На протяжении более чем 20 лет Д. занимался разработкой методологии издания древних памятников груз. права. В его научном наследии особое место занимает критическое изд. «Памятники грузинского права» в 8 т. (1963-1985), большинство источников в к-ром было исследовано и опубликовано впервые. В предисловии к 1-му т. Д. отмечал, что «исследование и изучение права любого народа должно начинаться с критического изучения текстов юридических памятников и установления юридической терминологии. Это является главным и первейшим условием» (ПГП. 1963. Т. 1. С. 24). 3-й том «Памятников...» полностью посвящен церковно-правовым документам. Соч.: Памятники раннефеод. права. Тбилиси, 1950 (на груз. яз.); Древнегруз. право. Тбилиси, 1953 (на груз. яз.); Судебник Георгия Блистательного. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Обычное право Грузии. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Древневост. право. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Судебник Бека и Агбуга. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Средневек. право. Тбилиси, 1962. Т. 2: Эпоха развитого феодализма XI-XIV вв.; К восстановлению одного фрагмента в Судебнике Вахтанга VI//Сабчота Самартали (Советское право). 1967. 4. С. 58-63 (на груз. яз.); Один эпизод из истории Сацициано (княжества Цицишвили)//Изв. АН ГССР: Серия философии, психологии, экономики и права. Тбилиси, 1973. 4. С. 143-159; Е. Такаишвили о распорядке царского двора в Др. Грузии//Там же. 1977. 3. С. 150-154; Библейский источник груз. версии законов Моисея//Там же. 1978. 2. С. 168-175; Большой Номоканон и Руис-Урбнисское Уложение//Там же. 1981. 4. С. 95-103. Изд.: Памятники груз. права/Изд., исслед., словарь: И. С. Долидзе. Тбилиси, 1963-1985. Т. 1-8 (на груз. яз.); Законы Вахтанга VI: Судебник. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Хизанашвили (Урбнели) Н. Избр. юрид. сочинения/Изд., биогр. мат-л, примеч.: И. С. Долидзе. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.). Лит.: Гогинава С. Выдающийся ученый и общественный деятель//Сабчота Самартали (Советское право). 1985. 6. С. 66-70 (на груз. яз.); Кекелия М. Воспоминания об акад. И. Долидзе//Мнатоби (Светоч). 1985. 6. С. 167-168 (на груз. яз.); И. С. Долидзе: Биобиблиогр./Сост.: М. Кекелия. Тбилиси, 1986.

