Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЦИГНОБАРТУХУЦЕСИ [Груз. ], должность высшего сановника при грузинском царском дворе, возглавлявшего личную канцелярию царя, глава 26 мцигнобари - делопроизводителей, нотариев. М. становились представители черного духовенства (монашествующие) ( Бердзенишвили. 1965. С. 9-10; Антелава. 1983. С. 101). Впервые Евфимий упоминается как М. и участник Гртильского церковного Собора, проходившего в 1046 г. в южногруз. исторической пров. Кларджети в источнике XI в. ( Сабинин. 1882. С. 616). Петр Вест упоминается как М. в приписке к Праздничной Минее 1085 г. ( Жордания. Хроники. 1893. Т. 1. С. 232). Роль М. возросла после того, как эта должность с целью усиления позиции Церкви в управлении гос. аппаратом и решении общегосударственых вопросов была объединена с должностью архиерея, возглавлявшего Чкондидскую епархию Грузинской Православной Церкви; М. стали называть чкондидел-мцигнобартухуцеси. Первым известным по источникам архиереем, занимавшим пост М., был гос. деятель и сподвижник царя Грузии св. Давида IV Строителя (1089-1125) св. Георгий Чкондидели , принимавший активное участие в Руис-Урбнисском Соборе и названный в Уложениях Собора «светочем» и «оком» Собора. По мнению грузинских историков И. А. Джавахишвили , Н. А. Бердзенишвили, М. Д. Лордкипанидзе , А. Киквидзе, И. П. Антелавы, Ш. А. Месхии, со времен св. Давида IV чкондидел-мцигнобартухуцеси являлся главным везиром (премьер-министром) Грузии. Некоторые ученые (Джавахишвили, Бердзенишвили, Месхия, Р. В. Метревели) считают, что слияние должностей М. и Чкондидского архиерея произошло во время или после Руис-Урбнисского Собора. Однако следует отметить, что в Уложениях Собора М. Георгий назван владыкой, т. е. к началу Собора он уже занимал одну из церковных кафедр (в источнике не указано, какую именно) Грузинской Церкви ( Антелава. 1983. С. 103). Т. о., можно предположить, что слияние должностей могло произойти и до Собора, возможно, при царе Грузии Георгии II (1072-1089) ( Абашидзе. 2013. С. 150). В источнике сер. XIV в. «Распорядок царского двора» о М. сказано, что он вхож в казнохранилище, «так как он отец царю, соответственно, и любой вид попечительства (о царстве.- Авт.) не может осуществляться без него» (Распорядок царского двора. 1991. С. 28). Известно, что М. являлся председателем высшего судебного органа Грузии - Сааджо кари (груз. - Челобитный двор), а также управлял мон-рями, подчинявшимися непосредственно царю.

