Алексия у дверей его келлии ежедневно можно было видеть несколько посетителей, приходивших к нему за советами, за облегчением своего горя, с просьбами за живых и умерших. Ничто не удерживало посетителей о. Алексия: ни холод, ни жар, ни дождь, ни снег; к преп. Алексию шли и летом, и зимой, и ранней весной, и поздней осенью, но более всего старец был обременяем посетителями летом, когда ничего не препятствовало путешествию в Голосеевскую пустынь. У келлии преп. Алексия можно было встретить и священников, и монахов, и мирян. К о. Алексею приходили и богатые и бедные, и знатные и не знатные, и учёные и необразованные, и заботящиеся о своём спасении и забывшие о том, как нужно угождать Богу... Но больше всего у келлии преподобного толпилась беднота, которую питал он не одним словом Божиим, но и хлебом насущным. О. Алексий всех одинаково принимал, всех старался обласкать, каждому чем-либо помочь. И действительно, он помогал страждущим людям. В келлию его люди входили расстроенные, с мрачными лицами, взволнованные, а выходили спокойными, умиротворёнными, со слезами радости на глазах. У старца Алексия искали умиротворения своей совести не одни паломники и монахи, но и архипастыри, и даже Киевские митрополиты. Так, Черниговский архиеп. Антоний вызывал о. Алексия к себе в Чернигов в апреле 1911 г. для предсмертной духовной беседы и на его руках предал дух свой Богу. Голосеевская пустынь есть ни что иное, как дача Киевских митрополитов, где они летом отдыхают от своих архипастырских трудов. В течение пребывания о. Алексия в Голосеевской пустыни на Киевской митрополичьей кафедре сменилось четыре архипастыря: Высокопреосвященные Иоанникий Руднев (18911900), Феогност Лебедев (1900 – 1903), Флавиан Городецкий (1903 – 1915) и Владимир Богоявленский (1915 – 1918). Два из них, особенно продолжительно пребывавшие на Киевской кафедре, – митр. Иоанникий и митр. Флавиан – имели о. Алексия своим духовником, а митр. Владимир несколько раз просил молитв у о. Алексия. 9. Святитель Феодосий Черниговский В 1896 году вся Россия трепетно и радостно ожидала открытия мощей великого угодника Божия, более 200 лет нетленно почивавшего в Чернигове,– святителя Феодосия. Задолго до этого события начали собираться со всех концов православные люди в скромный доселе город Чернигов, а ко дню самого открытия святых мощей – 9-го сентября – город принял вид волнующегося человеческого моря. Прибыл в числе почётных гостей и митрополит Киевский Иоанникий. Его сопровождал о. Алексий. В то время слава о его подвижнической жизни, даре прозорливости и удивительном смирении разнеслась далеко за пределы его родного города Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Иоанникий Руднев 1891–1900. Феогност Лебедев II 1900–1903. Флавиан Городецкий 1903. Каневское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Сильвестр Жалеванский 1885–1906. Иннокентий Ястребов 1906. Чигиринское викариатство, учр. в 1799 г. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807. Ириней Фальвовский 1807–1812, (вторично) 1812–1823. Афанасий Протопопов 1823–1826. Мелетий Леонтович 1826–1828. Кирилл Куницкий 1828–1835. Владимир Алявдин 1835–1836. Иннокентий Борисов 1837–1841. Иеремия Соловьев 1841–1843. Варлаам Успенский 1843–1845. Аполлинарий Вигилянский 1845–1858. Антоний Амфитеатров 1858–1859. Серафим Аретинский 1860–1865. Порфирий Успенский 1865–1877. Иоанн Жданов 1878–1883. Виталий Иосифов 1883–1885. Иероним Экземплярский 1885–1890. Ириней Орда 1890–1892. Иаков Пятницкий 1893–1898. Димитрий Ковальницкий 1898–1902. Платон Рождественский 1902–1907. Агапит Вишневский 1908. Павел Преображенский 1908–1911. Никодим Кротков 1911. Черкасское викариатство, учр. в 1909 г. Епископы (в Киеве): Назарий Блинов 1910. Уманское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Филарет Филаретов 1874–1877. Михаил Лузин 1878–1883. Поликарп Розанов 1884–1888. Ириней Орда 1888–1890. Анатолий Станкевич 