Прямой эфир: протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов отвечают на вопросы радиослушателей, гость программы Андрей Иванович Солодков - преподаватель сектоведения, миссиологии, истории религий в Российском Православном Университете 08.05.2015 10:12:29 Кульков Сергей Андреевич - Как назвать грех, когда я не делаю того, что могу, по причине боязни исповедования православной веры перед людьми? Как с этим бороться? Еще: Часто прихожу в уныние из-за того, что многим людям в жизни не повезло, а я здоровый, хорошая семья, мне здесь Бог благоволит. Должен быть благодарным и отплатить Богу добром, а не унывать? Что мне сделать Богу, чтобы доказать свое хорошее положение? -Читаем -  в Писании есть такой текст – «И так кто разумеет делать добро - и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). И очень важно при этом, как тоже в Писании говорится, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Само ваше стремление делать добро во славу Божию как акт благодарения с вашей стороны по отношению к Богу очень похвально и правильно, например, в  Нагорной  проповеди – «да светит свет ваш пред людьми с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного». Воспринимайте любое доброе дело, сделанное вами, как акт  служения Богу. И это укрепит вас в вашем доброделании. -Моя одна хорошая знакомая сказала мне, что дети в церкви должны стоять смирно как взрослые, не ходить по церкви, ничего не трогать,  не плакать, не шуметь. Если я не приучила своих к правильному поведению - то ходить с ними на целую службу нельзя. Нужно приучать их к церкви понемногу, а то такое поведение будет  отвлекать прихожан от молитв, и это будет еще одним моим грехом. Подскажите, так ли это? Я всегда думала, что к ребенку надо относиться по- другому, и даже  если он капризничает -  нужно его успокоить, если это не получается - тогда выходить из церкви. -Ну, что можно сказать? Ваша подруга заботится о находящихся в храме, кому реально могут мешать ваши дети. Вы заботитесь о детях, что и должны делать, приходя вместе с ними в храм.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-pro...

Очевидно, что человек и человечество со временем меняются. Вместе с ними изменяется и христианство. Сразу стоит сказать, что речь идет не о каких-то «качественных отличиях», но о тех «образах» христианства, которые складываются в разные эпохи. К тому же в сегодняшнем мире часто за христианство выдается то, что не имеет к нему никакого отношения. Как распознать подделку? Мы попросили помочь нам разобраться с этим протоиерея Владимира Воробьева — настоятеля храма во имя святителя Николая в Кузнецах, основателя и ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — крупнейшего в России православного вуза для мирян. Отец Владимир — замечательный пастырь и духовник, мнению которого доверяют тысячи наших современников. Кроме того, он лучше, чем кто бы то ни было, может проанализировать изменения, произошедшие с Церковью и христианством в ХХ веке: отец Владимир возглавляет в ПСТГУ отдел новейшей истории Русской Церкви, в котором собираются и систематизируются материалы о российских новомучениках, о гонениях на Церковь в предыдущем столетии. — Быть христианином сегодня — это то же самое, что быть христианином пятьдесят, сто, тысячу лет назад? — И да, и нет. Христианином быть трудно всегда. Апостолы говорят нам: Мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19), и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Гонимы не обязательно так, как это было при советской власти, когда сажали в тюрьмы и расстреливали за веру. А в том смысле, что во все времена этот мир не будет христиан принимать. Он будет относиться к ним, как к чуждому элементу, будет постоянно их отталкивать от себя, выдавливать, выгонять, и от этого им будет очень трудно. Это во-первых. Во-вторых — всегда трудно бороться со своими страстями. Трудно встать на тот путь, который только и может сделать человека христианином. Этот путь — крестный, ведь Господь сказал прямо: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). То есть нужно отвергнуться себя, чтобы быть со Христом, распять себя со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Это всегда трудно, и трудность эта от времени не очень зависит.

