Едва ли маневры папы могли вызвать одобрение в Германии, но малолетний император Генрих IV и его мать не имели никакой возможности воспрепятствовать папе и норманнам делить имперские земли. Этот конфликт, пока еще приглушенный вследствие указанной причины, вскоре породит многолетнее и тяжелейшее противостояние папства и императора, приведшее Запад к острейшему политическому и религиозному кризису. Правда, это все еще впереди... Прежде чем начать наступление на остров, Гвискар в 1060 г. захватил оставшиеся греческие города в Калабрии – Россано, Джераче, Таранто и Бриндизи. Оставался только город Бари, но и его судьба будет решена в 1071 г. В октябре 1060 г. Константин X Дука направил, наконец, в Италию свой флот с войском, и угроза византийцев была настолько реальна, что Роберт Гвискар был вынужден срочно собирать все наличные силы, чтобы отразить ее. Однако до серьезных сражений дело не дошло, и византийцы спокойно отправились в Бари. Конечно, без таких опытных полководцев, как Георгий Маниак, Катакалон Кевкамен или Лев Торник, разбить норманнов, не проигравших ни одного сражения в Италии за последние 30лет (!), было невозможно. Тем не менее в течение ближайшего времени византийское правительство пыталось помочь своим соотечественникам в Южной Италии, поднимавшим восстания против норманнов в 1064 и 1066 гг. Впрочем, всем было ясно, что со столь могучим соперником малыми силами не справиться, но Константин X Дука и не пытался начать настоящую войну – ему было жаль для этого денег, да и армия почти прекратила свое существование. В августе 1068 г. началась осада Бари – последней цитадели византинизма в Италии. Из Константинополя срочно направили флот во главе с полководцем по имени Византий и новым катепаном Италии Стефаном Патераном, но в случайном морском сражении, когда норманны наткнулись на греков, большая часть кораблей была потоплена. Впрочем, сами полководцы удачно пришвартовались в Бари и организовали его оборону, доставившую норманнам множество хлопот 50 . Но в скором времени Гвискар со своими товарищами, завладев Сицилией и сломив остатки последнего греческого сопротивления в Италии, станет претендовать на большее – об этом речь пойдет дальше. LVII. Царица Евдокия (1067) и император Роман IV Диоген (1068–1071)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Национальная гимнография, стимулом к развитию которой стало введение Католической церковью богослужения на национальных языках, развивается по образцам, заданным традиционной латинской гимнографией. Глава 8. Мемуарная литература Исчерпывающее обозрение различных жанров литературы мемуарного характера, связанной с историей Церкви, – задача объемная и весьма неблагодарная: во–первых, за две тысячи лет христианства образцов подобного рода специальной литературы создано великое множество, а во–вторых, даже в мемуарах, с данным предметом непосредственно не связанных, могут встречаться важные для историка Церкви пассажи и замечания. В этой связи мы, имея в виду учебные цели, приведем лишь несколько примеров подобных трудов, интересных по своему содержанию или методологии. § 1. Путевые заметки, записки паломников Первые документы, специально ставившие перед собой задачу сколь можно объективного и точного описания, увиденного своими глазами в ходе благочестивых путешествий, дошли от 4 в. Около 381–384 гг. (либо в 533–540 гг.) совершила паломничество в Святую землю Сильвия Аквитанка, или Эгерия (либо – Этерия), оставившая повествование о нем в виде письма, адресованного ее домашнему кругу (Peregrinatio ad Loca Sancta). Рукопись (Codex Aretinus) 11 – начала 12 в. с этим текстом, без первых страниц, была найдена в 1884 г. в калабрийском аббатстве Россано и опубликована Дж.