1890–1892. Иаков Пятницкий 1892–1893. Иоанникий Надеждин 1893–1896. Сергий Ланин 1896–1902. Агапит Вишневский 1902–1908. Феодосий Олтаржевский 1908–1910. Димитрий Вербицкий 1910. Костромская, учр. В 1744 г. Кафедра в Костроме Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745. Сильвестр (Сергий) Кулябка 1745–1750. (Междуархиерейство три года). Геннадий Андреевский 1753–1757. Дамаскин Аскаронский 1758–1769. Симон Лагов 1769–1778. Павел Зернов 1778–1800. Евгений Романов 1800–1811. Сергий Крылов-Платонов 1812–1817. Самуил Запольский-Платонов 1817–1817. Павел Подлинский 1830–1836. Владимир Алявдин 1836–1842. Виталий Щепетов 1842–1845. Иустин Михайлов 1845–1850. Леонид Зарецкий 1850–1853. Филофей Успенский 1853–1857. Платон Фивейский 1857–1877. Архп. с 1868. Игнатий Рождественский 1878–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

переименован митр. Киевский и Галицкий Киевская и Галицкая Со 2 апреля 1767 года Арсений (Могилянский) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России со 2.04.1767 †8.06.1770 Гавриил (Кременецкий) митрополит, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский с 22.09.1770 †9.08.1783 Иларион (Кондратовский) епископ Переяславский и Бориспольский в 1783 временно управлял Самуил (Миславский) митрополит, бывший архиеп. Ростовский и Ярославский с 22.09.1783 †5.01.1796 Иерофей (Малицкий) митрополит, бывший еп. Черниговский и Нежинский с 1.04.1796 †2.09.1799 Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Новороссийский и Днепровский с 29.09.1799 по 21.08.1803 на покое, с 27.03.1808 член Св. Синода и экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии, с 21.08.1813 митр. Кишиневский и Хотинский Серапион (Александровский), митрополит, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 11.12.1803 по 24.01.1822 на покое; †14.09.1824 Евгений (Болховитинов) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 24.01.1822 митрополит с 16.03.1822 †23.02.1837 Филарет (Амфитеатров) митрополит, свт., бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 18.04.1837 †21.12.1857 Исидор (Никольский) митрополит, бывший митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 1.03.1858 по 1.07.1860 митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Арсений II (Москвин) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский с 1.07.1860 †28.04.1876 Филофей (Успенский) митрополит, бывший, архиеп. Тверской и Кашинский с 5.05.1876 †29.01.1882 Платон (Городецкий) митрополит, бывший архиеп. Херсонский и Одесский с 4.02.1882 †1.10.1891 Иоанникий (Руднев) митрополит, бывший митр. Московский и Коломенский с 17.11.1891 †7.06.1900 †8.11.1686 Мефодий (Раковецкий) епископ, упоминается на кафедре с 1687 по 1690 Викарии Киевской епархии Переяславские и Бориспольские епископы Восстановлена в 1698 году Кафедра в Переяславе Захария (Корнилович) епископ, рукоположен с 1.10.1700 †28.08.1715 Кирилл (Шумлянский) епископ, бывший еп. Луцкий и Острожский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

бывший, архиепископ Тверской и Кашинский с 05.05.1876 29.01.1882 бывший архиепископ Херсонский и Одесский с 04.02.1882 01.10.1891 Иоанникий (Руднев), митрополит бывший митрополит Московский и Коломенский с 17.11.1891 07.06.1900 Сведения Иоанн (Зейнан), епископ упоминается 08.11.1686 Мефодий (Раковецкий), епископ упоминается на кафедре с 1687 по 1690 Викарии Киевской епархии Переяславские и Бориспольские епископы Восстановлена в 1698 году Кафедра в Переяславе Имена Сведения Захария (Корнилович), епископ рукоположен с 01.10.1700 28.08.1715 Кирилл (Шумлянский), епископ бывший епископ Луцкий и Острожский с октября 1715 (1716) с 1718 по 1722 управлял Киевской митрополией; 30.11.1726 (1724) Иоаким (Струков), епископ рукоположен с 04.06.1727 по 07.06.1730 епископ Воронежский и Елецкий Варлаам (Леницкий), епископ бывший епископ Астраханский и Ставропольский с 07.06.1730 по 13.04.1731 архиепископ Псковский, Нарвский и