645 Heinichen . Commentarii, p. 719 (Novella CXXIII. Cap. 23). 646 Hefele . Conciliengeschichte. В. Ill, 747. Frieb., 1877. 647 Соборное послание, упоминая о субинтродуктах епископа антиохийского Павла, затем добавляет о его пресвитерах и дьяконах, что «Павел помогал им скрывать и этот (сожитие с девственницами) и другие смертные грехи». Евсев., VII, 30. 648 Василия Великого прав. 89 (К хорепископам каноническое послание). 649 Творения св. Златоуста. Т. 1, стр. 416 (Слово III, гл. 4). Петерб., 1895. 650 Там же, стр. 460 (Сл. VI, гл. 1—2). 651 Творен. Григор. Богослова. Том I, стр. 60. М., 1843. 652 Творен, его, том I, стр. 424 (Ср. III, гл. 12). 653 Там же, стр. 426 (Ср. III, гл. 14). 654 Там же, стр. 431 (Ср. III, гл. 16). 655 Творен, его, стр. 463 (Сл. VI, гл. 4). 656 Там же. Т. I, стр. 33—35, 26. 657 Творения св. Златоуста, том I, стр. 428—429. (Сл. III, гл. 15). 658 Творения св. Златоуста, стр. 465—466 (Ср. VI, гл. 7). 659 Там же, стр. 425 (Ср. III, гл. 13). 660 Там же, стр. 460—461 (Ср. VI, гл. 2—3). 661 Там же, стр. 463, 464 (Ср. VI, гл. 5—6). 662 De officiis ministrorum. Идеал пастыря Амвросием начертан сообразно стоическому идеалу, как этот последний отразился в сочинении Цицерона De officiis, сочинении, имевшем большое влияние на указанное творение епископа Медиоланского. В частности, по Буассье, идеал латинского священника будто бы напоминает собой идеал римского жреца («Римская религия от Августа до Антонинов», русск. перев., стр. 288. Москва, 1878). 663 Из творения св. Амвросия Медиоланского: De officiis ministrorum. Издание П. Поспелова. Стр. 7—8. Киев, 1875. 664 Там же, стр. 8 и 9. Правда, изредка подобного же рода предписания встречаем и у восточных писателей. Например, по словам Феодорита, епископу или пресвитеру следует быть «степенным и в выговоре (дикции), и в наружности, и во взгляде, и в походке», но восточный писатель добавляет, «дабы и в теле было видно душевное целомудрие», т. е. он придает своим предписаниям исключительно нравственный характер (Н. Н. Глубоковский. феодорит, епископ Киррский, Т. I, 46. М., 1890). Да притом же восточные писатели не входят в мелочные подробности при указании внешних требований пастырского благоповедения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Активное использование в сер. XIII в. католич. Церковью инквизиционных трибуналов было связано с необходимостью поиска и уничтожения групп еретиков как во Франции, где они после разгрома катаров в ходе т. н. альбигойских войн (1208-1229; см. ст. Альбигойцы ) существовали подпольно, так и в Италии. К этому времени католическая Церковь ужесточила отношение к еретикам: практиковавшееся с раннехристианской эпохи отлучение еретиков от Церкви (см., напр., постановления Реймсского Собора (1049): «...et quia novi haereticis in Gallicanis partibus emerserant, eos excomunicavit» - Mansi. T. 19. Col. 742) в нач. XII в. было дополнено требованием к светским властям взять на себя розыск еретиков (Тулузский Собор (1119) - Mansi. T. 21. Col. 226-227). На Реймсском Соборе 1157 г. было принято решение об изгнании и о клеймении еретиков и пожизненном заключении проповедников еретических учений ( Mansi. T. 21. Col. 843). Собор в Туре (1163) объединил требования тюремного заключения и конфискации имущества ( Mansi. T. 21. Col. 1177-1178), а в канонах Латеранского III Собора (1179) содержался призыв к светским властям вести военные действия против еретиков, за участие в борьбе с ересями обещалась 2-летняя индульгенция , а бездействовавшим угрожало быть приравненными к отступникам от католич. веры ( Mansi. T. 22. Col. 231-233). Была предпринята попытка возложить на местных епископов розыск и преследование еретиков. После встречи в Вероне папы Римского Луция III и имп. Фридриха I Барбароссы (1184), когда был поднят вопрос об организации совместной борьбы светской власти и Церкви против массовых еретических выступлений, папа буллой «Ad abolendam» обязал архиепископов и епископов не только отлучать еретиков от Церкви, публично объявляя об этом во время определенных праздничных церемоний, но и производить розыск еретиков: 2-3 раза в год объезжать епископства и посещать там подозрительные места, опрашивать местных жителей, к-рые должны были под присягой сообщить все, что они знают о еретиках. Нарушители клятвы приравнивались к еретикам, а епископы за 3-летнее невыполнение этих предписаний лишались кафедры. Попытки Папского престола заставить епископов заниматься розыском еретиков продолжались и позднее: в посвященном борьбе с ересями 3-м каноне IV Латеранского Собора содержался призыв, обращенный к архиепископам и епископам, к «постоянной бдительности» в деле очищения еп-ств от «еретической скверны»; пренебрегающим этой задачей грозило каноническое наказание вплоть до снятия с должности ( Mansi. T. 22. Col. 986-990).

