4. Правящему архиерею Сызранской епархии иметь титул «Сызранский и Жигулевский». 5. Преосвященным Сызранским и Жигулевским быть епископу Жигулевскому Фоме, викарию Самарской епархии. 6. Включить Сызранскую епархию в состав Самарской митрополии. ЖУРНАЛ 32 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Смоленского и Рославльского Исидора с предложением образовать новую епархию в Смоленской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Глинковского, Ельнинского, Ершичского, Монастырщинского, Починковского, Рославльского, Хиславичского, Шумячского районов и города Десногорска Смоленской области — Рославльскую епархию, выделив ее из состава Смоленской епархии. 2. Правящему архиерею Смоленской епархии иметь титул «Смоленский и Дорогобужский». 3. Правящему архиерею Рославльской епархии иметь титул «Рославльский и Десногорский». 4. Епископом Рославльским и Десногорским избрать игумена Мелетия (Павлюченкова), клирика Смоленской епархии. 5. Место наречения и хиротонии игумена Мелетия (Павлюченкова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем послать соответствующий указ. 6. Включить Рославльскую епархию в состав Смоленской митрополии. ЖУРНАЛ 33 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вакантной кафедры Нерчинской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Нерчинским и Краснокаменским избрать иеромонаха Аксия (Лобова), насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Аксия (Лобова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 34 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Евсевия о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Псковской епархии с титулом «Гдовский» избрать иеромонаха Фому (Демчука), насельника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Фомы (Демчука) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://pravoslavie.ru/103219.html

8 Святитель Тихон, Патриарх Московский (Белавин Василий Иванович, 1865—1925) на Всероссийском Поместном Соборе 5 ноября 1917 г. был избран Патриархом. В 1922 г. арестован и находился под домашним арестом в московском Донском монастыре. Скончался 7 апреля 1925 г., погребен в Малом соборе Донского монастыря. В 1989 г. Русской Православной Церковью причислен к лику святых. В 1992 г. обретены его нетленные мощи, которые в настоящее время находятся в Донском монастыре. 9 Священноисповедник Георгий (протоиерей Коссов Георгий Алексеевич, 1855—1928), духовный сын прп. Амвросия Оптинского. С 1884 г., после священнической хиротонии, служил в Спасском храме с. Спас-Чекряк Болховского уезда Орловской губ. В начале XX столетия стал известен как прозорливец, чудотворец и молитвенник, отчитывал бесноватых. В с. Спас-Чекряк основал общину с приютом для детей-сирот и школой для мальчиков, построил каменный храм, странноприимный дом. После революции 1917 г. приход был закрыт, о. Георгия несколько раз арестовывали. Скончался 8 сентября 1928 г., похоронен у храма. После смерти почитание старца продолжалось, было собрано множество свидетельств чудотворений, совершенных по его предстательству. В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе протоиерей Георгий Коссов был причислен к лику святых в чине священномученика, и в том же году были обретены его нетленные мощи. В настоящее время мощи сщмч. Георгия находятся в Спасо-Преображенском храме г. Болхова. 10 Монахиня Вера (Логинова) — насельница орловского Введенского монастыря до его закрытия в 20-е гг. XX в., бывшая генеральша. Была известна в Орле как юродивая и прозорливица. 11 Архимандрит Афанасий (Москвитин Александр Иванович) родился в 1906 г. в Орле в семье купца Ивана Александровича Москвитина и приходился о. Иоанну двоюродным братом. С детства прислуживал в церкви, был старшим иподиаконом Орловского архиепископа Серафима (Остроумова). В 1930 г. епископ Рославльский Даниил (Троицкий) постриг его в монашество с наречением имени Афанасий в честь свт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3252...