Изборский В 1733–1785 годах преобразована в самостоятельную епархию Виктор (Садковский), епископ рукоположен с 09.06.1785 по 13.04.1793 архиепископ Минский и Литовский Димитрий (Устинович), епископ рукоположен с 14.08.1793 по 01.05.1795 епископ Смоленский и Дорогобужский Амфилохий (Леонтович), епископ рукоположен с 24.06.1795 01.07.1799 Сведения рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 епископ Полтавский и Переяславский Чигиринские епископы Викариатство учреждено 16 октября 1799 года Имена Сведения Феофан (Шиянов-Чернявский), епископ рукоположен с 12.02.1800 по 15.01.1807 епископ Полтавский и Переяславский Ириней (Фальковский), епископ рукоположен с 24.02.1807 по 07.02.1812 епископ Смоленский и Дорогобужский Ириней (Фальковский), епископ бывший епископ Смоленский и Дорогобужский (повторно) с 06.07.1813 29.04.1823 Афанасий (Протопопов), епископ рукоположен с 29.07.1823 по 13.10.1826 епископ Нижегородский и Арзамасский Мелетий (Леонтович), епископ, свт. рукоположен с 21.11.1826 по 21.04.1828 епископ Пермский и Екатеринбургский на покое; Кирилл (Куницкий), епископ рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Это был человек большого ума, трудолюбия, такта, неизменного спокойствия и ровности духа, умения ладить с людьми и с собратиями-архиереями, и с подчиненными клириками, и с правительственными чиновниками. Его правилом было: «Нечего не ищи, и ни отчего не отказывайся». Мудрый, осторожный, тонкий церковный деятель, он был также замечательным духовным писателем, знатоком Священного Писания , автором нескольких эгзегетических сочинений. После блаженной кончины митрополита Филарета преосвященный Исидор взял на себя главную заботу о переводе Библии на русский язык. Широкий размах имела и его благотворительная деятельность. Он был главным попечителем Императорского человеколюбивого общества. Скончался митрополит Исидор в глубокой старости, в 1892 году. Московскую кафедру с 1882 по 1891 годы занимал митрополит Иоанникий (Руднев) (1826–1900). Как и митрополит Исидор, он был сыном диакона из Тульской епархии. Получив образование в Киевской Духовной Академии, он принял постриг от руки известного Печерского подвижника иеросхимонаха Парфения и до самой кончины оставался иноком высокой жизни, молитвенником и строгим постником. В 1861 году его хиротонисали в епископа Выборгского. Перед переводом в Москву он исполнял должность экзарха Грузии. Митрополит Иоанникий особенно прославился своей широкой благотворительной деятельностью. Сам изведовавший в юности нужду и лишения, он был для бедных щедрым «милостивцем». Известен он также и как замечательный церковный администратор, энергичный, деятельный, инициативный. Пребывая на кафедре в Саратове, он основал там противораскольничье братство Святого Креста. В Нижнем Новгороде святитель основал такое же братство, открыл детский приют и ремесленную школу. В Грузии он учредил воскресные публичные собеседования о вере, открыл женское епархиальное училище. Все свое жалование за четыре с половиной года служения экзархом он пожертвовал на нужды духовного образования. Введенный в состав Синода, митрополит Иоанникий был там твердым и непреклонным защитником независимости Церкви от давления светской власти. Когда в 1888 году в Синоде обсуждался вопрос о поминовении усопших инославных и первоприсутствующий митрополит Исидор готов был поддержать мнение Победоносцева, клонившееся к снисхождению в этом вопросе, митрополит Иоанникий самым решительным образом высказался против отпевания инославных. Мнение Московского митрополита поддерживало большинство членов и присутствующих в Синоде. Рассмотрение вопроса о поминовении инославных было отложено на неопределенный срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

