263 Ипполит – священно­инок уважаемый в старообрядчестве. См. Современ. летоп. раскола, вып. 21, 870 г. стр. 34–38, прилож. 3. 267 Муж княгини Л. Н.. Гагарин, спасая утопающего в р. Ишле (в Австрии) сына, сам погиб с ним в волнах бурной реки. 268 Архим. Никодим (Белокуров) впоследствии еп. Дмитровский; ск. 14 окт. 1877 г. см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 269 Нектарий (Надеждин) с 1860–1869 г. – еп. Нижегород.; с 1869 г. – ар.­-еп. Харьков, ск. 7 сент. 1874 г. 270 Филарет (Малишевский) с 1860 г. – еп. Уфимский; с 1869 г. – Нижегородский, ск. 7 февр. 1873 г. 272 Нестор (Метаниев) рект. сем. с 20 дек. 1866 г.; с 1877 г. – еп. Аксайск.; с 1880 г. – еп. Выборгский; с 1881 г. – еп. Смоленский, с 1889 г. – Чл. Моск. Синод, конт. и управляющ,. Новоспасск. м-рем; с 1894 года – еп. Дмитровский, Викар. Московский. 280 Агафангеп (Соловьев) рект. Каз. ак. с 1854 г.; с 1857 г. еп. Ревельск. с 1860 г. – еп. Вятский, с 1866 г. –Волын. ск. 8 март. 1876 года. 281 Щапов Афан. Прокопиевич сконч. в 1876 г. см. 2 т. хроники 506 стр. пр. 3 и Христ. Чт. Сент. 1899 г. стр. 412–457. 284 Иоанн. (Руднев) с 1860 г.­ рек. Спб. академии, в 1861 – еп. Выборг, с 1864 г. – еп. Саратов., с 1873 г. – Нижегор., с 1877 г. – еп. Экзарх Грузии,­ с 1882 г. митр. Москов., с 1891 г. – м. Киев. ск. 7 июня 1900 г. см. Моск. вед. за 1900 г. 157. Церк. в. 1900 г, 25. Церк. в. 1900 г. 24. Моск. церк. в. 25­. 288 Боде М. А. баронесса, ск. 5 июля 1878 г. см. «Странник» 1861 г. Июль и «Вера и Разум» 1885 г. 18 стр. 373. 305 Имеется в виду перевод еп. Филарета Малишевского из Уфы в Нижний ­Новгород 28 февраля 1869 г., ср. выше, стр. 166 и. прим. 2. 306 О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств в Трудах 1-го Археологического съезда (Москва, 1871) и отдельно (Москва, 1871) 308 Вероятно, имеются в виду горячие и резкие прения на съезде по поводу разных рефератов. См. статью: «Археологичфский съезд в Мо­скве». Современная Летопись. Воскресные Прибавления к «Московским Ведомостям» 1869 г. 12, 30­-го марта, стр. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Больше мне уже не пришлось видеть преосвященного Нестора, так как вскоре после того, по непредвиденным обстоятельствам, я, со всей своей семьей, покинул Москву и переселился в свое имение, село Яринское Тверской губ. Калязинск. уезда, а затем в Петербург. Грустно было мне, почти коренному москвичу, расставаться с Белокаменной, которую я любил и в которой думал сложить свои кости. Еще более грустно было уносит с собой горькое чувство обиды и глубокого разочарования в людях, которым верил. И единственно, что поддерживало дух мой в это тяжелое время, это излюбленные митрополитом Иннокентием слова из притч Соломона: «От Господа исправляются стопы мужу». 52 Впоследствии же, после 50-летнего юбилея служения преосвященного Дионисия в священном сане, он, посетив нас в Москве, передал нам все эти письма в полную нашу собственность. 53 Урожден. княжна Щербатова. Дом её в Москве хорошо был всем известен. К ней собирались: Пушкин, кн. П. А. Вяземский, кн. В. Ф. Одоевский и мног. друг. Мы же, знавшие покойную уже в поздние годы, никогда не забудем её чистой души с её глубокой верой в торжество правды, добра и красоты, служению которым она отдала свою жизнь. 54 Палладий Раев , в мире Павел Иванович, уроженец Нижегор. епарх., сын священн. 1848 г. оконч. курс в Нижегород. сем.; 1852 г. окт. 21 оконч. курс в Казанск акад. и опред. учит. Нижегор. сем.; 1852 г. окт. 8 магистр; 1856 г. авг. 15 священн.; 1861 г. янв. 15 пострижен; – март. 15 инсп. Нижегород. сем.; 1862 г. февр. 18 архим.; 1863 г. авг. 28 инсп. Петерб. сем.; 1864 г. дек. 21 рект. и професс.; 1866 г. дек. 12 еписк. Ладожский, хиротон. дек. 18; 1869 г., июля 15 – Вологодский; 1873 г. июня 13 – Тамбовский; 1876 г. сент. 9 – Рязанский; 1881 г. апр. 12 архиеписк.; 1682 г. авг. 21 – Казанский; 1887 г. сент. 29 экзарх Грузии, архиеписк. Карталинский и член Святейшего Синода; 1892 г. окт. 18 митр. С.