http://pravenc.ru/text/1788153.html

е. действия Божественного Промысла вовне (II 11:8–9 (P. 137)). Указав на то, что он не изобретает чего-то нового, но раскрывает мысли блж. Иерофея (гл. III), автор «А.» излагает Божественные имена в следующем порядке: Добро, Свет, Красота и Любовь (гл. IV 1–17), Сущий (гл. V), Жизнь (гл. VI) и Мудрость, Ум, Слово, Истина (гл. VII), Сила, Справедливость, Спасение (гл. VIII), Великий и Малый, Тот же и Другой, Подобный и Неподобный, Движущийся и Неподвижный, Равный (гл. IX), «Ветхий денми» и Юный (гл. X), Вседержитель (гл. X) и Мир, Который «всех объединяет», ατοζω (Сама-по-себе-жизнь), ατοεναι (Само-по-себе-бытие), ατοδναμις (Сама-по-себе-сила) (гл. XI), «Святой Святых», «Царь царей», «Господь господ», «Бог богов» (гл. XII) и Единое (гл. XIII). В заключение указывается на то, что все имена неточны и что восхождение к Богу путем отрицаний остается самым надежным средством богопознания (гл. XIII 3–4). Все имена соответствуют символам, не имеющим никакого внешнего подобия. Исследование имен, по аналогии с чувственными образами, заявлено в книге «Символическое богословие» (IX 5:9; XIII 4:8), к-рая должна была продолжить трактат DN. В поисках источников для DN исследователи обращали внимание на прокловскую триаду имен сущность-жизнь-ум в связи с триадой Мудрость – Сила – Мир, отражающей археологию К-поля с его 3 известными одноименными храмами (E. Ivanka, 1939), на то, что нек-рые имена совпадают с именами в «Пармениде» Платона (Lilla. 1994. P. 736), и, с др. стороны, на их особое сходство с именами Божиими, поэтически изложенными прп.  Ефремом Сириным  в гимнах (ср.: гимн 31//CSCO. Louvain, 1955. Vol. 154. P. 105–106), что позволяет поставить «А.» в контекст сир. традиции (Louth. Denys the Areopagite. P. 79–81); не менее очевиден библейский характер имен Божиих, подтверждаемый не только перечнем имен, но и их толкованиями. В гл. IV 20–35 делается большое отступление о природе зла (к-рое вводится как обратная сторона добра). «О мистическом (таинственном) богословии» (MT) Самый короткий трактат в 5 главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Том I. Изд. 1-е Творений Киприана в русск. переводе при Киевской Духовн. академии. 278 Тертуллиан. Гл. IX — XIII. 279 Кожевников. Указ. соч. С. 271—272 280 «Пчела», 33. «Очерки древнерим. нравов». 281 «Пчела». Там же. 282 Тертуллиан. Гл. V и сл. 283 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343. 284 Broglie. L " eglise et l " empire Romain, au IV siecle. P. 141. Deuxieme part. Paris, 1859. 285 Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Paris, 1850. P. 208—211. 286 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 338—341 (Слова и беседы на разные случаи. Т. II. Изд. Петерб. Духовной акад.). 287 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 339—341. 288 Тертуллиан. Гл. III — IV. 289 Тертуллиан. Гл. II. 290 Нужно помнить, что древние зрелища происходили под открытым небом. 291 Тертуллиан. Гл. I. 292 Там же. Гл. IV. 293 Скворцов. Трактат Тертуллиана о зрелищах. Перев. с франц. С. 324 — 326 (Труды Киев. Духовн. акад. 1865. Т. II). 294 Тертуллиан. Гл. XV. 295 Тертуллиан. Гл. XVI. 296 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342 (Твор. Киприана. Т. II. Пер. Киев. Духовн. академии). 297 Лактанций. Божественные наставления (Divinae Institutiones). Кн. 6, гл. 20. 298 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344. 299 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 344—345. 300 Тертуллиан. Гл. XVII. 301 Тертуллиан. Гл. IX. 302 Там же. Гл. XVII. 303 Там же. Гл. XXVII. 304 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 343—346. 305 Лактанций. Божественные наставления. Кн. 6, гл. 20. 306 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 61 (Твор. Василия Великого. Перевод Московской Духовной акад. Ч. I. Изд. 10-е). 307 Св. Кирилл Иерусалимский. Слова тайноводственные. С. 358 (Твор. св. Кирилла. Пер. Московской Духовной академии. Изд. 1-е). 308 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 341—344 (Слова и беседы на разные случаи. Т. П. Изд. С.-Петерб. Духовной академии). 309 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 342. 310 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. С. 62. 311 Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

