Скачать epub pdf Раздел 4. Палестинский комитет (1859–1864 гг.) и Палестинская комиссия (1864–1889 гг.) Предисловие. Возникновение специальных учреждений, предназначенных для руководства русским делом в Палестине, относится к первым годам после Крымской войны. Словно пытаясь наверстать упущенное в военной кампании, российские правящие круги начинают гораздо серьёзнее относиться к проблеме присутствия на Ближнем Востоке. Инициаторами и главными двигателями этого начинания стали люди из так называемой партии Мраморного дворца, т. е. великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал, глава Морского министерства, и его сотрудники A. B. Головнин, Д. А. Оболенский и прежде всего Б. П. Мансуров. 27 февраля 1858 г. по докладу великого князя состоялось высочайшее повеление об установлении во всех православных храмах Империи специального кружечного сбора и открытии повсеместной подписки для сбора пожертвований на обустройство русских православных паломников в Святой Земле. Приём пожертвований и руководство всем мероприятием было сосредоточено в Комиссариатском департаменте Морского министерства. Отправленный в командировку на Восток статс-секретарь Б. П. Мансуров получил в качестве кредита от Русского общества пароходства и торговли 40 000 рублей (с последующим погашением из сумм Морского ведомства). По возвращении в Петербург Б. П. Мансуров представил всеподданнейший доклад, по которому последовало высочайшее повеление от 23 марта 1859 г. о создании специального комитета, получившего впоследствии именование Палестинского. В указе говорилось: «1) Учредить в С.-Петербурге особый комитет из гг. Обер-Прокурора Святейшего Синода, статс-секретаря князя Оболенского, директора Азиатского департамента Министерства Иностранных Дел генерал-майора Ковалевского, члена совета Министра финансов д. с. с. Небольсина и директора-распорядителя Русского общества пароходства и торговли с. с. Новосельского с тем, чтобы мнение и предположение сего комитета были представляемы на Высочайшее усмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Скачать epub pdf Часть первая. Документы по истории Русской духовной миссии в Иерусалиме Раздел 1. Русская духовная миссия в Иерусалиме (1847–1918) Предисловие Документы раздела сгруппированы в пять циклов, соответствующих пяти хронологическим периодам в истории миссии. Первый подраздел включает документы об учреждении и первом периоде деятельности РДМ при первом её начальнике архимандрите Порфирии (Успенском ; 1847–1854), второй – о наиболее сложном времени в истории РДМ под началом епископа Кирилла (Наумова ; 1857–1864) и архимандрита Леонида (Кавелина ; 1864–1865). Следующая группа документов связана с деятельностью архимандрита Антонина (Капустина ; 1865–1894). Четвёртая группа с деятельностью преемников Антонина архимандритов Рафаила (Трухина, 1894–1899) и Александра (Головина, 1899–1903). Заключительный подраздел составляют документы, посвящённые трудам последнего предреволюционного начальника РДМ архимандрита Леонида (Сенцова; 1903–1918). Возникновение Русской духовной миссии в Иерусалиме относится к 1840-м годам, когда задачи противостояния инославной пропаганде, с одной стороны, и достойного представления национальных интересов на Ближнем Востоке, с другой, понудили правительство Николая I найти инструмент эффективного влияния в регионах, входивших в состав Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского Патриархатов Православной Церкви. Требование соблюдения древних канонических норм делало задачу чрезвычайно тонкой и щепетильной. Соответственно предыстория и первый период существования миссии носят черты чрезвычайной, может