Ф. Гамуррини, который предложил отождествить автора с упоминаемой в «Лавсаике» сестрой префекта Аквитании Руфина Сильвией. В то же время есть также мнение, что автором текста могла быть и Галла Плацидия (ок. 388–450) – глубоко верующая христианка, дочь Феодосия Великого и сестра императоров Аркадия и Гонория, выданная замуж за короля вестготов Атаульфа и ставшая, таким образом, королевой вестготов (в 414–415 гг.); в 417 г. она, по твердому настоянию брата – императора Гонория, вышла замуж за его полководца Флавия Констанция, будущего императора Констанция III (8 февраля – 2 сентября 421 г.), в 421 г. была провозглашена августой (императрицей) и, наконец, в 425 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1526) армия венг. короля была разбита, Лайош II и все командующие войсками погибли. На венг. трон были избраны короли Фердинанд I Габсбург и Янош I Запойяи, к-рые фактически поделили страну между собой: зап. районы получили Габсбурги (Венгерское королевство), восточные - Запойяи (Трансильвания). В борьбе с Габсбургами Янош Запойяи заключил союз с турками (1528). К. пытался увещевать его, но безрезультатно; в 1529 г. папа отлучил Запойяи от Церкви. В мае 1529 г. турки вторглись в Венгрию. Одержав неск. побед, они подчинили Запойяи центральные и южные области страны. В июле 1529 г. Янош Запойяи принес присягу турецкому султану и был признан им королем Венгрии. Трансильвания стала самостоятельным княжеством под протекторатом Османской империи. При продвижении тур. войск к Вене папа, недавно выплативший огромный выкуп и освободившийся из заключения, не мог оказать помощь Фердинанду Габсбургу. В кон. мая 1529 г. К. назначил нунцием в Австрию Винченцо Пимпинеллу, еп. Россано, предоставив ему возможность отчуждать церковное имущество для военных нужд (булла от 27 авг. 1529). 27 сент. 1529 г. турки осадили Вену, но 14 окт., после неск. неудачных попыток взять город, им пришлось снять осаду. В июне-авг. 1530 г. папа выпустил ряд бреве, адресованных европейским государям, предложив им совместно собирать на военные нужды до 80 тыс. дукатов ежемесячно (планировалось, что император и франц. король выделят по 20 тыс. дукатов, англ. король - 10 тыс., папа Римский и кардиналы - 10 тыс., остальные 20 тыс. должны были дать правители Португалии, Шотландии и итал. гос-ва), однако все под разными предлогами отказались. Климент VII, папа Римский. Ок. 1533 г. Худож. С. дель Пьомбо (Пинакотека, Парма) В 1523-1524 гг. фламанд. теолог Альберт Пигге в составленной для К. записке о делах Московии отмечал важность союзнических отношений с московскими князьями в условиях тур. угрозы. Папа в послании от 25 мая 1524 г. хотя и писал вел. кн. Московскому Василию III только о «соединении» Церквей, не касаясь др.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Сочинение Никона, из которого заимствуются сведения, известно только в рукописи 472 Theophylacti. Liber de iis quorum Latini incusantur, p. 221–5; 233–5; 245. 249. Migne. Gr. ser. t. 126. 474 Назван так по имени города Россано в Калабрия, родины Нила. Нил также известен с именем „младшего». 475 В том же роде действовал Симеон новый Богослов . Вот его мысли: „я знаю некоторых, которые нисколько не заботятся, как избегать того, что бывает с ними тайно, или о чем размышляют в сокровенности сердца; они думают спастись без всякого другого делания т. е. без молитвы, хранения уст, воздержания, смирения и любви, а просто одним хождением к службам, думают, что для них довольно не оставлять только установленных служб – утрени, вечерни, часов – чтобы стяжать добродетели и достигнуть совершенства совершенных по возрасту Христову. Но это не так. Ибо Бог не зрит на лице, ни на внешнее одно благочиние нравов, ни на вопли наши, но на сердце сокрушенное и носящее страх Божий (Двенадцать слов Симеона в русск. переводе, стр. 89–90. Москва. 