Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война Русская Православная Церковь в 1941–43 годы Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви Церковь на оккупированных территориях Русская Православная Церковь после перелома в Великой Отечественной войне Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Военные годы Сподвижники Патриарха Алексия Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (1892–1961 гг.) Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) (1870–1955) Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором 1945 года Глава 15. Ликвидация унии на Западной Украине Глава 16. Церковная жизнь в послевоенный период (1945–1958 годы) Глава 17. Русская Православная Церковь в 1958–1970 годах Глава 18. Русская Катакомбная Церковь Глава 19. Русская Православная Церковь за границей Русский Всезаграничный Церковный собор 1921 года в Карловцах и дальнейшие пути развития Русской Церковной жизни за границей Русская Православная Церковь за границей Личность и труды Святителя Иоанна (Максимовича) Русское Православие в Северной Америке Митрополит Евлогий (Георгиевский) Русский Экзархат в Западной Европе в послевоенный период Зарубежные Русские архиереи и общины, сохранявшие административно-канонические отношения с Московской Патриархией в 20–40-е годы нашего столетия Митрополит Литовский Елевферий и его деятельность в Литве и Западной Европе Митрополит Японский Сергий Православная миссия в Корее Глава 20. Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917–1996 Приложение I. Декреты Советской власти о новом правописании Порядок проведения реформы в жизнь Приложение II. (Документы ) 1. Утвержденная грамота великого московского собора от 21-го Февраля 1613-го года Список служащих св. Синода (со времени основания до 1917 года) Обер-Прокуроры Св. Синода Товарищи Обер-Прокурора Св. Синода: Управляющие Канцелярией Св. Синода: Директора Канцелярии Обер-Прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вел встречу духовник клуба, священник храма преподобномученика Андрея Критского в поселке Володарский иерей Алексий Володин. Встреча носила название «Старообрядцы и " никониане " : история раскола и современная жизнь». В начале вечера состоялся просмотр фильма «Распечатанные алтари». Эта кинолента была снята в 2005 году. Именно в этом году Русская Православная Старообрядческая церковь отмечала 100-летие подписания царского манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» и, как следствие, распечатывание алтарей. В фильме была показана история раскола XVII века глазами старообрядцев. Отправной точкой для дискуссии стало высказывание отца Геннадия Чунина: «Русская Православная Старообрядческая Церковь, безусловно, является единственной Церковью, сохранившей полноту древнего благочестия». Особенный резонанс вызвало сообщение отца Геннадия о том, что Старообрядческая Церковь признает Крещение свершившимся лишь при условии, что состоялось полное погружение человека в воду. «Крещение воздухо-капельным путем, по нашему мнению, это несостоявшееся таинство», - сказал отец Геннадий. Далее последовали вопросы об отношениях между РПЦ и РПСЦ на современном этапе. По просьбе слушателей отец Геннадий прокомментировал решения Поместного Собора РПЦ 1971 года, на котором был принято решение об «отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их». Напомним, что в соборном постановлении было сказано: «Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино...», что явилось значительным шагом со стороны РПЦ навстречу РПСЦ. Положительно оценив это явление, отец Геннадий в то же время подчеркнул, что ответного шага со стороны РПСЦ в ближайшее время не последует. «Действительно, взаимодействие наших Церквей пока «несимметрично», нас принимают в РПЦ, но мы не можем сделать ответный жест, - сказал он. - Чтобы можно было говорить о воссоединении Церквей, нам вместе необходимо вернуться ко времени раскола и пересмотреть все решения, принятые в РПЦ начиная с XVII века. Конечно, пересмотрены должны быть и решения Синодальной комиссии по канонизации святых».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