-Петербургский и Ладожский и первенствующий член Святейшего Синода, † 1898 г. 55 Иоанникий Руднев, в мире Иоанн, род. Тульск. губ. Новосильск. у., в с. Вышнем Скворчем, сын диак.; первоначально учился в Тульск. сем.; 1849 г. оконч. курс Киевск. акад., окт. 11. пострижен; – ноября 6 иеродиак., – 7 – иером.; – 11 – учит. Киевск. акад.; – 1851 г. ноября 6 магистр и бакалавр; 1854 г. дек. 21 архим.; 1856 г. июля 9 инсп. Киевск. акад.; 1858 г. окт. 6 рект. Киевск. сем.; 1859 г. дек. 4 рект. Киевск. акад. и настоятель Богоявл. мон.; 1860 г. окт. 6 рект. Петерб. акад., – дек. 20 член Петерб. консист.; 1861 г. мая 16 еписк. Выборгский, хиротон. 12 июня; 1864 г. янв. 12 – Саратовский, 1873 г. июля 13 – Нижегородский; 1877 г. февр. 14. архиеписк.; 1877 г. дек. 8 – Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода.; 1882 г. июня 27 митр. Московский; 1891 г. ноябр. 17 – Киевский. † 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что касается моды на длинные волосы, то пришла она, вероятно, из Греции и произошло это «не без влияния монашества» (Теодорович 1927: 13). Судя по всему, распространение новых веяний происходило постепенно и стихийно, без специальных на то распоряжений. И прежде чем полностью вытеснить прежний обычай оброснения, власоращение пережило долгий период сосуществования с устоявшейся практикой выстригать маковку. Как было сказано выше, традиционно выстрижение гуменца предполагало и периодическое подстрижение волос «в кружок», однако со временем на Руси практика подстригать волосы была оставлена. По мнению Е. Голубинского, произошло это «не во времена Киевские или домонгольские, а во времена уже Московские» (Голубинский 1997, 1: 580). Во всяком случае XVII век предоставляет уже множество примеров сосуществования обеих тенденций: не стричь волосы, но выстригать гуменцо. Наиболее яркие из них – воспоминания иностранцев. В частности, Олеарий сообщал о священниках следующее: «Волосы вверху на голове у него (священника. – В.М .) остригаются, и надевается шапочка, именуемая «скуфьей» , вокруг которой остальные волосы длинно свисают на плечи, как у женщины» (Олеарий 1906: 330). Похожие сведения дают и воспоминания архидиакона Павла Алеппского, в 1656 году путешествовавшего в Москву вместе со своим отцом, антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» ([Павел Алеппский] 1898: 97). Между тем к концу XVIII века описания иностранцев уже умалчивают о наличии у священников гуменца, зато подчеркивают особую длину волос. Так, Джон Перри писал, что «только у одних священников или попов для различения от прочих людей было обыкновение отпускать на голове длинные волосы, спускавшиеся на спину» (Перри 1891: 126). К середине XIX века традиция выстригать маковку была совершенно оставлена. О священниках, которые «во всю жизнь поддерживали гуменце», помнили лишь «старожилы» (Сказания 1847: 118), со смертью которых, вероятно, уходят в прошлое и воспоминания о «терновом венце». Уже в 70х годах, спустя двадцать лет, священник В. Руднев написал: «Что такое попово гуменце, ныне знают не многие» (Руднев 1870: 112). К этому времени окончательно оформляется известный и поныне тип православного «батюшки» – одетого в рясу с широкими рукавами, носящего бороду и длинные волосы. Именно таким священник стал устойчиво ассоциироваться с Русской православной церковью не только в России, но и за ее пределами.