http://pravoslavie.ru/37796.html

1700 Желудков и Любарский. Материалы переписки по литургическим вопросам см.: Желудков. Литургические. 1703 Антоний (Блум; 19.6.191404.08.2003). Родился в Лозанне в семье российского дипломата. Окончил биологич. и мед. ф-ты Сорбонны, был практикующим врачом. В 1939 тайно принял монашество. Участвовал во II мировой войне и франц. Сопротивлении. 1948 – священник в Лондоне. 1957 – еп. Сергиевский, с 1962 архиеп. Сурожский (с 1966 – митр.). В 19661974 экзарх патриарха Московского в Западной Европе. Активный проповедник. (БРЭ II. 71). 1706 1). Согласно определению Святейшего Синода от 23-го февраля9-го апреля 1909 г. за 1377, п. 1-ый литера. б. раздел. III дополнен следующим примечанием: «Епархиальный преосвященный может представить к утверждению в должности епархиального миссионера лицо и не имеющее высшего или среднего богословского образования, но известное своими обширными знаниями в миссионерской области и отличающееся в сем деле исключительными выдающимися дарованиями». 2). Синодальным определением от 2-го22-го декабря 1908 г. за 8713 разъяснено, что в случае необходимости в епархиях могут быть назначены несколько епархиальных миссионеров-проповедников с утверждения Святейшего Синода, по представлениям епархиальных архиереев (примечание в документе). 1710 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». 1711 Имеется в виду «Московское братство – Союз ревнителей и проповедников православия», созданное в октябре 1917 при активном участии наст. храма Василия Блаженного прот. Романа Медведя и ред. ж-ла «Благовестник» И. Борисова. Согласно уставу, братство должно было объединять православных христиан, ревнующих об освобождении и обновлении жизни церковной. К февралю 1918 при многих московских церквях были созданы отделения Братства, а его устав одобрен патриархом Тихоном. Братство организовывало лекции, которые проходили в аудиториях Московского университета (Осипова. 197198).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Архив Пн Московская духовная академия провела онлайн-конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 13 мая 2020 г. 13:22 11-12 мая 2020 года Московская духовная академия провела ежегодную научно-богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Форум прошел в режиме онлайн на платформе Zoom. С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим : «Я рад приветствовать вас на весенней сессии XV ежегодной международной научно-практической богословской конференции " Экзегетика и герменевтика Священного Писания " . Несмотря на то что в этом году мероприятие впервые проводится дистанционно, в онлайн-формате, в конференции участвуют представители многих высших духовных учебных заведений, среди которых Минская духовная академия , Сретенская духовная семинария , Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , Донская духовная семинария, Николо-Угрешская духовная семинария, Воронежская духовная семинария, Калужская духовная семинария, Екатеринодарская духовная семинария. Отрадно отметить, что проводимая ныне конференция вызвала интерес и среди коллег из светских высших учебных заведений — Московского педагогического государственного университета и Российского государственного социального университета. Основной целью конференции является активизация исследований в отечественной библейской науке, а также повышение уровня мотивации к изучению Священного Писания среди обучающихся духовных и светских учебных заведений. Во втором послании к Тимофею читаем: " …ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:15-17). Этими словами апостол Павел, с одной стороны, указывает на возможность совершенствования человека через познание Священного Писания, а с другой стороны — на роль Священного Писания в приуготовлении человека ко всякому доброму делу.

http://patriarchia.ru/db/text/5636317.ht...

Архив Пн Хотелось бы всех поименно назвать… 9 февраля 2015 г. 13:10 8 февраля 2015 года, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых , наместник  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря епископ Троицкий Панкратий дал интервью официальному сайту Валаамского монастыря. — Владыка, расскажите, пожалуйста, сколько на сегодняшний день святых входит в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, чью память мы совершаем ежегодно, и почему подвиг этих людей настолько важен для нас, их потомков? — К лику святых Русской Православной Церкви на данный момент причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников Российских. Но не будем забывать, что ради десяти праведников Господь может помиловать целые города: Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие… Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти (Быт. 18: 26-32). Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом создана и поддерживается документальная база данных, в которой собрана информация о более чем 32 000 пострадавших священнослужителях и мирянах, среди них, конечно, есть и новомученики, еще не канонизированные по недостатку достоверных сведений об их подвиге. Однако даже приблизительное число пострадавших, в годину гонений за веру Христову, до сих пор не известно, хотя, как писала Анна Ахматова, «хотелось бы всех поименно назвать». К примеру, в синодике Валаамского монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, а документы сохранились и собраны факты только по 8 новомученикам. Вдумайтесь, только по 8 из 101 человека известны подробности гибели, а сколько таких мученических смертей остались неизвестны... Слава Богу, их имена знает Господь, у Него все живы. По словам святителя Иоанна Златоуста, «истинная похвала мученикам — подражание им», что в равной степени относится не только к мученикам, но и к любому святому. Подражать святому достаточно сложно, не зная о его жизни и его подвигах.

http://patriarchia.ru/db/text/3986713.ht...

