Итого израсходовано: В Одессе в счет общей строительной суммы 16.748 р. 64 к. В Иерусалиме в счет общей строительной суммы, по 1 е мая 1864 года, 12.137.074 пиастров, или 637.763 р. 3 ½ к. в Иерусалиме на жалованье лицам, составляющим штат строителей, по 1 е мая 1864 года 39.037 р. 84 к. В 1860 году в С.-Петербурге выдано из Комиссариатского Департамента Морского Министерства в счет жалованья архитектору Эппингеру 1381 р. 31 к. В 1860 году в Одессе из Одесской Главной Конторы Русского Общества Пароходства и Торговли в счет жалованья архитектору Эппингеру 1.031 р. 6 к. В Одессе из той же Конторы на покупку печей и фильтров 1.000 р. В 1864 году в Иерусалиме по отчету г. Иерусалимского консула жалованье архитектору Эппингеру за июнь и июль месяцы 1864 года 130 р. 50 к. В 1864 году в С.-Петербурге из Азиатского Департамента жалованье Архитектору Эппингеру за 5 месяцев, с 1 августа 1864 года по 1 января 1865 года 2.500 р. Итого израсходовано 699.574 р. 38 ½ к. Архитектор Эппингер Отчет этот утвержден Техническим строительным комитетом, по журналу 5 апреля 1866 года 1187 ст. 1258, – на сумму шестьсот шестьдесят пять тысяч двести тридцать шесть руб. Председатель Комитета, Инженер генерал-лейтенант Роде 669 АВПРИ, ф.СПбГАП-9, оп. 46, д. 17 (ч. 6), л. 106–127об. 389. Пояснительная записка архитектора М.И. Эппингера о возведенных русских постройках, согласно высочайше одобренным проектам, близ Яффских ворот Иерусалима Иерусалим 1865 г. Подлинник По Высочайше одобренным проектам с апреля месяца 1860 года разрешено было построить на нашем месте близ Яффских ворот города Иерусалима: а., Собор во имя Св. Живоначальной Троицы на 1.200 человек; б., Дом для Духовной Миссии в два этажа с домашней церковью во имя Св. мученицы царицы Александры; в., Госпиталь в два этажа с подвалами (на 60 кроватей) с помещениями для доктора, аптекаря и смотрительницы и другими принадлежностями; г., Дом для богомольцев-мужчин в два этажа на 300 человек; д., Дом для богомольцев-женщин в два этажа на 500 человек;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

213 Правительство князя Александра Uoahha I Кузы, господаря Соединенных княжеств Валахии и Молдавии, декретом от 1 июля 1859 г. приказало отобрать у монастырей, преклоненных Восточным Патриархатам, все принадлежавшие им в Румынии имения и передать их в управление Департамента церковных дел. В 1864 г. дело кончилось секуляризацией монастырских недвижимостей в Румынии. 214 Речь идет о пострижении в мантию монахини Магдалины (Эберн Александра Иосифовна; 1805–16.03.1870), – из дворян Владимирской губернии. Послушница Владимирского Успенского монастыря (30 января 1857 г.). Паломница в Иерусалиме (1860–1861 гг.). Пострижена в рясофор 3 мая 1863 г. в Петербургском Воскресенском женском монастыре. Удостоенная внимания императрицы Марии Александровны, Магдалина в мае 1863 г. чрез посредство фрейлины А.Ф. Тютчевой была назначена в Палестину, где и служила в последующие годы смотрительницей Женского подворья на Русских Постройках (см. письмо монахини Магдалины (Эберн) императрице Марии Александровне от 5 апреля 1865 г.//АРДМ. П.59. Д. 1148). 26-го июня 1867 г., по представлению Иерусалимской Миссии, пострижена в малую схиму. См. о ней подробнее: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 374–378. 215 Иоанн (Бойко), иеромонах – член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1864–1865 гг. Дворянского происхождения, до назначения в Иерусалим служил при Смоленском архиерейском доме. Назначение о. Иоанна в Иерусалим, писал А.Н. Муравьев, оказалось «ошибкою, исправить которую было поздно». В 1864–1865 гг. он выступил одним из зачинщиков смуты в Духовной Миссии, закончившейся сменой начальника РДМ и высылкой в Россию Иоанна и других участников скандала. Дело о нестроениях в РДМ подробно рассматривалось митрополитом Московским Филаретом (Филарет, митрополит Московский. Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1886). 216 Арсений, иеродиакон – член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1857–1860 (при епископе Кирилле) и 1864–1865 (при архимандрите Леониде). Вопреки надеждам, высказанным Леонидом в записке от 23 сентября 1863 г. (см. выше), по приезде в Иерусалим Арсений не проявил «желания подчинить себя» руководству архимандрита Леонида. Он выступил одним из инициаторов конфликта в РДМ 1864–1865 гг., спровоцированного консулом А.Н. Карцовым и завершившегося отозванием в Россию всех участников нестроений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

209 Саруф (Сарруф) Георгий Спиридонович – врач, православный араб. По ходатайству начальника Русской Духовной Миссии епископа Кирилла (Наумова) был принят, с высочайшего разрешения, в 1858 г. на казенный счет без экзаменов в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую окончил с отличием. 18 ноября 1863 г. назначен «медиком при Иерусалимской Миссии, сверх штата, впредь до возможности перемещения его на подобную должность при тамошних богоугодных заведениях, с предоставлением начальнику Миссии употреблять Саруфа по должности драгомана». Прибыл в Палестину в 1864 г. вместе с новым начальником РДМ архимандритом Леонидом (Кавелиным) . В 1864–1870 гг. врач Русской больницы в Иерусалиме. Позже практиковал в Яффе и Дамаске. Автор работ: «О холерной эпидемии в Иерусалиме» (СПб., 1865), «О проказе в Сирии и Палестине» (СПб., 1869). См. также примеч. в томе 1 настоящего издания. 210 Имеется в виду Палестинский Комитет, который современники часто называли неточно Иерусалимским. Это обозначение распространилось по инерции позже и на сменившую в 1864 г. Комитет Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИД. 211 Критическое замечание святителя Филарета было учтено, двуглавый орел был убран. Бронзовые позолоченные царские врата иконостаса Троицкого собора были изготовлены в 1864–1865 гг. в мастерской Э.Я. Генке и К.Д. Плеске в Петербурге на деньги (6 тыс. руб.), пожертвованные великим князем Константином Николаевичем и его супругой Александрой Иосифовной. Иконы для царских врат были написаны по заказу Б.П. Мансурова художником-академиком Н.А. Кошелевым. Прежде чем попасть в Иерусалим, врата побывали на Всемирной парижской выставке 1867 г., где получили серебряную медаль, и на Международной выставке в Петербурге 1870 г. (Подробнее см.: Зеленина Я.Э., Белик Ж.Г. Первые русские храмы в Иерусалиме. Троицкий собор и церковь мученицы Александры. М., 2011. С. 97–101). 212 Урусов Сергей Николаевич (1816–1883), князь – член Палестинской комиссии при Азиатском департаменте МИД. Потомок древнего княжеского рода, Урусов в 1832 г. поступил на службу в канцелярию Московского губернатора. Обер-секретарь департамента Правительствующего Сената (1845). Был назначен за обер-прокурорский стол, а затем возглавил духовно-учебное управление при Св. Синоде и стал членом главного управления цензуры духовного ведомства. Директор духовно-учебного управления при Св. Синоде (1859–1864). Товарищ обер-прокурора Св. Синода (1861–1862) и статс-секретарь императора. Главноуправляющий 2-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1867), управляющий Министерством юстиции и член Государственного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По получении из Строительного Управления Морского Министерства всей этой отчётности и по окончательном ею утверждении, я приступил к составлению отчёта о финансовых операциях бывшего Палестинского Комитета за время с 1858 г. по 1 мая 1864 года и ныне имею честь сообщить означенный отчёт на усмотрение Вашего Превосходительства. При сем имею честь приложить объяснительную записку с приложениями и описью следующих к отчёту книг, дел и документов. Мансуров Б. П. Отчёт Палестинского комитета, 1858–1864. СПб., 1866. Отдельный оттиск. (Экземпляр ГПИБ (шифр А XXVIII 3/8) инв. 360/52.) 