Скачать epub pdf 14.10 Служба святому апостолу Анании и преподобному Роману Сладкопевцу На Г осподи, воззвах; стихиры апостола, глас 4. Подобен: З ванный свыше: Иже зарю Божественную прием,/егда мановением лучшим ослеплен,/прежде мраком держим, прииде к тебе Савл,/Божественнаго прося очищения,/тогда, всеблаженне, яко иерарх мудр/сынотвориши его Крещением,/потом хотящаго вселенную всю осынотворити./Тем с ним блажим тя, Христова апостола, Анание Богомудре,/молитеся спастися нам. Научився Божественным преславно,/грома крепльше, блаженне,/вострубил еси Слово Божие спасительное/и спящия во гробех суеты возбудил еси,/умерщвление отвергшия, мертвым сообитающее/и во аде держимыя возобращающее,/яже соделал еси Умертвившаго мертвость сосуды честны/Иисуса Владыки и Спаса душ наших. Яко светоносец, яко Божественный проповедник,/яко свидетель Богоизбранный Страстей Христовых/и будущия явитися неизреченныя славы/снаследник же и спричастник, сый со Владыкою,/и наслаждаяся истекающаго всегда светолития,/от незаходимаго Света, Богоглаголиве,/светлый совершающия твой ныне праздник,/молитвами твоими от мрачных бед, Анание, избави. Ины стихиры Романа, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов: Краснопеснивая цевница Божественнаго Духа,/славий и щур Божественных песней,/свирель церковная/всем нам своя предлагает сладкопесненная учреждения/и теми веселит Богомудрыя. Светлейший светильник и прозарнейший,/сладковещанная гусль,/струна благознаменитых Духа словес/поет ясно, научая концы/немолчными песньми славословити Божества едину зарю. Ты, Владыце всех яко предстоя/и дерзновение, отче, к Нему стяжав,/нам, совершающим память твою и светлое твое торжество,/моли избавитися бед и напастей,/Романе Богоблаженне. Слава, апостола, глас тойже. Византиево: Сосуд избранный, великое приятелище Духа,/Павла апостола просветил еси, преподобне,/Богом по откровению навык,/яко самовидец Слова и таинник чудес Его,/апостол же прежде учеников/и верный строитель Новаго Завета,/тем подражая Учителя Христа,/твою кровь пролиял еси,/мученическою страстию исповедник быв, Анание,/священноначальниче Христов,/и течение совершив, веру же некрадому соблюд,/с Вышними служители в Высочайших водворяяся,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

     Н а этой неделе – 1/14 октября – празднуется память преподобного Романа Сладкопевца . Читателям предлагается реконструкция его биографии, составленная на основе первичных источников – его кондаков и прижизненных свидетельств. О святом Романе Сладкопевце (кон. V – пер. пол. VI века), одном из величайших гимнографов византийского мира (Данте новогреков, по словам Гельцера ), осталось не так много свидетельств. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках. Во-первых, в синаксарях, самый ранний из которых – Менологий Василия II – относится к концу X века . Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский , Иерусалимский и Патмосский , которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием святого Романа. Патмосский кодекс дает следующие сведения: «В тот же день – память святого Романа, творца кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал диаконом в Бейруте, в святой Божией церкви, так называемой церкви Воскресения, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах, в которой и приобрел благодать составления кондаков, когда явилась ему во сне Пресвятая Богородица в вечер Рождества Христова и свиток пергаменный дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: “Дева днесь Пресущественного рождает”. С того времени он составил на Господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память» . Чудо о Романе Сладкопевце. Из рукописи Менологий Василия II, X в.      Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение: «В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры». Один из ранних источников, упоминающий святого Романа, – житие святого Артемия , говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем рассказывается, что святой Артемий «от юного возраста, молясь на бдении, воспевал стихи иже во святых смиренного Романа».

