На пути иудаизма становились наглядными, осязательными, как греховность, так и праведность. Поэтому здесь были одинаково возможны и отчаяние, этический пессимизм, и нравственное самодовольство, так что душевное настроение постоянно колебалось между этими крайностями 553 . Спеленатый множеством законов и правил, иудей ежеминутно встречался с возможностью греха. Он, по меткому выражению Иисуса, сына Сирахова, «ходил с падением своим» 554 . Каждое отступление от закона вопияло о небесном отмщении и грозно стояло в памяти грешника. Было ужасно и то, что нарушение одной заповеди делало человека виновным во всем законе 555 . Но грех прибавлялся ко греху и греховность возрастала с подавляющею прогрессивностью. Греховность одного сплеталась с развращенностью других, грех предков влек за собою грехи потомков. На рабско-номистической почве иудаизма выросли и учение о первородном грехе и убеждение в нравственной немощи человека. Вследствие греха Адама воцарились в человеческой жизни смерть, страдания и нравственное зло 556 . «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» 557 . Так как сам Адам согрешил под влиянием Евы, то «от жены начало греха и чрез нее все мы умираем» 558 . Но и Еву искусил диавол; поэтому «завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» 559 . Во всяком случае весь мир (этот «век») крайне развращен, и число спасающихся весьма ограниченно 560 ; сыны человеческие стали плотью 561 . Человек наказывается не только за свои грехи, но и за грехи своих отцов 562 . На этой же основе раскрылось иудейское учение о двух веках – настоящем веке звериных царств и будущем веке, когда будет новая земля и новое небо, когда изменится природа человеческая и будет царствовать правда. Но этический пессимизм на том же пути юридического оправдания легко и удобно сменялся самодовольством фарисейской праведности. Религиозное самодовольство иудеев питалось уже тем, что им «принадлежали усыновление, заветы, законоположение, богослужение и обетования» 563 . И заслуги отцов не пропадали бесследно для потомков. Уже в пророческое время в образе раба. Божия выражалась мысль о заступительном значении невинных страданий. Мы видели, что образ раба Божия не был для пророков полною действительностью, так как им было не вполне доступно всепоглощающее блаженство невинных страданий; еще менее этот образ мог быть синтезом реальности для иудаизма. Но чем менее он был доступен иудеям с внутренней стороны, тем более они усвоили его с внешней стороны. Не постигая блаженства в страданиях, возмущаясь их бессмысленностью для самого праведника, они тем крепче держались за их заступительное значение, тем настойчивее зачисляли их цену потомкам. На небе ведется счет добрым делам; страдания могут засчитываться человеку за его грехи; добрые дела отцов и невинные страдания праведников образуют на небе капитал, который находится в распоряжении синагоги 564 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но введенная из Азии в Египет степная лошадь доведена была в самом Египте до высокой степени развития красоты ее форм, посредством воспитания в стойлах на заводах 559 . Эти кони улучшенной породы необычайно высоко ценились в Сирии и Месопотамии «царями Хеттейскими и царями Арамейскими» (3 Ц. X, 28–29), так что в Палестине был устроен ряд конюшен 560 для перевода этих коней из Египта в Сирию, и транзит этот доставлял громадные выгоды Соломону, который в руках своих держал всю эту торговлю 561 . Торговля при Соломоне была так развита, что он владеет на Чермном море, – или лучше сказать на заливе этого моря – «в земле Идумейской» гаванью «Ецион Гавер, что при Елофе». В гавани этой «Соломон сделал корабль», говорит книга Царств 562 . Это залив, ныне именуемый заливом Акаба; в нем Соломон, с помощью друга своего Хирама, царя Тирского, и посланных им мастеров финикийских устраивает верфь и спускает свой собственный корабль. Эта первая и последняя удавшаяся Иудеям попытка кораблестроения и мореходства 563 настолько занимает ум великого царя, что он лично едет осматривать свою гавань Ецион Гавер, как о том записано в 2 Парал. VIII, 17. До сих пор Израильтяне совсем не знали мореплавания, а потому: «послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми. И отправились они в Офир и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов и привезли царю Соломону» 564 . В 3 Ц. X, 22 сказано еще (по поводу обилия золота при Соломоне): «Ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов», Сопоставляя это указание с именем загадочной страны Офир, кажется вернее всего предположить, что корабли Соломона и Хирама, ходившие вместе из Ецион Гавера, вывозили золото и упомянутые выше предметы и животных из Индии, или с острова Цейлона 565 . Другие писатели хотели видеть Офир то в южной Аравии, то на восточном берегу Африки, в стране Сомал; но есть одно возражение, которое по-видимому непреодолимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Перикопа Мк. 15:16–20 554 описывает сцену грубого унижения Иисуса во всей её устрашающей жестокости 555 . Римские солдаты взяли безжалостно избитого Христа, и «одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; И начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!» (15:17–18). В этой жуткой пародии на чествование царя используется титул, который упоминал Пилат. Унижению сопутствуют телесные муки (терновый венец). Эти муки и унижения возрастают от секунды к секунде: «И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему» (15:19). Сцена унижений, издевательств, глумления и насилия ощутимо выражает одну из сторон страданий Мессии. Исторические исследования показывают, что людям, осуждённым на смерть, могли воздаваться – в форме величайшего издевательства – царские почести 556 . Если римские солдаты знали об этом обычае и применили его к Иисусу 557 , Его унижение получает более глубокое основание. Однако с этим унижением сбывается пророчество Мессии в Мк 10:34 («и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его») 558 . Когда солдаты издевательски величают Иисуса царем, они подтверждают Его сверхъестественное знание. 13. В сцене Распятия ( Мк 15:21–32 ) 559 страдания Христовы достигают предела. Повествование сжато и лаконично. Марку нет необходимости углубляться в объяснения, поскольку ранее евангелист уже неоднократно касался этого события под разными углами. В Мк 15:21–32 кратко сообщается о последних событиях между преторией и Голгофой. Доминирующий элемент в этих эпизодах – глубокое и многогранное страдание Иисуса 560 . (А). О степени мучений Иисуса говорит красноречивый факт: палачи «заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (15:21). Иисус находился в ужасном физическом состоянии 561 . По обычаям того времени, осуждённые на смерть через распятие должны были сами нести крест к месту казни 562 . Судя по тому, что Иисуса избавили от этой участи, крест нести Он не мог. После изнурительной ночи, пыток и побоев, тело Его представляло сплошную рану. Он идёт к месту казни обессиленным и измученным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Получается, что иудеи для синедриона имели одни обвинения, а для Пилата – другие обвинения, что и обнаруживает их лицемерие. Блаженный Иероним пишет: «Так как Пилат ничего другого не спрашивает о преступлении, кроме того, что Царь ли Он иудейский, то иудеи обличаются в нечестии, потому что действительно не могли ничего ложного придумать, чтобы упрекнуть Спасителя » 561 . Но данное обвинение нелепо, даже если предположить, что кто-то вспомнил, что Иисус в родстве с царем Давидом, и предположил, что Он мнит Себя претендентом на царский трон. Но в то время династия царя Давида пришла в упадок, и его потомки вели образ жизни обычных людей. Истолковывая ответ Иисуса Пилату в словах « ты говоришь », Иероним добавляет: «Он ответил так для того, чтобы и высказать – истину и чтобы слово Его не подверглось ругательствам. И обрати внимание на то, что Пилату, который против воли вынес приговор свой о Нем, Он несколько отвечает; а священникам и князьям Он не хотел отвечать, считая их недостойными Своего слова» 562 . Читаем далее: Мф.27:12 . «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал». Христос не разговаривает с первосвященниками и старейшинами, но отвечает на вопрос Понтия Пилата. Это обусловлено тем, что Пилат не знает Закона и наказание ему меньше, а архиереи и старцы знают волю Господа из Писаний, и поэтому наказание им будет более суровое. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк.12:47–48 ). Молчание перед лицом врага хороший урок и для нас – «чтобы не дать повода ищущим повода» ( 2Кор.11:12 ), так как что бы мы ни говорили, враги будут искажать и неправильно истолковывать наши слова. Поэтому лучше молчать перед лицом недоброжелателей и противников. Сказано: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поэтому вполне обоснованно св. Григорий Палама изображает гражданские войны не как политические события, не имеющие никакого отношения к сокровенной духовной жизни христиан, но, напротив, как катастрофу Церкви. «Мы вновь отвергли заповеди Твои, – говорит он, – не желая знать друг друга, и стали как в начале, когда Ты еще не собрал нас в единого Бога, единую веру, единое крещение, единое общение неизреченное и единящее, и больше не несем в себе образ Твой, Отца любви». Спасение от этого – только в сильном христианском царе. «Сподоби их в мире и единомыслии прочее время пожить, оказывая делом и словом должное и подобающее повиновение и преданность божественнейшим нашим царям, которым Ты судил царствовать на земле, священной Церкви Твоей, и нам, единственно благодатью Твоею поставленным во главе Ее, чтобы и царствующие и царствуемые (управляемые царями), пастыри и пасомые, взирая к единому – к Твоей святой воле, и Тобою руководимые, и ныне обрели благую жизнь, и будущего блаженства достигли» 561 . Эта мысль чудесно перекликается со стихами 2-го Послания Фессалоникийцам святого апостола Павла, где говорится о том, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Фес. 2:7 ). И как уже неоднократно отмечалось в специальной литературе, многие богословы в течение двух минувших тысячелетий понимали под «удерживающим» христианскую империю и, еще