До революции у поморцев уже был центральный орган, аналогичный созданному Международному Совету. Название у него было «Совет Соборов и Съездов». Он просуществовал со времени получения гражданских свобод (1905 г.) до конца 1920-х годов и был ликвидирован большевиками. В дальнем зарубежье у поморцев также имеются центральные органы, например, Высший Старообрядческий Совет Польши, Конференция старообрядческих общин США и другие. В 1945 году в Вильнюсе прошёл съезд беспоповцев, в котором участвовали представители Москвы, Риги, Даугавпилса, Беларуси. На съезде был избран духовный суд. По случаю 300-летия Старообрядчества в 1966 году в Вильнюсе было проведено расширенное юбилейное заседание Высшего Старообрядческого Совета Литвы. Заседание носило характер общесоюзного съезда беспоповцев с представителями из Латвии, Эстонии, Беларуси, Украины, России (Москва, Ленинград, Барнаул). Заместитель председателя ВСС И.И. Егоров в своём докладе «Старообрядчество в прошлом и настоящем» напомнил, что старообрядчество является хранителем культурных ценностей Русского народа в архитектуре, живописи, музыке, литературе и прочем. В конце XIX века, благодаря меценатской деятельности богатых старообрядцев, было положено начало многим ценнейшим собраниям Русской живописи и литературы, в том числе Третьяковской галереи, ряду знаменитых библиотек. На съезде поморцев в Вильнюсе в 1974 году отмечалось, что ВСС духовно опекает свыше 350 общин беспоповцев, проводилась мысль о соборности церковной организации поморцев, разъяснялось, что духовная комиссия при ВСС разрешает возникающие в Церкви канонические, Богословские и другие вопросы. Федосеевцы по численности значительно уступают поморцам. Единая организация у них отсутствует, а Московская Преображенская община является по традиции наиболее влиятельной. Отличаются они от поморцев большим ригоризмом и консерватизмом в быту (у них ещё встречается обычай так называемой «мирской посуды») и тем, что отвергают брачный обряд (безбрачники). С конца XIX века начался процесс поглощения федосеевцев поморцами. Если в 1930-е годы большинство старообрядческих общин Прибалтики были федосеевскими, то в настоящее время преобладают поморцы, что объясняется, по-видимому, большей гибкостью и умеренностью последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вклад старообрядчества в Русскую экономику, культуру и искусство трудно недооценить – это и освоение Сибири, и развитие судоходства на Волге, строительство в Русских городах больниц, библиотек, типографий, музеев, и многое другое. Да и могло ли быть иначе, ведь старообрядчество – это корни истинно Русской жизни. В период революции 1917 года резко антибольшевистская позиция части старообрядчества логически вытекала из понимания новой власти как власти антихристовой. Многие руководители старообрядчества без обиняков объявили Ульянова-Ленина антихристом, а коммунистов и комиссаров – слугами антихриста. Красная пятиконечная звезда Соломона, – пентаграмма, – объявлялась символом антихриста. В Августе 1917 года в Москве прошёл съезд старообрядцев всех согласий. Председателем был избран П.П. Рябушинский, который призвал всех «мощно встать на защиту нашей великой, глубоко несчастной России». 991 В 1918 году в старообрядческом журнале «Голос церкви» была напечатана статья «Социализм и старообрядчество», где напоминалось о безрелигиозных корнях социализма, как политико-экономического учения. «Роберт Оуэн называет «троицею зла», от которого страдает человечество, – религию, собственность и брак. Этот английский социалист считает религию просто злом, от которого страдает человечество и от которого надо его избавить». 992 Если идея социализма родилась на Западе, то Запад же дал и выдающихся критиков этого учения. Авторы статьи цитируют А. Болье («Христианство и социализм»): «Возьмём дух Христианства и дух современного социализма; они различны во всём – можно сказать, что они почти противоположны. Противоречие обнаруживается уже в языке: Христианство говорит главным образом об обязанностях, социализм говорит почти исключительно о правах... Нужно ли доказывать, что если дух Христианства есть дух мира, то дух современного социализма есть уже дух не мира, но м i ра. Там, где христианство проповедует любовь, братство, мир, социализм проповедует теперь, наоборот, ненависть, борьбу, войну... Противоречие так велико, – говорит этот американский учёный, – что его совершенно достаточно для объяснения антагонизма между воинствующим социализмом и Христианством».