Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Гребневская [Гребенская] икона Божией Матери , чудотворный образ (праздн. 28 июля, 21 авг.), находившийся в Москве в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Бору, известной как храм в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке (угол Лубянской пл. и Мясницкой ул.). История Г. и. изложена в сказании «Повествование о образе чудотворном Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Гребневская, и како и откуду обретеся зде, в царствующем граде Москве, в лето 6889-е, списано вкратце с древняго летописца» 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Романова. 2004. С. 561-562). В наст. время известно 3 списка «Повествования...»: Копенгаген. Королевская б-ка. Новое собр. (Ny kong. saml.). 122d-4 ° , посл. четв. XVIII в.; ГИМ. Щук. 125, нач. XIX в.; ЯИАМЗ. Инв. 15544. Л. 201 об.- 202 об., 1807-1811 гг. (сокр. вариант). Существует также краткая его редакция (1715) для полемического сборника С. Ф. Моховикова «Солнце пресветлое» (МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 68 об.- 69; ГИМ. Муз. 42. Л. 63-64 (гл. 45)). Содержание текста, опубликованного в 1834 г. по материалам, предоставленным М. П. Погодиным , передано в разнообразных изданиях, посвященных иконам Божией Матери. Согласно сказанию, в 1380 г. Г. и., к тому времени уже прославленная чудесами, была поднесена возвращавшемуся с Куликова поля вел. кн. Димитрию Донскому в городке Гребни, стоявшем у устья р. Чир - притока Дона; тогда же в Сиротинском городке князю была подарена Донская икона Божией Матери . Сначала Г. и. находилась в московском Успенском соборе. Вел. кн. Иоанн III в связи с походом на Новгород в 1471 г. построил обетную деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Бору и поставил туда чудотворную икону, а после чудесного рождения сына Василия, «дарованного Богородицей», Иоанн III, «наипаче велию веру нача держати ко пресвятей Богородице на Бору», украсил Г. и. драгоценной утварью и поместил ее в раму с клеймами Акафиста.

http://pravenc.ru/text/166423.html

E. The siege of Jerusalem, 589587 B.C.E. It has been debated whether the siege lasted for eighteen months, or for about twoandahalf years. 574 statement in Ezekiel 33:21 which says that an escapee from the destruction of Jerusalem reached Ezekiel “in the twelfth year, in the tenth month, on the fifth day of the month.” This would mean that the escapee reached Ezekiel with the message that the city had been taken about oneandahalfyears after the destruction of Jerusalem. This seems incredible. Therefore, it is often argued that Ezekiel 33:21 year,” which is supported by the Syriac Version, the Greek Septuagint Version, and a few Hebrew manuscripts. 575 reading of “twelfth year” may be retained, with the escapee reaching Ezekiel about six months after the capture of Jerusalem, which seems more natural. Further, it is shown by this reckoning that the siege lasted for about twoandahalf years, instead of eighteen months. F. Jehoiachin’s 37th year of exile, 562/61 B.C.E. In 2 Kings 25:27 37th year is equated with the accession year of EvilMerodach. Here we have an excellent confirmation of the conclusion that the Judean kings applied a TishritoTishri regnal year. EvilMerodach ascended to the throne in the autumn of 562 B.C.E., and his accessionyear ran to Nisan, 561 B.C.E. Jehoiachin’s release from prison took place in the twelfth month of EvilMerodach’s accession year (Jeremiah 52:31 on the twentyfourth day. This corresponded to March 30, 561 B.C.E. (Julian calendar). If NisantoNisan regnal years are applied to Jehoiachin’s exile, his 37th year cannot be counted from Nisan, 561 B.C.E., as this month fell after his release from prison. But if his 37th year of exile is reckoned from Nisan, 562 B.C.E., in order to retain the synchronism to EvilMerodach’s accession year, his first year of exile has to be reckoned from Nisan, 598, to Nisan, 597 B.C.E. Is this likely? As his deportation took place around Nisan 1, 597 B.C.E. (2 Kings 24:1017 Babylonian Chronicle B.M. 21946:1113), this would mean that his first year of exile fell nearly exactly one year before he was deported! As this is impossible, his years of exile must have been reckoned according to TishritoTishri years.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