В 1931 году церковь постигла печальная участь – она была закрыта, а позже разобрана на стройматериалы. Лишь в 2003 году храм был возрождён, но уже в пяти километрах от прежнего места – в нынешнем селе Екимовичи, его настоятелем был назначен и является по сей день иерей Алексий Шевяков. Отрадно узнавать, что среди наших земляков есть люди, для которых интерес к родным святыням, почитание их выражаются в конкретных созидательных делах. В 2013 году в Старых Екимовичах Ивановского сельского поселения на месте церковного алтаря были установлены и освящены Поклонный Крест и памятный знак, а в 2014 году – икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Каждое из этих событий стало настоящим праздником для православных. Святое место было приведено в надлежащий вид: близлежащая территория ухожена, высажены цветы, сделаны оградка, скамеечка, и такой порядок теперь всегда здесь поддерживается. Всё это стало возможным благодаря инициативе и стараниям жителей деревни Ивановское Татьяны Ивановны и Виталия Афанасьевича Буцукиных, Виталия Ивановича Ермаченкова и их детей – супругов Андрея и Елены Буцукиных, которым во всём помогает их дочка Мария. Вместе с этой дружной семьёй в благом деле приняли посильное участие их односельчане, друзья и единомышленники. Вскоре было решено построить здесь часовню. Спроектировал часовню священник Спасо-Преображенского монастыря, архитектор Рославльской епархии Андрей Пудов. Предприниматель Виктор Фёдорович Тюрин поставил необходимые стройматериалы. Своими силами сделали фундамент. Все основные строительные работы выполнены жителем села Екимовичи Михаилом Ивановичем Поляковым, настоящим мастером своего дела. Игорь Анатольевич Рыленков (внучатый племянник поэта Н.И. Рыленкова) сварил металлические подсвечники, а хороший парень из Десногорска Денис Анохин искусно их покрасил. По различным вопросам, связанным со строительством и обустройством часовни, помогал советами и консультациями настоятель Екимовичской Кресто-Воздвиженской церкви отец Алексий. Все работы выполнялись с радостью, любовно, и часовня получилась красивая, светлая и приветливая.

http://sobory.ru/article/?object=49958

Епископ Выборгский Игнатий освятил Сретенский храм Коневского Рождество-Богородичного монастыря 24 июля 2019 г. 19:47 23 июля 2019 года, в праздник Коневской иконы Божией Матери, священноархимандрит Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил чин великого освящения нижнего Сретенского храма Рождество-Богородичного собора обители и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Преосвященству сослужили епископ Рославльский и Десногорский Мелетий, наместник Коневского монастыря архимандрит Александр (Арва), братия обители, клирики Санкт-Петербургской митрополии. За богослужением молился настоятель Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (Финляндия) архимандрит Сергий (Райаполви), паломники, прибывшие из Финляндии в Коневскую обитель. По окончании Литургии епископ Игнатий возглавил крестный ход к скиту в честь Коневской иконы Божией Матери, где в сослужении епископа Мелетия совершил водосвятный молебен. Затем владыка Игнатий обратился к верующим с архипастырским словом: «Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно приветствую в Коневской обители в этот важный для монастыря и всей нашей епархии день. Сегодня мы совершили освящение нижнего храма после проведения реставрационных работ. Откровенно говоря, принимая решение о реставрации нижнего храма, я размышлял, необходимо ли его расписывать? Потому что исторически в нем не было фресковой росписи. Слава Богу, трудами прекрасных мастеров, Божиим благоволением мы смогли украсить храм и даже сделать больше того, что было раньше. Сегодня, в день памяти Коневской иконы Божией Матери, мы преклоняем колена перед этим чудотворным образом и в горячей молитве, с дерзновением просим Богородицу о наших нуждах. Понимаем ли мы, какое место в созидании нашей обители и в жизни всего человеческого общества занимает Пресвятая Владычица? Царица Небесная благословила эти места еще когда верный Ее ученик, любящий Господа, преподобный Арсений Коневский, принес Ее чудотворный образ с Афона в эти северные пределы. Знаем, что за 625-летнюю историю Коневского монастыря икона покидала эти стены, уходя вместе с братией во время разрушения монастыря. История обители имеет непростые страницы: монастырь трижды разрушался, на протяжении многих лет на сем месте оставалась лишь мерзость запустения. Так, на протяжении 100 лет в XVII-XVIII веках, во время «второго шведского разорения» братия жила в Новгородском Деревяницком монастыре, а затем вместе с иконой вновь вернулась на Коневский остров.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Посещая Смоленскую землю, Его Святейшество совершил великое освящение храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Десногорске и Троицкого собора Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря. В новоосвященных храмах Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию. После Божественной литургии в Свято-Троицком Болдинском монастыре Святейший Владыка передал обители чудотворную Казанскую икону Божией Матери, которая долгое время являлась чтимой святыней монастыря и считалась утерянной после его разрушения. Также в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия, епископа Брянского и Севского Феофилакта, епископа Смоленского и Вяземского Феофилакта, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия Святейший Патриарх Кирилл совершил в Успенском кафедральном соборе города Смоленска утреню и освящение отреставрированного иконостаса старинного величественного храма. На богослужениях присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, представители региональных органов власти. В ходе визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал под Смоленском на месте трагической гибели в авиакатастрофе Президента Польши Л. Качиньского и польской делегации. У памятного камня с именами погибших Предстоятель Русской Православной Церкви возложил венки и совершил заупокойную литию. Кроме того, Его Святейшество посетил Иоанно-Предтеченский монастырь города Вязьмы, Спасо-Преображенский Рославльский монастырь, отмечающий в этом году свое 450-летие, а также мемориальный комплекс «Катынь». 6 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вернулся в российскую столицу. 27 июня 2010 года Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение и первую Божественную литургию в новоосвященном соборе святой великомученицы Екатерины в Царском Селе, где проходили торжества в честь 300-летия со дня основания города Пушкина (до 1918 года — Царское Село). Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, епископ Петергофский Маркелл, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Выборгский Назарий, духовенство Санкт-Петербургской епархии. На богослужении присутствовали губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и другие представители городских и областных властей.