http://azbyka.ru/oblik-russkogo-svyashhe...

Наиболее полно включает церковную лит-ру «Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова», издававшийся ежегодно в 1884-1916 гг. в С.-Петербурге и Сергиевом Посаде. Время от времени выходили каталоги монастырских издательств: ТСЛ, Киево-Печерской лавры, Почаевской Успенской лавры, Афонского Рус. Пантелеимонова мон-ря (см.: Степанов. Мат-лы. 193, 194, 195-206). В период 1884-1908 гг. Русское об-во книгопродавцов и книгоиздателей выпускало бюллетень «Книжные новости» (Там же. С. 12-17). Общая ретроспективная библиография В 1776 г. вышла первая библиографическая работа, составленная археографом, управляющим Московским архивом Коллегии иностранных дел Н. Н. Бантыш-Каменским (1737-1814) «De notitia librorum Rossicorum, systematice expositorum» (Описание российских книг, систематически расположенных), напечатанная приложением к учебнику риторики И. Ф. Бургия ( Burgii I. F. Elementa oratoria. M., 1776). В «Описание» вошло ок. 900 книг и журнальных статей по всем отраслям знания «во благо старательных юношей», в т. ч. 64 - по богословию. В дальнейшем Бантыш-Каменский неск. десятилетий работал над созданием полного репертуара рус. книг. Труд не был закончен, издан частично (С. А. Белокуровым в ж. «Книговедение» за 1894, 3, 4). Еп. Нижегородский Дамаскин (Семёнов-Руднев; 1737-1795), получивший образование в московской Славяно-греко-латинской академии и Гёттингенском ун-те, составил указатель, охватывавший репертуар рус. книги с 1517 по 1785 г. включительно, «Библиотека российская, или Сведение о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших». По объему материала и методам его библиографической обработки еп. Дамаскин опередил мн. последующих рус. библиографов. Труд был издан частично (в 1848 и 1851), а также в ПДП (СПб., 1881) В. М. Ундольским, в ЧОИДР (1891) С. А. Белокуровым (Кн. 1. Разд. 2). Дамаскин (Семенов-Руднев), еп. Нижегородский и Алатырский. Гравюра Н. Соколова. XIX в. Дамаскин (Семенов-Руднев), еп. Нижегородский и Алатырский. Гравюра Н. Соколова. XIX в.

http://pravenc.ru/text/149151.html

76. Иоанникий Руднев. Родился в 1827 году в селе Верхнем Скворчем Тульской губернии, Новосильского уезда; высшее образование получил в Киевской академии, в которой в 1849 году, с принятием монашества, оставлен был баккалавром Священного Писания, а в 1856 году назначен инспектором; в 1858–1859 годах был ректором Киевской семинарии; в 1859–1860 годах – ректором Киевской академии, а с 1860 по 1864 год – ректором Петербургской академии, причем в 1861 году посвящен был в епископы Выборгские, викарии Петербургские; в 1864 году назначен в епископы Саратовские, в 1873 – в епископы Нижегородские, причем в 1877 году возведен в архиепископы; в 1877 году переведен в экзархи Грузии; 27 июня 1882 года назначен в митрополиты Московские, 17 ноября 1891 года переведен в митрополиты Киевские. 77. Леонтий Лебединский. Родился 22 января 1822 года в селе Новой Калитве Воронежской, губернии Острогожского уезда; высшее образование получил в Петербургской академии, в которой перед окончанием учения, в 1847 году, принял монашество; по окончании учения назначен был профессором Петербургской семинарии, но в том же 1847 году переведен инспектором в Киевскую семинарию, а в 1852 году назначен инспектором Киевской академии; с 1856 по 1860 год проходил должность ректора в семинариях Владимирской, Новгородской и Петербургской, причем, быв ректором последней семинарии, 13 марта 1860 года посвящен в епископы Ревельские; в 1863 году назначен на кафедру Подольскую, на которой в 1873 году возведен в сан архиепископа; в 1874 году переведен был на кафедру Херсонскую, а в 1875 году – на кафедру Холмско-Варшавскую; 17 ноября 1891 года назначен митрополитом Московским; скончался 1 августа 1893 года и погребен в лавре, в Успенском соборе. 78. Сергий Ляпидевский. Родился 9 мая 1820 года в городе Туле; высшее образование получил в Московской академии, в которой перед окончанием учения, в 1844 году, принял монашество; по окончании учения оставлен был при академии баккалавром; в 1848 году назначен в ней инспектором, а в 1857 году – ректором; 1 января 1861 года посвящен в епископы Курские; в 1880 году переведен в епископы, с возведением в сан архиепископа, Казанские в 1881 году – Кишиневские, а в 1891 году – Херсонские; назначен в митрополиты Московские 9 августа 1893 года; скончался 11 февраля 1898 года и погребен в лавре, в Успенском соборе.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

