Агапитом были арестованы почти 15 прихожан; 26 мая 1950 все они приговорены к разным срокам заключения - от 5 до 10 лет). В сер. 50-х гг. ХХ в. начали постепенно восстанавливаться общины ИПЦ в окрестностях Киева - Ирпене и Буче. Проживавшие в Киеве представители ИПЦ - еп. Варнава (Беляев), некоторые монашествующие, члены общин священников Анатолия Жураковского, Андрея Бойчука, Леонида Рохлица были обособлены, имели некоторое количество почитателей и старались ничем не привлекать внимание. К кон. 60-х гг. ХХ в. ИПЦ не имело влияния в Киеве. Т. В. Кальченко 1941-1943 гг. Летом-осенью 1941 г. УССР оккупировали нем. войска, 19 сент. был взят Киев. В период нем. оккупации в жизни православной Церкви на Украине происходили значительные изменения. Решением 1-го Почаевского Собора от 18 авг. 1941 г. на территории Украины была создана автономная правосл. Церковь в каноническом единстве с РПЦ, архиеп. Волынскому и Кременецкому Алексию (Громадскому) были предоставлены права областного митрополита и титул экзарха всея Украины. 21 авг. были утверждены правила приема в Церковь священнослужителей-раскольников: обновленцев принимали в клир после принесения публичного покаяния, «липковцев-самосвятов» рукополагали во все священные степени. Не позднее сер. дек. 1941 г. временно управляющим К. е. был назначен Львовский еп. Пантелеимон (Рудык) . Митр. Пантелеимон (Рудык). Фотография. 40-е гг. XX в. Митр. Пантелеимон (Рудык). Фотография. 40-е гг. XX в. 29 сент. 1941 г. в Киеве образовалась Киевская церковная рада («Украинская церковная рада г. Киева»), в состав к-рой вошли представители автономной УПЦ (впосл. покинули раду), остававшиеся на свободе деятели УАПЦ Липковского и прибывшие с Волыни представители УАПЦ Поликарпа ( Сикорского , которым было поручено создать автокефалистские структуры в Киеве и Киевской обл. и добиться объединения с липковцами. В раде были представлены также бывш. клирики почти полностью пришедшей в упадок к нач. 40-х гг. XX в. «Украинской обновленческой автокефальной церкви», имевшей общины в отдельных районах Киевщины. Почетным председателем рады стал свящ. Леонтий Юнаков, в прошлом активный деятель липковского и лубенского расколов. В окт. 1941 г. с Киевской церковной радой наладил контакты пообещавший поставить для Украины епископов Варшавский митр. Дионисий (Валединский), к-рый 29 окт. 1941 г. направил в Киев свое письменное благословение и пожелание «молитвенного труда по возрождению и упорядочению автокефальной Украинской православной Церкви» ( Бурчак-Абрамович Н. Н. УПЦ в 1941-1943 рр.//Piдha церква. Новий Ульм; Мюнхен, 1956. 25. С. 6). С Киевской радой наладила контакты Ровенская церковная рада во главе с С. И. Скрыпником (см. Скрыпник Мстислав).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Вместе с ними эвакуировалась и часть клириков; многие из оставшихся на Украине священников-автокефалистов были арестованы. При отступлении немцев из епископата Автономной Церкви эвакуировалась только часть архиереев, но глава Автономной Церкви архиепископ Дамаскин (Малюта) при эвакуации из Каменец-Подольского был захвачен советскими военными властями, арестован и отправлен в сибирский лагерь, где скончался. За пределами Украины и впоследствии в эмиграции оказались архиепископ Днепропетровский Димитрий (Маган), епископы Житомирский Леонтий (Филиппович), Львовский Пантелеимон (Рудык), управлявший с 1941 по 1943 г. Киевской епархией, а также Ровенский Феодор (Рафальский). В эмиграции архиепископ Димитрий вошел в юрисдикцию Карловацкого Синода; владыка Пантелеимон (Рудык) в 1959 г. в сане архиепископа был принят в общение с Московской Патриархией и скончался в 1968 г. архиепископом Эдмонтонским и Канадским. Архиепископ Николаевский Антоний (Марценко) и епископ Ростовский Николай (Амасийский) бежали в Румынию. Епископ Николай скончался там в 1945 г., а владыка Антоний переехал из Румынии в Карловы-Вары, вошел в юрисдикцию Польской Церкви, потом в 1946 г. был принят в общение Московским Патриархом и получил назначение на Орловскую кафедру. Большинство епископов и почти все духовенство Автономной Церкви при бегстве немцев с Украины остались на Родине. Многие из священнослужителей были арестованы