И вот изможденному и во сне забывшемуся Роману является Пречистая Дева, держа в руках Своих длинный свиток с божественными глаголами, который вручает юному чтецу, влагая его ему во уста. Проглатывает Роман длинный свиток (греческое житие называет его «кондакион») и исполняется дивной силы. На следующий день в громадном храме Святой Софии совершается утреня. Синклит и священство стоят, внимая искусству патриарших певцов. И снова под град насмешек и злорадных выпадов принужден идти с клироса чередной певец, юный Роман. Тишина повисла под громадным, как небо, куполом храма. И, о чудо!.. дивный, грудной голос запел божественную мелодию, и слова, переливаясь звоном серебряных колокольчиков, тают в полумраке громадного храма: «Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог». О предивный и пречудный сладкопевче Романе! В память этого события во дворце Василевса при царской трапезе долгое время сохранялась традиция пения этой песни.   За этим скромным и смиренным образом встает другой, величайший художник, столп истинной веры, святой Иоанн Дамаскин. По значению своему это фигура затмившая своим величием многих. Это тот, кого Церковь уподобляет Давиду, «наставник Православия», «учитель благочестия и чистоты», «светильник вселенной», тот, кто Церковь Святую «уяснил песнями». Ecclesiae Sanctae lumen, как выражается латинская церковная поэзия. Так же, как и Косьма, он ушел от мира и прелестей его, расточил богатство, дал Богу взаймы, как говорит песнь церковная, и в лавре св. Саввы слагал свои песни на берегах Кедронского потока, украшая творениями своими церковную сокровищницу. Святой Иоанн сложил весь круг седмичного богослужения, создал осьмогласное пение. Великий художник слова и духа, борец за святые иконы и Веру Православную, обличитель «Несториева разделения», «Севирова слияния, единовольнаго пребезумия» (т. е. монофилитства), сопротивник ересей и врагов Христовых навеки связал себя с пречудным именем Богоматери Троеручицы. В его дивных «догматиках», поемых на вечерне, заключена вся полнота церковного учения. По ним лучше, нежели по ученым догматическим трактатам кабинетных богословов, постигается сокровенный смысл божественной тайны воплощения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Притом автор древнего слова говорит нерешительно и неопределенно: святой Андрей «ощущаше некако глаголы молитвы Богородицы». Подобный ораторский прием допустили за ним и другие. Автор древнего слова после молитвы Богородицы влагает в уста церкви славословие самой Богородице: возвеселижеся и церкви ( церковь )... вопия царицы гласы неглаголаными: величить, глаголя, слава моя небесную Царицу, яко преклонися милостивне и проч. и после составленного им самим славословия говорит: «сиа церкви ( церковь ) аще не глаголы, но вещьми прославляаше пречистую Богородицю».   Почему празднование Покрову Богоматери положено 1 октября? Потому, как догадываются некоторые, что в 1 день октября совершается празднование Роману сладкопевцу, жившему в VI веке при храме Богородицы Кировой или Кирской в Царьграде, ходившему ко всенощным бдениям и во Влахернскую церковь . Но в проложном сказании об установлении праздника Покрова Богородицы эта мысль устраняется. Сказано: «уставижеся таковый праздник праздновати месяца октября в 1 день, в память св. апостола Анании, во славу Отца и Сына и Святого Духа». О Романе Сладкопевце не упоминается. Может быть, праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен 1 октября потому, что осеннее время, по окончании полевых работ и молотьбы, самое удобное к празднованию и потому что в этом месяце нет Богородичных праздников, как например в ближайшие месяцы 8 сентября и 21 ноября. Прочие месяцы и части года заняты постами или многодневными праздниками: рождественскими и пятидесятницей. Некоторые полагают, что на установление праздника Покрова Богородицы в России имело влияние то, что св. Андрей, которому