Отдельные композиции обретения мощей Д. с фигурой склонившегося ко гробу архипастыря (сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский) представлены на рельефе 1799-1801 гг. И. Фохта на тимпане сев. портика храма во имя Д. в Спасо-Иаковлевском мон-ре, на вышитом оплечье фелони с живописными ликами кон. XVIII в. из монастырской ризницы (ГМЗРК). Такая икона нач. XIX в. (поновлена в 1870 А. Н. Бубновым) находилась на вост. грани юж. столпа в трапезной части Димитриевского собора ( Буцких Е. В. Об интерьере Димитриевского храма Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 1991. Вып. 2. С. 34). Образцы финифти с этим сюжетом кон. XVIII - 1-й четв. XIX в., возможно, являлись фрагментами нек-рых циклов (ГЭ, ГМЗРК, МЗДК). Сохранилось редкое изображение погребения Д. посл. трети XVIII в. в технике гризайли (ГМЗРК, ср. картину с обретением мощей: Вахрина. 2002. С. 27). Картина погребения Д. в 1880 г. была передана П. И. Протасьевой в Спасо-Иаковлевский мон-рь (воспроизведена на эстампе кон. XIX в., ЦАК МДА). В 1890 г. в Ростовский музей церковных древностей А. И. Верре передал полотно с изображением серебряной раки Д. и стоящего у мощей старца иером. Амфилохия (Яковлева) (ср. картину из собр. музея при ПСТГУ). Димитрий Ростовский с тремя сюжетами жития. Икона. Иконописец Евфимий Денисов. Кон. XVIII в. (ГМЗК) Димитрий Ростовский с тремя сюжетами жития. Икона. Иконописец Евфимий Денисов. Кон. XVIII в. (ГМЗК) Первые гравированные листы с рассказом о Д. появились довольно рано, в Москве в 1760 г., «без апробации и позволения», когда Синод еще не «упорядочил чудеса» для издания, поэтому их продажа была запрещена ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 751; Ярославские ЕВ. 1893. 29. С. 455-459). Сохранилось более 10 различных по иконографии гравюр с элементами стилистики барокко, к-рые использовались мастерами в качестве иконописных образцов. Скорее всего от портретов и гл. обр. гравюр в иконы перешла традиция помещения текстов с небольшой биографией нового чудотворца, датами обретения и открытия мощей, упоминанием имен царствующих особ, а также тропаря и кондака святому. На нек-рых живописных иконах-портретах, финифтяных образках указан только год обретения мощей Д. (1752), а не прославления в лике святых. Редкая по сюжету гравюра «О брадах» 3-й четв. XVIII в. (РНБ) показывает беседу Д. со старообрядцами в 1705 г. в Ярославле (случай описан в «Розыске») тоже с подробным комментарием.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Кроме того, Д. А. Ровинский описал гравюры: 1799 г. работы Уткина по оригиналу Д. Г. Левицкого (выполнена в бытность М. священником, подпись завершается словами: «Дружба изобразила черты лица его»), 1817 г. А. Г. Ухтомского (карандашная манера, с вензелем «АЧ» - архиепископ Черниговский; переделан в 1822), А. А. Осипова (погрудное изображение) (см. также: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292. 1, 2, 8; Морозов А. В. Каталог моего собрания рус. гравированных и литографированных портретов. М., 1913. Т. 3). Лит.: Ровинский Д. А. Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. СПб., 1884; он же. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292; Т. 4. Стб. 98, 111, 226-227, 313, 420-421, 503, 564, 594; Русские портреты XVIII и XIX ст.: Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 2. 39; Сорок семь литогр. портретов членов имп. Рос. академии/С ист. справкой Б. Л. Модзалевского. СПб., 19112; Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 158-159; Гос. Третьяковская галерея: Кат. собрания: Живопись XVIII-XX вв. М., 1998. Т. 2: Живопись XVIII в. С. 77-78. Кат. 83; Духовные светочи России. С. 96-97. Кат. 81-83; Живопись: Кат.: 1-я пол. XIX в.: А-И/ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 72. Кат. 122; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; Смирнов И. А. и др. Русское искусство XVII-XIX вв.: Казенная палата Кирилло-Белозерского мон-ря: Путев./КБМЗ. М., 2003. С. 42-43. Ил.; Дружинин П. А. Собрание рус. гравированных портретов в колл. Г. Н. Геннади. М., 2004. С. 150-151. 501-507; Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825): Религ. живопись/ГРМ. СПб., 2009. С. 26-27, 99. Ил. 1. Кат. 16. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Лит.: Описание ростовского ставропигиального первокл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 83; Попов А., прот. К биографии преосв. Иринея, еп. Вологодского и Устюжского: Кончина, вынос тела и погребение преосв. Иринея: (Совр. описание)//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 12. С. 439-443; Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедр. Софийского собора. М., 1863. С. 70-71; он же. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 1. С. 15-22; 3. С. 79-87; 4. С. 103-109; он же. Мат-лы для истории Вологодской семинарии//Там же. 1870. 16. С. 566-575; 17. С. 598-608; он же. Неск. сведений о бывш. Великоустюжской семинарии и совр. ей малых духовных уч-щах...//Там же. 1887. 16. С. 283-290; 17. С. 309-313; 18. С. 315-320; 19. С. 328-334; 20. С. 343-349; 22. С. 367-372; 23. С. 389-396 (отд. изд.: Вологда, 1887. С. 3-16); он же. Вологодский архиерейский дом. Вологда, 1898; Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная/Публ.: А. П. Стороженко, Л. Н. Антропов//РС. 1971. Т. 3. Март. С. 254; Пимен (Благово), архим. Ист. очерк Николаевского Угрешского общежит. муж. мон-ря. М., 1872. С. 105; Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1872; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г.: Дневник. СПб., 1886. С. 150, 165, 184, 212; Сырохонов И. П., прот. Письма к Могилевскому еп. Анастасию (Братановичу)//РА. 1904. Кн. 2. 8. С. 598; Из истории Вологодской ДС//Вологодские ЕВ. Приб. 1908. 20. С. 462-469; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. C. 224-226; Скворцов Н. А., прот. Архив Московской Св. Синода конторы: Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2; Бриленков А., свящ. Вологодская епархия от основания епархии до 1918 г.: Дис./МДА. Загорск, 1967. С. 165-167. Ркп.; Андрушко В. О. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 86-87; Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 670.