быть, даже чрезмерной осторожности, характерной в целом для внешнеполитических акций К. В. Нессельроде. Этими чертами характеризуются первые документы раздела: от всеподданнейшего доклада 13 июня 1842 г. (документ 1) до инструкции МИД первому начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию (Успенскому) от 28 августа 1847 г. (документ 6). Важнейшим документом раздела является отчёт (донесение) Порфирия, представленный по возвращении первого состава миссии в Петербург в связи с началом Крымской войны (документ 7). Отчёт оставляет двойственное впечатление, что типично для полуофициальных и даже официальных бумаг архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия, который по особенностям характера не мог не придавать даже официальным текстам характерной «личностной» окраски, до сарказма и элементов юродства включительно. В целом в оценке документа приходится согласиться с мнением такого авторитетного (и тоже очень «личного») критика, как В. Н. Хитрово (см. его работу в части 2 настоящего тома), считавшего, что деятельность миссии в первый период (до Крымской войны) была малоуспешной, чтобы не сказать бесплодной. Поэтому столь большое место в официальном отчёте начальника занимают такие случайные и посторонние, по сути дела, эпизоды, как «вставная новелла» о спасении им от расправы вифлеемского прелюбодея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Санкт-Петербург. Церковь Павла апостола при Обуховском сталелитейном заводе. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Павла апостола , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1804 и 1880. Год утраты:приблизительно 1930 Архитектор:Андреян Захаров Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Шлиссельбургский проспект, 120 (дома 120 не существует) Координаты: 59.836884, 30.505529 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена для рабочих мануфактуры, основанной Павлом I, и посвящена святому апостолу Павлу. История обустройства ее следующая: церковь была заложена 29 июня 1804 г., но затем строительство приостановили до 1817 г. После возобновления работ церковь была закончена. Освящение состоялось 9 мая 1826 г. В 1863 г. мануфактура, для рабочих которой строилась церковь, была упразднена. 1 сентября 1865 г. Павловскую церковь передали в епархиальное ведомство и обновили на пожертвования разных лиц. Среди них были принц Петр Ольденбургский, купеческий сын П. Тарасов, купец Р. Гафа и другие. С разрешения митрополита на уступах против алтаря были поставлены две мраморные доски в позолоченных рамах с мальтийскими крестами. На одной из них написано: «Предназначенный в 1801 году к сооружению во имя святого апостола Павла храм сей воздвигнут в память императора Павла Петровича императрицею Мариею Федоровною в 1826 г.». На другой доске надпись: «Храм сей обновлен в царствование благочестивейшего государя императора Александра Николаевича попечением его императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского в 1864 г.». В 1879—1880 гг. Павловская церковь была еще раз обновлена. Иконостас кирпичный, декорированный под белый мрамор. Солея сделана из сердобольского камня, балюстрада клиросов — из белого мрамора. Из евангелий, принадлежавших церкви, самым драгоценным считалось изданное в Киеве в 1828 г. Почти все иконы для церкви были написаны художником Варником на медных листах, обрамленных сребропозлащенными ризами. Из пожертвованных храму наиболее замечательными были икона Нерукотворенного Спаса (работа и приношение князя И. Абамелека); икона Иоанна Предтечи (пожертвование тайного советника X. Лазарева) и икона Вознесения (пожертвование Общества петербургских мещан).