http://pravenc.ru/text/178777.html

Помню, как тяжело заболела дочь монахини Пелагии, а врачи не могли поставить диагноз. Старец Гавриил попросил, чтобы её привели к нему. Старец, девушка и я зашли в часовню. От всего сердца отец Гавриил воззвал: «Матерь Божия, Скоропослушница, Помощница, исцели Мариам!» – потом, омыв водой икону, воду собрал в тазик и дал ей выпить. Она выпила и исцелилась. Этот случай меня поразил. Однажды он попросил меня пойти с ним в Сионский храм. Там он начал попрошайничать. «Ради Христа помогите», – умолял он. Я смутилась и отошла. Все давали ему деньги, и он быстро собрал около четырёхсот рублей. Так же он просил и у входа в храм Святой Троицы. А потом все эти деньги сразу раздал. Старец Гавриил подарил мне Иверскую икону Божией Матери, рамку для которой сделал сам. Эту икону я пожертвовала в храм апостола Андрея Первозванного в Хуло 27 , где она и находится по сей день. Когда я по благословению митрополита Руис-Урбнисского владыки Иова пришла в Самтаврийский монастырь помолиться, игуменья Кетевань попросила меня написать воспоминания о нашем наставнике старце Гаврииле, что я и сделала. Настоятель Бетанийского монастыря и монастыря Иоанна Зедазнийского 28 архимандрит Савва (Кучава) С отцом Гавриилом я познакомился в Самтаврийском женском монастыре. Я шёл в храм Преображения Господня – вдруг словно какая-то сила заставила меня оглянуться, и я увидел монаха, который, улыбаясь, смотрел на меня. Он, обратившись ко мне, сказал: «Когда увидишь грешного – не осуждай, если хочешь сохранить в себе любовь. Запомни: многие грешные исцелились и потом стали лечить других. Мне положено иметь келейника, и, если Святейший благословит и ты захочешь выполнять такое послушание, – оставайся со мной». Быть рядом с таким старцем – это большое счастье, и я с радостью принял его предложение. Отец Гавриил в тот же день благословил убирать территорию монастыря. Работая, я чувствовал на себе его добрый, полный любви взгляд. Мы часто ходили в Светицховели. Старец сначала благословлял братию, а потом давал разные послушания. Сам он неустанно трудился и нас заражал своей энергией, так что даже самые трудные послушания мы выполняли легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. из лавры св. Саввы Освященного в Иерусалиме) и посвященные каноническим церковным книгам, литургической практике, монашеству, Господским праздникам и др., к-рые также принято считать ранними документами груз. каноники. На Руис-Урбнисском Соборе (1104 или 1105, 1106), было принято «Уложение» (отдельных рукописей нет, текст прилагается к рукописям Великого Номоканона: Кекел. А 76, XII в.; Кут. 25, XII-XIII вв.; Кекел. А 1102; Кут. 17, XIII в.; Кекел. Н 1670, XIII-XIV вв.; А 171, XVIII в.- Уложения. 1970), состоящее из 19 церковных канонов. Этот документ считается самым ранним офиц. памятником груз. канонического права. «Уложение» состоит из 4 частей: введения, где в теологическом аспекте рассматривается краткая история Вселенной, сотворения человека, искупления Христа, проповеди апостолов, Крещения Грузии и т. д.; текстов канонов; восхваления царя Давида монахом Арсением; синодика (многолетие членам царской семьи и присутствующим на Соборе представителям духовенства, а также поминовение усопших). Исследователи отмечают значительное влияние Великого Номоканона на «Уложения». Сохранилось еще неск. памятников, касающихся права: в основном это постановления Соборов и послания первоиерархов. Так, Церковный Собор 1263 г. обратился к царю Вост. Грузии Давиду VII Улу по вопросу о нарушении им неприкосновенности церковного имущества и просил больше заботиться о церквах, мон-рях и пастве (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5003 - ПГП. Т. 3. С. 161-164). В 1470-1474 гг. Антиохийский патриарх Михаил направил Абхазскому католикосу-патриарху Иоакиму (Бедиели) в связи с избранием последнего на Патриарший престол послание «Мцнебай Сасджулой» (Заповеди по законам) (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5020 - ПГП. Т. 3. С. 221-233), к-рые также принято считать памятником груз. права ( Кекелидзе. История груз. лит-ры. 1958. Т. 2. С. 568). Издатели памятника разделили текст на правила: Ф. Жордания - на 19, И. Долидзе - на 43. Правила касаются почти всех вопросов церковного права: о запрещении бракосочетания, о браконарушениях, о нарушении поста, о нравственных нормах для священнослужителей, об убийствах, о захватах церковных и монастырских земель и имущества, о покорности и т.

http://pravenc.ru/text/639853.html

«Саркский монастырь святого Георгия находится в шести километрах к югу от Карели. Церковь святого Георгия построена в XVII веке. Церковь относится к Руис-Урбнисской епархии. С церковью связана легенда. Около деревни Саголашени была местность, которую называли “Поле царицы”. Здесь крестьяне не пахали и не пасли скот. Легенда рассказывает, что однажды во время пахоты быки остановились и отказались двигаться дальше. Пахарь нашел на этом месте икону святого Георгия, выточенную из камня. Быки остановились – и пахарь увидел на поле икону святого Георгия, выточенную из камня Эту икону положили на быков и пустили их на волю. Где животные остановились, там собрались трое монахов и с Божией помощью построили церковь в честь святого Георгия Саркского, а впоследствии и монастырь. В церкви находится чудотворная икона святого Георгия, у которой просят о рождении мальчиков. В случае получения просимого дарят монастырю эксклюзивные деревянные колыбели. Однажды произошел такой случай. Привели барана для заклания. Уже обводили его вокруг церкви, но неожиданно животное вырвалось и убежало в сторону Кинцвисской церкви, которая находится в трех километрах от Саркского монастыря. Люди побежали за бараном и увидели, как он три раза обошел вокруг Кинцвисской церкви и снова сам направился в сторону Саркского монастыря. Перед дверями церкви остановился и склонил голову. Особенно много паломников бывает здесь 23 ноября – в день памяти великомученика Георгия . Многие приходят сюда по обету босиком, но не было случая, чтобы кто-то во время такого паломничества заболел или повредил ногу. Святому Георгию Саркскому молятся не только о даровании потомства». Ксюша решила во что бы то ни стало там побывать. И хотя Эмзар не собирался ездить ни по каким монастырям, но велика сила женщины. Правильно его дед говорил: если женщина что-то в свою голову заберет, то ее три пары быков с места не сдвинут, а уж муж в одиночку тем более. В итоге после многих приключений Ксюша оказалась в Саркском монастыре. Помолилась, как умела, и поехала назад. Вскоре сама была ошарашена результатом: ощутила в себе долгожданную беременность. У них родился сын. Об имени долго не думали: назвали Георгием. Ксюша как-то незаметно для себя воцерковилась.