явилась Богородица во Влахернском храме, был, по славянскому переводу, славянин, в подлинном греческом скиф. Несомненно, что скифами в то время греки называли и славян, и, конечно, признание св. Андрея славянином могло иметь отчасти влияние на установление праздника в России, но в проложном сказании об установлении этого праздника не дается на то указания; событие само по себе поразительно для благочестивого чувства, которое было сильно у предков наших в древние времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И высока и осиянна высь, И все земное тщетно и ничтожно, И ты взыскуешь верить и спастись – Но человеку это невозможно. Ангел Златые Власы Слава дольняя, вспыхнув, как встарь, Кротко высушит капли росы. В душу кесаря и на алтарь Смотрит Ангел Златые Власы. О, не плачь, Византия, не плачь, Что так близок и яростен суд, А над хрониками неудач Бирюзовые очи цветут. Пусть отъидут апостолы, пусть Крест чалмой обмотает пророк: Ты ведь ведаешь все наизусть, Что Распятый Учитель прорёк. Все ты знаешь об истинном времени – и у стола твоего Каждый арсис горит о Царе Горним золотом славы Его. Твои ратники, аки трава, Полегли на османских мечах – И уже не Босфор, а Москва Отражается в скорбных очах. И над орарями русскими рек, Где Святая земля на весы Возлегла – не смежай своих век, Светлый Ангел Златые Власы... Св. Ефрем Сирин Великий Рим и в тоге готской тьмы Иззябнув, сетует о крахе скором. А мар Афрем поет себе псалмы И бьется над почтенным женским хором. Еще в глуши Европы племена Бурлят и бродят на пороге Даты. А Сирия Распятому верна И Пешитто хранит верней Вульгаты. Кто призван в пятый час, кто – во второй: Да радуются все и да не плачут! Благая вера двигает горой, А судьбами избранников – тем паче. Да сбудется реченное про суд! Пока ты ратуешь с греховной былью, Отцы-епископы тебе несут Благословение с епитрахилью. Ты ж в рубище смирения, как встарь, Прейдешь всю меру бытия земного И сам возложишь на Христов алтарь Безценный дар – благую жертву слова. И, на верблюжьем – сквозь ушко – горбе Потщась в Христово царство протесниться, Помолятся с тобою и тебе Сослужницы твои все – головщицы. И ты по благодати – ю же Спас Ти даровах – прости им сбой скорее И помолись Спасителю о нас, Как только ты молить Его умеешь... Романе Сладкопевче Преподобие Романе Сладкопевче, Поначаль мне воспети тропари И обкласть поучительные речи Изразцами Фаворский зари Возгревания духа ради! Тропы Несумнительно служат старине – Но харизма обочины Европы Византии не к цатам, сиречь – не К духоносному лику. Бить поклоны –

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Чудо 8 О святом Романе Сладкопевце, создавшем кондаки для всех святых Явлено в книге Симеона Метафраста (1 число месяца октября), когда мы празднуем память святого Романа Сладкопевца , что тот святой был из города Эдесса. Он оставил родину и пошел в Константинополь, где поселился в монастыре Пресвятой Владычицы нашей, который называется в Кире. Святой Роман часто ходил из своей келлии в храм Приснодевы во Влахернах, где проводил всю ночь на всенощной, ибо был благоговеен и доблестен. Часто он бодрствовал на Господние праздники, молясь всю ночь до утра, потому и удостоился приять такое достоинство от Владычицы. Однажды на Рождественской всенощной он находился в названном храме во Влахернах и немного вздремнул от трудов. Тут он видит зримо Пресвятую Деву, несущую свиток, то есть книгу. Она говорит ему: «Открой уста, чтобы съесть этот дар, который Я тебе даю». Роман открыл уста и проглотил свиток. Только начало рассветать, он поднялся на амвон и начал с великим благоговением кондак праздника: Дева днесь Пресущественного раждает... и далее. Он пел с такой мелодичностью и сладостью, что становилось понятно: с Неба, а не из среды людей пришел благодатный дар, который ему дан. Все восхищались его пением и благоговели. Роман создал кондак не только на этот праздник, но и на другие праздники Спасителя, Пресвятой Девы и всех святых. Он составил более тысячи кондаков, то есть на весь год, сколько их поет наша Церковь . Чудный святой потому удостоился такой благодати от Богоматери, что был к Ней особо благоговеен и почитал Ее. Матерь Божия дивно прославила его и в этом временном мире, и в Небесной и вечной жизни, чего да будет всем нам достичь. Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

