Лит.: Описание жизни почившего в Господе ростовского ставропигиального Яковлевского мон-ря гробового иером. Амфилохия. М., 1834, 18462; Описание ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря. СПб., 1849; Ярославский К. , свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и ист. указателях. Ярославль, 1887; Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895. Стб. 29, 17; Титов А. Два подвижника Спасо-Яковлевской Димитриевской обители: гробовой иером. Амфилохий и схимник архим. Пахомий. М., 1911. С. 1-8; Художники народов СССР: Биогр. словарь. М., 1970. Т. 1. С. 130; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с надписями, подписями и датами. Л., 1990. С. 40; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. М., 1994. С. 33-35; она же. Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 102; Духовные светочи России. С. 217-218; Федорова М. М. Мастера ростовской финифти XVIII в.//Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4. С. 295-302. В . И . Вахрина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/114638.html

Был известен как иконописец, принимал участие в возобновлении стенных росписей в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Московского Кремля (70-е гг. XVIII в.); в обители занимался поновлением фресок Зачатьевского собора (с 1780). В Спасо-Яковлевском мон-ре хранились созданные А. Толгская икона Божией Матери, образы свт. Амфилохия, еп. Иконийского, свт. Димитрия Ростовского и финифтяный крест (в наст. время их местонахождение неизвестно). Сохранились Ватопедская икона Божией Матери 20-х гг. XIX в. (ГМЗРК), список с чудотворного образа Ватопедского мон-ря на Афоне, к-рая являлась благословением А. Икона свт. Димитрия Ростовского того же времени (ГЭ) также имеет на обороте надпись - благословение старца. Авторство А. остается предположительным, т. к. в наст. время его иконописное наследие не изучено. после смерти А. проститься с ним съехались его духовные чада из столиц, Ярославля и др. губерний; мон-рь не мог вместить всех. В отпевании участвовало до 150 священнослужителей. В Ярославской епархии установилось его почитание через усердное совершение панихид. Погребен А. на паперти собора Зачатия св. прав. Анны, надгробие выполнено в виде саркофага из красного мрамора. Рядом с захоронением, на стене храма в нише, была поставлена келейная икона Распятия Христа, перед к-рой всегда горела неугасимая лампада по завещанию графини А. А. Орловой-Чесменской . Захоронение с памятником сохранилось до наст. времени. Иконография Изображения А. появились, очевидно, при его жизни, их происхождение связано со Спасо-Яковлевской обителью. Наиболее ранний, возможно прижизненный, портрет работы неизвестного художника 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК), выполненный маслом на холсте, представляет А. в преклонном возрасте, со впалыми щеками, большими запавшими глазами, длинным заостренным носом, светлыми усами и бородой; старец облачен в мантию и клобук, на груди - 2 наградных креста. Образ А. 2-й трети XIX в., выполненный на финифти (ГМЗРК; размер 10,2 ´ 8,2 см), по иконографии близок к живописному портрету, в нем более подчеркнута изможденность лика старца. На гравюре 1834 г. работы А. Афанасьева (опубл. в: Описание жизни) А. представлен в более раннем возрасте; одет в мантию, клобук, епитрахиль, на груди - 2 наградных креста с украшениями и в память Отечественной войны 1812 г.; правая рука возле груди, в левой - развернутый свиток, очевидно со словами его наставлений: «Верно слово и всякаго приятия достоино, на сие бо труждаемся и поношаеми есмь, яко оуповахо(м) на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, пачеж вы къ». 2 эстампа были воспроизведены в издании 1911 г. ( Титов . Илл. 1, 2): на одном - образ А. восходит к сохранившемуся живописному портрету, на др.- старец изображен на смертном одре.