http://sobory.ru/article/?object=34535

XXIV. Николаевское православное братство Церковь святителя Николая на Черной Речке. – Основание братства. – Первые годы деятельности. – Постройка собственного дома. – Богадельня и приют. – Новый устав братства. – Братство под председательством К. П. Победоносцева : учреждение церковного капитала; обмер земли; нарочитые дни поминовения наследника цесаревича Николая Александровича; собрание сведений о воспитанниках братства, вышедших из приюта; общий ремонт; приучение приютских детей к церковности и обучение мастерству; библиотека для прихожан; обеспечение причта квартирами; городское училище в доме братства. – Заметка о состоянии братства в последние годы. На берегу Большой Невки, по дороге на Островк, у пристани «Черная Речка», стоит, приветливо глядя на реку, бледно-розовая, изящной архитектуры церковь с зеленой крышей и золотыми маковками куполов. Эта церковь, во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, построена в память безвременно почившего 12 апреля 1865 года, в Ницце, наследника престола, государя цесаревича и великого князя Николая Александровича и имеет свою историю. Обыватели значительного пространства по берегу Черной Речки, на Выборгской стороне, не имея церкви вблизи, еще в 1864 году предприняли чрез тогдашнего петербургского военного генерал-губернатора, генерал-адъютанта, светлейшего князя Италийского А. А. графа Суворова-Рымникского ходатайство о построении в их местности церкви. Ходатайство не было удовлетворено, по недостатку в духовном ведомстве капитала. Когда в следующем году вся Россия была поражена безвременной кончиной наследника, у чернореченских жителей явилась мысль предположенную у них церковь сделать памятником о почившем царственном юноше и создать ее на пожертвования. На докладе об этом князя Суворова государь император Александр II написал: «Согласен и благодарю». Была образована строительная комиссия, приобретен с аукционного торга в опекунском совете участок земли бывшего головинского дворца, в 721 1 / 2 квадратную сажень, составлен план профессором А. И. Кракау, испрошено благословение святейшего синода, 1 октября 1866 года вбита первая свая под церковный фундамент и 17 августа 1871 года церковь была освящена, в высочайшем присутствии их императорских величеств, обошедишсь в 114,000 рублей, не считая даровых приношений строительными материалами и работами, колоколов, мраморного иконостаса и клиросов, икон, облачений и различной церковной утвари.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Веве. У бывшей могилы полковника А. В. Короченцова 01.02.2024 120 Время на чтение 5 минут Источник: блог автора Фото: Кладбище Сен-Мартен в городе Веве (Швейцария, кантон Во), где находилась могила с каменным белым крестом (слева на фото) полковника царской армии Александра Васильевича Короченцова(17.08. 1877 – 06.02. 1922) второго супруга овдовевшей в 1915 году княгини Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской; княжны императорской крови Татианы (Романова; 1890 – 1979). Могила и памятник на ней в форме креста ликвидированы весной 2021 года. Оформление на бывшей могиле Короченцова А.В. (на фото справа) и любительское фото места захоронения сделаны автором, посетившем кладбище Сен-Мартен 5-6 июля 2021 года. Нас не накроют флагом военным, Не прозвенит над нами салют. Разве что в небе вечном, нетленном Ангелы Божии нас отпоют. (Из песни белых офицеров " Наших имен не запомнит Россия " ) Александр Васильевич Короченцов - значительная фигура в белой эмиграции; православный. Происходил из дворян Области Войска Донского воспитывался в военной семье, окончил в Санкт-Петербурге Пажеский корпус, в 1898 году стал корнетом в лейб-гвардейском Конно-гренадерском полку. Последним командовал великий князь Дмитрий Константинович (Романов; 1860 - 1919). Александр Васильевич заведовал двором великого князя Константина Константиновича. После расстрела большевиками в 1919 году великого князя Дмитрия Константиновича полковник Короченцов А.В. нашел убежище от большевиков в маленьком швейцарском курортном городке Веве, расположенном на берегу Женевского озера. Он сопровождал в длинной дороге на Запад старшую дочь великого князя Константина Константиновича - княгиню Татьяну Константиновну и ее маленьких детей В 1919 году Короченцов А.В. с княгиней и ее детьми выехал на поезде в Киев, далее в Одессу. Спустя некоторое время они прибыли в порт Констанца (Румыния) и оттуда направились в Швейцарию. Первоначально Короченцов А.В. и княгиня Татьяна Константиновна поселились в Лозанне, позже - в дорогом курортном месте Монтрё и далее - на крестьянском хуторе у подножия невысокой горы в Веве. Здесь они сблизились с протопресвитером Сергием (Орлов; 1864 -1944), настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Женеве. Отец Сергий служил также в православной церкви г. Веве, где молились Александр Васильевич и Татьяна Константиновна. В Веве Короченцов А.В. бросил курить и много трудился в качестве обыкновенного сельского фермера. Он доил корову, ухаживал за свиньей, кроликами и курами, вывозил навоз и др.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/01/veve_u...