НКВД по подозрению в сотрудничестве с оккупантами, которое, как правило, выражалось только в том, что священники открывали храмы и совершали богослужения по разрешению немецких властей. Епископ Вениамин (Новицкий) еще в феврале 1943 г. при приближении Красной Армии к Полтаве хотел остаться в своем кафедральном городе, но был принудительно эвакуирован недели за две до отхода из города немецких войск. Он поселился в Почаевской лавре вместе с епископами Кременецким Иовом (Кресовичем) и находившимся там на покое Никодимом (Гонтаренко). На родине остались архиепископ Черниговский Симон (Ивановский) и его викарий епископ Нежинский Панкратий (Гладков); оба они были известны на Украине как русские патриоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Невозможность прямого взаимодействия с Московской Патриархией побудила украинских иерархов к поиску выхода из сложившейся ситуации и организации церковного управления с учетом новых обстоятельств. В это непростое время архиепископ Алексий (Громадский) инициировал созыв и возглавил работу Областного Собора епископов Православной Церкви на территории Украины, проходившего 18 августа 1941 г. в Почаевской Лавре. Помимо председателя, в соборных заседаниях приняли участие архиепископ Острожский Симон (Ивановский), архиепископ Львовский Пантелеимон (Рудык), епископ Пинский и Полесский Вениамин (Новицкий). Рассмотрев сложившуюся ситуацию, иерархи заявили о сохранении пребывания Украинской Православной Церкви (УПЦ) в канонической юрисдикции Московского Патриархата. При этом на основании решений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. и Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона Украинская Православная Церковь переходила на автономное управление. Соборным решением архиепископ Алексий (Громадский) избирался Предстоятелем УПЦ с наделением его правами областного митрополита . Проигнорировав позицию митрополита Дионисия, 9 декабря 1941 г. иерархи автономной УПЦ провели в Почаевской Лавре очередной Архиерейский Собор, на котором провозгласили архиепископа Алексия (Громадского) митрополитом Волынским и Житомирским, Экзархом всей Украины . Завершение административно-канонического оформления автономной УПЦ в митрополию вполне ожидаемо встретило негативную реакцию со стороны митрополита Дионисия. Однако немецкая оккупационная администрация запретила ему осуществлять церковную деятельность за пределами Генерал-губернаторства, включавшего отдельные польские регионы. 24 декабря 1941 г. митрополит Дионисий назначил архиепископа Луцкого Поликарпа (Сикорского) временным администратором Православной Автокефальной Церкви (Польской) на территории Украины . Здесь следует отметить, что названный иерарх и его единомышленник архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев) в 1939–1941 гг.

http://bogoslov.ru/article/6175530

Из-за отсутствия заказов Киево-Печерская община существовала недолго и после 1923 г. была упразднена. Одновременно к 1923 г. при поддержке властей в К. м. сформировался центр Киевской группировки раскольнической «Живой церкви» . Так, уже с дек. 1922 г. в монастырской домовой Михайловской ц. проходили заседания съезда Киевской группировки «Живой церкви», в февр. 1923 г.- 1-й Всеукраинский съезд белого духовенства и мирян «Живой церкви». После 1923 г. некоторое время на территории К. м. проживали 2 общины: одна, во главе с новой игум. Митрофанией (Демеховой), старалась приспособиться к существующим реалиям и шла на контакт с властями, а другая - категорически отказывалась принимать власть и осталась верной игум. Софии (Гринёвой), к-рая благодаря приобретению дачи в пос. Ирпень пыталась наладить монастырский быт на новом месте. Игум. Софию активно поддержал бывш. старший свящ. мон-ря Димитрий Иванов. К кон. 20-х гг. ХХ в. на территории К. м. разместились «городок металлистов» и др. учреждения. Храмы были закрыты; в Никольском соборе устроены типография и книгохранилище Украинской АН, в Покровской ц.- детские ясли, а с 1934 г.- клуб железнодорожной больницы. В 1923 г. в бывш. Межигорском монастыре разместился Художественно-керамический техникум, преобразованный затем в ин-т. В 30-х гг. XX в. здесь открылся дом отдыха писателей. В 1934 г. здания Межигорского мон-ря были снесены для строительства гос. дач. В госпитале киевского Покровского мон-ря. Фотография. 