728 Палладий (Раев Павел Иванович, 1827–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Окончил КазДА (1852). 18.12.1866 г. хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской епархии. Епископ Вологодский (1869), епископ Тамбовский и Шацкий (1873), епископ Рязанский и Зарайский (1876, с 12.04.1881 г. – архиепископ); архиепископ Казанский и Свияжский (1882), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1887). Митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1892). Сергий (Ляпидевский) – митрополит Московский и Коломенский (см. примеч. к гл. V, л. 2 – ссылка 709). Иоанникий (Руднев Иван Максимович, 1826–1900) – митрополит Киевский и Галицкий. Окончил КДА со степенью магистра богословия (1849), оставлен в Академии бакалавром по Св. Писанию. 11.10.1849 г. пострижен в монашество, 6 ноября рукоположен во иеродиакона, 7 ноября – во иеромонаха. 21.12.1854 г. возведен в сан архимандрита. Инспектор КДА (1856). Ректор Киевской ДС (1858), ректор КДА (1859). Ректор СПбДА (1860–1863). 12.06.1861 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии. Епископ Саратовский и Царицынский (1864), епископ Нижегородский и Арзамасский (1873), с 1877 г. – возведен в сан архиепископа. Архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1877). Постоянный член Св. Синода (1881). Митрополит Московский и Коломенский (1882), митрополит Киевский и Галицкий (1891). Первенствующий член Св. Синода (1898). Антоний (Вадковский Александр Васильевич , 1846–1912) – архиепископ Финляндский. Окончил КазДА со степенью кандидата богословия (1870), был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре пастырского богословия и гомилетики. Магистр богословия, профессор (1871). 04.03.1883 г. пострижен в монашество, 06.03.1883 г. рукоположен во иеромонаха, 14.11.1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанне-Предтеченским монастырем. Инспектор КазДА (1884). Инспектор МДА, а затем инспектор СПбДА и профессор по кафедре Св. Писания Ветхого Завета (1885).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

555 Иоанникий (Руднев Иван Максимович; 1826–1900), митрополит. Один из замечательнейших иерархов Русской Церкви истекшего (XIX. – Ред.) столетия. Уроженец Тульской губернии, окончил магистром Киевскую ДА в 1849 г.; был ректором Киевской ДС, а затем ректором и профессором Киевской ДА; с 1860 по 1864 г. состоял ректором СПбДА; в 1861 г. был хиротонисан во епископа Выборгского, с 1877 г. – экзарх Грузии, с 1882 г. – митрополит Московский, а с 1891 г. – митрополит Киевский. Во время его ректорства в академиях студентам жилось гораздо свободнее прежнего; его гуманное отношение и различные улучшения и нововведения благотворно действовали на их развитие; при нем и по его ходатайству в СПбДА на младшем курсе были разделены предметы преподавания на две группы: одна половина студентов занималась физико-математическими науками, и другая – историческими, тоже и с новыми языками, по выбору. Во всех управляемых митрополитом Иоанникием епархиях он устраивал дома для вдов и сирот духовного ведомства, училища для девиц духовного звания, общежития для своекоштных учеников мужских духовных училищ и семинарий, а также и епархиальные свечные заводы, эти «жизненные нервы» епархий. Насколько он обладал твердым и мужественным характером, умевшим отстаивать свои убеждения даже и пред сильными мира сего, это прекрасно видно и из настоящего письма. См. Родосский А.С. Биографический словарь. С. 27. Брокгауз–Ефрон. Т. XXVI. С. 665. – Изд. 556 Соколов Димитрий Павлович (1832–1915) – выпускник Санкт-Петербургской ДС (1851), СПбДА (1855). Один из авторитетнейших петербургских протоиереев, автор руководств по всем отделам курса Закона Божия и других богословских сочинений, его учебники, выдержавшие по 50–87 изданий, разошлись в количестве многих миллионов экземпляров. Законоучитель 5-й санкт-петербургской гимназии, где его духовным сыном был Алеша Храповицкий, будущий митрополит Антоний. – Ред. 557 Духовным регламентом, изданным в 1722 г. императором Петром Великим, Русская Церковь руководствовалась до 1917 г. В Духовном регламенте не говорится о должности обер-прокурора, которая введена указом Петра I от 11 мая 1722 г. Об обязанностях обер-прокурора говорилось в составленной Сенатом инструкции: «Обер-прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил... и отправлял... а о прочих [делах] донесть нам [Государю] в бытность нашу в Синоде или помесячно, или понедельно» (Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 108). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