http://pravenc.ru/text/2564520.html

Политическое объединение Грузии сопровождалось многочисленными препятствиями со стороны Византии, к-рая манипулировала царской оппозицией внутри страны. Существенную поддержку груз. царской власти оказывал Мцхетский католикос-патриарх. Так, Мелхиседек I неоднократно осуществлял функции посла, в 1033 г. он сопровождал мать Баграта IV царицу Мариам, к-рая просила у имп. Романа III Аргира перемирия и «подобающего» титула для молодого царя (Матиане Картлиса. 1955. С. 282, 294). Но Мцхетский предстоятель не всегда мог преодолеть разрозненность общества, с помощью которой внешние и внутренние силы стремились разрушить политическое единство гос-ва. В ходе политических событий 2-й пол. XI в. в лагерь противников царской власти были вовлечены и нек-рые церковные иерархи, родственными узами связанные со знатными феодальными родами. Часто при назначении архиереев нарушался возрастной ценз, происходили случаи симонии и т. д., мн. архиереи ни по образованию, ни по духовным качествам не соответствовали званию пастыря (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 162). В 60-х гг. XI в. в результате череды неурожаев наступили голод и обнищание народа, страну опустошали турки-сельджуки, при султане Мелик-шахе (1072-1092) они подчинили Грузию, что имело разрушительные последствия для страны (Жизнь царя царей Давида. 1955. С. 319-320). В таких тяжелых условиях на груз. престол взошел царь св. Давид IV Строитель (1089-1125), к-рый начал последовательное преобразование всех сфер жизни, в т. ч. и церковной. В 1105 г. царь созвал Руис-Урбнисский Собор , прошедший под председательством католикоса-патриарха Иоанна VI . На Соборе были лишены сана недостойные иерархи, их заменили «богоугодными» и заслуженными архиереями (Жизнь царя царей Давида. 1955. С. 327; Уложение Руис-Урбнисского Собора. 1978). Решения Собора, посвященные устройству Церкви, были основаны на законах Великого Номоканона, перевод к-рого был завершен прп. Арсением Икалтойским незадолго до этого. Благодаря им были совершены значительные преобразования в церковной жизни, восстановлен авторитет Церкви, возрождена симфония Церкви и царской власти ( Абашидзе.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ [Калипосский, Монах; груз. ] (Вачесдзе; ок. 1050, с. Икалто, пров. Кахети, Грузия - 6.02.1127, там же), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт, наставник и духовник блгв. царя Давида IV Строителя . Сведения об А. И. содержатся в колофонах и приписках в рукописях его оригинальных или переводных трудов. Происходил из груз. княжеского рода. Начальное образование получил в мон-ре Икалто , там же, по-видимому, принял постриг. Есть основание полагать, что А. И. продолжил образование в богословской академии Мангана в К-поле, где ознакомился с богословско-философским учением Михаила Пселла и Иоанна Итала . Подвизался в сир. мон-ре св. Симеона Чудотворца на Чёрной горе (около Антиохии), где под духовным рук. прп. Ефрема Мцире под именем Арсения Монаха начал лит. деятельность - перевел неск. сочинений Симеона Метафраста , исследуя, в частности, причины раскола с т. н. нехалкидонскими Церквами. Вскоре перешел в Калипосский мон-рь на Чёрной горе, где продолжил лит. деятельность под именем Арсения Калипосского. Вероятно, уже после кончины прп. Ефрема (1101) А. И. возвратился в К-поль и поступил в мон-рь св. Георгия, где перевел «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита и «Хронограф» Георгия Монаха (Амартола), а также приступил к составлению сб. «Догматикон», в к-ром заметно влияние философских идей Аристотеля. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в. В нач. XII в. А. И. (возможно, по приглашению блгв. царя Давида) вернулся в Грузию и принял активное участие в проведении церковной реформы и в работе Руис-Урбнисского Собора : перевел кодекс правосл. церковного права «Номоканон в XIV титулов» (ред. 882 г. Патриарха К-польского Фотия ), послуживший одним из основных источников постановлений Собора. Все постановления и положения Собора были записаны А. И. в едином «Уложении», в состав к-рого вошли также пространное предисловие богословского и историко-догматического характера и панегирик блгв. Давиду Строителю «Царю Давиду - монах Арсений». А. И. был одним из инициаторов и участников Собора в Ани (груз.- Аниси), на к-ром защищал догматические основы Православия; под его влиянием часть арм. епископов-нехалкидонитов склонилась к воссоединению с правосл. Церковью. Будучи одним из инициаторов создания Гелатской академии , А. И. преподавал в ней. Через неск. лет А. И. перешел в мон-рь Шиомгвиме , крупнейший центр груз. письменности того времени, где им был создан и введен в обиход монастырский устав (типик) мон-ря Симеона Чудотворца и возведен храм во имя Пресв. Богородицы. Памятная запись рукописи, содержащей типик мон-ря Шиомгвиме, называет А. И. «светочем Грузинской Церкви». По преданию, А. И. основал Икалтойскую ДА при мон-ре Спаса Нерукотворного в Икалто, где, должно быть, и скончался.