1868. „Пусть также не говорит человек», что он покаялся, и тому уже столько-то лет; пусть не высчитывает мне раздаяния и расточения богатства и злата и не говорит: „от имущества моего я одел столько-то нагих, напитал алчущих, напоил жаждущих; я расточил все свое достояние, поклонился гробу Господню, входил на гору Елеонскую, или давно уже постригшись, сижу в келлии один, исполняя по стольку-то молитв: этим спасусь, сего мне и довольно». Не обольщай себя, брат, кто бы ты ни был. Не утешай себя пустыми мыслями, поступая безумно. Вое это хорошо и очень хорошо, но если ты не увидал еще, посеяно ли что из лучших плодов на земле твоей, т е. на ниве сердца твоего; то скажи мне, какую получишь ты пользу обошедши концы земли и достигши до отдаленных морей? Отнюдь никакой» (ibid. стр. 174–5. „Посты, молитвы, милостыни, произвольная нищета, спанье на голой земле и все другое, что ни делает человек, должен он делать для того, чтобы содружиться с Богом. Если же все такое не ведет его к сему содружению, то какая от того польза» (Слова Симеона нового Бог., перевод.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

2000] 274 Vat. gr. 1156 (апракос) [D " Aiuto 1999] 236–237 Vat. gr. 1158 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 272 Vat. gr. 1159 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 274 Vat. gr. 1162 (Гомилии Иакова мона- ха) [von Euw et al. 2001] 240–248 Vat. gr. 1231 (Кн. Иова) [Papadaki- Oekland 2009] 285 Vat. gr. 1522 (Евангелие) [D " Aiuto et al. 2000] 272 Vat. gr. 1613 (т. наз. Минологий Васи- лия II) [D " Aiuto et al. 2008] 226–232 Vat. lat. 3225 (Виргилий) [Wright 1993] 44–47 Vat. lat. 3226 (Теренций) [Wright 2006] 48–49 Vat. lat. 3867 (Виргилий) [Wright 2001] 47–48 Vat. lat. 3868 (Теренций) [Wright 2006] 48–49 Vat. slav. 2 («Летописец» Манасия) [Джурова и др. 1985; Velmans 1986] 288 Biblioteca Valliceliana Е.24 (Псалтирь) [Zanichelli 2001] 151– 152 F.17 (Евангелие) [Moretti 2004] 274 S. Paolo fuori le mura s.n. (Библия) [Cardinali 2009] 115 прим. 1, 183–185 Россано Museo Archivescovale s.n. (Евангелие) [Lowden 1999] 34, 55 прим. 2, 84–90 Санкт-Петербург Российская Национальная библио- тека Араб. Н.Ф. 327 (Послания ап. Пав- ла) [Leroy 1974] 120–121 Греч. 21 (т. наз. Трапезундское Еван- гелие) [Захарова 2008] 152–154 Греч. 53 (Евангелие) [Durova 2011] 273 Греч. 67 (Евангелие) [Мокрецова и др. 2003] 273 Греч. 72 (Евангелие) [Попова 2010] 273 Греч. 98 (Евангелие) [Nelson 1980] 273 Греч. 101 (Евангелие) [Лихачева 1977] 273 Греч. 105 (т. наз. Карахисарское Евангелие) [Мокрецова и др. 2003] 273 F.I.5 (т. наз. Угличская Псалтирь) [Попов 2009] 138, 140, 142, 144, 145 прим. 2, 146 прим. 2, 148 прим. 2, 258 прим. 1 Сиена Biblioteca Comunale X.IV.1 (апракос) [Bonfiolio 2002] 273 Синай М-рь Св. Екатерины Греч. 3 (Кн. Иова) [Bernabò 2004] 3, 62 прим. 1 Тбилиси Институт рукописей Q 908 (т. наз. Гелатское Евангелие) [Саминский 1989] 259–260 Турин Biblioteca nazionale B.I.2 (Пророки) [Lowden 1988] 34, 115 Флоренция Biblioteca Medicea Laurenciana teca.bmlonline.it/TecaRicerca/ Amiatino 1 (В. Завет) [Gorman 2003] 103–105 Conv. Soppr. 160 (Евангелие) [Yota 2007] 20 Med. Pal. 244 (апракос) [Bernabò et al.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Оттон II попытался еще в январе 982 г. вернуть эти земли в подчинение, но успеха не достиг. Тогда Западный император решил разбить сарацин и таким способом завоевать утраченные симпатии местного христианского населения. Любопытно, что в официальной германской хронике тех лет говорилось, будто бы император желал освободить Калабрию от «частых набегов греков и грабежей сарацин» 679 . Впрочем, по другой версии, звучащей со страниц древней хроники, император «пытался присоединить к Римской империи Калабрию и Апулию, принадлежавшие Греческому государству, по причине родства, которое связывало его с Греческим императором через его жену Феофано» 680 . Его соперником стал Сицилийский эмир, объявивший христианам джихад. Спешно германец разослал повеления своим вассалам, включая и духовных лиц, поставить необходимое количество воинов. Увы, силы короля были невелики: светские князья прислали ему 586 рыцарей, а епископы – 1504 воина; конечно, ни о каком серьезном успехе с таким войском нечего было и думать 681 . Интересно, что в походе своего мужа участвовала Западная императрица, бывшая византийская принцесса Феофано, находившаяся во время решающей битвы в Россано под защитой византийского гарнизона. 