http://pravenc.ru/text/114638.html

292), что, вероятно, связано с деятельностью ростовского митр. Ионы (Сысоевича). Во 2-й пол. XVIII в. почитание И. стало более активным в связи с канонизацией в 1757 г. свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского, гробница к-рого также находится в Зачатиевском соборе Спасо-Иаковлевского мон-ря. Очевидно, составление Жития И. в 1762 г. связано с канонизацией свт. Димитрия. В ростовских святцах в качестве дней памяти И. названы 6, 7, 12 февр. и 22, 27 нояб. ( Ярославский. 1887. Стб. 357). Арх.: Книга ист. записок Ростовского ставропигипльного первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря//Ростовский фил. ГАЯО. Ф. 145. Оп. 1. Д. 11. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 8. С. 69; Т. 15. С. 482; Т. 18. С. 22-23; Т. 23. С. 135; Т. 24. С. 165; Т. 25. С. 226; Т. 27. С. 296; Т. 29. С. 314, 315; Т. 31. С. 92; Т. 42. С. 165; Описание о российских святых. 223. С. 93-94; Летописец о ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. VI, 7; Синодики XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского собора. Ростов, 1903; Ростовский летописец кон. XVII в./Публ.: А. П. Богданов//СА. 1981. 6. С. 35; Уханова Е. В. «Житие» св. Иакова, еп. Ростовского, в контексте источников по рус. истории XIV-XIX вв.//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 56-58. (Тр. ГИМ; 95). Лит.: ИРИ. М., 1807. Ч. 1. С. 117-119, 297; М., 1810. Ч. 2. С. 507-523; Толстой М. [В.] Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 35, 39, 71-72; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905. С. 13-15; Описание ростовского ставропигиального 1-кл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 3-6; СИСПРЦ. С. 109-110; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 68-71; Троицкий И. Ереси, расколы и отступления от устава церкви, бывшие и существующие в Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1864. 11. С. 104-105; Барсуков. Источники агиографии.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Лит.: Описание ростовского ставропигиального первокл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 83; Попов А., прот. К биографии преосв. Иринея, еп. Вологодского и Устюжского: Кончина, вынос тела и погребение преосв. Иринея: (Совр. описание)//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 12. С. 439-443; Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедр. Софийского собора. М., 1863. С. 70-71; он же. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 1. С. 15-22; 3. С. 79-87; 4. С. 103-109; он же. Мат-лы для истории Вологодской семинарии//Там же. 1870. 16. С. 566-575; 17. С. 598-608; он же. Неск. сведений о бывш. Великоустюжской семинарии и совр. ей малых духовных уч-щах...//Там же. 1887. 16. С. 283-290; 17. С. 309-313; 18. С. 315-320; 19. С. 328-334; 20. С. 343-349; 22. С. 367-372; 23. С. 389-396 (отд. изд.: Вологда, 1887. С. 3-16); он же. Вологодский архиерейский дом. Вологда, 1898; Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная/Публ.: А. П. Стороженко, Л. Н. Антропов//РС. 1971. Т. 3. Март. С. 254; Пимен (Благово), архим. Ист. очерк Николаевского Угрешского общежит. муж. мон-ря. М., 1872. С. 105; Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1872; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г.: Дневник. СПб., 1886. С. 150, 165, 184, 212; Сырохонов И. П., прот. Письма к Могилевскому еп. Анастасию (Братановичу)//РА. 1904. Кн. 2. 8. С. 598; Из истории Вологодской ДС//Вологодские ЕВ. Приб. 1908. 20. С. 462-469; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. C. 224-226; Скворцов Н. А., прот. Архив Московской Св. Синода конторы: Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2; Бриленков А., свящ. Вологодская епархия от основания епархии до 1918 г.: Дис./МДА. Загорск, 1967. С. 165-167. Ркп.; Андрушко В. О. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 86-87; Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 670.

http://pravenc.ru/text/674003.html

Стб. 238-239; Ярославский К., свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357; Васильев В. История канонизации святых Рус. Церкви. М., 1893. С. 103-105; Титов А. А. Св. Иаков, еп. Ростовский, и основанный им мон-рь в Ростове Великом Ярославской губ. Ростов Великий, 18982; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 174-175; Никодим (Кононов), архим. Рус. святые и подвижники, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1902. 48. С. 747; Голубинский. Канонизация святых. 19032. С. 85, 103; Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь в г. Ростове, Ярославской губ. Ростов, 1913; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960. С. 157-166; Сазонов С. В. О времени служения Иакова Ростовского//«Минувшее, сливаясь с настоящим...»: Тихомировские чт. Ярославль, 1993. С. 33-35; Уханова Е. В. Житие св. Иакова, еп. Ростовского: Источники и лит-ра//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 241-249; Янковская Л. Я. Неизвестная молитва святителю Иакову, епископу Ростовскому//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 172-176; Виденеева А. Е. Серебряная гробница св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря//«Минувших дней связующая нить...»: 5-е Тихомировские чт. Ярославль, 1995. С. 22-25; она же. Новые материалы о ц. св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//Памятники истории, культуры и природы Европ. России: Тез. докл. Н. Новг., 1995. С. 185-186; Вахрина В. И. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Троицкого собора Ростовского Яковлевского мон-ря//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 60-80; он же. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования//Там же. 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; он же. Ростовский митр. Иона (1652-1690) как творец сакральных пространств//Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Др. Руси/Сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 740-747; он же.