305 Euseb . Hist. eccl., введение к пятой книге. 306 Среди многих исследований о Евсевий хотелось бы отметить — R. Laqeur . Eusebius als Historiker seiner Zeit. Leipzig, 1929. Автор показал историческое значение последних трех книг «Истории» Евсевия (VIII-X). 307 В 1938 году Грегуар убедительно доказал, как я полагаю, тот факт, что Евсевий не был автором «Жизни Константина» в той форме, в какой она дошла до нас (см. Byzantion, t. XIII, 1938, pp. 568—583; t. XIV, 1939, pp. 318—319). 308 A. Fitzgerald . The Letters of Synesius of Cyrene. London, 1926, pp. II-69; A. Fitzgerald . Essays and Hymns of Synesius of Cyrene. London, 1930, pp. I-102 (большое введение), pp. 103—107 (прекрасная библиография). См. также: С. Н. Coster . Synesius, a Curialis of the Time of the Emperor Areadius. — Byzantion, t. XV (1940—1941), pp. 10—38. 309 Suidae Lexicon, s. v. Ypatia. 310 См.: А. А. Васильев . Время жизни Романа Сладкопевца. — Византийский временник, т. 8, 1901, с. 435—478; P. Maas . Die Chronologic der Hymnen des Romanes. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XV, 1906, SS . I- 44. Более новые исследования — М. Carpenter . The Paper that Romanes Swallowed. — Speculum, vol. VII, 1932, pp. 3—22; М. Carpenter . Romanes and the Mystery Play of the East. — The University of Missouri Studies, vol. XI, 3, 1936; E. Mioni . Romano il Melode. Saggio critico e dieci inni inediti, VI, 230. (Он не знал о статье Васильева.) G. Cammelli . Romano il Melode. Firenze, 1930. 311 К. Krumbacher . Geschichte der byzantinischen Litteratur... S. 663. 312 H. Gelzer . Die Genesis der byzantinischen Themenverfassung. Leipzig, 1899, S. 96. Гельцер думал, что Роман жил в VIII веке. О Романе ср. также: E. Stein в Gnomon, vol. IV, 1928, р. 413: «Церковный поэт Роман мне кажется просто скучным». 313 См.: G. Camelli . L " inno per la nativita de Romano il Melode. — Studi bizantini, 1925, pp. 45—48. G. Camelli . Romano il Melode... p. 88. 314 Критическое издание сочинений Романа подготовлено Маасом (P. Maas). См.: Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXIV, 1924, S. 284.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

I. 1930; Doctrina patrum de Incarnatione Verbi, hsgg. und untersucht von Fr. Diekamp, Мь nster 1907. - 4. Песнописцы . W. Christ et M. Paranikas , Anthologie graeca carminum Christianorum, L. 1871; Card. Pitra . L " hymnographie de l " Eglise grecque. R. 1867; Analecta sacra, t. l, Parisiis 1876; E. Bouvy , Рои tes et тй lodes, Etudes sur les origines du rythme tonique dans l " hymnographie de l " Eglise grecque, Nimes, 1886; F. Cabrol , L " hymnographie de l " й glise grecque, Angers 1893; Филарет (Гумилевский ), Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви , Спб . 1860; 2 изд . Чернигов, 1864; И. Мансветов, Церковный Устав (Типик), М. 1885; А. Васильев, Ο греческих церковных песнопениях, Визант. Временник, III, 1896; И. А. Карабинов, Постная Триодь, Спб. 1910; М. Н. Скабалланович, Толковый Типикон, вып. 1, Киев 1910; вып. 2, К. 1913; Е. Диаковский, Последование часов и изобразительных, Киев 1910. - Ο Романе Сладкопевце см. изследования K. Krumbacher " a в Sitzungsberichte Мюнхенской академии за 1898, 1901, 1903, 1904 г.г.; срв. P. Maas , Die Chronologie der Hymnen des Romanos, Byz. Zeitschr. XV, 1906; A. Васильев , Хронология Романа Сладкопевца , Визант . Временн . VIII, 1901. Р . перевод гимнов П . Цветкова , М . 