426 Ист. акт. 5, 151. Розыск ч. 3, гл. 12. Митрополит Игнатий в 3 посл. Денисов и раскольничий синодик простирают число самоубийц до 2700 человек. По актам не видно, сколько именно сожглось. Но события 1688 г. показывают, что у Денисова число увеличено; синодик показывает, что бедняки погибли 4 марта 1687 г. Предводителем самоубийства, Денисов и синодик выставляют соловецкого беглеца Игнатия, который, по словам первого, обошел пред тем «многия пустыни, страны и грады». Денисов выставляет его для простяков великим святым. 427 Ист. акт. 5, 151, стр. 254–256. 260. Число сообщников Емельяна в указе царском простирается до 150 человек; палеостровские иноки доносили, что раскольников было более 500 человек. Там и здесь говорится, что они вошли в монастырь вооруженные саблями, бердышами и пищалями. Денисов и синодик, называя начальником самоубийства соловецкого беглеца Германа, говорит, что всех погибло с Германом 1500 человек. Показание палеостровских иноков, без сомнения, более прочих заслуживает веру, тем более, что, по их же показанию, из пожара спаслось 20 старцев и 80 бельцов. 428 Ист. акт. 5, 223. Одним из главных виновников бунта по исследованию оказался бродяга «чернец Иосиф», стр. 386. Этот тот самый Иосиф, которого Денисов поставляет между соловецкими страдальцами. По его описанию, он год сидел в сумском остроге, был помилован и сеял раскол в Каргополе; здесь собрал было нескольких на костер; но предупрежден и отправлен в Холмогоры; отсюда бежал и бродил по Онежью; в пудожском деле был во главе других, вооружившихся против солдат, но пуля кончила его жизнь. По словам Пахомия (в ркп. житии Корнелия) в Пудоге сожглось 50 человек. 429 По раскольничьему синодику: а) августа 9, 1687 г. на Березовом Волочке сожглось несколько человек. Современное известие (розыск 588–590) говорит, что их сожгли обманщики, которые сами убегли; б) на горах под Олонцом сожглось 1000 человек; в) в тобольском уезде с чернцом Даниилом сожглось 1700 человек. (Розыск 580–583); г) в Тюмене погибло 200 человек; д) в Сибири 8 и 148, еще 78, потом 600, потом 100 и еще несколько человек; всего около 1000 человек. Объяснения в розыске 522–585. 591–595. 605.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

о. Будрин Алексей Иванович, IV, сщмч. о. Вераксин Александр Сергеевич, III о. Владимирский Федор Иванович, II о. Воздвиженский Павел Федорович, I о. Волков Константин Константинович, III о. Ганжулевич Евгений Яковлевич, III о. Гашкевич Михаил Иванович, II о. Гвоздев Иван Михайлович, IV о. Гепецкий Николай Емельянович , III и IV о. Герштанский Дамиан Иосифович, II о. Голынец Василий Федорович, III о. Гриневич Антон Иустинович, II о. Гришковский Яков Игнатьевич, IV о. Гума Василий Иванович, I о. Гумилин Николай Иванович , III о. Дмитриев Михаил Николаевич, III о. Добромыслов Константин Николаевич, III о. Дроздовский Иоанн Дмитриевич, IV о. Евладов Венедикт Викторович, IV о. Зверев Петр Михайлович, IV о. Златомрежев Аркадий Алексеевич, III о. Знаменский Александр Георгиевич, III о. Знаменский Михаил Павлович, IV о. Исполлатов Петр Иванович, III о. Караваев Иоанн Михайлович, IV о. Карпинский Иоанн Константинович, IV о. Кириллович Дионисий Фаддеевич, III о. Климов Василий Васильевич, III о. Колокольников Константин Александрович, II о. Комарецкий Николай Ананьевич, III о. Концевич Авдий Васильевич, I о. Крылов Семен Алексеевич, IV о. Кузьминский Владимир Михайлович, III о. Куприянов Василий Петрович, III о. Лачинов Михаил Федорович, IV о. Лебедев Николай Федорович, III о. Лентовский Владимир Иванович, IV о. Лотоцкий Анания Алексеевич, IV о. Маньковский Григорий Тимофеевич, III и IV о. Машкевич Дмитрий Федорович, III о. Медведков Сергей Степанович, IV о. Мешковский Алексей Дмитриевич, IV о. Митроцкий Михаил Владимирович, IV о. Населенко Памфил Тимофеевич, IV о. Немерцалов Вениамин Иванович, IV о. Никонович Федор Иосифович, III о. Огнев Николай Васильевич, I, II о. Околович Константин Маркович, IV о. Ольховский Федор Иванович, IV о. Остроумов Стефан Иванович, IV о. Петров Григорий Спиридонович, II о. Пирский Николай Васильевич, II о. Подольский Василий Ильич, III о. Покровский Павел Алексеевич, IV о. Попов Александр Александрович, III о. Попов Алексей Алексеевич, III о. Попов Владимир Иванович, IV