http://pravenc.ru/text/674003.html

В стенописи Крестовоздвиженского собора (1676) в Романове (ныне Тутаев) апокалиптический цикл на зап. стене наоса имеет свободную композиционную структуру, необходимое членение создается с помощью облачных полос или элементов пейзажа (горок, водоемов, пещер). Важнейшие в смысловом отношении сюжеты расположены на центральной композиционной оси. Цикл соединен с изображениями 7 Вселенских Соборов, к-рые образуют вместе с «Видением Небесного Иерусалима», заключающим апокалиптический цикл, нижний ярус в росписи зап. стены. В росписи ц. Воскресения Ростовского архиерейского дома (нач. 70-х гг. XVII в.) апокалиптический цикл изображен в зап. и частично в юж. галереях. Среди сюжетов выделяется величественная картина Небесного Иерусалима; цикл дополнен единоличными изображениями - в простенках окон галереи написаны фигуры ангелов в белых одеждах, с мечами. В 1666 г. росписью на сюжеты И. Б. О. было украшено зап. крыльцо Успенского собора Московского Кремля. Это положило начало новой традиции расположения апокалиптических циклов на сводах и стенах храмовых крылец (юж. крыльцо Воскресенского собора в Борисоглебской слободе (ныне Тутаев), 1678-1679; юж. крыльцо Успенского собора в Ростове, 1698; зап. крыльцо ц. прор. Илии в Ярославле, 1715). Четвертый англе вострубил. Затмение небесных светил. Роспись Преображенской (Спаса на Песках) ц. в Ростове. 1890 г. Четвертый англе вострубил. Затмение небесных светил. Роспись Преображенской (Спаса на Песках) ц. в Ростове. 1890 г. Любопытный памятник эпохи «антикварных реставраций» представляет роспись Преображенской (Спаса на Песках) ц. близ Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря в Ростове, исполненная в 1890 г. по заказу Амфилохия (Казанского-Сергиевского), еп. Угличского. Желая украсить Спасскую ц. XVII в. росписью «по древним образцам», еп. Амфилохий избрал миниатюры лицевого Апокалипсиса из собственного рукописного собрания, иконописец К. Я. Леонов воспроизвел их на церковных стенах. Необычная эсхатологическая тема программы росписи была обусловлена особенностями храма, вокруг к-рого в XIX в. сформировался один из крупнейших ростовских монастырских некрополей.

