По случаю каких событий установлены общие христианские посты?   В среду и пятницу мы, христиане, постимся потому, что воспоминаем в эти дни предание Господа Иудой на страдания и самые страдания Спасителя. «Придут дни, — говорит Господь, — когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни» (Лук. 5:35). В среду и пятницу Господь был предан и распят, поэтому христиане и постятся «в те дни».    Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова.    Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились (Деян. 13:2, 3).    Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан (Мф. 17:2; Флп. 3:20, 21) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном Успении Богоматери. Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают постов христианских?   Потому, что они — не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола, так как он, по слову Спасителя (Мф. 17:21), «изгоняется постом». Отвергая посты, могут ли сектанты оправдаться такими словами Писания: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8)?   Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе — ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, в непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9ср. 7:5)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подпишитесь на наш Телеграм Собор Иоанна Предтечи 7 июля Церковь отмечает Рождество Иоанна Предтечи. Есть странная парадоксальная симметрия/противоположность между Иоанном и Иисусом. Два сверстника и проповедника, чудесно рожденные. Но Иоанн — суровый аскет, его проповедь пугающая, яростная: «Отродье змеиное, кто надоумил вас бежать от грядущего гнева?» ; проповедь Иисуса — Радостная весть. Иоанн — суровый аскет, Иисус практикует общие трапезы, нарушает субботу и т. д. Сам Иисус говорил об этом так: «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» . Иоанн — старший, он крестит Иисуса. При этом Иисус — «Сильнейший», а Иоанн больший «из рожденных женами; но меньший в Царстве Небесном больше его». Иоанн — последний пророк Ветхого Завета, Иисус — Тот, о Ком пророчествовали все они. Оба казнены властями, при этом Иоанн под конец как бы сомневается в Иисусе, а Иисус на Кресте произносит:  «Боже мой! для чего Ты оставил меня?» . Итак, мы выделили шесть важнейших событий жизни Предтечи и на каждое подобрали хороший, глубокий текст. Рождение Предтечи «Друг Жениха»  — богословская и философская книга священника Сергия Булгакова полностью посвящена Предтече, его жизни, его значению в истории Спасения. Вот цитата о рождении Предтечи: «Св. Церковь празднует честное зачатие Предтечи и честное рождество его, и уже этим празднованием сближает его с Богоматерию, Коей также прославляется св. Церковью и славное зачатие, и славное Ее рождество. Кроме них, никому из людей св. Церковь не оказывает такого почитания.  Святость и безгрешность Предтечи, его исключительная избранность из всего человеческого рода делает понятным то место, которое рассказ о рождестве Предтечи занимает в Евангелии, как и отдельные черты этого рассказа. Это место — в 1-й главе Евангелия Луки — находится в прямом контексте с рассказом о Благовещении. Оба повествования сплетены воедино: зачатие и рождество Предтечи, предваренное явлением архангела Гавриила, который затем посылается в Назарет к Деве Марии; и пришествие Богоматери к Елисавете после Благовещения, и взыграние младенца Иоанн, а и пророческая речь Елисаветы, и рождество Предтечи — все это один рассказ — земной пролог Евангелия, как 1-я глава Евангелия Иоанна есть его небесный

http://blog.predanie.ru/article/teksty-o...