58. Из отчёта управляющего делами Палестинского комитета Б. П. Мансурова С.-Петербург, 25 ноября 1866 г. 187 Общий свод расходов Палестинского Комитета с 1858 по 1864 год, произведённых как в Палестине, так и в России Рубли Покупка земель в Иерусалиме, в Горнем граде, Кайфе и Назарете, совершение крепостных актов и пошлины 55,036 Покупка места и лавок вблизи храма Гроба Господня 13,304 Постройка собора, дома Духовной Миссии, госпиталя и приютов 667,810 Работы на землях (п. 1 и 2), как-то оградные стены, цистерны, сторожки, разведение садов, очистка площадей 14,999 Из сего 5,190–60 в числе 87,141–7 Содержание строителей за 1860, 1861, 1862, 1863 и 1864 г. 45,203 Из сего 1,152–21 в числе 87,141–7 Общие расходы (с 1858 по 1860 г. исключ.) в числе 87,141–7 Наем дома для помещения строителей (за 1860 и 1861 г.) Внутреннее украшение церкви Дух. Миссии и частью собора 36,131 Доставка вещей из С.-Петербурга в Иерусалим (ок. 3000 пуд.) Содержание приютов и госпиталя с 1858 по 1 мая 1864 г. 69,511 в том числе 21,246–3 на счёт 87,141–7 Снабжение приютов, госпиталя и Духовной Миссии мебелью и всякою утварью 22,742 в т. ч. 8,966–93 на счёт 87,141–7 Устройство и снабжение аптеки при Русском госпитале Устройство в Иерусалиме Русской библиотеки Добавочное содержание Русскому Консулу в Иерусалиме Награды и пособия служащим в Иерусалиме и путевые пособия возвратившимся в Россию Выдача г. Любарской по Высочайшему повелению Государыни Императрицы

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Подлинный подписали: председатель Комитета и п члены и скрепил: делопроизводитель К. Лобанов. АВП РИ, ф. СПб ГА П-9, оп. 46, д. 17 (ч. 6), л. 172–175. 392. Отчет Б.П. Мансурова по бюджету Палестинского Комитета С.-Петербург 25 ноября 1866 г. Подлинник Бюджет расходов, определенный по бывшему Палестинскому Комитету Высочайше утвержденными журналами Комитета и повелениями Его Императорского Высочества государя великого князя генерал-адмирала По журналу 15 апреля 1860 г.: а., утверждены все расходы, сделанные в Иерусалиме до 1 января 1860 г., на 87.141 б., утвержден расход, сделанный в Иерусалиме после 1 января 1860 г. на заказ в Марселе железных кроватей для поклоннических приютов и госпиталя, и других запасов для сих заведений (см. также журнал 12 июля 1859 г. п. 4 ст. 2) в., назначено на постройки 676.740 дополнительно к сему г., назначено на содержание строителей 46.766 д., назначено на содержание временных приютов и госпиталя по 1 января 1864 г. 51.406 е., назначено на содержание иерусалимского консула по 1 января 1864 г. ж., назначено утверждены мелкие расходы, сделанные в С.-Петербурге (выдача Любарской по Выс повелению – 300 р., канц. расход. –100 р.) з., повелено принять на счет Комитета расходы на отпечатывание отчетов о действиях его с рисунками и чертежами, на что израсходовано впоследствии По журналу 1 декабря 1859 г. Высочайше повелено купить у графа Кушелева-Безбородко участок земли у Иерусалима 10.899 По журналу 3 апреля 1861 г. Высочайше разрешено израсходовать на расширение участка около храма Гроба Господня на 23.000 По Высочайшим повелениям: а., о пожаловании Всемилостивейших подарков на счет сумм Комитета: 1862 г. 180 р. 1863 г. 160 р б., о выдаче на путевые расходы на счет сумм Комитета и наград: 1 апреля 1864 г. Высочайше одобрено распоряжение об устройстве в Иерусалиме Русской библиотеки, на что употреблено Последовавшее по журналу Комитета 15 апреля 1860 г. Высочайшее повеление о производстве консулу добавочного содержания 2000 р. из сумм Комитета, – вследствие чего Комитет должен был удовлетворить консула и за время с 1 января 1864 г. по 1 мая 1864 г. (по конец отчетного времени), не предусмотренное при утверждении сметы 1860 года