13 июля 982 г. в долине реки Стило произошло роковое для Оттона II сражение. На измученное жарой и походом войско Западного императора внезапно напали арабы с местными греками и истребили весь цвет германской аристократии, почти поголовно уничтожив своих врагов. Оттон II чудом спасся и бежал на греческом корабле в Верону, где в начале 983 г. соимператором Западной Римской империи был провозглашен его сын Оттон III (983–1002). Все саксонские князья оплакивали поражение в битве, и лишь одна императрица Феофано, как казалось германцам, радовалась победе своих соплеменников (ведь греки были в сарацинском войске, и этого казалось достаточным) над армией мужа. Едва ли, конечно, события носили столь ярко выраженный однозначный характер, вполне возможно, что это был очередной наговор на изысканную гречанку, так слабо сочетающуюся с германскими нравами и традициями. Но в любом случае впоследствии ненависть германцев к императрице обуславливалась ссылкой на этот эпизод 682 . Сам же Оттон II скончался в возрасте 28 лет 7 декабря этого же года в Риме, подготавливая новый поход в Южную Италию 683 . Он стал единственным Западным императором, похороненным в Вечном городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходимо сделать еще один комментарий. Нужно учитывать, что при всей важности знаков и знамен ни римский император, ни полководец никогда не держал их сам, что отражено также в искусстве и нумизматике. При развитой системе значков, вексиллумов, орлов и огромном их значении в римской армии существовали специальные почетные офицерские должности, связанные с их ношением и хранением: вексиллярии, имагниферы, аквалиферы, драконарии и другие. Это же справедливо и для византийской армии. Хотя знамя и находилось при командире в армии, он также никогда не нес его сам, и нет упоминаний, что это нарушалось в триумфальных процессиях. «Мерарх был обязан благословить его и передать корнетам (Maur.Strat., VII,2). Знамени придавался почетный конвой, состоявший из 15-20 человек, избранных из наиболее сильных солдат. Вследствие этого роль корнета-бандофора в кавалерии и драконария в пехоте была весьма важной (подчеркнуто нами. – С.И.). В тагме, так как у нее имелось два знамени, был один бандофор и один гиппобандофор. Один строял при командире впереди, а второй при лейтенанте, или илархе, позади строя» [Осарес, 2007: 37-38]. На миниатюре «Суд Пилата» в Пурпурном кодексе VI в. (Сокровищница собора, Россано) Пилат изображен в центре; справа и слева от него – специальные чины, держащие значки [Grabar, 1953: 162]. При лаконизме миниатюры, по сути изображающей власть прокуратора, обращает внимание введение в композицию двух человек, единственная функция которых – держать знаки. Сигнумы римской армии Нужно также учитывать, что сигнумы римской армии были прочно связаны с язычеством и уже по этой причине не могли быть использованы в символическом языке христианских изображений. Орлы, кабанчики, драконы, скорпионы почитались как и другие войсковые знаки . За потерю знака воинское подразделение позорно расформировывалось, в легионе каждый десятый предавался смерти. Со знаменами (вексиллумами) и знаками обращались как с культовыми предметами: их умащивали, в некоторых провинциях дважды в год их увенчивали венками роз (праздник Rosalia signorum) – им не только отдавали честь, но и воздавали почести. «Как и изображения богов, знамена могли служить защитой для того, чьей жизни угрожала опасность, либо быть адресатом молитвенного обращения» [Махлаюк, 2006: 371].