Предание гласит, что Симеону досталось переводить Книгу пророка Исаии, и вот он дошёл до слов: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). И тут Симеон засомневался, как такое возможно? Он решил устранить это «недоразумение» и перевести слово «Дева» как «Молодая женщина». И только он хотел записать это, как ему явился Ангел Господень и остановил его. Ангел сказал, что предсказанное пророком исполнится в точности и сам Симеон станет свидетелем этого чуда. Шли годы, Симеон постарел, менялись поколения людей, а он всё ещё ждал исполнения древнего пророчества. Наверное, праведник уже потерял счёт дням и годам, но вот однажды Святой Дух открыл ему радостное известие — Тот, о Ком пророчествовал Исаия, родился и будет в Храме Божием.   По теме: Александрийская библиотека  В начале III века до Р.Х. по повелению Египетского царя Птолемея II Филадельфа в городе Александрии на севере Африки была создана знаменитейшая библиотека древности. В этой библиотеке хранилось от 400 до 700 тысяч свитков — вся премудрость древнего мира! По преданию, именно царь Птолемей II Филадельф пожелал пополнить свою библиотеку греческим переводом Священного Писания иудеев. В те времена библиотека была настоящим научным центром. Здесь не только изучали рукописи, но и копировали, а также переводили их. К сожалению, Александрийская библиотека погибла при пожаре, впрочем, одна из книг, хранившихся в её стенах, все же дошла до нас — это Библия. Сретение Господне Через 40 дней после Рождества Христова I Богоматерь и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, чтобы совершить положенные по Закону обряды. Возле Храма их встретил святой Симеон, он взял Младенца на руки и произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29-32 ). В этих словах слышится вздох облегчения — свершилось! Годы ожидания прошли не напрасно! Святой Симеон символизирует собой всё ветхозаветное человечество, которое веками ожидало пришествие Спасителя.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Предание хранит и Святая Церковь в песнопениях передает нам, что переживала Матерь Господа, пока носила во чреве Своем Богомладенца. В умилении, не помня ничего, кроме того что в Нее вселился Сам Господь, ушедши вся в Себя и ощущая в Себе живущего Бога, молитвенно взывала: «Како вселился в Мя еси, како ношу Тя, Боже Мой, како воплощаешься от Меня, сотворивший Меня Самое, како родиться хощеши, сотворивый все Собою?!» Все девять месяцев, со дня зачатия и до дня рождения Сына Божия, Пресвятая Дева ничего не вкушала и даже, когда ангел приносил Ей пищу, отказывалась и не принимала. Поэтому и Рождественский пост установлен в память поста Пресвятой Матери Господа нашего Иисуса Христа. Изображение «Умиление» Божией Матери показывает Ее в то время, когда Она молится Сыну Своему, воплощенному в Ней. Только девство способно было дать Богочеловека. Без сомнения [Иосиф] сто раз закрывал глаза, чтобы не видеть этого, сто раз хотел думать, что он обманывается, но каждый день приносил ему новое мучение, подтверждал с большею ясностию его подозрение». Оказалось: итак, не простирайся далее, не требуй ничего более сказанного и не спрашивай, каким образом Дух образовал младенца в Деве, ибо если при естественном действии невозможно объяснить способа сего рождения, то как можно объяснить сие, когда чудодействовал Дух. По закону Моисееву жена, родившая младенца, по окончании дней очищения своего должна была за родившегося принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех . Если же она не в состоянии была привести агнца, то могла ограничиться двумя горлицами или двумя молодыми голубями: одного отдать во всесожжение, а другого в жертву за грех (См.: Лев. 12:6–8 ). Пречистая Дева Мария в сороковой день по рождении Богомладенца принесла Его в храм Иерусалимский, чтобы «поставити Его пред Господем» ( Лк. 2:22 ). При этом агнец во всесожжение Богоматерию принесен не был, а лишь два птенца голубиных. Почему так? Неужели так бедна была Она, что не нашла «рука Ея довольнаго на агнца» ( Лев. 12:8 )? Конечно, нет. Тут сокрыта великая тайна: Пречистая принесла истинного Агнца Божия, Которого те жертвенные агнцы служили только прообразом. Она принесла Сего Агнца во всесожжение за падший род человеческий. И еще прежде Голгофского алтаря Крестного над Сим Агнцем занесен был уже нож жертвенный праведным Симеоном Богоприимцем в день Сретения, когда Богоматерь услышала из уст праведного старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израили и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Преподобный Роман, именуемый сладкопевец, смолоду начал угождать Богу, живя в девстве и целомудрии. Он был пономарем в Софийской церкви г. Константинополя. Хотя св. Роман и не знал книжного писания, но был премудр добрыми делами, которыми превосходил премудрых книжников. Он был один из тех, о которых сказал апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых ( 1Кор.1:27 ). Патриарх Евфимий полюбил Романа за его добродетельное житие и, видя труды его по церкви, давал ему равную часть с клириками. Между тем последние стали роптать на патриарха, говоря: «невежду сравнял с нами!» Поэтому ненавидели св. Романа и причиняли ему всевозможные огорчения. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда был в церкви сам царь, а Роман ставил в церкви свечи, вдруг клирики схватили Романа и потащили на амвон, со словами: «равной части ты с нами удостоен, так, взошедши на амвон, воспой богохвальную песнь, подобно тому, как и мы». Это они сделали из зависти, желая посрамить его, потому что знали, что Роман, как необразованный, не может сделать того. Роман, получивши такое оскорбление при царе и при всем народе, горько заплакал. По окончании пения, когда все вышли из церкви, св. Роман упал на колени пред образом Богоматери и с плачем и рыданием долго молился. Потом, когда, пришедши домой, он немного уснул, явилась ему во сне Пресвятая Владычица Богородица, Которая есть утешение всем скорбящим, и, держа в руке маленький книжный свиток, сказала ему тихим голосом: «открой уста!» Когда он открыл уста, Владычица вложила свиток и сказала: «проглоти его!» Роман проглотил хартию (бумагу) и тотчас же проснулся и никого уже не видел. Сердце же его исполнилось неизреченной сладости и утешения, а в уме своем ощутил книжное разумение, какое сообщила ему Дева Богородица. Св. Роман, исполненный премудрости, стал со слезами воздавать благодарение своей Учительнице за то, что Она в малое время научила его более, чем кто через много лет разумеет. Когда настало время всенощного бдения (под Рождество Христово), то он с радостью пошел в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прокимен Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сделаю имя Твое памятным в род и род 233 . Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. Излило сердце мое слово хорошее 234 . Евангелие Лк. 1:39–49, 56 (зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея. И исполнися Ду " ха Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой. В те дни Мария с поспешностью пошла в нагорную страну 235 , в город Иудин 236 , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл 237 младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится 238 сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой 239 о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. Евангельский рассказ о посещении Пресв. Богородицей своей родственницы 240 прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, читается на утрени всех Богородичных праздников. В этом повествовании рисуется дивный образ Богоматери. Как будущая Матерь Божия, Она преисполнена высокого сознания Своего величия; Ея душа ликует святой радостью, изливающейся во вдохновенной хвалебной песни Богу – Господу и Спасителю (подобной песни прор. Анны, 1Цар. 2:1–10). Но вместе с тем Она преисполнена чувством глубокого личного смирения и благодарности Всемогущему за благодеяния, оказываемые Ей и всему роду человеческому через рождение от Нея Сына.

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

Пророк Исаия предсказывал, что Она родит не просто человека, как учили еретики-несториане, но именно БОГОЧЕЛОВЕКА: «се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему – Еммануил. что значит: с нами Бог» (7, 14). 26 Ещё яснее назвала Её Богоматерию праведная Елисавета, и притом не от себя, как человек, но «исполнившись Духа Свята», когда воскликнула: «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк. 1, 43 )! А, ведь, сказать Богоматерь или Богородица – одно и то же, и одинаково значит, что родившийся от Неё в самом рождении, был, как всегда есть, истинный БОГ. Отсюда Церковь учит, что и рождение Его было пречисто и безболезненно. В. Как ещё почитает Церковь Матерь Господа своего? О. Она ублажает Богородицу превыше всех разумных тварей, именуя её «честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим». 27 В. Какие ещё были свидетельства о Христе, говорившие о том, что Он – Спаситель? О. В ночь Рождества Христова о Нём свидетельствовали пастухам вифлеемским ангелы, оставивши навеки о Нём песнь: «слава в вышних Богу». В день Сретения засвидетельствовал о Нём праведный старец Симеон, назвавший Его «Владыкой», – «Светом во откровение языком и славою народа Его Израиля». Иоанн Предтеча множеству своих слушателей о Нём сказал: «се Агнец Божий, (вземляй) берущий на себя грехи мира». Но самые главные свидетельства об Иисусе Христе, единственные во всечеловеческой истории, были даны с неба, – от Самого Бога Отца: в день Крещения, Преображения и Входа Господа в Иерусалим, при чём в двух первых ОТЕЦ назвал Его Своим «Сыном возлюбленным, в котором Его благоволение»: «Того послушайте» – добавил Он ученикам на Фаворе. В. Как может быть спасительною земная жизнь Господа Иисуса Христа? О. Когда мы ей подражаем: «Образ дал Я вам», сказал Господь, умыв ноги ученикам и этим дав пример смирения и служения ближнему: «чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 15 ). «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ). 