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

410 (Ст. 21). Народ мог порываться видеть, сам не зная, что он хочет видеть ибо «Бога не видал никто никогда» (Иоанн I, 18). Господь повелевает подтвердить Израилю, чтобы он не порывался к Господу, даже по чувству возвышенной любви, предупреждая народ, что погибнут те, которые, не проникнувшись величием славы Господней, подойдут к тому месту, где слава эта проявляется. 411 (Ст. 22). Здесь разумеются не Левиты и священнический чин позднейшего установления, заменивший для службы Богу главы семейства и старейшин, – а именно эти старейшины народа, приносившие доселе жертвы Богу. 412 (Ст. 24). По сличению этого места с стихом 21 главы XX, и потом с стихом 1-м главы XXIV, кажется, можно заключить, что, выслушав слова Господни, перед объявлением закона: 1) Моисей сходит с горы, и (ст. 21, XX) 2) вместе с Аароном, но без старейшин, вступает в таинственный мрак горы; 3) потом вместе с Аароном сходит с горы (ст. 3 главы XXIV); и (ст. 9, гл. XXIV, 4) уже всходит на гору со старейшинами: Аароном, Надавом н Авиудом. В продолжении же торжественного объявления закона (XX) Моисей стоит с народом у подошвы горы. 413 (Ст. 1). Из ст. 19 этой главы и 22 стиха V главы Второзакония видно, что глас Господень обращен был к народу, и народ, в страхе и трепете, просил Моисея, «чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». Поэтому вставку LXX (к Моисею) нельзя признать правильною. По возбужденному Еврейскими и Христианскими писателями вопросу, как и через посредство кого глаголал Бог людям, мы имеем следующие свидетельства Нового Завета: 1) Речь первомученика Стефана, который говорит Иудеям: «Вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили» ( Дeяh. VII, 53 ). 2) Слово Апост. Павла в посл. в Галатам (гл. III, 19), который говорит, что «закон преподан чрез Ангелов, рукою посредника». 3) Из послания к Евреям (гл. II, 2), видим опять, что слово к Израилю «возвещено было чрез Ангелов». Поэтому надо разуметь, что высокие чистые небесные силы, посланники Божии, по повелению Его, изрекали те вечные истины, которые называются десятью заповедями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

К., 1889. С. 462–478; Малиновский Н. , прот. Православное догматическое богословие. Т. III. § 84. Догмат римской церкви о непорочном зачатии Божией Матери. Сергиев Посад, 1904. С. 164–191. Преосвящ. Платон, архиеп. Костромской и Галичский пишет: «Дева Мария не была изъята от греха прародительского; Она и по рождению и по зачатию соделалась участницею в наследственной порче ( Пс. 50,7 . Рим. 3,10–12. 23 ). Сама Благодатная Приснодева Богородица исповедует Сына Божия Спасителем Своим ( Лк. 1,43 . ср. Мф. 1,21 ); ибо и Она имела нужду в Искупителе, как всякий человек ( Рим. 3,15. 5,17 ). Но Святый Дух, по изъяснению св. Иоанна Дамаскина , сошед на нее, очистил ее и даровал ей способность как принять в себя Слово Божие, так и родить». Платон, архиеп. Костромской и Галичский. Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви, С. 97. (От Московского Комитета для цензуры духовных книг печатать дозволяется. Июня 22 дня, 1870 года. Цензор профессор Петр Казанский ). 90 Работа митрополита Макария о богословии свт. Димитрия была составлена в 1842 году, за десять лет до выхода в свет его «Догматики». «Православно-догматическое богословие» вышло в свет в 1852 году в пяти томах. За него автор получил благодарность от Государя Императора и полную Демидовскую премию. 