http://patriarchia.ru/db/text/1230534.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Сергия (Зятькова) при наречении во епископа Вяземского и Гагаринского 16 мая 2015 г. 16:10 16 мая 2015 года в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Сергия (Зятькова) во епископа Вяземского и Гагаринского. При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви! Промыслом Божиим, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, определением Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, призываюсь к высокому епископскому служению. Помышляя о высоте архиерейского звания, сознаю свою немощь и недостоинство. «Кто я Господи Боже … что Ты так возвысил меня» (1 Пар. 17:16)? В этот час всецело вверяю себя всеблагому Промыслу Божиему: «От лица Твоего, Господи, судьба моя изыдет» (ср. Пс. 16:2)! В пятнадцать лет принял я Святое Крещение, переродившее мою будущую жизнь. После принятия Таинства я осознал, что без исполнения заповедей Божиих, без участия в богослужениях жизнь человеческая лишена высшего предназначения. Учась в Москве, я старался не пропускать ни одной праздничной вечерней службы, не говоря о воскресной Божественной литургии, которую стремился посещать в Троице-Сергиевой Лавре. В 1984 году архиепископ Смоленский и Вяземский Феодосий (Процюк) пригласил меня в штат своих иподиаконов. Начиная с 1985 года, моя жизнь проходила под святым омофором Вашего Святейшества. Вы напутствовали меня перед службой в армии, по возвращении постригли в монашество, рукоположили в сан диакона и пресвитера. Вами, Ваше Святейшество, мне были поручены ответственные послушания настоятеля храма и благочинного. По Вашему представлению я был назначен настоятелем Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Затем в течение двух лет проходил послушание в Бразилии в храме святой мученицы Зинаиды в городе Рио-де-Жанейро.

http://patriarchia.ru/db/text/4081452.ht...