http://pravoslavie.ru/74385.html

Соединение несоединимого Одно из обязательных песнопений службы православного праздника — кондак, небольшая строфа, лаконично, но емко выражающая смысл воспоминаемого события или рисующая образ празднуемого святого. О происхождении кондаков рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. 14 октября, 2009 Одно из обязательных песнопений службы православного праздника — кондак, небольшая строфа, лаконично, но емко выражающая смысл воспоминаемого события или рисующая образ празднуемого святого. О происхождении кондаков рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. Одним из обязательных песнопений службы каждого православного праздника считается кондак, небольшая — в пять-семь строчек — строфа, лаконично, но порою очень емко выражающая смысл воспоминаемого события или рисующая образ празднуемого святого. О происхождении кондаков рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. Чудо Богоматери о Романе На иконе Покрова Пресвятой Богородицы, соединяющей в одно целое события разных веков, в центре нижнего плана обычно изображается преподобный Роман Сладкопевец ( VI век), стоящий на специальном певческом возвышении — амвоне. Именно с его именем связывается активное развитие певческо-поэтического жанра, называемого кондаком , на несколько столетий ставшего главным гимнографическим украшением Константинопольского богослужения, пока его не вытеснил канон , другой жанр, выросший на палестинской почве. прп. Роман Сладкопевец (память – 14 октября) То, что мы сегодня называем кондаком, первоначально служило лишь кратким предисловием к большой многострофной поэме поучительного характера, насчитывавшей в среднем от 18 до 24 строф, икосов (греч. «дом», по аналогии с сирийским байта — «дом, стихотворная строфа»), объединенных стихотворным размером, акростихом и общим для всех строф припевом. Акростих — это последовательность, складывающаяся из первых букв всех строф; она может представлять собою алфавит или краткое осмысленное предложение, заключающее в себе имя автора или святого, которому посвящен кондак. А припев служит своего рода лейтмотивом всего произведения, каждый раз возвращая слушателя к главной мысли всего кондака.

http://pravmir.ru/soedinenie-nesoedinimo...

Архимандрит Платон (Игумнов) — профессор Московской духовной академии. Более 30 лет отец Платон совершает пастырское служение и преподает будущим священникам нравственное богословие. В преддверии Праздника Сретения Господня мы попросили батюшку рассказать о праздничном кондаке и его творце — преподобном Романе Сладкопевце. — Отец Платон, расскажите, пожалуйста, немного об истории Праздника Сретения . — Праздник Сретения Господня совершается на сороковой день после Праздника Рождества Христова . О событии Сретения Господня говорится в Евангелии от Луки, и этот евангельский текст является основанием для учреждения Праздника Сретения, а также основанием для литургии этого дня. Литургия Праздника Сретения (имеется в виду весь литургический круг богослужений, связанных с этим Праздником) открывает нам благодатные сокровища церковной мысли, церковного религиозного опыта и переживания этого священного дня. — Наша беседа сегодня посвящена рассмотрению кондака Праздника… — В кондаке Праздника Сретения говорится: «Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше сотворив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче». Кондак этот был написан преподобным Романом Песнописцем на Сретение Господне , и теперь он употребляется в литургической жизни Церкви. Но тот кондак, который присутствует сегодня в Литургии дня Сретения, это не весь кондак, а только его вступление. — А почему так произошло? — Давайте рассмотрим в целом содержание этого кондака, поскольку целиком он представляет собой настоящую литургическую поэму, которая характеризуется и глубоким богословским содержанием, и особой синхрометрической структурой, и высокими художественными достоинствами. Среди литургических творений преподобного Романа Песнописца (или, как мы его чаще называем, преподобного Романа Сладкопевца) кондак на Сретение Господне пользовался всегда особой известностью. На это указывает то обстоятельство, что данный кондак дошел до нас полностью в большом числе рукописей, в которых заметны следы трех редакций.