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1923 году в журнале «Дальневосточный старообрядец», издававшемся особым отделом управления военно-морского ведомства, раздавались призывы к борьбе с большевизмом. Генералу Дидериксу старообрядцы преподнесли знамя с вышитым восьмиконечным крестом и надписями «Сим победиши» и «С нами Бог», тем самым благословляя на борьбу с безбожной властью. В свете этих фактов рушатся стереотипы о политической и общественной пассивности старообрядцев, встречающиеся в историографии и литературе: Древян гроб сосновен, Ради мене строен, Буди в нем лежати, Трудна гласа ждати. Ангели вострубят, От гробов возбудят. Так, A.B. Карташев цитирует это и говорит о «безумцах-самосожигателях» (противопоставляя их сынам века нынешнего): «Антихрист обошёл, ослепил, воцарился. Остаётся самосожигаться или ложиться в гроб в ожидании последнего суда. И ложились». 1013 Однако, нарисованная им картина крайне односторонне и поверхностно отражает лишь отдельные явления. На Русском Севере старообрядчество также активно сопротивлялось богоборческой власти. Как писал Ю.В. Гагарин, советский идеолог до 70% старообрядцев (в том числе и беднейшая часть населения) на Средней Печоре и в Удорском крае участвовало в восстаниях против советской власти. 1014 Среди руководителей восстания – несколько старообрядческих наставников. Остатки Белого движения находили поддержку среди зажиточных старообрядцев и особенно скрытников, предоставлявших им убежища в глухих местах Предуралья. После поражения Белого движения в Гражданской войне, когда стало очевидным, что новая власть стабильна, руководители основных старообрядческих течений в Декабре 1922 года призвали верующих к лояльности по отношению к советской власти. Если власть стабильна – значит от Бога, даже если и в наказание. А в 1923 г. старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Мелетий и епископ Петроградский и Тверской Геронтий выпустили «Архипастырское послание к христианам Древлеапостольской Старообрядческой Христовой Церкви», в котором говорилось: «Теперь, слава Богу, у нас в России утвердилась рабоче-крестьянская власть».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Смерть митрополита – невосполнимая утрата для старообрядческой церкви,- сказал пресс-секретарь Московской митрополии Сергей Вургаф Вчера вечером на 55-м году жизни скончался глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов). За полтора года правления Андриан сумел наладить контакт с высшими светскими властями и впервые за более чем 300-летнюю историю Церкви начать диалог с Русской Православной Церковью. Митрополит Андриан занял митрополичью кафедру в феврале 2004 года. В отличие от своего предшественника митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева), который возглавлял Русскую Православную Старообрядческую Церковь в течение 18 лет, владыка Андриан сразу снискал репутацию реформатора, установив тесные контакты со светской властью. Ему удалось убедить мэра Москвы Юрия Лужкова вернуть Русской Православной Старообрядческой Церкви два храма, переименовать улицу Войтовича в Старообрядческую и помочь староверам восстановить их духовно-административный центр – Рогожскую слободу. Митрополит стал первым иерархом Русской Православной Старообрядческой Церкви, который начал посещать светские приемы: инаугурацию президента России Владимира Путина, праздничные приемы в Кремле и т. д. Но главное, он стал первым за более чем 300-летнюю историю раскола руководителем Старообрядческой Церкви, который встретился с руководством Русской Православной Церкви и начал переговоры о возможном сотрудничестве. Эти инициативы Андриана вызывали серьезное недовольство у ряда священнослужителей и мирян РПСЦ, что едва не привело к открытому внутрицерковному конфликту. В понедельник митрополит Андриан выехал с пастырским визитом в Вятскую епархию, где возглавил крестный ход верующих из Кирова на реку Великая. В среду около 16 часов во время крестного хода владыке неожиданно стало плохо. Вызванные врачи диагностировали у митрополита Андриана острую сердечную недостаточность, ставшую причиной его скоропостижной смерти . " Смерть митрополита – невосполнимая утрата для старообрядческой церкви,- сказал пресс-секретарь Московской митрополии Сергей Вургаф.- Столько было начато важных процессов – преобразование церковных структур, учреждение новых общин... Он пытался найти место старообрядчеству в XXI веке " . " Мы восприняли кончину митрополита Андриана как большую потерю для всех христиан России " ,- заявил вчера заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк. Об этом сообщает " Седмица " По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_20381.html