Драгоман Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби. 1864–1902 442. Отношение начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина к помощнику драгомана Миссии Я.Е. Халеби 760 Иерусалим 12 апреля 1871 г. Копия Г. помощнику драгомана Иерусалимской Духовной Миссии Иакову Г Халеби Е[го] В[еличество] государь император, согласно определению Святейшего Синода от 25 ноября/2 декабря 1870 года, соизволил в 21-ое декабря того же года пожаловать Вам «за преданность России и содействие Миссии в приобретении священного Дуба Мамврийского 761 и других важных и ценных мест в Палестине» 762 золотую медаль на Аннинской ленте для ношения на шее. Передавая Вам при сем, по поручению Его Сиятельства г. обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого, Всемилостивейше пожалованную Вам медаль, я пользуюсь случаем принести Вам сердечное поздравление с сим знаком Высокомонаршей милости, в полной уверенности, что Вы и впредь с тем же достохвальным усердием, бескорыстием и самоотвержением не откажетесь служить Миссии, а через нее и всей Православной Церкви. Начальник Миссии архимандрит (подписал) Антонин Архив РДМ, п. 10, д. 176. 1 л. 443. Отношение посла в Константинополе графа Н.П. Игнатьева к архимандриту Антонину Константинополь 2 июня 1873 г. Подлинник Высокопреподобнейший отец архимандрит. В ответ на письмо Вашего Высокопреподобия от 21 мая 43, честь имею препроводить к Вам при сем визириальное письмо на имя иерусалимского губернатора о признании Якуба Халеби драгоманом Духовной Миссии нашей в Палестине. Поручая себя Вашим святым молитвам, покорнейше прошу Вас, высокопрепо- добнейший отец архимандрит, принять уверение в совершенном моем почтении и душевной преданности. Архив РДМ, п. 54, д. 1047. 1 л. 444. Справка о драгомане Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби Иерусалим без даты Копия Якоб Георгиевич Халеби, уроженец города Иерусалима (из фамилии, переселившейся из Алеппо), еще бывши мальчиком, пользовался покровительством преосвященного Кирилла Мелитопольского, тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. По его рекомендации был отправлен в 1860 г. в Петербург, где в течение трех с половиною лет обучался ювелирному мастерству у придворного ювелира Зефтигена 763 , причем изучил достаточно русский язык. В 1864 г. начальником Миссии архимандритом Леонидом был приглашен на службу в Миссию и состоял помощником драгомана ее около 10 лет. В 1873 г. определен штатным драгоманом Миссии, в каковой должности состоит и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ч. III. Архимандрит Леонид В начале 1864 г. на место отзываемого преосвященного Кирилла Мелитопольского был назначен начальником Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид, состоявший в то время настоятелем посольской церкви в Константинополе 1277 . Назначение это совпало с изменением в Петербурге тех руководящих личностей, которые заведовали нашими палестинскими делами, а так как в подобных случаях нередко личности обусловливают систему, то и рассмотрение сей последней оказалось бы не полно и не ясно, если бы мы предварительно не усвоили себе характер тех личностей, которые призваны были вводить и применять новые начала. Когда в сентябре 1857 г. начальником Духовной Миссии в Иерусалиме был назначен инспектор Петербургской Духовной Академии архимандрит Кирилл (впоследствии епископ Мелитопольский), то назначение его состоялось по желанию Министерства иностранных дел. Из инструкции, данной ему, видно, что министерство имело в виду поставить его так высоко и так независимо, как подобало представителю в Иерусалиме не только русского правительства, но и Русской Церкви. Министерство [по крайней мере на бумаге] 1278 признавало, что только духовное лицо может быть представителем Церкви и правительства в Иерусалиме. [Такое выдающееся положение нашей Духовной Миссии было признано Портою. Таким же признавали его и наши политические агенты на Востоке.] Наш посол в Константинополе постоянно сообщал преосвященному Кириллу всю свою переписку и все бумаги, касавшиеся церковных дел и, в особенности, относившиеся до Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской Патриархий. Н.