более конкретно, православного царя 562 . Представим себе: Римской империи уже фактически нет, государство вот-вот падет под натиском османов. Но для духовного видения современников эти внешние материальные события ничего не значат. Пока существует православный царь, тьма не поглотит свет, освещающий Вселенную. Это – один из лейтмотивов «Плача о Константинополе» – поэме, написанной после падения великого города в 1453 г.: Ты был светилом в небе, Царьград благословенный, Звездою светлой утренней, что мир весь освещала, Лучистый свет дарующей всем странам во Вселенной:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 101 Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. С Евр.: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». «Псалом содержит в себе, – говорит бл. Феодор., – предречение о бедственном состоянии народа Иудейского в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием, потому что нищим пророк называет имеющего нужду в Божием о нем промышлении». Нищий по Богу это, по св. Афан., – «лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает к Богу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа». Св. Ап. Павел 26, 27 и 28 стихами сего псалма подтверждает учение о Божестве Спасителя. Сн. Евр. 1:10 . 2 . С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе». 3 . С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, (когда) воззову (к Тебе), скоро услышь меня». 4 . Кости моя яко сушило сосхошася. С Евр.: «Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены как головня». Акила перевел: «Кости мои, как пережженная земля, рассыпались». Т.е. «тело мое от печали сделалось сухим, как головня, как бы обожженное прирожением к нему какого огня» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «вся сила того, чем поддерживалось подзаконное служение, расслабла и погибла, сила эта – первосвященство, храм, принесение животных в жертву, народная независимость». 5 . Уязвен 561 бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сердце мое поражено, и иссохло как трава, так что я забываю есть хлеб мой». 6 . С Евр.: «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей». 7 . Уподобихся неясыти 562 пустынней, бых яко нощный вран 563 на нырищи 564 . С Евр.: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах». Т.е. находясь в бедствии, избегал людского общества, жил уединенно, как пеликан, как ночный ворон на развалинах. По св. Афанасию, «пророк говорит это по причине тьмы, объявшей народ, ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного ворона не иное, как издавать голос ночью, от чего получил он себе и имя 565 . Посему-то псалмопевец, проводя целые ночи на молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» ( 1Тим. 5:1–2 ). «Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» ( Лев 19:32 ). 561. Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям? Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51 ). 562. Кого ещё следует почитать подобно родителям? Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т. е. учителя и наставники ; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т. е. начальники гражданские ; те, кто защищает нас от обид силой законов, т. е. судьи ; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т. е. начальники военные. 563. Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим? В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим. 13:7 ). 564. Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» ( Еф. 6:5–6 ). «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» ( 1Пет.2:18 ). 565. Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми? Священное Писание предписывает обязанности к детям , соответственно обязанностям в отношении родителей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф. 6:4 ). 566. Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Таков был ход событий, когда начал свое служение «ветхозаветный евангелист» — Второисайя, призвавший к «новому исходу». Хронология 562-Смерть Навуходоносора II; Воцарение Амель-Мардука- 561-Освобождение Иехонии, царя иудейского, из темницы в Вавилоне- 560-Низложение Амель-Мардука-; Воцарение Нергал-шарруцура (Нериглиссара) — 559-Воцарение Кира в Иране- 556-Смерть Нергал-шарруцура-; Воцарение его сына Лабаши-Мардука; Захват власти Набонидом 553-Валтасар — наместник Вавилона- 550-Победа Кира над Мидией- 546-Покорение Киром Лидии- 545-539-Захват персами Средней Азии- 540-Первый поход Кира против Вавилона- 12 октября 539-Вход персов в Вавилон-; Смерть Валтасара- 29 октября-Вступление Кира в Вавилон- 538-Эдикт Кира, позволяющий иудеям вернуться на родину- 3. Личность Второисайи и литературные особенности его писаний. В писаниях пророка почти нет автобиографических свидетельств, как у Исайи или Иеремии. Только в одном месте мы находим нечто напоминающее рассказы о призвании других пророков: Голос говорит: возвещай! и сказал (я): что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой… Трава засыхает, цвет увядает; а слово Бога нашего пребудет вечно. (40,6,8) Многие толкователи усматривают в 50,4-6 отголосок той борьбы, которую пришлось