О. Павел Прусский утверждает, что раскол был начат старообрядческими расколоучителями по ошибочным причинам, еще до определений собора 1667 года: «Речь царя Алексия Михайловича к поместному собору российскому, бывшему прежде собора 1667 г., еще в 1665 году, ясно показывает что раздел, старообрядцев от церкви тогда уже совершился, что тогда церкви православные были уже признаны ими не за церкви, тайны не за тайны…То же подтверждает и сам собор 1667 года, ибо он прежде объявляет разделение старообрядцев и укоризны на церковь отделившихся от церкви, означает самые укоризны их, или хулы , а потом уже суд налагает клятвенный… А так как ранее клятв, положенных всею церковию, русскими и восточными патриархами, бывшеми на соборе 1667 года, старообрядческие предки отделились от церкви: то сим ясно показуется, что не за соборныя клятвы последовало отделение их от православной церкви, а за употребление русскою церковию имени Христа Спасителя И и с у с, троеперстия, именословнаго благословения, за почитание четвероконечнаго креста и проч.» с. 444–445]. Поэтому собор 1667 года не может быть признан виновным в появлении раскола с. 9]. По мнению архим. Павла клятвы, положенные на соборе 1667 года, которые старообрядцы ставят виною разделения и последующих уголовных преследованиях, были полностью законными. О. Павел объясняет сущностную причину отделения старообрядцев от Церкви. Она заключалась отнюдь не в изменениях обрядов как таковых, а в том, что, по мнению старообрядцев, с изменением обрядов изменялось вероучение, вплоть до своей противоположности, то есть сатанизма, иными словами Русская Церковь , произведя изменения в обрядах, становилась церковью антихриста: «Соборная клятва на старообрядцев произнесена не за обряды, а за то, что ради обрядов они похулили церковь и самочинно от нея отделились. Вы (старообрядческие оппоненты о. Павла) хорошо это знаете, ибо и сами не в обрядах полагаете сущность вашего несогласия с церковию. Можно ли за одно изменение обрядов признавать в церкви присутствие последняго антихриста, как вы признаете, и нарицать ее антихристовою посланницею? Тайны, действуемые ею во имя Святыя Троицы, нарицать печатию антихриста?... Все эти и иные тяжкия и ужасныя хулы на православную церковь вы… признаете законными; и умолчав о них, причиною клятв, произнесенных церковию на раскол ставите местные обряды! Нет, не за обряд церковь произнесла на вас суд отлучения, а за ваши нестерпимыя на нее хулы» с. 63–64]. Отмена клятв произошла на Поместном соборе 1971 года, но очень важно помнить, что эти клятвы не были признаны незаконными, а были признаны с (довольно неясной и однозначно не принятой старообрядцами) формулировкой «считать эти клятвы, яко не бывшие»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Решение этих вопросов имеет значение только для тех, кто не желает узнать сущность явления. Так везде и всюду; так и в нашем старообрядчестве. Верная оценка нашего старообрядческого раскола заключается в решении одного следующего, довольно сложного вопроса: утратила ли русская Церковь чистоту веры и благочестия с принятием при патриархе Никоне исправленных книг и обрядов, перестала ли быть после этого Церковью Христовой и стала Церковью еретической, никонианскою, даже более – антихристовою? Если перестала, то заняло ли её место старообрядчество? Если да, то в каком старообрядческом согласии, Церковь Христова обретается, потому что этих согласий много? Вот самый существенный вопрос, с которым всякий, кто желает беседовать со старообрядцами, должен иметь дело. Он одинаково важен для меня и для старообрядцев. От решения этого вопроса зависит или участь старообрядцев, которые должны идти в Церковь , или участь моя – сделаться последователем того или иного старообрядческого согласия, если, конечно, должно прийти к тому решению, что Церковь утратила своё значение и место её заняло старообрядчество. В этот общий и сложный вопрос входят следующие частные вопросы: 1) Вопрос об исповедании догматов или, что то же, православного учения веры, т.е. об исповедании предметов невидимых, так как по апостолу, вера есть уповаемых извещение, вещей невидимых обличение ( Евр.2:2 ) или по объяснению Малого Катехизиса, вера есть крепкое и твёрдое разумение о Боге и вещах спасённых, т.е. относящихся к спасению, их же невидимо сердцем видим и уста исповедуем. В прямом виде этот вопрос старообрядцами не ставится, так как они не погрешностей в Церкви православной. И мы его не ставим, потому что мы не разъясняем собственно догматов веры. 2) Вопрос об устроении Церкви Христовой на земле, именно: что эта Церковь должна быть с семью таинствами и тремя иерархическими чинами. Важность этого вопроса определяется тем, что если без веры невозможно угодить Богу, то и вне Церкви Божией нельзя спастись, так как по Большому Катехизису все, не находящиеся в ней, погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Другое дело – межконфессиональный диалог, в котором митрополит Андриан принимал участие. Следует заметить, что значительная часть староверов не одобряла этот диалог. В старообрядчестве не принято открыто выражать свое недовольство действиями архиереев – еще жива память о " клане Гусевых " , не терпевших никакой критики и инакомыслия. Но все равно, это недовольство было заметно, особенно в провинции, где вполне сохранился традиционный староверческий консерватизм. Особенно смущали старообрядцев встречи владыки Андриана с иерархами Русской Православной Церкви. Не секрет, что староверы считают Русскую Православную Церковь еретической. Поэтому у многих верующих вызывали настороженность высказывания митрополита об улучшении отношений с Московской Патриархией или о духовном единстве русского народа. Иногда заявления митрополита удивляли староверов. Например, в мае 2004 года владыка Андриан, посещая Одессу, встретился с Агафангелом, тамошним митрополитом Московской Патриархии. В ходе встречи митрополит Андриан неожиданно заявил, что " старообрядцы хотят участвовать в решении проблем, встающих перед всеми православными, в том числе и в вопросе исправления церковных книг. Ибо Старообрядческая Церковь испытывает известные затруднения, вызванные назревшей необходимостью пересмотра и исправления некоторых книг и канонов. По этому вопросу Русская Православная Старообрядческая Церковь готова выслушать соображения и предложения со стороны Русской Православной Церкви " . Все, кто знает русскую историю, помнят, что церковный раскол произошел именно из-за " пересмотра и исправления некоторых книг и канонов " . И было странно слышать из уст староверческого митрополита слова о необходимости такого " пересмотра и исправления " . Не менее удивляли старообрядцев и заявления представителей Московской Патриархии. Например, верующими были с опасением восприняты слова митрополита Кирилла (Гундяева), председателя ОВЦС МП, об объединении двух Церквей: " Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского православия " .