http://pravoslavie.ru/59499.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Роман Сладкопевец, преподобный (5-6 вв.) — Роман Сладкопевец или Мелод, один из самых гениальных поэтов Церкви. Создатель жанра кондаков. Роман Сладкопевец родился в Эмесе (Сирия) в еврейской семье (как считал Аверинцев эта связь с народом Библии, помогла стать Роману Сладкопевцу первым по настоящему христианским поэтом, Роман переориентировал церковную поэзию с греческих образцов на библейские). После обращения принял сан диакона в Бейруте, а затем переехал в Константинополь. Житие Романа Сладкопевца рассказывает, что свой поэтический дар он получил от Самой Богородицы: во сне ему дали съесть свиток (подобно ветхозаветным пророкам). Киприан (Керн) писал о Романе Сладкопевце и его поэзии: «Роман Сладкопевец или Мелод с полным правом считается “величайшим поэтом византийского времени” (Крумбахер), или, как его называл Буви, “Пиндаром ритмической поэзии.” Его историческая судьба поистине трагична. Создавая в церковной поэзии совершенно особый тип песнопений, отличаясь невероятной плодовитостью и сияя в свое время исключительно ярким светом, он потом не только должен был уступить свое место в церковной поэзии, будучи вытесненным пришедшим ему на смену иным типом песнетворчества, канонами, но и сам был совершенно забыт. Объяснить это явление довольно трудно, так как личность Романа и все значение его поэтического творчества еще не нашло своего исследователя. Очень вероятно, что в смене типов церковного песнетворчества значительную роль сыграла большая доступность нового типа — канонов — и меньшая требовательность художественного вкуса церковных масс, которые эти каноны возлюбили больше, чем более вдохновенные и более трудные, благодаря своей изысканности, кондаки. Во всяком случае, историческая судьба Романа, как поэта, очень печальна.» Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/rom...