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Строительные работы были окончены к 1 мая 1864 г., домовая церковь Миссии – во имя св. мученицы царицы Александры была освящена 28 июня 1864 г. «В два часа после полуночи началось служение заутрени. Когда пропели Слава в вышних Богу, начался крестный ход. Распустился русский флаг над домом Миссии, раздался русский трезвон». Так описывал событие очевидец 104 . Русские Постройки, увенчанные пятиглавием Троицкого собора, и сейчас производят сильнейшее впечатление 105 . В описываемое время, в малоэтажном и вовсе не застроенном Иерусалиме (менее 20 тыс. жителей), когда пустыня подходила вплотную к средневековым стенам Старого Города, именно Русские Постройки в первую очередь бросались в глаза российским и иностранным паломникам и политикам, подъезжавшим к столице трех религий через Поклонную гору. В литературе приводилось свидетельство о восприятии события простыми жителями тогдашнего Иерусалима: «Русский царь купил у султана большой участок земли на удалении 30 локтей от Города и построил большую стену, и выстроил внутри и снаружи большие дворцы и башни, и украсил их орнаментом, и устроил храмы и купальни (имеются в виду цистерны. – Н.Л). И никто не может оценить богатство строения, а трудилось на нем 1500 ремесленников. И зовется город Новый Иерусалим, и посылает царь людей своей веры жить в нем» 106 . Между тем, к моменту иерусалимского триумфа радикально изменилась ситуация с петербургской вертикалью управления русским делом на Востоке. 7 апреля 1864 г. Палестинский Комитет был внезапно «свернут» и преобразован в Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИД. Высочайшее решение об этом было объявлено председателем Комитета Головниным 10 апреля. В состав Комиссии должны были войти тот же Мансуров, директор Азиатского департамента Н.П. Игнатьев и директор духовно-учебного управления Св. Синода кн. С.Н. Урусов 107 . Иными словами, Комиссия, как и смененный ею Палестинский Комитет, формировалась из представителей достаточно узкого круга петербургской знати, состоявшей между собой не только в дружбе, но и в родстве, и свойстве. Тем более странно, как болезненно реагировали на происшедшее участники событий 108 . 14 мая должно было состояться первое заседание Комиссии – и этим же числом датировано резкое письмо Головнина Мансурову, с требованием немедленной передачи дел и денег Палестинского Комитета новоназначенной Комиссии 109 . Обиженный Мансуров также немедленно уйдет из Министерства народного просвещения, где состоял под начальством Головнина. Он получит позже, в порядке утешения, звание сенатора, но навсегда сохранит восприятие происшедшего «как свое личное поражение» 110 . Примечательно, что после 1864 г. до 1884 г. Мансуров больше не будет иметь возможности ездить в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

141 Христофор (Яновский Александр Семенович; 1817–1876), иеромонах – член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме под начальством епископа Кирилла (Наумова) в 1857–1864 гг. Из дворян Калужской губ. Окончил Морской кадетский корпус. Служил офицером на флоте. Послушник Оптиной пустыни (1855). Рясофорный монах, член РДМ в Иерусалиме (1857). Пострижен в мантию с именем Христофор, иеромонах (1861). Духовник Коренной Рождество-Богородицкой пустыни в Курской губ. (1864). Позже перешел в Тихонову пустынь, где умер, приняв перед смертью схиму (с именем Александр). 142 Якиманский Михаил Иванович, окончил Астраханскую ДС и Петербургскую Духовную Академию (1857). Лаппо Иван Иванович, окончил Полоцкую ДС и СПбДА (1857). 143 Левисон Василий Андреевич (1807–1869) – профессор еврейского языка СПбДА (18401857). Внештатный член РДМ в 1858–1864 гг. Образование получил в Германии, в иудейском университете во Франкфурте и в христианских университетах в Геттингене и Вюрцбурге. Служил раввином в Веймаре. В 1839 г. приехал в Россию, в Петербург, и принял православие. После шести лет службы в Иерусалиме, Левисон был отозван из РДМ вместе с епископом Кириллом. Высочайшим повелением от 20 июля 1864 г. «за свыше чем 24-летнюю усердную службу и особые труды, подъятые им для пользы Церкви и духовного просвещения», профессору была назначена пенсия в 1000 руб. серебром в год. 144 Ростиславов Дмитрий Иванович (1808–1877) – историк Церкви. Сын сельского священника. Окончил С.