http://religare.ru/2_20433_1_21.html

Большое количество ценных икон XIV - XVII веков, написанных искусной рукой церковных художников древности, попало на хранение в фонды отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи после закрытия церкви большевиками в 1935 году. Там же, к счастью, оказались и закладные кресты, роспись которых сохранила историю создания Успенского соборного храма. После закрытия часть строения была снесена, а основной объём после перестройки превратился в четырёхэтажное здание общежития завода «Станколит». Несмотря на то, что в 2009 году Успенский собор старообрядческой церкви Белокриницкого согласия решением Комитета по культурному наследию города Москвы был отнесён к категории выявленных объектов культурного наследия в качестве памятника, он до настоящего времени так и не возвращён Русской православной старообрядческой церкви. Храм Успения в Апухтинке возвели в начале ХХ века: он стал едва ли не первой в Москве религиозной постройкой, закладка которой произошла после издания царского указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году. Строили всем миром: средства жертвовали коренные жители Таганки, в том числе купцы-предприниматели Шибаевы и братья Новиковы, которые владели дровяным складом, магазином пиломатериалов и мастерской по изготовлению надгробий. Автором проекта стал архитектор Николай Поликарпов, известный по постройкам в стиле модерн и псевдорусском стиле. Практически в неизменном виде сохранились его ресторан «Эльдорадо» и зверинец Дурова. Однако именно храм считается самой важной работой Поликарпова. Его прообразом послужил Успенский собор Московского Кремля: архитектор досконально продублировал его формы. Этим он хотел подчеркнуть значимость староверов в становлении российского православия — они как бы возвращали себе святыню, присвоенную никонианами. Храм стал последней большой постройкой старообрядцев в России: в высоту достигал 45 м, площадь — 300 кв. м. Самый большой колокол в звоннице весил 350 пудов — более 5 тонн. Иконостас тоже был сделан по образу того, что в Успенском соборе, — пятиярусный, обложенный позолоченной басмой. Иконы для него собирали по всей стране, и пока храм действовал, его называли церковью-музеем, потому что там удалось собрать массу ценных работ, написанных до реформы Никона. Историк и большой знаток древнерусского искусства Муратов писал, что «…здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская церковь».