http://pravenc.ru/text/76286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый) [Каричисдзе; Грузин, Философ; груз. ], прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе (близ Антиохии, Сирия); груз. церковный писатель, богослов, филолог, переводчик, представитель литературно-богословской школы мон-рей Чёрной Горы (сер.- 2-я пол. XI в.). Е. М. является основателем т. н. эллинофильства , к-рое ориентировало груз. культуру (и литературу в частности) на византийскую. Он сформировал научный подход к переводческой и лит. деятельности. К. С. Кекелидзе , основывая свои предположения на высоком уровне образования Е. М., считал, что он учился в К-поле и был близок к деятельности столичной литературно-научной среды XI в. К. Безарашвили и Т. Отхмезури, изучив специфику колофонов Е. М., пришли к выводу, что он мог получить блестящее образование и на Чёрной Горе среди груз. и греч. книжников, знакомых с новыми идеями К-поля, а также пользуясь богатой патриаршей б-кой. В 1091 г. Е. М. был игуменом черногорского Кастанского монастыря (НЦРГ. Q 37, 1091 г.), и считается, что там же он скончался. В 1103 г. в синодике Руис-Урбнисского Церковного Собора Е. М. упомянут как почивший ( Габидзашвили. 1978. С. 196). Подвизаясь на Чёрной Горе, Е. М. переводил на груз. язык греч. богослужебную и духовную лит-ру, стараясь приблизить ее к оригиналам. Вероятно, вначале он придерживался принципов, разработанных преподобными Евфимием и Георгием Святогорцами: это был свободный перевод текста, т. н. динамический его эквивалент, в основе к-рого лежал точный перевод содержания. Постепенно он выработал и обосновал новый метод - т. н. адекватный перевод текста, передающий и содержание, и форму оригинала. Е. М. теоретически оформил свои принципы в колофонах. Сообразуясь по смыслу и духу с текстом оригинала, Е. М. разработал для перевода трудных мест систему комментариев на полях, составил груз. корреляты греч. грамматической терминологии, ввел собственную систему пунктуации. Он опирался на научно-критическую методологию изучения классических и церковных текстов с привлечением теории лит-ры, философии, риторики и герменевтической грамматики, техники комментирования и т. п. Е. М. впервые систематизировал и обработал богословскую, литературно-теоретическую, палеографическую, грамматическую, стихотворную терминологию, употребляемую и в наст. время, и стал первым в Грузии теоретиком версификации и лит-ры. Ему принадлежит заслуга составления первого груз. алфавитного словаря символических толкований Псалтири (НЦРГ. Q 37 - Шанидзе. 1968. С. 77-121).