5) свт. Кирилл Александрийский, 6) прп. Максим Исповедник, 7) прп. Иоанн Дамаскин. Патриарх указывает, что более поздние отцы (6-7) были во всем согласны с предшествующими отцами (1-5) и «лишь другим способом изложили здравое отеческое разумение» c. 559]. Из рассмотрения текстов отцов Григорий делает вывод, что их учение таково: «Дух через Сына, но не исходит – об этом никто не говорит, – а происходит ( πρχειν), воссиявает и подобное» c. 558]. Григорий настаивает, что единственной причиной бытия и Сына, и Духа эти отцы видели только Отца. Для обоснования своего учения патриарх отдельно рассматривает вечные отношения между Отцом и Духом, а также между Сыном и Духом: 1) «Дух Святый, исходящий от Отца, от Него же имеет причину и ипостаси [Своей] и бытия (το εναι)» c. 562]; 2) «Он [Дух Святый] через Сына проходит (προν), открывается, воссиявает, является, приходит (κον) и познается» c. 562]. Григорий здесь отмечает, что в творениях отцов говорится: Святой Дух «через Сына является, и посылается, и воссиявает, и открывается, и познается» c. 562], а также «что Дух Святый исходит от Отца через Сына» c. 562], но не в смысле, «что Дух Святый имеет происхождение через Сына, так что вследствие этого присвоялась бы и Сыну причина ипостаси Всесвятого Духа» c. 562], а «поскольку Он исходит от Отца как от виновника, то оттуда же имеет и происхождение, так как форме происхождения всего приличнее быть оттуда же, откуда и происхождение; с другой, что Он через Сына проходит и является и прочее» c. 562]. Для пояснения различия взаимоотношений между Лицами в Троице Григорий использует традиционную святоотеческую аналогию солнца, луча и света. Свет испускается от солнца и является через луч, Святой Дух «исходит и существует» c. 563] от Отца «как от виновника» c. 563], но также происходит Его «воссияние» через Сына («Он через Сына является и открывается» c. 563]). Григорий в данном случае четко указывает, что Сын не имеет отношения к причине бытия Святого Духа. Свою мысль Григорий Кипрский подтверждает ссылками на тексты свт. Григория Нисского. Ссылаясь на этого отца, патриарх настаивает, что он «словами “Дух через Сына” сейчас же ударил на воссияние, облистание, проявление и прочее подобное, что говорится и у других богословов, и у самого Нисского, когда они говорят, что “Дух через Сына”» c. 565]. Патриарх считает, что слово «исходить» лучше использовать в значении «получать бытие от Отца», но при этом он считает необходимым понимать, что ранее отцы использовали этот термин в ином значении: «Посему когда они говорят, что Дух Святый исходит от Отца через Сына, то и мы говорим так же, как и они: Дух Святый исходит от Отца через Сына. Опять, когда они думают, что происхождение у Духа Святого и прохождение в бытие от Отца, а проявление, обнаружение и воссияние через Сына, то и мы так же думаем и мудрствуем и, мудрствуя таким образом, ничего не отнимаем у слова “исхождение”, означающего способ происхождения» c. 566].