http://sobory.ru/article/?object=25353

В XVI - нач. XVII в. в Вятской земле появились города: Слободской городок (1505), Шестаков (ныне с. Шестаково) (1546), Кайгород (ныне с. Кай) (1558), Уржум, Санчурск (ныне пос. Санчурск) (1584), Яранск, Малмыж (1591), Лальск (1606). Также по документам известны дер. Вятская Поляна (ныне г. Вятские Поляны (кон. XVI в.), слобода Кукарка (ныне г. Советск) (1609). С 1708 г. основная территория совр. К. о. находилась в составе Сибирской губ., юж. часть - в составе Казанской губ. В 1719 г. губернии были разделены на провинции. В Сибирской губ. появились провинции Вятская, Соль-Камская и Тобольская. Вятская пров. состояла из 7 дистриктов (уездов): Хлыновского, Слободского, Котельничского, Орловского, Шестаковского, Кайгородского и Кунгурского. Юж. вятские земли вошли в Казанскую пров. Казанской губ. В 1721 г. Кунгурский дистрикт был передан из Вятской пров. в Соль-Камскую. В 1727 г. Вятская пров. перешла из Сибирской губ. в Казанскую губ. 11 сент. 1780 г. из Вятской пров. и юж. вятских уездов Казанской пров. было образовано Вятское наместничество (состояло из 13 округов), Хлынов 18 дек. 1780 г. был переименован в Вятку. В 1796 г. Вятское наместничество преобразовали в Вятскую губ. 14 янв. 1929 г. Вятская губ. присоединилась к Нижегородской губ. В дек. 1934 г. учрежден Кировский край в составе заволжской части Горьковского края, Удмуртской АССР и 2 прикамских р-нов Свердловской обл. (Сарапульского и Воткинского). В 1936 г. образована К. о. В 1937 г. из К. о. в Удмуртскую АССР перешли Воткинский, Сарапульский, Каракулинский и Киясовский р-ны. В 1941 г. в К. о. из Архангельской обл. переданы Опаринский, Лальский и Подосиновский р-ны. Религия Большинство верующих в К. о.- православные. Возрождение религ. жизни в К. о. после репрессий 20-30-х гг. XX в. произошло в период Великой Отечественной войны, когда были открыты 74 правосл. храма, гос. регистрацию также получили 3 мусульманские, 4 старообрядческие беспоповские (см. Беспоповцы ) общины и 2 старообрядческие общины Белокриницкой иерархии . До 30 религ. групп в 1945 г. действовали в области без регистрации (15 старообрядческих, 6 мусульманских, 4 группы евангельских христиан-баптистов, 2 группы евангельских христиан-меннонитов и католическая). Рост числа зарегистрированных общин в К. о. наметился в 1990 г. К 1 янв. 2014 г. в области действовало 211 зарегистрированных религ. орг-ций: 156 православных, 7 старообрядческих, католич. община, 23 протестантские, иудейская, 22 мусульманские, община Армянской Апостольской Церкви. Русская Православная Церковь

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Что касается самой встречи, почему молчал митрополит Корнилий? Во-первых, митрополит пришёл послушать, а что скажет власть, какие предложения выскажет Путин о религиозной, духовной ситуации в нашей стране. Я думаю, не всегда полезно присоединяться к общему хвалебному хору, а надо просто послушать то, о чём говорят высшие лица. Тем более что они часто не требуют никакого особого чинопочитания в свой адрес, а просто хотят донести до религиозных и иных деятелей своё мнение. Я не знаю точно, о чём говорили Владимир Путин и митрополит наедине, а говорили они довольно долго. Знаю только одно, что митрополит Корнилий пригласил приехать Владимира Путина в центр старообрядчества – на Рогожскую в Москве. Потому что премьер-министр и нынешний президент Дмитрий Медведев побывали во всех конфессиях, а одна из наших старейших конфессий – старообрядчество – осталась в стороне. РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ Геннадий Климов: Я хотел бы объяснить, что такое РПСЦ. Русская православная старообрядческая церковь – та церковь , которая была в России изначально. Она была расколота во времена патриарха Никона. Это небольшая Церковь , в ней трудно состоять современному человеку, вовлечённому в нынешний динамичный темп жизни. Ему трудно перенести то количество молитв и постов, установленное в церкви . Но есть люди, которые посвящают себя этому, и это их осознанный выбор. И то, что руководители нашего государства не замечали Старообрядческую церковь до сих пор, неправильно. В настоящее время установился негласный мир между руководителями РПЦ и РПСЦ, некоторые называют старообрядческую церковь идеологическим центром православия, который следит за чистотой веры. Потому что это истинная русская православная церковь . Глеб Чистяков: С другой стороны, хочу сказать, что наряду с традициями, сложными обрядами со сложной всевозможной символикой в старообрядчестве есть вещи парадоксальные, которые не согласуются с нашими сегодняшними представлениями. Мы привыкли относиться к русским как к народу, почитающему только царя. Не важно кого, Рюриковичей, Романовых, Ленина, Сталина, Брежнева, Ельцина, Путина. Русский народ привык к авторитарному руководителю.