1943–1945 гг. В госпитале киевского Покровского мон-ря. Фотография. 1943–1945 гг. В окт. 1941 г., во время нацистской оккупации Киева, К. м. был открыт, сестрам во главе с игум. Архелаей (Савельевой) предоставили 3-ю часть прежней территории обители. К февр. 1942 г. временно управляющий Киевской епархией еп. Пантелеимон (Рудык) образовал при К. м. епархиальное управление (консисторию). Весной 1942 г. в К. м. открылась амбулатория. По воспоминаниям, киевские врачи, рискуя жизнью, выдавали фиктивные справки о болезнях и т. о. спасали советских граждан от вывоза на работы в нацистскую Германию. Осенью 1943 г. линия фронта приблизилась к Киеву, мон-рь попал в «запретную зону». Невзирая на угрозы и приказы фашистских властей, монахини во главе с игуменией отказались покидать кельи. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, сестры 40 дней, до самого освобождения Киева, пребывали там вместе с 300 гражданами, скрывавшимися от преследования гитлеровцев. После освобождения Киева советскими войсками К. м. на собственные средства открыл госпиталь для раненых бойцов. С приходом 1-го полевого госпиталя К. м. передал ему все медоборудование, спасенное сестрами от вывоза в Германию.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

24 января 1942 г. Поликарп нанес в Ровно визит заместителю рейхскомиссара фон Вендельштодту и передал ему приветствие, адресованное рейхскомиссару Коху. Заканчивалось оно словами: «Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелания полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу вместе со своими верующими, опекать духовенство которых я призван, я буду возносить молитвы Всемогущему Господу» 397 . Поликарп получил и денежную поддержку со стороны видного украинского политика Степана Скрыпника, который уже в июле 1941 г. был приглашен немецкими властями в качестве советника для подбора из украинской националистической интеллигенции кандидатов на должности в украинской администрации. В августе 1941 г. Скрыпник начал издавать газету «Волынь» на украинском языке, на страницах которой подвергались травле священнослужители, не признававшие самочинных прав епископа Поликарпа на возглавление Украинской Церкви. Параллельно действиям по сколачиванию автокефалистской иерархии, предпринятой митрополитом Дионисием и епископом Поликарпом, архиепископ Алексий (Громадский) принял меры для устроения канонически правомерного церковного управления на Украине. 18 августа 1941 г. было созвано епископское совещание в Почаевской лавре. По приглашению архиепископа Алексия туда прибыли архиепископы Антоний (Марценко), Симон (Ивановский), епископы Львовский Пантелеимон (Рудык) и Пинский Вениамин (Новицкий). В установлении отношений с Московской Патриархией совещание исходило из признания автономного статуса Украинской Церкви на Поместном Соборе 1917– 1918 гг. Впрочем, в постановлении, принятом на совещании, не было упомянуто, что этот статус упразднен Святейшим Патриархом Тихоном. «Ввиду того, что экзарх Московской Патриархии митрополит Николай,– говорилось в постановлении,– за неделю до начала германо-советской войны выехал в Москву, не дав епископам никаких распоряжений, наша Церковь осталась без возглавления... Иные могли бы использовать это обстоятельство для того, чтобы разорвать отношения нашей Церкви с Московской иерархией и провозгласить автокефалию. Но не следует вставать на этот скользкий путь анархии. Ни отдельные епископы, ни областной епископский Собор не могут самостоятельно создавать автокефалию. Для этого необходимо решение Поместного Собора Украинской Православной Церкви в составе епископов, духовенства и мирян. До такого Собора наша Церковь должна оставаться в подчинении и юрисдикции Местоблюстителя патриаршего престола, но она имеет право на местное автономное управление» 398 . Нарушая канонически правомерный порядок, совещание епископов объявило митрополита Николая лишенным прав патриаршего экзарха Западной Украины и предоставило архиепископу Алексию как старшему архиерею Украины права митрополита области.