1903 (из журнала " Отдых христианина " ). - S. Vailh й , St. Andrй de Сги te, Echos d " Orient, V. 1902; свяш , A. Виноградов , Святой Андрей , Архиеп . Критский, Христ. Чтение 1902, февр.; М. Рождественский, Святой Андрей Критский, как церковный песнописец. Странник , 1902, 3 и 6. - Pl. de Meester , L " inno acatisto, R. 1905; Krypiakiewicz, De hymni acathisti auctore, Byz. Zeitschr. XVIII, 1909. VI. Отцы -аскеты . - 1. Начало монашества : K. Holl , Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Мц nchtum, Lp z. 1898; P. Ladeuze , Etude sur le Сй nobitisme Pakhomien, 1898; Dom J. M. Besse , Les moines d " Orient аптй rieurs au Concile de Chalcй doine, P. 1900; P. van Cauwenbergh , Etude sur les moines d " Egypte depuis le concile de Chalcй doine (451) jusqu " а l " invasion arabe (640), 1914; Leipoldt , Schenute von Atripe, TU XXV.

http://sedmitza.ru/lib/text/538199/

В той же день. Святаго апостола Анании, единаго от семидесяти (служба ему в сей день поется вкупе со службами Покрову и преподобному Савве Вишерскому) и преподобнаго Романа Сладкопевца (службу ему поем на повечерии или во ин день) На Господи, воззвах: стихиры апостола, глас 4. Подобен: Званный свыше: Иже зарю Божественную прием,/егда мановением лучшим ослеплен,/прежде мраком держим, прииде к тебе Савл,/Божественнаго прося очищения,/тогда, всеблаженне, яко иерарх мудр/сынотвориши его Крещением,/потом хотящаго вселенную всю осынотворити./Тем с ним блажим тя, Христова апостола, Анание Богомудре,/молитеся спастися нам. Научився Божественным преславно,/грома крепльше, блаженне,/вострубил еси Слово Божие спасительное/и спящия во гробех суеты возбудил еси,/умерщвление отвергшия, мертвым сообитающее/и во аде держимыя возобращающее,/яже соделал еси Умертвившаго мертвость сосуды честны/Иисуса Владыки и Спаса душ наших. Яко светоносец, яко Божественный проповедник,/яко свидетель Богоизбранный Страстей Христовых/и будущия явитися неизреченныя славы/снаследник же и спричастник, сый со Владыкою,/и наслаждаяся истекающаго всегда светолития,/от незаходимаго Света, Богоглаголиве,/светлый совершающия твой ныне праздник,/молитвами твоими от мрачных бед, Анание, избави. Ины стихиры Романа, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Краснопеснивая цевница Божественнаго Духа,/славий и щур Божественных песней,/свирель церковная/всем нам своя предлагает сладкопесненная учреждения/и теми веселит Богомудрыя. Светлейший светильник и прозарнейший,/сладковещанная гусль,/струна благознаменитых Духа словес/поет ясно, научая концы/немолчными песньми славословите Божества едину зарю. Ты, Владыце всех яко предстоя/и дерзновение, отче, к Нему стяжав,/нам, совершающим память твою и светлое твое торжество,/моли избавитися бед и напастей,/Романе Богоблаженне. Слава, апостола, глас тойже. Византиево:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится его акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556-ом году. Кондак: Божественными добродетельми Духа, измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси, пением прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя, подаждь желающим божественного дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная. Блаженный Андрей Христа ради юродивый 15 окт. (2 окт. по церк.кал.) В Константинополе при императоре Льве Великом (886–912 гг.) служил телохранителем некий Феогност, человек состоятельный. Среди рабов Феогноста находился Андрей, родом славянин, отрок кроткого и доброго нрава. Феогност любил Андрея и дал ему образование. Андрей часто ходил в храм Божий, прилежно изучал Священное Писание и любил читать жития святых. Постепенно в нем окрепло желание посвятить себя Богу, и по особому повелению свыше Андрей принял на себя необычный и очень трудный подвиг юродства Христа ради, т.