К. Гирс (тогда генеральный консул в Египте) доставлял ему, по приказанию Министерства [иностранных дел], все сведения о положении православия в Египте 1279 . Таким образом, Министерство иностранных дел смотрело на начальника Духовной Миссии в Иерусалиме как на одного из своих агентов. Но еще раньше назначения нашей Духовной Миссии поднялся в начале 1857 г. [на стороне] полуофициально один из многочисленных иерусалимских вопросов, который вошел впоследствии в инструкцию Министерства иностранных дел как прямая обязанность Духовной Миссии, а именно – вопрос об улучшении быта поклонников Святой Земли. Возникновение этого вопроса частным образом тесно связано с возникновением в то же время Русского Общества Пароходства и Торговли 1280 , которое одною из целей своего существования выставляло не только облегчение пути для паломников, но и устройство их быта на месте. С этою целью еще в 1857 г. был послан в Иерусалим Б.П. Мансуров 1281 , как агент Русского Общества Пароходства и Торговли, для составления путеводителя и для соображения на месте, что может сделать Общество для улучшения быта и в особенности помещения поклонников в Иерусалиме и в Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Старый Крым. Часовня Анны пророчицы. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Анны пророчицы Год постройки:Между 1864 и 1866. Год утраты:1926 (разобрана) Адрес: Россия, Республика Крым, Кировскиий район, г. Старый Крым Координаты: 45.038209, 35.108439 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Сейчас на этом месте не осталось даже фундамента. И только последние старожилы Старого Крыма помнят точное местонахождение этой святыни - часовни Святой пророчицы Анны. Предыстория ее постройки такова. В 1854 году художник Иван Константинович Айвазовский купил дом для своей сестры Анны. Это сооружение сохранилось до нашего времени, вначале в нем располагался Старокрымский туберкулезный диспансер, а сейчас база археологической экспедиции Эрмитажа под руководством М. Г. Крамаровского. В 1859 году Анна умерла во время вторых родов в возрасте 29 лет. Иван Константинович решил увековечить память сестры. Он обратился в Святейший Синод с просьбой воздвигнуть на свои средства часовню. В 1862 году было получено разрешение и освящено место. Это были древние руины старинной церкви. Выкупил прилегающую территорию в количестве трех десятин за одну тысячу серебряных рублей. В июле 1864 года начались строительные работы. Их выполняла бригада болгарских строителей под руководством Степана Урумбегликова. В 1866 году строительные работы были завершены. Летом этого года стены часовни расписывали фресками вместе с художником студенты-практиканты Санкт-Петербургской академии художеств. Главным украшением было полотно " Богоматерь с младенцем " написанное самим Айвазовским. Оно имело размеры 1,25х2,05 м. Посещал часовню император Александр II в 1889 г. Он преподнес в дар икону Святых Печерских угодников с частицами Святых мощей. В 1903 году стоял утреннюю службу император Николай II с семьей. В храме были иконы " Прибавление ума " , " Святой Троицы " , " Покров Пресвятой Богородицы " , " Обретение главы Иоанна Предтечи " . Бывали в этой часовне архиепископ Гермоген, знаменитые историки: Арсентий Маркевич и Владимир Кандераки. Часовня считалась одной из самых богатых не только по внутреннему убранству , но и по количеству драгоценной утвари.