http://bogoslov.ru/article/6023804

быта греко-римского и романо-германского, возникает вопрос, с какого момента считать наступление новых неклассических форм. Появление романо-германских народов очень раннее: 378 год громко заявляет о бытии германских народностей – готов. Между тем, и этот момент некоторые историки оспаривают, доказывая, что нужно вести первый период в формах классических до падения Римской империи, другие – до Халкидонского собора. Но едва ли можно признать, что германская народность тогда уже создала особую форму, которая должна была сменить форму классическую. Деление до Халкидонского собора оказывается тоже неудачным. IV вселенский собор, как и Никейский, имел свое продолжение, после него шли споры о его значении и самый вопрос был окончательно решен на VI вселенском соборе, который можно поставить в аналогию со II. Провести границу между двумя периодами на основании изменения классических форм на романо-германские нелегко и для запада. Нечего уже говорить о востоке, потому что империя воображала, что она империя ромеев. С точки зрения западных историков, выдвигать обращение романо-германских народов в христианство весьма понятно. Но должно указать такое событие которое имело бы значение как для востока, так и для запада и составляло бы границу между и II периодом. Попытку разобраться в вопросе о разделении церковной истории на периоды сделал в 1887 г. протестантский пастор Wolff (Zur Zeittheilung der Kirchengeschichte в Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben 1887). Он предъявляет по отношению к эпохам требование, чтобы они, если и не представляли из себя новых принципов, то по крайней мере были взяты из самой внутренней жизни, не из внешней, и изображали собою ее прогрессивные явления, но отнюдь не регрессивные; они должны, таким образом, представлять величины положительные, а не отрицательные. Но это положение, что принципом деления должен служить не внешний для церкви факт, а событие в жизни самой церкви и притом такое, в котором церковь вступает в новую ступень своего развития (момент прогресса), сильно скорее отрицательной, как протест против фальшивых рубрик, чем положительной стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Эта мысль — естественная и справедливая, но для архитектоники делений крайне неудобная, отзывающаяся почти отречением отделения по периодам. В действительности, при указанном различении церкви в формах классического быта и неклассического, т. е. быта греко–римского и романо–германского, возникает вопрос, с какого момента считать наступление новых неклассических форм. Появление романо–германских народов очень раннее: 378 год громко заявляет о бытии германских народностей — готов. Между тем, и этот момент некоторые историки оспаривают, доказывая, что нужно вести первый период в формах классических до падения Римской империи, другие — до Халкидонского собора. Но едва ли можно признать, что германская народность тогда уже создала особую форму, которая должна была сменить форму классическую. Деление до Халкидонского собора оказывается тоже неудачным. IV вселенский собор, как и Никейский, имел свое продолжение, после него шли споры о его значении и самый вопрос был окончательно решен на VI вселенском соборе, который можно поставить в аналогию со II. Провести границу между двумя периодами на основании изменения классических форм на романо–германские нелегко и для запада. Нечего уже говорить о востоке, потому что империя воображала, что она империя ромеев. С точки зрения западных историков, выдвигать обращение романо–германских народов в христианство весьма понятно. Но должно указать такое событие которое имело бы значение как для востока, так и для запада и составляло бы границу между и II периодом. Попытку разобраться в вопросе о разделении церковной истории на периоды сделал в 1887 г. протестантский пастор Wolff (Zur Zeittheilung der Kirchengeschichte в Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben 1887). Он предъявляет по отношению к эпохам требование, чтобы они, если и не представляли из себя новых принципов, то по крайней мере были взяты из самой внутренней жизни, не из внешней, и изображали собою ее прогрессивные явления, но отнюдь не регрессивные; они должны, таким образом, представлять величины положительные, а не отрицательные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Причастия бывают постоянно, и обязанности православного христианина исполняют; малолетних же детей своих Евстафия 5 и Кирилла 8 л., воспитывают в православной вере. Для удостоверения в чем и дано им, Соболевым, свидетельство сие за надлежащим подписом и печатью. Священник... Диакон... Дьячок... Пономарь. » » ноября 1856 года. Форма 2-я. Для новоприсоединенных к православию. Свидетельство. Мы нижеподписавшиеся, священно и церковнослужители Ярославской епархии, Романо-Борисоглебской Свято-Троицкой церкви, свидетельствуем, что предъявитель сего Романо-Борисоглебский купец Яков Стефанов Милютин, с женою своею Анною Васильевою и детьми, Алексеем 20 лет и Петром 7 лет, согласно желанию их, присоединены нами по чиноположению, в прошедшем 1855 году, из раскола ко Святой православной церкви (что и значится в метрических церкви нашей книгах под И за тем лица сии бытием у исповеди, причащением Св. Таин и исполнением