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Также в 1928 г. митр. Дионисий обратился в Мин-во вероисповеданий за согласием на открытие 3 приходов в Станиславовском воеводстве: в г. Турка, в селах Битля Турковского повята и Барлоги Калушского повята. Одновременно туда были направлены правосл. священнослужители. В кон. нояб. 1929 г. состоялся переход в Православие почти всего населения прихода с. Турье Самборского повята Львовского воеводства. Решением епархиальной власти опека над новыми прихожанами была передана священнику г. Коломыя Роману Лещишину. В апр. 1930 г. свящ. Игнатий Кирильчук был направлен для выполнения пастырских обязанностей на новообразованный приход в с. В. Яблонька Турковского повята, в составе Малопольского благочиния. В 1931 г. основан правосл. приход в колонии Дальний Кут Бережанского повята (ныне Тернопольской обл.), в 1932 г. организован приход в с. Городжев, начиная с 1934 г. упоминается правосл. община в г. Галич. В 1935-1937 гг. настоятелем прихода в Галиче являлся иером. Мстислав (Волонсевич), буд. епископ, который в сент. 1937 г. был переведен на должность настоятеля Львовского прихода. Львовский Георгиевский храм в 1938 г. был передан в военное ведомство, что негативно сказалось на дальнейшей духовно-просветительской деятельности правосл. Галицкой миссии среди униатов (последний глава миссии свящ. Григорий Курилас в 1943 эмигрировал, в 1947 вернулся во Львов, в 1948 был репрессирован). 1940-1943 гг. 28 окт. 1940 г. Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) был издан указ об образовании Западного экзархата в составе Волынской, Тарнопольско-Галицкой, Гродненско-Вилейской и Полесской епархий. Экзархом был назначен митр. Николай (Ярушевич) . Территория Галиции вошла в Тарнопольско-Галицкую епархию во главе с архиеп. Алексием (Громадским), за епархией были закреплены 15 правосл. приходов Галиции. 27 марта 1941 г. во епископа Львовского был хиротонисан наместник Почаевской лавры архим. Пантелеимон (Рудык) , к-рый во времена Польши, как отмечалось в синодальном постановлении, «больше других послужил делу православной миссии в Галиции».

http://pravenc.ru/text/2110959.html

7. Украинские Автономная и «Автокефальная» Церкви на оккупированной немцами территории во время Второй мировой войны    Внезапное нападение Германии на Советский Союз в июне 1941 года и начавшаяся война, оккупация Украины и Белоруссии немецкими войсками принесли много изменений в церковной жизни.    На Украине образовались две церкви: Украинская Автономная Православная Церковь и, так называемая, «Автокефальная Украинская Церковь». Во главе первой стоял архиепископ Алексий (Громадский), возведенный в сан митрополита Собором епископов в июле 1941 года в Свято-Успенской Почаевской Лавре; во главе второй — бывший — викарий Волынской епархии епископ Поликарп (Сикорский), порвавший связь с Матерью-Русской Церковью и лишенный ею 28 марта 1942 г. не только сана, но и монашества. Митрополит Дионисий, пытаясь утвердить свою власть на оккупированных землях Украины и Белоруссии, 15 июля 1942 года обратился со специальным меморандумом к немецким властям, но поддержки не нашел. Обе Церкви — Автономная и «Автокефальная» — имели в Киеве и в других важнейших городах Украины своих епископов. Богослужение в Автономной Церкви совершалось на церковнославянском языке, только с «украинской вымовой», а в «Автокефальной» — на украинском.    Отношения между представителями двух ориентации были враждебными, что расстраивало общую церковную жизнь. В конце концов, епископы обеих Церквей пришли к выводу, что для блага Православия нужно примирить оба течения и прекратить смуту. В связи с этим в Почаевскую Лавру прибыли к митрополиту Алексию два епископа «Автокефальной» Церкви Никанор (Абрамович) и Мстислав (Скрипник), где 8 октября 1942 года и был подписан акт объединения. Но так как в акте утверждалась только одна Церковь и именно «Автокефальная», то все епископы Автономной Церкви не признали этого деяния, и дела церковного управления остались в прежнем состоянии. Свой поступок митрополит Алексий потом объяснял тем, что он руководствовался большим желанием водворения мира и согласия в Церкви.    