http://sobory.ru/article/?object=54288

Санкт-Петербург. Домовая церковь Иверской иконы Божией Матери при бывшем Женском педагогическом институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1904 и 1906. Архитектор:А.И. Зазерский, В.В. Старостин Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Малая Посадская ул., д. 26 Координаты: 59.957355, 30.326525 Проезд:станция метро " Горьковская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Божией Матери Иверской при Императорском Женском педагогическом институте Открытые осенью 1864 г. Женские педагогические курсы были в 1903 г. преобразованы в институт с историко-словесным и физико-математическим отделениями, готовившими учительниц средних школ. Через шесть лет институт получил название Императорского. Для нового института на Петербургской стороне было куплено здание бывшего кабельного завода, которое А.И. Зазерский и В.В. Старостин, сохранив лишь первый этаж, полностью перестроили на средства вел. кн. Александры Иосифовны. Работы начались в 1904 г., и через год институт уже переехал в новое здание. В нем занимались 330 студенток, происходивших из разных слоев общества. Освящение домовой церкви рядом с актовым залом из-за отделки задержалось до 14 сентября 1906 г. Происходило оно в присутствии почетного попечителя и ктитора вел. кн. Константина Константиновича, который подарил к этому дню чеканную утварь из серебра, сработанную на московской фабрике Н.В. Немирова. Храмовый образ пожертвовал директор института – крупный историк акад. С.Ф. Платонов. Остальные иконы исполнил известный московский иконописец В.П. Гурьянов. Одноярусный иконостас, покрытый басмой, был сделан в московской мастерской В.И. Колупаева, которая за 3500 руб. расписала также своды сценами из жизни Богородицы. Старинные царские врата XVII века были привезены из одной ярославской церкви. Окна в храме были расстеклованы „под старину“, двери обиты темным бархатом. Автором этой замечательной отделки в московском стиле XVII века был его выдающийся знаток проф. Н.В. Султанов.

http://sobory.ru/article/?object=11128

Капустники, урочище. Церковь Николая Чудотворца (каменная). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1900 и 1909. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Калужская область, Износковский район, урочище Капустники Координаты: 54.841131, 35.4677 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Капустники до революции село Медынского уезда Калужской губернии. Строительство нового каменного храма велось в 1900-1909 гг. В 1864 г. крестьянин Фадей Алексеев пожертвовал на нужды храма 100 руб. В 1885 г. петербургский купец Степан Петров приобрел на свои средства (300 руб.) два комплекта священнического облачения, поручик Вячеслав Станкевич пожертвовал на нужды храма 100 руб. В 1893 г. прихожанин, надворный советник Степан Петрович Петров пожертвовал на нужды храма 300 руб., а в 1900 г. он же – 1500 руб. на постройку нового каменного храма. В 1898 г. на пожертвования прихожан за 500 руб. был приобретён новый колокол. Церковнослужители Капустниковской церкви разных лет: Протопопов Николай - священник, настоятель храма с 1868 до 1877 гг., награжден камилавкой и набедренником; Попов Павел П. - окончил Калужскую Духовную семинарию, священник, настоятель храма с 1877 г. (рукоположен из законоучителя церковно-приходской школы) до 1914 г., протоирей с 1914 по 1915 гг., заведующий законоучитель церковно-приходской школы, награжден орденом Св. Анны 3 ст., наперстным крестом, камилавкой, скуфьей и набедренником; Попов Б.Г. - священник, пом. настоятеля храма в 1906 г.; Чистяков Стефан - дьякон на вакансии дьячка до 1865 г. (уволен за неблагоповедение и низложен до пономаря), в 1867 г. перемещен в с. Рождество-на-Шане; Виноградов - дьякон, ск. ранее 1873 г., жена Анна (род. 1799 г., ск. позднее 1874 г.); Никольский Яков - пономарь до 1865 г., дьячок с 1865 до 1874 гг., псаломщик до 1884 г. (рукоположен во дьякона), дьякон на вакансии псаломщика с 1884 до 1890 гг., ск. 6 мая 1890 г.; Зарецкий Иоанн - псаломщик до 1894 г. (рукоположен во дьякона), дьякон с 1894 по 1895 гг. (перемещен в другой уезд);

http://sobory.ru/article/?object=30915

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010