выдержать провозвестнику нового исхода: Господь Бог дал мне язык мудрых, Чтобы я мог словом подкреплять изнемогающего; Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо мое, чтобы я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл мне ухо, и я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет мой биющим и ланиты мои поражающим, Лица моего не закрывал от поруганий и оплевания. Если это толкование верно, пророк встретил ожесточенное сопротивление маловерных, которые не желали покидать насиженных мест в Вавилоне. Второисайя записывал открывавшееся ему Слово Господне и, вероятно, читал свои пророчества на молитвенных собраниях. Эти записи являются небольшими поэмами, помещенными в сборнике без соблюдения строгой логической композиции. Такие отдельные «зачала» можно выделить по смыслу и основным темам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Федоровский в то же время показал: «я верю Евангелию и Библии » 559 . « Церковь я признаю, говорил Федоровский, на всяком месте, где собрание верующих во Христа» 560 . «Я верю, что Бог есть в трех лицах и что Он же есть Дух (показание Федоровского). Крещения и миропомазания, показывал Федоровский, не признаю, брак, священство, елеосвящение и покаяние признаю по учению Евангелия» 561 . «Детей пока не крестим, говорил Капустинский корреспонденту «Нового Времени», да и в том нет особенной нужды, даже и в том случае, если они умирают без крещения, ибо Спаситель сказал: «таковых есть царствие Божие». Не сходимся с ними (баптистами) во взгляде на крещение водою. Причащение, как таинство, не существует, но когда заблагорассудится – делается преломление хлеба и вкушается вино, но только в воспоминание тайной вечери, а не в спасение. Исповедь признается, причем каждый должен каяться в своих грехах постоянно и публично в собрании. Священников хотя пока и не имеем и заменяем их старшим в собрании, но достойных из своей среды, по избрании, за пресвитеров признаем, и они будут у нас скоро. Брак признаем согласно писаниям в том смысле, что сочетавающийся оставит отца и мать и прилепится к жене своей. Развода у нас не существует, ибо Спаситель сказал, что развод существует только по жестокосердию вашему. Исключение допускается только в том случае, когда одна из сторон отпадает и становится неверующей». «Учение наше состоит в вере во Христа, говорил Капустннский, любви, мире и безупречной жизни, даже пред лицом врагов. Никаких именин, крестин, родин, похорон и прочего не чествуем ни трапезой, ни бездельем» 562 . На преступников христиане (дымиевские штундисты) смотрят, по сообщению корреспондента, с духовной точки зрения; они жалеют их, ибо преступники творят-де по неведению. Преступник, раз он раскается, уже не преступник и может быть принят в среду христиан и считаться таким же братом, как и другие, ибо Господь кающихся не отвергает, а, напротив, сказал; «приидите ко мне все труждающиеся и обремененные».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Это видно уже из начала речи председателя к свидетелям. Действительно, в уголовных процессах, встречающихся в Библии, обвиняемыми всегда выступают свидетели-очевидцы. «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворный», так начинают главные свидетели свои показания против Иисуса Христа. 560 " Мы слышали, как он говорил, что Иисус Назарей разрушит место сие и переменит обычаи, которые нам передал Моисей», – свидетельствуют обвинители против св. первомученика Стефана. 561 И хотя кто-либо имел все данные для подозрения известного человека в совершении преступления, однако, он не может явиться обвинителем, если сам не был очевидцем самого преступления. Гемара прямо говорит по отношению к свидетелям: «не говорите: мы видели его идущим с мечом в руке после преступления; или: видели его в пустынном месте и вот, мы подошли после, и увидели мертвого; или: мы видели его идущим с окровавленным мечом». Далее рассказан характерный, в этом отношении, случай. Однажды Симон бен-Шетах, идя по полю, увидел впереди себя человека с мечом в руке. Скоро он наткнулся на труп, плавающий в крови. Подозревая, что убийцей был, шедший впереди человек, он нагнал его и, действительно, увидел, что меч его был окровавлен. Тогда он остановил убийцу и сказал ему: «кто убил человека там? Ты, или я? Жаль, что я не могу предать тебя суду, потому что лично не видел твоего поступка». 562 Симон бен-Шетах указывает и на другую причину, почему он, в данном случае, не мог быть свидетелем против убийцы перед судом. 563 Он ссылается на закон Моисея: «по словам двух или трех свидетелей должен умереть осужденный на смерть. Не должно предавать смерти по словам одного свидетеля». 564 Говоря юридическим языком, свидетельство бен-Шетаха было бы свидетельством недостаточным, даже если бы он и был очевидцем самого преступления. Недостаточными свидетельствами у евреев назывались именно одиночные свидетельства, не подтвержденные показаниями других свидетелей. Еврейское законодательство требовало, чтобы всякое обвинение основывалось на показаниях, по меньшей мере, двух свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010