Октябрь 1.10 Преподобнаго Романа Сладкопевца Службу зри в минеи октябрь в 1-й день Тропарь, глас 3: От юности житию равноангельному ревнуя,/веру, смиренномудрие и терпение стяжав,/преподобне Романе Сладкопевче,/обитель Святаго Духа был еси,/таже избранник Божия Матере явился еси,/и от Нея милостивно сподобися дара славити Бога./Сего ради молися о нас, недостойных ученицех твоих,/да воспоем с тобою сладкогласно славу нас ради Воплотившемуся Превечному Богу. Преподобный Роман Сладкопевец Родился в сирийском городе Емесе в конце V века. С юных лет он проводил благочестивую и целомудренную жизнь. В царствование византийского императора Анастасия (491–518) святой переселился в Константинополь, где служил при храме во имя Богородицы в Кирах. Он проводил жизнь в посте и молитве, утруждая свое тело многочисленными подвигами и всенощными бодрствованиями. Вскоре святой Роман был поставлен пономарем в храме Святой Софии. Преподобный не имел дара пения и чтения, но вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание святого Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий (490–504), что вызывало зависть у других клириков. Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили святого Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими святой Роман не ушел из храма после окончания службы, а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала святому Роману свиток (по-гречески «кондакион») и повелела его съесть. Так преподобный получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. На всенощном бдении в день праздника Рождества Христова преподобный Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает...». Вскоре святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. Преподобный Роман составил более тысячи кондаков на праздники Господские и Богородичные, многими из которых Святая Церковь и доныне прославляет Бога. Читать далее Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И сам возложишь на Христов алтарь Безценный дар – благую жертву слова. И, на верблюжьем – сквозь ушко – горбе Потщась в Христово царство протесниться, Помолятся с тобою и тебе Сослужницы твои все – головщицы. И ты по благодати – ю же Спас Ти даровах – прости им сбой скорее И помолись Спасителю о нас, Как только ты молить Его умеешь… Романе Сладкопевче Преподобие Романе Сладкопевче, Поначаль мне воспети тропари И обкласть поучительные речи Изразцами Фаворский зари Возгревания духа ради! Тропы Несумнительно служат старине – Но харизма обочины Европы Византии не к цатам, сиречь – не К духоносному лику. Бить поклоны – Долг смирения, а не мастерства, А благая метафора иконы Упраздняет излишние слова. Но опять возгорается с Востока Многосвещная благость бытия. – Славься, Матерь Господня! О края Твоей ризы мы души отираем И целуем следы от стоп Твоих, Неразлучные с прореченным раем, Где Тебе воспевает горний стих Сладкоустый Роман, его же славы Не вменить в суету и маяту В горький час распадения державы, Пламеневшей молитвой ко Христу. Помоги ж, сопричтенный ко избранным, В чужебесном узилище земном Славить Господа делом неустанным, Крепко помня о сотнике благом… Тропарь ко Иверской Из афонских калив колею проторив В Третий Рим, ко святыням его куполов, Ей, Владычица, встань на Неглинный обрыв, Распахнув очеса на молитвенный зов. Скоростопная слава твоя по Руси, Как калики, пройдет, Светлый Лик возлюбя. Аще ж недруг дерзнет – кто Бог Велий еси, Яко Бог наш, творяй чудеса от тебя!? Хрия русских акафистов рвется к твоим Рдяным ризам и Сына стопам Твоего. Аще прянет на Русь богоборческий дым – Ни единый Твой образ не бросит сей Рим И не вынесет нимбы свои из него. Фонари не устанут сиять над Москвой О изрядстве целений твоих и чудес: Ты ж, Вратарница необоримая, стой И блистай неизбывной своей лепотой На воротах, взлетевших орленой главой У российского края Христовых небес. Стихира Егда же возлепечут камыши И храм изронит отсвет в окоем – Твори стихиру на восход души И осветляй пространство бытием.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Из него мы узнаем, что Роман был родом из Сирии, служил диаконом церкви в Бейруте. По мнению русского церковного историка, архиепископа Черниговского Филарета, святой Роман был хиротонисан во диакона в Константинополе Патриархом Евфимием (389-486 гг.) Византолог Васильев склоняется к тому, чтобы видеть в преподобном Романе монаха, может быть, игумена. Придя в Константинополь в правление Императора Анастасия, он служил в храме Пресвятой Богородицы, где чудесным образом и получил дар составления кондаков. В хронологическом отношении упоминание имени Анастасия является особенно ценным. В истории Византии известны два императора с этим именем: Анастасий I (годы правления 491-518) и Анастасий II (годы правления 713-715). — И которого из них следует иметь в виду при чтении жития святого Романа Сладкопевца? — Церковная традиция относит прибытие Романа в Константинополь ко времени Анастасия I. Подтверждение этого факта исследователи видят именно во вступлении кондака на праздник Сретения Господня. Этой точки зрения придерживается, в частности, и Васильев. Слова проименона «но умири во бранех жительство» вполне подходят ко времени Анастасия I, поскольку в основе политики правительства Анастасия лежало стремление к умиротворению страны. В то же время, как известно, усиление Персии существенно обострило положение на востоке Империи: началась длительная эпоха персидского наступления на византийские владения в Сирии. Преподобному Роману, происходившему из Сирии, эти события на востоке страны должны были быть хорошо известны и особенно близки. О них он и говорит. Таким образом, проименон «во утробу Девичу» не дает повода, как указывает Василевский, менять установившийся традиционный взгляд на время жизни преподобного Романа: конец V — первая половина V века. История развития византийской литературы не только не ставит под сомнение традиционный взгляд, который некоторые исследователи (в частности, Крумбахер), считали совершенно поколебленным, как указывает Васильев, но наоборот, его подтверждает.