е. стал притворяться безумным. Как умалишенного, святого Андрея поместили при храме святой Анастасии и здесь присматривали за ним. Явившись ему во сне, святая мученица Анастасия укрепила его продолжать свой подвиг, и Андрей стал юродствовать, но до такой степени, что его признали безнадежно безумным и прогнали с территории храма. После этого святой Андрей скитался по улицам столичного города грязный, полунагой и голодный. Большинство людей сторонилось его, а некоторые глумились над ним и избивали. Даже нищие, которым святой Андрей отдавал свои последние монетки, гнушались им. Но святой Андрей кротко переносил свои страдания и молился за обижающих его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 1282 (3672x4896, 5018 Kb) Добавлено на опознание: 2014-10-19 10:05:07 Владелец: Poljarnik64 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2014-10-24 15:30:34]: Икона передается в семье,уже в пятом поколении. Попытки опознаний [ 2014-10-19 21:31:41 ] marinakova : Ик.Б.М.Покров. Богородица на заднем плане. Спереди слева для нас - Христа ради юрод Андрей и уч. его Епифаний. Справа от нас - присутствующие на празднике во Влахерне правители города. В центре Роман Сладкопевец. Историю образа можно найти в книгах и компе. !9век. [ 2014-10-24 14:20:09 ] Poljarnik64 : marinakova,cnacuбo за помощь. А есть ли название у этой иконы? Чтобы найти,более полную информацию,именно об этой иконе,а не только о Романе Сладкопевце. [ 2014-10-25 21:04:12 ] marinakova : Образ называется Покров Божией Матери. Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-1282

О том, что богослужебное пение уподоблено пению ангельскому, существует немало упоминаний в Священном Писании и предании. Так в книге пророка Исаии упоминается о небесном престоле, окруженном ликом ангелов непрерывно воздающих хвалу Богу. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы, у каждого из них по шести крыл. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). В Новом Завете рождение младенца Иисуса Христа также сопровождалось пением ангелов которому сподобились внимать Вифлеемские пастухи. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:13–14 ). Из преданий христианской церкви вспомним видение ангелов св. Игнатию Богоносцу , воспевавших Святую Троицу попеременно звучащими песнями. А также о видении ангелов отроку, в молитвенном порыве вознесенному на воздух во время землетрясения в Константинополе в 439 г. Отрок слышал пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» и по возвращении на землю поведал, чему был научен, и когда народ воспел эту песнь, землетрясение прекратилось. Неземное происхождение церковного пения, как бы его «дарованность свыше», подтверждается и тем, чтο составителями как текстов церковных песнопений так и их древних напевов были люди, просиявшие мудростью, благочестием и святостью жизни, получившие различные духовные дарования. Вспомним имена преп. Ефрема Сирина, преп. Романа Сладкопевца – творца кондаков и икосов, Анатолия патриарха Константинопольского – первого песнописца стихир, Космы и Феодора Студита – творцов канонов, и конечно же – Иоанна Дамаскина , с именем которого связывается установление в восточной церкви системы осмогласия. Так, к примеру из жития прп. Романа Сладкопевца нам известно, что прп. Роман поначалу не обладал даром пения и чтения, но имел искреннюю веру и вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание св. Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий, что вызывало зависть у некоторых клириков. Однажды в Навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили св. Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими св. Роман не ушел из храма после окончания службы а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала св. Роману свиток (листки, свертываемые в трубочку) и повелела его съесть. Так прп. Роман получил поэтический дар, а также красивый и певучий голос. На Всенощном бдении праздника Рождества Христова прп. Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак «Дева днесь Пресущественного раждает».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010