-Петербургскую ДА (1833). Профессор физики и естественной истории в той же академии (1838–1852). Вышел на пенсию по состоянию здоровья. Впоследствии был известен исследованиями по истории и состоянию Русской Церкви, публиковавшимися первоначально, в силу критического характера, за границей. 145 Григорий (Постников Георгий Петрович; 1784–1860) – митрополит Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, первоприсутствующий в Св. Синоде (1856–1860). 146 Под «Сирией» во многих документах тогда понималась обобщенно территория современных стран: Сирии, Палестины, Ливана и Иордании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Керчь. Церковь Афанасия Великого. Свято-Афанасьевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Афанасия Великого Год постройки:1864. Адрес: Россия, Республика Крым, г. Керчь, ул. Пантикапея, 1 Координаты: 45.353353, 36.467839 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм в честь святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373) - один из старейших храмов Керчи. Расположенный на ул. Рыбакова, на Митридате, он хорошо виден почти со всех точек города, кроме Соляной и южных районов. Настоятелем храма много лет бессменно служит протоиерей Леонид, старейший священник Керчи. Его рукополагал в священный сан сам Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в 1960 году.  Церковь святого Афанасия построена в 1864 году на пожертвования купца Афанасия Маринаки. Возведена она в эклетических формах. Скрытый разросшимися деревьями объем храма завершен закомарами причудливых очертаний и увенчан шатровым верхом. особую живописность и уют придают старой части города каменные лестницы, соединяющие улицы на разных террасах горы, а также крутые улицы со ступенчатыми тротуарами, булыжной вымосткой и спуски-пандусы. В центре Керчи, на горе Митридат, возле кладбища стоит небольшая старинная церковь, построенная в 1864 году купцом Афанасием Ставровичем Маринаки в честь его небесного покровителя - святителя Афанасия, епископа Александрийского. Святитель Афанасий был одним из отцов греческой Церкви, яростным противником арианской ереси, великим поборником христианского учения о Боговоплощении, участником I Вселенского Собора в 325 году, претерпел гонения за веру Христову. В октябре 1923 года церковь Афанасия Александрийского на некоторое время закрыли, позднее она возобновила свою работу, но ненадолго - до 1937 года. Во время немецкой оккупации храм открылся вновь и с тех пор действовал постоянно. Во время войны церковное здание пострадало в результате попадания в него осколков разорвавшегося снаряда, но было восстановлено в первозданном виде. Из книги: " Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри " . - Санкт-Петербург. Издательство ООО " Торговый Дом Медный Всадник " , 2017 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение С 2021 г. храм святителя Афанасия Великого является подворьем Свято-Георгиевского Катерлезского женского монастыря. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01381

186 Головнин Александр Васильевич (1821–1886), член Гос. Совета, член-учредитель и секретарь Императорского Русского географического общества (1845), камергер (1853); министр народного просвещения (25.12.1861–14.04.1866); председатель Палестинского Комитета (1862–1864). 187 В особом примечании следуют выписки из 2-го правила II Вселенского Собора, 20-го правила VI Вселенского Собора, 11-го правила Сардикийского Собора и др., которые мы сочли возможным опустить в настоящем издании. 188 Тезис о ненужности «построения нового благолепного храма» (т. е. Троицкого собора) является уникальным в известных нам документах Русского Иерусалима. К сожалению, нам не удалось установить автора «Записки». 