других христианских обязанностей доказывають принадлежность свою к православной церкви. В удостоверение чего дано им, Милютиным, свидетельство сие за надлежащим подписом и печатью. Священник... Диакон... Дьячок... Пономарь. » » ноября 1856 года. Форма 3-я. Для новоприсоединенных из раскола к единоверию. Свидетельство. Мы нижеподписавшиеся, священно и церковнослужители Ярославской епархии, Романо-Борисоглебской единоверческой Архангельской церкви, свидетельствуем, что предъявитель сего Романо-Борисоглебский купец Петр Иванов Серебряков, с женою Анною Арсеньевою и детьми: Феодором 20 лет и Яковом 7 лет, согласно желанию их, присоединены нами по чиноположению, в прошедшем 1855 году, к единоверию (что и значится в метрических церкви нашей книгах под И затем лица сии бытием у исповеди, причащением Св. Таин и исполнением других христианских обязанностей доказывают принадлежность свою единоверию. В удостоверение чего дано им, Серебряковым, свидетельство сие за надлежащим подписом и печатью. Священник... Диакон... Дьячок... Пономарь. » » ноября 1856 года. Форма 4-я. Для чужеприходных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 770 г. была поставлена колокольня над церковью св. Петра в Риме. Построенный Карлом Великим собор в Ахене имеет две башни, где могли помещать колокола. Временами строили башни для симметрии или удобства входа и выхода. 1128 Изолированные башни употреблялись в Италии. в) о Романо-византийском стиле Таковы черты Романского стиля до одиннадцатого века, который в одиннадцатом и двенадцатом веках видоизменился и известен был под именем Романо-византийского, служащего в свою очередь зародышем готического стиля, или переходом к последнему. С построением храма святой Софии христианское искусство как бы истощилось на долго. Не говоря уже об общем характере, о свободе и разнообразии украшений, самое название Романо-византийского стиля показывает характеристику его. Соединение круглой лиши с ломаною составляет отличительную черту его. От того в Романо-византийском стиле видим окна остроконечные, двери круглые, в средней зале устрояются своды и транзент. Жители Востока, скрывавшиеся в Италии от преследования иконоборцев, принесли с собой на Запад живопись и мозаику и чрез это способствовали развитию архитектурного искусства в лучшем вкусе и расширению фасада церквей. «Над дверью, говорится у Хорошунова, 1129 поднимается галерея, в виде арок, опирающихся на колонки; над нею возвышается oculus – большое круглое окно, с разными наружными украшениями; весь передний фасад завершается углом более или менее острым, смотря по крутизне кровли. Колокольни обращаются в громадные башни в несколько этажей и украшаются, как и фасады церквей. В тоже время они увеличиваются в числе, так что в некоторых церквах бывало их по четыре и больше. Под церквами устраиваются крипты, или подземельные капеллы, в которых ставятся гробы мучеников. Но в этот же период на Западе церкви принимали часто характер не только религиозных монументов, но и военных украшений. Зубчатые стены, бойницы, рвы, подземные переходы обращали их в крепости, пока собор Авильенский (1204 г.) не запретил такой профанации святыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Учение Католической Церкви о благодати: Оправдание не ограничивается отпущением грехов: ХВ 557, 562–564, 566, 576–577, 593; начинается новая жизнь: ХВ 557–558, 562, 564–565, 593. Дух Святой пребывает в душе: ХВ 563, 565, 653; новым рождением человек становится соучастником Божественного естества: ХВ и живым членом мистического Тела Христова: ХВ 566; чадом Божиим и наследником неба: ХВ 556, 558, 562, 579, Благодать Божия умножается посредством соблюдения заповедей и добрых дел: ХВ 569, 571–572, 601–603, 606–608; которые придают заслуги для вечной жизни: ХВ 539, 579–581, 608, 613–614, Вместе с оправданием сообщаются излитые добродетели – вера, надежда и любовь: ХВ 566, 593. Благодать – это бескорыстный и сверхъестественный дар: ХВ 555, 559, 567–568, 653, 654. Благодать теряется через каждый смертный грех: ХВ 576, 578, 609, 697. Действительно существуют естественно добрые дела: ХВ 589, но только благодать делает способным к совершению действий, обладающих сверхъестественной ценностью: ХВ 529, 532–533, 537539, 543–547, 555, 583–585, На пути оправдания человека благодать предпринимает первоначальную инициативу: ХВ 528, 533, 537–538, 541–546, 559, 583–584. Но зависит от человека, принимает ли он ее действенным образом: ХВ 92, 539, 540/1, 540/10, 559, 586; ибо она не лишает его свободы: ХВ 540/2, 559, 586, С ее помощью человеку надлежит готовиться к оправданию: ХВ 539, 540/1, 559–561, 586–591; особенно верой, необходимой для оправдания: ХВ 90, 94, 544, 560–561, 567; самой по себе недостаточной, чтобы произвети такое оправдание: ХВ 567–568, 571, 591, 594–596. Действующая благодать необходима, чтобы постоянно избегать смертного греха: ХВ 521–523, 530–531, 534. Последовательность до конца – это особая благодать: ХВ 540/10, 574–575, 598, 604. Каждый человек получает благодать, необходимую и достаточную для соблюдения заповедей: ХВ 547, 570, 600, но не для избежания всякого повседневного греха: ХВ 524–526, 570, 605. Бог хочет, чтобы все люди спаслись: ХВ 540/3, 547/1, 547/3–547/4,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