http://pravoslavie.ru/135923.html

Вор вернул монастырю похищенные драгоценности Тбилиси, 3 февраля 2010 г. Похищенные месяц назад из монастыря святого Георгия Руис-Урбнисской епархии драгоценности возвращены, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на Интерпрессньюс. Утром 2 февраля во дворе женского монастыря села Бебвниси был найден полный драгоценностей ящик с приложенной к нему запиской. Неизвестный сообщает в ней, что похитил эти драгоценности из церкви святого Георгия Карельского района. Автор письма просит отпущения греха. Настоятель церкви святого Георгия о. Георгий Эдилашвили говорит, что Божией милостью означенному лицу явилось раскаяние через молитвы, и драгоценности были им возвращены. Отмечается, что похититель вернул все драгоценности, без исключения. 3 февраля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33873.html

Министерство культуры Грузии угрожает санкциями самодеятельным реставраторам Тбилиси, 19 сентября 2007 г. Заместитель министра культуры, охраны памятников и спорта Грузии Николоз Вачеишвили заявил в эфире телеканала «Рустави-2», что его ведомство обратилось в генеральную прокуратуру с просьбой изучить последствия самодеятельных реставрационных работ в храме Пресвятой Богоматери Руис-Урбнисской епархии, датированном V-VI вв. По словам Вачеишвили, в ходе работ, проведённых в отсутствии соответствующего контроля со стороны специалистов, был нанесён непоправимый урон первоначальному облику храма, уничтожены уникальные фрески и древние надписи, представляющие исторический интерес, сообщает Благовест-инфо. Обращаясь в прокуратуру с просьбой изучить факт правонарушения в виде причинения вреда памятнику культуры, Вачеишвили не исключил, что его ведомство будет требовать самых серьёзных, вплоть до уголовной ответственности, санкций в отношении инициаторов и исполнителей самодеятельных работ, поскольку они не согласовали свои действия ни с министерством культуры, ни с Грузинской Патриархией, «не желают никого слушать и не внимают никаким доводам». Со своей стороны, местное духовенство и прихожане заверяют, что работы ведутся с благословения Католикоса-Патриарха Илии II. Однако в Патриархии этот факт не подтверждают. 19 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24016.html