189 Имеются в виду «Известия Русского Археологического Общества», научные труды РАО, выходившие в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. 190 Срезневский И.И. Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в. СПб., 1860. Современное факсимильное издание памятника. 191 Поленов Дмитрий Васильевич (1806–1878) – историк, археолог и библиограф. Секретарь Русского Археологического Общества с 1854 г. Отец выдающегося русского художника В.Д. Поленова, который дважды посетил Иерусалим и создал ценные серии картин и эскизов Святой Земли. 192 Брюн де Сент-Ипполит (Brun de Saint Hippolyte) Варвара Алексеевна (ум. 1875) – общественный деятель, публицист. Дочь писателя А.Д. Копьева. Паломница в Иерусалиме в 1858–1859 и 1861–1862 гг. Первое паломничество продолжалось 10 месяцев, в том числе в дни Великого поста и Пасхи 1859 года. Во вторую поездку заручилась поддержкой Константинопольского посольства. Тем не менее, год спустя, по требованию Русской Духовной Миссии, Брюн была выслана из Иерусалима. Ей принадлежит одно из наиболее выразительных в русской литературе описание схождения Святого Огня в Великую субботу (текст включен в книгу: Нилус С.А. Святыня под спудом. СТСЛ. 1991. С. 242–251). 193 Игнатьев Николай Павлович (1832–1908), граф (1877) – государственный деятель, дипломат. Директор Азиатского департамента МИД (1861–1864). Посланник в Константинополе (1864–1867), посол (1867–1877). Подробнее о нем см. в томе 1 настоящего издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ибо она имеет великое дерзновение к человеколюбивому Богу, Чья слава и бескрайняя милость да будет со всеми нами чрез благоприятные моления святой Варвары. Аминь. Доброго здоровья и благополучия. Священной Великой обители Ватопед, смиренный/игумен Филарет./Ватопед,/1869 г., 20 февраля./На Святой Горе Афон». На листах 142–151об. следует акафист святой, на листах 153–153 об. помещаются две молитвы святой Варваре, на листах 154–154 об. приведено следующее повествование: «Частичное Повествование о честных мощах святой великомученицы и чудотворицы Варвары,/написанное/преподобнейшим игуменом Златорожского монастыря святых Архангелов в Киеве, господином Феодосием, где и ныне находятся в целости святые мощи святой великомученицы Варвары». Incipit: «Святые мощи святой великомученицы Варвары были принесены из страны греческой в землю российскую в стольный город Киев...» Согласно данному сочинению, святые мощи великомученицы были перенесены в Киев при Алексии Комнине по просьбе его дочери Варвары, которая вышла замуж за русского князя Михаила Святополка. И далее мы читаем: «Муж ее, великий князь Киевский Михаил, построил каменную церковь во имя своего покровителя святого Архистратига Михаила, в году от сотворения мира 6616 и поместил в ней эти святые мощи досточестным и благоговейным образом. Они сохраняются до сих пор в упомянутом храме святых Архангелов. Через них совершилось множество чудес и ежедневно совершается с теми, кто с верой и благоговением приступают и лобызают их; не буду описывать их ради краткости. Ибо они описаны подробно по-русски, в целых книгах, и желающий узнать больше пусть прочтет их». Последним сочинением, помещенным в рукописи 717 на листах 161–170, в греческом переводе с русского языка, является Житие святых Кирилла и Мефодия по русскому изданию, осуществленному в связи с тысячелетием славянской письменности: Ширяев Г. Житие просветителей славян святителей Христовых, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Санкт-Петербург, 1864. Название сочинения – «Житие/просветителей славян и святителей/Христовых, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия./Изданное слепцом/Григорием Ширяевым,/на русском языке./В Петербурге,/1864./Впервые теперь/переводится с русского оригинала на греческий язык/рукою/Филарета, игумена Ватопедского./Ватопед, 1869».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010