Безусловно, проблема ковида является серьезной, но не смертельной, не такой, чтобы из-за неё поднимать протестные настроения в нашем обществе, игнорировать права человека, ломать живых людей об колено. Пожелаем нашему чиновничеству руководствоваться российскими интересами, а не оторванными от жизни рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, и руководствоваться интересами живых людей, а не своими бумажками и инструкциями, а наипаче же руководствоваться тем, что заповедовал святой равноапостольный император Константин — здравым и правым смыслом. Протодиакон Владимир Василик , доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 52. Ответ на 48, Человек: Вот продолжениеhttp://clck.ru/WDwbt Православный, просыпайся, выползай из этой зомбо спячки. «Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:31) Среди разных истолкований этого наводящего на размышление вопроса наиболее назидательно следующее: «Если Я, безвинный заместитель грешников, так страдаю, то что будет, когда сам грешник — сухое дерево — попадет в руки разгневанного Бога?» Когда Бог увидел Иисуса на месте грешников, Он не пощадил Его; и когда перед Ним окажутся без Христа те, кто не родились свыше, Он также не пощадит их. О грешник, Иисуса увели враги Его, так же и тебя утащат в предназначенное тебе место бесы. Иисус был оставлен Богом; и если Он, Которому грех лишь приписывался, был оставлен, то насколько же больше такая участь грозит тебе? «Или! Или! Лама савахвани?» — какой ужасный вопль! Но как будешь вопить ты, когда взмолишься: «Боже! Боже! Для чего Ты меня оставил?!» и услышишь в ответ: «Потому что ты не принял совета Моего, презрел все обличения Мои, и Я посмеюсь твоей погибели, порадуюсь, когда придет на тебя ужас». Если Бог не пощадил Своего собственного Сына, то тем более не пощадит тебя! Какие обжигающие удары плети падут на тебя, когда совесть будет сокрушать тебя всеми своими ужасами! Вы, самые богатые, самые заслуженные, самые самонадеянные грешники, кто из вас устоит на вашем месте, когда Бог скажет: «О меч, поднимись на отвергнувшего Меня, порази его и пусть вечно несет он на себе эту боль». В Иисуса плевали, а какому позору подвергнешься ты, грешник?! Мы не в состоянии выразить в одном слове всю лавину страданий, что обрушилась на голову Иисуса, умершего за нас, и поэтому мы не можем сказать тебе, какие потоки, какие океаны скорби захлестнут твою душу, если ты умрешь таким, какой ты есть сейчас. А ты можешь умереть таким, ты можешь умереть сейчас. Муками Христа, Его ранами и Его кровью огради же себя от грядущего гнева сокрушенным покаянием! С НАМИ БОГ!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/26/va...

Еще раз повторю - нежелательно, это не запрет. А так, конечно, можно ходить тогда, когда требует душа. Есть и такое, что нельзя беременным женщинам или детям до определенного возраста приходить на похороны людей. Эти суеверия не имеют ничего общего с верой во Христа. Когда после похорон надо ходить на кладбище? Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании " Сретение " , клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы В любой день и в любое время, если этого требует душа. Но чтобы наша молитвенная помощь была действенной, хорошо бы, чтобы этот путь пролегал через храм, в котором мы могли бы причаститься «врачевству бессмертия», как священномученик Игнатий Богоносец называл Святые Дары, совершить панихиду по усопшем, чтобы Бог прославил его в лике Небесной Церкви. Мы ведь так Его об этом и просим: «Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего!» В церковном календаре есть особый день, когда мы сугубо поминаем усопших. Это – суббота. Суббота Покоя, как еще ее называют на языке богословия. Ибо в этот день Тело Спасителя нашло после Крестной смерти пристанище и упокоении в пещере, пожертвованной Иосифом Аримафейским. А Его душа сошла во ад. О том, что происходило там в эти часы между Голгофой и Воскресением, апостол Петр пишет так: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (Первое послание Петра, 3 глава, 18-20 стихи). Поэтому в субботу в православных храмах всегда совершается сугубое поминовение усопших. Некоторые из этих суббот носят наименование «Родительских суббот». Литургическое поминовение сочетается в эти субботы с особым заупокойным богослужением. Когда ходят на кладбище после Пасхи? Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