Грузин. – Св . священномуч. Неофита, епископа Урбнисского. До своего обращение ко Христу он был персидским военачальником. Во время похода в Грузию он был послан своим султаном Ахметом в обитель св. Шио (см. Грузин. еп.) с дарами для иноков с просьбой помолиться о нем Богу. Приближаясь к обители св. Шио, Омар (таково было первоначальное имя Неофита) увидел бесчисленное множество небесных сил, парящих в воздухе, и среди них маститого старца с длинной седой бородой (пр. Шио). Как видение, так и ближайшее ознакомление с жизнью иноков, расположило Омара чрез нисколько времени тайно прийти в обитель с двумя верными слугами и принять крещение с именем Неофита (а его слуги были названы в христианстве Христодулом и Христофором и впоследствии прославились великими подвигами и даром чудотворений). Неофит вскоре быль пострижен в монашество. Девственной жизнью, постом и молитвой он так прославился, что сделался украшением обители и был сделан ее настоятелем. Впоследствии за святую жизнь он был поставлен во епископа на кафедру Урбнисскую, обуреваемую огнепоклонниками. Достигнув неутомимой ревностной проповедью быстрого уничтожения огнепоклонства, св. Неофит этим возбудил против себя магов языческих, и они схватили св. епископа, подвергли его жестокими побоям за оскорбление своего огнища и побили камнями в первой половине VII в. (в 642 г.). Мощи его (часть их) были перенесены в обитель св. Шио и положена под престолом главного храма. Ему есть особая полиелейная служба. 29 . Св. преподобномуч. Римляныни, пострадавшей за Христа при Валериане. По смерти родителей, она 3-летней сиротой была взята одною настоятельницей женской обители и ею воспитана в страхе Божьем. На 21 году от роду св. Анастасия пострадала за имя Христово, претерпев биение палками, опаление огнем, колесование, строгание тела, вырывание ногтей, отсечение рук и ног, выбитие всех зубов, вытягивание клещами языка и его урезание. Наконец, после этих жестоких истязаний св. страстотерпица была усечена. Глава ее почивает в храме ее имени, устроенном под полом кафедрального собора в г. Житомире. 200