http://pravenc.ru/text/200159.html

По инициативе A. 14 сент. 1815 г. был заключен Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный A., имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христ. монархов оказывать друг другу всемерную помощь. В России государь покровительствовал различного рода религ. собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на А. оказывал архим. новгородского Юрьева мон-ря Фотий (Спасский). С 1812 г. при покровительстве A. в России развернуло свою деятельность Российское Библейское общество , к-рому он подарил каменный дом в С.-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Правосл. иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском об-ве протестант. проповедников. Этим недовольством воспользовались архим. Фотий и всесильный временщик А. А. Аракчеев, ревниво относившийся к А. Н. Голицыну , занимавшему посты председателя Библейского об-ва и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 г. им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского об-ва и уволить Голицына со всех постов. В последнее десятилетие своего царствования A. проявил себя глубоко верующим правосл. христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение А. как «мистицизм» и «ханжество». А. совершил неск. паломничеств в рус. мон-ри и имел беседы с известными подвижниками. Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 г. В 1814 г. А. передал МДА свой дворец в лавре («царские чертоги»), где академия находится и в наст. время. А. пользовался каждой возможностью посетить храмы и мон-ри. В 1816 г. он молился в Киево-Печерской лавре и посетил ее насельника иеросхим. Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию мон-ря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 г. император посетил схим. Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском мон-ре, в С.-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пуст.

http://pravenc.ru/text/64316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 9.10.1748, г. Ростов Ярославской пров. Московской губ.- 26.05. 1824, Спасо-Яковлевский мон-рь, Ростов), иером. Род. в семье священника ростовской Воскресенской ц. Его дед, священник в с. Поречье, был рукоположен свт. Ростовским Димитрием (Туптало) . Племянники А., архим. Иннокентий (1818-1847) и Поликарп (1847-1867), были настоятелями ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря , а родной брат Димитрий - настоятелем неск. мон-рей, скончался в сане игумена ростовского Петровского мон-ря. Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) С детства у А. проявились любовь к богослужению и духовной лит-ре, в 8 лет он читал и пел на клиросе. Получив домашнее образование, в 1765 г. был определен причетником ростовской ц. Иоанна Милостивого, в 1766 г. рукоположен во диакона. Обратил на себя внимание Ростовского еп. Афанасия (Вольховского) и был назначен диаконом в ярославскую ц. мц. Параскевы, что на Всполье. В эти же годы А. обучился иконописному мастерству. В 1777 г., овдовев, поступил в Спасо-Яковлевский мон-рь, в 1779 г. принял постриг. В 1780 г. в переславль-залесском на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре был рукоположен во иеромонаха, исполнял послушания ризничего и уставщика Яковлевского мон-ря. Введенный А. строгий порядок и благоговейность при совершении богослужения сохранялись вплоть до закрытия обители в 20-х гг. XX в. Более 40 лет служил гробовым монахом у мощей свт. Димитрия Ростовского, проводя в молитве по 12 и более часов в сутки. От долгого стояния А. в последние годы жизни не мог ходить, и его возили в кресле. В течение многих лет был духовником обители. Благочестие, строгость жизни, кроткий нрав и духовная мудрость А. были известны по всей России. Имп. Александр I Павлович в 1818 г. наградил его наперсным крестом с драгоценными камнями с сопровождением личного письма, 25 авг. 1823 г. государь, посетив А., беседовал с ним наедине. К А. приезжали также многие члены царской семьи.