http://pravenc.ru/text/182161.html

«Уложения» Руис-Урбнисского Собора в Великом Номоканоне. XIII–XIV вв. (Кекел. Н 1670. Л. 241–242) Собор утвердил 19 определений, зафиксированных в «Уложениях»: «недостойные епископы» были лишены сана; восстановлен в соответствии с Номоканоном возрастной ценз на рукоположение: для епископа - 35 лет, иерея - 30, диакона - 25 лет; запрещено рукоположение в неск. степеней в течение одного дня («из чтеца в епископа»); введены сроки продвижения по ступеням духовной иерархии; введен Требник прп. Георгия Святогорца (Большой требник. 2002. Кн. 1) как единственное руководство к совершению треб, освящению престола, варению св. мира, совершению чина рукоположения; запрещено мздоимство за рукоположение; запрещено использование церковной утвари в небогослужебных целях, в т. ч. и для выкупа пленных, «даже если они (предметы церковной утвари.- В. С.) лежат без использования...»; запрещены крещение и венчание вне церкви или в отсутствие алтаря, постриг в монахи немонахом, совершение таинства Венчания монахом; молодоженам предписано тайное причащение после первого или второго венчания; священнику, благословившему второе венчание, запрещено принимать трапезу в доме новобрачных; разрешено обручение, но запрещено венчание несовершеннолетних детей (девочки до 12 лет), приняты и нек-рые др. правила относительно венчания; было постановлено, что хорепископа выбирают католикос-патриарх и епископы из числа священников или диаконов, знающих Свящ. Писание; крупным мон-рям предписано иметь 2 духовников, малым - 1; запрещено устраивать в мон-рях «торговые сборища», а также совершать «мирские дела»; запрещено в одном алтаре совершать одну и ту же бескровную жертву за множество душ: в часовнях или приделах разрешено проведение 1 заупокойной литургии; обращенных из «богопротивной ереси армянской» (монофизитства) предписано крестить полным чином; запрещено вступать в брак с еретиком или язычником; осужден содомский грех (мужеложство); приняты решения в поддержку иконопочитания (Великий Номоканон. 1975. С. 543-560).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Багратиони; нояб. 1738 - 13.05.1776, Кутаиси), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (май 1769 - 13 мая 1776), митр. Гелатский (епископ с 1745). Царевич, сын царя Имерети Александра V, брат царя Имерети Соломона I. И. с юных лет подвизался в мон-ре Гелати , здесь же был пострижен и рукоположен, в 1745 г. хиротонисан на Гелатскую кафедру. Тот факт, что И. в это время было 7 лет, ставит под сомнение точность зафиксированной в источниках даты его рождения либо говорит о том, что в XVIII в. практиковалось символическое замещение кафедры малолетними епископами царской крови. Предшественник И. на Патриаршем престоле, католикос-патриарх Виссарион (Эристави; 1742-1769), был противником царя Соломона I, стремившегося укрепить центральную власть, и поддерживал сепаратистские устремления своего брата, владетеля княжества Рача кн. Ростома Эристави, и владетеля Мегрельского княжества (Одиши) кн. Кации Дадиани. В 1768 г. в Ахалцихе он вел переговоры с ахалцихским пашой о военной поддержке в борьбе против царя Соломона I, однако паша не только не дал положительного ответа, но посадил Виссариона в тюрьму. Бежав, католикос-патриарх укрылся в Мегрелии и там был провозглашен «католикосом Одиши». На Церковном Соборе Западногруз. Церкви (Абхазского Католикосата) (Кутаиси, май 1769) он был низложен, на Патриарший престол возведен И. И. известен как строитель церквей и просветитель. По его заказу в 1760 г. в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Гелати был построен каменный престол с мраморной облицовкой, что подтверждается лапидарной надписью, сохранившейся на престоле. По заказу И. иером. Закария Габашвили переписал Литургию свт. Иоанна Златоуста (закончил в дек. 1772), И. принимал участие в исправлении текста, сравнивая его с церковнослав. и греч. вариантами; он завещал рукопись мон-рю Гелати. В 1776 г. И. выкупил Ванское Четвероевангелие и вернул его в ц. во имя арх. Михаила в с. Сачино (Вани), о чем была сделана надпись в колофонах рукописи. И. жертвовал Гелати имения и крестьян, золотые и серебряные предметы церковной утвари, рукописи и церковные книги, в т. ч. «Великий Номоканон» с «Уложением Руис-Урбнисского Церковного Собора», в конце к-рого сохранилось завещание И., составленное им за 2 месяца до кончины. В документе И. жалуется на неизлечимый недуг; свою особенную заботу о мон-ре Гелати он объясняет тем, что, приняв здесь постриг и оставаясь до конца жизни настоятелем мон-ря, он всегда чувствовал себя обязанным этой обители. Имения и крестьян И. пожертвовал также кафедральному Патриаршему собору в Бичвинте (Пицунде).