http://pravoslavie.ru/59499.html

Э. Уильямс указал на то, что в Житии содержатся 4 вставные новеллы, к-рые он считал легендарными эпизодами: объяснение прозвища Кукузель, происхождение «болгарского» полиелея и рассказы о 2 чудесах Богородицы ( Williams. 1968. P. 332). Благодаря вставке этих эпизодов агиограф подчеркнул необычность жизненного пути И. К.; являясь «варваром», имеющим слабое представление о греческой культуре и плохо владеющим греч. языком, святой тем не менее обладал божественным даром - прекрасным голосом и талантом певца. Сумев реализовать этот дар, И. К. поставил его на служение Богу и сподобился похвалы Богородицы, что стало достойным завершением его подвижнической жизни. Агиограф упоминает предания о великих гимнографах и мелургах прошлого преподобных Иоанне Дамаскине и Романе Сладкопевце , которые также получили награду от Богоматери (Ibid. P. 346-348, 478-480). Наименование И. К. в Житии «вторым Иоанном Дамаскином» повлияло на позднейшую афонскую традицию: еп. Порфирий упоминал о миниатюре из рукописи 1700 г. с изображением Богоматери, подающей монету И. К. и перо Иоанну Дамаскину ( Порфирий (Успенский). 2006. C. 225). Из Жития И. К. чудо с монетой было заимствовано в позднейшее Житие др. афонского мелурга, доместика прп. Григория Гликиса ( Williams. 1968. P. 479-480). Одной из целей агиографа, несомненно творившего в Великой Лавре, было прославление мон-ря как места явлений Богородицы и подвигов великих святых, к-рому особо покровительствовали императоры. Вероятно, агиограф стремился также объяснить происхождение чудотворной монеты, хранившейся в кафоликоне Лавры. Др. особенности Жития (отсутствие посмертных чудес, сведений о почитании мощей святого и др.) характерны для афонской агиографической традиции, в к-рой представления о святом как о строгом аскете, неуклонно выполняющем предписания устава, совмещались с любовью к Афону и почитанием преимущественно Пресв. Богородицы как покровительницы Афона (в связи с этим основным объектом почитания, связанным с памятью об И. К., впосл. стала икона Божией Матери Кукузелиссы).

http://pravenc.ru/text/471332.html

Таким образом, литургическая поэзия после всех поисков IV—V веков обретает всю полноту зрелости в творчестве Романа, прозванного Сладкопевцем. — И больше никаких вопросов относительно кондака не остается? — Остается нерешенным только вопрос, является ли кондак на Сретение Господне просто «богословско-поэтическим воспроизведением Евангельского повествования о принесении Младенца Христа в храм», как отмечает, например, доктор церковной истории, заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии Николай Дмитриевич Успенский. Ведь преподобный Роман писал кондаки на многие Евангельские темы, например, кондак на притчу о десяти девах. Может ли случиться так, что данный кондак написан специально — именно для праздника Сретения Господня? — А что нам вообще известно о церковном установлении Праздника Сретения? — Праздновать Сретение торжественно как великий праздник установлено, согласно хронографии преподобного Феофана Исповедника, в 526 году. И кондак преподобного Романа, во всяком случае, следует признать оригинальным по выражению богословских взглядов, потому что до него было немного проповедей и литургических творений, посвященных именно празднику Сретения. — Но все же таковые были? — Мы находим только четыре произведения, которыми мог вдохновляться святой Роман. Первым из них является «Слово на Сретение Господне» святителя Кирилла Иерусалимского, имеющее характер более поэтический, чем догматический. Беседа свт. Кирилла содержит образцы большой художественной силы. Заимствования из этого Слова, возможно, содержит первое вступление кондака на Сретение, продолжающее благоговейное поклонение пред непостижимой тайной Божественного снисхождения. Начало первого проименона — «Лик Ангельский да удивляется чуду, мы же, смертнии, немолчно воспоим песнь…» — соответствует фразе свт. Кирилла Иерусалимского: «С Ангелами Ангельскую песнь воспоем…» Словам первого икоса — «Создавший Адама носится как Младенец, Невместимый вмещается в объятия старца…», — также находим параллели у свт. Кирилла: «Содержащий всю землю дланию, в объятиях старца вмещается и носится на руках, Носящий все глаголом силы Своей…»

http://pravoslavie.ru/59499.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010