http://religare.ru/2_92736_1_21.html

Что же это за сила? Русская Православная Церковь, русские православные люди, которые всегда ощущали свое единство, независимо от того, где они жили – на севере, юге, западе, востоке. Это единство ощущалось ими даже несмотря на определенные различия в языке, обычаях. И даже некоторые этнические различия не мешали этому единству, ибо объединяла людей Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, представленная на русской земле Поместной Православной Церковью, а не какими-то псевдоцерковными суррогатами, типа ПЦУ и т. н. Киевского патриархата. Несомненно, что и наши недоброжелатели, будучи людьми отнюдь не глупыми, прекрасно понимают, что становым хребтом русского народа и русской государственности является Русская Православная Церковь. Говоря языком популярной журналистики – Русская Православная Церковь является самой древней, мощной и последовательной пророссийской организацией. А посему наши противники, будучи опять же людьми неглупыми прекрасно понимают, что расколоть Россию (в данном случае – историческую Россию) без раскола Русской Церкви невозможно.  Подобные попытки предпринимались в истории неоднократно. Здесь будет вполне уместно вспомнить некоторые эпизоды старообрядческого раскола, когда Большой Московский Собор 1666 года одобрил обрядовые реформы и анафематствовал ее противников. Безусловно, некоторые действия иерархов были несколько поспешными и довольно-таки резкими по отношению к абсолютному большинству простых церковных людей, для которых было сложно понять и принять высокий слог столичных богословов, им было проще принять простое мужицкое, хотя и консервативное, но все же мракобесие. Но причина «успеха» этого раскола совсем не в этом, здесь важную роль сыграла магия чисел – «собор 1666 года». Любой грамотный историк нам на это заметит, что никакого «собора 1666 года» в России той эпохи не было и быть не могло. Дело в том, до реформ Петра I летоисчисление на Руси вели не от Рождества Христова, а от сотворения мира, и, соответственно, в самой России данное событие (в момент, когда оно происходило) никак не могло быть ассоциировано с числом 666. Но нашлись талантливые пропагандисты (они были и тогда), которые указали высшему обществу, а через него и простому народу на то, что в соседней Польше среди жителей поднялась настоящая истерика ввиду ожидаемого конца света, ведь «у всего цивилизованного мира 1666-й год на дворе… А у нас? Собор…». Подобная агитка была принята на «ура» как частью высшего общества, так и простым народом и во-многом способствовала самому «успешному» расколу в истории Русской Церкви. 

http://radonezh.ru/2023/04/24/cerkov-for...

Довод четвёртый. Вселенский собор – жизненная необходимость православной монархии Ясность исповедания веры и правильность богопочитания являются жизненной необходимостью православной монархии. Как сказано во Второзаконии (17:18), Царю надлежит исполнять слова Божьего закона. В понимании этого Царь Давил поёт в 118 псалме (стих 24): « Откровения Твои – утешение моё, и уставы Твои – советники мои». Затруднительно исполнять Божий закон без его изъяснения, поэтому государи были твёрдо заинтересованы во Вселенских соборах. Соблюдение Божьего закона, с одной стороны, является следствием личной веры монарха, его религиозного воспитания и совести, но, с другой стороны, и государственной необходимостью. Как из религиозных убеждений людей произрастают их нравственные установки, а из этих последних рождаются поступки, так из государственной идеологии исходит дух законов, а из их применения – действия чиновников и граждан. Таким образом, и нравственные убеждения, и законы по своему духу восходят к некоему идеалу. Когда народ имеет нравственный идеал православия, то государь может являться Верховной властью, если способен выражать идеал своего народа, а для этого ему требуется знать, в чём этот идеал состоит. Собственно, деяния Вселенских соборов и разъяснили нравственный идеал православия. Например, восстановление монархии столкнётся с духовным препятствием в виде русского раскола православия. С юридической точки зрения существует три русских православных церкви с двумя патриархами и одним московским и всея Руси митрополитом: Русская Православная Церковь (38 649 приходов), Русская Православная Старообрядческая Церковь (367 приходов) и Русская Древлеправославная Церковь (76 приходов). Церкви масштаба разного, но Царя только для части православных не может быть в принципе. Царь – выразитель Божьей правды для всех подданных, следовательно, причисляющим себя к православным дóлжно быть по вере едиными, иначе всегда будут сомнения в православности царя. Поэтому у православных России не может быть трёх истинных предстоятелей, а Церковь должна быть общей со структурами старого и нового обрядов. Подлинная Церковь едина, многоглавие же удел языческих идолов.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/28/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010