http://bogoslov.ru/article/1655238

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕНСКИЙ ГЕНЕЗИС» (Vindob. theol. gr. 31), одна из самых красиво иллюминированных раннехрист. рукописей, сохранившихся до наст. времени. В XIV в. рукопись находилась в Венеции, куда была привезена одним из участников крестовых походов или путешественников. Ее миниатюры, вероятно, были использованы в качестве образцов венецианскими мастерами, иллюстрировавшими в 40-х гг. XIV в. Историю Троянской войны. В XVII в. рукопись принадлежала эрцгерц. Леопольду Вильгельму (ум. в 1662), а в 1664 г. с согласия имп. Леопольда I была приобретена П. Ламбеком для имп. б-ки в Вене. Большинство ученых считают, что «В. Г.» был создан в VI в.; единого мнения о месте написания и украшения рукописи нет. Долгое время создание 3 раннехрист. манускриптов, написанных серебром или золотом на пурпуре, Россанского кодекса (Архиепископский музей в Россано) , Синопского евангелия (Paris. suppl. gr. 1286) и «В. Г.», связывали с христ. Востоком - Сирией, Палестиной или Антиохией. использование дорогих материалов и высокое качество исполнения миниатюр говорят о возможности создания «В. Г.» в К-поле. От тома с текстом кн. Бытие на греч. языке, содержавшего, согласно реконструкциям, 96 листов, сохранилось 24 листа. Утрачены начало и конец, имеются лакуны в средней части. Листы (325 ´ 265 мм) окрашены пурпуром, по к-рому серебряными чернилами, со временем потемневшими, библейским унциалом написан текст. В его написании принимали участие 2 или 3 писца. Миниатюры расположены на каждой странице в нижней части листа. Нередко в одной миниатюре объединены неск. сцен; первоначально в «В. Г.» могло быть ок. 400 сцен - примерно столько же, сколько было в Коттоновском Генезисе (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI; почти полностью сгорел в XVIII в.). Главное место отведено изображениям, поэтому библейский текст, особенно в начале, нередко дан в сокращении. По мнению нек-рых исследователей (К. Вайцман, М. Левин, О. Мазаль), сюжеты для миниатюр «В. Г.» были взяты не только из кн. Бытие, но и из текстов Агады и Таргумов , комментариев к Библии. Сохранившиеся иллюстрации начинаются с истории Адама и Евы и завершаются смертью Иакова.