По современным статистическим данным самих старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, в 1920-е годы число епископов доходило до 25, а «старообрядцев было несколько миллионов». Если в 1986 году Старообрядческая Церковь Белокриницкого согласия имела 3 епископа, 126 приходов, 54 священника и 8 диаконов, то в 1996 году – 5 епископов, более 250 общин (на 1992 г. приходилось 154), 60 священнослужителей (в их числе 4 диакона) и 3 монастыря (два из них женские Куничский (Молдавия) и Белокриницкий (Украина); один мужской – Николо-Улейминский (близ г. Углича Ярославской обл.). За последние годы учреждена новая епархия (Новосибирская и всея Сибири), восстановлена епархия Ярославская и Костромская. Общее количество старообрядцев Белокриницкого согласия, по их статистике на 1996 г. в России и так называемых странах ближнего Зарубежья – 4,6 млн. человек. 1039 Автокефальная Румынская старообрядческая Церковь Белокриницкого согласия, объединяющая около 80 общин (5 епархий), возглавляется ныне митрополитом Браило-Тульчинским Тихоном. В юрисдикции Румынской Старообрядческой Церкви находятся также 3 старообрядческих общины в США, 4 – в Австралии, 1 – в Канаде и 1 – на Аляске. Первосвятительскую кафедру Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия с 1915 г. возглавляли следующие иерархи. Архиепископ Мелетий (1915–1934), местоблюститель первосвятительского престола епископ Кавказский Викентий (1934–1938), архиепископ Иринарх (Парфёнов) (1941–1952), архиепископ Флавиан (Слесарев) (1952–1960), архиепископ Иосиф (Моржаков) (1961–1970), архиепископ Никодим (Латышев) (1971–1986), местоблюститель епископ Анастасий (Кононов) (1986), архиепископ Алимпий (Гусев) (с 1986 г.). На освященном Соборе 1988 года в Москве была учреждена старообрядческая митрополия. Митрополитом Московским и всея Руси был избран архиепископ Алимпий, который и ныне возглавляет Русскую Православную Старообрядческую Церковь , приемлющих Белокриницкую иерархию. Шесть епархий расположены на территории России и стран ближнего зарубежья: Московская, Киевско-Винницкая, Донская и Кавказская, Клинцовская и Новозыбковская, Кишиневская, Новосибирская и всея Сибири. Основная масса верующих проживает в юго-западной части СНГ: в Молдавии, в Черновицкой, Винницкой и Одесской областях Украины. Значительная часть старообрядцев белокриницкого согласия проживает в Москве и Московской области в Нижегородской, Волгоградской, Ростовской, Брянской, Костромской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Русская Православная Церковь активизирует диалог со старообрядцами 21.11.2007 Русская Православная Церковь активизирует диалог со старообрядцами и выражает надежду на тесный контакт с ними. Как перспективы сотрудничества с представителями этой веры обсуждались в Отделе внешних церковных связей на заседании специальной комиссии по взаимодействию со старообрядными приходами, сообщили в ОВЦС. В совещании приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский Кирилл, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством Русской Православной Церкви епископ Брянский Феофилакт, а также епископы из Московской области, Белоруссии и Молдавии - там, где существуют общины старообрядцев, а также единоверческие приходы входящие в состав Московского Патриархата, но придерживающиеся старых обрядов. Как сообщает ОВЦС, обсуждались темы, " рассмотрение которых на переговорах с представителями Русской Православной Старообрядческой Церкви и Русской Древлеправославной Церкви представляет взаимный интерес " . Были учтены " предложения старообрядцев по возможному формату этих переговоров и обстоятельствам их проведения " . На заседании было отмечено, что в течение года в Русской Православной Церкви появилось 3 новых старообрядных прихода. Кроме того, в Русскую Православную Церковь вошел крупный старообрядный приход Русской Зарубежной Церкви в американском городе Ири (США), что стало возможным в результате воссоединения Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве. Со времени церковного раскола XVII века в России, наряду с Русской Православной Церковью, существуют общины староверов, не принявших реформы патриарха Никона. За три века они разделились еще на несколько ветвей: существуют старообрядцы белокриницкого согласия, древлеправославные, беспоповцы, которые, в свою очередь, раздробились на множество толков - поморцы, федосеевцы и другие. Русская Православная Церковь с XIX века предпринимала шаги к " уврачеванию " раскола. В 1971 году были отменены санкции по отношению к староверам. Патриарх Алексий II признал неоправданными прежние гонения последователей старых обрядов и предложил диалог с ними. Несколько общин откликнулись на примирение и вошли в состав Московского Патриархата; их называют единоверческие. Новый этап в отношениях со старообрядцами начался в 2003 году с избранием главой старообрядческой митрополии в Рогожской слободе митрополита Андриана. Однако после его смерти в 2005 году диалог почти заморожен. Весной этого года с новым руководителем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием встречался управляющий Московской епархией митрополит Ювеналий. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 21.11.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4038.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Русская Старообрядческая Церковь намерена развивать диалог с Московским Патриархатом, властью и обществом 15.08.2006 Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) продолжит диалог с Московским Патриархатом, властью и обществом. Об этом первоиерарх РПСЦ, митрополит Корнилий (Титов) заявил в понедельник 14 августа в Москве на вечере, посвященном памяти покойного предстоятеля РПСЦ митрополита Андриана (Четвергова) . " Думаю, то, что владыка Андриан начал, нужно продолжить, укреплять и развивать. С Божией помощью это принесет соответствующие духовные плоды " , - сказал митрополит Корнилий. Он подчеркнул важность опыта старообрядцев в сохранении " духовного рвения к посту и молитве " в современных условиях падения нравственности в обществе. По его словам, за короткий период своего первосвятительства митрополит Андриан " совершил прорыв " . " Это та открытость, когда наша Церковь смогла заявить о себе во весь голос. Это многочисленные книги, интервью, диалог с властью. Этот прорыв — это и новые взаимоотношения с другими Церквами, диалог, который сегодня очень нужен нам, диалог с Московской Патриархией, с Древлеправославной Церковью, с беспоповцами " , - отметил глава Старообрядческой Церкви. Он также подчеркнул важность духовного училища, открытого при митрополите Андриане, в котором старообрядцы будут обучаться уже третий год. В рамках вечера памяти состоялась презентация книги " 546 дней старообрядчества в XXI веке. Андриан, митрополит Московский и всея Руси. Вехи архипастырского пути " . В вечере памяти, посвященном памяти митрополита, приняли участие около ста человек. В их числе - представители Московского Патриархата, различных ветвей старообрядчества, администрации президента, столичных властей. РИА «Новости»/Седмица.Ru Редакция текста от: 15.08.2006 00:00:00 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг.

http://drevo-info.ru/news/1118.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Собор Старообрядческой Церкви не поддержал группу лиц, выступавших против контактов с Московской Патриархией 17.10.2008 Собор Старообрядческой Церкви не поддержал группу лиц, выступавших против контактов с Московской Патриархией и с обществом. " Думаю, что нашей Церкви сегодня уместно, как и другим конфессиям, выражение мнения на различных официальных встречах и в средствах массовой информации по гуманитарным, общественным и социальным вопросам " , - сказал Глава Русской Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) , выступая на Соборе РПСЦ, который продолжил сегодня работу в Москве. Глава Церкви считает также " целесообразным " поддержание контактов с иными конфессиями, " в том числе и с Русской Православной Церковью " , имея в виду " возрастающий интерес общества к древней церковной традиции " . Комментируя выступление митрополита Корнилия, управделами РПСЦ протоиерей Евгений Чунин, что в прошлом году " возник раздор " , связанный с тем, что группа лиц воспротивилась контактам Митрополита Корнилия с иерархами Московской Патриархии, считая " форму общения слишком свободной " . " Сегодня конфликт исчерпан. Правда, около 20 человек откололись от Церкви, и Собор сегодня принял обращение к ним с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви " , - сказал управделами. Таким образом, подчеркнул он, доклад на Соборе Главы Церкви свидетельствует о необходимости РПСЦ " продолжить процесс открытости обществу, который начат митрополитом Андрианом и корректируется на протяжении пяти лет " . " Закрытость была обусловлена внешними условиями гонений - сначала при царской власти, а позже, при советской. А когда внешние притеснения прекратились, осталось преодолеть сложившуюся инерцию " , - отметил управделами. По его мнению, " это постепенный последовательный процесс, поддержанный самыми широкими массами " . " Сейчас ведется работа по поиску наиболее активного места Церкви в современном российском обществе " , - подытожил отец Евгений. По данным бывшего руководителя пресс-службы РПСЦ Сергея Вургафта, в прошлом году дальневосточный епископ Герман Савельев отлучен от Церкви за критику в адрес митрополита Корнилия. РПСЦ, ведущая свое начало со времен церковного раскола XVII века, насчитывает около 170 приходов в России, 60 - на Украине, есть также приходы в Белоруссии, Молдавии и Казахстане. Русская Православная Церковь сегодня имеет более 28 тысяч приходов по всему миру. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 17.10.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5691.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Минкульт Украины назвал религиозные организации, подлежащие переименованию 26.01.2019 20:59 Версия для печати Киево-Печерская лавра. Фото: http://pravlife.org Киев, 26 января. Министерство культуры Украины опубликовало полный перечень религиозных организаций, которые по новому закону должны изменить свое название, сообщает РИА Новости . Список опубликован в субботу в правительственной газете " Урядовый курьер " . В декабре на Украине вступил в силу закон, который может лишить УПЦ ее названия. В соответствии с документом, у Украинской Православной Церкви будет четыре месяца на то, чтобы изменить название и внести соответствующие изменения в устав. В УПЦ заявили, что намерены обратиться в Конституционный суд в связи с принятием документа. Министерство культуры в своем сообщении пишет, что была проведена религиоведческая экспертиза, в ходе которой были установлены подпадающие под переименование религиозные организации, которые действуют на территории Украины. " (Под переименование) подпадают религиозные организации, которые действуют на территории Украины и входит в состав: Русская (Российская) Истинно-Православная церковь (РИПЦ), Русская (Российская) Старообрядческая Церковь (Беспоповское согласие), другое название - Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ), Украинская Православная Церковь (в единстве с Русской Православной Церковью (УПЦ), Русская (Российская) Древлеправославная Церковь (РДЦ Новозыбковское согласие), Русская (Российская) Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) " , - говорится в сообщении минкультуры.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

М.Б. Данилушкин Глава 20. Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917–1996 “Произошло кровоизлияние из Русской Церкви. Она потеряла драгоценнейшую энергию и в анемическом ослаблении подверглась сильным инородным воздействиям, мешавшим ей до последнего времени даже осознать свою потерю XVII века” (А.В. Карташев). 960 “Русская земля раскололась надвое – разорвалось надвое Русское народное сердце, надвое расщепилась, как вековое дерево, Русская народная мысль, и самая Русская жизнь с этих несчастных годов потекла по двум течениям, одно другому враждебным, одно другое отрицающим” (Д.Л. Мордовцев). 961 Историософскую суть проблемы едва ли кто выразил лучше, чем А.В. Карташев , нарисовавший яркую и трагическую картину нашего прошлого; «Задача Третьего Рима в голове молодого царя Алексея Михайловича воспылала мечтой освободить Православных от Турок и войти в Цареград василевсом всего Православия, а его друга патриарха Никона – служить литургию в Святой Софии во главе четырёх остальных патриархов. Для этого спешно нужно было согласовать все книги и обряды с Греческими. Началась неграмотная и нетактичная ломка. А Греческим справщиком у патриарха Никона оказался Арсений, выученик униатской коллегии в Риме, а оригиналом для исправления новопечатные греческие книги, изданные в Венеции». 962 Старообрядческое движение возникло как протест против Никоновских реформ. Это стало огромным несчастьем в жизни Церкви и народа, новой внутренней катастрофой в судьбах Святой Руси, расколовшей душу народа и помрачившей национальное сознание Русская национальная идея «Москва – хранительница чистоты Православия, Москва – Третий Рим» была истолкована не в эсхатологическом, а в политическом, имперском смысле, что можно рассматривать как подлог национальной идеи и миссии. Политической подоплёкой никоно-алексеевской реформы (планированием создания Великой Греко-Российской империи) и объясняются сомнения в ее богословской и канонической необоснованность. 16 апреля 1905 года, накануне издания Указа о веротерпимости, старообрядцам были оказаны некоторые знаки официального внимания. Московский генерал-губернатор получил следующую телеграмму Государя Императора: «Повелеваю в сегодняшний день наступающего Светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища 963 и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони известным своей непоколебимой преданностью Престолу. Да благословит и умудрит их Господь с полной искренностью пойти навстречу желаниям и стремлениям Русской Православной Церкви и прекратить соборным решением тяжелую историческую церковную рознь, устранить которую может только Церковь . Николай II». 964

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010