http://pravenc.ru/text/471605.html

В коленопреклоненном молении на облаках за город и обитель Д. представлен на рельефной костяной иконке 2-й пол. XVIII в. (ГИМ) с топографическим обозначением местности («Ростовъ гратъ», «озеро Ростовское», «Яковлевскои манастырь»), ангел держит перед ним Распятие Христово. Изображение святителя в резьбе по кости не исключение, имеется неск. памятников кон. XVIII - нач. XIX в. разных изводов: ростовой образ в интерьере (ГМЗРК, ЦАК МДА), крупное изображение в раме под стеклом со слетающим голубем и кадильницей с фимиамом (Елецкий краеведческий музей), образок Д. вместе со свт. Николаем Чудотворцем (ЦАК МДА). Существовали изображения Д., вышитые стеклярусом (нач. XIX в., ГМЗРК). Образ Д. начал вводиться в иконографические программы росписей церквей непосредственно со времени канонизации (работы ярославских мастеров 1756-1757 гг. в ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, 1765-1766 гг. в Успенском соборе Тулы). В росписи Димитриевского собора Спасо-Иаковлевского мон-ря нач. XIX в. ростовского худож. П. С. Рябова (поновлялась в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. местными художниками И. Н. и А. Н. Бубновыми) Д. представлен в алтаре с большой раскрытой книгой в левой руке («Елижды же воззритъ Господь Богъ на святый сей храм...»). В трапезной части храма 2 сюжетные композиции - пострижение в монашество на зап. стене и посвящение во епископа на своде. В росписи храма Христа Спасителя над юж. дверями находилась икона на холсте с образами 3 святых - свт. Филиппа Московского, прп. Сергия Радонежского и Д. В группе подвижников XVIII в. (по времени преставления) Д. изображен в стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-70-х гг. XIX в. (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлялась в 70-х гг. XX в.). Образ святителя писали мастера, работавшие в рус. провинции и деревенских храмах (напр., фигура Д. на юго-вост. грани алтаря Воскресенской ц. дер. Сулега Бежецкого р-на Тверской обл., 40-е гг. XIX в.). Равноав. кн. Ольга и свт. Димитрий Ростовский в молении образу Покрова Пресвятой Богородицы. Эмалевая икона. Нач. XX в. Мастер А. А. Назаров (ГМЗРК)

http://pravenc.ru/text/178011.html

Святитель изображен в архиерейской мантии и черном клобуке, с панагией, крестом и наградами на груди. В портрете заметно влияние иконописной стилистики. Известны эстампы сер.- 2-й пол. XIX в. идентичного извода с характерным внешним обликом И. и с факсимиле его автографа (литография П. Ж. Поль-Пети, сер. XIX в.,- И. с жезлом в правой руке), к-рые часто помещались в изданиях богословских трудов и писем святителя. Черты лица И. наиболее приближены к подлинным, поэтому в наст. время именно литографии послужили основой для написания его икон. Два живописных портрета И. на холсте находятся в Пензенском ЕУ. На более раннем (вероятно, 2-й пол. XIX - нач. XX в.) святитель изображен в мантии и клобуке, с наградами на груди и с посохом в правой руке. Этот портрет запечатлен на фотографии 60-х гг. XX в. в кабинете архиеп. Пензенского и Саранского Феодосия (Погорского), затем хранился у его ученика архиеп. Серафима (Тихонова), после смерти которого поступил в музей Пензенской епархии. Второй портрет, написанный в Пензе в 90-х гг. XX в. (в темно-коричневых тонах), помещен в ряду портретов др. Пензенских архиереев. Внешность И. не соответствует его облику на литографиях. Живописный портрет И. среди изображений др. подвижников находился на стене приемной кельи прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68). Портрет святителя «в раме с порескою позолоченой мерою в 14 вершков», согласно описи, в 1847 г. хранился в собрании архим. Иннокентия (Порецкого) в Ростове ( Колбасова Т. В. Собрание архим. Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря Иннокентия (Порецкого): Из истории худож. жизни Ростова 1-й пол. XIX в.//СРМ. 2006. Вып. 16. С. 385). К прославлению И. были созданы его иконописные образы. Так, на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, иконописец Н. В. Масюкова, храм Христа Спасителя) он представлен в правой группе святителей средовеком с небольшой русой бородой и волосами на прямой пробор, в богослужебном облачении (саккосе, омофоре).