http://pravenc.ru/text/150349.html

Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204) А арона, на горе Ор в Аравии Авгаров, на Олимпе вифинском Авксентия (гора), в Вифинии Авраамитов, на Олимпе вифинском Авраамитов, или Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике Авраамия, или Авраамитов, в Константинополе Агафии, близ Тускулана в Италии Адриана, близ Россано Адриана и Наталии, близ Армента в Италии Акаппейский, в Фессалонике Акммитов, или Неусыпающих, в Константинополе Акруллия, в Фессалонике Ал-Сари, или Калоградик. в Иерусалиме Амальфинскии, на Афоне Анании, в Константинополе Анании, в Южной Италии Anargirius, в Россано Анастасии, в Константинополе Анастасии, в Россано Анастасии Φαρμακολυτρ ας, в Фессалоникийской митрополии Анастасия, в Полихоре в Южной Италии Анастасия, в Риме Ангела, в Мелитене Ангела, в Деманской долине в Сицилии Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии Ангела de Battipede, в Южной Италии Ангела de Ficarra, в Калабрии Андрея, близ реки Нигра Андрея, в Калабрии Андрея, в Фессалонике (перистерийский) Андрея, на Афоне Андрея и Иоанна Апостола, на реке Сангарисе νεμ, на Олимпе вифинском Аникитов, на Афоне Анкуриев, в Константинополе Анны, близ Мессаны Анны, в Иерусалиме Анны (скит), на Афоне Анны Monteforte, в Сицилии Антигонов, во Фракии Антидия, на Олимпе вифинском Антиоха, в Константинополе ντιφωνητο, в Константинополе Антония, в Константинополе Антония Великого , в Египте Анфемия, в Константинополе Апостолов, в Южной Италии Апостолов, на Афоне Апостолов, на горе Авксентия в Вифинии Аргурия, в Константинополе Аренария, в Россано ρεοβνδου, в Константинополе Арку, на Афоне Арментский, в Базиликате Армонианский, или το Β ρδονος, в Константинополе Арсения Великого , или Алказир, или Козаир, в Египте Артигена, в Кизической митрополии Архангела de Brolo, в Сицилии Архистратига, на Афоне Архистратига, в Иконии Архитриклиний, в Кане Галилейской Асикритский, в Пифиях Attalini, в Анкире в Галатии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Причащение апостолов. Пророки. Миниатюры из Россанского кодекса. VI в. (кафедральный собор, Россано. Fol. 3v, 4r) Причащение апостолов. Пророки. Миниатюры из Россанского кодекса. VI в. (кафедральный собор, Россано. Fol. 3v, 4r) Причащение апостолов. Пророки. Миниатюры из Россанского кодекса. VI в. (кафедральный собор, Россано. Fol. 3v, 4r) Причащение апостолов. Пророки. Миниатюры из Россанского кодекса. VI в. (кафедральный собор, Россано. Fol. 3v, 4r) Последний год царствования св. Юстиниана был отмечен спорами о нетлении Тела Христова. Этот вопрос, рассматривавшийся еще в полемике между монофизитами Севиром Антиохийским и Юлианом Галикарнасским, уже затрагивался правосл. авторами (напр., свт. Ефремом Амидским, патриархом Антиохийским ( 545)), но теперь его обсуждение приняло офиц. характер, т. к. в кон. 564 - нач. 565 г. имп. св. Юстиниан издал эдикт, посвященный этой проблеме. Свт. Евтихий , патриарх К-польский ( 582), отказался принять его и был смещен с кафедры. О содержании этого документа, текст к-рого не сохранился, высказывались разные мнения. Свт. Евтихий и его сторонники обвиняли эдикт в следовании ереси афтартодокетизма ; в то же время неприятие эдикта свт. Евтихием могло объясняться не неправославием св. Юстиниана, а тем, что в тот момент сам свт. Евтихий придерживался не вполне правосл. взглядов - об этом свидетельствовал свт. Григорий I Великий (Двоеслов; 604), будущий папа Римский (см.: Прозоров В. Б. Реальность плоти воскресшего тела: Спор Григория Великого с Константинопольским патриархом Евтихием//Эсхатологический сборник. СПб., 2006. С. 109-125). Согласно свт. Григорию, свт. Евтихий - по крайней мере в последние годы жизни - утверждал, что человеческие тела после воскресения будут «славой неосязаемой, тонки, как ветер и воздух» ( Greg. Magn. Moral. XIV 56. 72//PL. 75. Col. 1077). Такое учение о телах воскресения противоречит Евангелию (ср.: Лк 24. 39) и соответствует не правосл. учению, а представлениям, бытовавшим в оригенистской среде (ср. учение Евагрия Понтийского, писавшего о «духовных телах» воскресения, к-рые утратят «грубую» материальность ( Evagr.

http://pravenc.ru/text/348067.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010