«Кровью мучеников созидалась Церковь Христова первых веков христианства. Кровью мучеников и исповедников созидается и наша Русская Православная Церковь , которая, выйдя из эпохи гонений и преследований, совершает духовное и нравственное обновление нашего народа» (Святейший Патриарх Московский Алексий II). 1.3.5. Экклезиологическое основание миссии «Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16.15 ). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании апостолов» ( Еф. 2.20 ), но и особенно потому, что через нее проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растет как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» ( Деян. 2.41 )». «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18.19–20 ) – в этих словах первичное основание Церкви, как молитвенного «собрания» во имя Христово. Отсюда « Церковь » – греч. εκκλησα – общее, народное собрание. После сошествия Духа Святого Церковь становится живым богочеловеческим «организмом», в котором люди объединены с Богом и между собой по четырем признакам: единству, святости, соборности и апостольству. Единство во Христе является мировоззренческим и онтологическим принципом; святость – целью жизни; соборность – административно-организационным принципом существования Церкви; апостольство – реализацией проповеди о новой реальности, открывающейся во Христе Духом Святым. Церковь есть «Тело Христово», «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1.23 ), и вхождение в эту «полноту» возможно лишь через новое рождение человеческой души, осуществляемое в акте крещения: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

На чашу «весов добрых дел» Русская Церковь должна положить все свои усилия в деле защиты нищих, обездоленных и ограбленных соотечественников наших. Дистанцируясь от богатых и сильных мира сего, Церковь должна оставаться со своим народом в его страданиях и переживаниях. В противном случае народ, отождествив церковь (как общественный институт) с эксплуататорами, спекулянтами и богатеями, отвернется от нее. Мы, священники, не имеем права ввергать людей в подобный соблазн. Ведь о Христе сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор. 8:9 ). Подлинное богатство Церкви – это нищета Христова. Не всегда Церковь избирала для себя этот путь. Иногда, в отдельных представителях своих она занимала сторону богатых. Но как Тело Христово она всегда была, есть и будет Церковь нищих, плачущих, кротких, алчущих и жаждущих, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных и поносимых. Святейший Патриарх в своих епархиальных выступлениях постоянно подчеркивает, что церковная община – это не клуб для избранных, это община для каждого и для всех. Он призывает идти в народ и быть с народом, т.е. жить интересами, чаяниями и переживаниями своей паствы. В своем епархиальном Обращении от 15 декабря 2004 года Святейший Патриарх говорит: « Церковь призвана Своим Божественным Основателем к служению любви (см.: Ин. 13:34 ) и потому во все времена своего земного странствования не может быть безразличной к нуждам общества. Социальное служение прихода должно стать частью его миссионерской деятельности». И мы читаем далее: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф. 6:26 ). Блаж. Иероним пишет: «Итак, следует понимать это место просто в том смысле, что если птицы без забот и без печали питаются через промыслительную силу Божию, – птицы, которые сегодня есть и которых завтра не будет, то насколько более произволение Божие печется о людях, которым обещана вечная жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вступительное слово Святейшего Патриарха Алексия к брошюре «Участие Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом» 25 мая 2007 г. 21:05 Вышла в свет брошюра «Участие Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к читателям издания. На протяжении почти уже двух тысяч лет своего исторического бытия Святая Церковь следует заповеди Господа нашего Иисуса Христа о любви: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 12-13). Совершенный пример этой жертвенной любви — Сам Бог: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16). Вдохновляясь этой заповедью, следуя по стопам своего Спасителя, Который отдал жизнь Свою за жизнь мира (Ин. 6. 51) и ранами Которого мы исцелились от греха (1 Петр. 2. 24), верные чада Церкви Христовой со времен апостольских полагали в качестве одного из важнейших своих служений творение дел милосердия по отношению ко всем страждущим и нуждающимся. Это служение включало в себя попечение о вдовах и сиротах, престарелых и обездоленных, недугующих и беззащитных. По примеру и по прямой заповеди Спасителя (Мф. 10. 8) Церковь благодатью Духа Святого исцеляла больных (Иак. 5. 14), оказывала им духовную поддержку, врачебную заботу. Во времена эпидемий и массовых бедствий Церковь делала все возможное для их преодоления, разделяя страдания больных и утешая страждущих. И сегодня, когда многие страны мира, в том числе те, где несет свое служение Русская Православная Церковь, столкнулись с распространением ВИЧ/СПИДа, Церковь простирает руку помощи и солидарности людям, пораженным этим тяжким недугом. Священнослужители и миряне, епархии и духовные школы, приходы и монастыри принимают участие в борьбе с распространением этой болезни и в помощи пострадавшим от нее.

http://patriarchia.ru/db/text/249229.htm...