языка в ст. «Предварительное сообщение о родстве грузинского языка с семитическими» (введение к труду «Основные таблицы грамматики древнегрузинского языка с предварительным сообщением о родстве грузинского языка с семитическими». СПб., 1908). Изучив и сопоставив структуру древних и совр. семит., европ., вост., дальневост. языков, вывел яфетическую теорию, охватывающую большинство языков мира, связал языкознание с историей материальной культуры и сделал вывод, что все культуры и языки Востока и Запада являются результатом одного и того же процесса, связанного в первую очередь с различными эпохами, а не с религ. и расовым или национальным делением. М. отрицал существование национальных языков, признавая лишь т. н. классовый язык. Он свел первичную речь человека к 4 лексическим элементам, содержащимся во всех словах всех языков мира, что, по мнению известного лингвиста акад. Т. В. Гамкрелидзе, несмотря на отсутствие рациональных оснований и противоречие «логике современной теоретической лингвистики и языковой эмпирии... представляет своеобразную модель языка, весьма близкую к генетическому коду» ( Руднев. 2009. С. 268-269). Яфетическая теория в условиях советской гос. идеологии имела широкую популярность и в кон. 20-х гг. XX в. получила официальное признание правительства как «подлинно марксистское» языкознание. В 1950 г. была подвергнута обструкции, а ее поддержка правительством, отвергавшим сравнительно-историческое языкознание, считается затормозившей развитие лингвистики в СССР. В кон. XX в. интерес к теории М. возобновился, в т. ч. и за рубежом, появилось понятие «неомарризм». Имеют значение работы М., посвященные публикации и комментированию древнегрузинских и древнеармянских памятников письменности, материалов археологических экспедиций, грамматике древнеармянского (1903) и древнегрузинского (лазского) (1910) языков. В рамках публикации «Из летней поездки в Армению» (1891, 1892) М. исследовал арм. рукописи, содержащие «Историю» арм. писателя V в. Мовсеса Хоренаци , апокрифы «Детство Христа», «Видение Богородицы», «Видение ап.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 08(21)04.1959 06(19)09.1960 КРУТИЦКАЯ 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 в/у МОСКОВСКАЯ 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 Питирим Старинский ХМЕЛЬНИЦКАЯ 13(26)08.1992 09(22)06.1993 НИКОЛАЕВСКАЯ 09(22)06.1993 КОВНЕНСКАЯ 08.09.1843 06.11.1848 РИЖСКАЯ 06.11.1848 09.03.1867 в/у ПСКОВСКАЯ 11.03.1850 15.04.1856 ДОНСКАЯ 09.03.1867 25.04.1877 ОДЕССКАЯ 25.04.1877 04.02.1882 КИЕВСКАЯ 04.02.1882 01.10.1891 Платон Грузов МУРОМСКАЯ 21.01.1896 27.02.1904 Сщмч. Платон Кульбуш ТАЛЛИННСКАЯ 31.12.1917 01(14)01.1919 в/у РИЖСКАЯ 10.01.1918 01(14)01.1919 Платон Левшин ТВЕРСКАЯ 10.10.1770 20.01.1775 МОСКОВСКАЯ 20.01.1775 13.07.1811 Платон Лобанков АРГЕНТИНСКАЯ 04(17)07.1970 11(24)02.1971 САМАРКАНДСКАЯ 11(24)02.1971 12(25)06.1971 в/у ТАШКЕНТСКАЯ 11(24)02.1971 12(25)06.1971 ТАШКЕНТСКАЯ 12(25)06.1971 28.09(11.10)1972 ВОРОНЕЖСКАЯ 28.09(11.10)1972 14(27)10.1975 Платон Любарский ТАМБОВСКАЯ 26.02.1794 11.03.1794 АСТРАХАНСКАЯ 11.03.1794 18.08.1805 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 18.08.1805 20.10.1811 Платон Малиновский КРУТИЦКАЯ 19.09.1742 14.04.1748 в/у МОСКОВСКАЯ 10.06.1745 14.04.1748 МОСКОВСКАЯ 14.04.1748 14.06.1754 Платон Петров УМАНСКАЯ Платон Петрункевич ВЛАДИМИРСКАЯ 20.03.1748 16.04.1757 Платон Рождественский ЧИГИРИНСКАЯ 05.06.1902 08.06.1907 АМЕРИКАНСКАЯ 