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1811 г., после упразднения автокефалии ГПЦ и включения ее в состав РПЦ в виде Грузинского Экзархата , епархии были укрупнены и территории Мцхетской, Тбилисской и др. епархий Картли вошли в состав Мцхетско-Карталинской (Мцхетско-Тифлисско-Карталинской) епархии Экзархата, 30 авг. 1814 г.- в состав Карталинской. 28 дек. 1818 г. все епархии Вост. Грузии были объединены в Карталино-Кахетинскую епархию , к-рой управлял экзарх Грузии. Восстановленные в 1917 г. Мцхетская и Тифлисская епархии заняли в церковной иерархии ГПЦ 1-е и 2-е места соответственно. Католикосы-патриархи Грузии управляли М.-Т. е. с помощью викариев (хорепископов). Первым викарием М.-Т. е. 28 мая 1922 г. был назначен еп. Манглисский Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), хиротонисанный во архиерея 18 марта 1922 г. (НА Грузии. Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2). 13 июня 1922 г. он был назначен епископом Урбнисским; с 12 янв. 1923 г. по 23 февр. 1925 г. в связи с арестом католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) и др. членов Католикосского совета исполнял обязанности местоблюстителя главы Церкви ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх. 2001. С. 244). 23-26 февр. 1925 г. Католикосский совет постановил освободить митр. Христофора от должности временного заместителя католикоса-патриарха, дать ему месячный отпуск, а управление М.-Т. е. и Урбнисской епархией поручить еп. Цилканскому Павлу (Джапаридзе), к-рый управлял епархиями до конца апреля (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 34. Л. 48, 51, 55). 30 окт. 1925 г. на Католикосском совете постоянным преемником католикоса-патриарха был избран Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх), возведенный в сан митрополита и назначенный на Ниноцминдскую кафедру ( Гамахария. 2012. С. 223). В 1925-1927 гг., когда католикос-патриарх исп. Амвросий часто болел, выполнение своих обязанностей и управление М.-Т. е. он доверял митр. Каллистрату. 12 янв. 1927 г. митр. Каллистрат был освобожден от должности Ниноцминдского архиерея и преемника католикоса-патриарха ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Грузия. Современные епархии Грузия. Современные епархии Епархии ГПЦ управляются архиереями, к-рых назначают Католикос-Патриарх и Синод. Границы епархий определяются решением Синода и в основном совпадают с политико-адм. делением гос-ва. Епархиальный архиерей в рамках вверенной ему епархии пользуется полнотой власти в делах вероучения, христ. нравственности, священнодействия и пастырства. С подтверждения Католикоса-Патриарха он рукополагает духовенство и назначает должностных лиц, благословляет постриги, определяет место служения белого духовенства и монашествующих, представляет высшую судебную власть. Ведению епархиального архиерея подчинены все мон-ри, кроме ставропигиальных, а также духовные учреждения его епархии. В управлении епархией участвует коллегиальный совещательный орган - Епархиальный совет. В наст. время в составе ГПЦ насчитывается 35 епархий (в т. ч. вдовствующая Чиатурско-Сачхерская), 172 мон-ря (97 муж., 75 жен.), в т. ч. 10 ставропигиальных (5 муж., 5 жен.). Наибольшее количество мон-рей - в Руисско-Урбнисской (34) и Мцхетско-Тбилисской (24) епархиях, наименьшее - в Болнисской, Никорцминдской, Тианетско-Пшав-Хевсуретской, Потийско-Хобской, Чкондидской (по 1), в Западноевропейской епархии мон-рей нет. Большинство епархий - внутренние; в Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазскую епархию входят также 3 иля (вилайета) и сев. часть Эрзурумского иля Сев. Турции; в Дманисско-Агарак-Таширскую (возобновлена решением Синода ГПЦ 6 февр. 2006) - часть Сев. Армении; в Некресско-Эретскую - часть Азербайджана; юрисдикция Западноевропейской епархии распространяется на груз. приходы в Европе. ГПЦ имеет неск. высших духовных учебных заведений (Тбилисская и Гелатская ДА, Кутаисский богословский ин-т им. св. Давида Строителя; при Тбилисской ДА действует богословский ин-т и ин-т народного и церковного песнопения); 4 духовные семинарии (Тбилисская, Кутаисская, Ахалцихская, Батумская); 7 духовных гимназий (2 Тбилисские, Мцхетская, Ланчхутская, Потийская, Озургетская, Карельская); Хулойское уч-ще; Хашурский духовный лицей. Действует Зестафонский центр духовного образования им. ап. Симона Кананита. Офиц. печатными органами Патриархата являются ж. «Джвари вазиса» (Крест из виноградной лозы), газеты «Мадли» (Благодать), «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Инициал a (а) в виде кита. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 269 об.) Инициал a (а) в виде кита. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 269 об.) Инициал d (д), составленный из фазанов и павлинов. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 90 об., 35 об., 74 об.) Инициал d (д), составленный из фазанов и павлинов. Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902. Л. 90 об., 35 об., 74 об.) В кодексе использованы 3 известных вида оформленных букв: заглавные, написанные киноварью и не имеющие особых украшений; инициалы, значительно большего размера, расписаны золотом и красками, зачастую украшены усиками и листьями или геометрическим орнаментом; инициалы больших размеров, состоящие из изображений птиц и животных, также расписаны золотом и красками. Особенно красиво и оригинально выполнены большие и сложные инициалы, высотой иногда в 12 строк. Ведущее место в них занимают цветочно-растительные мотивы с характерными бутонами и узлами, меняющими размеры букв в ширину. Художник создал собственную, не встречающуюся в др. рукописях композицию букв, оформив почти все знаки груз. уставного письма асомтаврули. Особо Ефрем выделяет букву d (д), в т. н. брюшко к-рой иногда вписывает букву a (а); создает варианты ее написания то киноварью, то пышным растительным орнаментом; чаще это инициалы в виде 2 птиц, чьи переплетенные шеи образуют горизонтальную линию, а изгибы тел - овальную форму буквы. Инициал d со вписанным в окружность человеческим лицом (Л. 105) встречается и в др. рукописях раннего времени, напр. в Кальском Лекционарии (X в.), в Урбнисском (XI в.) и во 2-м Джручском (XII в.) Четвероевангелиях. Большого художественного эффекта Ефрем достигает при исполнении зооморфных инициалов, состоящих из фигур птиц (лебедей, фазанов, павлинов), зверей, фантастических животных, рыб. В инициалах никогда не повторяются движения животных, расцветка, способ связывания их. Наиболее примечателен инициал d , составленный из павлинов. Частое повторение изображения павлинов в инициалах М. Ч. (листы 35 об., 74 об., 99 об. и др.) можно понять как независимую тему, соответствующую символу воскресения Христа. Художественно выразителен инициал a (Л. 269 об.), изображающий кита с человеческой стопой во рту (расположен в начале стиха, повествующего о чудесном насыщении народа, и указывает на сюжет о поглощении китом прор. Ионы - символе воскресения Христа и Евхаристии).

http://pravenc.ru/text/2564018.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010