И потому нимало не смущайся своей недостаточной на первых порах опытностью в новом служении, всечасно уповая на укрепляющее нас обетование Господа Иисуса Христа, обращенное ко всем Его ученикам и последователям: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Однако как теперь, так и в дальнейшем не уклоняйся от глубокого христианского осознания своего недостоинства, ибо и с архиерейским жезлом в руке твоей ты продолжаешь оставаться монахом, чей жизненный подвиг определяют молитва и труд, любовь и самоотвержение, ревность по Бозе и непамятозлобие. Во всецелом согласии с научением Апостола, всегда «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), пребывай «святым, непричастным злу, непорочным, отделённым от грешников» (Евр. 7:26), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Ныне Господь призвал тебя к архиерейскому служению словно бы в увенчание твоих предшествующих трудов в ограде церковной, без перерыва продолжающихся на протяжении последних сорока лет, начиная с твоего первого послушания псаломщика в московском храме и позже корректора в «Журнале Московской Патриархии». Будучи впоследствии наместником монастыря и благочинным ряда монастырей и монастырских подворий, руководителем епархиального Отдела благоустройства и социального служения и преподавателем кафедры теологии Тверского государственного университета, ты приобрел на столь различных поприщах церковного служения необходимый опыт, который будет насущно необходим тебе в новом архиерейском делании. Почитай же главным своим делом заботу о спасении и о нравственном преображении народа Божия. Памятуй о том, что повседневная жизнь многих людей в российской глубинке продолжает быть трудной и горестной, так что для обездоленных, немощных, болящих и одиноких наших братьев и сестер поддержка со стороны Православной Церкви подчас остается последней и единственной реальной надеждой. Не забывай и о том, что наша нынешняя юная паства есть завтрашний день Русского Православия, и потому от успеха молодежной работы в Церкви напрямую зависят и грядущий образ отеческой веры, и будущее Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/1628324.ht...

В дни нынешней конференции нам предстоит подвести итоги той масштабной работы, которая была проделана совместными усилиями в прошлом году. Убежден, сегодняшняя конференция станет не только статусной площадкой для представления научных исследований в области литературы, истории, русской религиозной философии, но и позволит определить новые направления в развитии масштабного научно-исследовательского, образовательного и просветительского проекта " Авраамиевская седмица " ». Правящий архиерей выразил благодарность всем, чьими трудами проект «Авраамиевская седмица» набирает обороты в своем развитии. М.Н. Артеменков, приветствуя участников конференции, отметил, что проект «Авраамиевская седмица» стал крайне важным и ожидаемым событием. «Для университета " Авраамиевсая седмица "  — это важная и органичная часть нашей научной жизни. Чтения — это еще и возможность заглянуть в себя, отметить какую-то важную точку в своем становлении», — сказал и.о. ректора СмолГУ. Д.В. Борисов в своем приветственном обращении отметил: «Преподобный Авраамий является образцом служения Богу, Отечеству, народу. Его фигура объединяет сегодня светское и духовное знание. Именно поэтому стоит отметить важность проводимого мероприятия, его нравственное, культурное и образовательное значение в деле воспитания современной молодежи». Конференция проходит на международном уровне третий год. В этот раз результатами своих исследований поделятся историки, литературоведы и искусствоведы из Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Уральского государственного педагогического университета, Елизаветинской гимназии, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Томского государственного университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова, Смоленского государственного университета, Смоленского государственного института искусств, Смоленской православной духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В мероприятии приняли участие начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Е.В. Еремин, главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике А.В. Третьяков, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ А.В. Милехин, директор ФБГУ «Росаккредагентство» Л.С. Измайлова, председатель Совета Российского фонда фундаментальных исследований академик В.Я. Панченко, секретарь Совета НОТА, ректор Национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» академик М.Н. Стриханов, ректор Московского архитектурного института (государственной академии), президент Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент Российской академии художеств академик Д.О. Швидковский, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я.И. Кузьминов, первый проректор по учебной и методической работе Санкт-Петербургского государственного университета М.Ю. Лаврикова, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , председатель Федерального учебно-методического объединения по теологии протоиерей Владимир Воробьев , ректор Саранской духовной семинарии митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим , ректор Российского исламского института Р.М. Мухаметшин, ректор Московского государственного лингвистического университета И.А. Краева, ректор Ивановской пожарно-спасательной академии И.А. Малый, ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена С.И. Богданов, ректор Кубанского государственного университета М.Б. Астапов, президент Российского государственного гуманитарного университета, член президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ Е.И. Пивовар, ректор Гуманитарного института (г. Москва) М.А. Быкова, ректор Бурятского государственного университета Н.И. Мошкин, и.о. ректора Дагестанского гуманитарного института М.З. Гаджидадаев, ректор Института дружбы народов Кавказа Т.С. Ледович, проректор РГГУ, председатель экспертного совета по истории Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ В.П. Шкаренков, президент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Л.Е. Шапошников, проректор ОЦАД, председатель экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ Д.В. Шмонин , исполнительный директор НОТА Г.И. Теплых, заместитель председателя экспертного совета по теологии ВАК при Минобрнауки РФ, заведующий кафедрой РГГУ Л.Ф. Кацис, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Валентин Васечко, другие представители вузов, являющихся членами НОТА.

http://patriarchia.ru/db/text/5607298.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010