http://pravenc.ru/text/578465.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ ЧКОНДИДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святитель Георгий, епископ Чкондидский. Грузинская икона Георгий Чкондидели (груз. ; + 1118 ), епископ Чкондидский ( Грузинская Православная Церковь ), святитель Память 12 сентября (Груз. ) В исторических источниках его имя как монаха и мцигнобартухуцеси (главного везира, премьер-министра) груз. блгв. царя Давида IV Строителя (+ 1125) впервые встречается в документах Руис-Урбнисского Собора ГПЦ . Остается неизвестным, кто назначил Георгия Чкондидели на эту должность - Георгий II (1072-1089) или его сын блгв. царь Давид IV . Многие исследователи склоняются в пользу второго, поскольку Георгий Чкондидели как воспитатель царевича был наиболее близок Давиду. Как епископ Чкондидский он впервые упомянут анонимным историком Давида IV, описывавшим освобождение Самшвилдской крепости от турок-сельджуков в 1110 году: " И собрались перед Георгием Чкондидели и мцигнобартухуцеси... и взяли Самшвилде "   , что дало И. А. Джавахишвили основание полагать, что на кафедру Георгий Чкондидели взошел между 1103 и 1110 годами. Р. В. Метревели отодвигает эту дату до 1103-1104 годов  . Фактически Георгий Чкондидели занял второе место в церковной иерархии после католикоса-патриарха Грузии и в государственной - после царя. Это дало царю Давиду возможность оказывать через Георгия Чкондидели влияние на церковную жизнь, и одновременно Георгий Чкондидели как представитель Церкви во многом определял государственную политику. Георгий Чкондидели был ближайшим советником блгв. царя Давида IV. При его участии в Грузии была проведена церковная реформа, потребовавшая больших усилий и жестких мер. Георгий Чкондидели руководил военными операциями при изгнании турок-сельджуков из Грузии: часть войска во главе с царем Давидом уходила от столкновения с противником, а другой отряд, под командованием Георгия Чкондидели, неожиданно нападал и одерживал победу. Так им были освобождены Самшвилде (1110), когда царь был в Имерети, и Рустави (1115), когда царь был в Мухрани, и т. д.

http://drevo-info.ru/articles/13681493.h...

Груз. писатель и богослов XI в. прп. Ефрем Мцире , опираясь на «Антиохийский хронограф» (Х в.), отмечает, что для основания и организации Церкви в Мцхету прибыл архиеп. Антиохийский свт. Евстафий (324 - ок. 330). Источник, на к-рый ссылался прп. Ефрем, не сохранился, но существует слав. перевод хронографа, сделанный Никоном Черногорцем , где содержатся те же сведения, что использовал прп. Ефрем (то же отмечено и в «Уложениях» Руис-Урбнисского Собора). Предание о Крещении грузин прп. Евстафием Антиохийским долгое время сохранялось и отражено на фреске XVIII в. в храме Светицховели: св. Евстафий Антиохийский вручает царю Евангелие, рядом - Мириан, царица и царевич. Однако ни ранние редакции Жития св. Нины, ни сочинения визант. авторов не содержат упоминаний о роли свт. Евстафия в организации ГПЦ. Эти источники ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 20; Sozom. Hist. eccl. VII 7; Theodoret. Hist. eccl. I 23) указывают, что первым иерархом Картлийской Церкви стал еп. Иоанн I (20-60-е гг. IV в.), «человек, украшенный как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству» ( Theodoret. Hist. eccl. I 23). Св. царь Мириан перед собором Светицховели. Роспись кивория Животворящего Столпа в ц. Светицховели во Мцхете. XVII в. Св. царь Мириан перед собором Светицховели. Роспись кивория Животворящего Столпа в ц. Светицховели во Мцхете. XVII в. В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению св. Нины были воздвигнуты кресты: главный - в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), другие - на горе Тхоти (место обращения царя Мириана) и в г. Уджарма. Праздники по случаю воздвижения крестов продолжались 52 дня: с пятницы 25 марта по воскресенье 15 мая (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 147-152). Первый груз. храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, к-рый вырос над погребением св. Сидонии и хитона Господня. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв св. Нины ствол, к-рый до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили ц. Светицховели. Источники называют ее «Святая Святых» и указывают, что «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы» (Там же. С. 160). Согласно «Картлис Цховреба», у мироточивого столпа Светицховели происходили многочисленные чудеса и знамения и вскоре частицы древа распространились по всей стране. Опасаясь, что столп будет т. о. разделен на части, царь с согласия еп. Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест - т. н. Животворящее Древо (Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 131-132).