535-537 537-538 ДЖИННЫ в исламе одна из 3 категорий (2 другие - ангелы и люди) разумных существ, сотворенных Аллахом ДЖИХАД в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина 538-539 539-544 ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы 544-545 545-547 ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 547-548 548-549 ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) 549-551 ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви 551-553 554-555 ДЖУНКОВСКИЙ Степан Степанович (1821 -1870), рус. дворянин, один из представителей рус. католицизма XIX в. 555-556 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви 556-557 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви 557-558 558-559 559-560 560-561 ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 561-562 562-563 562-563 563-564 ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель 564-571 ДИАКОН одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера 571-580 ДИАКОНИКОН 1) особый компартимент христ. храма; 2) Служебник особого состава, предназначенный для диакона 580-587 587-588 588-604 ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. 604-618 618-621 ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

Если готическая форма окон уже была из­вестна в новгородском зодчестве (церковь Николы Белого 1312—1313 гг.), то круглое окно практически не имеет аналогий и является прямым сви­детельством заимствований в западной архитектуре. Похожая композиция с двумя окнами, круглым окном над ними и завершающей аркой (правда по­луциркульной) известна нам в церкви в Вальяла на острове Сааремаа в Эс­тонии, которая сооружена в середине XIII в. Отдельные круг­лые окна розы с валиковыми обрамлениями известны и в Домском соборе в Риге XIII в. (средний неф, крестовый ход и зал капитула). Такое сход­ство с романо-готическими по стилю храмами говорит о возврате мастеров храма на Сковородке к поискам форм в архитектуре Балтийского региона, что существенно отличает исследуемый памятник от храма на Волотовом поле, где только окно с треугольным верхом в восточной части южного фа­сада свидетельствовало о западных влияниях, а общий слитный облик хра­ма, в самых общих чертах и с упрощениями воспроизводившего храмы в Перыни и на Липне, говорил об аскетизме заказчика и мастерстве зодчих, использованием изящных пропорций буквально «вытянувших» памятник до уровня шедевра. В церкви на Сковородке при использовании того же типа западные формы занимают уже значительное место в декоре фасада, что воз­вращает этот памятник в круг новгородских храмов первой половины XIV в., в которых в той или иной детали фасада обнаруживаются романо-готические формы (аркатуры, окна, стрельчатые порталы). Здесь мы также видим появление новых форм, которые появились на фасаде как будто помимо воли заказчика и существенно сближают выработанный Моисеем и его мастера­ми в церкви на Волотове «очищенный» тип монастырского храма с архи­тектурной практикой своего времени. Таким образом, при беглом обзоре архитектурных форм храма Миха­ила Архангела на Сковородке, исследование которого следует продолжить, раскрыв руинированные остатки, выясняется, что этот монастырский памят­ник показывает усиливающееся движение в сторону складывания нового стиля, в формировании которого активно участвуют заимствованные романо-готические мотивы, а также конструкции и детали «смоленского» про­исхождения.

http://sobory.ru/article/?object=01582

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010