Епископ Поликарп стал на путь открытого сотрудничества с фашистами. Против митрополита Алексия настойчиво проводилась усиленная агитация. Наконец по пути в Дубно из Кременца 7 мая 1943 года неизвестными лицами он был убит вместе со всеми своими спутниками. Смерть митрополита несколько примирила враждующие стороны. Даже сам «епископ» Поликарп счел нужным совершить панихиду о почившем, однако в своем слове перед панихидой все же не смог себя сдержать, чтобы не упрекнуть новопреставленного. «Ото захтилося владици Олексиеви бути митрополитом и дистав за те смерть», — ораторствовал «епископ» Поликарп. Автономной Церковью с этого печального события начал управлять Киевский епископ Пантелеймон (Рудык).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Внезапное нападение Германии на Советский Союз в июне 1941 года и начавшаяся война, оккупация Украины и Белоруссии немецкими войсками принесли много изменений в церковной жизни. На Украине образовались две церкви: Украинская Автономная Православная Церковь и, так называемая, «Автокефальная Украинская Церковь». Во главе первой стоял архиепископ Алексий (Громадский), возведенный в сан митрополита Собором епископов в июле 1941 года в Свято–Успенской Почаевской Лавре; во главе второй — бывший — викарий Волынской епархии епископ Поликарп (Сикорский), порвавший связь с Матерью–Русской Церковью и лишенный ею 28 марта 1942 г. не только сана, но и монашества. Митрополит Дионисий, пытаясь утвердить свою власть на оккупированных землях Украины и Белоруссии, 15 июля 1942 года обратился со специальным меморандумом к немецким властям, но поддержки не нашел. Обе Церкви — Автономная и «Автокефальная» — имели в Киеве и в других важнейших городах Украины своих епископов. Богослужение в Автономной Церкви совершалось на церковнославянском языке, только с «украинской вымовой», а в «Автокефальной» — на украинском. Отношения между представителями двух ориентации были враждебными, что расстраивало общую церковную жизнь. В конце концов, епископы обеих Церквей пришли к выводу, что для блага Православия нужно примирить оба течения и прекратить смуту. В связи с этим в Почаевскую Лавру прибыли к митрополиту Алексию два епископа «Автокефальной» Церкви Никанор (Абрамович) и Мстислав (Скрипник), где 8 октября 1942 года и был подписан акт объединения. Но так как в акте утверждалась только одна Церковь и именно «Автокефальная», то все епископы Автономной Церкви не признали этого деяния, и дела церковного управления остались в прежнем состоянии. Свой поступок митрополит Алексий потом объяснял тем, что он руководствовался большим желанием водворения мира и согласия в Церкви. Епископ Поликарп стал на путь открытого сотрудничества с фашистами. Против митрополита Алексия настойчиво проводилась усиленная агитация. Наконец по пути в Дубно из Кременца 7 мая 1943 года неизвестными лицами он был убит вместе со всеми своими спутниками. Смерть митрополита несколько примирила враждующие стороны. Даже сам «епископ» Поликарп счел нужным совершить панихиду о почившем, однако в своем слове перед панихидой все же не смог себя сдержать, чтобы не упрекнуть новопреставленного. «Ото захтилося владици Олексиеви бути митрополитом и дистав за те смерть», — ораторствовал «епископ» Поликарп   . Автономной Церковью с этого печального события начал управлять Киевский епископ Пантелеймон (Рудык). 8. Белорусская Церковь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Против любых форм объединения с УАПЦ решительно выступила часть епископов Автономной УПЦ во главе с еп. Пантелеимоном (Рудыком). Архиеп. Симон (Ивановский), епископы Пантелеимон (Рудык) и Вениамин (Новицкий) приняли в Киеве совместный меморандум с требованием к митр. Алексию «снять свою подпись с так называемого акта объединения» (ЦГАВОГВУ. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 3. Л. 120) и «сложить с себя звание экзарха всей Украины вплоть до решения Всеукраинского церковного Собора». Под давлением архиереев митр. Алексий был вынужден заявить, что «каноническое решение и оформление дела объединения приостанавливаются до окончания войны, а акт от 8 октября в этом году отменяется до рассмотрения его на первом после войны Соборе епископов экзархата» (Там же. Ф. 3676. Оп. 4. Д. 475. Л. 700-704). 