http://pravenc.ru/text/389623.html

и вмц. Варвары (Русский паломник. 2002. 26. С. 95). К памятникам этого круга относятся и бархатные пелены или покровцы 30-х гг. XIX в. (после 1833) с напечатанным изображением раки с мощами М. (Гос. ист.-архит. и этнографический музей-заповедник «Кижи», музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве; см.: Зеленина. 2003. С. 114). В композиции даны отсылки к месту нахождения святыни: изображения Благовещения Пресв. Богородицы и арх. Михаила (посвящение престолов, тезоименитый святой М. в миру), большая икона Божией Матери «Одигитрия» с обилием свечей; в правой части - рисунок раки под сенью со мн. подлинными деталями. Портрет «шевцовского» извода заключен в большую раму с образами херувимов, мощи, как и ранее, облачены в схиму, у изголовья - жезл-реликвия святителя. Особенность композиции - исторически достоверное, даже при условности рисунка, воспроизведение серебряной раки 1833 г., пожертвованной воронежским купечеством, с рельефом, на котором изображен имп. Петр, несущий гроб «святого старца», и с ангелами, поддерживающими края раки, и с арабесками, и с орлами, на которых стояла гробница (описание раки см.: Савостьянов. 1852. С. 75-77). Другой вариант изображения мощей, с фигурой гробового монаха, имеется на пелене 30-40-х гг. XIX в. (ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества. 2009. С. 305. Кат. 900). К этой группе произведений можно отнести также покровцы с живописными иконами М. и шитой надписью по краям (ГИМ - Там же. Кат. 899; Музей Православной Церкви, Куопио, Финляндия). На Императорском фарфоровом заводе в сер. XIX в. изготавливали пасхальные яйца с образом М. (ГЭ, собрание Патриарха Московского и всея Руси; см.: Пасхальные дары: Из колл. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: Кат. выст. М., 2001. С. 83. Кат. 8). Ранними примерами ростовской финифти с его изображением являются образки 30-50-х гг. XIX в. разных иконографических типов (ЯИАМЗ, ЦМиАР, ЦАК МДА, музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве), в т. ч. исполненные в технике гризайль (подробнее см.: Фёдорова М. М. Наместник ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря о. Флавиан и его роль в развитии ростовской финифти 1-й трети XIX в.//Макариевские чт. Можайск, 2006. Вып. 13: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в.. С. 269-279). Самым дешевым вариантом являлись миниатюры посл. трети XIX - нач. XX в. (ГМЗРК) с условным оплечным изображением святителя в куколе, выполненные несколькими цветовыми пятнами, штрихами, без надписи. В нач. 30-х гг. XIX в., вероятно к прославлению М., были заказаны партии серебряных и оловянных образков различных видов, в частности с изображением мощей нового святого, позднее по тем же образцам изготавливались латунные иконы (музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве, ГИМ; см., напр.: Тысяча лет рус. паломничества. 2009. С. 302, 305-306. Кат. 887-888, 901-905).