В 80-е гг. были открыты две новые епархии – Екатеринбургская и Владикавказская. Таким образом, в составе Русской Церкви к 1890 г. числилось уже 62 епархии. В 1897 г. российский епископат насчитывал ровно 100 архиереев. Из них 78 имели академическое, 8 – семинарское, 1 – университетское, 1 – военное и 12 гимназическое образование. Большинство архиереев были выходцами из духовного сословия. Во второй половине 19 столетия перестали быть редчайшими исключениями поставления в епископы выходцев из дворян. Среди архиереев синодального периода большинство составляли лица высоких достоинств. Несколько архипастырей этой эпохи причислены клику общечтимых русских святых. Среди них Филарет и Иннокентий Московские, Мелетий Харьковский, Игнатий (Брянчанинов) , Феофан Затворник , архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) . Многие из российских архиереев синодального периода были выдающимися богословами, церковными историками, канонистами. Особенно велик вклад в церковную науку таких архипастырей, как митрополиты Московские святой Филарет, святой Иннокентий и Макарий (Булгаков) , святой Феофан Затворник , митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) , архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) , архиепископ Владимирский Сергий (Спасский) , архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) , епископ Смоленский Иоанн (Соколов) , епископ Порфирий (Успенский) . Московскую кафедру с 1882 по 1891 г. занимал митрополит Иоанникий (Руднев) (1826–1900). Как и митрополит Исидор, он был сыном диакона из Тульской епархии. Получив образование в Киевской духовной академии, он принял постриг от руки известного киево-печерского подвижника иеросхимонаха Парфения и до самой кончины оставался иноком высокой жизни, молитвенником и строгим постником. В 1861 г. его хиротонисали во епископа Выборгского. Перед переводом в Москву он исполнял должность экзарха Грузии. Митрополит Иоанникий особенно прославился своей широкой благотворительной деятельностью. Сам изведавший в юности нужду и лишения, он был для бедных щедрым «милостивцем». Известен он также и как замечательный церковный администратор, энергичный, деятельный, инициативный. Пребывая на кафедре в Саратове, он основал там противораскольничье братство Святого Креста. В Нижнем Новгороде святитель основал такое же братство, открыл детский приют и ремесленную школу. В Грузии он учредил воскресные публичные собеседования о вере, открыл женское епархиальное училище. Все свое жалованье за четыре с половиной года служения экзархом он пожертвовал на нужды духовного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

978 . Руднев А.Г. Академик Н.С. Тихонравов и его труды по изучению памятников древнерусской литературы/Изд. под ред. и наблюдением проф. А.В. Михайлова . – Варшава, 1914. -X, 290 с. Муретов Митрофан Дмитриевич (1850–1917) Митрофан Дмитриевич Муретов родился 11 августа 1850 года в семье священника Рязанской епархии. Впоследствии отец Митрофана Дмитриевича был духовником Московского Данилова монастыря. По окончании Скопинского Духовного училища он поступил в Рязанскую Духовную семинарию. Окончил семинарию в 1873 году и поступил в Московскую Духовную Академию. В 1877 году Митрофан Дмитриевич окончил богословское отделение Академии первым студентом и был назначен преподавателем греческого языка в Тамбовскую Духовную семинарию. В том же году его перевели преподавателем греческого языка и Священного Писания в Вифанскую Духовную семинарию. В 1878 году Советом Московской Духовной Академии Митрофан Дмитриевич был избран приват-доцентом по кафедре Священного Писания Нового Завета, и с этого года началась его академическая служба. В 1885 году за диссертацию «Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии» он был удостоен степени магистра богословия. В 1891 году Митрофан Дмитриевич представил докторскую диссертацию «Ветхозаветный храм. Часть 1. Внешний вид храма». Однако диссертация вызвала полемику, и в степени доктора богословия М.