Каждый год 28 сентября местные жители приходят на могилку старца Никиты и совершают поминовение. Имена всех известных пустынников Рославльских лесов внесены в помянник вновь возродившегося Спасо-Преображенского монастыря в городе Рославле, и каждый день возносится молитва братии об упокоении славных подвижников. Часто приезжают рославльские монахи в святые кущи на берегах речки Булдачевки и думают основать там скит. После панихиды по пустынникам среди рославльского леса приходит чувство тихой радости за людей ушедших, сумевших снискать здесь благодать Христову, и за людей нынешних, не допустивших забвения этого святого места. На Коневце «Рождество-Богородичный Коневский монастырь имеет свою древнюю, полную событий историю, во многом совпадающую с историей Отечества. Когда были мирные годы, то и обитель процветала. А когда начинались междоусобицы и «нашествия иноплеменников», то обитель разорялась, неоднократно до самого основания. Но каждый раз она снова поднималась из руин и снова возобновляла свое благотворное действие в северных пределах Руси. В наше время, в нашествие своих собственных варваров, едва не были прерваны традиции некогда славной Коневской обители» 231 . В 1939 году советские войска заняли Карельский перешеек, перед их приходом на Валаам и Коневец монахи вывезли все самое ценное на территорию Финляндии. Там организовали Ново-Валаамский православный монастырь, где до сих пор хранятся многие святыни и реликвии, в том числе и Коневская икона Божией Матери (на которой у младенца Христа в руках два голубка). На острове Коневец в Ладожском озере в советское время располагалась военная база, поэтому на некоторых картах того времени остров не обозначался. Возобновление Коневского монастыря началось после посещения острова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1990 году. Возрождать обитель было благословлено архимандриту Назарию (Лавриненко) 232 , ранее возглавлявшему Валаамское подворье в Петербурге. Первые насельники поселились на острове 28 мая 1991 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Луги. Николая Чудотворца церковь. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1849 и 1858. Год утраты:Не установлен. Адрес: Смоленская область, Рославльский р-н, д. Луги Координаты: 54.0078, 33.1606 Проезд:с а/д Рославль-Юхнов повернуть по указателю " Луги " и следовать ок. 8 км. Храмовое место - слева у дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1730 году на месте источника была найдена икона Николая Чудотворца. В 1764 году Граф Салтыков построил деревянную церковь, куда перенесен был образ из часовни. Над целебным родником был устроен колодец. В 1858 году на средства прихожан вместо деревянной церкви был возведен большой каменный храм. В октябре 1890 года в Лугах была торжественно освящена и открыта двухклассная церковно-приходская школа. Обязана своим открытием школа была местному помещику Николаю Михайловичу Суходольскому, который передал для помещения школы дом с надворными постройками и прилегающим к нему местом под сад и огород. После революции 1917 года для села Луги, для церкви, для святого колодца наступили трудные времена. К 1935 году часть священнослужителей была репрессирована, часть вынуждена была уехать в другие края. С этого времени началось постепенное разорение церкви и часовни. В 1938—1939 годах каменная ограда и все сооружения церкви (кроме колокольни) были разобраны. Камень вывозился на подводах в основном в Рославль и частично в близлежащие селения. А позже была взорвана и колокольня. Неизвестно, что стало с иконой Николая Чудотворца, известно лишь только то, что часть икон из числа тех, что находились в Луговской церкви, оказалась у жителей окрестных деревень. Но тропа к святому источнику не зарастала и в годы гонений на веру. В 2003 г., чтобы приблизить источник к первоначальному его образу, у работников цеха ТАИ возникла идея - на средства работников цеха и пожертвования, собранные на источнике, возродить икону в память прославленной чудодейственной. В 2004 г., после длительного труда, молодым иконописцем Ильёй Верещагиным в иконописных мастерских Успенского подворья Оптиной пустыни г. Санкт-Петербурга была сотворена в древне-византийском стиле, по канонам церковной живописи, и освящена икона Святителя Николая. На холме, где когда-то возвышался белокаменный храм, в 2004-2005 годах установлены Поклонный крест и памятные знаки из камня со словами тропаря Николаю Чудотворцу и образом Святителя. В 2004 г. было положено начало возрождению утраченной в 1931 г. традиции крестных ходов к источнику Николая чудотворца. Из Десногорска небольшой группой верующих и настоятелей церквей Десногорска и Екимовичей в Луги был совершен крестный ход. В 2005 г. состоялись торжества в честь 150-летия крестного хода из Лугов в Рославль. Св. источник приписан к Спасо-Преображенскому монастырю в Рославле.