http://pravenc.ru/text/2563404.html

1195. Спасский на Песках – Княгинин, мужской, ныне церковь Преображения, Ярославской губ., Ростовского у., в 1 вер. от Ростова, недалеко от Спасо-Яковлевского мон., которому служит ныне кладбищем для скончавшейся братии. Первоначально был женским. Основан в XIII ст. княгинею Мариею, супругою св. кн. Василька, по убиении его татарами, скончавшеюся в 1271 г. и погребенною здесь вместе с сыном своим Глебом, лишенным княжеской могилы в соборном городском храме. В летописи под 6779 (1271) год. записано: «Преставися княгиня Марья Василкова, декабря 9, в Зачатье, в день обедню поют, ту сущу сыну ее Борису с княгинею и детми, и положиша ю у св. Спаса в своем монастыри». В 1764 г. упразднен и все здания его, а также и имущество, причислены к Спасо-Яковлевскому мон. В первой четверти XV ст. здесь был настоятелем преп. Григорий, основатель Лопотова м-ря на Пельшме. “Ист. Госс. Иер.», II, 512; VI, 256; Ратшин, 557; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1847 г., 2, 12, 13, 44; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 301; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 41; “Опис. Ростов. Спасс-Яковл. мон.», 1849 г., 34; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 78; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 106; “Ярослав. губ. в.», 1855 г., 18 (Опись имущества 1629 г.); И. Верюжский, “Преп. Григорий Пельшемский чудотвор.», 7–8; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 119, 250 (преп. Григорий Пельшем.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 363, 24; Ключевский, “Жит. свят.», 197 (в примеч., о Григорий Пельшем.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 176, “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 199 душ. крест.); 1877 г., I, Отд. 2, 342 (воспомин. архим. Пимена); “Полн. собр. лет.», I, 226 (в 1271 г. погреб. кн. Марья); 174 (в 1280 г. митроп. Киев. Кирилл осудил еписк. Игнатия за то, что он погреб его у Спаса в Княгин. м-ре, вырывши из его из прежней могилы после 9 недель погребения); X, 150 (в 1271 г. погреб. кн. Марья в церк. св. Спаса ее м-ре), 157 (в 1280 г. погреб. кн. Глеб Василькович Ростов.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 97 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 48 (на м-ре с 1713–23 г. состояло недоимки 878 руб.), 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству), 441 (архим. Матвей Шушерин в 1727 г. переведен в Донской м-рь); “Матер. для ист. г. Ростова XVII и XVIII ст.», 4 (дозорн. кн. 1619 г.; Спасского м-ря с Песку слободка), 29 (перепись монаст. слободки 1678 г., в коей 15 двор. и 50 челов.), 30 (в том же году имел подворье на посадской земле, на дворов. месте Гр. Кузмина), 31 (двор внутри города).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Авраамий (Флоринский). Гравюра Ф.Алексеева. 1843 г. (ГИМ) (Флоринский; ок. 1720 - 30.04.1797, Ростов), архим., проповедник. Выпускник КДА. В 1753 г. принял монашество. В 1757-1758 гг. проф. философии и префект КДА. В сане архимандрита был настоятелем мон-рей виленского Сошествия Св. Духа на апостолов (1758-1762), владимирского Царево-Константинова (1762-1773, в тот же период занимал должность ректора Владимирской ДС), борисоглебского на р. Устье (1773-1775), Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1775-1786) и Димитриева Спасо-Яковлевского ростовского (1786-1797). Основной научный труд А., предпринятый по указу Святейшего Синода,- перевод «Бесед» свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1781) и на Евангелие от Иоанна (М., 1793), что явилось результатом исправления более старого перевода «Бесед», изданных в 1664-1665 гг. Рукописное собрание проповедей А. находилось в Авраамиевом ростовском мон-ре, было ок. 1916 г. набело переписано и выслано свящ. Павлу Флоренскому (в наст. время находится в МФ). Соч.: Слово в день памяти Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. М., 1807; Слово во святый Великий Пяток. М., 1807. Лит.: Евгений. М., 1995. С. 26-27. Б. К. Кнорре Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/62926.html

старообрядческой Преображенской типографией в Москве без указания имени автора, с глухой ссылкой на «оригиналы киевской печати» (см.: Плигузов А. И. Ранние рус. собрания в Б-ке Конгресса США//Памяти Лукичёва: Сб. ст. по истории и источниковедению. М., 2006. С. 783-784). А. А. Турилов Почитание святителя началось сразу же после его кончины. К 1738 г. над местом его упокоения в Троицкой ц. Яковлевского мон-ря стояло надгробие с покровом и иконой Богоматери с Младенцем ( Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 448). В сент. 1752 г. эконом Ростовского архиерейского дома игум. Геннадий доносил Ростовскому и Ярославскому митр. сщмч. Арсению (Мацеевичу) о том, что над погребением Д. просел пол, архиерей приказал провести ремонт. 21 сент., после того как пол был разобран, обнаружился деревянный гроб Д., сквозь сгнившую крышку к-рого были видны неистлевшие покров и одеяние святителя. Митр. Арсений прибыл в мон-рь и осмотрел мощи, также оказавшиеся нетленными. 27 сент. гроб святителя освидетельствовала комиссия местного духовенства во главе с игум. ярославского в честь Преображения Господня мон-ря Варфоломеем. 30 сент. члены комиссии представили митр. Арсению подробную «опись, в каком качестве явились мощи покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского» и акт об их освидетельствовании с подтверждением нетленности. Мощи Д. были переложены в новоустроенный гроб и помещены в каменную гробницу в Троицкой ц. 10 окт. митр. Арсений отправил соответствующее донесение в Синод. Вскоре для нового освидетельствования мощей Д. в Яковлевский мон-рь прибыли Суздальский митр. Сильвестр (Гловацкий) и архим. Чудова мон-ря Гавриил. Обретение мощей свт. Димитрия. Оплечье фелони. Кон. XVIII в. (ГМЗРК) Обретение мощей свт. Димитрия. Оплечье фелони. Кон. XVIII в. (ГМЗРК) В июне-июле 1753 г. в Ростове находился Московский архиеп. Платон (Малиновский), вновь свидетельствовавший мощи Д. Архиеп. Платон интересовался исцелениями, совершавшимися при гробе святителя, и выяснил, что их запись не ведется.

http://pravenc.ru/text/178011.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010