91 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855. C. 556–557 92 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855. C. 558 93 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 2–7 94 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855. C. 292–294 96 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 30 97 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Часть III. О делах раскольнических 1. О сугубстве раскольнических дел Розыск о раскольнических делах. Не хощу аз глаголати зде о делах человеческих тайных и безвестных, ниже о гресех, бывающих или от немощи, или от неведения, и яже на церковь Христову не восставляют брани. Да не возглаголют уста моя дел человеческих 632 таковых; кто мя постави судию над ними? и аз грешен есмь, и немощам человеческим подлежащь; аще бо святый Илиа (по Иаковлю словеси) человек 6е подобострастен нам 633 ; кольми паче мы грешные. Довлеет комуждо своя грехи зрети; есть общий всех судия Владыка наш, хотяй судити живых и мертвых. Но о тех делех речь ми есть, яже, деются яве, в противность святой Христовой церкви. И не от немощи деются, но от злобы диавольской, и не от неведения, но нарочно от упрямства; о таковых делах предлежит нам слово. Суть же в них, якоже слышим, и добрая (по человеческому мнению) дела: пощения многая, молитвы продолженные, поклонов число многое, трезвость и воздержание от хмельного пития, и от ядения мяс и рыб, и самое то их пустынное (акибы по подражание Святых отец) пребывание, и иные подвиги и труды, имиже Богу угождати мнятся, яже мы не охуждаем, рассмотрит же та всевидец Бог. Но понеже доносится слуху нашему о их хвастании, имже над церковь Христову превозносятся, хвалящеся о своих подвизех и трудах молитвенных и постнических: нас же укоряют о ядении и питии, и о всем житии нашем в грешныя ны, себе же в святые вменяюще. Нужда убо ми надлежит и о добрых делах рассмотрение сотворити, якоже и о злых: злыми бо они своими делы яве противятся святой церкви Христовой мнящимися же добрыми их делы, отай, якоже свиния рыющая носом, подкапывают церковь , многия от простолюдинов лицемерием своим прельщающе. О делех убо обще рекущи, о злых и о добрых, сотворим розыск. Сугубая в человецех дела обычно делаются: ово добрая, ово злая. Злая дела всегда суть злая, ниже могут когда быти добрая, якоже не может быти сажа снетом, блато златом, желчь медом. Добрые же дела. и) Овогда совершенно зрятся быти добра, но о Богоугождении неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пост-релиз XXIV Международного фестиваля кино и телепрограмм " РАДОНЕЖ " . Москва, 22-25 ноября 2019 года Гран-При фестиваля по единогласному решению жюри получил фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (Автор сценария и режиссёр Андрей Тарковский мл., оператор Алексей Найдёнов).   Пост-релиз XXIV Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж» Москва, 22-25 ноября 2019 года   С 22 по 25 ноября в Доме кино Союза кинематографистов РФ прошел XXIV Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж». Четыре дня просмотров по три сеанса – и неизменно полные залы. Это неудивительно – фильмов, обращенных к самым высоким чувствам человека, к его религиозной жизни так не хватает сегодня зрителям. Фестиваль начался как всегда с молебна в храме Святителя Николая в Толмачах, настоятель которого протоиерей Николай Соколов пожелал жюри, участникам и гостям киносмотра творческих удач в непростом деле продвижения на киноэкран христианских ценностей. На церемонии открытия в Доме кино 22 ноября президент фестиваля Евгений Никифоров высказал мысль, о том, что фестиваль предлагает редкую возможность заглянуть в действительный, а не придуманный журналистами Русский мир, в цветущее царство нашей Церкви, искренне порадовавшись тому, что «Радонежу» уже почти четверть века, и все эти годы зрители приходят и смотрят фильмы. «Качество работ говорит само за себя, на плохом кино не было бы столько зрителей», – добавил Евгений Константинович.  Фестиваль «Радонеж» - является признанным мировым лидеров в области религиозного, духовно-нравственного, просветительского кино. МКФ «Радонеж» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Москвы, Союза кинематографистов России. Целью Фестиваля " Радонеж " является привлечение внимания к вопросам православия со стороны общества, повышение качества православной проповеди в средствах массовой информации, возможность обмена опытом журналистов, режиссеров, операторов - всех творческих работников этой области, а также получение ими достоверной информации о жизни Русской Православной Церкви.

http://fest.radonezh.ru/2019/11/25/post-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010