых, по особому устроению Промысла Божия, слагается из дел для славы Церкви Православной и блага пасомых. Литература: Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом её и настоящем: Исследование Николая Чернавского: в 2 т. Оренбург. 1900–1903//Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Оренбург. 1901–1902, вып. 1, стр. 506. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889 гг. М. 1899, стр. 16, 24, 144, 448, 484. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроники моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911, стр. 364, 514: т. 5, стр. 121, 166, 191, 246, 651. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872. 328. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404, 1406, 1416. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 328. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, т. 10, стр. 512. Описание кончины и погребения в Бозе почившего преосвященного Филарета, епископа Нижегородского и Арзамасского и биография его. Н. Новгород. 1873. Русская старина. СПб., 1880, т. 58, стр. 93–95. Русская старина. СПб., 1888, т. 60, декабрь, стр. 134. Христианское чтение. СПб., 1869, июнь, стр. 978. Христианское чтение. СПб., 1870, март, стр. 203–204. Православное обозрение. М. 1873, т. 3, стр. 595. Русский архив. М. 1903. Кн. 2, 3, стр. 128: 6, стр. 281, 283. Русский архив. М. 1910. Кн. 2, 8, стр. 631: кн. 1. 3, стр. 420. Русский архив. М. 1899. Кн. 3, 12, стр. 549. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г., т. 2, стр. 1634, 2215. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; M., 1896–1913, т. 21, стр. 93–94. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1838. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 59, 72, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. Т. 1. – М., 1878. Барсов Е.В. Из истории колонизации и культуры Ростовского края. – М., 1902. Барсов E.B. Причитанья северного края. – Ч. 1. – М., 1872; – Ч. 2. – М., 1882. Барсов Е.В. Северные народные сказания о древнерусских князьях и царях//Древняя и Новая Россия. – 1879. – Т. 2, 9. – Грозный царь Иван Васильевич. – С. 405–409; Царица Мария Нагих. – С. 410–411. Бартенев П. Рецензия о первом издании книги Н. Оловянишникова «История колоколов... [Ярославль, 1906/7]»//Русский архив. – 1907. – Кн. 3, 10. – С. 2–3 облож. Белокуров С.А. Материалы для русской истории. – М., 1888. – С. 1–80. – Библиотека и архив Соловецкого монастыря после осады (1676 год). Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 1721–1725/Пер. с нем. И.Ф. Аммон. –Ч. 1–2. – М., 1902; Ч. 3–4. – М.,1903. Библиотека для чтения. – СПб., 1840. – Т. 38–43. Благовещенский А.А. Остров Эзель и его древности//Сборник археологического института под редакцией Н.В. Калачова. – СПб., 1881. – Кн. 5,1-я половина. – С. 57–234. Богданович Е.В. Исаакиевский собор. 1853–1883. – СПб., 1883. Боголюбов монастырь и приписанные к нему монастыри Покровский и Николаевский Волосов: [Описание]. – Вязники, 1891. Богоявленский В.В. Надписи на двух колоколах в церкви Елгомского прихода//Олонецкие губернские ведомости. – 1873. – 75, 26 сентября, ч. неофиц. – С. 875. Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры, с присовокуплением разных грамот и выписок. – Киев, 1826. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. – СПб., 1876. Борисов В А. Описание города Шуи и его окрестностей. – М., 1851. Ваучский А. Иоанна Предтеченская церковь , что на Опоках в г. Новгороде. – Новгород, 1900 (Прилож. к «Памятной книжке Новгородской губернии на 1901 г.»). Ведомость, учиненная в Московской синодального правления канцелярии, обретающимся в Москве архиерейским домам и монастырским подворьям и разных сороков церквам, в которых местах мая 20 дня во время пожара горело . – О Успенском большом колоколе: [Из донесения ее императорскому величеству Государыне императрице Анне Иоанновне о московском большом пожаре мая 20-го 1737 года]/Публикация П. И.Иванова //Чтения в обществе истории и древностей российских. – 1858. – Кн. 3, разд. «Смесь». – С. 40–45,45–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нильский И. Новые издания по расколу//Христианское чтение. СПб., 1864. Ч. 3. No 12. С. 459–461. П. Б. Еще о Лукьянове//Русский архив. 1864. No 7–8. Стб. 872. Киевские школьники в начале XVIII столетия//Духовная беседа. 1865. No 41 (9 октября). С. 288. Максимович Михаил. Письмо к П.И. Бартеневу о путешествии в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова//День: Еженедельная газета, издаваемая И. Аксаковым. 