Вот как ап. Павел в послании к Ефесеям изображает Церковь Христову: «Вы уже не странники и не пришельцы, но сограждане святым и присные Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» ( Eфec. II, 19–21 ). И еще: «Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, для совершения святых, на дело служения, для созидания тела Христова... дабы истинною любовью все возращали в Того, который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Eфec. IV, 11–16 ). Устройство Церкви и средства к достижению поставленной Ей задачи видны из этих же выше выписанных мест Св. Писания: Богоучрежденная преемственная от Апостолов иерархия, проповедь , молитвы, таинства и христианизация насквозь всей жизни паствы. Чем теснее связь Церкви земной с небесной, тем ближе Церковь к поставленной Ей Господом цели. Все это относится ко всей вообще Церкви, к Единой Вселенской (Соборной) Церкви. О Ней же сказал Господь: «Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее» ( Mamф. XVI, 18 ). Но уже со времен апостольских Единая Вселенская Церковь делилась на поместные по городам, странам, государствам или народам. Так Ап. Павел посылает послания к Церквам Римской, Коринфской, Галатийской и т.д. И теперь суть Церкви Греческая, Русская, Сербская и другие. Они нарождаются, растут, расцветают, или болеют и даже умирают, смотря по тому, насколько они верны поставленной Основоположником-Христом для Церкви задаче – возрождать людей к жизни вечной. Пример тому в притче евангельской о виноградарях ( Mamф. XXI, 33–44 ). Ведь Ветхозаветная Церковь и иерархия были тоже Богом установлены, и велики были пред Богом Моисей, Аарон, Самуил и другие ветхозаветные иерархи, но когда во время пришествия Христова современная Ему иерархия и вожди народа изменили цели и назначению ветхозаветной церкви, то Господь произнес о них приговор: «Злых зле погубит». И о ветхозаветном избранном народе: «Отымется от вас Царство Божие и дастся народу, приносящему плоды его». Также и о новозаветных поместных церквах сказано в Апокалипсисе: Вожди твои «называют себя Апостолами..., а они лжецы... сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Omkp. II, 2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

В Никео-Цареградском Символе веры указываются следующие свойства или существенные признаки Церкви: единая, святая, соборная и апостольская. Существенные свойства того или иного предмета – это те свойства, без которых предмет перестает быть самим собой. Существенные свойства следует отличать от свойств случайных, акциденций. Т. о., существенные свойства Церкви – это те свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. 1) Единство Церкви. Господь Иисус Христос создал только одну Церковь : «...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается момент ее единства: «единое стадо» ( Ин.10:16 ); единая виноградная лоза ( Ин.15:1–7 ). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей Первосвященнической молитве: «Да будут все едино» ( Ин.17:21 ). Ап. Павел также говорит о Церкви в единственном числе, несомненно, он мыслит Церковь как нечто нумерически единое: «...мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» ( Рим.12:5 ); «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело...» ( 1Кор.12:13 ); «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф.4:4–6 ). Церковь одна, однако, имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Русская. Это частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Т. о., единство есть не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы – Господа Иисуса Христа и единство Духа Святого. Внутреннее единство имеет и внешние проявления: а) единство православной веры, исповедание одного и того же Символа веры ; б) единство таинств и богослужения; в) единство иерархического преемства епископата;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Рубрики Коллекции Считается ли грехом невенчанный брак? 1 мин., 10.07.2012 Поделиться Вопрос читателя: Не так давно я стала верующей, крестилась. Некоторое время назад была на исповеди, и священник, выяснив, что мы с мужем не венчаны и муж мой — неверующий, сказал, что мы живем с ним во грехе. Я в совершенном недоумении: что мне теперь делать? Неужели развод — единственное, что предлагает Церковь таким, как я? Отвечает протоиерей Димитрий Карпенко: Судя по Вашим словам, священник, к которому Вы обратились, был неправ. Возможно, он как-то неаккуратно выразился или сам не совсем осведомлен о том, каким образом Русская Православная Церковь оценивает зарегистрированные государством браки. Приведу цитату из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на эту тему: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». Таким образом, не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом. Бог даст, Ваша семья придет к осознанию необходимости освящения брачного союза молитвами Церкви. Как писал апостол Павел в Первом послании Коринфянам: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор 7:12-14). Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Праздновать Пасху до схождения Благодатного огня — грех? А как же католики? 05.05.2024 05.05.2024 05.05.2024 05.05.2024 05.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/nevenchannyij-brak.html