http://pravenc.ru/text/114638.html

После возвращения Спасо-Иаковлевского мон-ря РПЦ в 1992 г. была написана икона, предназначенная для места захоронения И. около юж. стены Иаковлевского храма (иконописец З. И. Боровских) - святитель в архиерейской шапке, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. В обители находятся икона «Собор Ростовских святых» (1993, иконописец Боровских), единоличная икона И. в молении (вполоборота влево, на фоне холмистой местности и храмов мон-ря) в местном ряду иконостаса Иаковлевского храма (2007, иконописец А. Федотов, иконописная мастерская г. Пушкин). Сень над местом погребения И. вырезана худож. А. Ю. Пигарёвым (1998). Образы И. в иконописи нач. XXI в. продолжают традиции его иконографии. Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29, 51-53. 371, 397, 399; Виденеева А. Е. Серебряная гробница св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//«Минувших дней связующая нить…»: 5-е Тихомировские краевед. чт.: Тез. Ярославль, 1995. С. 22-24; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 100, 110; она же. Икона ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия: К истории иконографии ростовских святых//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 111-126; она же. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2003, 20062. С. 250-253, 352-357, 416-417; Иконография ростовских святых: Кат. выст./Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998. С. 35, 49, 51, 53, 59; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447, 460-461; Т. 2. С. 115, 390-391; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Никитина Т. Л. Ц. Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74; она же. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 72, 77; она же. Ц. Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 67, 70; она же. Система росписи Троицкого (Зачатия св. Анны) собора ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 224-244; она же. Надгробный комплекс свт. Иакова Ростовского//СРМ. 2006. Вып. 16. С. 335-344; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 285-287, 294-297, 324, 326-327; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда: XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 574.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Уникальная икона Димитрия Ростовского//ДРВМ. 2001. 1(3). С. 89-98; Россия, Православие, культура: Кат. выст./ГИМ. М., 2000. С. 71, 73, 179, 231. Кат. 209-211, 490, 562; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 342-343, 392-393. Кат. R-113, R-176; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; она же. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 2003. С. 370-375. Кат. 114, 115; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; она же. К иконографии гробового иером. Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря Амфилохия: Портреты из собр. Ростовского музея//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 97-98, 103; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 90-93. Кат. 29, 30; Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 119, 130-131, 156, 238, 241, 247; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 82, 123-125, 162-163, 212-213, 322, 324, 326, 330. Кат. 58, 96-98, 133, 184; Зеленина Я. Э. Житие и чудеса свт. Димитрия Ростовского в иконописи и печатной графике//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 318-337; Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 99, 283. Кат. 130, 419. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Сохранились фотографии 2 ранних портретов И. (предположительно кон. XVII в.; см.: Иванова. 2000. С. 74, 79. Ил. 7, 8), одна в собрании ГЛМ. Известно, что портреты патриарха украшали дом князей Голицыных, ц. Преображения Господня с. Сивкова Верейского у., освященную И. в 1687 г. (Там же. С. 74-75). На поясном портрете 1-й пол. XVIII в. из Димитриева Прилуцкого монастыря (ВГИАХМЗ; упом. в кн.: Савваитов П. И., Суворов Н. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 19023. С. 44) И. показан вполоборота вправо, в богослужебном облачении, с темными волосами и более светлой бородой с проседью. Нек-рые подробности рисунка аналогичны деталям портрета из Тобольска, слева на темном фоне - картуш с именованием; имеются более поздние поновления. Создание портрета предположительно связано с пребыванием в 1740-1753 гг. на Вологодской кафедре еп. Пимена (Савёлова) . В XVIII-XIX вв. существовали живописные списки портретов И. в ряду изображений других патриархов, напр. в ц. ап. Андрея Первозванного в Чудовом мон-ре Московского Кремля (см.: Опись икон, серебряных предметов, тканей и книг Чудова мон-ря 1924 г.//ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1924 г. Д. 41). Др. образец («в полном архиерейском облачении, на груди две панагии и крест») находился в собрании Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове (XVIII в. (?), до 1966 хранился в ГМЗРК; см.: Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 236, 253. Кат. 25). Портрет овальной формы поступил из коллекции А. Н. Муравьёва в ЦАМ при КДА (1-я пол. XIX в., НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 40. 68). В 70-х гг. XIX в. изображение И. входило в группу портретов, размещенных в конгрегационном зале КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293). В монументальной живописи поясной прямоличный образ И. в медальоне встречается в росписи алтарной части собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мон-ря в Москве (1707; см.: Рус. ист. портрет. 2004. С. 29; Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009. С. 68). Как и др. патриархи, он написан с нимбом, в саккосе, омофоре и митре, с 2 панагиями и крестом, с жезлом в правой руке. У И. крупные черты лица, раздвоенная с острыми клиньями борода с проседью, длинные пряди волос лежат на плечах; надпись утрачена.

http://pravenc.ru/text/468879.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010