08.06.1907 20.03.1914 КИШИНЕВСКАЯ 20.03.1914 05.12.1915 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 05.12.1915 13.08.1917 КАВКАЗСКИЙ ЭКЗАРХАТ 13.08.1917 09(22)02.1918 ОДЕССКАЯ 09(22)02.1918 1920(?) в/у АМЕРИКАНСКАЯ 29.09(12.10)1923 03(16)01.1924 (АМЕРИКАНСКАЯ, паки 03(16)01.1924 07(20)04.1934) Платон Руднев в/у БОГОРОДСКАЯ (Моск.) 24.09(07.10)1923 01(14)10.1923 БОГОРОДСКАЯ (Моск.) 01(14)10.1923 Платон Тихомиров в/у ТУЛЬСКАЯ (1928) Платон Троепольский ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 13.12.1864 21.08.1868 ТОМСКАЯ 21.08.1868 08.10.1876 Платон Удовенко в/у АРГЕНТИНСКАЯ 23.11(06.12)1973 03(16)12.1973 АРГЕНТИНСКАЯ 03(16)12.1973 15(28)01.1980 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 26.07(08.08)1980 04(17)12.1984 в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ 26.07(08.08)1980 04(17)12.1984 ЯРОСЛАВСКАЯ 04(17)12.1984 19.10(01.11)1993 АРГЕНТИНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин (Дьяков Константин Григорьевич), митр. Киевский, Экзарх Украины Родился 21 мая 1871 года. Окончил Харьковскую духовную семинарию. 23 окт.1891 года возведен в сан иерея к соборной церкви гор. Чугуева. В 1897 года переведен в Харьков священником Христо-Рождественской церкви и назначен законоучителем средних учебных заведений. В 1924 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 сентября 1924 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии с врем. управлением Харьковской епархией. С 18 мая 1927 года постоянный член временного Патриаршего Св. Синода. 12 ноября 1927 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским и Экзархом Украины. 2 апр.1931 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 18 мая 1932 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре. С 26 июня 1934 года – митрополит Киевский, Экзарх Украины. 25 дек.1936 года награжден предношением креста за богослужением. С 16 сент.1937 г. епархией не управлял. Скончался 23 октября 1938 года. Литература: «ЖМП» 1931, 5, стр.1,3. -«- 1932, стр.5. -»- 1932, 9–10, стр.2. -«- 1932, стр.1,2. -»- 1933, стр.4. - " - 1934, 20–21, стр.3. ФМП 34, стр.14. ФПС I, 211, стр.8. ФПС II, стр.5· ФПС IV, стр.4. ФПС V, 107. ФАМ I, 45, стр.12. /Газ. «Безбожник» (Киев), 1938, 5./ Da die Staatsbehörden bestimmt hatten, daß der Exarch am Sitz der Ukrainischen Regierung in Char‘kov residiere, nahm EB Konstantin den Titel des EB von Char‘kov an; erst als die Regierung ihren Sitz nach Kiev verlegte, hieß er M von Kiev. Er durfte aber seine Gottesdienste nicht in der großen Kathedrale in der Innenstadt feiern, sondern in der Ozeranskaja, im Stadtteil Solomenko. Nach einem Kathedralgottesdienst schleuderte eine jüdische Frau ihm einen Stein ins Gesicht. Er blieb, obwohl er blutete, unbeweglich und beherrscht und nahm damit der von antireligiösen Kräften inszenierten Provokation jeden Erfolg (F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 115/16). Nach M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 88, wurde er im Oktober 1937 verhaftet und nach 12 Tagen erschossen. Seiner Verwandten A.L. soll er erschienen sein und auf sein Grab hingewiesen haben. Sie fand es am Lukjanovskij Friedhof, in der Nähe des Gefängnisses. Literatur: M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 88. Regel‘son 414, 416, 556. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 7U, 115–116, 125, 127. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 15U. Patriarch Sergij i ego duchovnoe nasledstvo (Moskau 1937, 37). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Соловьев оставил, все же, нетронутой область личной веры: «он к этому и не стремится»... Мало того: он указал Леонтьеву иной путь для применения его любви к русскому народу. «Русский народ имеет исключительно соловьевское религиозное призвание, последнее возрождение вселенского христианства (уже не «православия», заметим от себя) до последней отчаянной борьбы с безверием (или анти-христианством, анти-Христом)“ (из писем о С-е). И этот уклон в религиозно-социальных переживаниях Леонтьева – не мимолетное «наваждение“ «орла умом и талантом“ 196 Леонтьев последние годы посвящает свою литературную деятельность опять чуть не исключительно религиозным вопросам, но с нею мы познакомимся при систематическом изложении его религиозного мировоззрения. Для характеристики Леонтьева, как религиозной личности, достаточно – думаем – и сказанного. «Постарайтесь приехать... Умру – тогда скажете: «Ах! зачем я его не послушал и к нему не съездил»! Смотрите!.. Есть вещи, которые я только вам могу передать» – так писал Константин Николаевич Леонтьев , в тайных иноках «брат Константин», В. В. Розанову 18 октября 1891 года из Сергеева Посада, куда он, по благословению отца Амвросия, переехал для совершения трудной и опасной операции (от бол. Ischuria). Письмо это было последним: он умер 12 ноября того же года,– умер не от операции, а от той самой pneumonia, которая так ясно описана им, как точка отправления для построения теории «триединого процесса». 10 «Второй брак», кн. IV, стр. 2;стр. 63: «набожная, но все еще умная Катя“. Сн. стр. 43: «христианин, не понимающий христианского духа, глуп“. 11 В числе «добрых начал», которыми обязан Л. Своей матери, нет религии. («Рассказ»..., стр. 86) 15 «В своем краю“, кн. V, стр. 3. – Этот роман – очень важный источник для биографии Леонтьева за данное время. Как увидим позже, именно в студенческие годы он написал свой роман «Булавинский завод“, принятый Тургеневым, но не увидавший света по цензурным условиям. Позже все содержание его вошло в роман «В своем краю“. Герой последнего одно и то же лицо с героем первого: это доктор Руднев, в котором Леонтьев, по собственным его словам («Тургенев в Москве“, кн. II, стр. 108), воплотил «труженическую сторону своего существа“.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

В 1885 г. издана 1-я часть «Курса педагогики», учебника, основанного на лекциях, прочитанных О. в академии; 2-я часть вышла в 1887 г. В дальнейшем О. опубликовал 2 варианта «Краткого курса педагогики» для одно- и двухгодичных образовательных программ. В 1892 г. вышел учебник О. «Нравственное богословие, или Христианское учение о нравственности». По свидетельству проф. П. П. Кудрявцева , коллеги О. по КДА, «выработанная им программа чтений по нравственному богословию далеко не всегда встречала одобрение со стороны ближайшего академического начальства, которое опасалось излишней идейной зависимости Маркеллина Алексеевича от протестантских богословов» ( Кудрявцев. 1905. С. 3). Не одобрял курс О. и свт. Иоанникий (Руднев), ставший в 1891 г. митрополитом Киевским и Галицким и принимавший деятельное участие в жизни духовной академии. В итоге, 13 дек. 1895 г. О. был переведен на кафедру психологии КДА. В 1896 г. О. опубликовал монографию «Из системы христианского нравоучения» и с нек-рыми изменениями представил ее в совет академии на соискание степени доктора богословия. В сочинении О. исследует природу нравственности и «нравственного процесса», проблему личности и свободы воли, нравственный идеал человечества и любовь, дает обзор различных теорий блага. Оппоненты, проф. кафедры философии КДА П. И. Линицкий и проф. кафедры догматического богословия КДА М. Ф. Ястребов, выступили против присуждения искомой степени (отзывы см. в: Извлечения из протоколов Совета КДА за 1896/1897 уч. г. К., 1898; Ястребов М. Ф. Новая точка зрения в системе нравственного богословия//ТКДА. 1897. 10. С. 367-399; 1898. 4. С. 498-546). Главным обвинением рецензентов стало то, что система нравственного богословия О. в конечном счете не дает определенного понятия о христ. нравственности, поскольку в основании его системы лежат не «специально христианские» понятия греха, спасения, богосыновства и т. п., а общефилософские понятия. Причиной этому рецензенты назвали чрезмерную зависимость соискателя от протестант. этических систем.

http://pravenc.ru/text/2578303.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010