Д. Муретов был утвержден только 10 апреля 1893 года, а 1 мая ему было присвоено звание ординарного профессора. Кроме преподавания Священного Писания Нового Завета Митрофан Дмитриевич с 1885 года читал лекции по французскому языку, а с 1900 по 1902 год – по греческому. С 1906 по 1909 год М.Д. Муретов состоял членом Правления Академии, в 1906 году был избран инспектором. В 1910 году вышел новый Устав академий, по которому профессорская служба ограничивалась тридцатью годами, и Митрофан Дмитриевич вышел в отставку, но по особому ходатайству Академии ему предоставили право читать лекции, участвовать в заседаниях академического Совета. Этой сверхштатной профессорской службы он не оставил до конца жизни. Современник называет Митрофана Дмитриевича «живой связью молодой Академии с Академией старой, образцом нераздельного служения и преданности науке». Митрофан Дмитриевич прослужил в Академии более тридцати восьми лет, и все эти годы были заполнены учеными трудами. «При устремлении мысли писателя в высокую сферу богословского созерцания и идеологии труды Митрофана Дмитриевича Муретова являются одним из редких исключений в так часто сухой и безжизненной экзегетической литературе. Труды Митрофана Дмитриевича насыщены богословским содержанием. Это их отличительная черта», – писал биограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. С. 699-700; Израилев А., прот. Описание Казанского Головинского общежит. жен. мон-ря, находящегося в Московском у. М., 1889; Никольский А. Казанский Головинский общежит. жен. мон-рь близ Москвы//Кормчий. 1891. 42. С. 496-498; 48. С. 570-571; 1892. 4. С. 46-47; 5. С. 56-57; 10. С. 116-117; 12. С. 143-144; Казанский Головинский жен. мон-рь Московского у. близ Петровской академии. М., 1894; Руднев В. В. [Казанский Головинский жен. мон-рь]//Моск. ЦВед. 1897. 3; Ярцев А. Прошлое и настоящее Головинского мон-ря//Моск. вед. 1900. 211. С. 3-4; он же. То же//Лампада. М., 2007. 3(54). С. 4-5; [Два фотоснимка к 25-летию обители]//Искры. М., 1911. 30. С. 239; Казанский Головинский общежительный жен. мон-рь: По поводу 25-летия со дня учреждения общежит. обители, 1886-1911. М., 1911; Мария М. Головино//РА. 1915. 9/10. С. 44-54; Схимонах Николай, иерод. Серафим и иеросхим. Иоанн//ЖПодв. Окт. 1994. С. 468-492; Зайцев М. Любовь к отечественным гробам: (Некрополь Казанского Головинского мон-ря, г. Москва)//Вечерний клуб. М., 1994. 30 апр. С. 4; Варсонофий (Плиханков), схиархим. Беседы схиархим. Оптинского скита с духовными детьми. М., 1995. С. 62; Их страданиями очистится Русь. М., 1996. С. 170-172; Храмы Северного округа. М., 1997; Бутовский полигон. 1998. Вып. 2. С. 202; Правосл. мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 94-95; Дамаскин. 2002. Кн. 6. С. 330-336; Никольский А. РПЦ: Храмы. Москва: Подворья. Монастырские храмы. Приходские храмы. Домовые церкви. Часовни: Энцикл. справ. М., 2003. С. 254-256; ЖНИР: Моск. 2005. Доп. Т. 1. С. 169-173; Шпильчин В. Г. Моя переписка с О. И. Кугушевой: Записано со слов В. Г. Шпильчина М. А. Климовой//Духовные традиции усадебной культуры рода Боратынских: Сб. мат-лов Всерос. науч. семинара. Тамбов, 2005. С. 193-196; Соловьев И., свящ. Церковно-приходская жизнь Москвы в нач. 1920-х гг.: По донесениям моск. благочинных архиеп. Крутицкому Никандру (Феноменову) 1922 г.//ЦиВр. 2010. 50. С. 181-242.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010