Откуда взялся бессердечный благочинный И почему Церковь так легко становится мишенью для фейков 26 января, 2018 И почему Церковь так легко становится мишенью для фейков Социальные сети взорвало сообщение о чудовищном бессердечии некоего «благочинного Вологодской митрополии РПЦ», который «подверг критике родителей девушки, зверски убитой в Москве». Существует ли этот герой в реальности и почему люди так легко верят фейкам про Церковь – размышляет Сергей Худиев. Говорить такое убитым горем родителям — чудовищно Сергей Худиев Как сообщалось, «самые “скрепные скрепы” продемонстрировала Русская Православная Церковь. Один из благочинных Вологодской митрополии РПЦ подверг критике родителей студентки, зверски убитой в Москве. По его словам, именно они виноваты во всем, ведь “воспитали блудницу, блуд ее и погубил”». Это вызвало волну крайне озлобленных комментариев в отношении Церкви. Я не буду их цитировать по причине их крайней резкости. Что же сказать на это? Действительно, говорить такие вещи убитым горем родителям — чудовищно. Имеет смысл обличать в грехе довольных, торжествующих грешников, которые уверены о себе, что с ними все в порядке — но вот в минуту острой боли и горя укорять людей их (реальными или предполагаемыми) грехами неуместно. Это значит попадать под проклятие псалмопевца: «Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68:26-29). Даже если бы такое было правдой — высказывание не переставало бы быть чудовищным, потому что иногда и бесы говорят правду, и указывают человеку на совершенно реальные его грехи — чтобы привести его в крайнее отчаяние. Иногда можно говорить, формально, правду — и быть орудием диавола. Хотя в любом случае мы ничего не знаем о родителях девушки — а знаем лишь то, что они только что потеряли дочь. Это уже побуждало бы почтить их великое горе.

http://pravmir.ru/otkuda-vzyalsya-besser...

— Но русская народная вера всегда была сектантской, нигде в мире больше не было такого расцвета народных сект! Отчасти, я думаю, это был протест против государства, с которым Церковь недвусмысленно срасталась… — Я бы не придавал такого значения сектантству в России. Это вовсе не исключительный признак русской культуры. Просто сектантство всегда очень яркое, ярче и эффектней Церкви, на этом и основана его притягательность для неразвитой души. А вовсе не на протесте против государства — возьмите любую секту, она по природе своей гораздо тоталитарнее государства, ни о какой свободе там говорить не приходится… Среди раскольников популярна версия о том, что официальная церковь служит государству — демократическому, секулярному, безбожному, а значит, надо быть против. Но ясно ведь, что Церковь поддерживает государство не потому, что оно демократично или секулярно. А потому, что традиция эта идет от апостолов. В посланиях святого апостола Павла упомянута удерживающая функция власти: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (Второе послание к фессалоникийцам, 2:7-8). Кстати, говорится это как раз о лжепророках, предрекающих конец света и выдающих себя за Христа: «Молим вас, братия, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как будто нами посланного, будто уже наступает день Христов». Государство — именно «удерживающий». От хаоса и крайних форм беззакония. И потому Церковь поддерживала государство не только в демократические, а и в самые грозные времена, в эпохи гонений, поддерживала даже Нерона, до которого демократам далеко по части тиранства… — Чем вы объясняете такой общественный резонанс пензенского отшельничества, всероссийское внимание к нему? Только спекуляциями прессы? — Нет, конечно. Резонанс обусловлен тем, что люди сегодня крайне редко встречаются с поступками, мотивированными верой. Преобладает другой мотив — корыстный, пиаровский, лично-тщеславный… Кроме того, способ аскетического самоограничения выбран уж очень экстравагантный. Все-таки под землю давно не уходили. Тем более с детьми.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207171...