http://sobory.ru/article/?object=49988

Проживавший в то время (в 1848 году) в монастыре в звании бельца до пострижения в монашество, один из состоятельнейших граждан города Рославля П.Н. Ракочевский (по уличному прозванию - Руденок) пожелал на собственные средства обнести монастырь каменной зубчатой стеной. Но он только отчасти выполнил свое намерение; именно, он устроил стену только с трех сторон и поставил на угол этой стены две круглые башни, а третью башню четырехугольную с проездными воротами он поставил на протяжении южной стороны стены, почти у самых келий настоятеля. Под конец своей жизни Ракочевский, оставив монастырь, не окончил постройки стены. Впоследствие эта стена была окончена уже в 50-х годах на добровольные пожертвования частных лиц. Во время постройки Ракочевским монастырской стены, монастырь получил еще новое пожертвование. Проживавший пред тем в Рославле по делам питейного откупа, Кашинский купец Калинин прислал из Москвы в дар монастырю большой колокол весом 102 пуда 8 фунтов с надписью: " от неизвестного " . В эти же годы около монастыря и на монастырской земле было построено здание духовного училища. С начала открытия духовного училища в 1826 году это училище помещалось в купленном доме Глазова, который находился у торговой площади. Этот дом ветхий и не совсем удобный для жилья, но обещавший выгоды по своему положению у проводимого в то время Московско-Варшавского шоссе, был продан одному приезжему промышленнику. С продажей этого дома духовенство позаботилось постройкой нового постоянного здания для духовного училища. В 1845 году на монастырской земле, налево от святых входных монастырских ворот и было устроено новое каменное одноэтажное здание духовного училища. В последнее время над этим зданием устроен второй этаж деревянный. В этом здании и доселе помещаются классы Рославльского духовного училища. (Монастырская земля окончательно была закреплена за училищем по акту от 13 января 1869 года). С построением здания духовного училища при монастыре, иногда настоятели монастыря одновременно состояли и смотрителями духовного училища.

http://sobory.ru/article/?object=00469

Так в 40-х, 50-х и 60-х годах нынешнего столетия настоятели монастыря: Феодор (с 1842 - по 1855 годы), Аркадий (1855-1863 годы), Анфим (1863-1868 годы) одновременно были и смотрителями Рославльского духовного училища. В 50-х годах монастырь по возможности заботился о своем благоустройстве. Но так как собственных средств в монастыре не было в достаточном количестве, то вследствие этого монастырь должен был отправлять некоторых из членов своего братства за сбором добровольных пожертвований на благоустройство монастыря в разные места России. При помощи таких сборов, наконец, была закончена постройка монастырской стены в 1857 году. В 1853 году ветхая гонтовая крыша на церкви была перекрыта вновь железом. При окончании постройки Московско-Варшавского шоссе, строитель этого шоссе А.А. Вонлярлярский в память благополучного окончания подрядных работ заложил и устроил при Рославльском монастыре в юго-западном углу его ограды красивую каменную часовню. Впоследствие на средства доброхотных жертвователей и преимущественно К.Ф. Мек старанием настоятеля Назария к этой часовне был пристроен алтарь, а в самой часовне был поставлен иконостас. После этого в 1872 году это здание, предполагавшее быть часовней, было освящено как церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Со смертью игумена Антония в мае 1888 года монастырь некоторое время оставался без настоятеля. Епархиальное начальство заведование монастырем поручило протоиерею Пятницкой церкви города Рославля о. Алексию Щукину. Временное заведование монастырем протоиерея Щукина продолжалось до мая 1891 года, когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах и эконом архиерейского дома Вонифатий с возведением в сан игумена. При последнем настоящем настоятеле игумене Вонифатии монастырь мало-помалу принимает надлежащее благоустройство. Так, со времени поступления игумена Вонифатия в монастыре произведены следующие улучшения. В главном монастырском храме приделы во имя Святой Троицы и святого пророка Ильи сделаны теплыми.

http://sobory.ru/article/?object=00469

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010