4-й, 5-й и 6-й члены Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прошло семь дней после рождения Богомладенца. За это время Святое Семейство, вероятно, из вертепа переселилось в один из вифлеемских домов. На восьмой день, по обычаю иудейскому, над Младенцем было совершено обрезание, и Ему дали имя Иисус. А на сороковой день праведный Иосиф и Божия Матерь пошли в Иерусалим, чтобы совершить еще один древний обряд: принести Богомладенца в Храм и посвятить Его как первенца Господу. Там, в храме, они должны были принести в жертву Богу двух горлиц и двух птенцов голубиных, как требовалось по закону. В Иерусалиме в это время жил древний старец Симеон, который был известен, как человек благочестивый, исполненный Духа Святого, ожидающий рождение Мессии. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. И вот, явившись однажды по вдохновению в храм, Симеон встретил там Того, Кого ожидал всю свою долгую жизнь. Он увидел на руках Богоматери Младенца Иисуса, в Котором узнал обещанного Израилю Мессию. Пораженный и обрадованный встречей, Симеон принял в свои объятия Святого Младенца и, благословив Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Божия Матерь и Иосиф с удивлением слушали слова Симеона, а старец, благословив их и обращаясь к Святой Деве, добавил: «Се, лежит Сей (Младенец) на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Это была одна из встреч, исполненных символического значения: два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон символизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеждой, а Богомладенец Иисус – Основатель Нового благодатного Союза человека с Богом. Этими словами Симеон предсказал, что за и против Христа в мире будет вестись постоянная духовная борьба и что Сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Отдание чести Святым Дарам  Честь Святым Дарам воздает Высокопреосвященный Константин, архиепископ Курганский и Шадринский. Призвав народ молиться Богоматери (что хор и делает, воспевая Ей песнь Достойно есть…), священник (или епископ) тихо продолжает: …О святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и достохвальных апостолах, о святых (перечисляет имена), память которых мы сегодня празднуем, о всех святых Твоих – по молитвам их, посети нас, Боже. (Рус.) Эта тайная священническая молитва из Литургии св. Иоанна Златоуста представляет собою уникальное явление! В ней отражены взгляды первохристианского времени. В первой части этой молитвы мы не просим святых молиться за нас или вместе с нами, как обычно бывает, но молимся сами за них! Приносим Тебе эту молитву о почивших в вере… Молились о святых лишь в первом – начале второго века христианской эры. Но уже во втором веке сформировалось убеждение, что святые в нашей молитве не нуждаются. Они и так с Богом, это они молятся о нас. Несколько слов об этом. Около 100 года по Рождестве Христовом Евангелист Иоанн приводит слова Спасителя, в которых Господь называет праведников Своими друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин. 15, 14 ). Более того, Спаситель обещает принять их сразу после смерти в небесные обители: «Пойду и приготовлю вам место… и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14, 3 ). Несомненно, что Христос выполняет обещание. И в Откровении мы читаем, что Иоанн Богослов видит под небесным жертвенником «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». И далее: «И возопили они [души убитых за Христа праведников] громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (6, 9–11). То есть здесь мы видим, что мученики имеют возможность общаться с Богом и от Него уже получили награду.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Скачать epub pdf Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет Память 26 декабря После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему повелено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» ( Лк. 2:39 ). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном? А здесь святой Матфей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матфей, именно – что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матфей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта». Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010