Это делали святые угодники Божии, за это они и прославлены. А теперешние люди? Не так давно приводили мы здесь одно место из Апокалипсиса, где Господь говорит одному из служителей Церкви: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!» ( Откр. 3:15 ). Нам не только уж быть горячим, но хоть бы следовать велениям души, исполнять Божий Закон. Но есть такие, которые идут против него... Но если человек не спит духовно, не дремлет, а все-таки как-то что-то духовно переживает и если он не верит в то, что сейчас делают в жизни, и от этого скорбит, страдает, во всяком случае, не дремлет, не спит, есть надежда на то, что он придет в церковь . Разве мало мы видим примеров, когда богоборцы, отрицатели, обращаются на путь истины. Начиная с апостола Павла, который не только отрицал Христа, Его подвиг и Его святое дело, но и христиан как хулителей – он только Отца признавал, а после того что было, стал первоверховным апостолом! Не просто верующим человеком, не просто верующим учеником, а одним из величайших проповедников христианства. Господь в Апокалипсисе говорит: «о, если бы ты был холоден, или горяч! Но так как ты не холоден и не горяч (а теплый), то извергну тебя из Уст Моих» – говорит грозно Господь ( Откр. 3:15, 16 ). Так Господь говорит о тех, кто равнодушен к Его святому делу. Теперь, фактически, об этом и не думают. Чем только теперь не интересуются люди, что только в мозги себе не вкладывают, а Божий Закон забыли. Иногда говорят красивые слова. Но слова, что могут, когда эти слова от лица мерзкой лжи?! Вот нам и нужно помнить, возлюбленные, об этом, в сегодняшний день, когда Церковь прославляет всех верных Божиих рабов. Вот на той неделе, если Бог даст, Русская Церковь будет славить своих святых. А вы знаете, что теперь их, русских святых, больше, чем в каком-либо народе, потому что в эпохе страшных кровавых гонений последних лет, дала Церковь миллионы мучеников. Поэтому теперь русский народ дал миру столько угодников Божиих, как никакой другой народ, никакой другой народ на земле! Мы должны помнить, что они своими подвигами пролили кровь, выдержали страшные мучения и, однако же, не отреклись, а жили верою. Цель верующих, нашей русской, хорошей, доброй веры, жить верой прежде всего. А теперь, что за жизнь? Сплошная грязь!.. Грязь и зло... Глядя на все это, возлюбленные, нужно молить Господа Бога, чтобы Господь научил нас, как должно, Его святому закону и научил брать пример с тех людей, которые закон этот приняли, исполнили и прославили здесь Бога Всемогущего. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Малеванцы появились сравнительно недавно, именно в 1888 году, когда штундист, мещанин города Таращи, Киевской губернии, Кондратий Малеванный объявил себя Спасителем, имеющим судить мир. Из баптизма же выродился адвентизм, основателем которого в 1833 году был баптистский пресвитер Вильям Миллер, назначивший кончину мира и второе пришествие Христа сперва на 1843, а потом на 1844 годы, что конечно, к его великой досаде, не исполнилось. Так и многие другие секты появились у нас недавно, следовательно, все они – не божественного, а человеческого происхождения; их придумали непокорные Церкви люди, поэтому все секты и недолговечны, ибо всякое подобное «предприятие и дело, если от человек, то оно разрушится» ( Деян. 5:38 ). И мы, действительно, видим, что все наши секты постоянно дробятся и разрушаются. Возьмем для примера хотя бы штундизм, или баптизм. Существует у нас эта секта недавно а уже распалась на много толков: есть «староштундисты» и «ново-штундисты»крестящие детей и не крестящие, есть штундисты «духовные», есть штундисты «воскресники» и «субботники», есть «баптисты» и «евангелические христиане», есть «штундо-хлысты», «адвентисты» и т. д. Словом, – сколько голов, столько и умов. Оттого все секты и не долговечны, что они противны Богу и Его св. Церкви. Наша же православная Церковь , как апостольская и Христова, будет существовать вечно, до скончания мира, ибо Сам Христос сказал о ней: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). «Я с вами, сказал Христос Апостолам и их законным преемникам, во все дни, до скончания века» ( Мф. 28:20 ). 3) Чем еще наглядно доказывается та истина, что наша Русская церковь – апостольская? Тем, что она находится в единстве веры и молитвенном общении со всеми Греко-восточными церквами, основанными св. Апостолами, каковы, например, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская и другие частные церкви, составляющие вместе Вселенскую Христову Церковь . О Филадельфийской церкви в Откровении Иоанна Богослова мы читаем следующее: «Знаю твои дела; вот Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая прийдет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» ( Откр. 3:8, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010