http://pravenc.ru/text/638558.html

«Саркский монастырь святого Георгия находится в шести километрах к югу от Карели. Церковь святого Георгия построена в XVII веке. Церковь относится к Руис-Урбнисской епархии. С церковью связана легенда. Около деревни Саголашени была местность, которую называли “Поле царицы”. Здесь крестьяне не пахали и не пасли скот. Легенда рассказывает, что однажды во время пахоты быки остановились и отказались двигаться дальше. Пахарь нашел на этом месте икону святого Георгия, выточенную из камня. Быки остановились – и пахарь увидел на поле икону святого Георгия, выточенную из камня Эту икону положили на быков и пустили их на волю. Где животные остановились, там собрались трое монахов и с Божией помощью построили церковь в честь святого Георгия Саркского, а впоследствии и монастырь. В церкви находится чудотворная икона святого Георгия, у которой просят о рождении мальчиков. В случае получения просимого дарят монастырю эксклюзивные деревянные колыбели. Однажды произошел такой случай. Привели барана для заклания. Уже обводили его вокруг церкви, но неожиданно животное вырвалось и убежало в сторону Кинцвисской церкви, которая находится в трех километрах от Саркского монастыря. Люди побежали за бараном и увидели, как он три раза обошел вокруг Кинцвисской церкви и снова сам направился в сторону Саркского монастыря. Перед дверями церкви остановился и склонил голову. Особенно много паломников бывает здесь 23 ноября – в день памяти великомученика Георгия . Многие приходят сюда по обету босиком, но не было случая, чтобы кто-то во время такого паломничества заболел или повредил ногу. Святому Георгию Саркскому молятся не только о даровании потомства». Ксюша решила во что бы то ни стало там побывать. И хотя Эмзар не собирался ездить ни по каким монастырям, но велика сила женщины. Правильно его дед говорил: если женщина что-то в свою голову заберет, то ее три пары быков с места не сдвинут, а уж муж в одиночку тем более. В итоге после многих приключений Ксюша оказалась в Саркском монастыре. Помолилась, как умела, и поехала назад. Вскоре сама была ошарашена результатом: ощутила в себе долгожданную беременность. У них родился сын. Об имени долго не думали: назвали Георгием. Ксюша как-то незаметно для себя воцерковилась.

http://pravoslavie.ru/135923.html

Помню, как тяжело заболела дочь монахини Пелагии, а врачи не могли поставить диагноз. Старец Гавриил попросил, чтобы её привели к нему. Старец, девушка и я зашли в часовню. От всего сердца отец Гавриил воззвал: «Матерь Божия, Скоропослушница, Помощница, исцели Мариам!» – потом, омыв водой икону, воду собрал в тазик и дал ей выпить. Она выпила и исцелилась. Этот случай меня поразил. Однажды он попросил меня пойти с ним в Сионский храм. Там он начал попрошайничать. «Ради Христа помогите», – умолял он. Я смутилась и отошла. Все давали ему деньги, и он быстро собрал около четырёхсот рублей. Так же он просил и у входа в храм Святой Троицы. А потом все эти деньги сразу раздал. Старец Гавриил подарил мне Иверскую икону Божией Матери, рамку для которой сделал сам. Эту икону я пожертвовала в храм апостола Андрея Первозванного в Хуло 27 , где она и находится по сей день. Когда я по благословению митрополита Руис-Урбнисского владыки Иова пришла в Самтаврийский монастырь помолиться, игуменья Кетевань попросила меня написать воспоминания о нашем наставнике старце Гаврииле, что я и сделала. Настоятель Бетанийского монастыря и монастыря Иоанна Зедазнийского 28 архимандрит Савва (Кучава) С отцом Гавриилом я познакомился в Самтаврийском женском монастыре. Я шёл в храм Преображения Господня – вдруг словно какая-то сила заставила меня оглянуться, и я увидел монаха, который, улыбаясь, смотрел на меня. Он, обратившись ко мне, сказал: «Когда увидишь грешного – не осуждай, если хочешь сохранить в себе любовь. Запомни: многие грешные исцелились и потом стали лечить других. Мне положено иметь келейника, и, если Святейший благословит и ты захочешь выполнять такое послушание, – оставайся со мной». Быть рядом с таким старцем – это большое счастье, и я с радостью принял его предложение. Отец Гавриил в тот же день благословил убирать территорию монастыря. Работая, я чувствовал на себе его добрый, полный любви взгляд. Мы часто ходили в Светицховели. Старец сначала благословлял братию, а потом давал разные послушания. Сам он неустанно трудился и нас заражал своей энергией, так что даже самые трудные послушания мы выполняли легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006