29 окт. 1942 г. Кременецкая консистория разослала по подчиненным ей приходам письмо с информацией о том, что акт от 8 окт.- это проект объединения, «акт комиссии по объединению». В циркуляре отмечалось, что такие важные дела, как объединение 2 церковных ориентаций, могут быть осуществлены только с согласия всего епископата (Там же. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 3. Л. 120). 23 окт. 1942 г. митр. Алексий был вызван в рейхскомиссариат, где ему указали, что «Акт объединения» имеет рекомендательный характер, для его вступления в силу необходимо согласие всех епископов (Там же. Л. 132). Митрополиту запретили проводить Соборы до окончания войны, рекомендовали решать важные вопросы «в согласии с властью» (Там же. Ф. 3676. Оп. 4. Д. 475. Л. 702-704). 3 янв. 1943 г. митр. Алексий назначил бывшего обновленческого еп. Николая Автономова, приехавшего на Украину из Пятигорска, временно управляющим Мозырской епархией. Дальнейшие назначения на кафедры властью были запрещены. 7 мая 1943 г. по дороге из Почаева в Дубно митр. Алексий был убит партизанами одного из ответвлений ОУН (мельниковцы); вместе с ним погибли прот. Феодор Юркевич, настоятель Николаевского собора в Кременце, столоначальник консистории М. Жихарев и шофер А. Мельничук. Отпевание митр. Алексия состоялось 9 мая в кременецком Богоявленском монастыре в чрезвычайных условиях из-за угрозы новых актов террора; в похоронах участвовали Ровенский еп. Феодор (Рафальский), настоятель дубенского собора прот. Владимир Ковальский и епархиальный миссионер прот. Серафим Казновецкий. Прот. Серафим заменил погибшего прот. Феодора Юркевича в должности управляющего делами Кременецкой консистории. 12 мая 1943 г. глава УАПЦ митр. Поликарп (Сикорский) издал послание, в к-ром осудил убийство митр. Алексия и вновь призвал автономистов присоединиться к УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Фото 12 Собор духовенства в Киеве в женском Покровском монастыре, 1943 год. Епископы на фото: Панкратий (Гладков), Пантелеймон (Рудык), Вениамин (Новицкий), Димитрий (Маган) В итоге, митрополит Алексий, понимая, что мнимое «объединение» вызовет новый раскол в церкви, отозвал свою подпись в «Акте объединения». За несколько месяцев до насильственной кончины в пасхальные дни 1943 года он писал, что с течением времени совсем по-другому посмотрел на эти процессы. Он понял, что задачей раскольников являлось уничтожение истинной канонической церковной иерархии После Пасхи 7 мая 1943 года он, направляясь в машине из Кременца в Почаев, был расстрелян из лесной засады партизанами-националистами. Несмотря на наличие разных версий об этом убийстве, верующие восприняли безвинное убиение митрополита как месть националистов за несостоявшуюся победу националистической церковной структуры. Современные исследования дают возможность определить, какова была цель автокефальной/Луцкой иерархии, стремившейся к слиянию не только с раскольниками-самосвятами, но и с канонической иерархией Автономной церкви. Митрополит Феодосий (Процюк) пишет, что «Администратор УАПЦ» Поликарп (Сикорский) весь 1942 год вел переписку с митрополитом Алексием (Громадским). В начале 1942 года Поликарп писал: «Сейчас стоит вопрос, быть ли Церкви действительно украинской национальной… или быть игрушкой в руках группы епископов- москво филов, стремящихся установить над украинским народом господство Москвы…» Фото 13 Город Кременец Митрополит Феодосий (Процюк) со ссылкой на признания раскольника Феофила (Булдовского), которые тот сделал в Харькове после ухода немцев, указывает, что автокефалия, возможно, рассматривалась представителями автокефалистов как путь к окатоличиванию православных. Булдовский свидетельствовал, что ряд лжеепископов-автокефалистов, включая Мстислава (Скрипника), не отрицали возможность унии с Римом. Это не удивительно, ведь раскольническая иерархия формировалась светскими политиками в политических целях, многие из них являлись униатами. Задачи спасения людей, охранения чистоты Православия и стяжания Благодати Святого Духа перед политиками не стоят.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

  001     002    003    004    005    006    007