1865. No 33 (25 сентября). С. 795–796. Милорадович Г. Еще о Лукьянове//Русский архив на 1864 год. М., 1866. С. 871–872. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшаго правительствующаго Синода (1542–1721). СПб., 1868. Т. 1. Стб. 178–179, 184–185, 395–396, 398, 585. Максимович М.А. Собрание сочинений. Киев, 1876. Т. 1. С. 537–538. Геннади Г.Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. Берлин, 1880. Т. 2 (Ж-М). С. 262. Лилеев М.И. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии. СПб., 1880. С. 178–182 (No 150). Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884. Кн. 1 (862–1720). С. 245. Азбучный указатель имен русских деятелей для русского биографического словаря. СПб., 1887. Ч. 1. (А-Л). С. 501 [Сборник РИО. Т. 60]. Пыпин А.Н. История русской этнографии. СПб., 1890. Т. 1. С. 87; СПб., 1891. Т. 2. С. 177, 324. Потебня A.A. Этимологические заметки//Живая старина. СПб., 1891. Вып. 3. С. 127–128. Леонид (Кавелин) . Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа A.C. Уварова. М., 1894. Ч. 3. С. 325–326 (No 1757, 1758, 1759). Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье ХП-ХШ вв. Киев, 1895. Вып. 1. С. 83, 211, 213, 233–234, 239–241, 244–256, 260, 268. Лилеев М.И. К вопросу об авторе «Путешествия во Святую землю» 1701–1703 гг. московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии//Чтения в историческом обществе Нестора-летописца. 1895. Т. 9. Отд. 2. С. 25 1 [Отд. отт. – Киев, 1894]. Лобода А.М. Русский героический эпос. Киев, 1896. С. 16, 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О несогласии церкви армянской и вселенской православной, перевод с греческого. Одесса. 1867. Два письма к Иннокентию Борисову . Из дневника по службе на востоке и западе. Литература: Путинцев М. протоиерей. Воспоминания о Софонии, епископе Туркестанском//Душеполезное чтение. 1884, ноябрь, стр. 249–285; декабрь, стр. 385–423. Путинцев М. протоиерей. Известия о преосвященном Софонии, епископе Туркестанском//Иркутские епархиальные ведомости, 1872, 31, стр. 322–396. Спасский А. Старохалдейские несториане и присоединение их к Православной Церкви//Богословский вестник. Сергиев Посад. 1898, май, стр. 240–243. Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. СПб., 1907, стр. 468–473. Савваитов П.И. Бумаги Онисифора, архиепископа Екатеринославского и воспоминания о нём. М. 1873, а также//Русский архив. М. 1873. Кирион (Садзагелов), епископ. Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853–1903). Одесса. 1905, стр. 99–106. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1415, 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 377. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 341, 490–491, 499, 552, 918, 1027. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 377. Херсонские епархиальные ведомости. 1872, 6. Самарские епархиальные ведомости. 1874, 18, стр. 431. Самарские епархиальные ведомости. 1880, 19, стр. 292–294. Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1905, 16–17, стр. 734. Известия по Казанской епархии. 1873, 16, стр. 492. Странник. СПб., 1872, январь, стр. 11; апрель, стр. 46. Русская старина. СПб., 1879, март, стр. 565. Русский архив. М. 1903. Кн. 3, 9, стр. 95.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По своим высоким качествам души, разностороннему образованию, огромным общественным трудам преосвященный Гурий должен быть поставлен в ряду достопамятных иерархов Русской Православной Церкви. Труды: О Богоучрежденности епископского сана. (Магистерская диссертация). 17 августа 1853 г. Беседы священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Святых Таин. Письма из Пекина об успехах Православия в Китае//Иркутские епархиальные ведомости. – 1863. Отчет о состоянии и действиях Пекинской миссии//Христианское чтение. – 1864, ч. 1. Исповедание веры молокан донского полка. – 1875. О скопческом учении. – 1877. Слова и речи//Таврические епархиальные ведомости. – 1882, 8. Письма о переводе Нового Завета на китайский язык//Русский архив. – 1893, кн. 2. – С. 394. Письма к преосвященному Иакову о Русской и Греко-российской церкви в Китае в XVII-XIX вв. //Русская старина. – 1884, т. 43. Литература: Палимпсестов И. И. Гурий, архиепископ Таврический: из воспоминаний//Русский архив. – 1888, 3. – С. 165–170. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1413. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 388. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 291, 490. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М.. 1832–1891, 1883. – С. 453. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 125–126. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 50, 78. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 3. – С. 377, пр. 2, 522; т. 4. – С. 11, пр. 1; т. 5. – С. 256, 275, 291, 323, 327, 659, 677, 682; т. 6. – С. 248, 249, 378, 532, 596, 618, 619, 622, 654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода(1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рец. к изд. 2-му: Матвеевский П., священник. – «Странник», 1865, 3, отд. 3, с. 37. 6 . – Письмо с Афона. – ПрХЕВ, 1862, 12, с. 161–162. 7 . – Три дня в Русской Афонской обители святого Пантелеимона, 27, 28 и 29 июля 1866 г. (Из записной книжки русского святогорца). – ХЕВ, 1866, 19, с. 148–157. В конце текста: Русский святогорец, монах Азария. Отд. изд. СПб., 1867. 8 с. О пребывании в Русском Афонском Пантелеимоновом монастыре русского посланника в Константинополе. 8 . – Тринадцать писем патриарха Григория († 1821, 10 апр.) и одно к патриарху Григорию, хранящиеся в архиве Русского на Афонской Горе монастыря. – ТКДА, 1876, т. 3, с. 421–442. 9 . Айналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия. – ЗКОРАО, 1917, т. 9. О некоторых сохранившихся константинопольских и афонских монастырских лицевых рукописях: с. 142–146. 10 . – Византийские памятники Афона. – ВВ, 1899, 6, с. 57–96; IV–XI илл. 11 . – Отчет о заграничной командировке на Афон. – УЗКУ, 1897, т. 64. кн. 3, с. 51–58. Отд. изд. Казань, 1897. 8 с. 12 . – По Афону. Путевые наброски. [О поездке 1896 года]. – СППО. 1906, т. 17, вып. 1, с. 52–70; вып. 4, с. 638–656. 13 . Агион-Орос – Афонская Гора. – «Вокруг света», 1856, 3, с. 98–100. 14 . Акафист апостолу Христову Симону Кананиту. Церковной и гражданской печати. М., 1896. Акафист написан А. Ф. Ковалевским, а издан по инициативе старцев из Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, чрез настоятеля Ново-Афонского подворья в Петербурге игумена Алексия. (Попов А. Православные акафисты за синодальный период русского церковного песнотворчества... – ПС, 1902, 12, с. 783). 15 . Акафист Божией Матери, именуемой «Достойно есть» и «Милующая», с изображением чудотворной Ее иконы, находящейся на Святой Афонской Горе. Церковной печати. Μ., ΡΠΜΑ, 1887, 1889, 1896. То же. Изд. 5-е. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, в честь и память явления чудотворной Ее иконы, именуемой «Милующая» и «Достойно есть», с изображением Богоматери. М., РПМА, 1911. Акафист написан А. Ф. Ковалевским в 1887 году [Сергий, архиепископ (Спасский И. А.) Русская литература об иконах Пресвятыя Богородицы в XIX веке. СПб., 1900, с. 48; Пономарев С. И. Акафисты. Библиографические заметки. СПб., 1890, с. 11–18; Милорадович Г. А. Слагатель акафистов А. Φ. Ковалевский. – «Русский архив», 1902, 4].

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Литература: Леонид (Кавелин) , иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876, стр. 106, 107. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1401. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 1. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 243. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви, М. 1901, стр. 599. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144, 289, 1036. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 1. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православных исповеданий Российской империи. Изд. 2. СПб., 1879, т. 1, стр. 31, 212315. Сказание о чудотворной иконе Божией матери Грузинской, СПб., 1886, стр. 65. Известия по Казанской епархии. 1888, 13, стр. 325; 18, стр. 596–597. Известия по Казанской епархии. 1899. 15, С, 702, 703, 705, 710. Известия по Казанской епархии. 1902. 6, стр. 264–266. Известия по Казанской епархии. 1907, 42, стр. 1312. Православный собеседник. Казань. 1900, апрель, стр. 473. Православный собеседник. Казань. 1901, январь, стр. 1719. Православный собеседник. Казань. 1907, сентябрь, стр. 419, 420, 433; ноябрь, стр. 698. Православный собеседник. Казань. 1915, июль-август, стр. 397. Православный собеседник. Казань. 1858, август, стр. 565–566. Православный собеседник. Казань. 1859, май, стр. 8688. Самарские епархиальные ведомости. 1878, 22, стр. 454. Симбирские епархиальные ведомости. 1898, 17, стр. 6. Симбирские епархиальные ведомости. 1901, стр. 131. Русская старина. СПб., 1887, июль, стр. 2. Русская старина. СПб., 1907, т. 130, стр. 90. Русский архив. М. 1899. Кн. 2, 6.–С. 360. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 7, стр. 707. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1138. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 580. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 144. Н. Д[урново] Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 40, 49. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 63; ч. 2, стр. 213–214. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2 Эта мысль интересно развита в книге Б. Шлецера (В. de Schloezer. Gogol. 1932). 3 Мысль эта развита подробно в статье В. В. Зеньковского «Gogol als Denker» (Zeitschrift ffir siavische Philologie. Band IX, Het 1–2, 1932). 4 Выражение Н. А. Бердяева. См. его книгу «Новое средневековье». Берлин, 1924. 5 См.: Мережковский. Судьба Гоголя. Новый путь, 1903. 6 М. О. Гершензон. Исторические записки. М., 1910. 7 О той же перемене в Гоголе свидетельствует княжна В. Н. Репнина (Русский архив, 1890): «Прежде ему ясны были люди; но он был закрыт для них, и одна ирония показывалась наружу… Теперь он сделался ясным для других; он добр, он мягок, он братски сочувствует людям, он так доступен, он снисходителен, он дышит христианством». 8 Подтверждение словам А. Т. Тарасенкова мы находим в дневнике Никитенко, который со слов кн. Д. А. Оболенского пишет, что Гоголь «был доволен своим трудом». 9 «По словам современников, Гоголь в Оптиной Пустыни был два раза, хотя весьма вероятно, что он был гораздо больше. Особенно сильно приковывали к себе внимание Гоголя старцы Моисей, Антоний и Макарий… Высокий и подвижнический ум старца Макария более всего привлекал к себе душу Гоголя… По воспоминаниям современников, отношения между Гоголем и старцем Макарием были самыми искренними. Все вопросы и сомнения своей души Гоголь нес на разрешение инока, который с дружеской готовностью выслушивал и давал советы и указания» (Д. П. Богданов: «Оптина Пустынь и паломничество в нее русских писателей». Исторический вестник, 1910). 10 А. В. Никитенко, со слов князя Д. А. Оболенского, записал в дневнике: “Гоголь кончил «Мертвые души» за границей и сжег их. Потом опять написал и на этот раз остался доволен своим трудом. Но в Москве стало посещать его религиозное исступление, и тогда в нем бродила мысль сжечь и эту рукопись. Однажды приходит к нему граф А. П. Толстой, с которым он был в постоянной дружбе. Гоголь сказал ему: «Пожалуйста, возьми эти тетради и спрячь их, на меня находят часы, когда это все хочется сжечь. Но мне самому было бы жаль. Тут, кажется, есть кое-что хорошего». Граф Толстой из ложной деликатности не согласился. Он знал, что Гоголь предается мрачным мыслям о смерти и т. п., и ему не хотелось исполнением просьбы как бы подтвердить его ипохондрические опасения. Спустя дня три граф опять пришел к Гоголю и застал его грустным. “А вот, — сказал ему Гоголь, — ведь лукавый меня таки попутал: я сжег «Мертвые души». Он не раз говорил, что ему представлялось какое-то видение. Дня за три до кончины он был уверен в своей скорой смерти”.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников. Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии. Предлагаемая библиография публикаций архимандрита Леонида ни в коей мере не может считаться исчерпывающей. Достаточно указать на необходимость более внимательного просмотра следующих периодических изданий (за некоторые годы), в которых печатался отец Леонид, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина». При составлении этой библиографии основными литературными источниками были работы И.Н. Корсунского («Библиографические записки», 1892, 9, 10), Д.Д. Языкова («Жизнь и труды русских писателей и писательниц», вып. 11, СПб., 1909), Д.А. Корсакова (ЖМНП, 1891, 12), Г.А. Воскресенского (ЧОИДР, 1892, кн. 1), а также «Нумерные издания Общества любителей древней письменности», СПб., 1910, и названные выше периодические издания, а также «Опись библиотеки архимандрита Леонида, бывшего наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (ГБЛ, ф. 304/11, 361). В библиотеке архимандрита Леонида все его сочинения были объединены тематически в несколько томов: т. I. Оптина Пустынь; т. II. Калужская губерния; т. III. Монастыри; т. IV. Царьград и Иерусалим; т. V. Афон; т. VI. Новый Иерусалим; т. VII. Разные сочинения. К ним приложены книги; «Памятники древней письменности», «Паломники писатели» (1874 г.), сочинения и издания исторического содержания (два объемистых тома в 8°). Кроме того, в гл. 7 «Описи...» под 160, с. 299 значится отдельная подборка сочинений архимандрита Леонида с надписью: «Памятники древней письменности. Изд. Общ. люб. древней письменности, 8 выпусков, и в переплете в одной книге 12 вып. Соч. А. Леонида» (ГБЛ, ф. 304/П, 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010